в развитии добрых чувств творение души урок
Конспект урока ОРКСЭ «В развитии добрых чувств- творение души»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ в развитии добрых чувств- творение души..docx
Конспект урока № 10
по ОРСЭ для 4 класса
по теме : «В развитии добрых чувств-творение души», дата: 18.11.20
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-активное использование речевых средств для решения задач;
-использование различных способов поиска информации;
-готовность слушать собеседника и вести диалог.
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Оборудование, ид, ноутбук, учебник, проектор, карточки.
-Урок мне хотелось бы начать с рассказа Бориса Ганго «Попугайчик».
Послушайте его и ответьте на вопрос, который появится в конце прочтения.
«Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:
— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.
Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?
Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mаша ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль — купить попугайчика для тёти Маши.
Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?
Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:
— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?
Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:
— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:
— А разве раньше я человеком не был?
— Был, конечно был, — улыбнулась мама.
— Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!
— А что такое душа? — насторожился мальчик.
-А как вы ответите на вопрос, что такое душа? (…)
-Заглянем в словари.
У В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».
У Ожегова «Внутренний, психический мир человека, его сознание.
То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами».
-Где ещё можно посмотреть определение? (в учебнике)
-Откройте учебники на стр.49 найдите определение слова «Душа»
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке этики сегодня? (…)
Открываем часть темы на доске: ……..- ……… души.
-А душа, какая она. На что она похожа? Как вы её себе представляете?
Создание проблемной ситуации.
Работа над пословицами. (в парах)
«Глаза – бирюза, а душа – сажа»
«Голова умна, да душа – дурна»
«К доброй душе и чужая пчела роем прививается»
«К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»
«Как душа черна, так и мылом не смоешь»
«Крови не родной, а души одной»
-На какие две группы вы бы разделили пословицы? (о доброй душе и о злой)
-Как же так происходит, что чистая добрая душа становится злой. (…)
-Как сделать так, чтобы душа сохранила свою чистоту. Подумаем об этом на уроке.
Открываем часть темы на доске: ……..- творение души.
Разбор ситуаций. Работа в группах.
-Перед вами на листочках записаны ситуации, прочитайте их, обсудите и ответьте на вопросы.
1.«Нашему классу поручили создать клумбу около школы. Одни ребята копали землю, другие сажали цветы, третьи поливали их. Все очень устали. Но когда работа была закончена, уставшие от труда дети почувствовали радость».
Почему? Какое выражение со словом «душа» можно использовать, характеризуя их радость?» (Душа поёт, душа ликует)
2. «Витя был летом в лагере. Он отлично отдохнул, подружился с ребятами. Вместе они участвовали в мероприятиях, ходили в поход, пели песни у костра. Но вот пришло время расставаться. Вернувшись, домой, Витя испытал огромное чувство грусти. Он был здоров, но ему хотелось плакать».
С чем это было связано? Какое выражение со словом «душа» можно использовать, характеризуя его грусть?» (Душа болит)
— Когда «душа поёт»? (когда все здоровы, когда смог не солгать, т.е пересилил себя, очень хотелось, когда не пожадничал и т.д.)
— Когда «душа болит»? (когда уехал в командировку папа, когда заболела мама, когда злюсь, когда поступаю неправильно и т.д.)
-Разные ситуации вызвали у вас радость и грусть. Из них я бы выделила те, которые направлены на себя и те, которые направлены на других. Какие чувства окажут большее положительное влияние на душу первые или вторые? Почему?
Работа над ассоциациями.
-Перед вами на доске выражения. А что объединяет эти выражения? (слово «душа»)
-Надо объяснить их смысл.
Душа поёт – радость, ликование
Душа болит – сопереживание, грусть
Кривить душой – обман, ложь
На душе тяжело – уныние, тоска
Голубиная душа – кротость
-Как можно одним словом охарактеризовать столбик слов справа? Что это? (Чувства)
-Какие чувства надо развивать, чтобы душа оставалась светлой?
Работа над высказываниями
-Что в человеке помогает проконтролировать проявление чувств? (разум)
Один мыслитель Древнего Рима Марк Аврелий утверждал, что «разум есть взор души»
А вот французский учёный Паскаль говорил « Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. У сердца свои законы, которых разум не знает»
-Вот почему иногда говорят «разум с сердцем не в ладу». Кому же тогда доверять? (…)
Однажды внук пришёл к деду и спросил:
— Что такое душа?
Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда:
— Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь.
Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи.
И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.
— Я никогда не слышал о них, — сказал внук.
Дед улыбнулся и ответил:
— Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх, человек становится расчётливым и холодным.
Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть.
Третье же «Я»— это Душа. Только она способна установить в нас гармонию».
-Что нужно делать, чтобы душа стала мудрой и всегда выбирала правильный путь? (тренировать её)
-На стр.49 найдите подтверждение этой мысли. (высказывание Белинского)
-Как долго надо трудиться душе? (всю жизнь)
-Трудно это или легко? (…)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958 Николай Заболоцкий
-Как может трудиться душа? (слова, мысли, поступки)
-Я предлагаю работу по воспитанию души начать прямо сейчас.
А для этого отправимся в сад.
-Какими добрыми мыслями вы готовы поделиться, чтобы наш сад начал расти? (…)
-Скажите друг другу добрые слова.
-А про добрые дела не принято говорить вслух, их лучше делать тайно. Поэтому напишите доброе дело, которое вы совершили на яблочке, соберём их в корзинку.
Учитель зачитывает, не называя имён. На доске появляются яблочки.
-Посмотрите, какой сад души у нас получился, не забывайте его удобрять, бороться с сорняками. И тогда ваши души станут мудрыми, и всегда будут выбирать путь добра.
-Вспомните начало урока. О чём хотели бы вы меня спросить? (как ответила мама на вопрос, чем закончился рассказ)
Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:
— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:
— А разве раньше я человеком не был?
— Был, конечно был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!
— А что такое душа? — насторожился мальчик.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока в 4 классе по предмету ОРКСЭ
учителя начальных классов
Хомич Ирины Викторовны
МБОУ «Новоселовская школа»
Цель. Формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.
Определить понятие слова «Духовность»;
Определить различие понятий «Душа» и «Дух», «Духовность» и «Нравственность»;
Формировать у учащихся представления о духовно-нравственных качествах, системы духовных ценностей;
Убедить учащихся в том, что человек должен самосовершенствоваться, осознать себя как личность.
Вызвать у детей желание помогать, сопереживать и задуматься о духовных качествах человека.
Актуализация полученных знаний
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем уроке. О чем мы говорили на прошлых уроках?
Правильно о правилах этикета, проверим ваши знания, выполнив тест по пройденным темам. Выбирая правильны ответ, в вопросе где для ответа квадратики может быть несколько ответов, в кружках обозначаем только один правильный ответ, подпишите и передайте по ряду на первую парту
А начать наш урок я хочу его с высказываний известных людей. В частности Персидского философа Омара Хайяма. Прочитайте их, пожалуйста, и скажите, как вы их понимаете.
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на нашем уроке?
Как мы с вами убедились с прошлых уроков, что правила этикета позволяет облагородить общение с людьми, то есть придать ему внешнюю привлекательность. А от чего зависит внутреннее состояние человека?
Правильно от воспитанности, вежливости, уважении, доброжелательности.
Что же руководит человеком в выборе формы общения и взаимодействия с людьми и всем миром в целом?
Иногда в народе говорят: «действует по велению души». Как вы понимаете это выражение?
То есть мы эмоционально реагируем на слова и поступки, а также на отношение к нам.
В каких случаях во взаимодействиях с людьми говорят: «Разум с сердцем не в ладу»?
Разум заставляет нас действовать обдуманно, а наши внутренние чувства иногда сопротивляются, вот и говорят «Душа не принимает, не по душе, душа требует» приведем пример
Так что же такое душа? — найдем определение в толковом словаре. Остальные в учебнике.
Душа – суть человека, его внутренний мир.
Запишем определение в своей тетради.
Именно в душе мы ощущаем отклик происходящего с нами в окружающем мире например природе или искусстве (вдохновение)
Слышали ли вы такое изречение «Душа поет, душа ликует, душа просит, или душа скорбит»?
Как же связаны понятия душа и душевность?
Кто такой душевный человек? Подтвердим свое предположение из текста с. 49
Прочитаем изречение Французского писателя Гюстава Флобера:
« Всякая душа измеряется огромностью своего стремления»
Как понимаете эти слова?
Широта человеческого стремления и действия с вязанные с этими стремлениями.
Со стр. 49 прочитаем изречение литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского
«У души, как у тела есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия»
Как вы понимаете его слова?
послушайте отличное стихотворение Заболотского о воспитании души:
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Подумаем что общего в словах «Душа, Дух, Духовность»
Что означает выражение « они близки по духу»?
Получается, что близкие по духу люди близки по своему внутреннему миру. А что же такое духовность?
Итак: Духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни. ( запишем понятие в свою тетрадь) Духовность это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Такая душа вбирает в себя все доброе и необходимое человеку.
Немного отдохнем, Встанем, представьте, что ваша душа полна света и доброты. Она такая большая, что вам хочется поделиться с этой душевной добротой во всеми кто у нас сегодня в гостях, с друг другом. Закроем глазки, сосредоточимся на своем внутреннем мире и мысленно поднимаем это тепло души и дарим, делимся со всеми (дети имитируют движение, поднимают руки с раскрытыми ладонями вверх и в стороны) Почувствуйте, как в нашем классе стало тепло и сколько добрых чувств появилось у каждого из вас.
Попробуем заглянуть в свою душу и определив, какая она, продолжив следующие предложения.
Богаче и глубже та душа, которая способна на чувства, помогающие человеку, но не пассивная (вспомните тему о добре), а созидательная, стремящаяся к совершенствованию. Именно в развитии этих чувств наше творение души.
Послушаем притчу о чистой и большой душе человека, который был обделен судьбой .(в исполнении Светланы Копыловой песня- притча)
Ответим на вопрос : Согласны ли вы что душа – это наше творение?
Прочитаем отрывок великого педагога- новатора В.А. Сухомлинского с 50 ( про себя или вслух хорошо читающий учащийся)
Что значит быть человеком? По этому вопросу поговорим на следующем уроке…
К следующему уроку подготовим домашнее задание: прочитать в Учебнике с 48-50, ответить на вопросы, сделать практическое и творческое задание,
Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу пожелать вам духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок!!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План-конспект урока по ОРКЭ в 4 классе
Цель. Формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.
Определить понятие слова «Духовность»;
Определить различие понятий «Душа» и «Дух», «Духовность» и «Нравственность»;
Формировать у учащихся представления о духовно-нравственных качествах, системы духовных ценностей; анализировать жизненные ситуации, собственные поступки, нравственные формы поведения ; обогащать словарный запас; воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, стремление совершать добрые дела.
Оборудование : проектор, презентация
раздаточный материал. Распечатки: притча, стихотворение.
У.-Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
(Дети занимают рабочие места)
У.-Ребята, покажите смайликом мне свое настроение.
Учащиеся делают соответствующие предположения.
Учитель : Правильно о правилах этикета, проверим ваши знания( презентация правил этикета, составленных учащимися)Спасибо за работу!
(Звучит музыка Л.В.Бетховен «Лунная соната», в этот момент читается отрывок из стихотворения)
Где-то там внутри у человека
Есть душа. Хорошая душа.
Ей средь шума атомного века
Всё трудней становится дышать.
Можно каждый день читать и слушать
Но насколько б легче стало сразу,
Если б люди вспомнили про душу…
У.-Что хотел сказать автор этих слов?
О.-Внутри у человека есть душа, о которой нужно помнить всю жизнь.
Учащиеся читают и комментируют высказывания.
Учитель : Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на нашем уроке?
Учащиеся делают соответствующие предположения.
Работа по теме урока
Рассказ-загадка «Чудный домик» К.Д.Ушинский
У.-Ребята, о ком же всё-таки была загадка?
У.-Давайте разгадаем данные слова из загадки.
Ставни (окошечки) г___а
У.-Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике?
О.-Главное в домике-это душа, без которой тело было бы мертвым, не могло бы чувствовать.
У.-Чтобы душа была в порядке, нужно оберегать ее, совершать благие поступки.
У.-Итак, у каждого человека есть видимое тело, и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе.
У.-Ребята, а у вас есть душа?
У.-Где она находится?
У.-А что же такое душа, найдите определение в учебнике на с.49
У.-Ребята, с помощью прилагательных опишите, какая может быть душа у человека.
Прилагательные: Отзывчивая, трусливая, огромная, открытая, жестокая, завистливая, добрая.
У.-Какие качества вы бы взяли для своей души?
Учитель: Со стр. 49 прочитаем изречение литературного критика В. Г. Белинского
Учитель : Как вы понимаете его слова?
Учащиеся делают соответствующие предположения.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Заболотского о воспитании души:
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Учитель : Немного отдохнем, Встанем, представьте, что ваша душа полна света и доброты. Она такая большая, что вам хочется поделиться с этой душевной добротой во всеми кто у нас сегодня в гостях, с друг другом. Закроем глазки, сосредоточимся на своем внутреннем мире и мысленно поднимаем это тепло души и дарим, делимся со всеми (дети имитируют движение, поднимают руки с раскрытыми ладонями вверх и в стороны) Почувствуйте, как в нашем классе стало тепло и сколько добрых чувств появилось у каждого из вас. Молодцы!
Учитель : Подумаем что общего в словах «Душа, Дух, Духовность» Слайд
Учащиеся делают соответствующие предположения.
Учитель : верно, они родственные, однокоренные.
Учитель : Что означает выражение « они близки по духу»?
Учащиеся делают соответствующие предположения.
Учитель : Получается, что близкие по духу люди близки по своему внутреннему миру. А что же такое духовность?
Учащиеся делают соответствующие предположения. Слайд
Итак: Духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни. ( запишем понятие в свою тетрадь) Духовность это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Такая душа вбирает в себя все доброе и необходимое человеку.
(На доске ромашка: Душа поет, плачет, ликует, скорбит)
У.-Как вы понимаете выражение «душа поет»?
У.-Как вы понимаете выражение «душа плачет»?
У.-Как вы понимаете выражение «душа ликует»?
У.-Как вы понимаете выражение «душа скорбит»?
У.-А сейчас такое задание: «Чем вылечить болезни?» (Подобрать антонимы)
Итог урока. Рефлексия.
Учитель : Попробуем заглянуть в свою душу и определив, какая она, продолжив следующие предложения.
Я радуюсь, когда…… Слайд
У.-Есть в нашем мире что-то такое, что нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?
О.-Да, это душа человека.
У.-А что же красит душу человека?
У.-На доске изображено дерево. Если урок вам понравился, и вы усвоили материал, прикрепите вишенку, если урок вам не понравился или вы что-то не усвоили, то цветочек.
К следующему уроку подготовим домашнее задание: прочитать в учебнике с 48-50, ответить на вопросы, сделать творческое задание.
Учитель : Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу пожелать вам духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок!!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель: Семиградская С.В.
Тема урока: В развитии добрых чувств – творение души.
Цель урока: формирование понимания души, духа, духовности человека, духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.
Задачи урока: познакомить с понятиями «душа», «духовность», формировать у учащихся представления о духовно-нравственных качествах, системы духовных ценностей, убедить учащихся в том, что человек должен самосовершенствоваться, осознать себя как личность, вызвать желание помогать, сопереживать и задуматься о духовных качествах человека.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, активное использование речевых средств для решения задач
Познавательные: использование различных способов поиска информации
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Самоопределение к деятельности.
— Перед вами слово из 5 букв.
-Определив это слово, вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке.
( В случае затруднения, угадываем по буквам)
-Прочитаем определение в учебнике на с.4
Работа с учебником
-Найдите этот раздел в учебнике на с.47
( знакомство с содержанием раздела)
— На с.49 прочитайте тему урока.
-Прочитайте высказывание Персидского философа Омара Хайяма и скажите, как вы его понимаете.
Работа по теме урока.
1.Знакомство с определениями «душа», «душевность»
Душа – суть человека, его внутренний мир.
— Именно в душе мы ощущаем отклик происходящего с нами в окружающем мире, например природе или искусстве (вдохновение)
-Слышали ли вы такое изречение «Душа поет, душа ликует, душа просит, или душа скорбит»?
— Как же связаны понятия душа и душевность?
— Кто такой душевный человек?
— Подтвердим свое предположение из текста с. 49
— Послушайте изречение Французского писателя Гюстава Флобера:
« Всякая душа измеряется огромностью своего стремления»
Как понимаете эти слова?
Учитель : Широта человеческого стремления и действия с вязанные с этими стремлениями.
— Со стр. 49 прочитаем изречение литературного критика Виссарирна Григорьевича Белинского
«У души, как у тела есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия»
-Как вы понимаете его слова?
Слушание стихотворения «Не позволяй душе лениться» Николая Заболоцкого
— Что самое главное хотел сказать автор слушателю и читателю?
— Подумаем что общего в словах «Душа, Дух, Духовность» ( верно, они родственные, однокоренные.)
— Что означает выражение « они близки по духу»?
Духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни.
Духовность это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Такая душа вбирает в себя все доброе и необходимое человеку.
-Встанем, представьте, что ваша душа полна света и доброты. Она такая большая, что вам хочется поделиться с этой душевной добротой друг сдругом.
— Закроем глаза, сосредоточимся на своем внутреннем мире и мысленно поднимаем это тепло души и дарим, делимся со всеми (дети имитируют движение, поднимают руки с раскрытыми ладонями вверх и в стороны)
-Почувствуйте, как в нашем классе стало тепло и сколько добрых чувств появилось у каждого из вас.
Продолжение работы по теме урока
— Сейчас разделитесь на групы по интересам – близкими по духу
Задание: Попробуем изобразить на листе то, что вас объединяет, схематически за 2-3 минутки (на столах маркеры и бумага)
-Озвучим, что у вас получилось
Однажды внук пришёл к деду и спросил:
— Что такое душа?
Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда:
— Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь.
Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи.
И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.
— Я никогда не слышал о них, — сказал внук.
Дед улыбнулся и ответил:
— Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх, человек становится расчётливым и холодным.
Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть.
Третье же «Я»— это Душа. Только она способна установить в нас гармонию».
-Что нужно делать, чтобы душа стала мудрой и всегда выбирала правильный путь? (тренировать её)
-На стр.49 найдите подтверждение этой мысли. (высказывание Белинского)
-Как долго надо трудиться душе? (всю жизнь)