валаам храм сергия и германа

Московское подворье

1. Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Иверское благочиние, ЦАО. Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Адрес: 125047, г. Москва, улица 2-я Тверская-Ямская, дом 52. Проезд до станции метро «Белорусская».
Дежурный телефон: +7 (499) 251-06-70
Интернет-сайт: mospodvorie.ru
Страница в социальной сети: https://vk.com/club24488299
Электронная почта храма: northernathos@gmail.com

Клир: игумен Иосиф (Крюков) – настоятель храма, протоиерей Николай Улович, иеромонах Иосиф (Нугаев), иеромонах Агафангел (Суслов).

Богослужения совершаются ежедневно:

Начало вечернего богослужения: 16-45 (вечерня, утреня, 1 час).
Начало утреннего богослужения: 6-30 (часы, ранняя Божественная литургия); 8-00 (часы, поздняя Божественная литургия).

Воскресные и праздничные богослужения:

Начало вечернего богослужения: 16-45 (вечерня, утреня, 1 час).
Начало утреннего богослужения: 6-30 (часы, ранняя Божественная литургия); 9-30 (часы, поздняя Божественная литургия).

2. Храм святителя Николая чудотворца при НИИ нейрохирургии им. Бурденко, приписан к Московскому подворью Валаамского монастыря. Адрес: 125047, г. Москва, ул. Фадеева д. 5 стр. 3
Телефон дежурный: +7 (499) 972-86-10, +7 (499) 972-86-14
Клир: протоиерей Николай Улович, иеромонах Иосиф (Нугаев), иеромонах Герман (Мохов).

Начало вечернего богослужения в пятницу: 16-30 (вечерня, утреня, 1 час).
Начало утреннего богослужения в субботу: 8-00 (часы, Божественная литургия).
По вторникам проводится молебен: 14-30 (молебен о здравии).

3. Храм во имя иконы Божией Матери «Целительница» при медсанчасти №33 УФПС Моспочтампт (филиал ЦКБ № 40), приписан к Московскому подворью Валаамского монастыря.
Адрес: 129128, г. Москва, ул. Малахитовая, дом 16.
Контактный телефон: +7 (499) 187-63-38.
Клир: протоиерей Александр Пахомов

Богослужения совершаются: в субботу: 7-30 (часы, Божественная литургия), накануне – 16-00 (вечерня, утреня, 1 час).

Богослужения в воскресные дни и двунадесятые праздники:
Начало утреннего богослужения: 7-30 (утреня, часы, Божественная литургия).
По четвергам проводится молебен: 16-00 (молебен об исцелении больных).

4. Храм Валаамской иконы Божией матери (летний), храм святых царственных страстотерпцев (зимний), приписаны к Московскому подворью Валаамского монастыря. Адрес: 140473, Московская область, Коломенский район, с. Бортниково. Клир: иеромонах Макарий (Старчиков)

Богослужения в воскресные и праздничные дни: 08-00 (часы, Божественная литургия), накануне – 17-00 (вечерня, утреня, 1 час)

Источник

Московское подворье Валаамского монастыря подворье ставропигиального мужского монастыря

валаам храм сергия и германа

История

«В 1900 г. дивным Промыслом Божием и усердием рясофорного монаха о. Иоанна, через привлечение усердных жертвователей, была совершена закладка Валаамского Подворья, которое в сей же год и было окончено» (из архива Валаамского монастыря).

Старинный район Москвы – Тверская застава – служил въездом из Петербурга в Москву. Первым храмом, созданным одновременно с основанием Тверской-Ямской слободы, был здесь Храм святого Василия Кесарийского (XVI в.). До 1858 г. он оставался единственным в этом районе.

А в 1901 г. на 2-ой Тверской-Ямской улице было устроено подворье Валаамского монастыря Финляндской епархии и при нем сначала часовня, а затем и церковь во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Колонны декора 1-го этажа по фасаду, были привезены с Валаама, чтобы паломники могли дотронуться до частиц знаменитого острова. Земля для подворья была пожертвована в конце XIX в. коммерсантом и крупным московским благотворителем С. С. Прусаковым в память чудесного исцеления его супруги во время паломничества на Валаам.

18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) был освящен храм в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Величественное здание, построенное по проекту известного архитектора А. Н. Роопа, украсило собою уголок Москвы на пересечении улицы 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора трудами Валаамской братии. По воспоминаниям прихожан «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Величественный иконостас верхнего храма с золоченой резьбой был изготовлен на Валааме, иконы для иконостаса написаны художником В. П. Гурьяновым. Благотворители пожертвовали ценную серебряную утварь и облачение.

Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография».

валаам храм сергия и германаВ числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города.

Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 30-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду.

Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.

Жизнь на монастырском подворье была подчинена строгому иноческому уставу. Порядок богослужений был определен игуменом Гавриилом (†1848-1910): «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением» (запись из личного дневника о. Гавриила). Видимо, с такими учащимися и запечатлен игумен Гавриил на фото.

валаам храм сергия и германаДуховно-просветительская деятельность на подворье ведется активно, особенно в последние годы. По прошествии более 100 лет заложенные, еще в дореволюционное время, традиции поддерживаются и сегодня. Позиция Патриарха Кирилла о необходимости духовно-нравственного воспитания четко соблюдается и на подворье: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

В подтверждение этого высказывания на подворье организована целая образовательная структура. Это и воскресные школы для детей и взрослых, и богословский лекторий, и открытый кинотеатр. Еще один важный аспект просветительской деятельности подворья – беседы прихожан со священником. Такой формат открытого общения помогает сплотить приход, определить преобладающие в общине интересы и устремления, и направить их в то русло, которое будет способствовать как духовному, так и количественному росту самой общины и активизации ее социальной и миссионерской деятельности. На Московском подворье Валаамского монастыря штатные священники регулярно проводят беседы для прихожан и гостей храма. Периодически для проведения бесед приглашаются известные и пользующиеся уважением верующих священно служители и преподаватели духовных школ.

После 1917 года насельники и прихожане Валаамского подворья вместе со всей Православной Россией сполна испили чашу издевательств и гонений. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

валаам храм сергия и германа

Однако, несмотря на столь тяжелое и смутное время, прихожане называли любимое подворье «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай», и когда узнали, что братия собирается вернуться в обитель, горячо просили игумена Валаамского монастыря оставить их в Москве. Святейший Патриарх Тихон, совершая незадолго до своего заточения Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и рассадником веры в Первопрестольной столице Царства Российского» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».

2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра церковной утвари. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей, верхний этаж здания был отведен под помещение для так называемых «социальных женщин». Все это создавало невероятные неудобства и стеснения для монастырской братии, как по причине столь нежелательного элемента, водворенного в помещение монашествующих, так и на почве неизбежных столкновений с коммунисткой. Тем не менее, монастырская братия твердо продолжала свое служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам.

Невыносимые условия существования, обыски не сломили оставшихся насельников. За несколько дней до закрытия подворья, большевики в сопровождении красноармейцев, ночью неожиданно нагрянули на подворье и в помещении братии произвели тщательный обыск. Ничего, однако, не нашли и уехали ни с чем.

В праздник Казанской иконы Божией Матери, утром перед самой литургией, они вторично нагрянули на подворье, на этот раз уже с целью закрытия его и выселения братии. В это время в церкви было много прихожан, и это обстоятельство вынудило большевиков отложить свое злое намерение до окончания службы. На сделанное братии предложение «выносить свои вещи на автомобили», был получен отказ. Тогда милиционеры сами стали выносить вещи и, погрузив их в автомобили, отправили в Покровский монастырь. 22 октября 1924 года Валаамского подворье было закрыто.

В письме от 14/27 июня 1923 года к заве дующему подворьем иеромонаху Галактиону, отец Игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии. Отец Игумен как бы предвидел последствия проводимой политики новой власти, в своем письме он предупреждал братию: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову.
По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». По постановлению монастырского собора часть братии, получив визы на выезд в Финляндию, вернулись в обитель. Оставшейся братии строго «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители».
И все же службы продолжались, поскольку церковь подворья осталась в ведении местного приходского совета. По причине отсутствия места для жительства и ввиду столь враждебного отношения большевиков к монашествующим, часть подворской братии возбудило ходатайство о разрешении вернуться обратно на Валаам. После разных мытарств разрешение наконец было дано, и 18 человек братии 19 декабря 1924 года возвратились в монастырь. Остальные 16
человек остались в Москве для ведения богослужения в церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, поселившись в подвале, напротив своего подворья,захваченного большевиками.

Окончательно храм был закрыт в 1926 году, насельники разогнаны, частично арестованы. Однако священноиноки, выполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, не бросили свою паству: они служили в церкви Ржевской Богоматери на Поварской до ее закрытия.
Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Позже здесь разместилась поликлиника No 36 Фрунзенского района г. Москвы, во время войны валаам храм сергия и германапереоборудованная в госпиталь. В 1944—1945 годах несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор и заседания Священного Синода.
К началу девяностых годов здание пришло в аварийное состояние, коммуникации не действовали, ставился вопрос о его сносе. 1 апреля 1993 года подворье, наконец, было возвращено Церкви, возобновилась монашеская жизнь.
После обустройства временного иконостаса в нижнем храме (бывшей часовне) 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная Литургия.
Приходили сюда новые насельники и прихожане. Маленький нижний храм был переполнен. А к весне следующего года расчистили центральную часть храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, и 1 мая 1994 года в нем прошла первая пасхальная служба.
С той поры многое изменилось на подворье. 25 октября 1996 г. в день празднования иконы Божией Матери «Иерусалимская» прошла первая служба во вновь открытом приделе верхнего храма, освященного в честь этой иконы. С помощью благодетелей была восстановлена звонница, и в Великий
Четверг 1997 года впервые за многие десятилетия вновь зазвонили колокола.
Вскоре началась реставрация нижнего храма, был установлен новый иконостас, во многом восстановлены прежняя живопись и интерьер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, храм был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Первая служба прошла здесь 6 декабря 1998 года, в день памяти святого князя.
Кропотливо расчищаются многократно закрашенные дивные росписи парадной лестницы и верхнего храма.
В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с Валаамской иконы Божией Матери. Эта чтимая икона в киоте с резной сенью и с многочисленными дарами находится на северной колонне верхнего храма. Список этот чудотворный. Знаменательно, что чудотворения от него начались одновременно со всецерковным прославлением Валаамского образа.
На южной колонне храма во имя преподобных Сергия и Германа находится прекрасный образ Валаамских чудотворцев, покровителей Московского подворья.

По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

Источник

Церковь преподобных Сергия и Германа Валаамских (Москва)

Мiръ Россия Москва Церковь преподобных Сергия и Германа Валаамских (Москва)

валаам храм сергия и германа

Церковь преподобных Сергия и Германа Валаамских является подворьем Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря в Москве, основано в 1900 году.

Содержание

История [ править ]

В 1899 году московским гражданином Сергеем Прусаковым в память о чудесном исцелении его супруги во время паломничества на Валаам, для подворья была пожалована земля.

В 1900 году по проекту архитектора А.Н. Роопа на этой земле было построено здание.

18 октября 1901 главный престол во имя прпп. Сергия и Германа Валаамских освятил митрополит Киевский и Галицкий Владимир, придел во имя Иерусалимской иконы Божией Матери освятили 21 октября того же года.

На подворье была также устроена часовня во имя преподобных Валаамских чудотворцев. Величественный двусветный храм вмещал 1000 человек и был отделан валаамским гранитом и мрамором.

В подворье хранились чтимые иконы Божией Матери — Валаамская и Иерусалимская. Число насельников превышало 40 человек.

В 1926 году подворье закрыли, насельников разогнали, некоторых расстреляли, в том числе здесь был арестован и мученически погиб архиепископ Астраханский Фаддей.

Во время Великой Отечественной войны здесь находился госпиталь, в котором, согласно церковному преданию, несколько операций провел архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

К 1993 здание храма пришло в аварийное состояние, ставился вопрос о его сносе. В том же году подворье было передано Русской Православной Церкви. В 1994 освящен верхний храм Валаамских чудотворцев, прпп. Сергия и Германа, чуть позже — Иерусалимский придел.

В 1995 году при подворье было образовано сестричество милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери. К подворью был приписан больничный храм свт. Николая при институте хирургии им. Н. Н. Бурденко.

В июле 1997 освятили храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Первые несколько лет после возвращения подворья Церкви богослужения совершались именно в этом помещении, поэтому по благословению Святейшего Патриарха Алексия II здесь был устроен и в 1998 г. малым чином освящен храм. С начала 2014 г. в храме начались масштабные строительные и реставрационные работы по руководством Мосгорнаследия, изготовлены и установлены иконостас, престол, жертвенник и иные предметы богослужебного интерьера. 30 января 2017 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий совершил великое освящение нижнего храма подворья в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Современное состояние [ править ]

Храмы [ править ]

Деятельность прихода [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 125047, г. Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская, д. 52

От станции метро «Белорусская» кольцевая:

Выход в сторону ул. Лесная. Далее идти один квартал по ул. 3-я Тверская-Ямская до перекрестка со светофором. Повернуть направо по пер. Александра Невского. С левой стороны будет здание Подворья.

От станции метро «Маяковская»:

Первый вагон из центра. Повернуть направо на пер. 1-й Тверской-Ямской. Далее на перекрестке повернуть налево на ул. 2-я Тверская-Ямская. Идти прямо до третьего перекрестка с пер. Александра Невского. Справа будет здание Подворья.

Паломнику [ править ]

Подворье открыто ежедневно с 7.00 до 21.00, в праздничные дни с 6.00 до 22.00.

С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте подворья.

Фото [ править ]

валаам храм сергия и германа

Церковь Сергия и Германа Валаамских чудотворцев при подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1901 г.

валаам храм сергия и германа

Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

валаам храм сергия и германа

Храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (главный храм)

валаам храм сергия и германа

Храм святого благоверного князя Александра Невского (нижний храм)

Источник

Обновлённый храм преподобных Сергия и Германа встречает Сретение Господне

На праздник Сретения Господня возобновились служения в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря после ремонта в алтаре.

валаам храм сергия и германа

О том, как задумывался и строился собор, читаем в книге“Валаамский монастырь и его подвижники: «В XIX веке, особенно с открытием регулярного сообщения с Петербургом, увеличилось число монашествующей братии и паломников. При стечении большого числа богомольцев уже не мог вместить всех желающих. Вероятно, идея строительства нового большого собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову), в те годы благочинному Санкт-Петербургской Епархии. При посещении монастыря в 1846 году он высказал пожелание, чтобы “вместо такого числа храмов, гораздо было бы лучше, если бы одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».

валаам храм сергия и германаПри игумене Дамаскине началась заготовка кирпича, извести и других стройматериалов для нового храма. Что-то привозили с большой земли на кораблях, но многое изготавливалось на Валааме трудами братии и наёмных рабочих. К примеру, в монастыре имелся собственный кирпичный завод. Специально для возведения большого храма был построен ещё и второй. По окончании работ подсчёт показал, что на строительство ушло 3,5 миллиона кирпичей!

К сожалению, выдающийся игумен-строитель не успел возглавить работы по возведению здания. К строительству приступили только при его ученике и приемнике игумене Ионафане II (1881-1891). Проект разработал архитектор А.Я. Силин под руководством епархиального архитектора Г. И. Карпова. А прежнюю церковь разобрали за несколько месяцев.

30 июня 1887 года состоялась торжественная закладка нового собора, на которой присутствовал великий князь Владимир Александрович с супругой, великой княгиней Марией Павловной.

Нижний храм был готов в 1891 году, но работы еще продолжались в верхнем храме и на колокольне. Из рапорта игумена Гавриила о проделанных строительных работах за 1891 год узнаём: «В нижнем этаже собора оштукатурена церковь, настлан каменный из плиты пол, поставлены печи, вставлены в окна рамы и для входа в верхнюю церковь устроена каменная лестница».

валаам храм сергия и германаИконостас был устроен трудами монашеской братии. Специалисты определяют стиль верхнего храма как “русский”, в то время как нижний называют “византийским”. Предполагается, что выбор такого стиля мог быть обусловлен воспоминанием о происхождении “от восточных стран” преподобных Сергия и Германа. Ведь именно им, легендарным основателям Валаамской обители, был посвящен нижний храм.

26 июня 1892 года преосвященный Антоний (Вадковский), епископ Выборгский, в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги, великой княгини Марии Павловны, освятил главный престол нижней церкви в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Через год, 14 июня, был освящен боковой придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Паломники того времени с нескрываемым восторгом отмечали: «Всюду видна масса кропотливого труда, изящество, вкус и полная гармония красок!»

Сегодня стены и потолок нижнего храма белые. Но изначально они были цветными: всё пространство было покрыто росписями, фресками или узорами. Росписи были выполнены в технике воско-клеевой темперы – вапы (от греч. βαφα — окраска), способ приготовления которой был разработан еще византийскими иконописцами. В состав связующего красочного слоя входили воск, приготовленный особым способом, осетровый клей и пчелиный мёд. Живопись выполнялась по сухой штукатурке, покрытой слоями мелового грунта и клея. Особенностью техники является её устойчивость к условиям среды с повышенной влажностью. Колорит росписи со временем не изменялся.

валаам храм сергия и германаВ приделе Благовещения совершается ранняя Литургия.

Полоток нижнего храма прежде был небесно-голубым. Интересно, что сегодня в пространстве алтаря голубой цвет остался, в то время как в остальной части храма потолок стал белым. Изменился и цвет иконостаса. В наше время он кажется полностью позолоченным, хотя некоторые участки имеют древесную фактуру. Изначально иконостас был более разнообразным по цвету и по-детски праздничным: в нем на розовых и голубых пятнах рисунка играли блики золота.

Один из паломников, священник Александр Ваучский, подробно описал убранство нового храма: «Вся нижняя церковь украшена стенною живописью. На потолке изображены 4 евангелиста… На колоннах помещены картины из земной жизни Спасителя и Богородицы, в узких местах колонн – лики преподобных… Потолок выкрашен в синий небесный цвет, где раскиданы звёзды. Фон стен и колонн желтый, приятного колорита… Иконостас резной, золочёный по светло-синему и розовому фону. Иконы в нем древние, находившиеся в прежнем соборе, все в массивных серебряных ризах. Алтарь очень обширен и светел. Главный престол – бронзовый посеребренный… В приделе Благовещения совершается ранняя Литургия, после которой бывает ежедневно молебствование у раки преподобных Сергия и Германа».

валаам храм сергия и германа

валаам храм сергия и германа

К счастью, советский период в истории Валаамского монастыря завершился. Стены уцелели. И уже в наши дни пришли люди – братия монастыря, благотворители, волонтёры и профессиональные строители и ремонтники, которые вернули Спасо-Преображенскому собору былое великолепие.

Благодарим Господа, что сегодня двери храма открыты для всех и возможность помолиться у раки преподобных Сергия и Германа есть как у насельников, так и у посещающих обитель многочисленных паломников и туристов, число которых каждый год достигает 80-100 тысяч.

Трудами братии Валаамского монастыря

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *