валкурийская икона божией матери

Как чудотворные иконы спасали Россию, помогая против воинов хана Батыя и фашистских оккупантов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

валкурийская икона божией матери

Икона, положившая начало гибели Золотой Орды

валкурийская икона божией матери

Божья Мать считается издревле защитницей России. Ее земли со всех сторон охраняют древние образы Богоматери. С востока – Казанская икона, с юга – Иверская, с запада – Смоленская и Почаевская, а с севера – Тихвинская. Владимирская Божья Мать находится в самом сердце России – ее столице, Москве.

Оригинальный образ Владимирской иконы по легенде написал сам апостол Лука еще при жизни Святой Марии – матери Иисуса. Образ попал на Русь из Константинополя в XII веке. Это список с оригинальной иконы, которая не сохранилась.

Сначала она хранилась в Вышгороде, а затем была перенесена во Владимир. Вот уже более шести веков образ хранится в Москве.

валкурийская икона божией матери

Эта святыня защитила Русь от нашествия тамерлановой орды; наполеоновских войск, которые победоносным маршем прошли по разным странам мира; фашистской чумы.

В 1395 году, когда хромой Тимур со своими несметными полчищами надвигался на Москву, русичам во главе с сыном Дмитрия Донского, князем Василием, ничего не оставалось, как уповать на заступничество высших сил. Встретить неприятеля решили на Оке. Туда же была доставлена из Владимира чудотворная икона. Десятки тысяч москвичей и воинов молились перед образом, прося защитить город от полчищ Тамерлана.

валкурийская икона божией матери

В один из этих дней восточному полководцу приснился сон, в котором величественная женщина, окруженная грозными воинами, повелела ему уходить вон из России. Тимур, веривший в знамения и пророчества, в вещие сны, обратился к мудрецам для толкования своего сна. Они рассказали ему, что женщина – Божья Матерь, которая охраняет русскую землю. Полководец решил повернуть назад и напасть на Золотую Орду. Это было начало конца Орды.

Икона Владимирской Божьей Матери – настоящий оберег для Руси. Она много раз сохраняла ее земли и Москву от чужеземных завоевателей. Сейчас икона находится в музейном храме при Третьяковской галерее, в Толмачах.

Образ Казанской Божьей Матери, обретенный в огне пожаров

валкурийская икона божией матери

Этот образ обретен в XVI веке во время страшных пожаров в Казани. Это был период, когда Иван Грозный присоединил Казанские земли к царству Московскому. На исконно татарских землях строились православные храмы, население массово принимало христианство. Мусульманское духовенство видело в пожарах наказание населению за отказ от своей истинной веры.

Десятилетней девочке Матроне был дарован вещий сон, в котором Богородица указывала ей, где найти ее икону. Образ был найден под печкой сгоревшего дотла дома. Найденную икону поместили в храм, а список с нее отправили царю. Государь повелел в месте обретения образа основать монастырь, где и хранить икону.

Икона, найденная в Казани, помогла многим сомневающимся прийти к христианству. Образ Божьей Матери исцелял больных, неоднократно помогал победить России в военных действиях против поляков, литовцев в Смутное время.

валкурийская икона божией матери

Следующее чудо икона явила в Великую Отечественную войну, когда полчища фашистов стояли у стен Москвы. Все русские люди молились тогда денно и нощно за своих воинов, противостоящих грозному врагу. Митрополит Илья несколько дней молился без пищи и сна перед иконой Казанской Божьей Матери. На третий день бдения ему явилась Святая Мария и приказала трижды обойти город с ее образом.

Ее слова были переданы Верховному Главнокомандующему И. Сталину. По его тайному приказу самолет с иконой облетел город. Через несколько дней в войне наступил перелом: немцы бежали от страшных морозов и от небывалой стойкости и мужества советских людей. Затем чудотворный образ был отправлен в Сталинград, после чего наступил окончательный перелом в ходе войны.

Икона, явленная в Казани, которая хранилась там при монастыре, была украдена в 1904 году. Осталось два списка с нее. Первый – хранится в Санкт-Петербурге, это его прислали Ивану Грозному, а второй – в Москве, его доставили князю Пожарскому, чтобы поддержать ополченцев в борьбе с поляками.

Загадочная икона, таинственным образом появившаяся на Руси

валкурийская икона божией матери

Северные и южные границы России охраняют и благословляют Тихвинская и Иверская иконы Матери Божьей.

Ее авторство, как Владимирской и Казанской, приписывается евангелисту Луке. Безусловно, все эти образы – списки, но списки очень древние. На Руси Тихвинская икона появилась в XIV веке на нижегородских землях, жители которых не были еще обращены в христианство. Согласно сказаниям, несли ее невидимые Ангелы. Первыми образ увидели рыбаки, так как Богоматерь часто появлялась над Ладогой.

Христианская церковь считает, что икона перенеслась по воздуху на Русь из Византии. Как раз в это время она таинственно исчезла из Влахернской церкви, где хранилась.

Во время Второй мировой войны фашисты отправили икону в Ригу. Домой, в Успенский монастырь в Тихвине, она вернулась лишь спустя почти 60 лет.

Самым известным чудом Тихвинской Божьей Матери считается защита Новгорода и монастыря в XVII веке от шведов. Во время осады вражеские воины страдали от видений, которые показывали им огромное войско, идущее в Новгород из Москвы, а также небесных защитников города – ангелов и архангелов, которые приказывают им убираться восвояси. Благодаря заступничеству Тихвинской Божьей Матери шведам не удалось завоевать Новгород, а вскоре было заключено перемирие.

валкурийская икона божией матери

Иверская икона Божьей Матери находится в Иверском (грузинском) монастыре на священной горе Афон. Этот древний иконописный образ известен с IX века. Чтобы спасти икону от уничтожения, владелица образа опустила ее в море у города Никея. Спустя два столетия монахи Иверского монастыря увидели плывущий по морю образ, сзади которого светился огненный столб, его поддерживающий. Ведомый высшими силами, монах обители Гавриил вошел в море, и пройдя по нему, как по суше, принес икону в монастырь.

Множество списков Иверского образа разошлось по миру. Один из них в XVII веке был прислан в Россию. Существует сказание, что одним из знамений Второго Пришествия Христа и конца света будет исход иконы из монастыря по морю. Иверская икона в России находится в Москве, в Новодевичьем монастыре.

Святые образы, помогавшие русским воинам в сражениях

валкурийская икона божией матери

Святыня и заступница западных земель – Смоленская Божья Матерь. Попала она в Россию в XI веке, вместе с дочерью греческого императора Анной, которая вышла замуж за Черниговского князя Всеволода. Церковь считает, что образ Божьей Матери был написан апостолом Лукой еще при жизни Святой Марии.

Икона прославилась многими чудесами и исцелениями сначала в Иерусалиме, а затем в Константинополе. Сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах, унаследовавший образ, перенес его в Смоленск.

В XIII веке, во время нашествия хана Батыя на Русь, икона защитила город, явившись осаждавшим его монголо-татарам, и обратила их в бегство. В XIV веке образ Богородицы Смоленской был принесен в Москву. Однако жители Смоленска просили князя московского Василия Темного возвратить святыню в их город. И в XV веке она была передана в Смоленск. На месте, где москвичи расстались с драгоценным образом, был основан Новодевичий монастырь, там и поместили список с иконы Смоленской Божьей Матери.

валкурийская икона божией матери

Во время Отечественной войны 1812 года накануне решающего сражения при Бородино образ доставили в Москву и обошли с ним крестным ходом вокруг Кремля, Китай-города, а также служили молебны перед образом в лагере русских воинов.

Чудотворная икона была утеряна во время Великой Отечественной войны.

Почаевская икона Божьей Матери глубоко почитаема славянами всего мира. Она с XVI века хранится в Тернопольской области на Украине, в городе Почаев, в Успенской лавре. Этот образ был подарен дворянке Анне Гойской патриархом Константинопольским Неофитом.

В XVII веке лавра была осаждена турками. Монахи молились Божьей Матери, пели ей акафист. Внезапно перед войском захватчиков появилась сама Богородица со своей небесной ратью. Стрелы, которые выпускали татарские наемники в ангелов и Матерь Божью, возвращались к ним. Захватчики в ужасе бежали, убивая друг друга. А те, которых взяли в плен, приняли христианство и остались служить в лавре.

Явила чудо Матерь Божья Почаевская и в XX веке. Представ перед иконой, исцелилась монахиня Варвара, у которой почти полвека были парализованы ноги.

валкурийская икона божией матери

Древние иконы знамениты своими чудесами. Почему и когда они происходят, не знает никто. Ведь писали их глубоко верующие люди с благословения высших сил – евангелист Лука, монахи. Один из них – Фра Анджелико, расписавший древние храмы Италии и Ватикана.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

валкурийская икона божией матери

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

валкурийская икона божией матери

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Источник

Ноябрь

валкурийская икона божией матери

7 ноября

Икона, именуемая Взыграние [Взыграние Младенца]

валкурийская икона божией матери

Эта икона находится в Угрешском монастыре, близ Москвы, который устроен Димитрием Донским в XV веке. Явление её относится к концу XVIII века.

9 ноября

Икона, именуемая Скоропослушница

валкурийская икона божией матери

Эта икона находится на Афоне, в Дохиарском монастыре.

Она прославилась в 1664 г следующим образом. Она находилась на стене пред братской трапезой, и трапезарь, проходя, по обыкновению, мимо неё с возожжённой лучиной, два раза слышал от неё слова: «Не копти Моего образа зажжённой лучиной», но, приняв эти слова за шутку кого-либо из братии, не прекращал хождений, за что и был наказан слепотой при словах тоже от иконы: «Монах, недостойный сего имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» Но через некоторое время, по молитве пред иконой, ему было возвращено зрение и при этом сказано, что Пресвятая Богородица покровительствует обители, и что Она предстательствует пред Своим Сыном за всех православных христиан, и молитвы их бывают исполняемы Господом ради Её ходатайства, и что с этого времени икона будет называться Скоропослушницей. Сия икона ознаменовала себя очень многими чудесами.

Молитва пред иконой, именуемой «Скоропослушница»

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая! Море явльшаяся божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верой к Тебе прибегающим!

Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, Всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прощения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все еже на пользу, во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, и подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя. Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий, и душевнаго расслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

12 ноября

валкурийская икона божией матери

По преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы, которые удостоились благословения Её. Одна, на которой изображена Пресвятая Богородица без Богомладенца Иисуса Христа, называется Милостивой, как умоляющая Сына Своего о помиловании грешных людей; другая, на которой Пресвятая Богородица изображена держащей Спасителя с левой стороны, называется Одигитрией (Путеводительницей), как путеводствующая людей к Царству Небесному; третья, на которой Пресвятая Богородица держит Богомладенца с правой стороны, называется также Милостивой, но для отличия от первой иконы, называется Милостивой-Киккской. Это название она получила от горы Киккос, или Конкос, лежащей на острове Кипре, на котором икона находится в настоящее время.

Эта последняя икона долгое время находилась в Египте, затем в 980 году перевезена в Константинополь, где была поставлена в царских чертогах и оставалась до времени императора Алексея Комнина (XI век). После чудесного исцеления дочери сего императора Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела послать Свою чудотворную икону на остров Кипр. Здесь император устроил для неё храм и при храме монастырь. Тут св. икона прославилась многими чудесами, и в её благодатную силу веруют не только христиане, но и иноверцы. Множество чудес совещается от неё и на суше, и на море.

В 1365 г. храм и монастырь были истреблены пожаром, но икона сохранилась невредимой. Впоследствии монастырь и храм были снова выстроены. Неизвестно, с какого времени Киккская икона закрыта до половины пеленой от верхнего левого её угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и Богомладенца на ней не видно, и никто не дерзает видеть, так как за приподнятие пелены многие были строго наказаны.

15 ноября

валкурийская икона божией матери

валкурийская икона божией матери

Явление сей иконы последовало в 1182 году следующим образом: в Малороссии, в Пинском уезде, девица Анна из села Купятицкого пасла стадо своего отца и заметила однажды в лесу между деревьями блистание света. Она подошла и увидела, что на дереве висит небольшой крест с изображением на нём иконы Пресвятой Богородицы. Девица сняла крест и с великой радостью отнесла его в свой дом, спрятала и воротилась к своему стаду; но на том же месте опять увидела сияние и крест и, думая, что находит другой крест, взяла и повесила его себе на грудь. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший на ней крест, но креста не оказалось. Она сказала, что есть у неё другой такой же крест, и пошла его взять, но не нашла и этого креста. Тогда она вместе с отцом пошла к тому месту, где два раза находила крест. Оба они увидели тут на дереве во свете крест с изображением Богоматери и, взяв, отнесли его домой; но на другой день крест опять у них исчез. Тогда они объявили об этом чуде жителям своего села, которые пошли на указанное место и все увидели на дереве крест, окружённый сиянием.

Это чудо возбудило во всех жителях благоговение, и они построили здесь деревянную церковь и в ней поставили обретённый крест и стали называть его Купятицкой иконой Пресвятой Богородицы. С того времени от иконы начали совершаться чудеса.

Однажды во время морового поветрия в селе Купятицком икону обнесли вокруг села, и поветрие в тот же день совершенно прекратилось. Прошло несколько лет, татары сожгли церковь с чудотворной иконой. Однажды некто путник, по имени Иоаким, проходя мимо того места, где была церковь, изумлён был светом, исходящим из земли. Он подошёл и увидел крест, лежащий в пепле. Путник объявил о том жителям села Купятицкого, которые со своим священником пришли на место и с радостью узнали в нём свою чудотворную икону. Она не подверглась ни малейшему повреждению от огня. Тут снова была построена церковь, при которой путник Иоаким остался пономарём.

В 1629 году при Купятицкой церкви основан православный мужской монастырь. Икона Пресвятой Богородицы оставалась в селе Купятицком, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во второй половине XVII века им завладели униаты, тогда православные русские перенесли чудотворную икону в Киев и поставили в Софийском соборном храме. Богомольцы имеют великое благоговение к сей иконе. Она прославилась многими чудесами.

Крест с изображением Купятицкой Божией Матери сделан из меди и имеет в длину и ширину по 2¼ вершка. На одной его стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой распятие.

Икона Благоуханный Цвет

валкурийская икона божией матери

Так называемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится в воронежском Покровском кафедральном соборе, и известна она там под именем Одигитрии.

На иконе Богомладенец Спаситель изображён сидящим на левой руке Своей Матери. Правой же рукой Пресвятая Богородица держит расцветшую ветвь.

19 ноября

Икона, именуемая Утешение в скорбях и печалях

валкурийская икона божией матери

Икона находится на Афоне, в русском Свято-Андреевском скиту.

В 1863 году 15 ноября в город Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований из этого скита иеромонах Паисий и привёз с собой небольшой крест с частью древа Креста Господня и икону, называемую Утешение в скорбях и печалях. Святыня была поставлена в женском Христорождественском монастыре, горожане спешили облобызать её и помолиться пред нею, и здесь от иконы Пресвятой Богородицы произошло несколько чудес.

Из сих чудес особенно замечательны исцеление от немоты 18-летнего ученика живописца Неволина и дочери крестьянина Ксении Кайсиной, не владевшей ни руками, ни ногами.

21 ноября

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

валкурийская икона божией матери

в г. Серпухове Московской губернии. Этот образ находится в Серпуховском Владычнем женском монастыре. О происхождении его сохранилось следующее известие. Живший в XIV столетии прп. Варлаам, ученик св. митрополита Алексия, однажды удостоен был видения образа, на котором было изображено введение во храм Пресвятой Девы. Святитель Алексей отдал тогда же распоряжение написать икону в таком виде, как она явилась прп. Варлааму. Образ был написан и поставлен в основанном св. Варлаамом Серпуховском Владычнем монастыре, в каменном храме Введения Богоматери. Написан он в 1377 году и с этих пор, вот уже более 500 лет, чествуется как чудотворный. И доныне благодать Божия не престаёт подавать от иконы различные исцеления всем притекающим с верой под молитвенный покров Божией Матери.

Икона прекрасно сохранилась. Уцелел также и древний оклад её.

В 1860 году благочестивые почитатели Серпуховского образа повесили на него бриллиантовое ожерелье, а над ликом Богоматери вделали наперсный бриллиантовый крест с изумрудами и короной наверху. В середине же креста на изумруде вырезано Распятие Господа Иисуса Христа «с предстоящими».

Молитва пред иконой, именуемой «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне.

Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовой любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельной жизнию, в общении со Святой Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей. Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

27 ноября

Икона, именуемая Знамение-Новгородская

валкурийская икона божией матери

Икона эта находится в Новгороде, в соборе. Она представляет поясное изображение Пречистой Девы-Богоматери с распростёртыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди Её без всякой поддержки. Правой рукой Он благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий.

Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира.

Название «Знамение» подобные изображения Пресвятой Богородицы получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от неё в Новгороде в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере Русской земли одну державу и для сей цели хотел сокрушить силу новгородскую. К нему присовокупились многие другие князья. Союзные войска подступили к Новгороду, и начались кровопролитные приступы. Новгородцы, видя страшную силу врагов и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. Все храмы в городе были наполнены народом, а архиепископ Иоанн три дня и три ночи стоял при алтаре Божием в соборном храме, вознося молитву о Божественной помощи. Все решились защищаться насмерть. В ночь пред окончательным приступом святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять откуда икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городскую стену, и тогда «узриши, – прибавил голос, – спасение граду».

На рассвете, рассказав о видении, он послал соборный клир за иконой. Но посланные воротились, сказав, что икона не двигается с места. Тогда святитель сам со всем собором священнослужителей пошёл в Спасскую церковь и, упав пред иконой, так молился со слезами: «Дева, Владычица, упование и Заступница нашего града! Молись Сыну Твоему и не предай нас врагам нашим за грехи наши, но да явится и ныне милосердие Твое к нам».

Начали молебен, все молились со слезами, и лишь запели после 6-й песни кондак «Предстательство христиан непостыдное. », как икона заколебалась. Тогда архиепископ взял икону и дал её нести двум диаконам. Икону внесли на стену и поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену.

Вдруг одна из стрел вонзилась в св. образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как закапали слезы из очей Богоматери. Приняв слёзы на свой фелонь, он в умилении воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная! Ты даёшь нам знамение (оттого и икона получила название Знамения), что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города», и вдруг в войске врагов произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали спасение города Заступлению Пресвятой Богородицы, и было установлено празднование чудотворной иконе 27 ноября.

В 1566 году по молитвам пред сей иконой был остановлен страшный пожар в Новгороде. Пожар грозил истреблением всего города. Митрополит Макарий поднял икону из города и в крестном ходу понёс её по берегу Волхова, и вдруг подул ветер на Волхов, и пожар затих.

В 1611 году шведы, овладев Новгородом, производили в нём грабежи и хотели ограбить и собор, где стояла чудотворная икона, но лишь только вступили на соборный порог, как вдруг были отброшены назад невидимой силой. Это устрашило грабителей, и тогда никто из них не осмелился более проникнуть в собор.

валкурийская икона божией матери

Эта икона в последнее пятидесятилетие приобрела большую известность. Она находится в Царском Селе, в малой придворной церкви, и замечательна во многих отношениях – и как памятник древнего иконописного искусства, и как источник многих благодатных чудес и исцелений.

Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древне-византийских произведений. Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елисаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах, с правой стороны, вверху св. апостол Пётр, в середине – праведный Захария, внизу святитель Николай; с левой стороны, вверху – св. Алексий, человек Божий, в середине – праведная Елисавета, внизу – св. мученица царица Александра.

Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, чем превосходит почти все известные в России святые иконы Богоматери: в длину она имеет почти два, а в ширину полтора аршина. Происхождение Царскосельской иконы Знамение – весьма древнее. Она принесена в дар царю Алексею Михайловичу патриархом Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роде. Пётр Великий благословил ею дочь свой Елисавету как наследницу престола после Екатерины I. Императрица Екатерина II любила молиться пред нею.

В 1820 году по молитве пред сей иконой императора Александра I, а в 1863 году – Александра II, остановлен был пожар во дворце. В 1831 и 1848 годах молитва пред нею спасла от холеры Царское Село. Икона очень богато украшена – украшение ценится до 50000 руб. К Царскосельской иконе прибегают матери с молитвой за детей.

Есть ещё следующие чудотворные иконы Знамения Пресвятой Богородицы:

Икона, находящаяся во Владимире. Она стоит в Успенском соборе, в особом приделе в честь её.

Икона эта прославилась следующим образом. Близ Владимира, в слободе Быковке, тамошний житель Сергей Иовлев, с малолетства находившийся в расслаблении, три раза ночью слышал голос, говоривший ему: «Попроси написать Мой образ Знамения и поставить на том месте, где была церковь, и ты получишь исцеление».

Место это было близ дома больного и находилось в запустении. Больной рассказал о своём видении знакомым, и те не замедлили написать икону, но только не знали, как поставить её. И вот в это время другому больному, Логгину Сапожникову, жившему во Владимире, был голос, чтобы он пожертвовал имевшийся у него дубовый сруб под часовню и поставил её в Быковке на том месте, где был храм. Когда часовня была готова и в ней поставлена икона, то после молебна о здравии обоих болящих они получили исцеление. Это было в 1650 году, 8 октября.

С того времени от иконы стали совещаться и другие чудеса. Впоследствии чудотворная икона была перенесена во Владимир, в собор.

Икона, находящаяся в московском Златоустовом монастыре

валкурийская икона божией матери

Эта икона прославилась в 1847–1848 годах, когда в Москве свирепствовала холера.

Захворал ею благочестивый старец, купец Иродион Воробьев. Ночью больной увидел себя в какомто монастыре, и вдруг тут, на стене, явился образ Знамения. Благоговейный старец поспешил приложиться к иконе и заметил на ней улыбку Богомладенца, а Пресвятая Богородица в это время сказала: «Раб Божий Иродион» и осветила его сиянием, исходившим от Неё. После того больной почувствовал облегчение от болезни и решился отыскать избавившую его от смерти икону. Долго искал, и наконец, нашёл в Златоустовом монастыре, где в молодых летах часто он молился. Икона находилась над входом в паперть.

Тогда икона была богато украшена Воробьёвым и поставлена уже в самом храме, и после того было от неё немало и других чудес.

Икона, находящаяся в Москве, в церкви св. Иоанна Предтечи у Креста. В 1812 году икона сохранилась нетронутой неприятелем, тогда как прочие иконы в церкви были лишены украшений. Заболевшая холерой в 1853 году московская мещанка Ф. С., а в 1854 году аптекарь В. И. получили исцеление по молитве пред этой иконой. Были и другие исцеления.

Икона, находящаяся в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. Эта икона была написана в 1879 году одной из сестёр монастыря, Клавдией Войлошниковой, и стояла в письмоводительской келье в корпусе, занимаемом игуменьей монастыря.

В 1855 году 14 мая, в 9-м часу вечера некоторые из сестёр, бывшие в этой келье, заметили, что св. лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее – взор Её поднимался кверху и на стоявших в трапезной на молитве. Это явление повторилось ещё в 12 часов ночи. Икона была перенесена в храм, и от неё начали совершаться исцеления.

Икона, находящаяся в Вологде. Явилась она в 1571 году, 2 сентября.

Молитва пред иконой, именуемой «Знамение (Новгородская)»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

Припадаем и покланяемся Тебе пред святой чудотворной иконой Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой, обитель Твою, страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верой и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемый грехми многими, простри ко Христу Господу богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его: да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери Знамение-Корчемная

валкурийская икона божией матери

В своё время в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда у неё в доме всё было продано, она принесла в корчемницу образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и просила за него вина. Богобоязненный корчемник, поддавшись уговору, взял святой образ и поставил в своей божнице. Когда вдова протрезвела и осознала свой грех, собрала денег и поспешила к корчемнику, умоляя отдать икону. Тот исполнил её желание, но утром женщина не нашла принесённой домой иконы. Икона оказалась на прежнем месте в божнице корчемника. В слезах возвратилась вдова домой, но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени уже более не вкушала вина.

С тех пор икона стала именоваться в народе «Явленной Корчемной» и пребывала в корчемнице до её закрытия в 1850 году. Много чудес и исцелений произошло по молитвам пред этой иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Корчемная.

Молитва пред иконой, именуемой «Знамение (Корчемная)»

О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице!

Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех Горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Тем же мы, грешнии, на Пречистый Твой образ «Знамение» взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердная Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Те бе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

валкурийская икона божией матери

Празднование этой иконе ещё 20 июля (см. о ней там).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *