в условиях пандемии коронавирусной инфекции дистанционное обучение

Минобрнауки разрешило вузам пускать на занятия по QR-кодам

в условиях пандемии коронавирусной инфекции дистанционное обучение

Министерство образования и науки будет не против, если университеты решат вводить QR-коды для посещения занятий. Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства, там объяснили, что в рамках федерального закона вузы автономны в принятии решений по организации образовательного процесса и могут самостоятельно вводить меры, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции в стенах своих учреждений.

При этом в Минобрнауки напомнили, что в соответствии с приказом от 2 ноября вузам разрешено продолжить обучение как в удаленном формате с применением дистанционных технологий, так и в виде очных занятий.

3 ноября члены Совета ректоров московских и подмосковных вузов решили в экспериментальном формате ввести QR-коды для организации очного обучения студентов. Председатель совета и президент МФТИ Николай Кудрявцев сообщил, что на заседании договорились не вводить жестких ограничительных мер, но поставили цель «разрядить» те аудитории, где будут заниматься непривитые студенты, для того чтобы снизить вероятность заражения коронавирусом.

в условиях пандемии коронавирусной инфекции дистанционное обучение

«Договорились, что мы в течение семи-десяти дней соберемся, чтобы сделать анализ этой ситуации, посмотреть, как это все идет, возможно, сделать какие-то коррективы», — отметил Кудрявцев.

Первым о введении QR-кодов для посещения студентами очных занятий сообщил Московский городской педагогический университет, требование вступает в силу с 15 ноября. Вместо кода можно будет предъявить справку о перенесенном заболевании или негативный ПЦР-тест. Для тех, кто не прошел вакцинацию, занятия будут проводиться дистанционно.

В МГПУ отметили, что для студентов младше 18 лет в стенах университета будет организовано бесплатное экспресс-тестирование.

Крупнейшие вузы Москвы закрывались на каникулы в период нерабочих дней с 28 октября по 7 ноября. После завершения этого периода в НИУ ВШЭ приняли решение до конца года организовать дистанционное обучение. В МГУ решили вернуться к очной модели, но с частичной дистанционкой.

Источник

Ректор СПбГЭТУ ЛЭТИ Виктор Шелудько: «В условиях пандемии онлайн-образование позволяет обеспечить устойчивость образовательной системы»

Пандемия коронавируса внесла коррективы во все сферы жизни, в том числе в образование. Педагогам, школьникам и студентам пришлось осваивать технологии удаленной учебы и работы. О том, как изменился подход к преподаванию, «Интерфаксу» рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Шелудько.

— Виктор Николаевич, 2020 год стал непростым, в том числе и для образовательной сферы. Как ЛЭТИ удалось адаптировать образовательный процесс к изменившимся условиям?

— Уходящий год принес сюрпризы и испытания всему миру. Из-за пандемии коронавирусной инфекции всем нам пришлось изменить привычные подходы к работе, учебе и повседневной жизни, к взаимоотношениям с коллегами, друзьями и близкими. В изменившихся условиях нашей главной заботой стало сохранение здоровья студентов, преподавателей и сотрудников университета. Начиная с марта, в вузе реализуется безопасная модель организации учебных занятий и иных видов деятельности на основе «Стандарта безопасной деятельности» с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических требований. Мы перестроили учебный процесс и научную деятельность, ограничили очное общение между студентами и преподавателями. В самые короткие сроки нам удалось нарастить применение цифровых технологий, отработать новые методики онлайн-обучения и при этом сохранить высокое качество образования.

Сегодня учебный процесс в дистанционном формате четко отлажен согласно расписанию. Надо признать: качественная работа на «удаленке» значительно увеличивает нагрузку преподавателей, но я убежден, что все решения по переходу на смешанный, а затем и полностью дистанционный режим реализации образовательного процесса, которые принимались согласованно с учредителем – Минобрнауки России и руководством города – были своевременными и обоснованными, позволили университетам предупредить негативное развитие ситуации с заболеваемостью коронавирусом среди обучающихся и сотрудников, несмотря на усложнение эпидемиологической ситуации в городе.

Сегодня можно утверждать, что в условиях пандемии онлайн-образование позволяет обеспечить устойчивость образовательной системы. Онлайн-технологии в образовании для нас не новинка, мы давно этим занимаемся. В ЛЭТИ развернута собственная платформа онлайн-обучения LETIteach, на которой размещено более 100 дисциплин, используются другие инструменты – национальная и международные онлайн-платформы, кооперация с СПбГУ и другими университетами. За последние три года университет добился значительного прогресса в области онлайн-образования – число слушателей наших курсов на международных и российских платформах открытого образования в этом году превысило 100 тысяч человек.

Весомым подтверждением успешности нашего университета на пути к цифровой трансформации стала очередная победа ЛЭТИ в престижном конкурсе EdCrunch Award 2020 – два онлайн-курса, разработанных преподавателями университета, признаны лучшими в номинациях «Лучший курс по версии потребителей» и «Лучший курс в области инженерного образования». Моим коллегам пришлось работать в условиях сжатых сроков и непростых ограничений, связанных с пандемией, но они с честью справились с поставленной задачей и поддержали высокий авторитет ЛЭТИ в области российского онлайн-образования.

Хочу отметить, что оба курса были разработаны для первой в России 100% онлайн-магистратуры в области робототехники, которую ЛЭТИ с сентября 2020 года реализует в сетевом формате совместно Пермским политехом и Казанским авиационным институтом. Как это ни парадоксально, в условиях социального дистанцирования и самоизоляции, которые вынужденно стали для всего мира главными требованиями к коммуникации в 2020 году, нам удалось, благодаря использованию дистанционных технологий, значительно укрепить наше взаимодействие с партнерами в сфере образования, повысить продуктивность научного общения, привлечь зарубежных экспертов к обсуждению программы стратегического развития, выстроить результативную кооперацию со стратегическими партнерами.

— Какие события года в сфере кооперации с партнерами вы считаете самыми значимыми и почему? Как меняются взаимоотношения вуза с партнерами в новых условиях?

— Я бы выделил два ключевых. Во-первых, ЛЭТИ в составе консорциума вузов и научных организаций выиграл конкурс на создание научного центра мирового уровня по направлению «Персонализированная медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения». В создании НЦМУ Павловский центр «Интегративная физиология – медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости», помимо ЛЭТИ, приняли участие Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН и Институт медико-биологических проблем РАН. Уверен, что интердисциплинарная кооперация в рамках НЦМУ ведущих отечественных и зарубежных ученых, консолидация кадрового потенциала, ресурсной базы, которыми обладают участники консорциума, даст мощный синергетический эффект и позволит получить действительно прорывные результаты. И наш университет, обладающий компетенциями и опытом в области разработки систем для анализа больших данных, приложений на основе искусственного интеллекта, биомедицинских систем, имеющий признанные достижения в области фундаментальной математики, создания систем неинвазивного мониторинга и анализа показателей жизнедеятельности человека, безусловно, внесет значимый вклад в достижение общих целей.

Во-вторых, в этом году ЛЭТИ совместно с комитетом по науке и высшей школе выступил организатором работы по подготовке Концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. В работе над проектом концепции приняли участие несколько сотен человек, представляющих практически все ведущие университеты, научные организации города, комитеты правительства Санкт-Петербурга. Для подготовки концепции были сформированы рабочие группы по 10 ключевым направлениям. Наш вуз, в том числе, отвечал за направление «Цифровые технологии и искусственный интеллект». Редакционная группа была сформирована в ЛЭТИ. В разработке было задействовано большое количество сотрудников и преподавателей университета – команда ЛЭТИ успешно справилась с поставленной задачей.

В ходе подготовки концепции было проведено несколько конференций, к обсуждению привлеклись ведущие российские эксперты, в числе которых академики РАН Леонид Вайсберг, Владимир Окрепилов, Евгений Шляхто и другие. Подготовленный проект концепции был представлен Общественному совету при КНВШ, президиуму Санкт-Петербургского союза промышленников и предпринимателей и одобрен на заседании Научно-технического совета при губернаторе города.

Крайне важно, что положенный в основу концепции ключевой принцип целостности и единства, который в будущем должен обеспечить интеграцию всех субъектов научно-технологического развития для эффективного решения задач в сфере разработки и внедрения прорывных технологий, развития инновационного потенциала городской промышленности, был успешно реализован уже на этапе подготовки документа. Сегодня для всех нас актуальной является задача консолидации усилий и ресурсов для достижения амбициозных целей в рамках Концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга, федеральных программ и национальных проектов.

Взаимодействие вуза с предприятиями, организациями – особо важная тема для нашего университета. Эффективной формой такого взаимодействия мы считаем НОЦы – консорциумы из высокотехнологичных промышленных предприятий, академических институтов и вузов, которые позволяют концентрировать усилия всех участников, чтобы добиться серьезных технологических прорывов. В 2020 году ЛЭТИ стал соорганизатором НОЦ «Инженерия будущего» – вуз будет сотрудничать с его участниками в сфере развития медицинских технологий и искусственного интеллекта. Подготовлена программа развития НОЦ «Искусственный интеллект в промышленности», в котором основным индустриальным партнером выступает ПАО «Газпромнефть».

— Вернемся к нашим реалиям. Как прошла приемная кампания в этом году?

— Для приемной комиссии и Центра «Абитуриент» прошедший год оказался непростым. Сложившаяся ситуация заставила существенно перестроить методы работы с абитуриентами и организацию внутренних процессов. Были отменены многие профориентационные мероприятия как за рубежом, так и на территории России. Проведение традиционных мероприятий на территории вуза также пришлось перевести в дистанционную форму – были «переформатированы» конференция для школьников «Наука и настоящего и будущего» и летняя ознакомительная практика. Усилиями студентов ЛЭТИ были организованы дистанционные онлайн-курсы по математике, физике и информатике для школьников из Ленинградской области. Эти курсы вызвали большой интерес среди слушателей и были отмечены правительством Ленинградской области. Многие новые форматы, опробованные в условиях пандемии, оказались эффективными и будут применяться в дальнейшем.

Сама приемная кампания была усложнена не только невозможностью организации очной работы с абитуриентами, но и существенными изменениями в законодательстве. Была полностью реорганизована работа приемной комиссии в условиях дистанционного набора, существенно переработаны связанные с приемом информационные системы. Молодая команда программистов отработала в полную силу и обеспечила необходимые условия для проведения приемной кампании согласно всем требованиям. В частности, университет впервые проводил экзамены в онлайн-формате с использованием системы прокторинга Экзамус. В результате для сдачи вступительных испытаний абитуриентам не нужно было приезжать в Санкт-Петербург. Они сдавали экзамены в комфортной и безопасной обстановке, но с соблюдением всех мер, необходимых для обеспечения чистоты и прозрачности процесса, создания честной конкуренции. Этим инструментом воспользовались и иностранные граждане. Традиционно большое представительство государств ближнего зарубежья – Казахстана, Белоруссии, Киргизии и других – было обеспечено за счет кропотливой индивидуальной работы с абитуриентами. Нам приятно отметить, что уже не первый год ЛЭТИ возглавляет своеобразный топ российских вузов по количеству студентов-белорусов.

Конечно, организация работы по этому направлению сегодня связана с рядом проблем: закрытые границы не позволяют студентам свободно приехать для обучения, на них накладываются специфические ограничения с целью обеспечения эпидемиологической безопасности в общежитиях. В связи с закрытием границ в обратном направлении мы временно не можем проводить профориентационную работу за рубежом, в связи с чем ищем новые формы взаимодействия с абитуриентами, в том числе с привлечением наших друзей, партнеров и выпускников в разных странах.

— Какие направления сейчас наиболее популярны у абитуриентов? Отличаются ли предпочтения у коренных петербуржцев и поступающих из других регионов? Какие специальности из числа новейших или появившихся недавно можно получить у вас?

— Наиболее востребованными у абитуриентов традиционно остаются направления, «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная математика», «Реклама и связи с общественностью». При этом высокий конкурс остается и для желающих поступить на платной основе: проходные баллы ЕГЭ на направления гуманитарного факультета составили 277 и 288, на направление «Прикладная математика» – 262. По итогам мониторинга качества приема в вузы, проведенного Высшей школой экономики, направление подготовки бакалавров «Управление качеством» в ЛЭТИ стало лидером среди вузов России по среднему баллу зачисленных на бюджетные места в 2020 году.

К нам поступило много абитуриентов из числа победителей олимпиад, увеличилось в полтора раза количество поступивших из Санкт-Петербурга – 567 человек, практически удвоился объем целевого набора в интересах предприятий-партнеров нашего университета. С другой стороны, существенный отток контингента в регионы привел к тому, что проходные баллы немного снизились по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, средний балл поступивших остался достаточно высоким – 82,75. В этом году университет вошел в число лидеров по качеству платного приема, заняв второе место среди вузов России по приросту среднего балла контрактных студентов.

— В этом году ЛЭТИ впервые вошел в публикуемую часть всемирного рейтинга вузов QS World University Rankings 2021, где была отмечена высокая доля иностранных студентов. Сколько в вузе иностранных студентов (на очной и заочной форме), из каких стран? Какие направления они выбирают, и повлиял ли на эти показатели коронавирус?

— Иностранных студентов более 20% от общего числа обучающихся, представлены более 80 стран. Популярные направления – IT, автоматика и управление, инженерные профессии, в том числе инженерия для медицины. Достаточно большой спрос на подготовку в аспирантуре. К сожалению, в этом году из-за закрытых границ с большинством стран у студентов есть трудности с включением в образовательный процесс.

Напомню, что ЛЭТИ одним из первых вузов в нашей стране начал подготовку кадров для иностранных государств. Первые иностранные студенты появились у нас в середине ХХ века, обучение велось на русском языке. С тех пор в вузе постоянно работает подготовительное отделение, на котором студенты изучают русский язык, в том числе через профильные предметы (физика, математика), а по окончании курса сдают экзамен. Один из залогов успеха в освоении русского языка – полное погружение в общение на русском, в том числе смешанное проживание в общежитиях среди русскоговорящих студентов. У нас вполне приемлемые условия в общежитиях, дружный интернациональный коллектив, поэтому в основном языковые барьеры за год снимаются.

Во время участия в Проекте 5-100 мы начали развивать обучение на английском языке. Сейчас в магистратуре девять англоязычных программ, включая такие уникальные, как «Наука в сохранении культурно-исторического наследия» и «Системы и технологии цифровой медицины (в области биомедицинской инженерии)».

Большой интерес у иностранных студентов вызывают наши сезонные школы – краткосрочные программы русского языка и культуры и профессиональной подготовки. В основе программ профессиональных школ лежат уникальные компетенции, которыми обладают ученые вуза, и научные достижения, признанные в мире, что обеспечивает высокий уровень и привлекательность программ. Эти школы междисциплинарные и международные – как по составу участников, так и по преподавательскому составу. Например, даже в условиях пандемии летом с успехом прошла онлайн-школа в области вычислительных технологий в мире животных, организованная на базе ЛЭТИ совместно с израильским Университетом Хайфы и Университетом Салфорда из Великобритании. Она привлекла участников из 19 стран Европы, Азии и СНГ, США и Австралии. В разработке программы принимали участие преподаватели из Университета штата Северная Каролина (США), Бристольского университета (Великобритания), Болонского университета (Италия), Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль). Участниками школы стали не только студенты из ведущих мировых университетов, входящих в топ-100, но и профессиональные исследователи.

— В следующем году университету исполнится 135 лет. Как будете отмечать?

— Как принято в ЛЭТИ – новыми планами и достижениями. В университете утверждена Стратегия развития до 2030 года, которая опирается на программные документы, принятые в нашей стране, в первую очередь это Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, национальные проекты, федеральные программы. Стратегия также является продолжением и развитием программы повышения конкурентоспособности университета, которую вуз заявил и реализовывал в рамках Проекта 5-100.

Участие в Проекте 5-100 позволило нам осознать необходимость трансформации университета, и мы эту трансформацию уже начали. Это затрагивает все аспекты жизни вуза – от образовательных программ и набора абитуриентов до изменения финансовых моделей и модернизации системы управления университетом. Представленность в рейтингах является всего лишь одним из индикаторов деятельности вуза. Удержаться, а тем более продвигаться в мировых рейтингах невозможно без четкой программы достижения своих целей, без очень напряженной работы.

Конечно, развитие вуза требует инвестиций, и отрадно, что и Минобрнауки, и правительство РФ большое внимание уделяют поддержке ведущих университетов. Программа стратегического академического лидерства как раз и нацелена на поддержку программ развития университетов. На протяжении последних месяцев мы внимательно изучаем всю имеющуюся информацию, готовим свою заявку и будем бороться за право называться ведущим национальным университетом.

Источник

Дистанционное обучение в экстремальных условиях

Экстренный перенос обучения в дистанционный формат в условиях пандемии имеет существенные отличия от правильно спланированного онлайн-обучения на основе массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Образовательные организации, вынужденные работать со студентами дистанционно в целях снижения рисков распространения коронавируса, должны осознавать эту разницу при оценке эффективности так называемого «онлайн-обучения» с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство университетов и колледжей по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение.

В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных аналогов, были перенесены в онлайн-среду.

Преподаватели вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

По данным Минобрнауки около 80% российских университетов перешли полностью на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов – все 100% (по материалам Брифинга министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 25.03.2020).

Такой резкий переход на «дистант» – мера вынужденная и экстренная, не все университеты были готовы к этой кардинальной перестройке учебного процесса исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе.

Как показало исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2019 году, сами преподаватели вузов с ученой степенью невысоко (3,2 балла из 5) оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями, а каждый 4-й из них ни разу за последние 3 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видео-конференциях или проведения аналогичных мероприятий.

Что касается технического персонала, который мог бы оказать поддержку преподавателям в этот непростой период, штатная численность таких сотрудников в вузах невелика и, скорее всего, ресурсов хватит только на разработку стандартных решений и сопровождение небольшой части заинтересованных преподавателей.

Остальным приходится довольствоваться имеющимися в вузе технологическими решениями в виде LMS-платформ или доставкой контента по электронной почте обучающимся.

Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не может не сказаться на отношении к онлайн-обучению и другим дистанционным образовательным технологиям.

При этом сам термин «онлайн-обучение» употребляется всякий раз, когда речь идет об отсутствии очного контакта с преподавателем, что приводит к подмене понятий и неправильным выводам.

В сложившейся ситуации было бы не обоснованным использование термина онлайн-обучение даже в отношении использования массовых открытых онлайн-курсов, поскольку экстренный перевод студентов на них в середине семестра без предварительных организационных мероприятий и должного сопровождения со стороны авторов онлайн-курсов не позволяет обучающимся в полной мере ощутить преимущества этой технологии.

В связи с этим очень важно сейчас разобраться с понятиями и определить отличия между онлайн-обучением и образовательными технологиями, применяемыми в условиях экстренного перехода вузов и колледжей на дистанционное обучение.

На протяжении более десяти лет с момента появления первого массового открытого онлайн-курса (МООК), разработанного Дейвидом Кормьером, преподавателем Университета Острова Принца Эдварда (Канада), ученые разных стран проводили исследования, связанные с применением данной технологии в образовании, уделяя особое внимание новому термину «онлайн-обучение».

Понимание отличий онлайн-обучения от других существующих образовательных технологий, таких как дистанционное обучение, смешанное обучение, мобильное обучение и др., позволяет проводить сравнительный анализ эффективности обучения в разных форматах и судить о преимуществах и недостатках той или иной технологии.

К сожалению, научные дискуссии зачастую оказываются закрытыми и результаты исследований не выходят за пределы научных кругов. Однако с уверенностью можно констатировать, что проведенные экспериментальные исследования, в том числе и в России, доказали, что эффективность онлайн-обучения оказывается не ниже, а в некоторых случаях даже превосходит традиционное очное обучение по образовательным результатам.

Итак, что же представляет собой эта образовательная технология? Чем определяется эффективность онлайн-обучения? И почему данную технологию следует отличать от дистанционного обучения в экстремальных условиях?

Онлайн-обучение как образовательная технология

Многочисленные исследования в области образовательных технологий сходятся в том, что в основе онлайн-обучения лежит тщательно спроектированный и спланированный учебный процесс в ЭИОС, поддерживаемый методически обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, которые обеспечивают достижение результатов обучения в формате исключительно электронного обучения. Ключевым в этом определении является педагогический дизайн, как инструмент проектирования онлайн-курса, что отсутствует в большинстве случаев при резком переходе на «дистант». Наиболее полно варианты педагогического дизайна при проектировании онлайн-курса отражены в [Barbara Means, Marianne Bakia and Robert Murphy, Learning Online: What Research Tells Us about Whether, When and How (New York: Routledge, 2014)]. Авторами предложены девять основных параметров (характеристик), которые необходимо учитывать при проектировании курса, с альтернативными вариантами реализации онлайн-обучения:

Все эти параметры сильно влияют на дизайн онлайн-курса: на формы представления контента, на выбор контрольно-измерительных инструментов, на использование тех или иных сервисов коммуникации и проведения процедуры итоговой аттестации по курсу.

Такой подход подразумевает, что онлайн-обучение – это прежде всего когнитивный и социальный процесс, а не просто процесс передачи информации посредством Интернет.

Так же, как и очное обучение онлайн-обучение требует социальной поддержки обучающихся. В очном обучении эту роль выполняют материальные ресурсы вуза и преподаватели, задействованные в учебном процессе.

Онлайн-обучение невозможно без IT-инфраструктуры, которая требует значительных инвестиций, включая платформу онлайн-обучения свою или внешнюю, с которой заключен договор, а также качественные онлайн-курсы, обеспечивающие эффективное обучение и поддержку обучающихся в онлайн-среде.

В нынешней ситуации, когда переход на онлайн-обучение осуществляется в кратчайшие сроки, все эти условия должны быть созданы заранее, а преподаватели должны иметь опыт использования инструментов онлайн-обучения и сервисов поддержки обучающихся.

Практика показывает, что на разработку онлайн-курса уходит в среднем 6-9 месяцев, а навыки работы преподавателя на онлайн-платформе формируются в течение первых двух запусков курса.

Таким образом, следует различать то, что мы вкладываем в понятие «онлайн-обучение» и то, что мы пытаемся реализовать сейчас в сжатые сроки с минимальными вложениями и ресурсами. Последнее будем называть дистанционным обучением в экстремальных условиях.

Дистанционное обучение в экстремальных условиях

В сложившейся ситуации, связанной с высоким риском заражения коронавирусом, единственно возможным и адекватным ответом вузов и колледжей на внешний вызов был временный полный переход на дистанционное обучение. И в этих условиях все возможные ресурсы университетов, университетов-партнеров, внешних поставщиков контента и сервисов были использованы для реализации учебного процесса посредством Интернет.

Важными требованиями к системе стали ее надежность, пропускная способность Интернет-каналов, простота создания и размещения контента, доступность сервисов и платформ для преподавателей и обучающихся.

Следуя методическим рекомендация Министерства науки и высшего образования РФ, вузы разработали приемлемые для их уровня развития IT-инфраструктуры с учетом доступных внешних ресурсов сценарии реализации дистанционного обучения и требования к форматам учебного процесса. Именно поэтому у каждого вуза возник свой набор инструментов и сценариев для организации обучения в онлайн-среде.

Наибольшую популярность среди вузов имели LMS-платформы для размещения контента и проверки знаний студентов, вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, социальные сети и мессенджеры для коммуникации обучающихся и преподавателей, и рассылки по электронной почте для доставки контента.

Многие вузы смогли воспользоваться бесплатными онлайн-курсами от ведущих российских и зарубежных университетов, размещенных на национальной (НПОО) и международных (Coursera, edX и др) платформах.

Однако даже эти предоставленные возможности не смогли обеспечить полноценное освоение студентами онлайн-курсов в связи с тем, что бесплатный доступ к контенту курсов не предполагал поддержки обучающихся со стороны вузов держателей онлайн-курсов, а преподаватели со стороны университетов- потребителей не были погружены в контент курса, не были знакомы с методикой онлайн-обучения и изучали курсы одновременно со своими студентами.

При этом мотивированные студенты достаточно хорошо справились с поставленной задачей, но, к сожалению, таких не очень много.

Преподавателям же не хватило навыков работы в цифровой среде, времени на освоение новых инструментов и перестройку образовательного процесса и поддержки со стороны технических служб университета, которые играют важную роль при внедрении новых технологий.

Обучение преподавателей в столь сжатые сроки не представлялось возможным и свелось к инструктивным внутренним совещаниям, коротким вебинарам от экспертного сообщества, рекомендациям и инструкциям по работе с различными сервисами и платформами, размещенным на сайтах организаций.

Вопросы педагогического дизайна и проработки проектов курсов даже не ставились в повестке перехода на дистанционное обучение. И это следствие форс-мажорных обстоятельств, которые заставили вузы мобилизовать все имеющиеся ресурсы и совершить рывок в массовом экстренном внедрении дистанционных образовательных технологий, но не в планомерном использовании инструментов онлайн-обучения, требующем гораздо более длительного времени.

Электронный контент, созданный для решения сиюминутных проблем, следует отличать от полноценных онлайн-курсов, предполагающих создание гибкой интерактивной студентоцентрированной онлайн-среды для контролируемого освоения знаний и навыков обучающимися. И, как следствие, нет оснований судить об эффективности онлайн-обучения по тем результатам, которые будут получены в этом «глобальном» эксперименте экстренного перехода на дистанционное обучение.

Подходы к оценке эффективности дистанционного обучения в экстремальных условиях

При оценке эффективности новой образовательной технологии или модели обучения велик соблазн сравнить результаты обучения, полученные обучающимися при применении данной технологии, с результатами обучения в традиционной модели очного обучения. Однако такой сравнительный анализ, как правило, не дает обоснованных статистически значимых выводов ввиду того, что требует:

Кроме того, данный анализ определяет эффективность как успеваемость студентов и не учитывает другие факторы успеха.

Успех при этом – категория не абсолютная, и может быть измерен исходя из интересов разных участников процесса обучения.

Для преподавателей – это действительно результаты обучения студентов, а для студентов, кроме успеваемости, большую роль играет мотивация и вовлеченность в процесс обучения, которые напрямую влияют на достижения студентов.

Для администрации вуза на первый план выходят такие показатели, как процент студентов, завершивших курс, сокращение нагрузки преподавателей и повышение производительности их труда, охват рынка и объем привлеченных внебюджетных средств.

Для учредителя – Министерства науки и высшего образования акцент смещается в сторону качества образования, обеспеченности человеческими ресурсами и надежности IT – инфраструктуры, глобальной конкурентоспособности Российского образования и выполнение показателей национальных и федеральных проектов.

Оценка эффективности онлайн-обучения или использования дистанционных образовательных технологий может осуществляться через призму этих целевых показателей, но такая оценка уместна в условиях планомерного перехода на новые модели образовательного процесса.

В экстремальных условиях резкого переформатирования учебного процесса при ограниченности внутренних и внешних ресурсов на передний план выходят совсем другие критерии оценки. Их можно разбить на 4 области: оценка контекста (предпосылок) изменений, оценка целесообразности и экономической эффективности изменений, оценка процессов осуществления изменений и результатов (продуктов), прямых и побочных.

В связи с этим для оценки происходящего в настоящее время вынужденного перехода на дистанционное обучение вузам придется ответить на следующие вопросы:

Такая оценка в большей степени ориентирована на анализ предпосылок, потребностей, процессов, чем на оценку результатов. А эффективность в этом случае определяется как соотношение результатов и затраченных ресурсов с учетом срочности поставленных задач.

В конечном итоге, гораздо важнее извлечь выводы из этого «глобального эксперимента» и организовать планомерную работу над ошибками, чтобы избежать этих ошибок в будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *