в теории самодетерминации мотивации учения ключевое понятие это выберите один ответ
В теории самодетерминации мотивации учения ключевое понятие это выберите один ответ
Теория самодетерминации – современный подход к изучению человеческой мотивации, личности и психологического благополучия. В данной статье рассмотрены основные темы дискуссий, развернувшихся на прошедшей в Гентском университете конференции по теории самодетерминации (Бельгия, 13–16 мая 2010 года). Анализируются перспективы развития теории, новые направления эмпирических исследований, вопросы кросс-культурной универсальности базовых положений теории. Представлены современные исследования в русле пяти мини-теорий, из которых в настоящее время состоит теория самодетерминации. Это теория организмической интеграции, теория когнитивной оценки, теория каузальных ориентаций, теория базовых психологических потребностей, теория содержания целей. Вторая часть статьи посвящена основным направлениям практического применения теории самодетерминации в области детско-родительских отношений, психологии обучения, психологии труда, клинической психологии и психологии здоровья.
В эмпирической части статьи представлены данные апробации русскоязычной версии опросника автономной и контролируемой мотивации в области религии (Интрел).
В статье анализируется современное состояние проблемы внутренней и внешней мотивации деятельности. Рассматривается вклад отечественных авторов в ее решение, а также подход к выделению типов внутренней и внешней мотивации, предлагаемый в рамках теории самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан). Предложена новая концептуализация внутренней и разных типов внешней мотивации, основанная на представлениях о базовых психологических потребностях и позволяющая охарактеризовать основные типы мотивации деятельности, различающиеся по содержанию и происхождению. Внутренняя мотивация определяется как задаваемая базовыми потребностями человека в достижении, саморазвитии и познании (на примере внутренней мотивации учебной деятельности), отличающихся ненасыщаемостью. Функционирование внешней мотивации обеспечивается фрустрацией или удовлетворением потребностей в автономии, уважении и принятии. Внутри внешней мотивации выделяются автономный и контролируемый типы мотивации деятельности, отличающиеся по содержательной направленности, вкладу в эффективность деятельности и связи с психологическим благополучием. Автономная внешняя мотивация не препятствует академическим и профессиональным достижениям и субъективному благополучию субъекта деятельности. Доминирование контролируемой мотивации связано со сниженным субъективным благополучием, не способствует академическим и профессиональным достижениям. В статье приводятся результаты эмпирических исследований автора, подтверждающие продуктивность выдвинутой модели внутренней/ внешней мотивации деятельности, а также ее преимущества по отношению к альтернативным отечественным и зарубежным моделям.
В статье ставится проблема роли трудовой мотивации в российском организационном контексте. Приведены результаты эмпирического исследования на большой выборке (N=4708) сотрудников российской производственной компании, в котором использовался разработанный в рамках теории самодетерминации Опросник профессиональной мотивации (ОПМ), а также ряд индикаторов субъективного благополучия на рабочем месте. Показана структурная, конвергентная и дискриминантная валидность ОПМ. Среди демографических предикторов профессиональной мотивации наиболее мощными оказываются должность, образование, возраст и стаж сотрудников. При контроле демографических переменных профессиональная мотивация оказывается значимым предиктором субъективного благополучия, удовлетворенности трудом, вовлеченности в работу и лояльности организации. Выделены индивидуальные типы профессиональной мотивации. Полученные результаты обсуждаются в свете теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана и концепции отчуждения.
В теории самодетерминации мотивации учения ключевое понятие это выберите один ответ
Факультет психологии запись закреплена
ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ Э.ДЕСИ И Р.РАЙАНА (Self-Determination Theory, SDT)
Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан разработали теорию мотивации, согласно которой людей направляет стремление к росту и достижениям. Получение опыта при преодолении препятствий, по их мнению, играет очень важную роль для формирования самоощущения. Люди часто мотивируются извне (деньги, бонусы или признание), теория самодетерминации же фокусируется на мотивации внутренней, на желании человека постигать новое, становиться лучше, чем раньше.
Деси и Райан: внутренняя мотивация – это когда деятельность приносит удовольствие, когда человек переживает радость от реализации данного мотива в этой деятельности, когда он стремится к поиску новых и трудных задач, к расширению своих возможностей и познания. Это такая аутентичная мотивация, она самостоятельно принята или самостоятельно создана. Здесь очень важной характеристикой внутренней мотивации является удовольствие от деятельности.
Внешняя мотивация –когда на человека уже оказывается какое-то давление и удовольствия такая деятельность не приносит. Она осуществляется ради чего-то другого – ради достижения определённых целей, но не ради неё самой. Внешняя мотивация – поощрение/наказание, принуждение/внешнее давление.
Деси и Райан расширили представление о внешней мотивации и сказали, что внешняя мотивация – это не обязательно абсолютно внешнее давление. Иначе было бы – любо человек работает только ради удовольствия – либо вообще ничего не делает без толчков и тычков, вознаграждений в виде премии и наказаний в виде удара тока.
Когда они говорят, что человек выходит из детского возраста – это означает, что он принимает на себя очень много обязательств. Он выполняет что-то, потому что чувствует себя ответственным, потому что должен. У него появляется волевая регуляция, чувство долга, чувство ответственности. Что это за мотивация? Я делаю уроки – потому, что я должен это сделать. Я напишу этот конспект – не потому что мне поставят двойку, а потому что, если я не буду знать теорию гуманистической психологии я не буду полноценным психологом. Если не законспектирую Фресса и Пиаже – что за психолог, который о бихевиоризме ничего не слышал. Удовольствия эта деятельность никакого не приносит (особенно если текст сложный), тем не менее – это уже не внутренняя мотивация. Значит, если удовольствия не доставляет, это внешняя мотивация. Получается, что внутри существуют много разных видов.
Деси и Райан говорили, что внешние мотивации – это не просто те мотивы, которые действуют извне, а они могут действовать и изнутри, когда человек их воспринимает – делает их своими происходит их интериоризация. На самом деле, на Западе это понималось немного иначе, чем у Выготского – это не создание этого внутреннего плана психического, а простой перенос извне вовнутрь – присвоение мотивов в данном случае. Это становится собственным мотивом человека, но при этом он действует как внешний в плане удовольствия, радости и её реализации никакой, но человек это делает. Интериоризация внешних мотивов: они по-прежнему остаются внешними, но отличаются от поощрения и наказания в бихевиоризме, что человек эти мотивы делает своими и потихоньку начинает включать своё Я.
Теория самодетерминации Деси и Райана гласит, что люди по природе своей любопытны, активны, ответственны, усердны, инициативны. Те человек стремится к познанию, к максимально эффективной реализации своего Я, к расширению границ Я, к адекватному приложению своих способностей. Человек от природы трудолюбив, активен, любознателен. Вот откуда берутся такие люди, которые не стремятся к познанию, к расширению границ своего я и т.д. Вот откуда берётся неоптимальное человеческое существование? Оказывается, это зависит от того, как будут удовлетворяться основные человеческие потребности. К основным потребностям человека – потребностям базовым, потребностям врождённым, потребностям универсальным, те существующим у всех.
Потребности, необходимые для усиления внутренней мотивации:
1) Потребность в самодетерминации (потребность в автономии), это синонимичные понятия, это означает, что человек стремится к тому, чтобы самому инциировать и контролировать своё поведение. Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я.
2) Потребность в компетентности – потребность ощущать свою самоэффективность; человек действует и он понимает, что он правильно действует.
3) Потребность в связях с другими – потребность к установлению и поддержанию отношений с окружающими людьми.
Эти потребности составляют основу так называемой внутренней мотивации. Если деятельность побуждается внутренней мотивацией, она максимально эффективна. Внутренняя мотивация обеспечивает максимально благоприятные условия человеческой деятельности. Внутренняя мотивация врождена – врождённая склонность человека искать новые пути, ставить себе новые задачи, трудности искать и справляться с ними. Врожденные и три базовые потребности, составляющие ее основу.
Сначала должна удовлетворяться потребность в компетентности. Если удовлетворяется потребность в компетентности – человек переживает чувство компетентности.
Условия возникновения чувства компетентности:
1) Задания должны быть оптимального уровня сложности
2) Свобода от унизительных оценок, положительная обратная связь увеличивают переживание компетентности.
У человека должно присутствовать чувство автономии, т.е. ощущение того, что он сам определяет свое поведение, поддерживает и контролирует. Когда мы начинаем контролировать деятельность человека поощрениями и наказаниями, создаём ему временные рамки, какие-то оценки извне вводим, это ведёт к тому, что внутренний локус – контроля ослабевает, чувство автономности становится слабее и внутренняя мотивация также слабеет.
Третье обязательное условие для усиления внутренней мотивации – фактор связи с другими людьми. Эта потребность появляется очень рано – она у младенцев существует и обеспечивает надёжную основу для развития остальных потребностей. Например, если в эксперименте дети работают над интересным заданием в присутствии взрослого, который к ним равнодушен, игнорирует их, мы видим снижение внутренней мотивации, снижение интереса к заданию. Хотя изначально им было ему интересно. Когда родители игнорируют эти интересы ребёнка, особенно в младшем возрасте, то они начинают затухать.
Потом со временем происходит процесс – превращение внешних мотивов во внутренние. Обратите внимание, что внешние и внутренние мотивы Деси и Райан помещают в континуум. Континуальность – нет жёстких границ между внутренней и внешней мотивацией. Потребность в автономии усиливается, за счёт того, что человек всё более и более делает своими эти внешние мотивы, которые получает из общества.
Бывает безличный локус контроля. В таком случае отсутствует регуляция мотивации. И у нас будет амотивация. Вспомним эксперименты К. Левина про полевое поведение, когда человек, находясь в комнате, например, звонил в колокольчик.
Виды внешней мотивации:
1) Внешняя регуляция – самый простой вид внешней мотивации. Это эксперименты бихевиористов. Например, когда крысу бьют током, а она вынуждена убегать из клетки. Локус контроля здесь внешний. Ребёнка заставляют учиться в школе, грозя ему двойкой, ремнём или, наоборот, чем-то приятным за хорошую успеваемость. Это поведение, которое детерминируется поощрениями и наказаниями (оперантное научение по Скинеру – вариант внешней мотивации).
2) Интроецированная регуляция (внешняя мотивация частично интериоризовалась, регуляция изнутри: не хочется, а надо). Когда контролируют поведение человека межличностные отношения. Например, я это сделал, чтобы не чувствовать стыд или вину. Регуляция идёт через самооценку, а основа самооценки – межличностные отношения. Поступки совершаются ради поддержания своей самооценки, чтобы пережить гордость, чтобы избежать переживания вины или стыда, беспокойства, тревоги. Здесь в большей степени локус контроля внешний, чем внутренний, но уже начинается принятие внешних мотивов, как частично своих. Потом мотив будет интериоризирован, сопоставлен с остальными мотивами и внес в иерархию мотивов (в этом случае локус контроля уже по большей части внутренний).
3) Индетификационная регуляция (остаётся осознание того, что мотивация извне, но мы отождествляемся с внешними побуждениями, понимаем, что для нас это важно). По словам Деси и Райана этот вид мотивации появляется только в подростковом возрасте, когда уже появляется осознание иерархии, перестройка иерархии, включение туда новых принимаемых мотивов.
4) Интегрированная регуляция (слияние внешней и внутренней мотивации). Чем же такой вид мотивации отличается от внутренней? Вот когда человек чувствует удовольствие от деятельности – внутренняя мотивация, внешняя мотивация – когда деятельность осуществляется ради достижения той или иной цели.