в системе средств обучения географии наиболее важными являются
ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Средства обучения (или учебно-наглядные пособия и источники знаний) – это разнообразные материальные предметы и орудия, используемые в процессе обучения для решения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Средства обучения создаются с учетом целей географического образования, его содержания, а также современных требований к методам обучения географии. Они должны быть приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя и содействовать наилучшему овладению знаниями и умениями при наименьшей затрате времени и энергии. Важнейшими функциями средств обучения являются: 1) активизация познавательной деятельности учащихся, 2) обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний, 3) внесение разнообразия и новизны в учебный процесс,
Правильному использованию средств обучения помогает знакомство с их классификацией. В основу классификации средств обучения целесообразно положить принцип их группировки по способу изображения географических объектов и явлений, поскольку предметом школьной географии является изучение реальных предметов и явлений и пространственно-территориальных систем. Исходя их этого, все средства обучения географии могут быть подразделены на следующие четыре группы:
а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности, изучаемые в условиях класса (коллекции, гербарии и т.п.);
б)природные объекты и продукты хозяйственной деятельности в естественной среде, изучаемые на экскурсиях.
Эти средства обучения служат задачам образования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, отношениях.
2.Изображение натуральных географических объектов и явлений:
а)модели объемные (модели форм земной поверхности, хозяйственных объектов и т.п.);
б)иллюстративные пособия плоскостные (настенные картины, рисунки, фотографии, портреты, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты).
Средства обучения этой группы также способствуют образованию конкретных представлений и научных географических понятий о природных и хозяйственных объектах и явлениях.
3.Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры):
а) вербальные (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы, хрестоматии);
б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, карты-схемы и т.д.);
в) графические схематические пособия (схемы структурные и классификационные, схемы связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений);
г) графические статистические пособия (графики, диаграммы, таблицы).
Средства обучения этой группы служат целям формирования географических представлений, раскрытию сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их пространственно-территориального размещения; они помогают усвоению теоретических знаний.
4.Предметы для воспроизведения и анализа явлений природы:
а) приборы для проведения измерительных работ на местности;
б) приборы для определения количественных и качественных показателей явлений природы;
в) приборы для картометрических работ;
г) приборы для воспроизведения годового и суточного движения Земли (теллурий и др.).
Главные функции этой группы средств обучения – формирование умений и навыков пользования приборами, фиксации и обработки материалов, анализа разнообразных явлений природы и общества (93).
Система средств обучения географии
План:
Значение и функции средств обучения.
Классификация средств обучения.
Требования к средствам обучения.
Электронно-вычислительная техника в обучении географии.
Работа со статистическими показателями.
Географические картины и работа с ними.
Кабинет географии.
Значение и функции средств обучения.
Средства обучения представляют собой многогранный учебный комплекс, функционирующую систему, подчиненную определенной структуре.
Систематическая работа со средствами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Средства обучения выполняют разные функции, направленные на стимулирование, активизацию познавательной деятельности, на развитие интереса и мышления, других качеств личности.
Основные дидактические воспитывающие и развивающие функции средств обучения:
Наглядность обогащает круг географических представлений учащихся, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление и познавательные способности детей, помогает более глубокому усвоению учебного материала.
2.Функция дополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических объектах и явлениях.
Средства обучения используются в качестве источника знаний. В географии основу знаний составляют:
-закономерности и причинно-следственные связи.
Образы, сформированные с помощью разных средств обучения, есть обобщенные представления. Обобщенные представления соответствуют общим понятиям.
3.Функция обеспечения операционной деятельности учащихся.
Эта функция проявляется в процессе формирования практических умений и навыков:
-ориентирования на местности,
-работы со статистическими материалами.
Совокупность действий, выполняемых в ходе практических работ, представляет операционную деятельность.
4.Функция управления учебно-познавательной деятельностью.
В зависимости от выбранного метода, учитель целенаправленно использует и средства, воздействуя на аналитико-синтетическую деятельность.
5.Функция управления учебно-воспитательным процессом.
Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы. Учитель ориентирует деятельность.
7.Функция развивающая, учащиеся наблюдают, выделяют главное, анализируют.
Например, домашнее задание «Восточно-Европейская равнина» и «Западно Сибирская низменность», учащиеся устанавливают сходства и различия.
Средства обучения в процессе изучения позволяют:
-конкретизировать глубину, логику раскрытия учебного материала,
-обеспечить учебный процесс источниками знаний и средствами выполнения практических работ,
-сделать обучение более образным и ярким,
-руководить познавательной мыслительной деятельностью,
-учитывать воспитывающее воздействие обучения на формирование личности школьника.
Классификация средств обучения.
Представим две классификации:
1. С.Г. Шапаваленко (как эталон для всех школьных предметов).
2. В.П. Голова (по географии).
Средства, обеспечивающие операционную деятельность учащихся (формирование практических умений)
Средства для анализа и воспроизведения географических явлений |
Приборы (метеорологические, гидрологические, угломерные |
Средства для измерительных работ |
Инструменты и приспособления для линейных измерений |
Выделяют информационные средства обучения ( учебно-методические пособия для учителя, научная литература, словари, справочники, инструктивные материалы):
— учебные пособия для учащихся (учебники, книги для чтения, тетради на печатной основе, сборники для самостоятельных работ, раздаточный дидактический материал);
— наглядные средства обучения (Натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции, чучела, образцы горных пород). (Средства воспоизвдящие объекты и явления, картины, таблицы, фотографии, диски, Кино и видеофильмы);
— технические средства (компьютеры, интерактивные доски, видиомагнитофоны)
-натуральные объекты служат образованию непосредственных представлений;
-служат формированию конкретных представлений;
-служат развитию воображения, раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности пространственного размещения.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
ПОНЯТИЕ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Средства обучения (или учебно-наглядные пособия и источники знаний) – это разнообразные материальные предметы и орудия, используемые в процессе обучения для решения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Средства обучения создаются с учетом целей географического образования, его содержания, а также современных требований к методам обучения географии. Они должны быть приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя и содействовать наилучшему овладению знаниями и умениями при наименьшей затрате времени и энергии. Важнейшими функциями средств обучения являются: 1) активизация познавательной деятельности учащихся, 2) обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний, 3) внесение разнообразия и новизны в учебный процесс,
Правильному использованию средств обучения помогает знакомство с их классификацией. В основу классификации средств обучения целесообразно положить принцип их группировки по способу изображения географических объектов и явлений, поскольку предметом школьной географии является изучение реальных предметов и явлений и пространственно-территориальных систем. Исходя их этого, все средства обучения географии могут быть подразделены на следующие четыре группы:
а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности, изучаемые в условиях класса (коллекции, гербарии и т.п.);
б)природные объекты и продукты хозяйственной деятельности в естественной среде, изучаемые на экскурсиях.
Эти средства обучения служат задачам образования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, отношениях.
2.Изображение натуральных географических объектов и явлений:
а)модели объемные (модели форм земной поверхности, хозяйственных объектов и т.п.);
б)иллюстративные пособия плоскостные (настенные картины, рисунки, фотографии, портреты, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты).
Средства обучения этой группы также способствуют образованию конкретных представлений и научных географических понятий о природных и хозяйственных объектах и явлениях.
3.Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры):
а) вербальные (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы, хрестоматии);
б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, карты-схемы и т.д.);
в) графические схематические пособия (схемы структурные и классификационные, схемы связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений);
г) графические статистические пособия (графики, диаграммы, таблицы).
Средства обучения этой группы служат целям формирования географических представлений, раскрытию сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их пространственно-территориального размещения; они помогают усвоению теоретических знаний.
4.Предметы для воспроизведения и анализа явлений природы:
а) приборы для проведения измерительных работ на местности;
б) приборы для определения количественных и качественных показателей явлений природы;
в) приборы для картометрических работ;
г) приборы для воспроизведения годового и суточного движения Земли (теллурий и др.).
Главные функции этой группы средств обучения – формирование умений и навыков пользования приборами, фиксации и обработки материалов, анализа разнообразных явлений природы и общества (93).
КАБИНЕТ ГЕОГРАФИИ,
ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОБОРУДОВАНИЮ И ПЛАНИРОВКЕ
Средства обучения географии могут быть успешно использованы в учебном процессе при условии их размещения в определенной системе, обеспечивающей их быстрое введение в учебный процесс. Такие условия могут быть созданы только лишь в специально оборудованных подразделениях школьного здания. Специфика учебного предмета требует, чтобы наряду с кабинетом географии в школе были также созданы краеведческий музей и географическая площадка. Необходимость географических кабинетов общепризнанна и не нуждается в специальном дополнительном обосновании.
Кабинет географии рассматривается как сложная система, включающая систему средств обучения, мебель и приспособления для рабочих мест учителя и учащихся, устройств для хранения учебного оборудования, установки и передвижения технических средств обучения, экспозиционные материалы, комплекты научно-методических пособий. Рассмотрим некоторые компоненты системы школьного кабинета географии.
Рабочее место учащегося в кабинете географии – это двухместные столы и стулья. Одно из важнейших антропометрических требований, предъявляемых к рабочему месту учащегося заключается в соответствии высоты стола и стула росту учеников. Поскольку в кабинете географии занимаются учащиеся 6-11-х классов, то при отборе мебели для рабочих мест необходимо в его комплекте предусмотреть наличие разных по высоте групп мебели.
При расстановке ученических столов в кабинете необходимо исходить их общих гигиенических требований. Столы и стулья лучше всего ставить в три ряда, они должны располагаться от доски на расстоянии не менее 2 м и так, чтобы проходы между окнами и столами учеников, между рядами столов и между столами учеников и боковыми стенками были не менее 60 см. Столы и стулья последних рядов должны быть отделены проходом от шкафов, расположенных у задней стенки кабинета.
Рабочее место учителя по существу является местом демонстрации наглядных средств обучения. Поэтому важно при его оборудовании предусмотреть условия, позволяющие осуществить демонстрацию средств обучения с наименьшей потерей сил и времени, так, чтобы в определенный момент урока нужные пособия были под рукой и при этом ничто не мешало бы сосредоточить внимание учеников на демонстрируемых объектах.
Общеизвестно, что при обучении географии наибольшее количество времени в ходе урока у учителя уходит на работу с географическими картами. Отсюда необходимо предусмотреть в рабочей зоне деятельности учителя максимально благоприятные условия для демонстрации прежде всего картографических пособий. С этой целью используются различной конструкции картоподъемники и подставки с приспособлениями для демонстрации карт.
На уроках географии осуществляется значительное количество демонстраций объемных средств (макетов, моделей, а также приборов). В целях обеспечения наилучшей видимости этих средств обучения в оборудовании рабочего места учителя важно предусмотреть демонстрационный стол. За демонстрационным столом учитель работает стоя, поэтому, исходя их антропометрических данных, высота стола должна составлять 900 мм, рабочая поверхность демонстрационной части стола – 1200 х 750 мм. На поверхности демонстрационного стола можно разместить пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой, зашториванием окон, подъемом и опусканием карт, помещенных в картоподъемнике.
Кроме демонстрационного стола, необходимо иметь еще и рабочий стол, на котором учитель заполняет журнал, размещает книги и некоторые предметы, используемые по ходу урока. За таким столом учитель работает сидя. Для работы сидя рекомендуется стол высотой не более 750 мм, с рабочей поверхностью 750 х 760 мм.
Классная доска используется учителем и учащимися для выполнения различных заданий и упражнений, для письма, зарисовки, вычерчивания схем, диаграмм, карт-схем, заполнения контурных карт и т.д., а также для размещения демонстрационных таблиц и картин, аппликаций и проецирования экранных пособий. Кроме того, с помощью классной доски нередко проводится опрос: на ней также помещается информация, которую учитель дает учащимся в «готовом» виде в записи (задания, планы характеристик рек, озер, материков, стран, государств и т.д. Поэтому практически всегда возникает проблема увеличения полезной площади классной доски. В этом плане наиболее целесообразно использовать для оборудования кабинетов географии универсальную раздвижную доску.
Прямо под доской размещаются специальные ящики для хранения учебных картин и таблиц. Под классной доской можно разместить до четырех таких ящиков. На дверцах (с внутренней стороны) должна располагаться опись находящихся в шкафах таблиц и картин. При таком хранении таблицы и картины могут быть весьма оперативно введены в учебный процесс по мере возникновения необходимости в этом.
Средства обучения размещаются и хранятся в кабинете географии по разделам программы и классам. Для этого наиболее приспособлены секционные шкафы. Они имеют переставные полки и полуполки, которые используются для размещения разногабаритных приборов и других наглядных пособий. В конструкции секционных шкафов необходимо специально предусмотреть возможности для хранения карт и других картографических пособий. Следует выделить также емкости для хранения приборов и приспособлений для проведения практических работ на местности, коллекционных и гербарных материалов. В секционных шкафах должны храниться аудивизуальные пособия, книги, журналы, инструменты для ремонта мебели.
В конструкции стандартных секционных шкафов предусмотрено 14 секций, размещенных в три этажа (длина 5 760 мм, высота 2800 мм, ширина 400 мм). Центральная часть занята картохранилищем, вмещающим более 100 карт. Карты, набитые на рейки, свернуты в рулоны и с помощью крючков подвешены на горизонтальные штанги; каждая карта имеет свой номер и размещена в картохранилище по основным разделам, темам и курсам школьной географии. Передняя стенка картохранилища закрывается раздвижной мягкой шторкой из ткани или пластика.
Для кабинета географии необходим комплект технических средств обучения, диапроекторы, кинопроекторы, видеомагнитофон, телевизор, графопроектор для работы с изображениями на прозрачной пленке.
Проекционная аппаратура размещается на специальных передвижных подставках, для телевизора используются передвижные шкафы-подставки.
Неотъемлемой принадлежностью географического кабинета географии являются картотеки различного содержания:
-картотеки подготовки учителя к уроку (в них зафиксировано содержание урока, названы методы и приемы обучения, а также средства обучения);
-картотека предметов ученого оборудования (названия предметов, номер или шифр места его хранения);
-картотека задач и упражнений для учащихся по темам программы;
-картотека письменных проверочных работ;
-тематическая картотека (на карточках записаны отрывки из художественной литературы и хрестоматий, материалы по топонимике и т.д. по отдельным темам программы).
Картотеки – важный элемент научной организации труда учителя. Для подготовки средств обучения к уроку географии достаточно, например, передать соответствующую карточку дежурному (или ученику-лаборанту), который и подберет необходимые материалы для занятия.
Для экспонирования и использования в учебном процессе краеведческого или текущего физико-географического или политико-географического материала оформляются специальные стенды, которые содержат сменяющийся материал по соответствующим темам. В опыте работы современных общеобразовательных школ находит широкое распространение оформление экспозиционных стендов по таким темам, как «По странам и континентам», «Новое в географии», «Географическая летопись» и др.
При оформлении информационных материалов, связанных с определенной темой, важно использовать сочетания различных наглядных средств (картин, карт-схем, графиков и диаграмм, фотографий и т.д.). Текстовые материалы целесообразно сопровождать рисунками, имеющими элементы занимательности. Кроссворды, ребусы, различного рода шарады могут быть использованы для воспитания географической смекалки. Экспозиционные материалы расширяют возможность организации самостоятельной работы учащихся, если в экспозицию включены задания или вопросы, требующие от учащихся активного и осмысленного отношения к этому материалу.
Справочную, научно-популярную литературу легче включать в учебный процесс, если на стендах даются аннотации и задания, связанные с содержанием той или иной книги. В этом случае материалы стендов побуждают школьников знакомиться с литературой (93).