в терпение долготерпение апостол

Толкование на 2 Петра 1:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 2 Петра 1:6 / 2Пет 1:6

Григорий Двоеслов (

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Напротив, следует увещевать воздерживающихся, чтобы все время тщательно следили, чтобы, когда они убегают от чревоугодия, у них не появились как будто из добродетели еще более тяжелые пороки, чтобы, в то время как изнуряют плоть, не впали в исступление духа, и нет уже никакой добродетели над победой плоти, если дух гневом одолевается. Иногда же, пока ум воздерживающихся от гнева себя подавляет, его портит радость, приходящая словно чужеземка, и из-за того губит благо воздержания, из-за чего слишком мало остерегается духовных пороков. Поэтому правильно сказано пророком: в дни ваших постов нападают ваши похоти. И немного после: в суде и доводит голод до драк, и бьете кулаками.

Источник: Пастырское правило 3.19.

Беда Достопочтенный (672−735)

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие

Воздержание: не просто воздержанность, но воздержание как самообладание, самоограничение, с усилием совершаемое, воздержание от господствующего в мире растления похотию (2 Пет. 1:4). Это — обуздание злых пожеланий и злоупотребления христианской свободой, великая и сильная добродетель в ряду прочих добродетелей. — Терпение: это устойчивость во всем образе мыслей, и действий, и жизни, противоположная легкости, нетерпеливости, непостоянству, которая то так делает, то иначе. Это высокая и твердая добродетель в ряду прочих добродетелей; это — как балласт на корабле, который не позволяет кораблю влаяться по всяким волнам, но делает его устойчивым среди всяческих бурь и треволнений, давая ему устой. Благочестие: это, в общем, такое духовное настроение, сообразное с действием и мыслию, при котором человек в Боге полагает всю свою жизнь, Его выше всего чтит, Ему во всем стремится угодить и при этом чувствует себя блаженным.

Источник

О терпении и обезьяньих играх

в терпение долготерпение апостол

Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год.

В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3).

Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).

Терпение предполагает, что у человека есть какое-то дело, которое он считает важным, и которое он намерен совершать, несмотря ни на что. Святой апостол Павел проявлял глубочайшее терпение (во всех трех аспектах), потому, что сознавал, что ему вверено самое важное дело на свете: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).

Но в наши дни слово «терпение» звучит скорее плохо. «Терпила» — презрительное именование человека, который по неосторожности или слабости стал жертвой преступников. «Потерпеть» можно только поражение, и вообще «терпеть» — удел слабых и проигравших. «Я не намерен этого терпеть!» — слова человека решительного, способного за себя постоять. «Не потерплю!» — еще и обладающего властью. «Нетерпение» — не порок, а счастливое личное качество человека, который способен надавить, заставить и вообще добиться своего. Почему это так?

Падший мир — это жестко конкурентный мир, напоминающий стаю обезьян, в которой всегда есть альфа-самец, который получает все, бета, который получает объедки после альфа-самца, гамма, который получает объедки после беты, и так далее. В любой обезьяньей стае нижестоящие внимательно смотрят на тех, кто выше — не ослабеют ли они? Не получится ли сбросить их на ступеньку ниже, чтобы занять их место? В игре, которая преследует две цели — «не быть сброшенным», и «сбросить другого», важно показывать качества, обратные терпению — гневливость, вспыльчивость, готовность к насилию. Причем уже у животных мы видим, что до прямого насилия не всегда доходит — животные решительно показывают зубы, угрожающе рычат, делают пугающие жесты в расчете на то, что противник испугается и уступит.

Увы, люди в миру часто — не всегда, не будем обобщать, но часто — ведут себя как в стае обезьян. При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость, чтобы заявить «Я тут альфа-самец! Не потерплю!»

Конечно, такое поведение очень глупо. Если вы хотите, чтобы ваш оппонент изменил свою точку зрения, Вам надо говорить с ним терпеливо и с уважением. Однако виртуальное «быкование» является почти всеобщим. Увы, даже и в православной среде. Человек хочет быть православным альфа-самцом — гневным, яростным, демонстративно готовым к насилию. И, конечно, в принципе неспособным принять чью-то критику и исправить свое поведение — ведь это означало бы поставить себя в иерархии на ступеньку ниже. Но Православие вообще означает полный разрыв с этими обезьяньими играми.

Верующий видит в ближних не конкурентов за место в обезьяньей иерархии — он вообще видит в ближних не безволосых обезьян, а людей, созданных по образу Божию. У него есть дело, которое не оставляет времени и сил для участия в обезьяньих играх, — служить Богу, со страхом и трепетом совершать свое спасение и содействовать спасению других. В частности, содействовать выстраиванию таких межчеловеческих отношений, которые отражали бы любовь, доверие и признание друг в друге образа Божия. Это нелегкий и часто неблагодарный труд, когда кажется, что терпение скоро кончится. Вот тут-то и понадобится один из плодов Святого Духа — долготерпение.

Источник

Долготерпение

Дол­го­тер­пе­ние — доб­ро­де­тель, один из девяти плодов Свя­того Духа; выдержка.

Свя­щен­ное Писа­ние о дол­го­тер­пе­нии

Пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется
Также услы­шите о войнах и о воен­ных слухах. Смот­рите, не ужа­сай­тесь, ибо над­ле­жит всему тому быть, но это еще не конец, ибо вос­ста­нет народ на народ, и цар­ство на цар­ство, и будут глады, моры и зем­ле­тря­се­ния по местам, все же это – начало болез­ней. Тогда будут пре­да­вать вас на муче­ния и уби­вать вас, и вы будете нена­ви­димы всеми наро­дами за имя Мое; и тогда соблаз­нятся многие, и друг друга будут пре­да­вать, и воз­не­на­ви­дят друг друга, и многие лже­про­роки вос­ста­нут, и пре­льстят многих; и, по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния, во многих охла­деет любовь, пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется ( Мф.24:6-13 ).

Дол­го­тер­пе­ние Гос­пода нашего почи­тайте спа­се­нием
Итак, воз­люб­лен­ные, ожидая сего, пот­щи­тесь явиться пред Ним неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в мире; и дол­го­тер­пе­ние Гос­пода нашего почи­тайте спа­се­нием, как и воз­люб­лен­ный брат наш Павел, по данной ему пре­муд­ро­сти, напи­сал вам, как он гово­рит об этом и во всех посла­ниях, в кото­рых есть нечто неудо­бо­вра­зу­ми­тель­ное, что невежды и неутвер­жден­ные, к соб­ствен­ной своей поги­бели, пре­вра­щают, как и прочие Писа­ния. Итак вы, воз­люб­лен­ные, будучи пред­ва­рены о сем, бере­ги­тесь, чтобы вам не увлечься заблуж­де­нием без­за­кон­ни­ков и не отпасть от своего утвер­жде­ния, но воз­рас­тайте в бла­го­дати и позна­нии Гос­пода нашего и Спа­си­теля Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный ( 2Пет.3:14-18 ).

Будьте дол­го­тер­пе­ливы до при­ше­ствия Гос­подня
Вот, зем­ле­де­лец ждет дра­го­цен­ного плода от земли и для него терпит долго, пока полу­чит дождь ранний и позд­ний. Дол­го­тер­пите и вы, укре­пите сердца ваши, потому что при­ше­ствие Гос­подне при­бли­жа­ется. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осуж­ден­ными: вот, Судия стоит у дверей. В пример зло­стра­да­ния и дол­го­тер­пе­ния возь­мите, братия мои, про­ро­ков, кото­рые гово­рили именем Гос­под­ним. Вот, мы убла­жаем тех, кото­рые тер­пели. Вы слы­шали о тер­пе­нии Иова и видели конец оного от Гос­пода, ибо Гос­подь весьма мило­серд и состра­да­те­лен ( Иак.5:7-11 ).

Веру­ю­щие насле­дуют обе­то­ва­ние Божие дол­го­тер­пе­нием
Посему, оста­вив начатки учения Хри­стова, поспе­шим к совер­шен­ству; и не станем снова пола­гать осно­ва­ние обра­ще­нию от мерт­вых дел и вере в Бога, учению о кре­ще­ниях, о воз­ло­же­нии рук, о вос­кре­се­нии мерт­вых и о суде вечном. И это сде­лаем, если Бог поз­во­лит. Ибо невоз­можно – одна­жды про­све­щен­ных, и вку­сив­ших дара небес­ного, и соде­лав­шихся при­част­ни­ками Духа Свя­таго, и вку­сив­ших бла­гого гла­гола Божия и сил буду­щего века, и отпад­ших, опять обнов­лять пока­я­нием, когда они снова рас­пи­нают в себе Сына Божия и руга­ются Ему. Земля, пившая мно­го­кратно схо­дя­щий на нее дождь и про­из­ра­ща­ю­щая злак, полез­ный тем, для кото­рых и воз­де­лы­ва­ется, полу­чает бла­го­сло­ве­ние от Бога; а про­из­во­дя­щая терния и волчцы негодна и близка к про­кля­тию, кото­рого конец – сожже­ние. Впро­чем о вас, воз­люб­лен­ные, мы наде­емся, что вы в лучшем состо­я­нии и дер­жи­тесь спа­се­ния, хотя и гово­рим так. Ибо не непра­ве­ден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, кото­рую вы ока­зали во имя Его, послу­жив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совер­шен­ной уве­рен­но­сти в надежде, ока­зы­вал такую же рев­ность до конца, дабы вы не обле­ни­лись, но под­ра­жали тем, кото­рые верою и дол­го­тер­пе­нием насле­дуют обе­то­ва­ния. Бог, давая обе­то­ва­ние Авра­аму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно бла­го­слов­ляя бла­го­словлю тебя и раз­мно­жая раз­множу тебя. И так Авраам, дол­го­тер­пев, полу­чил обе­щан­ное. Люди кля­нутся высшим, и клятва во удо­сто­ве­ре­ние окан­чи­вает всякий спор их. Посему и Бог, желая пре­иму­ще­ствен­нее пока­зать наслед­ни­кам обе­то­ва­ния непре­лож­ность Своей воли, упо­тре­бил в посред­ство клятву, дабы в двух непре­лож­ных вещах, в кото­рых невоз­можно Богу солгать, твер­дое уте­ше­ние имели мы, при­бег­шие взяться за пред­ле­жа­щую надежду, кото­рая для души есть как бы якорь без­опас­ный и креп­кий, и входит во внут­рен­ней­шее за завесу, куда пред­те­чею за нас вошел Иисус, сде­лав­шись Пер­во­свя­щен­ни­ком навек по чину Мел­хи­се­дека ( Евр.6:1-20 ).

Плод духа: дол­го­тер­пе­ние
Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. На тако­вых нет закона. Но те, кото­рые Хри­стовы, рас­пяли плоть со стра­стями и похо­тями ( Гал.5:22-24 ).
Желаем же, чтобы каждый из вас, для совер­шен­ной уве­рен­но­сти в надежде, ока­зы­вал такую же рев­ность до конца, дабы вы не обле­ни­лись, но под­ра­жали тем, кото­рые верою и дол­го­тер­пе­нием насле­дуют обе­то­ва­ния ( Евр.6:11,12 ).

Святые отцы о дол­го­тер­пе­нии

пре­по­доб­ный Ефрем Сирин
О дол­го­тер­пе­нии
Под­линно блажен чело­век, кото­рый при­об­рел дол­го­тер­пе­ние, потому что и Свя­щен­ное Писа­ние хвалит его, говоря: Дол­го­тер­пе­лив муж мног в разуме ( Притч.14:29 ). И что пре­иму­ще­ствен­нее этого? Дол­го­тер­пе­ли­вый всегда в радо­сти, в весе­лии, в вос­хи­ще­нии, потому что наде­ется на Гос­пода. Дол­го­тер­пе­ли­вый далек от гнева, потому что все терпит. Дол­го­тер­пе­ли­вый нескоро вос­пла­ме­ня­ется гневом, не при­бе­гает к оскорб­ле­ниям, нелегко тро­га­ется пустыми речами; если обижен, не огор­ча­ется; сопро­тив­ля­ю­щимся не про­ти­вится; во всяком деле тверд; нескоро вда­ется в обман, не скло­нен к раз­дра­же­нию, в скор­бях раду­ется, свы­ка­ется со всяким добрым делом; людям, всем недо­воль­ным, во всем уго­ждает; когда при­ка­зы­вают ему, не про­ти­во­ре­чит; когда делают выго­вор, не хмурит лица; во всяком случае нахо­дит для себя вра­чев­ство в дол­го­тер­пе­нии.
О не име­ю­щем в себе дол­го­тер­пе­ния
У кого нет дол­го­тер­пе­ния, тот далек и от тер­пе­ния, потому что недол­го­тер­пе­ли­вый удобно совра­ща­ется с пути, готов к раз­дра­же­нию, скоро раз­го­ря­ча­ется и начи­нает ссору; если оскорб­лен, сам оскорб­ляет; если обижен, воз­дает обидой же; спорит о вещах, ни для чего не слу­жа­щих; дела его и про­из­ве­де­ния его взве­ва­ются, как листья ветром; он нетверд в словах, быстро пере­ска­ки­вает от одного к дру­гому. У кого нет дол­го­тер­пе­ния, тот далек от твер­до­сти, потому что в скором вре­мени изме­ня­ется. Он не при­об­рел себе рас­су­ди­тель­но­сти, дружит с пороч­ным, про­во­дит время со зло­языч­ным, помо­гает обид­чику, не скры­вает тайны, всякое слово готов выне­сти наружу. И что зло­по­луч­нее этого?

пре­по­доб­ный Иоанн Крон­штад­ский
Будь и ты дол­го­тер­пе­лив и мило­серд к братии своей
Бог дол­го­тер­пе­лив и мило­серд к тебе: ты это испы­ты­ва­ешь каждый день мно­го­кратно. Будь и ты дол­го­тер­пе­лив и мило­серд к братии своей, испол­няя слова Апо­стола, кото­рый о любви гово­рит прежде всего так: любы дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует ( 1Кор.13:4 ). Ты жела­ешь, чтобы Гос­подь услаж­дал тебя любо­вью Своею, услаж­дай и ты сердца других нежною любо­вью и лас­ко­во­стью обра­ще­ния.

Источник

Апостола Павла послание к колоссянам 1:11

Толкования:

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-12 укрепляясь всякою силою

Мы молимся, чтобы вы достигли совершенства, укрепляясь всякою силою. Против чего? против искушений и преследований, чтобы не сделаться беспечными и не подпасть отчаянию.

по могуществу славы Его

Да подает вам такую силу, какую прилично Ему давать, то есть неизреченную и беспредельную, какую только возможно принять человеку. Тут великое ободрение. Ибо не сказал: по силе, но по могуществу, что больше, как бы говоря: повсюду слава Его могущественна. Итак, вы не ослабевайте в бедствиях, ибо превозможете, как естественно тем, которые служат такому могущественному и славному Владыке.

во всяком терпении и великодушии

с радостью, благодаря (Бога и) Отца

призвавшего вас (ίκανώσαντι υμάς; в синод пер. − нас)

Сколько, говорит, дано, что вы не только стали богатыми, но и получили силу и способность явиться достойно получившими такие дары. К примеру сказать: царь поручил человеку небольших дарований какое-либо начальствование, достоинство он дал бы, но не сделал бы его способным к достойному отправлению его; в таком случае честь эта часто подвергала бы его осмеянию. Но Бог и чести удостоил нас, и сделал способными к принятию ее. Сугубая же честь, что сделал нас способными к принятию дара.

к участию в наследии святых

во свете

И будущем, и настоящем, то есть познании. Ибо и теперь просветил нас, открыв нам тайны, а в будущем еще больше откроет.

Лопухин А.П.

укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью

Источник

Апостола Павла послание к римлянам 5:3

Толкования:

Амвросиаст

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

Блаж. Августин

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

Апостол говорит: И не сим только, но хвалимся и скорбями, и так далее, постепенно доходя до любви Божией, которую мы имеем через дар Святого Духа (см. Рим. 5:5 ). Он показывает, что все, что мы в состоянии приписать себе, мы должны воздавать Богу, Который удостоил нас благодатью Святого Духа.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-4 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает

Не только, говорит, хвалимся благами будущими, но, что еще более, даже настоящими скорбями своими. Не смущайтесь же, говорит, тем, что мы в скорбях: это и есть похвала для христианина. Каким образом? Скорбь производит терпение, терпение же делает искушаемого опытным, а опытный человек, успокаивая себя в доброй совести той мыслью, что подвержен скорбям для Бога, уповает на воздаяние за эти скорби. А такое упование не бесплодно, не постыжает надеющегося. Человеческие надежды, не сбываясь, постыжают надеющихся, а божественные надежды не таковы. Ибо. Подающий блага бессмертен и благ, и мы, хотя и умрем, оживем, а затем ничто уже не воспрепятствует надеждам нашим сбыться.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам

См. также Толкование на Рим. 5:1

Ориген

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

От скорби происходит терпение. Если известно, что терпение есть одна из добродетелей души, то, без сомнения, скорбь, которая порождает душевные добродетели, должна быть названа не злом и не тем, что безразлично, но добром.

Прп. Ефрем Сирин

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

Свт. Василий Великий

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

Свт. Иоанн Златоуст

Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает

Что же значит: «и не сим только»? Не только, говорит, мы не падаем духом, испытывая скорби и бедствия, но как бы более и более преуспевая в чести и славе, особенно хвалимся среди приключающихся бедствий. Далее, сказав, что от скорбей происходит величайшая слава, хвала и радость, – а известно, что слава доставляет и удовольствие, по­тому что где удовольствие, там, конечно, есть и слава, и где та­кая слава, там, конечно, есть и удовольствие, – показав, что тер­пение скорбей сопровождается славою, знаменитостью и радостью, он говорит о другом величайшем их следствии, о некотором величайшем и дивном плоде их. А какой этот плод, посмотрим. «Зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает».Что значит: «от скорби происходит терпение»? От этого происходит тот величайший плод, что человек, подвергающийся скорбям, делается более крепким. Как из дерев те, которые стоят в местах тенистых и безве­тренных, бывают, хотя цветисты по виду, но изнежены и слабы, и скоро повреждаются от всякого напора ветров, а те, которые стоят на высоких вершинах гор, колеблются многими и великими ветрами, переносят частые перемены воздуха, потря­саются жесточайшими бурями и засыпаются обильным снегом, бывают крепче всякого железа; подобно тому, как тела, воспитываемые во многих и различных удовольствиях, укра­шаемые нежными одеждами, часто омываемые и намащиваемые и с излишеством изнеживаемые разными родами пищи, де­лаются совершенно негодными к подвигам благочестия и к трудам и достойны величайшего наказания, – так точно и души: те, которые ведут жизнь, чуждую бедствий, наслаждаются удовольствиями, приятно занимаются настоящими предметами и жизнь беспечальную предпочитают терпению скорбей для цар­ства (небесного) по примеру всех святых, бывают нежнее и слабее всякого воска и готовятся в пищу вечному огню; а те, которые подвергаются опасностям, трудам и бедствиям скорби для Бога и воспитываются в них, бывают крепче самого же­леза или тверже адаманта, от частого перенесения бедствий де­лаясь неодолимыми для нападающих и приобретая некоторый непобедимый навык к терпению и мужеству. И как те, кото­рые в первый раз вошли на корабль, чувствуют тошноту и головокружение, смущаясь, испытывая неприятное ощущение и подвергаясь умопомрачению; а те, которые часто и долго бывали на морях, плавали по бесчисленным волнам и испытывали частые кораблекрушения, смело решаются на такое путешествие: так точно и душа, претерпевшая много искушений и подвер­гающаяся великим скорбям, привыкши к трудам и прио­бретши навык к терпению, бывает не боязлива, не робка и не смущается приключающимися скорбными обстоятельствами, но от постоянного упражнения в случайностях и частого испытания разных приключений делается способною переносить с великою легкостью все случающиеся бедствия. Это самое и выражает муд­рый устроитель небесной жизни, когда говорит: «и не сим только, но хвалимся и скорбями», потому что еще прежде царства и небес­ных венцов мы получаем отсюда величайшую награду, так как от частых скорбей душа наша делается более крепкою и помыслы становятся более твердыми.

Свт. Феофан Затворник

Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает

В доказательство сей истины Апостол мог бы прямо сказать: ибо многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (ср.: Деян. 14, 22 ). Следовательно, скорбь за веру и жизнь по вере есть знак, что мы прямо идем к Царству славы. Спаситель уже и ублажает таковых: блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное (ср.: Мф. 5, 10 ). Почему скорбящие в этом смысле суть как бы обладающие Царством Небесным, или славою Божиею, и смело могут хвалиться в скорбях. Но святой Павел входит в глубь души страждущего за веру и изображает цепь нравственно добрых расположений, какими она под скорбию восходит до непосрамляющего упования. Ведяще, говорит, яко скорбь терпение соделовает. Это первое звено с сей цепи.

«Скорбь до получения будущих благ приносит уже важный плод — терпеливость» (святой Златоуст). Скорбь дает повод и случай к терпению и не только проявляет его, но дает ему стойкость и твердость, закаляет, делает тем, чем оно должно быть. Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не условливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ковне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Эта черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей. Не будь скорбей, не видна будет сносливость и, следовательно, терпение. — Но очевидно, что сия черта терпения — сносливость — неотложно предполагает присущие первой черты — постоянства в добре или верности тому внутреннему строю, который созидается в сердце под действием веры, примиряющей душу с Богом и дающей ей ощутить воссоединение с Богом, Которого она всегда жаждет и ищет. Существо сего строя есть следующее: хоть умереть, но не отступать ни в чем от познания воли Божией.

Второе звено сей цепи есть: терпение же искусство, — дополни: соделывает. — Искусство, δοκιμή, — искус, испытание чего делом, вкушение. Когда кто посредством вкушения познает качество пищи, то это есть: δοκιμή — искус. Итак, мысль Апостола такова: терпение дает испытать или самым делом вкусить доброкачественность. Чего же? Того, на что решилась душа под влиянием веры, а она решилась неотступно жить в духе веры. Следовательно, терпение дает вкусить доброкачественность жизни по вере, — вкусив, как она сладостна, успокоительна, отрадна, блаженна, несмотря на внешние притрудности и прискорбности. Как же оно дает это вкусить? Так, что удерживает верующего на пути, на который он вступил верою. Не будь этого удержания, а будь то, чтоб верующий при всяком натиске совне отступал бы с пути веры, — не имел бы он возможности испытать делом и вкусить, коль сладка и блаженна жизнь в духе веры. Терпение, удерживая его в путях веры, дает ему вкусить сие, соделывает в нем искусство. Этот искус обнимает как всю жизнь вообще, так и, в частности, всякую сторону ее и даже всякое деяние в духе веры, — доставляет то, что в другом месте Апостол определил имением чувств, обученных на всякое добро.

Искусство же упование, — дополни: соделывает. Это третье звено цепи. — Зная, что есть искусство, не удивимся, как оно соделывает упование. Ибо это означает: опытное сердцем вкушение, коль сладостна и успокоительна жизнь в духе веры, возгревает и укореняет упование. Как это? Посредством следующего наведения, не умом, а сердцем совершаемого: если здесь, при всей внешней прискорбности, жизнь эта доставляет такое успокоение и такую блаженную сладость, то там все сие будет в неизреченно высшей степени. Ничто не может поколебать меня в сей надежде. Бог, давший мне вкусить эту сладость здесь, ужели лишит меня оной там? Быть сего не может. Как верно то, что я испытываю, так несомненна надежда моя. — Из такого рассмотрения дела само собою очевидно, что скорби чрез терпение и искусство приводят к несомненной надежде под следующими двумя условиями: верности вере, или доброй совести, и уверенности в Боге. То и другое святой Златоуст выражает так: «ничто не ведет столько к благой надежде, как добрая совесть. Ни один человек, живущий честно, не теряет уверенности в будущее; а нерадивый, будучи угнетаем лукавою совестию, не желает ни суда, ни воздаяния. Мы утверждаемся на надежде, но не на надежде на людей, которая часто разрушается и пристыждает надеявшегося, когда обнадеживший покровительством или умирает, или хоть и жив, но переменяет расположение. Не такова наша надежда; она тверда и непоколебима. Давший нам обетования всегда жив, а мы, имеющие воспользоваться оными, хотя умрем, но воскреснем, так что мы нимало не будем посрамлены, как напрасно и безрассудно утешавшие себя слабыми надеждами».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *