в случаях единовременной замены более 25 экипажа учения и занятия проводятся
Глава 4
Обеспечение живучести судна
286. Безопасность судна обеспечивается его живучестью, то есть способностью противостоять аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою способность использования по предназначению.
287. Элементами живучести судна являются:
живучесть технических средств.
288. Живучесть судна обеспечивается:
конструктивными мероприятиями при его проектировании, строительстве, модернизации и переоборудовании;
организационно-техническими мероприятиями, выполняемыми при эксплуатации судна;
действиями членов экипажа по борьбе за живучесть поврежденного судна.
289. Организация борьбы за живучесть судна предусматривает четкое распределение обязанностей и наиболее рациональное использование всего личного состава, технических средств и аварийно-спасательного имущества при получении судном аварийных повреждений.
В основу организации борьбы за живучесть судна должен быть положен принцип максимальной централизации руководства, сочетающийся с инициативными, оперативными и решительными действиями личного состава.
290. Организация обеспечения живучести судна, способы борьбы с пожарами, поступлением забортной воды, ликвидации повреждений технических средств, а также порядок проведения предупредительных мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на судне определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, руководствами (наставлениями) Военно-Морского Флота, обязательными для исполнения экипажами всех судов, независимо от их предназначения (класса).
При отсутствии на судне капитана или старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана (сменный помощник капитана).
292. Основными судовыми документами по организации борьбы за живучесть судна являются расписания по судовым тревогам, которые определяют обязанности и порядок действий каждого члена экипажа.
Для ликвидации пожаров, герметизации корпуса судна при поступлении забортной воды на судах предусмотрено формирование аварийных партий (групп) из числа специалистов палубной и машинной команд. Командирами аварийных партий (групп), как правило, должны назначаться второй помощник капитана и один из механиков (электромехаников) судна.
293. Капитан вправе включить в состав аварийных партий (групп) любого члена экипажа, за исключением лиц медицинского персонала, а также привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.
Количество аварийных партий (групп) и состав специалистов в них устанавливает капитан в зависимости от численности экипажа, конструктивных особенностей и технической оснащенности судна.
Выучка и натренированность экипажа по борьбе за живучесть судна должны обеспечивать уверенное и точное выполнение всех действий по борьбе за живучесть судна с учетом максимально сложных условий аварийной обстановки.
295. При аварийных повреждениях технических средств немедленному восстановлению подлежат освещение и средства внутрисудовой связи, управления и сигнализации.
В первую очередь должны быть восстановлены механизмы, устройства и системы, от которых зависит живучесть судна, а при невозможности их восстановления силами экипажа капитан обязан доложить руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления о необходимости принятия срочных мер для поддержания готовности судна к действиям в случае возникновения на нем пожара или иной аварийной ситуации.
296. При повреждениях работающих механизмов, систем и устройств обслуживающие их члены экипажа должны, не ожидая приказания, остановить их работу (отключить), изменить режим работы или включить резервные (дублирующие) средства для обеспечения движения и управляемости судна с немедленным докладом вахтенному помощнику капитана.
Самостоятельное отключение технических средств, обеспечивающих движение и управляемость судна, недопустимо, даже если им угрожает полный выход из строя. Остановка главных двигателей и отключение указанных технических средств допускается только с разрешения вахтенного помощника капитана.
297. В исключительных случаях капитан может принять решение о продолжении использования поврежденных (неисправных) технических средств, обеспечивающих движение, управление и борьбу за живучесть судна при возникновении угрозы гибели судна, жизни и здоровью людей.
298. При авариях, связанных с затоплением помещений электростанций или пожаром в них, подача электроэнергии не должна прекращаться до тех пор, пока это возможно.
Напряжение с распределительных щитов следует снимать лишь тогда, когда затопление или пожар могут вызвать короткое замыкание и послужить причиной более тяжелой аварии.
299. При стоянке судна у причала или на рейде и предоставлении членам экипажа отдыха на берегу на нем должна оставаться часть экипажа (без выполнения основных работ), способная обеспечить контроль за его состоянием и безопасностью, а также борьбу за живучесть судна при возникновении аварийной ситуации.
300. При уходе с судна капитан должен оставить старшему (вахтенному) помощнику капитана распоряжение о соблюдении в его отсутствие необходимых мер, обеспечивающих безопасность стоянки судна, а также сообщить место своего пребывания на берегу и время возвращения на судно.
Обеспечение пожаровзрывобезопасности судна
301. Организация обеспечения пожаровзрывобезопасности на судах осуществляется в соответствии с положениями Руководства по борьбе за живучесть надводного корабля, которое является основным документом, определяющим перечень и порядок проведения организационно-технических, предупредительных и учебно-тренировочных мероприятий на кораблях и судах, а также подготовку и практические действия их экипажей.
302. Организация обеспечения пожаровзрывобезопасности судна должна предусматривать:
проведение конструктивных мер при его проектировании, строительстве, модернизации, переоборудовании и оснащении необходимыми техническими средствами и аварийно-спасательным имуществом;
поддержание уровня технической готовности оборудования, механизмов и работоспособности систем, обеспечивающих пожаровзрывобезопасность судна при его эксплуатации, проведении ремонтов и стоянке;
303. Основой обеспечения пожаровзрывобезопасности на судах являются соответствующие инструкции дежурно-вахтенной службы и расписания по судовым тревогам и готовностям, определяющие обязанности членов экипажа, разработанные для каждого подкласса судна и утвержденные капитаном. Составление судовых расписаний и своевременная их корректировка возлагаются на старшего помощника капитана.
304. Все члены экипажей судов обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.
305. Капитан, сообразуясь со сложившейся обстановкой, организует борьбу за пожаровзрывобезопасность судна и руководит действиями экипажа.
Непосредственное руководство по локализации районов возгорания и распространения огня возлагается на старшего помощника капитана. В случае отсутствия на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана.
306. Для борьбы с пожарами на судне формируются аварийные партии (группы) из числа палубной и машинных команд, подготовленные к использованию систем пожаротушения, разборки завалов и ведению разведки пожара. Количество аварийных партий и состав специалистов в них устанавливает капитан в зависимости от численности экипажа, конструктивных особенностей и технической оснащенности судна. Командирами аварийных партий, как правило, должны назначаться второй помощник капитана и один из механиков (электромехаников) судна.
307. В целях оперативного принятия и повышения эффективности мер по обнаружению, локализации и ликвидации пожара на ходовом мостике должны быть сосредоточены схемы систем обнаружения пожара, размещения средств пожаротушения, путей доступа к различным помещениям и системам их вентиляции. В отдельной папке должны быть собраны инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и локализации пожара.
308. При оборудовании судна автоматическими (автоматизированными) системами обнаружения и сигнализации о возгорании, а также тушения пожаров в служебных, технических и жилых помещениях индикаторы (извещатели) указанных систем и соответствующие пульты дистанционного управления должны быть сосредоточены на ходовом мостике или другом посту управления, имеющем прямую связь с ходовым мостиком.
309. Для сведения к минимуму риска возникновения пожара на судах запрещается:
хранить пропитанный маслом, керосином, бензином или другими горючими веществами обтирочный материал (паклю, ветошь);
хранить краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости в открытой таре и в не предназначенных для этого помещениях, а также вместе с обтирочным материалом;
оставлять без наблюдения помещения с включенными электронагревательными и бытовыми электроприборами, телевизорами и радиоприемниками, а также аккумуляторами, стоящими под зарядкой;
устанавливать в электрических цепях нештатные предохранители, оставлять при перерывах в работе включенными или находящимися под напряжением электроинструменты;
пользоваться нештатной электропроводкой, нештатными электронагревательными приборами, применять бытовые электронагревательные приборы без несгораемых подставок.
310. Проведение работ с открытым огнем на судне (приборами электросварки, газовой сварки, резки металла и т.п.) осуществляется только с разрешения старшего механика с записью в журнал огнеопасных работ времени, места, исполнителя работ, проведения инструктажа и выставления специальной вахты. Помещения (места), в которых выполнялись работы с применением открытого огня, а также смежные с ними помещения должны быть осмотрены и проверены на их пожарную безопасность до и после выполнения работ.
311. Не допускается размещение и использование приборов электрогазосварки и других источников открытого огня вблизи шахт и грибков судовой вентиляции. Рабочее место, где проводятся подобные работы, должно быть огорожено, обеспечено вытяжной вентиляцией и противопожарными средствами.
312. Для судов, предназначенных для перевозки горючего и смазочных материалов (танкеров), разрабатываются специальные инструкции и руководства, предусматривающие неукоснительное выполнение существующих норм и правил пожарной безопасности, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными конвенциями.
313. При приеме или передаче на корабли топлива должно быть обеспечено:
запрещение выполнения каких-либо работ с открытым огнем вблизи открытых горловин грузовых танков, топливных цистерн, а также их вентиляционных систем и мест разборки топливных трубопроводов;
непрерывная работа системы вентиляции помещения грузовых насосов;
своевременный сбор в специальные емкости топлива, попадающего в льяла или трюмы.
314. Котлы, трубы, дымоходы, выхлопные коллекторы и искрогасители должны регулярно очищаться от сажи. При вскрытии котла или снятии его арматуры необходимо обращать особое внимание на то, чтобы вблизи не проводились работы с использованием открытого огня до тех пор, пока котел не будет охлажден и хорошо провентилирован. Эти же правила должны соблюдаться при работах с частями систем и агрегатов, находящихся в прямом сообщении с котлами. Аналогичные меры должны быть приняты при работе с двигателями внутреннего сгорания и турбинами.
316. Учения и тренировки судовых аварийных партий с имитацией пожаров (разведением фактического огня) и поступлениями воды проводятся исключительно в условиях учебно-тренировочных комплексов с обеспечением всех необходимых мер предосторожности для предупреждения травматизма и несчастных случаев с людьми.
Проведение учений и тренировок с имитацией пожаров и разведением открытого огня на судах, загруженных ГСМ и опасными грузами, категорически запрещается.
Обеспечение непотопляемости судна
317. Основным конструктивным элементом судна, обеспечивающим его непотопляемость, является корпус, состояние которого определяет его способность оставаться на плаву, не опрокидываясь, с установленным запасом плавучести и остойчивости при получении боевых или аварийных повреждений.
318. Для поддержания запаса плавучести неповрежденного судна необходимо в процессе эксплуатации соблюдать допустимые пределы весовой нагрузки на палубы, в трюмы (грузовые танки) и другие корпусные конструкции при приеме и перевозке грузов, десанта и военной техники.
К основным предупредительным мероприятиям, обеспечивающим запас плавучести судна, относятся:
периодический контроль состояния корпуса, в том числе водонепроницаемых дверей, люков, горловин и относящихся к ним автоматических или ручных приводов управления и индикаторов, проводимый постоянной судовой комиссией и специальными комиссиями вышестоящего органа военного управления в сроки, установленные нормативными документами;
систематический контроль весовой нагрузки на палубы, трюмы (грузовые танки) по маркам осадок и положению ватерлинии;
соблюдение порядка открытия (закрытия) дверей, люков и горловин, ведущих в водонепроницаемые отсеки (помещения), палубы, трюмы, грузовые танки или цистерны;
соблюдение требований безопасности при выполнении работ, связанных с забортными отверстиями и арматурой;
поддержание в исправном состоянии и постоянной готовности к действию стационарных и переносных водоотливных средств, а также креновой, дифферентной и балластной систем.
319. В целях предупреждения распространения забортной воды внутрь корпуса судна горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, цистерны, коридоры, форпик и ахтерпик, должны быть всегда закрыты (задраены), а горловины кингстонных выгородок, кроме того, опломбированы и закрыты на замок.
Вскрытие указанных горловин для осмотра отсеков (помещений), выгородок и цистерн и выполнения в них ремонтных работ должно проводиться с разрешения старшего механика или лица, его замещающего, а время их вскрытия и закрытия, кроме того, записано в машинный журнал с докладом вахтенному помощнику капитана.
320. Водонепроницаемые двери, люки и горловины, находящиеся над ватерлинией, а также иллюминаторы судна задраиваются во время судовой тревоги или в иных случаях по приказанию вахтенного помощника капитана (при плавании в сложных условиях, опасных районах и т.п.).
В целях обеспечения нормальных условий отдыха экипажа часть указанных дверей, люков и горловин может быть отдраена лицами вахтенной службы. Перечень таких дверей, люков и горловин должен устанавливаться старшим механиком и объявляться приказом капитана.
321. Перепускные (спускные) клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых переборках, втором дне, платформах и палубах, клапаны управляемых и неуправляемых переточных каналов, а также клапаны балластной и осушительной систем должны быть всегда закрыты, за исключением случаев, регламентированных документацией по непотопляемости судна.
322. Корпусные работы с забортными устройствами (отверстиями) должны проводиться с разрешения старшего механика, при этом исполнители указанных работ обязаны:
обеспечить место работы необходимым материалом на случай срочной заделки отверстия;
подготовить к использованию и держать в немедленной готовности к использованию водоотливные средства, расположенные в отсеке (помещении), где проводятся работы;
предусмотреть герметизацию отсека (помещения) в случае его аварийного затопления;
323. При стоянке судна в доке необходимо принять меры, препятствующие поступлению воды внутрь корпуса при аварийном затоплении дока:
ежедневно после окончания работ проверять места, где проводились работы специалистами ремонтного предприятия, убедиться, что на открытые забортные отверстия поставлены заглушки;
участки корпуса судна, на которых нарушена непроницаемость наружной обшивки, постоянно держать под наблюдением лиц вахтенной службы;
перед заполнением сухого дока или погружением плавучего дока задраить все иллюминаторы, люки, горловины и двери непроницаемых переборок, закрыть запорные устройства на трубопроводах приема забортной воды.
После выхода судна из дока в течение суток установить наблюдение за отсеками (помещениями), в которых выполнялись доковые работы.
324. Для обеспечения водонепроницаемости корпуса судна запрещается делать какие-либо отверстия в водонепроницаемых переборках, палубах, платформах и во втором дне. Эти отверстия могут быть сделаны только в аварийных случаях для обеспечения борьбы за живучесть судна или спасения людей.
325. Контроль и поддержание в установленных пределах остойчивости неповрежденного судна должны предусматривать:
систематический учет и правильное размещение переменных грузов (топлива, масла, воды, продовольствия и снабжения), а для транспортных судов, кроме того, перевозимого вооружения и военной техники;
компенсацию потерь остойчивости, вызванных приемом переменных грузов или обледенением корпуса при плавании в штормовых условиях, за счет более рационального размещения грузов или удаления их с судна;
устранение крена и дифферента, превышающего установленные пределы, путём балластировки забортной водой пустых емкостей или перекачкой топлива (воды) в грузовые танки и цистерны противоположного борта.
326. Для повышения остойчивости судна при расходовании грузовых запасов должна проводиться его балластировка путем приема водяного балласта в грузовые танки и цистерны, имеющие специальные системы для их заполнения и осушения.
Перекачка жидкого груза или перемещение сухого груза, которые могут привести к изменению остойчивости (крена или дифферента) судна, допускаются только с разрешения капитана и с ведома старшего механика.
После приема груза и балластировки капитан должен иметь исчерпывающие данные об остойчивости судна, обеспечивающей безопасное плавание при расходовании запасов или передаче груза на корабли в море.
327. Удаление груза за борт для повышения остойчивости, спрямления или увеличения запаса плавучести аварийного судна может проводиться только в исключительных случаях, когда принятие других мер не сможет предотвратить его гибель от опрокидывания или потери запаса плавучести.
328. При приемке судна от завода-строителя капитану должна быть передана документация, позволяющая простыми способами определить точные данные о плавучести и остойчивости судна в различных условиях эксплуатации и принять меры для борьбы за непотопляемость в случаях его повреждения.
Обеспечение живучести технических средств
329. Все механизмы, устройства, системы и технические средства судна должны использоваться на режимах, соответствующих правилам их эксплуатации и инструкциям завода-изготовителя.
Решение об использовании главных и вспомогательных механизмов с нарушением правил их эксплуатации может быть принято только капитаном или старшим механиком в экстремальной ситуации.
В повседневных условиях использование неисправных систем, механизмов или иных технических средств судна запрещено.
330. Комплект запасных частей и принадлежностей, предназначенный для устранения неисправностей и замены вышедших из строя деталей и механизмов судна, должен быть полностью укомплектован и размещен в специально установленных для этого местах.
331. При плавании судна с креном (дифферентом) необходимо организовать тщательное наблюдение за работой технических средств и в целях предотвращения аварии этих средств обеспечить выполнение основных предупредительных мероприятий:
контроль уровня воды в работающих котлах, не допуская оголения трубок и поступления воды в паровые магистрали;
наблюдение за работающими насосами забортной воды, приемники которых расположены близко к ватерлинии;
разобщение магистралей, расположенных по разным бортам и в разных отсеках (помещениях) и сообщающих грузовые танки или цистерны друг с другом;
расходование жидких грузов только из грузовых танков или цистерн накрененного борта;
контроль уровня жидкости в грузовых танках или цистернах, не допуская его снижения, приводящего к оголению приемников воды, топлива, масла.
332. При ликвидации последствий аварии технические средства судна могут использоваться на максимально возможных режимах работы в целях обеспечения непотопляемости судна и сохранения его мореходных качеств, прежде всего управляемости и допустимой для создавшейся ситуации скорости хода.
333. Для отработки действий экипажа по устранению неисправностей технических средств судно должно быть укомплектовано документацией завода-изготовителя на все механизмы, приборы и устройства, а также перечнями типовых неисправностей технических средств и способов их устранения.
В случаях единовременной замены более 25 экипажа учения и занятия проводятся
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2020 г. N 465 “Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов”
В соответствии с пунктом 2 статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 31, ст. 4320), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(11) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2020 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 г. N 465
Правила
разработки и применения системы управления безопасностью судов
I. Общие положения
II. Разработка и применение системы управления безопасностью судов
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями КВВТ;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;
5) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем;
6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;
7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении: обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;
издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;
проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;
своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;
9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;
10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;
11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;
13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;
14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 34.1 КВВТ судовладелец должен назначить работника или работников (не из числа членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 34.1 КВВТ судовладелец должен обеспечить:
1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;
2) ознакомление капитана судна с СУБ;
3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.
5. В число мер по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярных проверок механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно, должны входить:
1) определение и документирование судовладельцем видов, периодичности, объемов и содержания технического обслуживания и ремонта судна, его механизмов, устройств и оборудования;
2) проведение проверок технического состояния судна, его механизмов, устройств и оборудования через установленные обязательными требованиями и документами изготовителя интервалы времени;
3) определение механизмов, устройств и оборудования судна, внезапный отказ которых может привести к возникновению транспортных происшествий, опасных и аварийных ситуаций.
6. Учения экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации в соответствии с программами, указанными в 2 настоящих Правил, должны проходить в сроки, установленные судовладельцем, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере внутреннего водного транспорта. Судовладельцем должен быть установлен порядок документирования информации об указанных учениях.
7. СУБ применяется в течение всего периода эксплуатации каждого судна судовладельца, подлежащего государственной регистрации.
III. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов
стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;
среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок».
10. В случае если на должность лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, судовладельцем назначается лицо, которое не осуществляло указанную деятельность в течение более чем 5 лет со дня окончания обучения (получения) дополнительного профессионального образования, такое лицо подлежит до занятия указанной должности направлению судовладельцем на обучение по СУБ, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта (дополнительное профессиональное образование).
IV. Проверка выполнения судовладельцем требований статьи 34.1 КВВТ и проверка применения на судне системы управления безопасностью судов
В заявке указываются следующие сведения:
1) полное наименование судовладельца (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя или физического лица);
2) количество берегового персонала судовладельца;
3) количество филиалов судовладельца (при наличии);
4) адрес в пределах местонахождения судовладельца (для юридического лица) или регистрации по месту жительства (пребывания) (для индивидуального предпринимателя или физического лица);
5) наименование должности (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, с указанием номера телефона, и (или) факса (при наличии), и (или) адреса электронной почты (при наличии), а также данных документа, подтверждающего прохождение им аттестации в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
6) государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации судовладельца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
7) номер телефона, и (или) факса (при наличии), и (или) адрес электронной почты (при наличии) судовладельца;
8) перечень судов судовладельца;
9) планируемая дата (даты) проведения проверки СУБ судовладельца;
10) планируемое место (населенный пункт) проведения проверки СУБ судовладельца.
Заявка направляется в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой в соответствии с подпунктом 9 настоящего пункта даты проведения проверки СУБ судовладельца.
Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, в случае несоответствия сведений, указанных в заявке, предусмотренных настоящим пунктом, и (или) непредставления документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящих Правил, отклоняет заявку и посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии), приведенным в заявке, информирует судовладельца с обоснованием причин отклонения заявки в течение 3 рабочих дней с даты регистрации заявки.
13. К заявке на первоначальную проверку СУБ организации судовладелец прилагает:
1) структурную схему организации-судовладельца с указанием:
руководства и (или) руководящего органа организации-судовладельца;
названий подразделений организации-судовладельца и порядка их взаимодействия, и (или) подчиненности руководству, и (или) руководящему органу организации-судовладельца, и (или) другим подразделениям организации-судовладельца;
2) заверенные судовладельцем копии документов, подтверждающих право законного распоряжения судовладельцем судами, перечисленными в заявке в соответствии с подпунктом 8 пункта 12 настоящих Правил;
14. К заявке на возобновляющую проверку СУБ организации судовладелец прилагает:
1) структурную схему организации-судовладельца с указанием:
руководства и (или) руководящего органа организации-судовладельца;
названий подразделений организации-судовладельца и порядка их взаимодействия, и (или) подчиненности руководству, и (или) руководящему органу организации-судовладельца, и (или) другим подразделениям организации-судовладельца;
2) заверенные судовладельцем копии документов, подтверждающих право законного распоряжения судовладельцем судами, перечисленными в заявке в соответствии с подпунктом 8 пункта 12 настоящих Правил.
Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, при рассмотрении направленных судовладельцем исправленных документов СУБ:
1) в течение 10 рабочих дней с даты получения документов, направленных в соответствии с настоящим пунктом, осуществляет рассмотрение исправленных судовладельцем документов СУБ на соответствие требованиям статьи 34.1 КВВТ;
2) посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии), указанным в заявке, информирует судовладельца о выявленных в документах СУБ несоответствиях требованиям статьи 34.1 КВВТ (судовладелец в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об указанных несоответствиях повторно направляет исправленные документы СУБ посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии) или об отсутствии в документах СУБ несоответствий требованиям статьи 34.1 КВВТ;
3) осуществляет проверку применения СУБ с внесенными изменениями при возобновляющей проверке СУБ организации-судовладельца в соответствии с пунктами 14 и 16 настоящих Правил.
16. Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, при проверке СУБ судовладельца:
1) в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявки, указанной в пунктах 12 или 14 настоящих Правил, с прилагаемыми к ней документами, осуществляет их рассмотрение;
2) в случае выявления в документах СУБ несоответствий требованиям статьи 34.1 КВВТ посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии), указанным в заявке, информирует судовладельца о несоответствиях до даты посещения судовладельца в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта или об отсутствии в документах СУБ несоответствий требованиям статьи 34.1 КВВТ.
Судовладелец в течение 10 рабочих дней после дня получения информации о выявленных в документах СУБ несоответствиях требованиям статьи 34.1 КВВТ по электронной почте или иным доступным способом повторно направляет исправленные документы СУБ в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов. В случае превышения указанного срока направления исправленных документов СУБ, судовладелец направляет в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, документы СУБ в полном объеме, установленном подпунктом 3 пункта 13 настоящих Правил;
3) в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии) подтверждает указанные в заявке дату и место посещения судовладельца экспертом или согласовывает с судовладельцем или представителем судовладельца иные дату и (или) место посещения судовладельца экспертом;
4) по приведенным данным в заявке, посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии), телефону или факсу (при наличии) информирует лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов, указанное в заявке в соответствии с подпунктом 5 пункта 12 настоящих Правил, о дате и времени посещения судовладельца экспертом;
5) направляет к судовладельцу эксперта, который проверяет применение СУБ работниками организации-судовладельца в соответствии с требованиями статьи 34.1 КВВТ и разработанными судовладельцем документами СУБ, предусмотренными подпунктом 3 пункта 13 настоящих Правил, с обязательной проверкой порядка действий работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций на судне (судах);
6) в случае если СУБ соответствует требованиям статьи 34.1 КВВТ, выдает судовладельцу документ о соответствии сроком на 5 лет 4 ;
Судовладелец или представитель судовладельца в течение 20 календарных дней со дня получения перечня направляет в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, заявку на повторную проверку СУБ (без приложения документов СУБ, установленных пунктами 13 и 14 настоящих Правил) с целью проверки устранения несоответствий, выявленных в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта.
Повторная проверка назначается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в пределах 30 календарных дней со дня представления судовладельцу или представителю судовладельца перечня.
В случае нарушения судовладельцем срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта, проверка СУБ судовладельца осуществляется экспертом по заявке, указанной в пункте 12 настоящих Правил, в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 13 или 14 и пунктом 16 настоящих Правил;
8) в случае если по результатам повторной проверки, назначенной в соответствии с подпунктом 7 настоящего пункта, перечисленные в перечне несоответствия требованиям статьи 34.1 КВВТ устранены, выдает судовладельцу документ о соответствии сроком на 5 лет;
9) в случае если по результатам повторной проверки, назначенной в соответствии с подпунктом 7 настоящего пункта, перечисленные в перечне несоответствия требованиям статьи 34.1 КВВТ не устранены, вручает судовладельцу или представителю судовладельца уведомление об отказе в выдаче документа о соответствии с указанием не устраненных в результате повторной проверки несоответствий требованиям статьи 34.1 КВВТ;
10) после устранения судовладельцем несоответствий, выявленных при проверке СУБ судовладельца, о которых он был проинформирован в соответствии с подпунктом 9 пункта 16 настоящих Правил, проводится проверка СУБ судовладельца согласно пункту 12, подпунктам 1-2 пункта 13 или 14 и пункту 16 настоящих Правил;
11) возобновляющая проверка СУБ судовладельца осуществляется по заявке судовладельца до окончания срока действия документа о соответствии согласно пунктам 12, 14, подпункту 3 пункта 15 и пункту 16 настоящих Правил. Заявка на проведение возобновляющей проверки направляется судовладельцем в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, не ранее чем за 2 месяца до дня окончания срока действия документа о соответствии.
Действие судовых свидетельств, приостановленных в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, возобновляется после выдачи документа о соответствии судовладельцу в соответствии пунктами 12, 14-16 настоящих Правил. Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии), указанным в заявке на возобновляющую проверку СУБ судовладельца, информирует судовладельца о возобновлении действия судовых свидетельств в течение 1 рабочего дня с даты выдачи документа о соответствии.
В судовой заявке указываются следующие сведения:
4) численность экипажа и (или) пассажировместимость (человек);
5) полное наименование судовладельца (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя или физического лица);
6) наименование должности (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, с указанием номера телефона, и (или) факса (при наличии), и (или) адреса электронной почты (при наличии);
7) учетный номер, дата выдачи документа о соответствии и судового свидетельства (при наличии) учетный номер, дата выдачи, дата окончания действия судового свидетельства;
8) планируемая дата (даты) проведения проверки СУБ судна;
9) планируемое место проведения проверки СУБ судна.
Судовая заявка направляется в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой в соответствии с подпунктом 9 настоящего пункта даты проведения проверки СУБ судна.
Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, в случае несоответствия сведений, указанных в судовой заявке, предусмотренных настоящим пунктом, отклоняет судовую заявку и по адресу места нахождения, по электронной почте или факсу, указанным в заявке, информирует судовладельца с обоснованием причины отклонения судовой заявки в течение 3 рабочих дней с даты регистрации судовой заявки.
18. Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, при проверке СУБ судна:
1) регистрирует судовую заявку в день ее поступления;
2) по указанному в заявке телефону, электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии) подтверждает дату и место посещения судна экспертом или согласовывает с судовладельцем либо представителем судовладельца иные дату и (или) место посещения судна экспертом;
3) по указанному в заявке телефону, электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии) информирует лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов, о дате и времени посещения судна экспертом;
5) в случае если СУБ на судне применяется в соответствии с требованиями статьи 34.1 КВВТ, выдает на судно судовое свидетельство на срок 5 лет или вносит соответствующую запись о промежуточной проверке СУБ судна в судовое свидетельство;
7) повторная проверка назначается срок, не превышающий 30 календарных дней с даты проведения первоначальной, возобновляющей, промежуточной или дополнительной проверки СУБ судна, и осуществляется экспертом по заявке судовладельца на повторную проверку СУБ на судне для устранения несоответствий применения СУБ на судне требованиям статьи 34.1 КВВТ, выявленных в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта;
8) в случае нарушения судовладельцем срока проведения повторной проверки, назначаемой в соответствии с подпунктом 7 настоящего пункта, проводится дополнительная проверка СУБ судна экспертом по заявке судовладельца на дополнительную проверку СУБ на судне согласно пунктам 17 и 18 настоящих Правил;
9) в случае если по результатам повторной проверки, назначенной в соответствии с подпунктом 7 настоящего пункта, перечисленные в судовом перечне несоответствия применения СУБ на судне требованиям статьи 34.1 КВВТ на судне устранены, выдает на судно судовое свидетельство на срок 5 лет или вносит соответствующую запись о промежуточной проверке СУБ судна в судовое свидетельство;
10) в случае если по результатам повторной проверки, назначенной в соответствии с подпунктом 7 настоящего пункта, перечисленные в судовом перечне несоответствия применения СУБ на судне требованиям статьи 34.1 КВВТ на судне не устранены, вручает капитану судна уведомление об отказе в выдаче (подтверждении) судового свидетельства с указанием в судовом перечне неустраненных в результате проверки несоответствий требованиям статьи 34.1 КВВТ;
11) после устранения судовладельцем несоответствий, выявленных при проверке СУБ судна, о которых он был проинформирован в соответствии с подпунктом 10 настоящего пункта, проводится дополнительная проверка СУБ судна экспертом по заявке судовладельца на дополнительную проверку СУБ на судне согласно пунктам 17 и 18 настоящих Правил;
12) промежуточная проверка СУБ судна осуществляется экспертом по заявке судовладельца на промежуточную проверку СУБ на судне между вторым и третьим годами действия судового свидетельства в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящих Правил.
Действие судового свидетельства, приостановленного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, возобновляется после проведения промежуточной проверки СУБ судна экспертом по заявке судовладельца на промежуточную проверку СУБ на судне в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящих Правил;
13) возобновляющая проверка СУБ судна с действующим судовым свидетельством, осуществляется экспертом по заявке судовладельца на возобновляющую проверку СУБ на судне в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящих Правил. Заявка на проведение возобновляющей проверки СУБ судна направляется судовладельцем в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, не ранее чем за 3 месяца до дня окончания срока действия судового свидетельства.
В случае окончания срока действия судового свидетельства проводится возобновляющая проверка СУБ судна экспертом по заявке судовладельца на возобновляющую проверку СУБ на судне в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящих Правил.
19. При передаче судна другому владельцу необходимо получить новое судовое свидетельство. Для получения нового судового свидетельства судно должно пройти первоначальную проверку СУБ судна в соответствии с пунктами 17 и 18 настоящих Правил по заявке судовладельца на первоначальную проверку СУБ на судне.
Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии), которые содержатся в документах СУБ судовладельца, находящихся на хранении в организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, информирует судовладельца, передавшего судно другому судовладельцу, об отмене действия судового свидетельства в течение 3 рабочих дней с даты получения заявки на первоначальную проверку СУБ судна от судовладельца, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
20. Судовладелец информирует организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, об изменении данных о судовладельце и (или) судне, вносимых в документ о соответствии и (или) судовое свидетельство, в течение 5 рабочих дней со дня внесения таких изменений.
21. В случае если данные о судовладельце и (или) судне, вносимые в документ о соответствии и (или) судовое свидетельство, были изменены и отличаются от указанных в документе о соответствии и (или) судовом свидетельстве, организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, переоформляет документ о соответствии и (или) судовое свидетельство.
22. В случае утраты или порчи документа о соответствии и (или) судового свидетельства по заявлению судовладельца или представителя судовладельца, оформленному в произвольной форме, организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, выдает судовладельцу или представителю судовладельца дубликат документа о соответствии и (или) судового свидетельства.
1 Пункт 6 статьи 34.1 KBBT.
2 Пункт 1 статьи 34.1 КВВТ.
3 Подпункт 5.3.6 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3261).
4 Пункт 5 статьи 34.1 КВВТ.
5 Пункт 5 статьи 34.1 КВВТ.
6 Пункт 6 статьи 34.1 KBBT.
Обзор документа
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ в отношении судов, подлежащих госрегистрации (кроме маломерных, прогулочных и спортивных парусных), разрабатывается и применяется система управления их безопасностью. Минтранс обновил правила. Ранее изданный приказ по этому вопросу отменен в рамках механизма «регуляторной гильотины». Уточнен перечень составляемой документации.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.