в систему педагогических наук входит психология обучения
Вопрос 2. Система психологических и педагогических наук
Система психологических наук
Психология решает широкий спектр задач. Необходимы ее взаимосвязи с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем. Также нужно выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяют различные подотрасли, которые являются относительно самостоятельными направлениями научных исследований. Они делятся на фундаментальные и специальные.
Фундаментальные, или базовые отрасли имеют общее значение для понимания психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. В силу универсальной значимости их объединяют в термин «общая психология».
Также выделяются специальные, или прикладные, отрасли науки для исследования поведения и психологии людей с конкретной практической или теоретической деятельностью.
Общая психология включает в себя психологию познавательных процессов и состояний, психологию личности, психологию индивидуальных различий, возрастную психологию, социальную психологию, зоопсихологию, психофизиологию.
Зоопсихология изучает особенности психики животных.
Возрастная психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей и т.п.
Раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности. Этот раздел включат в себя знания о психологических свойствах и состояниях личности (склонности и способности, характер, потребности и мотивы, воля, чувства, эмоции и др.)
Психологические аспекты межличностных отношений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология общения.
Специальные отрасли психологических исследований:
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.
Дифференциальная психология рассматривает психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей.
Педагогическая психология исследует психологические аспекты обучения и воспитания.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Об уровне развития любой науки можно судить только по ее исследованиям, а также по тому разнообразию связей данной науки с другими, благодаря чему и возникают пограничные научные дисциплины. Рассмотрим науки, входящие в систему педагогических наук.
Общая педагогика. Эта наука исследует основные закономерности воспитания.
История педагогики. Эта наука изучает развитие педагогической науки в различные исторические эпохи.
Сравнительная педагогика. Она исследует закономерности развития, функционирования образовательно-воспитательных систем в различных странах вследствие сопоставления и сравнения, нахождения сходств и различий.
Возрастная педагогика. Изучает особенности развития личности на разных возрастных этапах. В зависимости от возрастных характеристик различают преддо-школьную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднеспециального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых.
Специальная педагогика. Она разрабатывает методы, формы, принципы воспитания и образования людей, имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика, еще ее называют дефектологией, делится на ряд отраслей: сурдопедагогика (работа с глухими и глухонемыми людьми), тифлопедагогика (работа со слепыми и слабовидящими людьми), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми), логопедия (работа с детьми, у которых наблюдается расстройство речи).
Методика преподавания различных дисциплин. Данная отрасль педагогики содержит специфические закономерности обучения конкретным дисциплинам, например математике, информатике, литературе и т. д.
Профессиональная педагогика. Она изучает закономерности, теоретические обоснования, разрабатывает принципы, технологии воспитания человека, выбравшего конкретную профессиональную деятельность. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что она направлена на раскрытие трудового потенциала человека, направленного на овладение конкретной профессией. Развитие профессионального потенциала возможно с помощью профессионального воспитания, профессионального образования и обучения. В зависимости от профессиональной направленности различают инженерную, военную, медицинскую педагогику.
Социальная педагогика. Она содержит разработки, как теоретические, так и практические, в области внеурочного воспитания детей. Для достижения данной цели создаются образовательно-воспитательные учреждения, такие как клубы, спортивные секции, кружки различных направлений и т. д. Данные учреждения направлены на повышение уровня культуры личности, ее развития, проявления творческих способностей.
Исправительно-трудовая педагогика. Она содержит закономерности работы с лицами, находящимися в заключении за совершение преступления.
Сравнительная педагогика. Она анализирует воспитательные и образовательные учреждения различных стран, находит их сходства и различия для дальнейшего совершенствования.
Лечебная педагогика. Она направлена на разработку методов и принципов обучения больных детей. Создаются интегрированные методы обучения в щадящим режиме в процессе лечения.
Таким образом, педагогика состоит из различных педагогических систем, направленных на достижение всех категорий педагогических наук.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
О разных подходах и педагогических традициях в России и на Западе
О разных подходах и педагогических традициях в России и на Западе Проблемы отечественного образования, векторы развития и программный фундамент на долгосрочную перспективу прямо определяют то общество, что мы получим лет через «надцать» (и уже получаем), мне
5. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
5. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:– педагогическое наблюдение;– исследовательская беседа;– изучение школьной документации;– изучение продуктов деятельности
Истоки естественных наук
Истоки естественных наук В конечном счёте, сенсорные органы предоставляют нам инструменты для наблюдения, без которых у нас не было бы данных для чувств, мыслей и желаний. Сенсорные каналы дают нам нескончаемый поток данных для наших личных (пусть даже и неформальных)
1. История развития наук
1. История развития наук Итак, мы проследили историю психоанализа на протяжении многих десятилетий, от его открытия Фрейдом до сложившейся на сегодняшний день ситуации. Теперь пришло время обратиться к часто задаваемому вопросу о научности психоанализа. Чтобы
«Ноу-хау» наук о поведении
«Ноу-хау» наук о поведении Давайте попытаемся получить некоторое представление о важности знаний в науках о поведении, затронув конкретные работы и их значение. Я попытался подобрать иллюстративный материал, который свидетельствовал бы о размахе проделанной работы.
Методика самоконтроля педагогических воздействий
Методика самоконтроля педагогических воздействий Модифицированный Л.М. Митиной методический прием контроля и самоконтроля воздействий учителя на уроке, разработанный С.Н. Литвиным, представляет собой карту-схему, в которой фиксируется количество разного вида и типа
Пути и способы разрешения педагогических конфликтов
Пути и способы разрешения педагогических конфликтов Можно по-разному относиться к конфликту. В обыденной человеческой жизни отношение к нему негативное. И это психологически можно понять: люди слишком устали от бесконечных конфликтов, войн, проблем и стрессов.
Словарь основных психолого-педагогических понятий
Словарь основных психолого-педагогических понятий Адаптация – способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям
АКАДЕМИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ НАУК
АКАДЕМИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ НАУК Есть слова, заключающие в себе диссертации и монографии. Одно из таких – отдых.Надо ли объяснять, что это такое. Отдых есть отдых. «От» – приставка, обозначающая удаление, расставание, отделение (от-пустить, от-дать, от-стать). Корень – «дых» –
Виды педагогических конфликтов
Виды педагогических конфликтов К основным формам конфликтного поведения школьников можно отнести: вызывающие действия и поступки (нарушение дисциплины; грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь); некорректно выраженное несогласие; оскорбительная критика
Истоки педагогических конфликтов
Истоки педагогических конфликтов Ш. А. Амонашвили видит основной источник педагогических конфликтов в принудительности учебно-воспитательного процесса, поскольку его цели, содержание и методы задаются обществом, определяются его потребностями. Предлагаемые виды и
Место психологии в системе наук
Место психологии в системе наук Современная психология находится на стыке нескольких наук. Так, поведение и психику человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. В связи с этим психологическое знание базируется на сведениях о биологии
Место психологии в системе наук
Место психологии в системе наук Современная психология находится на стыке нескольких наук. Так, поведение и психику человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. В связи с этим психологическое знание базируется на сведениях о биологии
Раздел 1. Определение наук
Раздел 1. Определение наук Глава 3. Установление места учению о трех ведах Самаведа, Ригведа, Яджурведа составляют троицу (вед). Атхарваведа и Итихасаведа тоже веды[4]. Учение о произношении, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия – это
Повышения квалификации научно-педагогических кадров через аспирантуру
Повышения квалификации научно-педагогических кадров через аспирантуру В качестве небольшого отвлечения хочется вспомнить о замечательной женщине Симоне Вейль (1909-1943 гг.), французской писательнице, математике и философе, прожившей всего 34 года весьма насыщенной, – в
Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».
1.4. Система педагогических наук (отрасли и разделы).
Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутри себя научную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
1. Общая педагогика – это базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В нее включены следующие разделы:
1) введение в педагогическую деятельность (изучает сущность профессиональной педагогической деятельности, ее проблемы, задачи, характерные особенности);
2) общие основы педагогики (изучает категориальный аппарат педагогики, педагогические законы и основные, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых, педагогические закономерности, правила и принципы);
3) теория воспитания (изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы);
4) дидактика (исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине);
5) теория управления образовательными системами (изучает проблематику общей организации учебных заведений и их систем);
6) методология педагогики (изучает методы, методику и технику педагогического исследования);
7) философия и история образования (изучает развитие педагогических идей и развитие воспитания, образования, обучения в различные исторические эпохи).
2. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают:
1) перинатальную педагогику (раздел возрастной педагогики, находящийся на пути своего становления и развития, изучающий закономерности обучения и воспитания детей до их рождения);
2) ясельную педагогику (изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста);
3) дошкольную педагогику (рассматривает закономерности развития, формирования личности детей дошкольного возраста. К отраслям дошкольной педагогики относятся дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию);
4) педагогику средней школы (разрабатывает теоретические и практические основы, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания детей школьного возраста. Педагогика школы имеет в своем составе: педагогику младшего школьного возраста, педагогику среднего школьного возраста, педагогику старшего школьного возраста);
5) педагогику профессионально-технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. В настоящее время в связи с кризисом профессионально-технического образования в России опыт данной отрасли наук не получает должного развития);
6) педагогику среднего специального образования (разрабатывает теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования);
7) педагогика высшей школы (изучает закономерности образования, воспитания и развития будущих специалистов высшей квалификации);
8) андрогогика (разрабатывает теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей);
9) педагогика третьего возраста (разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста).
3. Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие разделы:
1) сурдопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых. Состоит из ряда научных дисциплин: теории сурдопедагогики, истории сурдопедагогики, методики обучения произношению и чтению с губ, с лица, акупедии и т. д.);
2) тифлопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей. В ее задачи входят: разработка всестороннего развития слепых и слабовидящих детей, преодоления у них полной или частичной утраты зрения, вооружение общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности);
3) олигофренопедагогика (разрабатывает закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей. Ее содержанием являются: учение о сущности умственной отсталости у детей, о путях и средствах педагогического и психологического изучения особенностей аномального ребенка; теория обучения умственно отсталого ребенка; научное обоснование содержания обучения умственно отсталых детей во вспомогательной школе и т. д.);
4) логопедия (изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи, исследует проявления и природу недостатков речи, причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления).
4. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы:
1) производственная педагогика (изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии. Необходимость разработок в данной области педагогического знания предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации);
2) военная педагогика (выявляет закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где осваиваются воинские специальности. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования);
3) медицинская педагогика (выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения).
Выделяют также такие разделы профессиональной педагогики, как инженерная и спортивная педагогика.
5. Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.
6. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.
7. Гендерная педагогика исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
8. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания, пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Цель этнопедагогики – учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональное государство столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания.
9. Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.
10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
11. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении. Другое название исправительно-трудовой педагогики – пенитенциарная педагогика, или педагогика пенитенциарных учреждений. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки.
12. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.
Статья «Система педагогических наук»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система педагогических наук
Сушкина Ольга Александровна
1. Предмет педагогики
2. Цели, задачи и функции педагогики
3. Система педагогических наук
Список использованной литературы
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавала своим потомкам.
Целью работы является необходимость изучения педагогики как системы педагогических наук, а также определением взаимосвязи педагогики и других наук о человеке.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
изучить концептуальные основы определения сути предмета и понятия педагогики;
сформировать представление о системе педагогического знания;
исследовать структуру и связи педагогики с другими науками.
1. Предмет педагогики
Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений
Область внимания и влияния научной педагогики связана с изучением и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможны разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование — сфер обучения и воспитания, а предметом — закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Иначе существует педагогическая практика — сознательная или стихийная. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом — способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человек.
С момента своего зарождения и до середины ХХ в. объектом научного и практического и интереса педагогики были дети, учителя, работники дошкольных и школьных учреждений, семья и их участие в подготовке подрастающего поколения к жизни, которые и образовывали объективное поле педагогики. Она исторически родилась и долгое время росла, «окутанная пеленками» такого традиционного подхода, но постепенно стала выпускаться из них. С ХVIII в. в число ее объектов включилась деятельность технических школ (готовящих квалифицированных мастеровых), а с ХIХ в. — и высших образовательных учреждений В 60-х гг. прошлого века начала интенсивно развиваться педагогика взрослых, прежде всего военных (хотя истоки ее обнаруживаются много раньше), а затем спортсменов, трудовых коллективов, юристов и др.
Объектом исследований и практического интереса педагогика становится широкий круг реалий жизни государства, общества: их структуры, субъекты, факторы и условия жизнедеятельности, оказывающие влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость гражданина, цивилизованную (и непременно духовную) самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресса страны и человечества. Такой объект, отвечающий реалиям современности, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.
Предмет педагогики есть везде, где:
осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения в педагогических учреждениях и в процессе труда, семейной жизни);
оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.) независимо от того, как это происходит. а также преднамеренно или стихийно;
существуют и обнаруживаются результаты (позитивные или негативные) целенаправленного или стихийного воспитания, образования, обучения, развития и самореализации граждан, влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества, на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа.
Имеются и обстоятельства жизнедеятельности, которые, не являясь по своей природе только или по преимуществу педагогическими, тем не менее, оказывают на отдельных людей и группы педагогическое воздействие. Это политика в обществе, экономика, деятельность государственных органов и хозяйствующих структур, состояние правопорядка, уровень безопасности жизни, культуры и пр. Отстраниться от их изучения и рассматривать, например, деятельность школы, педагога изолированно, в отрыве от них, педагогика не может, если хочет быть реалистичной и практичной, а не витать в словесных облаках абстрактных мудрствований. Поэтому то, что в этих объектах связано с воспитанием, образованием, обучением, развитием, активной самореализацией людей, оказывает влияние на внутреннюю жизнь педагогических учреждений, на успех и просчеты в деятельности педагогов, общества, государства, требует сегодня пристального внимания педагогики и относится к ее предмету. Именно в этой ипостаси раскрывается современная сущность педагогики, круг научных и практических проблем, ее значение и социальная миссия.
Реальным предметом современной педагогики выступает широкое поле педагогической действительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специальных педагогических учреждениях, труде к жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, закономерностей, механизмов процессов образования. воспитания, обучения, развития и самосовершенствования. Можно также сказать, что предметом педагогики выступают особенности окружающего мира и человека, взятые для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности, ее интересов и ответственности. Там, где в действительности существует предмет педагогики, есть и ее специальный научный интерес и социальная ответственность, там она в состоянии и обязана принять конструктивное участие в помощи и поддержке людей, общества и государства.
Т.о., современная педагогика – это одна из наук о жизни людей и общества, не только о воспитании или образовании, школе, учителе, учениках, детях, но и о жизни деятельности всех граждан в сложившихся общественных условиях, о педагогическом обеспечении их жизненного успеха, совершенствование условий для этого и будущее общества с помощью воспитания, обучения, образования, развития и самосовершенствования людей, их общностей, всего населения
2. Цели, задачи и функции педагогики
Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.
Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни»
Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.
выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
внедрение результатов исследований в практику преподавания;
планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях Функции педагогики – своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения
Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.
Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:
теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;
анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.
обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;
обеспечение эффективного управления образовательной политикой.
Проективно – конструктивная функция:
разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
внедрение результатов педагогических исследований в практику;
научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.
Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки.
Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:
изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;
разработка методологии и методики педагогического познания;
создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, разоблачение антинаучных походов к воспитанию, образованию, обучению и развитию;
проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным педагогическим проблемам;
развитие педагогического движения в обществе;
теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта старших поколений молодому;
педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество;
разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности в соответствии с требованиями времени;
разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической работы по решению задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи в самореализации подрастающего поколения и граждан;
разработка дифференцированных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан;
приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности;
предвидение педагогических последствий существующих условий жизни, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений, состояния педагогической сферы общества, ее институтов, деятельности их субъектов;
разработка вопросов управления педагогическими учреждениями;
разработка системы профессионально-педагогической подготовки кадров;
участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России;
Т.о., педагогика — социальная наука, имеющая социальное предназначение. Потребности жизни определяют ее интересы, усилия и организацию. Она представляет собой производство новых и улучшение имеющихся педагогических знаний, технологий и более совершенных образцов педагогической действительности во имя интересов человека и общества. Педагогика — общественная сила, широко включенная в производство цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбу с невежеством в умах и практике, способная перманентно и существенно повышать свой вклад в их результаты. Главная социальная миссия педагогики — преобразующая, прогрессивно-производительная, совершенствования жизни и будущего, а передача опыта поколений лишь база для этого
3. Система педагогических наук
Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы нате или иные вопросы. Нас интересует общая структура педагогической науки, поэтому для начала изберем последовательность связей педагогических отраслей, изучающих воспитание человека на всем протяжении его развития и формирования.
Философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики. Большой интерес для современного воспитания представляют древние философские системы, изучение которых дает ответ на вопрос – что является постоянным, неизменным в воспитании, а что носит переменный характер.
Общая педагогика исследует основные закономерности педагогического процесса и является основой для разработки всех педагогических наук и отраслей педагогического знания.
В структуре общей педагогике выделяются:
общие основы педагогики изучает общие закономерности педагогического процесса, базовые педагогические теории, методологию педагогической деятельности и педагогического исследования);
История педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
Возрастная педагогика исследует особенности развития человека различного возраста. В этом разделе выделяются:
Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования. В свою очередь, она подразделяется по двум основаниям.
1. по уровню, ступени профессионального образования:
педагогика начального профессионального образования (НПО);
педагогика среднего профессионального образования (СПО);
педагогика высшей школы или педагогика высшего профессионального образования (ВПО);
педагогика труда, изучающая особенности образования работающих людей (повышение квалификации, переподготовка, обучение в трудовом коллективе).
2. по отрасли, для которой ведётся подготовка специалистов. Совокупность отраслевых подразделов часто рассматривают как самостоятельный раздел: отраслевую педагогику. Отраслевая педагогика включает в себя
Социальная педагогика разрабатывает проблемы влияния общества на формирование и развитие личности. К ней относятся следующие отрасли:
Семейная педагогика занимается вопросами воспитания в семье, педагогика трудовых коллективов занимается вопросами воспитательной работы в трудовых коллективах, пенитенциарная или исправительная педагогика занимается проблемами воспитания и перевоспитания лиц, нарушивших закон, содержащихся в пенитенциарных (исправительных) учреждениях.
Коррекционная (специальная) педагогика изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими отклонениями в развитии.
В её структуре традиционно выделяются:
дефектология, изучающая вопросы обучения и воспитания детей с задержками в психическом развитии;
логопедия или логопедагогика, изучающая проблемы исправление дефектов речи;
сурдопедагогика, изучающая проблемы образования глухих и слабослышащих детей;
тифлопедагогика, изучающая проблемы (образования слабовидящих и незрячих детей);
олигофренопедагогика, изучающая проблемы образования умственно отсталых детей.
Этнопедагогика исследует опыт народного воспитания.
Сравнительная педагогика изучает образования в различных странах мира, сравнивает его и выделяет его содержательные и организационные особенности.
Частные (предметные) методики занимаются вопросами преподавания отдельных учебных дисциплин.
Т.о., современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества.
Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Тесные связи существуют между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и. определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Педагогика – это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение людей к жизни в обществе, связанные с этим педагогический процесс и педагогическая деятельность. Это наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей.
Как и любая другая наука, педагогика – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она обладает определенным объектом и предметом исследования, а также выполняет определенные цели и задачи.
Педагогика как наука выполняет самые различные задачи и функции. Но всех объединяет то, что они направлены в первую очередь на воспитание и образование человека, играя важную роль в развитии современного общества, а также будущих поколений.
Список использованной литературы
1. Гершунский Б.С Философия образования для XXI века.- М.:Изд. Педагогическое общество России.- 2002.- 432 с. : ил.
2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М.: Владос, 2010. — 336 с.
3. Никандров Н.Д. История педагогики: Учебник.-М.: 2007.-416 с.
5. Психология и педагогика : краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 134 с.