вахрина в и иконы ростова великого

Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого

В той же серии «Древнерусская живопись в музеях России» переиздан том по иконам Ростова:

Вахрина В. И.
Иконы Ростова Великого. — Изд. 2-е, испр. и доп.
М., Северный Паломник, 2006. — 448 с.: илл.
Формат 60х90/8. Тираж не указан.

(первое издание: М.. Северный Паломник, 2003, ISBN 5-94431-067-7, тираж 2000 экз.)

По сравнению с первым изданием изменения такие:
— отпечатано в итальянской типографии L.E.G.O. S.p.A. (Виценца) (сделан такой же мягкий корешок, как в томе по Музею Рублева);
— икон стало 125 вместо 120;
— 448 страниц против 416-ти;
— некоторые каталожные статьи дополнены новыми детальными снимками;
— отдельные детали кадрированы иначе, более узко или, наоборот, с более широким охватом;
— некоторые фотографии икон воспроизводятся крупнее (уменьшены белые поля вокруг фотографий).

Содержание
История коллекции икон в Ростовском музее [5]
Иконы XIII–XIX веков в собрании Ростовского музея [12]
History of the Rostov Museum Icon Collection [38]
Thirteenth to Nineteenth Century Icons in the Rostov Museum [39]
Каталог [49]
List of illustrations [420]
Храмы и монастыри, упоминающиеся в каталоге [422]
Список литературы [436]
Список сокращений [447]

Музей Ростова Великого — один из старейших в России.
Среди коллекций музея исключительный интерес представляет собрание икон XIII — XX веков, включающее более тысячи произведений. История формирования, хранения и изучения коллекции иконописи тесно связана с историей музея, который уже более ста лет размещается в помещениях бывшего Архиерейского дома.

Источник

Попов Г. В.

Москва, 2007 — 216 стр.

ISBN 978-5-94431-218-1
Мягкая обложка. Формат 250×280. Бумага мелованная. Отпечатано в Италии.

На протяжении многих лет творчество Андрея Рублева предстает символом отечественной живописи, олицетворяя художественные вершины не только Древней Руси, но России вообще. Почитание его гения воплотилось в общерусской канонизации прославленного иконописца в 1988 году.

Память о Рублеве и как о художнике, и как об иноке никогда не угасала. Даже в XVII–XIX столетиях, в период увлечения новоевропейской культурой, его имя сохраняло популярность в старообрядческой среде. На рубеже XIX–XX веков, отмеченном интересом к собственному художественному наследию, не было ни одного известного собирателя русских древностей, который не считал бы, что располагает подлинной иконой «Рублева письма». Рублевская библиография насчитывает более полутысячи книг, статей, альбомов.

В осознании «подвига иконописания» великого художника ведущая роль, бесспорно, принадлежит реставраторам и историкам искусства, начиная с И. Э. Грабаря, первого ученого биографа великого мастера. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 годов явился отправной точкой для всех позднейших исследований.

Успехи в изучении наследия Андрея Рублева безусловны. И все же сведения о нем незначительны и отрывочны, а легенды так убедительно заманчивы, что зачастую в пылу желаний воссоздать его стройную биографию забывается главное — зыбкость множества позднейших сообщений и единичность бесспорных, прижизненно зафиксированных фактов.

Напомним, что сохранилось всего лишь два летописных известия о деятельности Андрея Рублева, восходящих к Троицкой летописи, созданной незадолго до смерти художника. Первое из них относится к работе в московском Кремле, в Благовещенском соборе, под руководством Феофана Грека в 1405 году. Второе — к совместной работе в кафедральном Успенском соборе Владимира в 1408 году. Остальные сведения о Рублеве, касающиеся позднейшего периода жизни художника, почерпнуты из житийных источников и воспоминаний, записанных преподобным Иосифом Волоцким около 1507 года.

Основатель и игумен Успенского монастыря на Волоке Иосиф был первым известным нам по документам почитателем и собирателем икон Андрея Рублева, а также его первым жизнеописателем.

Многое в жизни Андрея Рублева навсегда остается неизвестным. Но очевидны принципиальные факты: изначальное пребывание в московской культурно-художественной среде; «встреча» и последующее сотрудничество с Феофаном Греком. Нельзя исключать и возможность его поездки в Константинополь в качестве инока Симонова монастыря. Духовные ориентиры Андрея Рублева были определены пребыванием в окружении современников Сергея Радонежского из числа его ближайших учеников, будь то в Симонове, Троицком или в Спасо-Андрониковом монастырях (не исключено и его прямое общение с преподобным, умершим в 1392 году), а так же связями с метрополией в период пребывания на кафедре Киприана и Фотия.

«Отвещение» Иосифа Волоцкого тончайшим образом — и вне зависимости от биографических частностей — определяет главные черты в творческом и аскетическом облике Андрея Рублева: постоянное и последовательное устремление к достижению «божественной благодати», вознесение к «невещественному и божественному свету», снискание «божественной любви».

Книга является переизданием работы Г. В. Попова о творчестве гениального древнерусского художника. Текст продублирован на английском языке, значительно увеличено количество иллюстраций.

* Издательство предоставляет скидки постоянным покупателям.

Источник

Электронная библиотека

Вахрина В.И. (Ростов) Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи

вахрина в и иконы ростова великого

Икона «Собор ростовских святых». 2-я пол. XIX в.

Исторически в Русской Православной Церкви святые по распространенности их почитания различаются: местночтимые и общецерковные.

Право канонизации общецерковных святых принадлежало и принадлежит митрополиту или Патриарху всея Руси при участии Собора русских иерархов.

К местночтимым святым относятся подвижники, которых почитают в обители, храме, в епархии. Право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею, с ведома митрополита (Патриарха) всея Руси и могло ограничиваться устным благословением на почитание местного подвижника. Почитание местных подвижников могло начаться в обители по решению монастырских старцев, как началось почитание митрополита Филиппа в Соловецком монастыре, или преподобного Иосифа в его монастыре. Вероятнее всего, аналогично началось и почитание преподобного Иринарха в Ростовской Борисо-Глебской, что на Устье обители. Решение старцев позднее утверждалось местным архиереем.

Надо отметить, что почти все святые в Русской Православной Церкви сначала были местночтимыми, то есть, почитались первоначально в своих храмах, монастырях, городах, в епархии. Известность одних местночтимых святых возрастала, чествование их становилось общецерковным.

Перед общецерковным прославлением святого по благословению архиерея на месте собирались сведения подлинности чудес, происходивших при гробе почившего, часто удостоверение нетленности мощей его, составлялась Служба подвижнику, писалась икона, а также Житие, где рассказывалось и о чудесах и назначался день чествования святого (день его кончины и день обретения мощей, если это было).

Первоначально же память не канонизированных подвижников Церковь отмечала особым богослужением – панихидой. Церковная память – это народная память, и она давала материал к последующему общецерковному прославлению. Местное почитание в храмах, обителях, молитвенная память об упокоении подвижников часто были первым шагом к канонизации подвижника. К тому же на местах о подвижниках хранились устные и письменные предания, которые потом становились материалом к Житию.

Известны редкие случаи, когда после общецерковного прославления святых со временем их чествовали местно. Среди ростовских святых это произошло с благоверным князем Василием Константиновичем (Василько) и с архиепископом Феодором, которым в XIX в. пели панихиды.

На основе этих списков в 1964 г. решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 марта было установлено празднование Собора Ростово-Ярославских святых. Служба Собору Ростово-Ярославских святых составлена была митрополитом Никодимом (Ротовым, 1929-1978 гг.; в 1960-1963 гг. Никодим был епископом Ярославским и Ростовским). В списке Собора святых указаны и местночтимые ростовские святые.

Характер почитания местночтимых святых и общецерковных святых одинаков: имена местночтимых святых могут звучать в общественных церковных молитвах, в их честь могут быть составлены службы, их изображения, если таковые есть, почитаются как иконы, почитаются и их места захоронения. Отличие их только в том, что чествование местночтимых подвижников происходит в одном месте, в обители, храме, епархии.

Конечно, изображения местночтимых святых было немного и в прежние времена, но они были. Изображения местночтимых ростовских святых, дошедшие до наших дней представляют исключительную иконографическую и историческую ценность.

Размер иконы 53х44 см, техника: дерево, левкас, масло. По стилистическим особенностям создание иконы можно отнести ко второй половине-концу XIX в. Она только что прошла реставрацию. По наблюдению реставратора Юрия Михайловича Баранова, иконы была поновлена, очень деликатно, очевидно, в начале XX века. В основном был поновлен фон иконы, частично надписи были поновлены. Имена святых написаны киноварью, где есть место, имена написаны на фоне, где нет места – по внешней стороне вписаны в круг нимба.

Ростовские святые представлены стоящими, в центре – святитель Димитрий, по правую руку его – святители Леонтий, Игнатий, по левую – Исаия и Иаков. Слева над святителями в первом ряду изображены: Вассиан, архиепископ Ростовский, Григорий, архиепископ Ростовский, Кирилл, епископ, выше – Ефрем, епископ, Иоанн Ростовский, Авраамий, Исидор. Справа: епископы Прохор, Лука и Антоний, архиепископ ростовский. Выше Феодор епископ, еще выше – преподобные Иринарх, затворник Борисоглебский и Петр, царевич Ордынский, благоверный князь Василько.

Вверху, над святыми написаны иконы Спаса и две Богородичных иконы, Владимирская и Тихвинская. Владимирская и Тихвинская иконы Пресвятой Богородицы – чудотворные иконы Успенского собора и Рождества Богородицы женского монастыря города Ростова Великого. Таким образом, на иконе представлены все двенадцать ростовских святых и две самые чтимые чудотворные иконы Ростова. И здесь же представлены семь святых, которые не имели общецерковное прославление. Епископ Прохор имел епархиальное почитание, а другие шесть архиереев – почитались только в Ростове.

При обращении конкретно к самим архиереям, изображенным в иконе, возникает трудность в определении святых, так как среди ростовских владык местночтимых было два Кирилла, два Ефрема, два Вассиана. В ходе работы, сравнивая, какие святые встречаются во всех списках в XIX в., начале XX в. и в Соборе 1964 г. нами и был сделан выбор.

Надо сказать, что изображения местночтимых святителей уникально и изображения большинства из них – неизвестны. Конечно, это не означает, что их не было вообще. Вполне возможно, их образы встречались в иконописи. Вторая половина XIX в., когда публикуются списки святых, среди которых названы и местночтимые, это время пристального внимания к истории Руси, создание живописных исторических полотен, и, конечно, в иконописи, так же это явление должно было найти свое отражение.

До написания рассматриваемой иконы, некоторые образы ростовских святителей, представленные здесь, все-таки можно встретить в исторических сюжетах житийных икон.

Епископ Прохор изображен средних лет, с окладистой бородой с проседью. В иконе XIX в. борода короче, большой лоб, короткие волосы. Его облик можно уподобить святителю Николаю. Изображения местночтимых святых встречалось редко, и тем самым объясняется неустойчивость иконографических традиций.

Из семи ростовских святителей местночтимых изображения пяти, кроме иконы XIX в., нам неизвестны.

В иконе XIX в. Вассиан изображен с Евангелием на покровенной руке и именословным благословением. Продолговатое лицо с широко поставленными глазами, седые волосы с прямым пробором, прядями лежат на плечах, борода седая длинная.

Конечно, хотелось бы знать, какими иконографическими источниками при изображении местночтимых святых пользовался иконописец XIX в. Судя по изображениям ростовских святых общецерковно прославленных, иконописец знал их иконографии, здесь только не совпадает иконография блаженного Иоанна Власатого, прозванного в Ростове Милостивым.

Конечно, такая икона с изображением всех ростовских святых и святых местночтимых – заказная. Состав Собора ростовских святых был определен заказчиком. Из 19 святых, представленных на иконе – 12 святителей. Местночтимые святые здесь представлены только святители, хотя в ростовской духовной жизни местночтимыми были и другие чины. Ростов, как епархиальный центр имел свои традиции в почитании святителей. Святитель Леонтий Ростовский – один из первых канонизированный епископов и последний – святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Он здесь в центре, вместо традиционного изображения святителя Леонтия – дань особой почитаемости в XIX в. святителя Димитрия Ростовского. Святость святителей как предстоятелей Церкви есть прежде всего выражение святости самой Церкви как тела Христова. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом.

Над созданием иконы работал опытный иконописец. Сама икона выполнена с большим вниманием и тщательностью. Образы святых написаны на золоте. Личное написано в переходной манере от традиционной иконописной техники к светотеневой живописи. В написании ликов нет иконописной условности, есть попытка передать индивидуальность, некоторую портретность изображенных – в этом сказывается влияние реалистической живописи. При этом лики имеют просветленность, характерную для иконописи. Икона богато и тщательно прочеканена по левкасу. Тонкой филигранной чеканкой различной техники выполнен орнамент на одеждах святых, на внешней стороне нимбов. Поля иконы покрыты орнаментом, так же прочеканенным и расцвеченным холодными эмалями. Такое внимательное и тщательно продуманное художественное решение иконописного образа Собора ростовских святых дает нам основание думать, что подобный, внимательный подход был и в иконографическом решении местночтимых святых. Но даже, если какие-то местночтимые святые изображены впервые, то сегодня для нас это уже исторические образы и иконография их насчитывает более ста лет. Именно, образы ростовских местночтимых святых делают икону уникальной.

Источник

Электронная библиотека

Вахрина В.И. (Ростов). Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея. с. 89.

В каждом музейном собрании икон есть произведения с датами, подписями и надписями, которые мало изучены. Эти надписи могут быть прекрасным источниковедческим материалом для разных категорий исследователей. Надписи могут помочь в атрибуции икон, ввести в оборот новые имена иконописцев или неизвестные произведения широко известных художников, полнее представить историю бытования иконы, уточнить сведения об исторических события[ и лицах, о работе иконописных артелей, о реставрации икон, о владельцах.

К XVI веку относится икона из собора Бориса и Глеба Ростовского Борисоглебского монастыря “Богоматерь Лиддская с клеймами” [кат. № 2]. Вероятно, надпись создана заново при поновлении иконы в 1854 г. и не является повторением старой. Сведения, приводимые надписью по содержанию делятся на три части 1) рассказ о явлении чудотворной иконы “Богоматери Лиддской”; 2) о появлении иконы “Богоматери Лиддской с клеймами” в Ростовском Борисоглебском монастыре и о начале ее местного празднования; 3) о поновлении иконы в 1853-1854 гг. Автор надписи сообщает, что сведения о появлении иконы в Борисоглебском монастыре он взял из кормовых книг, при этом называет страницу. Эта деталь, как мы сказали бы, ссылка на источник, характерна для исследователя, ученого, позволяет предположить, что надпись на иконе создана не без участия архимандрита Амфилохия (Павел Иванович Сергиевский-Казанский), известного ученого-палеографа. Архимандрит Амфилохий позднее сделал доклад об этой иконе, где сообщил, что она пожертвована в 1567 году в Борисоглебский монастырь ключарем Московского Архангельского собора о. Владимиром, который постригся здесь в 1588 г. Икона реставрирована в 1855 г. иконописцем Иваном Самойловым.

К нашей теме относится 9 икон XVII века. На иконе “Спас Нерукотворный с предстоящими святыми” [кат. № 3] надпись выполнена при поновлении иконы в 1743 г., частично повторяя прежнюю. Надпись сообщает год создания иконы и историю бытования ее: выполненная в 1645 году, она была поставлена над городскими вратами Ростова, а в 1743 году перенесена в церковь Всех святых. Из городского храма Всех святых икона в 1922 году поступила в Ростовский музей. Икона уникальна по своей иконографической программе, сведения в надписи еще более увеличивают ее значимость для исследователей.

Эта последняя особенность отмечается и в надписи, расположенной на обороте иконы “Жрется агнец Божий” [кат. № 5]. Здесь смиренно уничижительный тон еще более увеличен: “многогрешный раб Ивашко Суворов” написано мелкими буквами скорописью. Основная надпись выполнена каллиграфической вязью.

В 1921 году из фонда Главмузеев поступила икона с изображением Иоанна Предтечи-Ангела пустыни [кат. № 7]. На обороте иконы под верхней шпонкой написано: “Сию икону дал по вере в дом чудотворцу Антонию устюжанин Федор иконник Усолец”. Перед нами автограф знаменитого иконописца XVII века Федора Зубова.

Надписи на двух иконах с изображением Ильи пророка в житии [кат. №№ 8, 9] сообщают дату создания икон и ростовские храмы, куда предназначались эти иконы. Стилистические особенности икон, созданных в 1664 и 1666 гг., говорят о том, что они принадлежат кисти одного иконописца.

С XVIII века надписи на иконах становятся разнообразны. На иконе “Коронование Марии” [кат. № 14] надпись на обороте иконы сообщает о принадлежности ее князю Андрею Андреевичу Голицыну в 1779 году.

На обороте иконы “Богоматерь Казанская” [кат. № 11] из собрания Андрея Александровича Титова надпись: “1733 года Василий Сафронович Кульнев благословил сына своего Петра на 10-м году его рождения”. Традиция благословения всегда была на Руси. Фиксирование благословения надписью встречается в иконах с XVIII века.

Вполне возможно, что архимандрит Иннокентий мастерству иконописи научился у своего дяди иеромонаха Амфилохия, участвовавшего в росписях храмов Москвы, Ярославля, Ростова. Его иконы неизвестны, но в музее хранится благословение 3 иеромонаха Амфилохия, икона “Богоматерь Ватопедская” [кат. № 18], список с особо чтимой святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Иногда надписи создавались в разное время, как в иконе “Троица Ветхозаветная” [кат. № 39]. Синей краской написано: “Сия икона написана на Маврийском дубе в св. граде Иерусалиме”, далее черной краской и другим почерком: “пожертвована в Борисоглебский монастырь архимандритом Антонием в 1909 году”.

В собрании есть несколько икон-молений, о чем сообщают надписи. На иконе “Воскресение с сошествием во ад” [кат. № 27] написано: “Сей святой образ моление раба Божия Петра Леонтиева”. На обороте иконы “Спас с предстоящими” [кат. № 29] процарапано: “Молится Тимофей Ананьев сын деревни Кондратово”.

В заказе, выполненном известным иконописцем всегда стояло имя художника, так в иконе “Ростовские чудотворцы” [кат. № 38] надпись на нижнем поле иконы гласит: “Писал В. Гурьянов 1909 года в Москве”. А на обороте иконы сообщено, что икона поднесена (думается, что в данном случае выполнена для) Андрею Александровичу Титову.

Надписи на иконах чаще всего бывают очень краткими, сообщая самое важное, но встречаются и очень подробные как в иконе “Богоматерь Югская” [кат. № 16]. Перед надписью стоит слово “Летопись” и далее подробно рассказывается о явлении и почитании чудотворной иконы “Богоматери Югской” и об истории данного списка, приподнесенного Ярославскому купецкому сыну Николаю Ивановичу Соколову и о его пострижении в монашество.

На иконе “Богоматерь Владимирская” [кат. № 23] надпись очень большая и по объему, и по содержанию, поэтому распределена на несколько частей, место расположения этих частей, краска, какой выполнена надпись, соответствуют значимости этих сведений. Икона “Богоматерь Владимирская” интересна по своей программе, надпись на иконе по своему содержанию представляет редкую ценность, достойную отдельного разговора.

В публикуемом ниже каталоге общие сведения об иконах приводятся краткие, главным образом внимание сосредоточено на надписях.

КАТАЛОГ

XVI век

№ 1
Царские врата. 1562 год.
Мастер инок Исайя
Царские врата состоят из створ, сени, столбиков, сплошь покрытых резным растительным орнаментом. Створки врат, сени, столбики имеют живописные вставки.
Надпись выполнена на нижней планке сени белилами по зеленому фону вязью: “Лета 7070 (1562) месяца августа на память усекновения святой главы Иоанна Предтечи соверши двери сия в дом Богоявлению Христова и чудотворцу Авраамия в Ростове при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Русии при архимандрите Богоявленском Ионе. Инок Исайя”.
Царские врата: дерево, резьба глухая, позолота. Живописные вставки: дерево, темпера. Створки: 174 х 93; столбики: 162 х 12,5 х 11,5; сень: 127 х 132. Инв. № КП-1793.
Происходят из Богоявленского собора Богоявленского Авраамиева монастыря Ростова.
Поступили в музей в 1880-е годы из ц. Иоанна Богослова на Ишне.
Литература: Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911, с. 143. Эдинг Б. Ростов Великий. Углич. М., 1914, с. 64-67. Иванов В.Н. Ростов. Углич. М., 1975, с. 126.

XVII век

№ 4
Икона “Богоматерь Казанская”. 1649 год.
Иконописец Тимофей Ростовец. Иконография традиционная.
Надпись выполнена на обороте иконы черной краской после слов молитвы. “Лета 7157 (1649) написана и совершена грешным попом иконописцем Тимофеем в граде Ростова по обещанию и по вере их православных христиан в село Поречье за езером в церковь великомученика Христова Никиты месяца октября в 20 день”.
Дерево, темпера. 91,2 х 77,5. Инв. № И-560.
Происходит из церкви Никиты Великомученика села Поречье Ростовского уезда.
Примечания: иконописец Тимофей Ростовец участвовал в росписях Московского Успенского соборам 1642-1643 гг.), ц. Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома (1670-е гг.). Икона “Богоматерь Казанская” была написана к первому [22 октября 1649 г.] общероссийскому празднованию Казанской Божией Матери в память избавления России от поляков в 1612 г.
Литература: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984, с. 125. Каталог “1000-летие русской художественной культуры”. М., 1988, с. 56. Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника. Каталог. Автор-составитель В.И. Вахрина. М., 1991, с. 38-39.

№ 5
Икона “Жрется Агнец Божий”. 1651 год.
Иконописец Иван Суворов.
Надпись выполнена на обороте иконной доски. Текст вписан в белый круг, расположенный между шпонками, четыре ряда букв, написаны вязью, два нижних ряда букв со словами “многогрешный раб Ивашко Суворов” написаны скорописью. “Лета 7160 (1651) месяца сентября в 10 день в общий монастырь к Спасу Нерукотворному образу и Пречистыя Его Матери и Николе Чудотворцу на Комрежму писал многогрешый раб Ивашко Суворов”.
Дерево, темпера. 36 х 29. Инв. № И-993.
Происходит из Николо-Коряжемского монастыря.
Поступила в музей в 1888 году от преосвященного Амфилохия.
Примечания: Икона “Жрется Агнец Божий” похищена из музея 10 августа 1995 года.
Литература: Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей. Ростов Ярославский. 1910, с. 6-8. Ростов Великий. Сокровища Ростово-Ярославского музея-заповедника. Фотопутеводитель. М., 1986, илл. на с. 84. Вахрина В.И. Об иконе “Жрется Агнец Божий” из собрания Ростовского музея-заповедника // ИКРЗ. 1993. Ростов, 1994. С. 25-33.

№6
Царские врата. 1652 год.
Царские врата состоят из двух створ, покрытых растительным орнаментом, выполненном в технике глухой резьбы. Каждая створка врат имеет по три киота с живописным изображением Благовещения и Евангелистов.
Надпись выполнена в нижней части правой створки врат по белому фону темно-коричневой краской: “В лето от сотворения мира 7160 (1652) при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Русии и при преосвященном митрополите (. ) приложил сии царские двери Прохор Андреев сын в придел Николы Чудотворца мая 9 день на перенесение честных мощей во свт. (. ) отца нашего Николы Мир Ликии чудотворца”.
Дерево, темпера, резьба. 169 х 78. Инв. № И-965/1, 2.
Происходят из Никольского придела Благовещенской деревянной церкви г. Данилова Ярославской губернии.
Поступили в музей в 1880-е годы, дар Ф.В. Москательникова.
Примечания: Живописные вставки врат похищены из музея 10 августа 1995 года.
Литература: Мансветов В. Описание церковной утвари и предметов богослужебных, а так же и царских врат, хранящихся в музее. Ярославль. 1889, с. 40-41. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. М. 1911, с. 69.

№ 8
Икона “Илья пророк в житии”. 1664 год.
В среднике изображен Илья пророк в рост, вокруг средника 14 клеим из жития святого.
Надпись выполнена на нижнем поле белилами: “написана бысть сия святая икона лета 7172 (1664) июля на праздник Бориса и Глеба”.
Дерево, темпера. 104 х 69. Инв. № И-935.
Поступила в музей в 1926 г. из церкви Богоматери Одигитрии г. Ростова.

№ 9
Икона “Илья пророк в житии”. 1666 год.
В среднике изображен Илья пророк, сидящий у пещеры. Вокруг средника 16 клейм.
Надпись выполнена на нижнем поле белилами: “Написана была эта святая икона славного пророка Ильи в лето от сотворения мира 7174 (1666) году месяца марта в 31 день на память святого праведного Алексия человека Божьего во славу Христа Бога нашего”.
Дерево, темпера. 100 х 91. Инв. № Ц 919/682.
Поступила в музей в 1929 году из ц. Иоанна Предтечи г. Ростова.

XVIII век

№ 10
Икона “Воскресение с сошествием во ад”. 1729 год.
Слева и справа от восставшего из гроба Христа в молитвенном обращении к нему изображены святые Никола Чудотворец и Иоанн Богослов, ростовские святители Леонтий, Игнатий, Исайя, Иаков, Феодор, преподобные Авраамий и Петр-царевич Ордынский, блаженные Иоанн Милостивый и Исидор, Иринарх Затворник. Надпись выполнена на нижнем поле иконы черной краской: “1729 года 3 апреля постройся сей образ О. А. А. А. Г. Б.”
Дерево, темпера. 64 х 50. Инв. № И-571.
Происхождение неизвестно.
Поступила в музей в 1883/1887 гг.
Литература: Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей. Ростов Ярославский. 1910, с. 87-88.

№ 11
Икона “Богоматерь Казанская”. XVIII век.
Надпись выполнена на обороте иконы: “1733 года Василий Сафронович Кульнев Благословил сына своего Петра на 10 м году его рождения”.
На тыльной стороне наклеен бумажный листок с надписью: “1733 года Василий Сафронович Кульнев благословил сына своего Петра сею иконою на 10-м году его рождения в царствование Анны Иоанновны в селе Болдыреве”.
Дерево, масло; оклад (металл, гравировка. 32 х 27. Инв. № И-84.
Происхождение неизвестно.
Пост. в музей в 1921 г. из собр. А.А. Титова.

№ 12
Икона “Богоматерь Федоровская”. 1735 год.
На металлическом чеканном окладе выгравирована надпись: “Лета 1735 года месяца июля 31 дня списан со образа Пресвятыя Богородицы, что во граде Ростове в церкви святых бессере Козмы и Дамиана мерою и подобием”.
Дерево, темпера. 135 х 96,5. Инв. № И-1103.
Происхождение неизвестно.

№ 13
Икона “Богоматерь Ахтырская”. 1739 год.
Поясное изображение Богоматери со сложенными перед грудью ладонями в молитвенном (католическом) жесте.
На нижнем поле в центре изображен двуглавый орел и надпись: “Изображение образа новоявленного Пресвятыя Богоматери Ахтырския 1739 года”.
Дерево, масло. 32 х 26. Инв. № И-166.
Происхождение неизвестно.

№ 14
Икона “Коронование Марии”. XVIII век.
В верхней части иконы изображена в рост Богоматерь. Над нею представлены восседающие на престоле Бог Саваоф и Христос, они поддерживают над головой Марии корону. Слева и справа от Богоматери изображены мученики Акинфий и Параскева. В нижней части иконы был врезан медный четырехчастный складень /утрачен/.
Надпись выполнена на оборотной стороне иконы черными чернилами: “Сия святая икона принадлежит князю Андрею Андреевичу Голицыну. 1779”.
Дерево, масло. 49,5 х 43. Инв. № И-267.
Поступила в музей в 1883 году от Д.А. Булатова.
Литература: Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей. Ростов Ярославский. 1910, с. 46-48.

№ 15
Икона “Димитрий митрополит Ростовский”. Вторая пол. XVIII века.
На обороте иконы надпись выполнена черной тушью: “Сей святой образ дан вкладом в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь по Госпоже Прасковье Михаиловне Палибиной, скончавшейся ноября 6-го числа 1846 года и в сей обители погребенной”.
Дерево, темпера. 32 х 25. Инв. № 34.
Происхождение неизвестно.

XIX век

№ 17
Икона “Богоматерь Югская”. 1802 год.
Иконописец Алимпий.
Изображение Богоматери типа Одигитрии.
Надпись выполнена на оборотной стороне иконы, на верхней шпонке написано слово: “Летопись”. Под шпонкой черной краской: “Пресвятой Богородице Преснодевы Марии Югской. Сия святая икона название свое получила от рек тут протекающих называемых бела и черная юга, где на чудеси бывшем от сей святой иконы и обитель создана под тем же названием. Святая чудотворная икона пресвятой Богородицы принесена преподобным схимонахом Дорофеем из Пскова Печерского монастыря в 1615 м году от рождества Христова. Празднуется принесение или явление сей иконы июня 3 дня служба ей поется Одигитрии по месячной минеи июля 26 го дня. Истинное подобие (. ), с чудотворного ея образа списана в 1802 году, тоя обители иеромонахом Алимпием, Ярославскому купецкому сыну Николаю Ивановичу Соколову, который того же года декабря 4 го приде на жительство в сию обитель пострижен в монашество в сей обители 1809 м году августа 8 го дня строителем иеромонахом Арсением и наречено имя Нектарий: Рукоположен в иеродиакона 1812 г. 22 го дня, а во иеромонаха того же месяца 25 го пресвященным Антонием архиепископе Ярославским и Ростовским. Сию же святую икону еще кто дерзнет изнести из храма сей обители, оный несподобится молитв пресвятой Богородицы, Аминь”.
Дерево, темпера; оклад: металл, чеканка, шитье жемчугом. 31 х 24. Инв. № Ц 922/ 32.
Поступила в музей в 1922 году из Богоявленского Авраамиева монастыря г. Ростова.

№ 17
Икона “Богоматерь”. 1808 год.
Поясное изображение Богоматери со сложенными у груди руками. Дата “1808” выдавлена на левкасе в центре нижней части иконы.
Дерево, масло, рельеф по левкасу. 30 х 25. Инв. № И-242.
Поступила в музей в 1921 г. из собрания А.А. Титова.

№ 18
Икона “Богоматерь Ватопедская”. Пер. пол. XIX века.
Изображение Богоматери Ватопедской является списком со святыни Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (младенца Богоматерь поддерживает правой рукой).
Надпись выполнена на обороте иконы чернилами: “Благословение Всечестнейшаго и Всепочтейнейшаго Отца Амфилохия в 18 день февраля 1822 го года”.
Дерево, темпера. 18 х 14. Инв. № И-192.
Примечания: Иеромонах Амфилохий (1749-1824), гробовой старец у мощей святителя Димитрия в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в Ростове, происходил из семьи потомственных ростовских священников. Был особо почитаем среди разных слоев населения от крестьянина до императора. Иконописец, участвовал в росписях храмов Москвы, Ярославля, Ростова.
Литература: Вахрина В.И. Келейная икона святителя Димитрия Ростовского “Богоматерь Ватопедская” // ИКРЗ. 1994. Ростов. 1995, с. 104-114.

№ 20
Икона “Богоявление”. 1823 год.
Надпись выполнена чернилами на обороте иконы: “Сия икона церкви Рождества что на горицах построена в 1823 г. месяца июля 28 числа”.
Дерево, темпера. 21,5 х 18. Инв. № И-117.
Происходит из ц. Рождества Богородицы на Горицах г. Ростова.
Поступила в музей в 1930 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *