в процессе обучения вырабатывается агрессия
Проблемы вербальной агрессии в педагогической среде. Диагностика, профилактика и коррекция
1. Актуальность агрессивного поведения в педагогической среде.
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
В современном обществе остро стоит проблема обнаружения механизмов социализации агрессии. Решая задачу воспитания толерантности педагогов, необходимо учитывать причины агрессивного поведения и особенности проявления агрессивности в рамках профессиональной деятельности.
Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон агрессивности педагогических работников, методам ее диагностики и коррекции.
Уровень проявления агрессивности индивида зависит от личностных качеств, его стремления к власти, желания самореализоваться.
Для учителя это может быть осознание недостаточной квалификации, нездоровый климат в педагогическом коллективе, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.
Педагогическая агрессия проявятся во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, и приверженности к “карательным” воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу. Агрессивность обнаруживается у педагогов, работающих с трудными учащимися, а также у педагогов, имеющих недостаточную квалификацию. Особенно это наблюдается у педагогов дополнительного образования и естественно-математического цикла.
Вербальная агрессия современным обществом оценивается как менее опасная и разрушительная, чем агрессия физическая. Однако невозможно согласиться с тем, что речевая агрессия не несет реальной угрозы. Слово часто воспринимается более болезненно, чем агрессивные действия.
Агрессивное состояние может быть как открытым, т.е. внешне выраженным, так и скрытым. Безусловно, одно, опасно и то и другое, т.к. преднамеренная маскировка агрессивности за притворным «добрым» отношением носит разрушительный характер, но в более изощренном виде. Нельзя не учитывать того, какая реальная опасность стоит за речевой агрессией, являющейся первым шагом на пути к агрессии физической.
Пожалуй, самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии – это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если работник школы отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, стыдливо заменяя это понятие абстрактными “несдержанность”, “резкость”, “неуравновешенность” и, утешая себя тем, что “сейчас все так говорят”, он ничего не сможет изменить в своем общении с учениками и педагогическом коллективе.
Агрессивность может повышаться в ситуации осознания несостоятельности, неуспешности, вызывая желание компенсировать свои недостатки за счет разрушения другого объекта (ученика или подчиненного).
Дефицит удовлетворенности работой для педагога – источник нарушения эмоционального равновесия и повышенной агрессивности. По приводимым в литературе данным, более 80% учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями.
Миф о том, что профессия педагога – профессия «творческая и легкая» давно развеян в среде педагогов-практиков. Одним из главных факторов, влияющих на адаптационные процессы в школе, является перегруженность учителя, психическая и физическая напряженность его труда.
Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.
Одной из причин нарушения у педагогов эмоциональной стабильности является агрессивное поведение. Которое влияет на самочувствие педагога, на самочувствие окружающих его людей. Таким образом, если педагог не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессию, что может стать причиной серьезных проблем.
Поэтому необходим процесс социализации агрессии. Под социализацией агрессии понимается процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивилизации. Совершенно ясно, что “природный” агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
2. Профилактические меры.
Для оптимизации функции психологической защиты педагогических работников и оказания им психологической помощи необходимо внедрение ряда профилактических мер:
— прием на работу педагога целесообразно осуществлять при участии психолога с целью не допустить к работе с детьми человека с явными психологическими проблемами, низким уровнем культуры, особенностями характера, не приемлемыми в образовательном учреждении.
— психологическое просвещение педагогов, заключающееся в знании психологии личности, возрастной психологии и др., предполагающее в дальнейшем изменение работы, карьерный рост.
— психологическое консультирование и диагностика.
— информирование педагогов о месте и возможностях получения психологической, медицинской помощи, тренингов, литературы.
— разработка альтернативных сценариев карьеры. Коррекция может быть связана с изменением характера труда; обогащением труда.
— овладение приемами саморегуляции; нервно-мышечной релаксации. Обучить педагога снимать напряжение; гасить отрицательные эмоции. Но желательно чтобы приемы были индивидуальными и достаточно простыми. Например, точечный массаж; выбрать правильную рабочую позу.
— проведение тренингов, где вырабатываются навыки более эффективного поведения.
— организация психотерапевтических групп, но не в конкретных учебных заведениях. Лишь на базе центров (где набираются разные незнакомые друг с другом люди). В реальных коллективах такие психотерапевтические группы не проводятся
3. Примеры контроля вербальной агрессии.
Одной из основных проблем в работе педагогов является вербальная агрессия. Наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?
Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию ученика или коллеги, “быть выше ссоры”. Способность к эмпатии – сопереживанию проблемам собеседника, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние ребенка – очень важны для коммуникативной компетенции педагога. Наконец, толерантность – терпимость, снисходительность – тоже необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права другого на собственное мнение.
Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?
Существуют и частные приемы контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях.
Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, “не замечать” враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: “Он мне – слово, а я ему – десять”. Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой “последнее слово”. Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на “агрессора” (эффект неожиданности) и разрушает его “негативный сценарий”. Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение.
Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога особенно необходимая.
Исследования агрессии и психологического здоровья, проводимые нами, показывают, что своевременная и адекватная психологическая помощь может существенно улучшить качество жизни педагогов, уменьшить риск возникновения различных форм агрессивного поведения.
Приобретенное поведение проявляется…
Название | Приобретенное поведение проявляется… |
страница | 1/6 |
Дата публикации | 01.07.2013 |
Размер | 0.72 Mb. |
Тип | Документы |
zadocs.ru > Биология > Документы
ФИЗИОЛОГИЯ Приобретенное поведение проявляется… |
— при новых условиях;
Ранг в группе у копытных животных определяет…
Врожденные формы поведения…
Наследуемыми являются такие формы поведения, как…
Введение в группу «чужака» вызывает нарушение … поведения.
Укажите, как называется установление связи животного в определенный период его жизни с объектом внешней среды.
Укажите, какая агрессия вырабатывается в процессе обучения.
Укажите, как развивается индивидуальная фенотипическая адаптация.
— как экстренная и недолгая;
— как медленная и кратковременная;
— непродолжительная и кропотливая;
+ срочная и долговременная.
Укажите, что такое неассоциативное обучение.
Укажите, в виде какой адаптации развивается индивидуальная фенотипическая адаптация.
— непродолжительной и кропотливой;
+ срочной и долговременной;
— экстренной и недолгой;
— медленной и кратковременной.
Укажите, какими являются врожденные формы поведения.
Возбуждение симпатической нервной системы вызывает…
— уменьшение просвета легких;
+ усиление работы сердца;
— усиление моторики пищеварительного аппарата;
Свойство нервных центров изменять или перестраивать свою функцию, называется…
Центры диафрагмального нерва и сужение зрачка находятся в … отделе спинного мозга.
В рефлекторной дуге количество звеньев равно…
Функциональное состояние шейно-грудного отдела спинного мозга можно проверить с помощью…
Главными медиаторами вегетативных нейронов считают…
— интерлейкин и опсонин;
— гистамин и гепарин;
+ ацетилхолин и норадреналин;
— холецистокинин и гастрин.
Потоотделение усиливает … система.
Укажите, какой принцип лежит в основе деятельности центральной нервной системы.
Укажите, где были обнаружены зоны центральной нервной системы, отвечающие за положительные и отрицательные эмоции.
— в коре больших полушарий головного мозга;
+ в лимбической системе головного мозга;
— в паравертебральном симпатическом стволе;
— в крестцовом отделе спинного мозга.
Укажите, к чему относятся пучки Голля и Бурдаха, Флексига и Говерса, а так же спинно-таламические тракты.
+ к восходящим проводящим путям;
— к нисходящим проводящим путям;
— к передним буграм четверохолмия;
— к задним буграм четверохолмия.
Укажите, где находятся центры эрекции и эякуляции.
— в продолговатом мозге;
+ в пояснично-крестцовой части спинного мозга.
Укажите, что осуществляет регуляцию линьки.
+ передняя доля гипофиза, эпифиз, щитовидная железа;
— передняя и средняя доля гипофиза, эпифиз;
— средняя и задняя доля гипофиза, щитовидная железа.
Укажите, где располагается моторная область коры больших полушарий головного мозга млекопитающих.
— в гипоталамо-гипофизарной области;
— в затылочной области;
— в обонятельных луковицах;
Укажите, где осуществляется локализация ганглиев в симпатической нервной системе.
— в верхних поясничных сегментах спинного мозга;
— в интрамуральных ганглиях;
+ в вертебральных и превертебральных ганглиях;
— в грудных сегментах спинного мозга.
Укажите, в какой зоне четверохолмия заднего мозга располагаются центры, регулирующие движение ушных раковин, натяжение барабанной перепонки, работу слуховых косточек.
— в нисходящих путях;
+ внешней или внутренней среды.
— специфическая ответная реакция ткани…
— неспецифическая ответная реакция ткани…
+ действие раздражающего агента.
— неспецифическая ответная реакция ткани, форма физического воздействия на ткать;
+ специфическая ответная реакция ткани;
— способность изменять скорость обмена веществ.
+ процесс перехода ткани в активное состояние;
— свойство клеточных мембран;
— фактор внутренней среды.
Потенциал покоя (ПП) – …
— заряд цитоплазмы клетки;
+ разница зарядов между внутренней и внешней поверхностью мембраны;
— фаза деления клетки.
Наличие ПП в клетке обусловлено…
— особое свойство белков;
— деятельное состояние клетки;
+ пикообразное колебание потенциала при перезарядке мембраны.
Возникновение ПД обусловлено…
— ответная реакция возбудимой ткани на действие раздражителя;
— способ движения ресничек;
+ ответная реакция организма на раздражение при участии ЦНС;
— структурный элемент нервной ткани.
По времени образования рефлексы бывают…
+ пищевые и локомотивные;
— устойчивые и безусловные;
— экстерорецептивные и интерорецептивные;
— спинальные и бульбарные.
+ проводниковая, рефлекторная, трофическая;
Концевые разветвления аксонов заканчиваются…
Длинные отростки нейронов называются…
Афферентные нейроны проводят возбуждение…
— от дендритов в гипоталамус;
— от аксонов в гипофиз;
— от эффектора в ЦНС.
Самую многочисленную группу нейронов в ЦНС образуют…
Термин «Рефлекс» ввел в науку…
Простейшая рефлекторная дуга называется…
Считают, что у млекопитающих центральные механизмы болевой чувствительности находятся в …, т.к. непосредственное раздражение коры боли не вызывает.
Ядра черепно-мозговых нервов – тройничных, отводящих, лицевых, слуховых и др. образуют.
+ лимбическая система и таламус;
— продолговатый мозг и варолиев мост;
— четверохолмие и средний мозг;
— ретикулярная формация и мозжечок.
Высший уровень регуляции вегетативных функций осуществляют такие структуры организма как.
+ гипоталамус, лимбическая система, новая кора;
— мозжечок, спинной мозг, продолговатый мозг;
— надпочечники, поясничный отдел спинного мозга.
Прямой путь от двигательной коры к мотонейронам спинного мозга проходит по … системе нисходящих спинномозговых путей.
Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает дыхание.
— поверхностное и редкое;
— поверхностное и частое.
Цитология – наука о…
Впервые открыл клетку…
Органоиды клетки, которые играют важную роль в процессе синтеза белка –
+ рибосомы и все виды эндоплазматической сети;
Органоиды, синтезирующие АТФ:
— гранулярная эндоплазматическая сеть;
ДНК клетки располагается в…
Захват клеткой крупных твердых частиц – …
— основная форма межклеточного контакта;
+ разновидность плотного контакта;
— гранула эндоплазматической сети.
Рибосомы располагаются в…
— составе лизосом клетки;
+ цитоплазме и на мембране эндоплазматической сети;
— уплотненном комплексе Гольджи;
— на поверхности мембраны ядра;
+ в цитоплазме на полисомах.
Клеточные включения – это…
+ синтезирующиеся и накапливающиеся продукты обмена веществ;
— постоянные составные структуры клетки;
Эмбриология – наука о (о-…
+ утробном развитии плода;
— развитии половых клеток;
— образовании плодных оболочек.
Мужские половые клетки:
+ зародышевого развития организма;
Фермент, способствующий проникновению спермия в яйцеклетку – …
Из нервной трубки развивается…
+ головной и спиной мозг;
— только переферическая нервная система;
— вся нервная система позвоночник;
Мезодерма подразделяется на…
Временный орган, выполняющий защитную функцию у птиц и создающий внутреннюю среду зародышу –
— сероза и аллантоис;
Развитие яйцеклеток высших млекопитающих происходит в…
Эпителии располагаются на…
Питание эпителиальных пластов осуществляется…
Эпителий, имеющий ростковый, зернистый, блестящий и роговой слои – …
— простой кубический эпителий;
— простой столбчатый эпителий;
— неороговевающий многослойный эпителий;
+ ороговевающий многослойный эпителий.
Переходный эпителий выстилает органы:
Потовая железа является.
При апокринной секреции…
— клетка полностью разрушается;
+ разрушается апикальная часть секретирующей клетки;
— клетка не разрушается;
— разрушается базальная часть.
Эритроциты выполняют свои функции…
— вокруг сосудистой соединительной ткани;
— в тканевой жидкости;
— безъядерная клетка, имеющая форму двояковогнутого круглого диска;
+ имеется ядро, цитоплазма, органеллы, включения и зернистость;
— безъядерные элементы, имеющие вид дискообразных структур;
— безмембранные структуры, имеющие вид пластинок.
Пузырьковидные железы располагаются…
— около маточных труб;
+ около шейки мочевого пузыря;
Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя (статья)
Большинство ученых, теоретиков образования рассматривают профессиональное развитие учителя как становление педагогического мастерства и индивидуального стиля деятельности Научные исследования в этой области направлены на изучение профессионально важных качеств, на продуктивные психологические новообразования, возможности личности в контексте становления «Я-концепции» специалиста.
Субъектно-деятельностный подход в контексте изучения феномена профессиональной деформации является, на наш взгляд, наиболее продуктивным, так как позволяет проанализировать развитие самой деятельности и ее субъекта. Исследователи рассматривают деятельность как сложную развивающуюся систему, имеющую внутреннюю структуру, состоящую из взаимообусловленных элементов, что отражено в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова.
Изучение профессиональной деятельности требует уточнения некоторых базовых понятий рассматриваемого нами концептуального подхода.
Под профессиональным становлением личности понимают процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий профессиональной деятельности и собственной активности личности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Но, как и всякий процесс развития, становление сопровождается неизбежными деструктивными изменениями: кризисами, стагнацией и деформациями личности. Согласно концепции профессионального становления Э. Ф. Зеера, этот процесс носит нормативный характер, а переход с одной стадии на другую характеризуется качественными изменениями, инициируемыми изменением социально-профессиональной ситуации, перестройкой ведущей деятельности [54, с. 58].
В ходе теоретического анализа, посвященного детерминантам агрессии как профессионально обусловленной деформации личности учителя выяснилось, что любые деструктивные изменения в процессе профессионального становления могут быть причинами, обуславливающими агрессию педагога, а также способствующими ее закреплению и дальнейшему развитию. Рассмотрим специфические особенности педагогической деятельности, являющиеся условиями возникновения и развития агрессии учителя.
Однако такой процесс вхождения в роль другого не проходит бесследно для самого субъекта деятельности. Он неизбежно оказывает влияние на личность педагога, оставляя следы в индивидуальном развитии личности. В процессе «вживания» субъект как бы интериозирует часть психики другого, усваивает особенности личности партнера по общению. Особенности другого становятся собственными свойствами личности действующего субъекта [21, с. 81].
Ряд въедающихся деятелей педагогической психологии посвятили свои работы изучению профессионально важных качеств, способностей и свойств личности педагога. В работах И. А. Зимней, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, Л. М. Фридмана и других ученых подробно описывается разнообразный и многочисленный состав, а также уровни развития педагогических способностей, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Высокие требования, предъявляемые содержанием самой профессии и социально-экономические условия ее реализации, рождают ряд противоречий.
– между динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью педагога к их осуществлению;
– между личностной потребностью в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения;
– между растущим объемом актуальной информации и устаревшими способами ее переработки, хранения и передачи.
– между динамикой образовательной политики и стремлением учителей занимать четкую и последовательную позицию.
Эти и другие (частные) противоречия приводят к повышенной эмоциональной напряженности в деятельности, изменениям ценностно-мотивационного характера, обострению конфликтов как личностных, так и групповых, косвенно способствуя реализации агрессивных тенденций.
С.П. Безносов также предлагает использовать для анализа деформации понятие «профессиональная роль» и соответствующую концепцию личности. В качестве причины деформации им рассматривается соотношение между субъектом профессиональной деятельности и его пониманием, принятием профессиональной роли [21, 131]. Особенно это касается тех случаев, когда профессия учителя является вынужденным занятием, средством заработка либо другим видом деятельности, не имеющим истинную профессиональную педагогическую мотивацию. Несоответствие внутреннего содержания личности требованиям деятельности, длительная неудовлетворенность выполняемой ролью, занимаемым положением в коллективе и обществе могут стать причиной, обуславливающей деформацию, а также инициирующей профессиональный кризис [21, 54, 57, 109]. Такой подход вносит ясность в значение, которое играет социальная роль в формировании агрессии. Несомненно, играя роль учителя, человек должен соответствовать конкретному образу и осуществлять свои функции в соответствии с должностными инструкциями, предписаниями и нормами, например, регулировать дисциплину в классе, предъявлять требования к поведению и деятельности учащихся. Тем не менее «симптомом» деформации является перенос содержательных признаков роли учителя на обыденное поведение, а также гипертрофированное (избыточное) исполнение своих обязанностей [35, 54, 86, 74]. К примеру, учитель продолжает играть свою роль и вне педагогического процесса, что в свою очередь сказывается на качестве его взаимоотношений и в других сферах жизнедеятельности, например, в семье.
Несмотря на очевидную сложность изучения агрессии учителя, возникает необходимость более четкой структуризации теоретических и эмпирических данных. В ходе теоретического анализа проблемы агрессии было установлено, что агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя имеет многообразные проявления, которые могут носить как активный характер, так и пассивный или косвенный. Характер стратегии профессионального поведения тесно связан с эмоциональным состоянием учителя в момент осуществления педагогической деятельности. Негативные эмоции, переживаемые учителем, часто отражают само отношение к профессиональной деятельности, ее мотивационно-ценностный, социально-профессиональный и другие аспекты, влияющие на продуктивность труда и последующее развитие специалиста.
В соответствии с активностью профессионального поведения и характером переживаемых агрессивным учителем эмоций, нами было выделено семь типов агрессии педагога:
4. Доминантность проявляется в демонстрации власти и непреклонного авторитета учителя, предъявлении жестких требований к учащимся, применении системы наказаний, неадекватно низкой оценке результатов учебной деятельности. Доминантность является основой авторитарного стиля педагогического взаимодействия.
Выделенные типы агрессии учителя, рассмотрены нами по степени активности стратегии профессионального поведения учителя и характеру эмоциональных переживаний. Несомненно, они нуждаются в дальнейшем изучении, уточнении содержания поведенческих проявлений.
Обобщая теоретический анализ, посвященный обзору и анализу проблемы агрессии как профессионально обусловленной деформации личности учителя, можно сделать следующие выводы:
– Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя представляет деструктивное поведение, выражающееся в нарушении профессионально-нравственных норм взаимодействия учителя и учащихся при формальном наличии профессионально оправданных действий.
– Детерминантами агрессии как профессионально обусловленной деформации личности учителя выступают три группы факторов.
1) Субъективные факторы, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности учителя.
2) Объективные факторы, связанные с особенностями социально-профессиональной среды.
3) Объективно-субъективные факторы, инициированные дисбалансом личностного и профессионального развития.
– Агрессия может носить активный и пассивный характер, тесно связанный с эмоциональным реагированием учителя на возникающие профессиональные ситуации и проявляющийся в следующих типах: импульсивные действия, враждебные высказывания, конфронтация, доминантность, оппозиция, стереотипная дифференциация и нетерпимость.
– Результаты теоретического анализа свидетельствуют о необходимости комплексного изучения агрессии, выявления психологических особенностей деформации на разных этапах профессионального становления учителя, научного поиска психолого-педагогических технологий преодоления и профилактики деформации.