в тифлопедагогике основными методами обучения являются
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Предмет тифлопедагогики и стоящие перед ней задачи определяют направления, по которым должны идти педагогические исследования по особенностям обучения и воспитания людей со зрительными нарушениями.
Социальные отношения и явления существуют в диалектическом единстве, в определёньой системе взаимоотношений и это определяет их целостность. В связи с этим, основные методологические принципы изучения социальных отношений и явлений будут едины для всех общественных наук, в том числе и для тифлопедагогики (конкретно-историческое изучение общественных явлений, взаимосвязь и взаимозависимость теории и практики, объективность изучения гедагогических процессов и явлений в их развитии, единства общего и особенного в педагогических явлениях, единством образования и действительности, сравнительные исследования и др.). Поэтому нет нужды в данном учебнике рассматривать общие принципы исследования, а остановимся на некоторых современных тенденциях развития методологии.
В прошлом веке исследования в области тифлопедагогики сводились лишь к обобщению передового практического опыта обучения детей с нарушением зрения, не было обоснованных исходных положений, этапности и последовательности исследовательских программ, прогнозирования результатов, определения методов изучения поставленных проблем, характера их реализации и др.
Постановка проблемы требует деятельного и системного её изучения, конкретных исторических подходов, учёта характера и всего многообразия.науч-ных работ по данной проблеме и связанных с ней отдельных вопросов теории и практики тифлопедагогики.
Формулировка и обоснование проблемы, выход на конкретную тему исследования требуют широкой аргументации с отражением характера и динамики изыскательной работы, движения от старого к новому.
Решение тифлопедагогической проблемы всегда прогнозируется в отношении научной новизны, теоретической и практической значимости исследования.
Для решения поставленной проблемы необходимо определить и отобрать методы исследования. Под методами педагогического исследования мы понимаем совокупность приёмов и способов, направленных на получение, выявление достоверных данных о педагогических явленияхи их компонентах, о тенденциях их развития и решение научно-тифлопедагогических проблем.
При выборе методов исследования необходимо проанализировать всю систему методов и отобрать те, которые в наибольшей степени соответствуют сущности изучаемого предмета и предполагаемому результату. Арсенал опытно-экспериментальных методов разнообразен и классифицируется в зависимости от целей и задач каждого этапа изыскательной работы: от сбора фактического материала до практической апробации теоретических положений и сложных научных концепций.
Если в основу классификации заложить источник получения информации,
тометоды можно разделить на те, которые помогают изучать теоретические
материалы и те, которые исследуют реальный тифлопедагогический процесс.
К последним относятся такие методы, как наблюдения, беседы, анкетирования
и тестирования, анализа документов, деятельности тифлопедагога и учащихся,
педагогического эксперимента и др. ;
Основываясь на приёмах обработки результатов исследования, мы можем выделить методы качественного и количественного анализа (аналитические).
Отбор методов осуществляется всегда в соответствии с методологическим обоснованием научной проблемы с учётом деятельностного, системного и личностного подхода к её реализации.
Наиболее широко используются в научных тифлопедагогических исследованиях следующие методы: наблюдение, беседа и интервью, анкетирование и тестирование, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности, теоретического анализа и др.
Метод наблюдения— это непосредственное и целенаправленное изучение на основе восприятия процессов и явлений в различных естественных ситуациях, обусловленное задачей деятельности.
Сохранение естественности тифлопедагогического процесса это важное требование к наблюдению как методу научного исследования. Оно ведётся в естественных условиях и очень важно, чтобы учащиеся не знали о целях и самом факте проводимой работы, чтобы сам исследователь не вмешивался в педагогический процесс. Несоблюдение этого может привести к изменению поведения испытуемых и нарушению естественности действий.
Важным требованием к наблюдению является его целенаправленность. Этот процесс должен быть спланирован счёткой формулировкой целей и задач, с определением места, сроков, этапности и последовательности наблюдений, технических средств (магнитофонная, видиозапись, замкнутая телевизионная система, фотосъёмка и др.).
Исследователь сам может проводить урок и в ходе занятия осуществлять наблюдение, может использовать ассистентов, соблюдать нейтральную позицию или же включиться в деятельность учащихся в качестве рядового исполнителя (включённое наблюдение).
Результаты наблюдений будут более достоверны, если тифлопедагог сопос-товляет полученные данные с аналогичными сведениями своих коллег, родителей учащихся, если наблюдение осуществляется достаточно длительное время и с учётом всего многообразия влияющих на тифлопедагогический процесс факторов.
Результаты наблюдений дают исследователю возможность корригировать педагогический процесс, делать учебный материал доступным для восприятия детьми с дефектами зрения, определять пути и средства для совершенствования обучения и воспитания учащихся со зрительной депривацией.
Методы беседы и интервьюшироко используются в исследовательской работе, благодаря простоте их применения, доступности, оперативности и непосредственного контакта с людьми, имеющими зрительные нарушения, В связи с тем, что последние не всегда объективно, точно и конкретно отвечают на поставленные вопросы, эти методы предусматривают уточнение ответов, их конкретизацию и выделение сущности мнения испытуемых. В связи с этим
очень важно заранее (до проведения беседы и итервью) наметить цели и задачи, разработать план, составить опросник, определить круг основных и вспо могательных вопросов, средства фиксации ответов.
При использовании данного метода необходимо создать определенный морально-психологический климат, который позволил бы выйти на живое, заинтересованное человеческое общение, на откровенный диалог по подготовленной программе.
Если задаваемые респонденту вопросы сугубо личностного, интимного характера, то не всегда следует подробно записывать и стенографировать ответы при нём. Более этично для этих целей воспользоваться портативной звукозаписывающей аппаратурой.
Немаловажным обстоятельством при проведении беседы или интервью является создание условий, располагающих к неторопливому задушевному разговору: уютная обстановка, мягкая красивая мебель, цветы, мягкий свет и др.
При разработке содержания анкет большое значение имеет чёткая формулировка вопросов, определённая (логически выверенная) последовательность их расположения, однозначность понимания. Многое зависит от устных и письменных инструкций по заполнению анкет, они должны быть конкретными, простыми, содержать в себе примеры заполнения.
Степень понимания вопросов анкеты проверяется сначала на небольшом контингенте слепых и слабовидящих и по результатам такой проверки вносятся коррективы в помещённый текст.
В тифлопедагогических исследованиях используются в основном два варианта анкет: открытые и закрытые. Открытая анкета содержит вопросы, ответы на которые должны сформулировать сами испытуемые. Закрытая построена так, что необходимо выбрать один из предложенных ответов.
Благодаря использованию данного метода исследования появляется возможность получения большого по объёму и довольно достоверного эмпирического материала.
Использование анкет в работе со слепыми и слабовидящими наталкивается на ряд специфических трудностей: неумение читать или писать с помощью системы Л.Брайля и потеря способности пользоваться плоскопечатным шрифтом, громоздкость анкет, написанных рельефно-точечным шрифтом, сложность заполнения анкет открытого типа для незрячих респондентов. В этих случаях лучше применять методы беседы и тестирования.
Анкеты могутбыть именные и анонимные, последние используются для получения более откровенных ответов, особенно, если вопросы узколичностные и интимные. 16
Для большего количественного охвата слепых и слабовидящих, для исследования больших жизненноважных проблем используется так называемое «заочное анкетирование». В этих случаях анкета вместе с инструктивным письмом направляется в адрес респондентов по почте и таким же путём ответы возвращаются в адресе исследователя.
Стандартизация заданий преследует цель определения, в какой степени испытуемый соответствует известному стандарту, в чём особенности его восприятия, связанные с нарушенным зрением. Тест помогает выявить разницу и особенности познавательного процесса у людей с различными нарушениями органа зрения (с ограничением поля зрения, с нарушением свето- и цветовос-приятия, с разной остротой зрения, с нарушенной бинокулярностью и др.).
Каждый тест должен предоставлять всем испытуемым равные возможности для проявления и констатации их психофизических особенностей, связанных с дефектным зрением. Это требование осуществляется путём предъявления разных по содержанию заданий, а оцениваются результаты его выполнения. Одни люди со зрительной аномалией выполняют успешно одно задание, у других положительное тестирование идёт по другим заданиям.
При обработке результатов тестирования и при получении определённых выводов их нельзя автоматически распространять на успешность дальнейшей тифлопедагогической деятельности. Тест это разовый «срез», его результаты показывают возможности познавательной деятельности слепых и слабовидящих на данном конкретном этапе и не могут прогнозироваться на дальнейший период.
В тифлопедагогике наиболее широко используются тесты на определение успешности. К примеру, у детей-дошкольников с нарушением зрения констатируется степень готовности к школе. Исследователь определяет уровень усвоения знаний и умений, в том числе и коррекционных (ориентировка в пространстве, осязательное восприятие, мелкая и крупная моторика, координация движений и др.).
Тесты определения способностей детей со зрительной депривацией дают возможность выявить своеобразие развития мышления, памяти, представлений, воображений и др.
Существуют так называемые «проективные тесты», которые состоят из наборов стимулов, реагируя на них, ученик выявляет свойства, характерные для его личности. С этой целью испытуемому предлагают, к примеру, восстановить целое из частей, сочинить рассказ по выданной картинке с неопределённым содержанием и др.
Метод педагогического эксперимента представляет собой способ опытной проверки научных гипотез. Он является основным методом научных ис-
следований в тифлопедагогике. При его использовании очень важно соблюдать требование единства экспериментальных программ и построений с реальными учебно-воспитательными и коррекционно-педагогическими процессами. Зачастую специально создаваемые условия для проведения эксперимента могут нарушить естественный педагогический процесс. В этом случае экспериментатор может получить искаженные и неверные данные.
Достоверные и репрезентативные научные результаты получают только тогда, когда тщательно учитываются все факторы, влияющие на эксперимент, создаются необходимые условия, разрабатывается чёткий план его проведения с учётом единичных лабораторных результатов и показателей широкой и масштабной апробации на практике.
При проведении экспериментов со слепыми и слабовидящими детьми необходимо соблюдать основное требование: чтобы экспериментальная работа ни в коей мере отрицательно не влияла на здоровье детей, на состояние их зрения.
В методике опытного дела выделяют два вида педагогического эксперимента: лабораторный и естественный. Первый применяется при организации искусственных условий для проверки определённых теоретических предположений, при, изучении отдельных характеристик познавательного процесса. Так, например, дети с нарушенным зрением изучаются с целью определения скорости зрительного или тактильного восприятия, степени обобщённости представлений и др.
Естественный эксперимент проводится с помощью введения новых технологий, методик, средств и организационных форм в обычный учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении или школе.
При проведении опытно-экспериментальной работы организуются, как правило, две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Первая работает по традиционным, уже сложившимся методикам обучения и воспитания, а вторая по новым, инновационным технологиям. По результатам деятельности детей в первой и второй группах экспериментатор судит об эффективности примененных им инноваций, о соответствии полученных данных гипотезе исследования.
Метод изучения продуктов деятельностизаключается в сборе сведений и анализе результатов по материализованному продукту. К примеру, учебная 18
деятельность ребёнка характеризуется по результатам этой деятельности (решённая задача, выполненное упражнение, чертёж, рисунок и т.д.).
Анализируя весь этот материал, необходимо учитывать условия деятельности, зрительные и тактильные возможности детей, типичность, проводить сравнительные оценки по различным продуктам учебной деятельности. Это поможет более объективно сделать вывод и выделить трудности, которые повстречались слепым и слабовидящим учащимся в процессе работы.
Данный метод в исследовательской практике используется, как вспомогательный, поскольку не всегда по продукту деятельности можно определить всё многообразие обучения, воспитания и развития ребёнка, которые были заложены и нашли воплощение в созданном продукте.
Методы теоретического анализаиспользуются при анализе и систематизации научного материала. Обычно эти методы применяются в определённых взаимосвязях друг с другом и с теми данными, которые были получены в ходе использования других методов исследования.
Начальным этапом теоретического анализа является сравнительно-историческое исследование выбранной проблемы и обобщение передового тифлопедагогического опыта работы. В ходе этой деятельности выделяются существенные характеристики и тенденции развития данного раздела педагогики и всей системы. С методологических позиций рассматривается ценность, целенаправленность, эффективность научных концепций, идей, практических результатов как отдельных исследователей, так и авторских коллективов. Всё это анализируется в свете социального заказа общества, современных передовых воззрений на процесс образования людей с нарушением зрения в нашей стране, делаются соответствующие акценты с учётом прогрессивного международного опыта в этом направлении. «Педагогическая теория (Б.Т.Лихачёв, 1992,100), отражая систему общественных отношений и их структуру, выстраивается в определённую систему движения содержания, форм, методов организации детской жизни к достижению педагогических целей формирования личности».
Тифлопедагогические теоретические исследования предполагают учёт достижений не только отечественной и зарубежной теории и практики обучения слепых и слабовидящих, но и аналогичные успехи в общей педагогике, в смежных и пограничных областях научных знаний.
Позитивные результаты теоретического исследование обогащают методы моделирования,т.е. создания на базе всех перечисленных научных данных стройной модели функционирования отдельных компонентов и всего целостного тифлопедагогического процесса с чёткими интегративными показателями успешности образовательной деятельности (эффективность компенсации дефекта).
В разработанную модель включаются все полученные результаты, в ходе опытно-экспериментальной работы они проходят системно-структурный ана-
лиз и включаются в проект модели, после апробации последней выстраивается её окончательный вариант.
В разработанной моделе должны найти своё отражение взаимосвязи образовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса с обществом, с семьёй воспитанника, с шефствующими организациями, со средствами массовой информации и другими структурами, которые в той или иной степени влияют на образовательный процесс.
Модели специального коррекционно-педагогического процесса должны учитывать тесную связь с учебно-производственными предприятиями (УПП), территориальными организациями Всероссийского общества слепых.
Тифлопедагогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и содержание тифлопедагогики
Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения лиц, страдающих нарушениями зрения.
Тифлопедагогика рассматривает вопросы воспитания и обучения, касающиеся лиц, имеющих ограниченность визуального восприятия, либо его полное отсутствие. Это нарушение затрагивает развитие личности, приводя к сложностям нормального ее становления и прохождения социализации.
Тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики или дефектологии и ориентирована на создание системы для развития ребенка со зрительными отклонениями, помогающей ему раскрыть все стороны его личности, дать общеобразовательные знания и умения, помочь влиться в социальную среду и развить умения строить социальные взаимоотношения.
Поскольку, тифлопедагогика относится к разделам специальной педагогики, то она базируется на гуманистических принципах построения системы воспитания и обучения. Она учитывает индивидуальную специфику развития детей со зрительными нарушениями, а также помогает выработать отдельные воспитательные подходы к каждому ребенку с различной степенью зрительных отклонений.
Этапы становления тифлопедагогика
В своем историческом развитии данная научная отрасль прошла несколько основных периодов:
Готовые работы на аналогичную тему
Целевое назначение и задачи тифлопедагогики
Тифлопедагогика занимается специальным образованием детей, имеющих проблемы со зрением. К таким детям относятся следующие категории:
Приоритетной целью научных исследований тифлопедагогики является создание специальных условий для развития детей, имеющих нарушения в работе зрительного аппарата. Она помогает детям максимально эффективно пройти процесс социализации, получить образование специальными средствами.
Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, она предполагает постановку ряда задач:
Методология тифлопедагогики
В основе данного научного направления является гносеология – философия познания. Процесс познания, рассматриваемый данной наукой, является творческим и активным.
Процесс воспитания ребенка с нарушениями зрения рассматривается, как развивающийся и динамический. Также, он имеет творческую направленность, поскольку предполагает применение нестандартного подхода к обучению, применение специальных приемов и методов.
Теоретическую основу учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими зрительные нарушения, составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. В нем рассматривается компенсация зрения и его коррекция при вторичных отклонениях в развитии, проявлении первичных дефектах, механизмах протекания процесса познания и развития.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема1.Предмет тифлопедагогики
Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения. Тифлопедагогика – часть общей педагогики и один из разделов коррекционной педагогики. Задачи тифлопедагогики:
1) психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с нарушениями зрения;
2)выяснение типологии нарушений функций зрения, аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;
3)пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
4)изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения;
5) разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, трудовой и профессиональной подготовки детей с нарушениями зрения;
6) создание специальных технических средств;
7) разработка системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения.
Методы исследования в тифлопедагогике: наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей; естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент; беседы; анализ детских работ.
Связь тифлопедагогики с общей и специальной педагогикой, тифлопсихологией, патофизиологией, офтальмологией, педиатрией, школьной гигиеной и др.
Тема 2.Содержание и система воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
Система помощи детям с нарушениями зрения в раннем возрасте. Специализированные дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, детские сады и ясли для слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, специализированные дошкольные группы в детских садах общего типа, дошкольные группы при школах-интернатах Ш-IV вида.
Специальные коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей – предмет постоянной государственной заботы. Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учет общих закономерностей и специфических особенностей детей, формирование способов деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения, дозирование нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, использование тифлотехнических средств, специальных учебников и наглядных пособий, специальное оформление учебных кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы, профориентация, работа по социально-трудовой адаптации и самореализации учеников. Система профессионального образования слепых и слабовидящих.
Тема 3.Организация психолого-педагогической и коррекционной помощи
Коррекционно-педагогическая работа как система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения.
Коррекционная направленность общеобразовательных занятий. Организация коррекционных занятий в специализированном ДОУ. Содержание и дидактические приемы коррекционной работы в соответствии с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.
Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния практических умений.
Тема 4.Основные функции специалистов в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения
Создание условий для коррекционно-образовательного процесса. Диагностика развития дошкольников. Составление планирования работы с детьми тифлопедагогом, воспитателями, специалистами. Проведение коррекционного, образовательного и воспитательного процесса. Оформление документации. Самообразование, обмен опытом педагогов. Взаимосвязь в работе педагогических и медицинских специалистов. Участие в работе методических объединений, педсоветов. Работа с родителями детей.
Тема 5.Оборудование, методы и средства
Оборудование специализированных учреждений для детей с нарушениями зрения (мебель, тифлотехнические и оптические средства и др.). Использование в тифлопедагогике общих и специальных методов обучения детей с нарушениями зрения. Общие методы: по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру дидактических задач (приобретение новых знаний, закрепление, проверка и оценка знаний); по характеру преобладающей деятельности учителя и учеников и др. Специальные методы тифлопедагогики, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей.
Тема 6.Основные направления работы с детьми
Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения в учебной, игровой и трудовой деятельности. Обучение специальной графике. Задачи и содержание физического воспитания детей с нарушенным зрением с учетом особенностей их развития, вторичных отклонений в формировании движений и пространственно-ориентировочной деятельности. Трудовое обучение и воспитание, профориентация детей с недостатками зрения. Проведение коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, лечебной физкультуре, ритмике, исправлению недостатков речевого развития, социально-бытовой ориентировке с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих.
Тема 7.Взаимосвязь психолого-педагогической и коррекционной помощи с лечебно-восстановительной работой по лечению и улучшению зрения
Взаимосвязь коррекционных занятий с обучением и воспитанием как создание оптимальных условий для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечение возможности эффективного усвоения программного материала, ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Тема 8.Общее физическое оздоровление детей с нарушениями зрения
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения. Закаливание, витаминизация в специализированном учреждении III-IV вида. Режим дня в специализированном учреждении. Активизация двигательной сферы, физическое развитие в рамках общего оздоровления детей с нарушениями зрения.
Тема 9.Развитие дошкольников с нарушениями зрения в разных видах деятельности
Формирование навыков пространственной, социально-бытовой ориентировки, обогащение и корректировка образов предметов в процессе игровой деятельности детей с недостатками зрения. Развитие цветовосприятия, мелкой моторики, внимания, наблюдательности, формирование предметных представлений детей с нарушениями зрения в изобразительной деятельности. Значение формирования навыков трудовой деятельности в развитии дошкольников с недостатками зрения. Особенности учебной деятельности слепых и слабовидящих.
Тема 10.Подготовка детей к школе
Развитие познавательной сферы дошкольников с нарушениями зрения. Формирование произвольности действий детей. Развитие общей и мелкой моторики дошкольников. развитие речи детей с нарушенным зрением.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 972 ; Мы поможем в написании вашей работы!