В сентябре подорожают машины
В сентябре в России подорожали 18 марок автомобилей
По итогам месяца прайс-листы обновили 18 автопроизводителей. Автомобили массовых брендов стали дороже в среднем на 0,8 процентов. Премиальный сегмент прибавил 0,9 процента.
Среди недорогих и наиболее продаваемых автомобилей ростом стоимости отличился УАЗ. На Hunter ценник повысился на 2,5%, или 25 тысяч рублей.
Напомним, что в августе свои ценники обновили 25 автомобильных брендов. С начала года самые резкие скачки цен зафиксированы за такими моделями, как JAC J7 (плюс 20%), DongFeng 580 (плюс 17,6%), Audi Q8 (плюс 16,8%), Lexus ES (плюс 16,1%) и Lexus LX (плюс 15,3%). Среди самых продаваемых в России автомобилей сильнее всего подорожали Lexus RX (плюс 12,8%), Nissan Qashqai (плюс 12,3%), Toyota Land Cruiser Prado (плюс 10,3%), Skoda Octavia (плюс 9,8%) и Lada Vesta (плюс 9,4%).
С начала года цены на новые автомобили выросли в среднем на 7,8%. Сильнее всего за 8 месяцев подорожали DongFeng (плюс 17,6%), Mini (плюс 14%) и Jeep (плюс 13,4%). Премиум-сегмент прибавил в цене 9,3%. Автомобили массового сегмента подорожали на 7,4%.
Дефицит автомобилей удобен производителям. Не столь давно руководители Daimler и BMW высказались, что будут сознательно не удовлетворять спрос на свои автомобили. Так что дефицит продолжится.
Скачок цен и повышенный спрос: что ждать от авторынка сейчас и в 2022 году
За последние месяцы цены на новые и подержанные легковушки резко подскочили, при этом количество техники на рынке сократилось. Почему так происходит и чего ждать от авторынка в 2022, рассказали эксперты Bankiros.ru.
Авторынок в цифрах
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.
Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).
Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.
Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.
Что происходит?
Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.
«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.
Дефицит также отразился и на увеличении сроков поставок во всех сегментах. Даже у популярного отечественного бренда Lada сегодня он составляет в среднем 2-3 месяца, а по некоторым маркам может доходить до одного года. Опрошенные нами Производители, опрошенные компанией «Газпромбанк Автолизинг», зачастую пока никак не комментируют объемы производства будущего года, а нормализацию спроса и предложения ожидают лишь к 1 кварталу 2023 года.
Что говорят дилеры?
По словам Дениса Мавланова, эксперта маркетплейса «Банкавто», Дилеры в таких условиях не хотят в моменте терять прибыль и компенсируют ограниченное количество машин их стоимостью, включая различное дополнительное оборудование и услуги в цену автомобиля в наличии. При этом многие аворитейлеры просто отказываются продавать клиентам машины без дополнительных опций, порядка 95% машин реализуются сегодня с «допами» (по сравнению с 20-30% допандемийной реальности), которые уже установлены на машины, то есть отказаться от них не получится.
Однако, некоторые марки машин смогли увеличить количество продаж. Об этом нам рассказала Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «АВТОDОМ»:
«Но несмотря на ранее указанные трудности, в отдельных сегментах российского авторынка наблюдалось увеличение продаж. Например, в 2021 году объем продаж автомобилей премиум-сегмента вырос на 25%. В массовом сегменте успехов удалось добиться китайским брендам. Так, в течение 2021 года продажи авто из КНР увеличились от 134 до 252% в зависимости от бренда. Это обстоятельство связано с относительно доступной ценой и достойным качеством»
Тренд на авто с пробегом
Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.
«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.
Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.
Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.
Прогноз на 2022 год
По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.
Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.
Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.
Что делать покупателям?
Как утверждает Лилия Маркова, в следующем году сохранит свою популярность лизинг. Скидки от производителей, закредитованность бизнеса и населения, возможность налоговой оптимизации и отсутствие залога делают его привлекательным на фоне других способов владения. Кроме того, продолжится тренд на использование вместо владения (каршеринг и подписка), позволяющего в ряде случаев более разумно подходить к нагрузке на бюджет.
По оценкам эксперта, в 2024 году по сервисам подписки будет реализовано около 30 тысяч машин.
По мнению Анны Уткиной, хотя российский автомобильный рынок и находится в нестабильном состоянии, откладывать покупку автомобиля на 2022 год не стоит, если имеется потребность в автомобиле.
В качестве второго варианта, он предлагает сделать заказ в нужной комплектации с нефиксированной ценой и встать в лист ожидания. Придется подождать от нескольких месяцев до 7-8 месяцев, в зависимости от модели, но появится шанс купить машину без ряда накруток. Также он предупреждает, есть риск, что за время ожидания авто подорожает, и, когда очередь дойдет, его стоимость выйдет за рамки запланированного бюджета.
Если же автомобиль нужен срочно, то с его приобретением лучше поторопиться, пока не выросли цены. Уже в начале 2022 года ожидается подорожание автомобилей на 2-3% в среднем. Поэтому в идеале приобрести машину до нового года. Придется согласиться на авто в наличии и с предлагаемым набором доп.оборудования, отказаться от которого в сложившейся на рынке ситуации довольно проблематично. Потому что даже на автомобиль с внушительным набором «допов» после отказа одного покупателя мгновенно найдется другой желающий. Дилерам нет нужды идти на уступки сейчас, кода автомобилей не хватает, а спрос на них продолжает расти.
Стоит обратить внимание на спецпредложения дилеров в рамках различных промо-акций с банками и производителями. Например, приемлемые цены и процент по кредиту в сотрудничестве с банками предлагают стабильно набирающие популярность китайские автоконцерны.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, за что в России ликвидировали тысячи компаний в 2021 году.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Покупка авто в условиях дефицита: прогноз цен и советы экспертов
За последние два года ситуация на автомобильном рынке изменилась не в пользу покупателей. Это выражается в первую очередь в серьёзном дефиците машин и, как следствие, росте цен на них. На некоторые модели цены выросли на 25% за последние два года. По просьбе РБК Петербург эксперты дали несколько рекомендаций покупателям и поделились прогнозами относительного того, как может развиваться автомобильная отрасль в ближайшей перспективе.
Откуда взялся дефицит
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс. легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «Однако, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс. авто», — говорит эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов.
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины.
Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают опрошенные РБК Петербург специалисты. Как поясняет Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов. «Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.
Дефицит машин на российском рынке обостряется и из-за роста объемов экспорта продукции петербургских автозаводов. В текущем году экспорт вырос вдвое по сравнению с допандемийными показателями, отмечает Денис Гаврилов. Например, Hyundai, по данным «Auto-Dealer-СПб», в первом полугодии 2021 года из произведённых в Петербурге автомобилей экспортировал 14,6 тыс. машин против 7 тыс. в первом полугодии 2019 года.
При этом спрос на внутреннем рынке, по словам экспертов, подогревается не только дефицитом предложения, но и ожиданием дальнейшего роста цен на машины.
Почему растут цены
Как отмечают собеседники РБК Петербург, рост цен связан с изменением экономических условий для производителей и продавцов автомобилей. Речь идет о повышении стоимости материалов, которые используются в производстве, и колебании валютных курсов. По данным ЦБ, если на 1 сентября 2019 года курс евро составлял 73,1 руб., то на 1 сентября 2021 года — 86,4 руб. Таким образом, курс евро по отношению к российской валюте вырос на 18,2%.
Однако в значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах. Потери они пытаются компенсировать за счёт повышения доходности на каждую проданную машину, поясняет директор по продажам «Прагматика LADA» Надежда Голибина. «В условиях дефицита автомобилей, объемы продаж производителей и дилеров сокращаются, что неминуемо приводит к снижению доходности. Поэтому повышение цен со стороны производителей и продажа дополнительных финансовых продуктов со стороны дилеров — это вынужденные меры для обеспечения базовой доходности предприятия», — сказала она.
В значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах.
По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. За последние два года рост цен был еще более существенным — особенно на популярные модели. Например, по словам Дениса Гаврилова, Hyundai Creta подорожал на 25%. Сейчас такой автомобиль в минимальной комплектации стоит 1,2 млн руб. А за последние 10 лет некоторые популярные модели выросли в цене почти вдвое. Так, по данным «Автостата», цена новый на новый Hyundai Solaris в минимальной комплектации за этот период выросла на 90% — до 840 тыс. руб.
Как купить дешевле
Впрочем, во многих случаях, как отмечают отпрошенные РБК Петербург эксперты, клиенты автосалонов могут рассчитывать на значительные скидки. Условием этого, как правило, является покупка машины в кредит. Как сказал газете «Ведомости» директор департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков, в 2020 году размер скидки для клиента, покупающего автомобиль в кредит, составлял 50-100 тыс. руб. в массовом сегменте и 100-200 тыс. руб. ‒ в премиальном.
Такая сделка будет особенно выгодна покупателям, у которых уже есть на руках вся необходимая сумма, поскольку в случае досрочного погашения кредита клиент сохраняет за собой скидку и сокращает объем выплат. Однако, как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, необходимо уточнить, допускают ли условия договора досрочное погашение кредита — нередко банки ограничивают такие возможности.
Если такая возможность есть, то размер скидки скорее всего покроет даже потери от досрочного снятия денег с банковского депозита, отмечают эксперты. «Чтобы понять, выгодно ли закрывать депозит для досрочного погашения кредита, нужно воспользоваться депозитным и кредитным калькулятором конкретного банка. Расчет потери процентов при досрочном закрытии вклада с учетом выгоды от частичного или полного досрочного погашения кредита покажет, стоит ли совершать данные операции», — рекомендует Евгений Миронюк.
Впрочем, по его словам, оценивая выгоды автокредита, необходимо учесть и то, что, как правило, вместе с ним придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании или иные финансовые продукты.
Как правило, вместе с автокредитом придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании.
Автокредит или потребительский кредит
Иногда чтобы избежать покупки дополнительных услуг, клиенты автосалонов предпочитают брать потребительские кредиты. Эффективность такого решения необходимо заранее просчитать, советует Евгений Миронюк.
С одной стороны, ставки по автокредитам, по его словам, обычно на несколько процентов ниже, чем по потребительским. «Это объясняется тем, что залоговое кредитование [купленный за автокредит автомобиль находится в залоге у банка — ред.] менее рискованно для банков», — говорит он. Сегодня ставки по автокредитам, по словам эксперта, варьируются в зависимости от условий договора в диапазоне от 3,9% до 21,9%.
С другой стороны, отмечает Евгений Миронюк, в большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической. Разница может достигать 10% в большую сторону. «Это связано с тем, что в рекламах указывается маркетинговая ставка, тогда как реальная процентная ставка оглашается в зависимости от типа подтверждения дохода заемщика», — говорит он.
В большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической.
«Белые» и «серые» автодилеры
Автодилеры заинтересованы в том, чтобы клиент купил машину за автокредит, поскольку они получают комиссию как с выданного кредита, так и со страховки, говорит исполнительный директор «ЕвроАвто» Виталий Новиков. По его словам, дилеры получают примерно 20-25% от стоимости страховки КАСКО и 90% — за страхование жизни.
Однако нередко покупатели сталкиваются с тем, что дилеры в принципе отказываются продавать машину без автокредита. Как считает Виталий Новиков, это верный признак того, что покупатель столкнулся с перекупщиком — неофициальным дилером, который покупает автомобили у официальных дилеров и перепродают их по сильно завышенным ценам.
«Обычно ситуация выглядит так: вы приезжаете за выбранным автомобилем, а его нет. Дилер сообщает, что машина находится на какой-то другой площадке и предлагает оформить кредит. Вы оформляете кредит, а потом вам предлагают взять какой-то другой автомобиль и уже за другие деньги», — говорит собеседник РБК Петербург. По его словам, недобросовестных автодилеров легко распознать по рекламе — они предлагают автомобили сильно ниже средних цен рынка (а при заключении сделки цена оказывается значительно выше).
Лишнее звено
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что ситуация, когда официальный дилер отказывается продавать имеющуюся машину без кредита, невозможна. Но, если покупатель не хочет оформлять кредит, зачастую дилер будет готов продать машину только с существенной наценкой. «Сейчас при продаже за наличные дилеры просто сильно повышают стоимость автомобилей сверх стоимости производителя. Например, KIA Carnival в среднем стоит около 3,5 млн руб., но продать её могут и за 4 млн руб.» — говорит Виталий Новиков.
«В условиях дефицита предложения и сохраняющегося умеренно высокого спроса, сегодня действительно непросто найти дилера, который будет готов продать автомобиль со значительными выгодами для клиента, к которым за предыдущие 5-7 лет привыкли покупатели», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
Однако главное изменение, которое отражается на подходе к работе с клиентами, заключается в том, что автодилеры перестали быть заинтересованы в долгосрочных отношениях с покупателями, уверен Виталий Новиков. «Рынок продавца в условиях нестабильности изменился кардинально. Раньше, когда дефицита не было, дилерам был важен каждый покупатель. Сейчас автомобилей меньше, чем желающих их купить, поэтому дилеры выбирают, кому его продать и выбирают того, кто готов заплатить больше», — говорит он.
Такой подход, по его словам, противоречит долгосрочным интересам автопроизводителей. По мнению Новикова, не исключено, что в перспективе они будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров. Так Hyundai осенью 2020 года запустил прямые продажи. Впрочем, в компании в ответ на запрос РБК Петербург отказались рассказывать о причинах такого решения.
Не исключено, что в перспективе автопроизводители будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров.
Покупка автомобиля с пробегом
С учётом сложившейся на рынке ситуации иногда оптимальным решением будет покупка автомобиля с пробегом. Как отмечает Виталий Новиков, чтобы принять решение, нужно учесть, насколько интенсивно будет эксплуатироваться автомобиль. «Можно сделать простую калькуляцию и прикинуть, какие затраты у вас будут на содержание автомобиля с пробегом, если он выйдет из гарантии; и сколько вы потеряете при перепродаже. Приведу пример: в 2012 году я купил новый «Мерседес» за 2 млн руб. и продал его через год и три месяца за полцены. Получилось, что каждый месяц, что я на нём ездил, обошёлся мне примерно в 70 тыс. руб. Затрат на эксплуатацию, кроме ТО, у меня не было, получается бОльшую часть денег я потерял. Мне было бы выгоднее тогда купить автомобиль с пробегом и выше классом», — говорит эксперт.
Дополнительным стимулом к такому решению может стать то, что найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне. По оценкам Дениса Гаврилова, срок ожидания определенной модели нового автомобиля может составлять до полугода.
Найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне.
Однако ситуация на первичном рынке косвенно влияет и на сегмент подержанных автомобилей, отмечает Надежда Голибина. По ее словам, из-за дефицита новых машин в Петербурге двухлетний автомобиль может продаваться по цене нового в базовой комплектации. По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.
Изменится ли ситуация для покупателей
Учитывая мировые и российские тенденции дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает Роман Слуцкий. «Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке. Однако, я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.
Опрошенные РБК Петербург эксперты не смогли назвать факторы, которые бы способствовали резкому наращиванию объема поставок автомобилей на российский рынок или объема их производства внутри России. «Это было бы возможно, если бы электронная индустрия неожиданно повернулась в сторону автопрома. Но, очевидно, что этого не будет», — резюмирует Денис Гаврилов.