в учении нельзя останавливаться сюнь цзы
Афоризмы от Сунь-Цзы
(друг, враг, ошибка, лесть, учитель)
***
Война любит победу и не любит продолжительности.
(война, победа)
***
Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само.
(учение)
***
Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда не может, будет победителем.
(путь к победе, победа)
***
То, что происходило тысячу лет назад, непременно возвращается; таково древнее постоянство.
(уроки истории)
***
Пребывая в порядке, ожидай беспорядка; в спокойствии ожидай шумного. В этом путь управления разумом.
(разум)
***
Есть шесть типов злополучных армий: бегущая, распущенная, тонущая, разрушающаяся, беспорядочная и разгромленная. Эти шесть не от Неба и Земли, а от ошибок полководца.
(армия, полководец, война)
***
Не полагайся на то, что враг не придет, полагайся на средства, которыми располагаешь, чтобы принять его. Не полагайся на то, что враг не нападет; полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения.
(стратегия)
(победа)
***
Небо родит простолюдинов не для правителя, оно возводит на престол правителя для простолюдинов.
(правитель, власть)
***
Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.
***
В учении нельзя останавливаться.
(учение)
***
Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и выгоду от войны.
(война)
***
Я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной войны.
(война)
***
Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если тебя превосходят, избегай его. Поэтому упорствующий с малым, станет пленником большого.
(стратегия, война, путь к победе)
(воспитание)
***
Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите.
(стратегия, хитрость)
(правитель, народ, власть)
***
Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации.
Сунь-цзы — цитаты и афоризмы о войне, жизни, людях
Сунь-цзы
С китайскими философами и мыслителями всегда много путаницы. Многие ошибочно путают Сунь-цзы с другим мыслителем с практически идентичным именем. Однако, высказывания этого человека, известного прежде всего как автора военного трактата, не менее интересны. Он не только военный стратег, но и мыслитель и философ. Его высказывания о войне, мире, дружбе или человеческих пороках невероятно метки и точны. И одновременно просты и понятны.
Однако его происхождение до сих пор вызывает множество вопросов. Таинственная личность — древнекитайский полководец, Сунь-цзы. Но он был не только полководцем и военным стратегом. Обладая прекрасным аналитическим мышлением, он оставил после себя прекрасные афоризмы, которые отражают суть жизни. Самая известная его работа о ведении военного дела давно разобрана на цитаты.
Данные его биографии говорят о том, что философ при рождении нареченный именем Чжанцин, родился в 6 веке до нашей эры. Его имя в переводе означает «Солнечный Владыка». По одним данным он прожил 48 лет. По другим данным (исходя из найденного в одном из захоронений варианта его труда), он прожил 50 лет, во второй половине 5 века до нашей эры. А новейшие исследования историков Китая и Запада и вовсе говорят, что мыслитель и военачальник по имени Сунь Бинь из древнего царства в 4 веке до нашей эры — один и тот же человек.
Военный стратег известен прежде всего как автор трактата «Искусство войны» и как наемный полководец у князя Хэ Луйя. История его работы и первого появления при княжеском дворе говорит о его твердости и одновременной жестокости. Может это легенда, может и нет. Биографию полководца составил известный историограф и писатель, Сым Цянь, живший во времена династии Хань. Записи кажутся просто легендой. По своему поведению и военным приемам мыслитель немного напоминал царя Соломона, только более жестокого.
Записи биографа Сым Цяня гласят, что однажды правитель Китая, Хэ Луй позвал военачальника к себе во дворец, чтобы потолковать о войне и других вещах. Для доказательства своих военных способностей, будущий полководец прибегнул к довольно жестокому методу: он попросил правителя отдать для примера свой гарем из нескольких сотен женщин. Он поделил женщин на два равных отряда, сделав двух рабынь командирами, дал им по алебарде и, построив в шеренгу, приступил к командованию. Однако когда он начал приказывать, ничего не вышло. Наложницы просто смеялись и хихикали. Это можно понять, ведь они были женщинами, которые вообще понятия не имели о войне. Они были смущены: отсюда и смешки. Но полководец принял эти смешки на свой счет. Он был в гневе и ярости.
Однако он прервал его, сказав, что при ведении войны военачальник гораздо важнее государя и никто не вправе влиять на его приказы и отменять их. Князь вынужден был подчиниться, и женщины были убиты. После такого чудовищного урока другие, естественно, стали подчиняться и выполнять приказы. Эта история как-то слабо согласуется с его принципами неагрессии в его книге о военном деле.
На проведение смотра войск Хэ Луй не пришел и полководец посмел упрекнуть его в пустой болтовне. Государь рассердился, и попытался прогнать его, но полководец лестью и уговорами внушил ему мысль о скорых победах. Государь признал силу духа своего нового военачальника и способность стратегически мыслить, поэтому позвал его командовать своим войском. Командуя армией князя, полководец победил в нескольких крупных сражениях.
Он сумел захватить одно из сильнейших государств и его столицу, сумел победить в битве и другие сильные царства. Благодаря наемному полководцу, царство Хэ Луйя и он сам вошли в число царств современного Китая. А сам китайский князь уговорил полководца написать книгу об искусстве ведения военного дела. Фактически кроме этого труда полководец более ничем не известен. Он был очень закрытым человеком и посвятил свою жизнь исключительно военному делу. Доподлинно неизвестно, была ли у него семья, жена или дети. После написания книги. Полководец вернулся к себе на родину и вскоре скончался.
Его книга значительно повлияла не только на философию Запада и Восточного Китая, но и на мышление о ведении войны. Полководец не признавал открытой битвы и считал, что нужно искать альтернативные пути, дабы избежать потерь. Известный философ Лао Цзы писал о нем, что несмотря на управление малочисленным войском, никто не мог его победить.
Сунь-цзы искренне считал, что вступать в битву нужно в последнюю очередь. А для свержения врага можно использовать другие методы: ложь, шпионаж, подкупы, фальсификацию и даже услуги представительниц древнейшей профессии. Сама книга оказала большое влияние на военную историю. Написана она простым и доступным языком, из-за чего читается легко и непринужденно.
Работа полководца хвалилась на Востоке. Книга подходит не только для изучения азов военного мышления, но и для других областей знаний. Однако авторство этой книги именно им до сих пор подвергается сомнению. Книги с аналогичным названием писали и другие исторические личности. В исторических документах нет практически ни одного упоминания конкретно о нем. Скорее всего, эта книга — сборник записей разных авторов.
В наше время даже существование Уильяма Шекспира тоже ставится под сомнение, из-за различий в его биографии и стиля написания пьес. Так же как и Библия, которую написали в разные периоды разные люди.
Есть такие люди, которые несмотря на свою недолгую жизнь, сумели оставить свой след в истории. Леонардо да Винчи прожил долго и написал множество картин, но известен прежде всего по «Моне Лизе». Эйнштейн известен своей «Теорией относительности». А Сунь-цзы — трудом о военном искусстве. В эту книгу он вложил все свои приобретенные на поле боя, знания. Кем он был? Стратегом? Философом? Мыслителем? Или гениальным психологом? Точного ответа на этот вопрос нет. В любом случае его труд будут вспоминать и наши современники.
Несмотря на то, что Сунь был прежде всего военачальником, его жизненная мудрость отображала всю суть жизни и ее проявлений. Книга оказала влияние не только на историю войны, но и на бизнес, политику и многие другие области. Его афоризмы до сих пор свежи и актуальны. Ознакомимся с самыми известными из них:
Сюнь-Цзы
(ок. 313 – ок. 238 гг. до н.э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция
Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, – мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, – мой друг; тот, кто мне льстит, – мой враг.
Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.
Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания.
Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
В учении нельзя останавливаться.
Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.
Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.
Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.
Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей – пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь – старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.
Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.
С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.
Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.
Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.
Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия.
Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.
Правителя можно сравнить с лодкой, а народ – с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.
Взимание непомерных налогов – это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
Заниматься делом – это то, что ненавидят люди; заслуги и власть – это то, что они любят.
Физический труд – это то, что служит добродетели.
Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий – это недостойный путь управления страной.
То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба… Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, – он заблуждается.
Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?
Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.
Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.
Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью – он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.
Смотрите также:
Высказывания мыслителя Конфуция, основателя этико-политического учения
Цитаты Сюнь Цзы
Сюнь Цзы (4-3 вв. до н.э.)
— китайский философ, последователь Конфуция ( его цитаты ). В своём трактате, Сюнь Цзы дополнил учение Конфуция идеей о том, что злую природу человека способен исправить мудрый просвещённый правитель.
В ойна — это путь обмана.
Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.
В учении нельзя останавливаться.
Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба.
Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.
С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания.
Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга, есть основа поддержания жизни.
Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.
Заниматься делом — это то, что ненавидят люди; заслуги и власть — это то, что они любят.
Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.
Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нём, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо.
Музыка — источник радости мудрых людей. Она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует своё поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит — мой враг.
Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, — сам окажешься в оковах.
Новорождённые везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.
Тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдаётся целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.
Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность Неба* (*т.е. Высших Сил)… Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждёт, что Небо сделает всё за него, — он заблуждается.
Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжёлого физического труда, но успокаивают его разум.
Физический труд — это то, что служит добродетели.
Содержание страницы: афоризмы (цитаты) Сюнь Цзы — китайского мыслителя.
_______________________________ Уважаемые посетители, окажите сайту материальную поддержку.
Помогите сайту выжить!
_____________________________
В учении нельзя останавливаться
Так говорил китайский мыслитель Сюнь-цзы еще много веков назад, но смысл его высказывания актуален и сейчас, в условиях стремительно развивающихся технологий. Непрерывность образовательного процесса и постоянное повышение квалификации являются одними из ведущих принципов работы Политехнического университета. С этой целью в вузе создана Высшая инженерная школа (ранее – Факультет переподготовки специалистов) – многопрофильный учебный центр, на базе которого успешно реализуется концепция непрерывного образования.
Спектр оказываемых образовательных услуг очень широк: от авторских курсов и профессиональной переподготовки до Академии информатики для школьников. Сотрудники учебного центра творчески подходят к своей работе, поэтому организуют учебные мероприятия в нетривиальных форматах.
Например, в ноябре в очередной раз Академия информатики для школьников провела осенний КРОСС: не спортивное событие, а Командно-Ролевые Открытые Соревнования Слушателей. В КРОССе соревновались различные категории участников: «Симпсонами» были семейные команды без ограничения по возрасту, «Смешариками» – школьники 6-8 классов, «Хогвартс» представляли ученики 9-11 классов, а в категории «Авалон» принять участие мог любой желающий.
Более 140 детей и их родителей, объединившись в 35 команд, полтора часа искали ответы на вопросы теста в различных источниках: в своих собственных знаниях, в Интернете, в коридорах и вестибюлях Высшей инженерной школы и даже в парке Политехнического университета. Дополнительная интрига заключалась в том, что количество вопросов и их содержание было таковым, что ответить на все задания за отведенное время невозможно. Команды сами выбирали те вопросы, которые были наиболее оптимальны по соотношению «начисленный балл/затраченное время». Призёрами соревнований стали 3 лучших команды в каждой категории. Благодаря Академии информатики для школьников, которой в сентябре этого года исполнилось 11 лет, взрослые и дети весело и с пользой провели выходной воскресный день.
Некоторые из более чем 500 выпускников Академии, обучающихся на данный момент в Политехе, приняли участие в другом мероприятии, которое проходило на базе Высшей инженерной школы 14 ноября, – NGneerS Battle 2015. Его организатором выступило профбюро Института металлургии, машиностроения и транспорта.
На открытии главный организатор Ай-Мерген ЯСОВ отметил: «NGneerS Battle проводится уже в четвертый раз. В этот раз регистрация дошла до максимума всего лишь за четыре дня, и это показатель того, что с каждым разом мы растем и делаем все только лучше!»
В NGneerS Battle приняли участие 25 команд по 4 человека в каждой. Из них 20 команд выполняли классическое задание и боролись за первые три места, остальные 5 команд, представители которых уже занимали призовые места на прошлых соревнованиях, состязались за первое место в усложненном задании.
Перед участниками инженерного батла была поставлена задача: в кратчайшие сроки построить механизм при помощи подручных материалов и конструктора в виде деревянных шестерней, колес и балок. На закрытии соревнования были продемонстрированы лучшие инженерные решения, а те, кто конструировали данные механизмы, были награждены призами и почетными медалями.
На базе Высшей инженерной школы проводится и множество других интересных мероприятий, так что – учиться, учиться и еще раз учиться!