в рейтинговой системе оценивания показателем качества обучения служит служат
Основные понятия рейтинговой системы оценивания
Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.
Рейтинг-шкала –унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.
Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.
Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.
Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):
1. Степень усваиваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);
2. Дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.
Контрольно-оценочные циклы.Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.
Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.
Преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:
• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);
• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;
• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;
В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения.
В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым преподаватель приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале.
Совокупность условий и средств, обеспечивающих непрерывное наблюдение за процессом обучения
3. система органов, контролирующих качество образования
4. обязательный этап аккредитации ОУ
2. Личностно-ориентированный подход рассматривает образование как …
1. ориентацию на проблемы личности
2. способ решения поставленных человеком профессиональных задач
3. способ развития личности
Деятельность по согласованию интересов личности и общества.
5. предпосылку социализации
3. Права на выдачу документа об образовании государственного образца дает образовательному учреждению …
Аккредитация
4. модернизация качества образования
5. соответствие государственному образовательному стандарту
4. В системе опережающего обучения, по сравнению с системой поддерживающего обучения, роль традиционных знаний …
Возрастает
3. остается прежней
4. изменяется в зависимости от специфики обучения
5. Критериями качества знания в современных педагогических технологиях выступают …
Знания, умения, навыки
2. развитие творческих способностей
3. опыт эмоционально-ценностных отношений
4. способности к самореализации в трудовой или учебной деятельности
6. Мониторинг качества образования контролирует…
1. выполнение образовательным учреждением требований государственного стандарта
2. уровень знаний учащихся
3. способность учащихся к самореализации в учебной деятельности
4. социализированность личности учащихся к моменту окончания учебного учреждения
7. Мониторинг информирует о соответствии …
1. подготовки учащихся – требованиям общества и рынка труда
2. ожиданий родителей учащихся – содержанию образования
Фактических результатов деятельности педагогической системы – ее конечным целям
4. обязанностей учителей и школьных работников – их квалификации
8. Информацию о реальных результатах обучения можно получить с помощью …
Экзаменов, контрольных и срезовых работ
2. массовых обследований
3. изучения школьной документации
4. психодиагностических методик
9. Эффективный мониторинг предполагает разработку …
Педагогических оценочных материалов
2. системы требований к ответам ученика
3. критериев оценивания традиционных письменных работ
4. способов оценки развития творческих способностей учащихся
10. «Пятёрка» – это …
Отметка
4. количественный способ выражения знаний
11. Из нижеперечисленного к видам контроля относятся …
1. тестирование, портфолио, рейтинг, мониторинг
2. собеседование, контрольная работа, опрос, зачёт, экзамен
3. предварительный, текущий, периодический, итоговый
4. устный, письменный, практический
12. Диагностика обучения – это …
1. проверка ЗУНов учащихся
Контроль сформированности их компетенций и творческих способностей
3. определение результатов, тенденций и динамики педагогического процесса
4. механизм слежения за качеством образования
13. К современным средствам оценивания относятся …
Тестирование, портфолио, рейтинг, мониторинг
2. собеседование, контрольная работа, опрос, зачёт, экзамен
3. предварительный, текущий, периодический, итоговый
4. устный, письменный, практический
14. Рейтинг …
Является разновидностью накопительной оценки
2. никак не связан с накопительной оценкой
3. может частично быть накопительным
4. накапливает ЗУНы учащихся
15. Ключевым принципом рейтинга является …
Накопление
16. В рейтинговой системе оценивания показателем качества обучения служит (служат) …
Кумулятивный балльный показатель
2. нормативный (эталонный) показатель
3. итоги финальных срезовых работ
4. итоги независимого педагогического тестирования
17. «Академический рейтинг» – это показатель …
Теоретические основы рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Люди давно открыли величайшую формулу обучения: знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно.
Востребованность знаний связана с мировыми тенденциями развития общества: научно-техническим прогрессом, компьютеризацией, обострением экологических проблем, ухудшением здоровья населения и др. Знания и умения общего свойства востребованы в любых жизненных ситуациях, в большой группе профессий. Но качество этих знаний по-прежнему оценивается традиционными способами, хотя содержание образования и многое другое, что составляет сущность процесса обучения в школе, изменилось радикально. Поэтому возникла необходимость исследований, касающихся проблемы эффективности контроля и оценки качества знаний учащихся в этих условиях.
На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск.
Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Учащийся в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовывать на практике здоровьесберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний, позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеников возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Учащиеся перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия.
Рейтинговая система – система накопления оценок, баллов, которые отражают успеваемость учащихся и их творческий потенциал. Рейтинговая система способна не только детализировать основные показатели качества знаний учащихся, но и стимулировать целый ряд показателей эффективности их деятельности: своевременность выполнения заданий; ритмичность прохождения программ; качество усвоения предмета, а также формировать прочные и системные знания обучаемых. По этой системе весь курс разбивается на отдельные блоки, также присваиваются предварительно заданные баллы. Рейтинговая система контроля включает в себя оценку различных видов учебной деятельности, имеющих разную «стоимость». Учащийся знакомится с условиями рейтинговой системы оценки знаний в начале учебного года. Задача каждого учащегося – набрать больше баллов. А чтобы стимул был сильнее, при фронтальном опросе каждый верный ответ учащегося поощряется баллами. Ошибочные ответы не оцениваются. Этим самым повышается активность учащихся на уроке, они сами вовлечены в работу на уроке, не отвлекаются на посторонние дела, сосредоточены. Использование рейтинговой системы контроля позволяет объективно и дифференцированно оценить уровень овладения учащимися программным материалом и рассматривать показатели в динамике.
Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов, сдача зачетов, решение задач и т.д. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение проектов), за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, за решение задач повышенной сложности. Дополнительными баллами также поощряется активное участие в практических и семинарских занятиях, работа консультантом, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки (5-20 баллов). Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает «0» баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право «добрать» недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время. Общее количество баллов по каждому модулю определяется в зависимости от часов, отведенных на его изучение, а также значимости данной темы по сравнению с другими.
Начиная с 1 сентября и до окончания учебного года, полученные баллы за все виды учебной деятельности учащегося суммируются. По количеству набранных баллов выставляются полугодовые и годовые оценки.
Каждому предмету определяется число зачетных работ, которые ученик должен сдать, несмотря на болезнь или отсутствие на уроках по другим причинам;
по каждому предмету разрабатывается балльная шкала оценивания учебной деятельности
Статья: Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся в современном образовательном пространстве.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья: Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся в современном образовательном пространстве.
1.1. Рейтинговый контроль успеваемости обучающихся.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
Р ейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (урок, четверть, полугодие, год).
Рейтинг учащегося – это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Объекты рейтинговой системы контроля:
— совокупность знаний, умений, владений и компетенций по всем дисциплинам учебного плана;
Цель рейтинговой системы в образовательном процессе состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Поэтому в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
Конечная цель рейтинговой технологии — становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью.
Рейтинговая система оценки знаний позволяет решить следующие задачи:
определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;
получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и т. п.);
отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний.
Отметим функции рейтинговой технологии:
— креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
— рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
— стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
— диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
— коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся).
Для организации рейтинговой системы оценивания должны быть соблюдены следующие условия:
— модульная организация учебного процесса,
— постоянное отслеживание уровня знаний,
— многобалльное оценивание обученности учащихся.
Рейтинг подразделяется на различные виды:
(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
-академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
-олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),
-лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),
— званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Введение рейтинговой системы в образовательную организацию предполагает разработку методики рейтингового контроля знаний, ознакомление учителей, учащихся и их родителей с особенностями рейтинговой системы, подготовку учебно-методической документации контрольного характера, выбор форм контроля (вопросы, задания, тесты и т. п.).
Этапы проектирования рейтинговой системы контроля по дисциплине:
1. Формулировка целей обучения по учебному предмету.
2. Отбор и подготовка учебного материала.
3.Определение содержания контроля, то есть выделение основополагающей части учебного материла.
4. Разработка структуры системы контроля.
5. Назначение средств измерения.
Для обеспечения непрерывного контроля над работой учащихся и объективной оценки качества усвоения материала учитель должен провести следующую работу:
— разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули;
— определить уровень усвоения материала каждым обучаемым после окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;
— в конце периода обучения выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, могут рассматриваться:
— отдельная тема или раздел (курс);
— письменные контрольные и самостоятельные работы;
— индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося (доклады, рефераты, участие в школьных научных конференциях, олимпиадах, творческая работа и т.п.).
Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов. Оценка работы учащегося за определенный период обучения (урок, четверть, полугодие, год) осуществляется в соответствии с разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ (например, изучение теоретического материала, выполнение практических работ, решение задач и т. п.) должны оцениваться большим количеством баллов, чем необязательные (написание рефератов, докладов, участие в конференциях и олимпиадах и т. п.). Дополнительные виды работ позволяют накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг учащегося.
Важным моментом осуществления рейтинговой системы обучения является проведение систематического контроля уровня знаний и умений учащихся. Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется, как правило, на основании письменных работ, включающих вопросы, задания, тесты и представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 50% от максимального балла.
Обработка результата рейтинговой системы оценивания обеспечивает количественный, так и качественный показатели индивидуальной учебной деятельности ученика, позволяет присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Внедрение рейтинговой системы оценки качества обучения связано с дополнительными трудностями. Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент удельного веса или значимости определенной деятельности.
При разработке оценочной шкалы можно применять следующие виды рейтинга:
— дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
— текущий – включает оценку работы ученика на уроках;
Например, ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся, зная об этом, будут больше прилагать усилий, стараться, таким образом, будет повышаться мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышаться качество знаний. Сравнивая системы оценивания учащихся традиционную и рейтинговую, можно придти к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.
Подытожим и приведем преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля):
— стимулирование систематической самостоятельной работы;
— снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
— повышение роли состязательности в учебе;
— четкая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
— количественная характеристика качества учебной работы;
— фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
— учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
— повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
— в росте социальной активности учащихся;
— признании равноценности различных образовательных траекторий;
— ориентации на успех;
— повышении адекватности самооценки;
— укреплении командного духа;
— осознанности жизненного выбора.
1.2. Основные понятия рейтинговой системы оценивания
Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.
Рейтинг-шкала — унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин.
Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.
Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.
Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.
Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):
1. степень успеваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);
2. дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.
Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.
Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.
Педагог для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:
• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);
• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;
• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;
В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения.
В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым педагог приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале.
Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.
Рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно – исследовательской работы.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия.
Ефремов О.Ю. Педагогика: Модульно-рейтинговая технология обучения.- СПб: Питер.-2010 г.-с. 309-311
Коротаева, Е.В./Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Директор школы. 2003. №2
Коротаева, Е.В. /Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995
Коротаева, Е.В./Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации. Директор школы. 2002. №2.
Науменко Ю. Рейтинг учебных достижений против школьного стресса.
Науменко Ю. Педагогическая техника.- 2006.-№1.-С. 76-86.