валаамская икона божией матери фото и значение
Сила молитвы иконе Божией Матери «Валаамская» и ее значение
Обретение образа
В 1878 году иеромонах обители Алипий создает образ Валаамской Богоматери. Приверженец старой иконописной школы строго следует канонам мастеров. За работу берется только в момент, когда чувствует особое молитвенное вдохновение, и обязательно — во время чтения акафиста Пресвятой Богородице. И вот проступает лик Девы Марии. Однако завершенной работе иконописца не находится места в храме. Долгие годы она будет храниться в запасниках. За это время о ней даже успеют забыть. А вспомнить поможет лишь чудо.
Полезные материалы
В лето, когда иеромонах Алипий завершил на Валааме работу над образом Пресвятой Богородицы, петербурженка Наталья Андреева очень сильно простудилась. Болезнь дала осложнения на суставы, и долгие годы женщина испытывала мучительные боли, не имея возможности нормально передвигаться.
Но однажды как будто внутренний голос сказал ей: «Поезжай на Валаам, и болезнь отступит». Уже и в поездку собралась паломница, но одолели ее в последний момент сомнения — надо ли? И как ответ на ее терзания было ей видение в ту ночь – статная женщина в красной накидке с ребенком на руках. От образа ее исходило свечение. Болящая Наталья на секунду подумала: «Не Матерь ли это Божья?». Словно ответ на ее вопрос прозвучал в словах Девы:
«Не плачь, Спаситель по пути и Я по пути тебе! Ты Меня увидишь на Валааме. Там живу… »
Видение ли, сон словно растворились в воздухе, оставив в душе измученной болезнью женщины надежду на исцеление.
Со светлым чувством отправилась паломница в поездку. На календаре 1887 год.
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
На Валааме готовятся заложить собор в честь Преображения Господня. Суетный, но торжественный день. Лишь перед отъездом Наталья Андреева успевает войти в Успенскую церковь, и застывает от изумления: икона, на которой запечатлен тот самый Образ, что явился ей во сне, находится здесь, в стенах храма.
Однако паломница успела лишь поставить свечку перед образом Богородицы и поспешила на пароход — уже был дан сигнал к отплытию. По возвращении в Петербург женщина почувствовала, что боли начали отступать. Надежда на исцеление поселилась в ее душе, и Наталья пообещала себе вновь вернуться на остров, чтобы воздать благодарение Царице Небесной.
Второй приезд состоялся лишь в 1896 году, но не оправдал ее ожиданий. Чудо случилось лишь годом позже, на праздник преподобных Сергия и Германа Валаамских. Со слезами молилась паломница перед ракой чудотворцев об обретении иконы.
Рака с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских
Обошла все храмы, но нигде не находила Образа Той, что подарила ей надежду. Не помог и ризничий, что вёл счет всему имуществу монастыря. Икона с изображением Богоматери как будто растворилась в воздухе, как и тот Образ Её, что явился Наталье много лет назад.
В отчаянии вновь припала женщина к мощам преподобных, и в ту же ночь был ей благодатный сон, что сбылся уже наутро. Икону Богоматери, завернутую в холст, нашли там, где и было указано во сне — в кладовой заброшенной церкви, где монахи устроили ризницу.
С почестями переместили икону в собор. После богослужения перед обретенной иконой паломница почувствовала себя совершенно здоровой. Путь, которым паломница столько лет шла к своему выздоровлению, оказался верным.
История иконы
Образ Богоматери, именуемый Валаамским, имеет сравнительно небольшую историю в плане иконографическом. Икона была написана в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (в миру – Алексей Константинов, 1851–1901 гг.), уроженцем Рыбинского уезда Ярославской губернии. В Валаамскую обитель он поступил в 1875 году.
При пострижении в монашество 12 мая 1884 года был принят во внимание его дар живописца – его нарекли Алипием, в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского. Иеромонах Алипий вместе с другими монастырскими живописцами, в том числе иеромонахом Лукой (Богдановым), украшал храмы монастыря, написав иконы для пятиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора.
Отец Алипий писал иконы в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов. Каждую икону или стенопись он долго и благоговейно обдумывал. Никогда не начинал писать икону, пока не чувствовал действие благодати Божией.
Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.
В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.
Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь.
В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.
Получив облегчение в болезни после молитв к преподобным, раба Божия Наталья дала обещание вновь приехать на Валаам.
Еще через 10 лет Наталья все-таки решила вновь съездить на Валаам, чтобы принести благодарность исцелившей ее чудотворной иконе, но иконы там не оказалось, и никто не знал, когда и как она исчезла. Поиски в Петербурге на подворье Валаамского монастыря также оказались бесплодными.
Тем не менее, какой-то внутренний голос побуждал ее в третий раз съездить на Валаам для поисков иконы. Ночью ей приснился вещий сон, будто у старинной заброшенной церкви Николая Чудотворца на острове она услышала глас с небес: «Я здесь, ты скоро меня найдешь», а затем врата церкви растворились, и преподобный Сергий Валаамский указал ей место в храме, где находилась чудотворная икона.
После трех дней поста и непрерывных молитв, выходя из храма, она увидела священника, которому поведала свой сон, с чудотворной Валаамской иконой Богородицы в руках.
Тут же отслужили торжественный молебен, в ходе которого произошло еще немало исцелений. Все они были зафиксированы в письменном виде и удостоверены многочисленными свидетелями, как и последующие, когда к чудотворной иконе началось массовое паломничество.
Эти откровения – чудо из чудес, которые еще раз подтверждают и особое заступничество Пречистой, Её покровительство нашей стране, и вновь свидетельствуют, что Валаам – еще одна Её обитель, еще один Афон, на территории России, который, впрочем, на некоторое время покинул пределы нашей страны. Этот исход Её Первоообраза в лике Валаамской иконы Божией Матери из пределов тогдашней России тоже – чудо высокого духовного значения.
Так же для Валаама и для всей России обретение Валаамской иконы имеет ещё одно уникальное значение – это явление нам Её предстательства перед Господом за Русь. Еще в первую Мировую войну валаамским старцам были видения, задокуметированные ими. В одном из них Пречистая, такая, как на Валаамской иконе, явилась плачущей перед Богом и молящаяся Ему о спасении земли русской от врага и даровании нашему народу победы.
Судьба образа в XX веке
В начале XX века валаамские монахи сделали несколько списков с чудотворного образа. Выполненная в 1900 году копия хранилась в часовне, расположенной на подворье Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В начале 30-х годов почитаемый список перенесли в церковь Смоленской иконы Божьей Матери.
Здесь она находилась до перенесения в Валаамский монастырь, состоявшейся в 1996 году. Чудотворный образ поместили в церкви преподобных Сергия и Германа. По молитве перед ним произошло множество чудес, зафиксированных в хрониках монастыря.
В 1914 году обитель посетил Великий князь Николай Николаевич. Специально для него в монастырской мастерской выполнили список иконы Валаамской Божьей Матери и копию сказания о её обретении. Существуют сведения, что эти реликвии сегодня хранятся у потомков дома Романовых.
Подлинник Валаамской иконы, находившийся в одноимённом монастыре с 1917 по 1940 год. В это время Ладога являлась частью Финляндии. В начале 40-х годов монашеская братия, опасаясь преследования со стороны советской власти, переселились в Финляндию. Здесь они основали монастырь Новый Валаам, где в настоящее время находится икона, написанная монахом Алипием.
Богородица Валаамская — иконография, детали, символика
Иконография Валаамской Богоматери несколько отличается от других почитаемых Ее Образов. Дева Мария изображена в полный рост, Ее босые стопы касаются облака. В различных трактовках босоногость может служить символом смирения или почитания Бога.
Эта деталь, по мнению искусствоведов, является уникальной и не встречается в других иконах восточной церкви. Облако же в Библии — знак божественного присутствия.
Богомладенец, что восседает на руках Девы Марии, осеняет молящихся десницей, а в левой его руке — империя, увенчанная крестом.
Такой образ Богоматери восходит к византийской иконографической традиции и относится к типу «Никопея» (Победоносная).
Этот иконографический тип опирается на определенные каноны:
Еще с древних времен перед этим Образом императоры Византии возносили благодарственные молебны за дарованные победы над врагом на поле брани.
С середины IX века в византийских и русских памятниках это изображение встречается довольно часто. По некоторым источникам, в русской традиции реплики этого иконографического типа можно найти в работах киевского иконописца Алипия (XI век).
Видимо, не случайно в честь преподобного Алипия Печерского был наречен в монашестве и валаамский иеромонах (в миру Константинов), создавший Образ Валаамской Богоматери.
Член императорской семьи Николай II планировал построить на острове церковь в честь чудотворной иконы Валаамской Богоматери, чтобы молиться об упокоении всех русских воинов, погибших за «Веру, Царя и Отечество». Поскольку икона тогда еще не была признана канонической, храм освятили в честь Смоленской иконы Богородицы. Валаамский образ находился в церкви до в 1940 года (момента перехода Карелии в состав СССР).
Особую смысловую нагрузку несет и цветовая палитра образа. Богородица на иконе изображена в традиционных одеждах — темно-синей тунике и красном мафории. Сочетание этих оттенков символизирует единение небесного и земного начала. Золотисто-желтый цвет хитона Богомладенца — прямое указание на Божественное его происхождение, принадлежность к Вечности. В христианской традиции это цвет света, сияния, не подразумевающий иной трактовки образа и потому являющийся своего рода «маркером» святости. Не случайно именно золотые дары преподносят волхвы новорожденному младенцу Иисусу:
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мф. 2:9-11)
Изображение Девы Марии в красном мафории, держащей перед собой Богомладенца в золотых одеждах рождает своего рода изобразительную аллюзию — огненный столп, в центре которого — золотое свечение.
Описание иконы
Валаамская икона Божией Матери не походит ни на одну из ранее прославленных икон Богоматери. По типологии ее чаще относят к византийскому образу «Никопеи» – «Победотворной». В алом мафории – цвет царственности, покрывающем синий гиматий, на одной руке, что под мафорием, Она держит Младенца, другой, открытой, в поручи – поддерживает Его спереди.
Сам Господь – в белом гиматии, правая рука Его поднята в жесте благословения, в левой держава с крестом. Царица Небесная не обута, под Её босыми стопами – облако и вся Она – будто выступает из золотистого теплого марева, солнечного и успокоительного.
По иконографическому типу Валаамская икона Божией Матери принадлежит к Богородичным образам, именуемым «Панагия» (Всесвятая); близка она по композиции и к другому типу — «Никопея» (Победительница). Характерными отличиями от других образов Богоматери являются держава, которую держит в левой руке Младенец Иисус, и босые ноги Богородицы, стоящей на облаке.
Почитаемые списки
Оригинал Валаамской иконы Богоматери находится в Ново-Валаамском Преображенском соборе мужского монастыря в Финляндии. На ее месте в Старом Валааме теперь находится почитаемый список, созданный тем же иконописцем, иеромонахом Алипием. По разным источникам, дата его создания относится к 1900-1901 годам.
За свою жизнь иконописец успел написать 3 образа Богородицы. У каждого из них — своя судьба. Третья икона иеромонаха долгое время пребывала в Санкт-Петербурге. Сначала в монастырском подворье, а во время Великой Отечественной войны — в Смоленском храме на Васильевском острове. В начале 1990-х годов была возвращена на остров.
В этот день в честь Валаамской иконы Божией Матери первым в России освящен бывший Никольский храм (церковь Николая Чудотворца). Именно здесь в 1897 году святыня была обретена. Чин освящения провел патриарх Алексий II.
Значение иконы
Икона Валаамской Божьей Матери — один из самых значимых для Российского государства святынь. Её считают заступницей русских воинов и всех русских земель. Местные монахи рассказывали о видениях, произошедших в начале XX века. В них Богородица молила Спасителя не оставлять без заступничества Россию.
Икона обладает глубоким символическим значением. Прихожане познакомились с Валаамскою Богородицей в год, когда Николай Александрович, император российский, прошел через обряд венчания. Отсюда — величественность образа, красные одеяния и великодержавный смысл, заложенный в икону.
Кроткое безмолвие и покровительство смертным — вот что олицетворяет собой Валаамская икона.
Символичным считается явление Валаамской иконы Божьей Матери в одноимённом монастыре, называемым одним из её приделов на земле. Выход Ладоги из состава российских земель после Революции 1917 года также видится знаком, посланным Небесной Заступницей русским людям. Она показала, что в стране, попирающей традиции христианства, разрушающей храмы и уничтожающей святыни, нет места её дому.
Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и покланяемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси милостивно на молитву болящия рабы Твоея и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, отечество наше и вся люди православныя, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающия, от нашествия иноплеменных, от глада и мора, и от всякаго зла; управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру Православную. Воззри милостивым оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки избавит и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити тамо Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В чем помогает Валаамская икона Божией Матери
Иконе Валаамской иконе Божией Матери молятся об исцелении от недугов и даровании здоровья, ведь впервые свою чудотворную силу она проявила именно в исцелении и продолжала исцелять страждущих.
К иконе Валаамской Божьей Матери приходят много людей, чтобы попросить у неё помощи и защиты. Она помогает:
Помимо этого, искренняя молитва перед иконой «Валаамская Богородица» помогает в обретении мира и гармонии в семейной жизни, благополучных родах, наставлении детей на путь истинный.
Тропарь
Днесь светло красуется обитель Валаамская, и вси вернии в земли Российстей духовно торжествуют, прославляюще чудотворную икону Твою, Владычице, к нейже ныне мы притекающе с любовию глаголем сице: о Пречистая Дево Богородице, моли Сына Своего Христа Бога нашего, да избавит обитель сию и вся грады и веси страны нашея, от всех навет вражиих и спасет души наша яко Милосерд.
Ин тропарь, глас 4-й:
К Богородице прилежно ныне притецем и к Ея иконе чудотворней припадем и возопием Ей: о Пречудная Владычице Богородице, скорое нам яви заступление и помощь, землю нашу миром огради, ускори от всяких бед избавити ны по велицей Твоей милости.
Поиски в городе на Неве
Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.
Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.
Второе пророческое видение
Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.
Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».
Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.
Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.
Сила молитвы иконе Божией Матери «Валаамская» и ее значение
Церковные предания гласят, что Валаамская икона Божией Матери обладает чудодейственной силой и может посещать православных людей во сне. Валаам издавна укреплял веру наших соотечественников, этот остров называли Русским Афоном. Валаамские старцы наставляли российских императоров, а об островных иконах слагались легенды.
О чем можно молиться перед иконой Богородицы, чего просить у небесной заступницы? С Божьего дозволения мы поведаем об этом.
Кому и в чем помогает икона «Валаамская» Пресвятой Богородицы
Вы уже поняли, что перед чудодейственной иконою молятся не просто так — на вас может снизойти Божия благодать. Радуйся, говорят умные люди, если в твоей семье никто не болеет. А если хворь приключилась, получится ли ее молитвами исправить?
Вот о чем можно просить Валаамскую икону Божьей Матери:
В 2019 году день памяти Валаамской иконы Божией Матери отмечается 14 июля.
Как правильно молиться перед иконой «Валаамская» Пресвятая Богородица
Правила молитвы чудодейственной Богородице мало чем отличаются от общих православных установлений.
Икона Божьей Матери (с Валаамским или иным происхождением) помогает тем людям, которые действительно нуждаются в помощи. Старинные иконы — серьезное средство исцеления недугов. Чем больше времени вы проводите перед такими иконами, тем лучше (не являются исключением и образы Валаамских мастеров).
Чтобы достичь желаемого молитвой, придерживайтесь следующих правил:
Молитва святому образу Валаамской Божией Матери
Естественно, что у иконы нужно просить помощи, используя для этого правильные слова. Для иконы Божьей Матери, попавшей некогда на Валаамскую землю, разработана специальная молитва. Если мы ничего не путаем, икона защитит нас «от всякия напасти».
Вот слова, которыми надлежит славить Валаамскую Богородицу:
О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.
О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.
Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мало кто знает о том, что Валаамский образ вдохновлял поэтов на творчество. Тропарь в честь Богородицы некогда написал архиепископ Павел:
Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.
Чуть позже Валаамскому чуду был посвящен кондак — авторство этого произведения принадлежит православной поэтессе Валентине. Легенда гласит, что поэтесса была незрячей, но сумела воспринять всё величие иконы и духовно возвыситься.
Отсюда вывод — икона может способствовать и внутреннему развитию человека. Так что активно молитесь в храме, прославляйте икону и ждите Валаамского чуда.
По традиции — Вашему вниманию видео службы Валаамской иконы Божией Матери на церковнославянском языке (всенощное бдение) во главе с игуменом Спасо-Преображенского монастыря, епископом Троицким Панкратием:
Валаамской иконы Божией Матери (Всенощное бдение). Валаамский монастырь.
Икона «Валаамская» Пресвятой Богородицы
Если заглянуть в область иконографии, мы увидим, что икона Божией Матери с Валаама относится к «Панагиям» — Богородичным образам. Также есть тип иконы «Никопея», с которым прослеживается композиционное родство.
Икона Богоматери Валаамской
Рассматривая икону, обратите внимание на босые ноги Заступницы и державу в руках Иисуса. Это и отличает икону Божьей Матери в Валаамском исполнении от аналогов, созданных в других православных монастырях.
История иконы Валаамской Богородицы
Автор иконы — легендарный иеромонах Алипий, который перед постригом проходил обучение на художника. Иеромонах долго работал над иконою и полностью завершил создание образа в 1878 году.
Иконописец иеромонах Алипий (Константинов).
По неведомым причинам Богородице не было уготовано место на иконостасе — святыня 20 лет пылилась в кладовой монастыря. Подобные истории случались и с другими иконами, но здесь случай особый. Дальнейшие события разворачивались в такой последовательности:
Если вы соберетесь на Валаам, стоит учесть, что там хранится список знаменитой иконы (оригинал по-прежнему пребывает в Финляндии). Праздновать день досточтимого образа наши соотечественники начали в 1997 году — после разрешения Алексия Второго. В Финляндии дата отличается от российской (празднуется 7 августа) — это нужно знать об иконах перед началом молитвы.
Новой вехой в истории образа стал 2000 год — именно тогда Алексий II благословил строительство церкви, воздвигнутой в честь реликвии. В качестве площадки было выбрано предполагаемое место обнаружения образа. В 2005 году храм торжественно освятили, после чего двери распахнулись для верующих.
Описание и значение образа Валаамской Богоматери
Икона обладает глубоким символическим значением. Прихожане познакомились с Валаамскою Богородицей в год, когда Николай Александрович, император российский, прошел через обряд венчания. Отсюда — величественность образа, красные одеяния и великодержавный смысл, заложенный в икону.
Кроткое безмолвие и покровительство смертным — вот что олицетворяет собой Валаамская икона.
Стоит отметить, что многочисленные исцеления служат доказательством чудодейственности иконы. Даже освященный список привлекает паломников, стекающихся на Валаам со всей России. Последнее зафиксированное чудо — выздоровление сына греческого священнослужителя. Свидетельство этого есть у архимандрита Сергия, настоятеля Нового Валаама. Так что не отчаивайтесь и смело планируйте паломничество, если возникли сложности со здоровьем.