в традиционном обучении приоритет отдается
Традиционное обучение: как воспитать ребенка и не покалечить психику
Иллюстративное фото: pixabay.com
Все то, что сегодня мы подразумеваем под альтернативным образованием, свободным воспитанием и гуманистической педагогикой, берет свое начало в прошлом веке.
Еще в далеком 1907 году бельгийский педагог и врач Овид Декроли отмечал «серьезные недостатки» традиционной школы.
По его мнению, в традиционной школе «не имеется вообще или существует лишь незначительная взаимосвязь между различными видами деятельности ребенка. Предметы обучения мало соотносятся с фундаментальными интересами ребенка и их развитием.
В большинстве предметов количество материала превышает способность почти всех детей к его восприятию и усвоению. В учебных планах предпочтение отдается предметам, обучение которых ведется только словесно. Представляется слишком мало возможности для индивидуальной, выбираемой самим ребенком деятельности».
Потому, как сегодня перед многими родителями стоит задача воспитать в детях самостоятельного, равного себе или выше индивида, личность. Это хорошее стремление родителей и помощью в этом может послужить полезная информация из правильных источников, имеющая твердый фундамент.
Информация, рассматривающая процесс воспитания и образования детей с разных сторон, ни в коем случае не имеющая чего-то лишь одного верного и всего другого неправильного.
Даже ныне востребованная всеми система Монтессори имеет свои плюсы и минусы. Известный немецкий педагог и создатеть понятия «детский сад» Август Фребель так высказывался о методе Монтессори:
«Она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать…
Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности».
Центром педагогики Фребель считал игру: ребенок в ней выражает свой внутренний мир через изображение внешнего.
Еще одно впечатляющее высказывание, которое пробуждает нас взглянуть на воспитание с другой стороны, это слова Ферьера: «Ребенок это несовершенный взрослый, он является в каждом отдельном возрасте законченным в себе существом».
Получается, учитель может выполнять роль наставника. Не того, кто вкладывает знания, а выполняет роль направляющего, помогает ребенку концентрировать внимание, определить свои интересы. Все это очень трудно вяжется с тем, как обучают детей в традиционных школах.
Многие считают, что общеобразовательные школы с бесконечной системой муштры и зубрежки калечат психику детей. И объем знаний, который должны усвоить ученики, никак не сопоставим с их возможностями и отведенным на это временем.
Все это наталкивает на вопрос: что же центрично? Ребенок с его интересами или знания, порой без возможности практического применения? Каждый ответит и п—своему будет прав.
Но все же, время показывает, что педагогика, в которой учитываются интересы и склонности детей, более успешна в воспитании свободно мыслящих и творческих людей, имеющих критическое мышление. Способных отождествлять себя частью Вселенной и имеющих право участвовать в ее изменениях.
Разве не такие люди становятся первооткрывателями, учеными, ораторами и лидерами? Правильное воспитание дает ребенку шанс реализовать свои возможности и потенциал, стать тем, кем бы ему хотелось, приносить пользу себе и окружающим.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Статья «Интерактивные технологии обучения в системе среднего профессионального образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Интерактивные технологии обучения в системе среднего профессионального образования.
Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, и умения.
Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. является «…обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики». Современные стандарты образования в настоящее время требуют внедрения новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие обучающихся и повышение качества их образования.
До сих пор преобладает традиционная (репродуктивная) технология обучения, в основу которой положена классно-урочная система, разработанная Я.А. Коменским в XVII веке.
Целью традиционного обучения является трансляция обучающемуся определенных образцов культуры, формирование личности с заданными свойствами. Традиционное обучение ориентировано на усвоение УУД, а не на развитие личности.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Наиболее точно отвечает потребностям современного мира в подготовке квалифицированных кадров, способных адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия, интерактивное обучение.
Термин «интерактивный» — означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. В интерактивном обучении приоритет отдается двум ключевым задачам. Первая задача — «научить учиться», так чтобы человек мог самостоятельно развивать свою индивидуальность, и иметь возможность эффективно работать с большими информационными массивами, вычленяя и осваивая то, что требуется для решения текущих вопросов. Вторая задача — «научить применять на практике новые знания».
Следует отметить, что посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во-первых, осуществляется самостоятельный поиск социально полезных знаний; во-вторых, нарабатываются профессионально значимые компетенции и поведенческие линии; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения профессиональных и ситуационных задач. В результате выпускаются специалисты способные решать задачи повышенной сложности, качественно управлять профессиональной средой.
В интерактивном обучении меняется и сама роль педагога, потому что он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, так, как это принято в традиционном обучении, а побуждает учащихся к самостоятельному, осознанному поиску решений. Следовательно, активность педагога постепенно замещается активностью обучающихся, при этом создаются условия, направленные на развитие их личной инициативы, интеллектуальной состоятельности, уверенности, способности к эффективному общению, анализу альтернативных мнений, а также формируется навык принятия продуманных решений. Принято считать, что знания можно получить, например, слушая лекции или прочитывая тексты. На деле же в этом случае идет процесс передачи информации, а не формирования навыков и умений, полезных для жизни или будущей профессии. Потому что с помощью слова можно обучать только маленьких детей в возрасте до 7 лет. Для взрослой же аудитории нужны специальные обучающие технологии, с помощью которых можно получить конкретные навыки, а затем сформировать умения, направленные на решение реальных жизненных и профессиональных задач.
Знание всегда субъективно, оно формируется каждым человеком самостоятельно, выращивается им в процессе серьезной, системной, планомерной внутренней работы. В этой связи, интерактивное обучение обладает несомненным преимуществом — оно позволяет на научной основе осуществлять компетентностный междисциплинарный подход к обучению, а значит, усиливает практическую направленность образования, используя личный опыт каждого обучающегося для системного формирования умений и навыков, необходимых им в профессиональной деятельности.
Дистанционное и традиционное обучение: что лучше?
Коронавирус может отбросить казахстанское образование на многие годы назад
В период пандемии 2020 года почти все страны перевели среднеобразовательные школы и высшие учебные заведения на дистанционное обучение. Более прогрессивные и технологически развитые образовательные системы, которые до пандемии предоставляли качественное обучение, ставили во главу угла ученика и его индивидуальные интересы, смогли подготовиться к такому режиму эффективнее. Весна для многих систем образования выдалась жаркой, и многочисленные решения принимались в режиме чрезвычайного положения. Наступило лето. Пока школьники и студенты отдыхают, у государственных органов и организаций образования есть время подготовиться к новому учебному году. Давайте посмотрим, какие модели передачи знаний выбрали развитые системы образования и почему.
Традиционная «универсальная» модель обучения в том формате, в котором мы его знаем сейчас, возникла в XVIII веке в Европе и до пандемии была представлена в большинстве школ мира. При таком формате учитель лично взаимодействует с учениками, практически не использует цифровые возможности и передает информацию в одностороннем порядке.
Дистанционное обучение стало активно развиваться c приходом массового интернета в начале 2000-х годов в странах ОЭСР, а потом дошло и до развивающихся стран. Оно широко представлено в форме MOOCs (Massive Open Online Courses, или Массовые открытые онлайн-курсы) на таких платформах, как Khan Academy, Coursera, EdX и Udemy, и в последнее десятилетие используется школами и вузами в дополнение к традиционному.
Смешанное обучение объединяет в себе очный формат с применением онлайн-ресурсов (видео, презентации, другие цифровые ресурсы) и передовых практик, ориентированных на ученика. Такие практики включают «перевернутый» класс, проектное, индивидуализированное обучение и обучение через решение проблем.
Как университеты США будут учить студентов в следующем году
Согласно многочисленным международным исследованиям, самым эффективным методом является смешанное или гибридное обучение. При таком ученики получают навыки XXI века (критическое мышление, ИКТ-навыки, работа в команде, коммуникации и т.д.), превращаясь из «получателя» знаний в активного участника образовательного процесса. Исследования ОЭСР и департамента США подтвердили, что смешанное обучение повышает результаты учеников, улучшает их дисциплину и отношение к школе. Также оно выгодно с финансовой точки зрения и подтвердило экономию средств на государственном и муниципальном уровне.
Почему онлайн-обучение не может заменить учителей и очное обучение? Потому что процесс обучения и передачи знаний – это персональный опыт. Он максимально эффективен тогда, когда передается от человека к человеку в личном общении. Многие помнят лучших учителей, которые повлияли на становление нашей личности. Возможно, именно по причине любви к определенным учителям у нас появился интерес к предметам. Никогда компьютеры не смогут полностью заменить настоящего учителя.
Образование уже не будет прежним: что станет с вузами?
По этой причине в США, где вопросы касательно образования принимаются не на центральном уровне, а на уровне штатов и муниципалитетов, приняли решение проводить обучение в гибридном формате. Реализация данного метода выглядит по-разному на практике в зависимости от штата и определенной школы. Например, в штате Мичиган школа будет работать очно два раза в неделю. В остальное время дети будут заниматься онлайн. Таким образом, сократится количество детей в классе и будут соблюдены меры социального дистанцирования. На уровне высшего образования каким-то предметам будут обучать онлайн и в гибридном формате, и часть – очно.
Многие исследователи в области образования, психологи и врачи лучших вузов (например Гарварда), подтверждают мысль о том, что «возвращение в школы детей должно стать национальным приоритетом». Это важно не только для их социально-эмоционального и академического развития, но и экономики всей нации. Именно образовательная система нивелирует социальное неравенство и помогает предоставлять равные возможности, в том числе для уязвимых слоев населения.
К пандемии были готовы: как казахстанский вуз заранее внедрял систему дистанционного обучения
Казахстан принял решение проводить занятия на всех уровнях дистанционно с нового учебного года. Возможно, из-за большого количества заражений по стране и продления карантина. Однако, по мнению многих экспертов и родителей, главная причина – это неготовность нашей системы к смешанному или очному методам обучения в период пандемии. Для организации таких видов обучения необходимо подготовить всю систему. В физическом смысле школы должны будут поменять учебное пространство для сохранения социального дистанцирования и мониторить соблюдение санитарных норм. В методологическом смысле педагоги и школьная администрация должны быть подготовлены к новому формату обучения и владеть цифровыми навыками. Система оценивания должна быть обновлена в соответствии с новыми реалиями. Все это требует слаженной работы на всех уровнях (центральный государственный аппарат, области, районы, школы) и дополнительных финансовых вложений в образовательную систему.
Принципы обучения. Характеристика традиционного и развивающего обучения
Особенности традиционного и развивающего обучения
Традиционное обучение
Термином «традиционная система обучения» мы обозначаем ту, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий, не претерпев за это время существенных изменений.
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
Традиционная система имеет как свои плюсы, так и минусы.
С одной стороны, не одно поколение умных и талантливых детей выучилось по традиционной программе. К тому же традиционная система обучения основывается на опыте отечественной педагогике, учитывающей национальную специфику и менталитет.
Тем не менее, для нее характеры облегчение учебного материала (рассчитанное на наименее успевающих учеников в классе и, по мнению многих педагогов неправомерное), медленный темп изучения, многократное повторение, ограничивающее мыслительную активность школьников, скудость и поверхностный характер теоретических знаний. Подчинение учебного процесса привитию навыков, отсутствие или слабость внутреннего побуждения к учению, невозможность проявления индивидуальности. Ограниченный круг непосредственного познания окружающего мира в основном сводится к наблюдениям, что способствует вербализму в обучении.
Основная нагрузка падает на память в ущерб мысли.
В традиционной школе взаимоотношения учителя и ученика строятся на «деловой» основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями.
Наилучшего качества обучения в традиционной начальной школе достигают учителя с авторитарным стилем руководства. Они подавляют индивидуальности своих учеников, но могут «дотянуть» большинство из них хотя бы до среднего уровня. Порой учитель, не дослушав ответ ученика, сообщает ему нужный ход решения, рассказывая вместо него или напоминая необходимую информацию.
Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика. Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами.
К положительным моментам традиционной системы обучения следует отнести:
К отрицательным моментам традиционной системы обучения следует отнести:
Классификационные параметры Традиционного обучения.
Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет предпочтение информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Развивающее обучение
Идеи Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе.
Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:
Отличительные черты теории Занкова.
Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л.В.Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников.
Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. «Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их».
Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.
Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.
Характеристика системы
Традиционная педагогика
Развивающая педагогика
Передача знаний, умений, навыков
Школа мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагога
Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций
Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Стиль взаимодействия учителя и ученика
Монологический (со стороны учителя)
Преобладающий метод обучения
Формы организации занятий
Преобладающая деятельность учащихся
Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму
Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом
Пассивная, при отсутствии интереса
Активная, инициативная, при наличии интереса
Создается всегда и целенаправленно
Психологический климат урока
Формируется изредка, подчас «стихийно»
Формируется всегда и целенаправленно
Система принципов обучения и их характеристика
Как известно, принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.
В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные принципы, так и вновь появившиеся в ходе развития науки и практики. В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, Μ.Н.Скаткина и др.
В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых, учитывая нацеленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип культуро-природосообразности;
3) принцип научности и связи теории с практикой;
4) принцип систематичности и системности;
5) принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
6) принцип наглядности;
7) принцип доступности;
8) принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;
9) принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения;
10) принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.
Перечисленные принципы неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу – принципу развивающего и воспитывающего обучения, духовно направленного на общечеловеческие ценности. В системе дидактических принципов этот принцип является центральным, системообразующим и находится в тесной взаимосвязи с принципом социокультурной и природной обусловленности (сообразности), а для профессионального образования – с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от этих ведущих, конкретизируют их, раскрывают условия их реализации в педагогическом процессе.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика.
Принцип социокультурного соответствия (сообразности) сочетает в себе два принципа: кулътуросообразности и природосообразности (так он представлен в трудах Я.Л.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.II.Толстого).
Эти принципы предусматривают необходимость строить процесс обучения, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, подростка, юноши, а также с законами окружающей их природной и социальной среды. В настоящее время эти требования регулируются принципом развивающего и воспитывающего обучения, а законы и закономерности среды отражаются в требовании соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры в се широком понимании.
Принцип научности и связи теории с практикой. В реальной деятельности педагога принцип научности реализуется через целый ряд правил: в процессе обучения ни в коем случае не следует сводить ознакомление учащихся с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту, а раскрывать каждое явление во всех новых связях и отношениях; раскрывать перед учащимися генезис научного знания, методы и сложности познания; поощрять исследовательскую работу обучающихся и др. Преподавателю не следует забывать истинность изречения, приписываемого то Гекели, то Луи де Бройлю: «Нет более практичной вещи, чем хорошая теория». Но теорию, чтобы она не оставалась абстрактной, необходимо строить на основе уже накопленного обучающимися опыта, дать ей выход в практику, довести теоретические положения до стадии действий, операций, процедур, технологий; выработать у учащихся умение и навыки применения полученных знаний в нестандартных, жизненно важных ситуациях. При этом следует помнить, что не всякое научное знание, особенно историческое и философское, имеет непосредственный выход в практику, однако оно имеет выход опосредованный: на уровень миропонимания, оценочной деятельности, отношений, самопознания (В.И.Загвязинский).
Связь обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на занятиях местный краеведческий материал и т.п. Одним из значимых каналов реализации связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение обучающихся к общественно полезной деятельности, к использованию окружающей действительности – как источника знания и как области их практического применения; вовлечение учащихся в посильную трудовую и другие виды деятельности. Причем, труд должен приносить учащимся удовлетворение от процесса созидания, творчества. Формы связи науки с практикой в процессе обучения весьма разнообразны: от ссылок на факты и события до практических работ, упражнений и экскурсий, обсуждение морально-этических проблем, возможных вариантов событий, творческие работы и т.д.
Важным принципом в системе профессионального образования является принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности. Этот принцип ориентирует деятельность преподавателя на широкую эрудицию и узкую специализацию обучающихся, на фундаментальность и технологичность в процессе их подготовки и в результате обучения на успешное достижение в обучении целей общего развития личности специалиста и развития у него специальных профессиональных способностей.
Принцип научности и связи теории с практикой требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах, в отборе изучаемого материала, а также в том, что учащихся обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда. Принцип научности нацеливает преподавателя на использование в организации учебной деятельности обучающихся проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательств своей точки зрения.
Принцип систематичности и системности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил:
Требование систематичности и системности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждое отдельно взятое учебное занятие представляет собой логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам учебно-познавательной деятельности. Следуя этому положению, исходные понятия изучаются раньше, а тренировочные упражнения, как правило, следуют за изучением теории.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из первостепенных принципов современной дидактической системы. Согласно данному принципу обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектом учебной деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Ученика невозможно научить, если он не хочет учиться: только в процессе собственной активной деятельности ученик успешно овладевает знаниями и развивается. Существует несколько видов активности учения в обучении, важнейшими из них являются: активность репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая).
Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:
а) опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;
б) включать учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, процесс поиска и решения научных и практических проблем;
в) использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии, выявление дефицита информации, сопереживание, проблемные ситуации и др.;
г) стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию учащихся, но и их социальному росту, воспитанию.
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А.Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, работать практически – и через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и т.п. По линии возрастания абстрактности различают следующие виды наглядности:
Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
Я.А.Коменский сформулировал несколько правил реализации этого принципа:
1) переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
2) переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение; ослабевает волевое усилие и как следствие – падает работоспособность обучающихся. Однако и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Так, В.В.Давыдов пришел к заключению, что обучение уже в начальной школе надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного; не с элементов, частей, а со структуры, с целого. Л.В.Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности, но и это положение отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т.е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого. Таким образом, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от его методического структурирования, от характера, структуры организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила реализации этого принципа. В частности:
Принцип прочности результатов обучения в первую очередь связывается со смысловой памятью, на основе которой в обучении ранее усвоенные знания, навыки и умения вводятся в структуру личного опыта ученика, а также с самостоятельным добыванием знаний, которые прочно оседают в сознании и постепенно переходят в убеждения. Реализация принципа прочности обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п.
Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения. Этот принцип, получивший свое оформление на основе фундаментальных исследований Ш.А.Амонашвили, Μ.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной и других видных специалистов-дидактиков, введен в систему принципов обучения сравнительно недавно. В противовес мотиву долженствования, согласно которому ученик обязан осознать необходимость учения и беспрекословно выполнять все предписания педагога, гуманистический характер обучения предполагает сотрудничество и сотворчество педагога и обучающегося, а это возможно при постоянном стимулировании внутренних мотивов учения: интересов, потребностей, стремления к познанию, увлеченности процессом и результатом учения. Чтобы такие мотивы успешно формировались у обучающихся, этот принцип предусматривает прежде всего преобладание на учебных занятиях спокойного, доброжелательного тона общения, уважение к внутреннему миру учащегося, оптимистический настрой и педагога, и учащихся, эмоциональный комфорт участников образовательного процесса. Как отмечает В.И.Загвязинский, указанный принцип регулирует прежде всего коммуникативную сторону обучения, характер отношений в учебном коллективе, предусматривает деловое сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся, создание атмосферы доверия и благожелательности, отношений товарищества, взаимопомощи и здоровой состязательности между учащимися.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. В процессе обучения каждая из этих форм имеет и свой потенциал развития, и свои ограничения. Чрезмерная индивидуализация лишает ученика разнообразия общения, тормозит формирование опыта совместной работы и умения жить в коллективе. Коллективные формы, как правило, насаждают усредненный подход к учащимся, в силу чего «теряется» личность. Принцип рационального сочетания этих форм предполагает применение в процессе обучения различных вариантов групповой дифференцированной работы, взаимное дополнение коллективных и индивидуальных форм, а также насыщение коллективных форм работы элементами самостоятельной познавательной и профессиональной деятельности. С позиции современной трактовки теории обучения принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения, способы организации учебной деятельности учащихся связаны с личностно-индивидуальной ориентацией, с опорой на индивидуальность каждого ученика, вплоть до определения индивидуальных траекторий обучения с правом выбора учеником уровня и методов овладения программами, с более широким использованием адаптированных к особенностям обучаемых компьютерных программ, но с включением каждого в коллективные формы работы.
В процессе обучения необходимо применять самые разнообразные формы обучения: занятие, лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, практикумы и др., а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу и работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах внеучебной деятельности с применением многовариантных сочетаний коллективных и индивидуальных способов организации деятельности обучающихся: в походах, кружках, клубах, студиях и различных объединениях по интересам.
Взаимосвязь принципов обучения
Очевидно, принципы современной дидактики образуют систему, единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: сознательность, активность и систематичность связаны с прочностью обучения, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика. Они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса: от целеполагании до анализа результатов. Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего принципа воспитывающего и развивающего обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний. В представленную систему принципов обучения не включены непосредственно общепедагогические принципы воспитания в деятельности и труде, воспитания в коллективе, комплексного подхода, оптимизации и др., но их требования отражены в содержании образования и дидактических принципах. Это в полной мере относится и к общим принципам организации деятельности, таким как предвидение и целеполагание, соответствие методов целям и содержанию, зависимость управленческих решений от конкретных условий, контроль, коррекция и т.п.
При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, т.е. отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе эти принципы теряют определенность, конкретность и превращаются в общие положения, несомненно верные, но не дающие конкретно-дидактических ориентиров. Это относится, в частности, к сформулированным некоторыми дидактиками принципам создания необходимых условий для обучения; сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от его задач; сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Слово «обучение» в этих формулировках легко можно заменить названием многих других видов деятельности. Однако это не означает, что поиски современных ученых-педагогов, их стремление дать подлинно научное обоснование системы принципов обучения, сформулировать новые принципы организации обучения теряют свою актуальность и значимость. Принципы обучения не являются раз и навсегда установленными догмами, они вбирают в себя достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием.