в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Крещение Киева и киевлян

Крещение киевлян – важнейшее событие в истории Киевской Руси, положившее конец ранее процветавшим среди славян языческим культам. Благодаря принятию христианства русский народ смог приобщиться к православной вере, получить надежду на спасение души и познать истинного Бога. Крещение Киева вспоминают ежегодно с наступлением 28 июля.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Кто крестил Киев и киевлян

Принятие христианства Киевской Русью неразрывно связано с именем Владимира Святославича, сына киевского князя Святослава Игоревича. Этот выдающийся правитель жил в X–XI столетиях.

Владимир вошел в историю как талантливый и грамотный политик, неординарная личность. На его счету значится множество военных побед. Благодаря своему мудрому и справедливому правлению этот князь был особенно любим русским народом и получил прозвище Красно Солнышко.

Владимир Святославович изначально являлся язычником, однако в зрелом возрасте стал крестителем Киева, а вместе с ним и всех прилегающих земель. За эту выдающуюся заслугу перед христианской верой, а также за неуклонное соблюдение Божиих заповедей он был признан святым и канонизирован Православной церковью.

Какие события предшествовали крещению Киева

Князь Владимир принял решение заменить старую религию Киевской Руси новой, поскольку:

Правитель Киевской Руси решил сделать выбор между несколькими мировыми религиями – православием, католицизмом, мусульманством, иудаизмом. Чтобы лучше разобраться в преимуществах каждой из этих конфессий, Владимир Святославович пригласил к себе их представителей. Пообщавшись с католиками, иудеями и мусульманами, он не увидел в их учениях того, что нужно было Киеву на тот момент. Интерес князя сумел вызвать христианский философ, который провел с правителем Руси глубокомысленную беседу, а также показал ему впечатляющие картины будущего суда над человеческими душами.

Окончательный выбор Владимира Красного Солнышка был связан с посещением русскими послами Константинополя, которые получили незабываемые впечатления от красоты и величия проводимых богослужений. Также князь остановился на православном христианстве, поскольку его родная бабушка Ольга в свое время приняла крещение.

Принятие христианства киевлянами

Прежде чем приобщить свой народ к православию и навсегда распрощаться со старой верой, князь Владимир Святославич сам покрестился в Херонесе. После этого обряда он получил имя Василия и женился на сестре константинопольского императора Анне Византийской, которая была воспитана в христианской вере.

Сохранилось предание о том, что незадолго до крещения князя произошло необъяснимое событие: он внезапно полностью потерял зрение. Способность видеть вернулась к правителю сразу после священного ритуала, а сам он глубоко уверовал в истинного Бога.

По возвращении в Киев Владимир стал вести христианский образ жизни: отказался от многочисленных наложниц, погрузился в чтение молитв, занялся строительством православных храмов и монастырей. Вместе с князем новую веру приняли его наследники и бояре, после чего по всей территории Руси стали уничтожать языческих идолов, предавать древние статуи огню.

Существует общепринятое утверждение о том, что крещение киевлян происходило летом 988 года. По другой версии, это событие могло состояться немного позже. Некоторые историки называют такие даты, как 990 г. или 991 г. В священном действии приняли участие все без исключения жители Киева, включая детей младенческого возраста и пожилых людей.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Кем и как проводился обряд

Для принятия христианской веры всем киевлянам было велено явиться на берег Днепра. Тысячи людей, одетых в белые рубахи, одновременно вошли в речную воду, после чего состоялось массовое крещение. Маленьких детей несли на руках их родители. Немощных стариков и больных поддерживали более молодые жители города.

Местом крещения огромного количества людей стал приток Днепра под названием Почайна, практически исчезнувший в нынешнем столетии. Этот участок реки был освящен греческими священниками, прибывшими ради такого важного события из Константинополя. Историческое действие проходило в водах реки при участии киевского митрополита Михаила, сопровождалось громким чтением специальных молитвенных текстов, окроплением мирян елеем. Киевлян крестили, благословляя при этом на начало новой жизни в христианской вере.

После крещения Киева обряд был организован и для жителей других русских городов. Многие люди, желавшие последовать примеру великого князя Владимира, принимали новую веру охотно. В некоторых случаях язычники оказывали яростное сопротивление и не желали расставаться со своими идолами. Сохранились сведения о незначительных восстаниях приверженцев идолопоклонства, которые были подавлены под руководством воеводы Добрыни Никитича.

Постепенно христианству удалось стать главной государственной религией Киевской Руси, однако язычество ушло с русских земель не сразу. Со временем некоторые языческие даты объединили с православными церковными праздниками, например день Купала приурочили ко дню памяти святого Иоанна Крестителя, после чего он получил название Ивана Купалы.

Какое значение имело крещение Киева и Руси

Благодаря переходу в христианство Киевская Русь получила многочисленные преимущества. После исторического принятия православия:

Став христианским государством, Киевская Русь значительно повысила свой престиж на международной арене и стала проводить выгодную для себя политику. После перехода в новую веру русские правители получили возможность совершать династические браки, отдавать своих дочерей за иноземных королей, укрепляя таким образом отношения с другими странами и делая их своими надежными союзниками.

Источник

Река, которая может поворачивать течение вспять: тайны Почайны

История Почайны

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Школьные учебники твердят, что в Днепре князь Владимир Святославович в 988 году провел первый обряд крещения жителей Киева. Все знают, что именно этот момент стал отправной точкой православия на территории Киевской Руси, но мало кто интересуется деталями. Точным местом проведения таинства была именно Почайна или Смородина, как ее именуют в некоторых источниках. На праздник Богоявления после обращения в христианство в этих местах устраивали Великое освящение воды, перед которым ежегодно устраивали крестный ход. Об этом говорит абсолютное большинство древних летописей и даже учебники советского периода в то время, как современные историки упустили этот факт из виду.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Выбор места крещения был выгоден со всех точек зрения. Во-первых, река значила для древних киевлян намного больше, чем сам Днепр.

Как происходило Крещение?

В доправославном эпосе и сказках Почайна тоже успела оставить след. Она считалась аналогом древнегреческого Стикса, по которому мертвые переправлялись на тот свет. Именно в ней жил Змей Горыныч с тремя головами и двенадцатью хвостами, против которого выступили богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Здесь же перед Крещением низвергли идола Велеса – покровителя животных, торговцев и магов, второго после Перуна по важности в пантеоне богов. Еще одно доказательство, подтверждающее роль Почайны в принятии православия: в 1975 году археологи обнаружили здесь священный дуб Перуна и Велеса, служивший ритуальным местом для поклонения.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

После уничтожения капищ прежних богов князь Владимир призвал народ креститься и обратиться к Константинопольской церкви. Во время обряда всеми его участниками была вознесена молитва:

«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Необъяснимые способности священной реки

Удивительно, но по мере того, как слабла вера людей в идеалы принятой ими религии, река будто стала отдаляться от них. Сначала она «скрыла» свой исток: все историки разделились на две группы, спорящие о том, находится он в Иорданском или Кирилловском озере. Анализ летописей и исторических записей прошлых веков не дает какой-либо ясности: река будто «пропадала» из видимости людей на десятилетия. С течением времени даже появилась группа историков, уверенных в «независимости» Почайны от Днепра.

Активистка и исследовательница истории древней реки Аннабель Морина считает, что историкам все-таки удалось прийти к компромиссу:

«Основные водяные притоки Почайны шли с материка – с запада, а не с востока, где протекает Днепр. Это летописная речушка Водица, считавшаяся первым правым притоком Почайны. Это Мушинка, Коноплянка, Куриный Брод, Западинка, Сырец. Кстати, на карте 1695 года, подготовленной подполковником Ушаковым по заказу Петра I, видно, как Сырец впадает в озеро Долгое (Кирилловское), с которым была соединена Почайна. В районе урочища Крещатик, в окрестностях колонны Магдебурского права можно увидеть памятную табличку со словами о том, что здесь в 988 году в слиянии волн Днепра и Почайны крестилась Русь.»

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

А позже Почайна и вовсе словно предпочла исчезнуть с людских глаз. Еще в XIX веке она была большим водоемом, отделенным от Днепра длинной косой. Когда-то в ее верховьях находилась крупная древняя гавань, которую даже благоустраивали с помощью системы каналов. Последний такой был прорыт в 1712 году для облегчения доступа судам к берегу.

С начала XX века, когда у людей снизилась вера в высшие силы, Почайна стала сильно мелеть. Началось строительство Северного железнодорожного кольца, отрезавшего легендарную речку от гавани. В 70-х годах оставшиеся рукава реки стали засыпать, несмотря не протесты местных жителей. От реки осталось лишь озеро Опечень – и то, благодаря удачно расположенной дамбе. Почайна «ушла» под землю, став системой озер в подземных коллекторах, из которых вытекает небольшая речка в районе Московского проспекта. Люди окончательно обидели великую реку, дав ей статус «технических водоемов».

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Несколько лет назад застройщики из Киева стали упорно утверждать, что Почайны больше нет. Аннабель собрала активистов, чтобы препятствовать проведению дороги вдоль естественного русла реки. Волонтеры добились внесения Почайны в реестры и на карты, а также ее защиты от уничтожения. Аннабель комментирует свой поступок так:

«Мы не должны стать тем поколением, которое окончательно добьет эту летописную речку.»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Крещение киевлян

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

С супругой Анной, корсунскими и болгарскими священнослужителями князь Владимир вернулся в Киев. Вместе с ним на Русь были привезены церковная утварь, богослужебные книги, религиозные святыни, а также “два истукана и четыре коня медных” как полюбившиеся князю предметы искусства.

Насколько ревностно Владимир-язычник прежде воздвигал на киевских капищах деревянных идолов, настолько же рьяно он стал теперь свергать их. Многие горожане, сохранившие верность язычеству, плакали, наблюдая унижение почитаемых ими божеств. В последующие дни по всем улицам города прошли крестные ходы, охраняемые дружиной. Священники кропили святой водой дома и колодцы, изгоняя отовсюду “бесовскую силу”. По приказу князя в разных концах города начали ставить деревянные церкви и молельни, учреждая церковные приходы.

Первым делом Владимир принял решение крестить своих детей и дружину. Он объявил, что теперь является поборником единобрачия. Своим многочисленным женам и наложницам он предоставил возможность найти себе достойного супруга из числа “княжих мужей”. Затем он повелел всем жителям города — простым и знатным, бедным и богатым — прийти на берег Днепра креститься. Того, кто не явится, он грозил объявить своим врагом. Толпы народа спустились к реке и покорно вошли в днепровские воды. Появился Владимир с церковным причтом. Священники совершили обряд крещения, и все киевляне были названы христианами.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Крещение. В.И. Навозов. 1887 г.

Владимир усердно насаждал новую религию и обряды. На месте языческих святилищ он возводил церкви. Там, где прежде стоял Перун, в Киеве возвели храм Святого Василия, а на месте гибели первых киевских мучеников-христиан Феодора и Иоанна греческие мастера построили церковь Успения Богоматери.

Становление Русской Православной Церкви относится к 988 году, когда на Русь прибыл первый митрополит Михаил, назначенный византийским патриархом. Владимир приравнял его к боярам, дал ему во владение город Переяславль на Днепре, и тем самым, пресек возможные его поползновения на установление главенства церкви над княжеской властью. Собор епископов при митрополите ведал церковными делами на местах. По повелению Владимира повсеместно стали строить храмы, где священники проводили службы три раза в день.

Источник

Крещение Руси: как это было

История Крещения в картинках

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.

в водах какой реки протекающей на территории киева проходило крещение киевлян

Рисунки Екатерины Гавриловой

На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *