в стратегической стадии организационного обучения корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность. Тест для самопроверки №2
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Возможное падение коэффициента отношения социальных инвестиций к балансовой прибыли в современных российских компаниях может быть связано с …
резким ростом прибыли крупнейших компаний
несоразмерным своим доходам ростом вложений компаний в социальную сферу
особенно осторожным подходом компаний к объектам социального инвестирования
износом оборудования и связанными с ним существенными вложениями в модернизацию производства, а не в социальный капитал
отставанием российских компаний в сфере экономической эффективности производства
низкой инвестиционной привлекательностью российских компаний
2. Основное различие корпоративно/социально ответственных сборов от налоговых сборов
не нормируются, и их размер произволен
расходуются под четким контролем государства
не могут расходоваться по усмотрению руководителя фонда
исключено участие в коррупционных и противозаконных сделках
взимаются в принудительном порядке
3. Важная тенденция целевого развития персонала современных компаний, требующая серьезного увеличения затрат
появление у компаний собственных центров обучения – корпоративных университетов
совершенствование методов набора и отбора персонала, практикуемых в компании
сокращение дистанции между руководителем и подчиненным, демократизация методов управления
усиление корпоративной сплоченности коллектива
ужесточение дисциплины, введение штрафных санкций за нарушения трудовой дисциплины
4. Конкурентное преимущество, которое обеспечивает компании в странах с развитым гражданским обществом выполнение этических правил
повышение темпа роста производительности
повышение ее инвестиционной привлекательности
увеличение доходности
приток рабочей силы
улучшение качества товара и снижение его себестоимости
5. Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется …
полностью за счет работника — путем накопления в период своей трудовой деятельности определенных отчислений в Пенсионный фонд РФ
за счет государства через Пенсионный фонд РФ
за счет компании через накопительные корпоративные пенсионные программы, увязанные с негосударственными пенсионными фондами
за счет спонсора путем перечисления им разовых вознаграждений работникам, проработавшим в компании более 5 лет
6. В экономическом аспекте корпоративная социальная ответственность изучает …
исследование корпоративной социальной ответственности в рыночных индексах, в которые включены бумаги социально ответственных компаний
исследование рынка ценных бумаг, проводимые фондами, отслеживающими социальную ответственность компаний — SRI – фонды
анализ взаимосвязи социальной ответственности отечественных компаний и финансовой эффективности с помощью показателя операционной эффективности деятельности компаний
анализ взаимосвязи социальной ответственности отечественных компаний и финансовой эффективности, выражаемой через чистый денежный поток
7. Чтобы увеличить свою стоимость в долгосрочной перспективе и получать прибыль, благодаря коллективным действиям (гражданская стадия организационного обучения) компании …
способствуют широкому распространению норм корпоративной социальной ответственности в отрасли
отрицают свою вину за конкретные нарушения организационного обучения корпоративной социальной ответственности
не признают своей ответственности за негативные последствия нарушений обеспечения организационного обучения корпоративной социальной ответственности
учитывают потребности общества в стратегии развития своего бизнеса
8. В стратегической стадии организационного обучения корпоративной социальной ответственности организации …
учитывают социально значимые вопросы в основных управленческих процессах
учитывают потребности общества в стратегии развития своего бизнеса
способствуют широкому распространению норм социальной ответственности в отрасли
придерживаются политики следования правилам как издержкам ведения бизнеса
9. Проблема, которая приводит современные российские компании к непоследовательным действиям в области инвестиций и снижению эффективности их социальных программ
отсутствие прозрачной структуры и стратегии социальных инвестиций
ориентация компаний, в первую очередь, на краткосрочные программы
отсутствие запроса на формирование корпоративной стратегии социальных инвестиций со стороны государства и общества, из-за чего компаниям приходится действовать без четких ориентиров
внутренние программы превалируют над внешними, в результате чего бизнес занимается в первую очередь развитием собственного персонала и не включен активно в общестрановые социальные программы
низкий уровень инновационной активности компаний
отставание российских компаний в технологической сфере
10. Такая компания, как, например, корпоративный медицинский центр, может способствовать снижению трудопотерь работающих из-за высокой заболеваемости …
используя средства ранней диагностики профессиональных заболеваний
организовывая регулярные проверки предприятий на соответствие принятым стандартам безопасности
проводя модернизацию оборудования
пропагандируя здоровый образ жизни
11. Стадия организационного обучения корпоративной социальной ответственности, на которой организации отрицают свою вину за конкретные нарушения и не признают своей ответственности за их негативные последствия – стадия …
«следование правилам»
«управленческая»
«оборонительная»
«стратегическая»
«гражданская»
12. Сектор российской экономики периода 2003-2007 гг., в котором наблюдалось однозначное увеличение социальных инвестиций
услуг
переработки
производства
сырьевой
13. Общая черта в трактовке понятия «деловая этика» в США и Европе
этика близка к соблюдению законодательства, но не включает корпоративной социальной ответственности
этика сфокусирована на корпоративной социальной ответственности, но только отчасти связана с соблюдением законодательства
корпоративная социальная ответственность не носит принудительного характера
этика, право и корпоративно-социальная ответственность смешиваются и в достаточно произвольном порядке
общая черта в трактовке понятия «деловая этика» у США и Европы отсутствует
14. В основу концепции рациональности и выгоды компании от вложений в социальную сферу положены …
материальные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта
технологические ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта
управленческие ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта
финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта
15. Поддерживая в рамках благотворительных программ социально незащищенные группы населения, компания …
пропагандирует здоровый образ жизни
снижает риск бедности и социальной напряженности на территориях присутствия
делает доступным негосударственное пенсионное обеспечение для всех работников
улучшает статистику социальных инвестиций
создает себе имидж и повышает деловую репутацию
16. Применение этических формулировок в судебной практике позволит …
повысить эффективность функционирования российской правовой системы
оптимизировать нахождение баланса между публичными и частными интересами
обеспечить соблюдение законодательства и обязательность реализации корпоративно/социально ответственного поведения
увеличить финансирование социальной сферы
повысить ответственность компаний за нарушение экологического законодательства
17. Этическая категорий в правовой системе России, в англо-американском праве, которая получила название «фидуциарной обязанности»
добросовестный налогоплательщик
необходимость добросовестности и разумности действий директоров и топ-менеджеров в интересах акционерного общества
добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений
деловая этика бизнесмена
18. Особенность российского трактовки понятия «деловой этики»
в ней соединяются черты, характерные как для европейского, так и для американского понимания данного термина
государство существенно влияет на выработку содержания деловой этики
соблюдение российского законодательства — всего лишь один из частных аспектов деловой этики
данное понятие широко используется в судебных разбирательствах в налоговой сфере
данный термин часто применяется российскими судами при пресечении злоупотребления правом, борьбе с недобросовестной конкуренцией
19. Компании, которые не внедряют принципы и стратегии корпоративной социальной ответственности …
не отслеживают и не контролируют воздействие своего производства на общество и окружающую среду
не полностью реализуют свой экономический потенциал
упускают возможности в бизнесе
теряют конкурентные преимущества и отстают в управлении
отстают в производительности труда
теряют возможность выхода на международный рынок
20. Сфера права, содержащая этические нормы
Налоговое право
Гражданское право
Корпоративное право
ни одна сфера права не содержит этических норм
21. Способы, при помощи которых государственные органы власти, в том числе профильные федеральные министерства, законодательные органы, исполнительные органы на местах могут способствовать внедрению российскими компаниями корпоративной отчетности в соответствии с международными стандартами
активно поддерживать корпоративную социальную ответственность, развивать новые формы социального партнерства и проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для бизнеса
способствовать превращению деятельности по корпоративной социальной ответственности и социального партнерства в естественный признак респектабельности российского бизнеса
активно поддерживать корпоративную социальную ответственность именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные социальные инвестиции бизнеса
совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования корпоративной социальной ответственности бизнеса, включая корпоративную благотворительность
принять законодательный акт, устанавливающий обязательные сроки и формы корпоративной отчетности по социальной ответственности
проводить отраслевые совещания и региональные форумы по обобщению опыта внедрения российскими компаниями корпоративной отчетности в соответствии с международными стандартами
22. Элемент, который в дополнение к традиционной модели корпоративной социальной ответственности должен подключиться для ее эффективной реализации в современных российских условиях
стейкхолдеры
бизнес
работники
региональная власть
работодатели
23. Условие необходимое для того, чтобы российские компании имели возможность использовать отчетность по международным стандартам
повышение роли частного сектора в инвестировании экономики
рационализация управления в российском бизнесе
повышение конкурентоспособности российских компаний
активизация выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки
технологическое перевооружение российских компаний
повышение инновационной активности российского бизнеса
24. Результат реализации политики социальной ответственности, взаимоувязанной с финансовой эффективностью компании
снижает риск, связанный с реализацией основной деятельности и повышает стоимость капитала
снижает уровень расходов и улучшает отношения с регулирующими органами
создаёт и поддерживает бренд компании
улучшает человеческие отношения и производительность работников
25. Две основные экономические составляющие маркетинговой концепции корпоративной социальной ответственности
увеличение прибыли и снижение расходов
характер инфляции и состояние инвестиционных ресурсов
корпоративное развитие и формирование имиджа и деловой репутации
минимизация бизнес-рисков и превращение существующих проблем в возможности для бизнеса
26. Инструмент, который может быть использован для повышения эффективности благотворительной деятельности компаний
диалоги
общественные консультации «лицом к лицу» с различными группами заинтересованных сторон
оценка эффективности социальных программ
целевые государственные программы
налоговые льготы
27. Теория или концепция, получившая распространение после 1980 года вплоть до начала XXI в.
концепция «заинтересованных сторон»
концепция «этики бизнеса»
теория «устойчивого развития»
теория «корпоративного гражданства»
28. Основная причина лидерства именно европейских компаний в общемировых списках лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию
высокий уровень экологичности производств (при постоянно снижающейся энергоемкости)
высокие темпы роста доходов компаний
низкие показатели по безработице
большое число инвестиционных проектов
низкий уровень расходов на производство и сырье
29. Негативные последствия недоработок и ошибок в развитии корпоративной социальной ответственности в современной России
инвестированные средства расходуются неэффективно
консервируется устаревшая структура социальной сферы
возникает сомнение в способности властей представлять действительные интересы общества
обострение существующих проблем в условиях многочисленных моногородов
общее снижение эффективности производства
снижение производительности труда
30. Подход к изучению корпоративной социальной ответственности, который устанавливает взаимосвязь между социально ответственным поведением компании и ее финансовыми показателями
стратегический
инструментальный
классический
методологический
корпоративный
31. Международный стандарт, действующий по принципу «триединого итога», лежащий в основе индекса Доу-Джонса
Global Reporting Initiative – GRI
IFRS
EcoMaterial 1.0/2009
ИСО серии 14000
ИСО 10012:2003
32. Критерий правовых норм (правил поведения)
добровольность выполнения правил поведения
обеспечение обязательности правовых норм принудительной силой государства
соблюдение единых для всех норм деловой этики
наличие правовых норм в законе
разумность и справедливость правил поведения
33. Временной период развития корпоративной социальной ответственности в России, который характеризовался стабилизацией социальной инфраструктуры, когда предприятия стали применять долгосрочный горизонт планирования и выгоды применения социальной политики в перспективе
1990-1995 гг.
1998-2000 гг.
2000-2005 гг.
2005-20010 гг.
1980-1988 гг.
34. Этическим правилам внутри компании можно придать юридически обязательный характер …
включив этические правила в учредительные и локальные документы компаний
применяя этические правила в процессе регулирования правоотношений внутри саморегулируемых организаций
наработав судебную практику по экономическим спорам
предприниматель должен уяснить содержание этических правил с целью соблюдения требований законодательства
35. В США содержание понятия «деловая этика» …
подразумевает ответ на «какие правила игры являются правильными?»
не является синонимом словосочетания «соблюдение законодательства»
сфокусировано на корпоративной социальной ответственности
близко к понятию «соблюдение законодательства»
Корпоративная социальная ответственность
В последние несколько лет возрос интерес к экологическим мероприятиям, которые проводят компании, например, уборки или лекции для сотрудников. Все чаще компании спрашивают, как нам помочь, или обращаются к нам за помощью в проведении мероприятий. Мы расспросили наших партнеров, почему возрос интерес и почему привлекают социально значимые мероприятия, как часть политики корпоративной социальной ответственности бизнеса. Партнеры поделились, что социально значимые мероприятия помогают выстроить коммуникацию между брендом и покупателями, а также вовлечь сотрудников в деятельность компании.
Зачем КСО бизнесу
Под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимают участие бизнеса на добровольной основе в развитии общества, социальной экологической и экономической сфере, как правило, не связанными с основной деятельностью организации. Социальная ответственность компании применяется в различных отраслях бизнеса, но степень участия различается:
Выгоды и заинтересованные стороны КСО
Предметом ответственности бизнеса выступают обязательства организации по отношению к заинтересованным сторонам. К ним относятся:
Проведение мер социальной ответственности для бизнеса может быть неочевидной, кажется преувеличенной, но выстраивание системы ответственности в перспективе дает ряд выгод, которые предоставляют организации устойчивое положение на рынке. Экономические выгоды могут быть выражены в следующем:
Принципы и формы КСО
Основные принципы социальной ответственности:
Формы ответственности бизнеса позволяют обозначить пять подходов определения границ социальной ответственности бизнеса:
Обобщая рассмотренные подходы, можно выделить основные направления реализации корпоративной социальной ответственности:
Уровни и виды КСО
Поскольку число, состав и круг интересов заинтересованных лиц постоянно меняется, методы осуществления социальной ответственности и модели взаимодействия форматируются вместе с ними. Выделяется несколько уровней корпоративной социальной ответственности.
Влияние мероприятий ответственности бизнеса также можно разделить на:
Как сформировать и внедрить КСО
Внедрение ответственности начинается с планирования:
Для формирования и внедрения системы корпоративной ответственности компании применяется стандарт «Руководство по социальной ответственности» ISO-26000, опубликованный в 2010 году. Стандарт является добровольным в применении и призван показать возможности интеграции ответственного поведения бизнеса в работу компании. Кроме этого, стоит руководствоваться целями устойчивого развития и принципами ESG.
В частности стандарт, кроме определения теоретической части, также определяет основные аспекты внедрения социальной политики бизнеса:
Заключение
Политика социально ответственного бизнеса позволяет достичь компании стабильного положения на рынке за счет реализации мероприятий, которые помогают выстроить доверительные отношения с клиентами и партнерами, а также сформировать лояльное отношение работников компании и повышение вовлеченности сотрудников в рабочие процессы организации.
В свою очередь доверие клиентов и лояльность сотрудников позволяет привлекать дополнительные инвестиции и расширять бизнес.
Наша организация открыта к сотрудничеству: мы можем провести встречу, вебинар или квиз для сотрудников, сделать совметно с вами открытый фестиваль или праздник чистоты, разработать проект под ваши задачи.
Корпоративная социальная ответственность: сообразим на троих
Поэтому в классическую модель КСО для ее применения в отечественных условиях должна быть введена третья сила — региональная власть. Только «тройственному союзу» работников, работодателей и власти под силу достичь баланса интересов и социальных рисков в регионе.
Классическая модель КСО
Рис. 1. Бизнес и стейкхолдеры
Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной «среды обитания» — социальной, экологической, политической — путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.
Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда — возможности оперативного и экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.
Пренебрежение интересами и рисками работников неоднократно приводило бизнесменов к социальным потрясениям разной силы — от «итальянских» забастовок до революций, перекраивающих общественное устройство государств и континентов. Именно эти обстоятельства и привели как к эволюции базовых принципов общественного устройства в сторону открытости, так и к установлению стандартов взаимной ответственности бизнеса и общества.
КСО в России
Проблема моногородов обусловлена, по меньшей мере, двумя факторами.
Во-первых, переход от плановой социалистической системы хозяйствования к рыночной (а точнее сказать, псевдорыночной) привел к тому, что спрос на продукцию градообразующих предприятий, имевшийся «по умолчанию» в плановой системе, сменился рыночным спросом и, следовательно, стал более чем когда-либо подвержен рискам.
Во-вторых, низкая мобильность рабочей силы приводит к накоплению невостребованных человеческих ресурсов. Мобильность здесь надо понимать широко: не только как невозможность перемещения на другую территорию, но и как невозможность сменить род деятельности.
Таким образом, в системе социальной ответственности в российских условиях необходима дополнительная сила, обеспечивающая баланс социально-экономических интересов и рисков. Этой силой должна стать местная (региональная, городская) администрация. Эффективность ее действий обусловлена пониманием ее роли в системе социальной ответственности, а также используемыми инструментами.
Интересы участников социальных отношений
Посмотрим, какими интересами руководствуются участники социальных отношений.
Рис. 2. Социальная ответственность: интересы участников
Стремление к достойной жизни
Создание комфортных условий для бизнеса
Упрочение авторитета
Устойчивое развитие
Ожидаемые результаты
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ РАБОТЫ, УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
СТАБИЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ, РОСТ КАПИТАЛИЗАЦИИ
СТАБИЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОСТ ПРИЗНАНИЯ
К сфере социальной ответственности относится круг проблем взаимоотношений работников, бизнеса, власти и общества в целом, решение которых не входит номинально в сферу государственного регулирования, но крайне важно для гармоничных отношений в обществе.
Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели, власть), имея разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан, таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, которая уже перестает быть исключительно корпоративным делом.
Модель взаимодействия участников социальных отношений в регионе
Каким образом могут взаимодействовать участники социальных отношений региона? Рассмотрим модель взаимодействия, складывающуюся из двух уровней: взаимодействия «работодатель — работник» и взаимодействия «работодатель — общество/региональная власть».
Рис. 3. Основные направления взаимодействия участников социальных отношений в регионе 9
Взаимодействие «работодатель — работник»
Принципы взаимоотношений между работодателем и работником хорошо проработаны в классической модели КСО (модели, напомним, именно двусторонних отношений). В основе отношений лежат принципы, декларируемые в стандартах КСО (SA 8000, CSR/КСО — 2008, ISO 26000). Работодатель вправе принять за основу любой из них.
Стандарт Social Accountability 8000 (SA 8000) разработан организацией Social Accountability International; последняя версия стандарта выпущена в 2001 г. Стандарт основывается на принципах 13 международных конвенций по правам человека. Основное внимание стандарт уделяет правам работников и условиям работы; фокусирует политику и процедуры на улучшении условий работы и на улучшении взаимопонимания руководства и работников. Имеется Руководство по социальной ответственности — документ, в соответствии с которым осуществляется разработка, внедрение и аудит системы менеджмента, отвечающей требованиям SA 8000. В России сертификат соответствия стандарту получен пока только одной организацией — компанией TNT Express, одним из ведущих операторов на рынке услуг по экспресс-доставке и логистике.
Стандарт CSR/КСО — 2008 разработан Всероссийской организацией качества; введен в действие в 2008 г. решением Всероссийской организации качества, Украинской ассоциации качества, Международной ассоциации менеджеров и аудиторов качества, Сербской организации качества. Стандарт CSR/КСО-2008 охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Стандарт устанавливает требования к деятельности организаций в области права на труд и охраны труда, социальных гарантий для персонала, производства продукции (услуг, работ) надлежащего качества, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества. Внедрение стандарта осложняется тем, что руководство по разработке, внедрению и аудиту системы менеджмента в соответствии со стандартом CSR/КСО-2008 пока не создано.
В известной мере к стандартам КСО можно отнести и известный стандарт Investors in People, разработанный в 1992 г. по заказу Британского правительства и министерства труда Великобритании при участии Конфедерации британской индустрии, Конгресса профсоюзов Великобритании, Института управления персоналом, ведущих специалистов крупнейших компаний. С 1997 г. стандарт в других странах. Основная идея стандарта — улучшение результатов деятельности организации через постоянное обучение и развитие компетентности людей. В стандарт входят три блока: наличие у организации стратегии по улучшению бизнес-результатов; конкретные действия организации, предпринимаемые в соответствии со стратегией и направленные на постоянное улучшение результатов организации; оценка влияния инвестиций в людей на бизнес-результаты. Стандарт определяет социальную ответственность как «обязанность организации действовать как ответственного работодателя и члена общества».
Регламент отбора и реализации приоритетных внутренних социальных программ предприятия является немаловажной частью социальной стратегии предприятия. Коль скоро отношения между работником и работодателем упорядочиваются путем введения того или иного стандарта КСО, работники имеют право знать, каким образом происходит на предприятии установление социальных приоритетов, как и кем принимаются соответствующие решения, а также быть уверенными, что принятые решения будут исполнены.
Взаимодействия «работодатель — общество/власть»
Следует признать, что эта сфера взаимодействий проработана в гораздо меньшей степени, чем отношения между работодателями и работниками. О причинах такого положения дел мы уже говорили в начале статьи. Поэтому опишем модель так, как подсказывают здравый смысл и существующая практика.
Прежде всего, предприятия (работодатели) участвуют в реализации социальных программ региона. Эти программы разрабатываются региональными администрациями с учетом федеральных программ, результатов анализа социально-экономической обстановки в регионе, мнений и предложений работодателей. Программы реализуются в рамках стратегии социального развития региона. Естественно, предприятия, формируя свои социальные программы, должны принимать во внимание программы регионального уровня.
Для этого существуют требования к нефинансовой отчетности и процедуры ее подтверждения (аудита). Наиболее распространенными являются стандарты GRI, АА 1000, ISAE 3000.
Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) — рекомендательный стандарт; его действующая — третья — версия опубликована в 2006 г. В основе стандарта лежит концепция устойчивого развития. Стандарт включает преимущественно количественные показатели результативности компании по трем направлениям (экономика, экология, социальная политика). Стандарт удобен для компаний, только вводящих практику социальной отчетности, поскольку по форме напоминает обычный финансовый отчет и составляется примерно по тем же принципам.
В России первый социальный отчет подготовлен компанией «Бритиш Американ Тобакко» в 2002 г.; в 2003 г. такие отчеты подготовили Альфа-банк, Фиа-Банк, ЮКОС, Сибнефть; к настоящему времени более 50 крупных компаний в России готовят нефинансовые отчеты. Вместе с тем, ни одна из 16 крупных российских компаний, обратившихся в Dow Jones за присвоением индекса по устойчивому развитию 10 (включающего, в частности, выполнение требований по устойчивому развитию и социальной ответственности), пока его не получила.
Стандарт носит универсальный характер, однако подходит больше для компаний, деятельность которых оказывает значительное воздействие на общество.
Стандарт ISAE 3000 разработан в июне 2000 г. и предназначен для широкого круга аудиторов, верифицирующих нефинансовую отчетность, включая: экологическую отчетность; социальную отчетность и «устойчивое развитие»; информационные системы; внутренний контроль и процессы корпоративного управления.
Каким образом общество (в лице власти) реагирует на социально ответственное поведение работодателей, может стимулировать его? На практике реализуются как финансовые, так и нефинансовые методы.
Планирование и реализация мероприятий, направленных на развитие социальной ответственности в регионе, должны осуществляться по понятным и прозрачным правилам в рамках политики поддержки предприятий в сфере социальной ответственности (например, по регламентам проведения конкурсов, регламентам ассигнования бюджетных средств региона). Поскольку общих рекомендаций для разработки таких правил не имеется, в каждом регионе могут действовать свои правила, адаптированные к территориальной, национальной, социальной и экономической специфике региона.
Как не оторваться от народа?
Важнейшим элементом управления рисками является мониторинг. Поэтому, как на уровне «работодатель — работник», так и на уровне «работодатель — власть» обязательны процедуры обратной связи, состоящие в наблюдении работодателя (соответственно, администрации) за состоянием социальной среды и интерпретации полученных результатов наблюдений.
Каждый из перечисленных выше стандартов социальной ответственности на уровне «работодатель — работник» предусматривает наличие показателей и процедур, позволяющих контролировать достижение основных социальных целей, преследуемых работодателем: повышение качества человеческих ресурсов и повышение удовлетворенности. Методическая часть процедур стандартами, естественно, не регламентируется.
Чувствовать настроение народа
Практика показывает, что к контрольным показателям должны относиться не только цифры официальных (финансовых и статистических) отчетов, но и результаты разного рода опросов работников и населения (анкетирования, глубинных интервью, фокус-групп), адаптированных к специфике предприятия, социальной ситуации на предприятии и в регионе.
Сбор данных целесообразно поручить независимым экспертам. Анализ полученных в результате опросов данных должен быть двухступенчатым.
На первом этапе складывается описательная качественная и количественная картина социальной обстановки на предприятии: например, удовлетворенность растет, осведомленность работников о социальных программах предприятия составляет столько-то процентов, приоритетными проблемами в социальной сфере являются неудобство доставки к месту работы и отсутствие столовой.
Разумеется, с региональной точки зрения указанные исследования могут показаться излишне подробными и трудоемкими, но их идея может быть принята за основу для составления собственной региональной методики оценки социальной обстановки.
Другая важная составляющая мониторинга — оценка возможностей населения региона. Имеются в виду структура профессий, профессиональный уровень, наличие дополнительного образования, желание и возможность профессионального роста или смены профиля деятельности, предпочтительные стимулирующие факторы и т.п. Иными словами, необходимо оценить потенциал мобильности (в широком смысле этого слова) населения региона.
Здесь необходимо использовать различного рода оценочные исследования (тестирования, ассессмент-центры), проводимые как массово, так и со специфическими группами населения. Для выполнения этих исследований потребуется привлечь профессиональных психологов и оценщиков.
Результаты исследований должны послужить для разработки и реализации программ дообучения и переобучения, а также программ оказания помощи семьям, которые будут вынуждены переезжать.
Знать потребности работодателей
Ключевое преимущество «тройственного союза» работников, работодателей и власти в решении вопроса занятости состоит в том, что власть выступает своего рода «брокером» между работниками и работодателями. Изучив способности работников с одной стороны и спрос работодателей с другой, региональные власти должны создать максимально комфортные условия для перераспределения рабочей силы в регионе, а если это не удается, то выйти с обоснованными предложениями на федеральный уровень.
Для этого региональной администрации необходимо знать потребности работодателей своего и сопредельных регионов. Источником такой информации может быть социальная отчетность предприятий или государственная служба по труду и занятости.
Основные правила игры
Для удобства читателя еще раз перечислим те ключевые «правила игры», которые должны регламентировать взаимодействия между работниками, работодателями и региональными властями.
Рис. 4. Основные документы, регламентирующие взаимодействия в «тройственной модели» социальной ответственности
Описанная модель показывает, каким образом в сфере социальной ответственности можно сбалансировать интересы трех сторон — работников, работодателей и региональной администрации. Полезно рассмотреть один практический пример.
Опыт Саратовской области
Органам местного самоуправления области рекомендовано ежегодно проводить мероприятия по определению рейтинга добровольной социальной корпоративной ответственности организаций области.
Рейтинг предприятий составляют Министерство промышленности и энергетики области, Министерство сельского хозяйства области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, Министерство по развитию транспортного комплекса. Министерство занятости, труда и миграции области ежегодно представляет для награждения Дипломами Губернатора области и кубками организаций-победителей и направляет в Министерство информации и печати области Рейтинг для размещения его в средствах массовой информации.
Итак, из описанной выше многозвенной модели социальной ответственности в Саратовской области реализовано не так уж много: принятая методика оценки реализует упрощенную версию нефинансовой отчетности, а определение рейтинга и последующие мероприятия являются лишь частью полномасштабной политики поддержки предприятий в сфере социальной ответственности. Пока не предполагается наличие у предприятий области стратегий в области КСО и соответствия предприятий стандартам КСО; у областной администрации нет пока и важного механизма обратной связи.
Опыт Саратовской области показывает, что построение «тройственного союза» работников, работодателей и администрации — это правильно поставленный вопрос, который может быть последовательно решен.
1 Полищук Л.И. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: институциональный анализ с приложением к России: Препринт WP10/2009/01. — М.: ГУ ВШЭ, 2009. — 24 c.
2 SA 8000, ISO 26000. Подробнее об этих стандартах см. в статье далее.
3 Ямабаева Р. и др. Социальный отсчет. — Приложение к газете «Коммерсант», № 182(3266) от 28.09.2005.
4 Полищук Л.И. Бизнесмены и филантропы. — Pro et Contra, 2006, январь-февраль, с. 59 — 73.
5 По данным фонда «Институт экономики города», до 70% компаний так или иначе получили от властей разнарядки на участие в различных благотворительных начинаниях.
6 С.Белова, О моногородах. http://www.lenin.su/st_0009.htm.
7 Бизнес сдает города. Интервью с директором Института региональной политики Б. Столяровым, «Российская газета», спецвыпуск № 4858 от 27.02.2009.
9 Жирным шрифтом указаны регламентирующие документы, соответствие которым обеспечивает прозрачность и эффективность механизма социальных отношений в регионе.
10 Мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index- DJSI) введен 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества.
11 Для повышения уровня доверия и авторитета администрациям крайне важно одерживать «быстрые победы» и пропагандировать достижения.
12 См. пример исследования по предприятиям Республики Башкортостан: Лакман И.А. Применение панельных моделей в оценке процесса текучести кадров. — Обозрение прикладной и промышленной математики, 2009, т. 16, вып. 2, с. 361 — 362.
13 См. форму ежемесячного мониторинга на сайте Министерства регионального развития: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/mform_2.xls?AttachID=2195
14 О проблемах мониторинга социально-экономической ситуации на региональном уровне см. Шишкин А. Сущность, задачи и принципы мониторинга. Выступление на рабочем совещании «Экономический рост регионов России», 17 февраля 2003 г., http://www.aspe.spb.ru/Workshop/Shishkin.pdf
15 Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS) проводится с 1992 г. Исследовательским центром «Демоскоп» совместно с Институтом социологии РАН и Университетом штата Северная Каролина в Чэпел Хилле (США), а также — на отдельных этапах — другими организациями.
17 Результаты такого исследования относительно доверия основным политическим институтам России в региональном разрезе см. Демидова О.А. Насколько россияне доверяют основным политическим институтам: региональные сравнения. — Обозрение прикладной и промышленной математики, 2009, т. 16, вып. 2, с. 320 — 322.
19 Постановление Правительства Саратовской области от 7 марта 2008 года № 88-П «О добровольной корпоративной социальной ответственности организаций в Саратовской области».
- что почитать полезного для саморазвития
- что делать со свечами после крещения ребенка