vaниль вид на храм христа спасителя
Как в центре Москвы на месте самого большого бассейна появился самый большой храм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Однако не стоит думать, что решение заменить бассейн на храм было спонтанным и необоснованным. Еще в XVI веке здесь стоял монастырь, сгоревший при пожаре в 1547 году. Вместо него построили новый монастырь — Алексеевский, который также был частично разрушен во время Смуты (1598-1613 годы), так что его пришлось восстанавливать в 1625 году. Женский монастырь постепенно разрастался, появлялись новые здания, в том числе и храм. А через два столетия император Николай I распорядился перенести монастырь за пределы города в Красное Село, а сами постройки разобрать.
И если постройки тогда действительно снесли, то Храм Христа Спасителя простоял вплоть до 1931 года. В этом году Политбюро постановило снести храм и вместо него возвести еще более внушительный по размеру Дворец Советов. Планировалось, что это будет самое огромное здание не только в Москве, но и вообще в мире.
Затем началось строительство амбициозного Дворца Советов, но дальше фундамента процесс не пошел — из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось заморозить. В таком виде это место оставалось до самого конца войны, и после еще 15 лет, пока наконец Никита Хрущев не распорядился из неприглядной стройки в самом центре города устроить бассейн — котлован всё равно очень часто наполнялся водой из-за дождей и талого снега, так что такая идея была вполне логичной.
Так, в 1958 году началось строительство огромного круглогодичного открытого бассейна. Его архитекторами стали сразу три специалиста — Д.Чечулин, В. Лукьянов и Н.Молоков. Они не стали разрушать уже построенный фундамент, а вписали бассейн внутрь бетонного кольца, который должен был быть основанием Большого зала дворца. Именно поэтому вместо стандартного и привычного прямоугольного бассейна Москва могла похвастаться совершенно необычным сооружением.
Бассейн получился огромным. В него вмещалось 25 тысяч кубометров воды. В день в нем могло искупаться порядка 20 тысяч посетителей, а за год их число доходило до трех миллионов. Считается, что за первые десять лет бассейн «Москва» — а именно так назвали это сооружение — посетило около 24 миллионов человек.
Отношение к бассейну было разным. Кто-то радовался, так как попасть в другие два бассейна из-за их большой популярности получалось не всегда. Кто-то возмущался, что на месте храма теперь плавают полуголые люди. Среди народа можно было услышать ироническое выражение «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам». В 1980-х разговоры о том, чтобы восстановить храм стали слышаться чаще, и к концу десятилетия даже появилось общественное движение за восстановление храма Христа Спасителя.
Бассейн проработал вплоть до 1990-го года. С распадом СССР поддерживать работу такого огромного сооружение стало слишком дорого — и бассейн закрыли на три года. В 1994 году постройки стали разбирать, и уже на Рождество 1995 года заложили фундамент нового храма.
В этот раз люди стали протестовать уже против снова бассейна. В мае 1994 года в пустом бассейне художники Андрей Великанов и Марат Ким устроили художественную акцию против его сноса. К ним присоединилось немало представителей общественности и деятелей культуры. Но так же, как некогда не желавшие сноса храма, не желавшие расставаться с бассейном ничего не добились — к 1999 году новый храм уже был полностью возведен.
На сегодняшний день храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви — в нем может помещаться до 10 тысяч человек одновременно. Он выше Исаакиевского соборы и внешне похож на тот храм, который стоял здесь в начале прошлого века, однако не является его точной копией.
О том, каким планировался быть Дворец Советов, а также о других амбициозных архитектурных планах СССР вы можете прочитать в нашей статье «Москва могла быть другой».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Самая «секретная» смотровая площадка Москвы
Каждый житель Москвы мечтает побывать на Останкинской телебашне или в Башне Федерации, ведь откуда открывается самый живописный вид на Москву. В поисках панорамного вида многие москвичи хотели бы залезть в корабль на памятник Петру Первому или попасть на крышу одной из сталинских высоток. Между тем, экскурсий по крышам высоток не проводится, а на памятники пускают только технических работников.
Корреспонденты портала «В Москве» отыскали в центре столицы самую «секретную» крышу, с которой открывается живописный вид на Кремль, Храм Христа Спасителя и узнали, как москвичи могут полюбоваться впечатляющей панорамой Москвы.
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
Материал подготовлен порталом В Москве>> проект группы РИА Новости.
Автор: Ольга Швенк
Каждый житель Москвы мечтает побывать на Останкинской телебашне или в Башне Федерации, ведь откуда открывается самый живописный вид на Москву. В поисках панорамного вида многие москвичи хотели бы залезть в корабль на памятник Петру Первому или попасть на крышу одной из сталинских высоток. Между тем, экскурсий по крышам высоток не проводится, а на памятники пускают только технических работников.
Корреспонденты портала «В Москве» отыскали в центре столицы самую «секретную» крышу, с которой открывается живописный вид на Кремль, Храм Христа Спасителя и узнали, как москвичи могут полюбоваться впечатляющей панорамой Москвы.
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
Материал подготовлен порталом В Москве>> проект группы РИА Новости.
Автор: Ольга Швенк
Каждый житель Москвы мечтает побывать на Останкинской телебашне или в Башне Федерации, ведь откуда открывается самый живописный вид на Москву. В поисках панорамного вида многие москвичи хотели бы залезть в корабль на памятник Петру Первому или попасть на крышу одной из сталинских высоток. Между тем, экскурсий по крышам высоток не проводится, а на памятники пускают только технических работников.
Корреспонденты портала «В Москве» отыскали в центре столицы самую «секретную» крышу, с которой открывается живописный вид на Кремль, Храм Христа Спасителя и узнали, как москвичи могут полюбоваться впечатляющей панорамой Москвы.
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
© РИА Новости / Ксения Сидорова Смотровая площадка, с которой можно увидеть основные достопримечательности, расположена на крыше Дома Пашкова. В этом здании сейчас находятся три отдела Ленинки. На крышу вход разрешен только техническим работникам. Смотровая площадка закрыта для посещений, на нее даже сотрудники Библиотеки не поднимаются.
На фото: Дом Пашкова
Смотровая площадка, с которой можно увидеть основные достопримечательности, расположена на крыше Дома Пашкова. В этом здании сейчас находятся три отдела Ленинки. На крышу вход разрешен только техническим работникам. Смотровая площадка закрыта для посещений, на нее даже сотрудники Библиотеки не поднимаются.
На фото: Дом Пашкова
© РИА Новости / Ксения Сидорова Подъем на крышу легендарного дома нам пришлось ждать целых два месяца. В последний раз на эту крышу разрешали подняться несколько лет назад съемочной группе фильма «Мастер и Маргарита».
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
Подъем на крышу легендарного дома нам пришлось ждать целых два месяца. В последний раз на эту крышу разрешали подняться несколько лет назад съемочной группе фильма «Мастер и Маргарита».
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
На фото: вид на Кремль с крыши Дома Пашкова
На фото: вид на Кремль с крыши Дома Пашкова
© РИА Новости / Ксения Сидорова Здесь в советское время располагался архив Российской государственной библиотеки, рассказывает экскурсовод. И, вероятно, работникам библиотеки посчастливилось здесь бывать.
На фото: вид на Кремль с крыши Дома Пашкова
Здесь в советское время располагался архив Российской государственной библиотеки, рассказывает экскурсовод. И, вероятно, работникам библиотеки посчастливилось здесь бывать.
На фото: вид на Кремль с крыши Дома Пашкова
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
© РИА Новости / Ксения Сидорова Нам же выйти непосредственно на крышу разрешают лишь через одну дверь, которая расположена прямо напротив въезда в Кремль. Гулять по крыше со стороны Кремля просят по одному, на другую же сторону площадки можно пройти вместе.
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
Нам же выйти непосредственно на крышу разрешают лишь через одну дверь, которая расположена прямо напротив въезда в Кремль. Гулять по крыше со стороны Кремля просят по одному, на другую же сторону площадки можно пройти вместе.
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
© РИА Новости / Ксения Сидорова Эта площадка удобна тем, что находясь на ней, вас практически не видно cнизу. Тем более если сидеть на крыше. От взоров прохожих посетителей крыши Дома Пашкова защищает балюстрада с вазами.
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
Эта площадка удобна тем, что находясь на ней, вас практически не видно cнизу. Тем более если сидеть на крыше. От взоров прохожих посетителей крыши Дома Пашкова защищает балюстрада с вазами.
На фото: вид с крыши Дома Пашкова
© РИА Новости / Ксения Сидорова Гулять по смотровой площадке можно по кругу. С одной стороны виден Храм Христа спасителя, галерея Шилова, с другой – крыша Российской Библиотеки, гостиница Москва, а прямо напротив дверных окон – кремлевские башни.
На фото: вид на Храм Христа Спасителя с крыши Дома Пашкова
Гулять по смотровой площадке можно по кругу. С одной стороны виден Храм Христа спасителя, галерея Шилова, с другой – крыша Российской Библиотеки, гостиница Москва, а прямо напротив дверных окон – кремлевские башни.
На фото: вид на Храм Христа Спасителя с крыши Дома Пашкова
© РИА Новости / Ксения Сидорова Конечно, попасть на крышу Дома Пашкова нельзя, но зато на такой же высоте рядом с Домом Пашкова располагаются веранды ресторанов. Попасть туда не составит труда, а вид оттуда, вероятно, не хуже.
На фото: вид на ресторан на крыше между Домом Пашкова и Храмом Христа Спасителя
Конечно, попасть на крышу Дома Пашкова нельзя, но зато на такой же высоте рядом с Домом Пашкова располагаются веранды ресторанов. Попасть туда не составит труда, а вид оттуда, вероятно, не хуже.
На фото: вид на ресторан на крыше между Домом Пашкова и Храмом Христа Спасителя
Зачем снесли Храм Христа Спасителя. И гонение на религию здесь ни при чём
Я не мог обойти стороной эту тему, потому что во-первых, это требуют оппоненты, во-вторых, я иногда бываю в районе «Парка Культуры» и знаю, о чём идёт речь, а в третьих, для меня, как для сторонника социалистических отношений, которому по духу ближе Древняя Русь, с её Народным Вече, с её поклонением и духовной связью с природой, а поэтому и человека, для которого гимном детства всегда будет не «Боже царя храни» или что-то в этом духе, а.
Для которого вера в Бога — это не целование батюшкиного подола, а ограждение себя и других от дурных поступков, для которого святой или служитель Бога это не тот, кто надел рясу, а тот кто своим самопожертвованием сделал что-то благое во имя человечества, словом для меня всё равно гремят кандалы и горит костёр инквизиции.
НЕТ, я НЕ являюсь убежденным атеистом, более того, считаю, что вера в Бога помогает переносить невзгоды, что доброта — это Божий промысел, но как изредка посещающий храмы вижу, как их превратили из дома, где человек может отвлечься от мирских проблем и приобщиться к вечному в какую-то коммерческую структуру, где на на услуги существуют твёрдые тарифы, а в самой церкви идёт бойкая торговля по таким космическим ценам, что выражение «по божеской цене» имеет уже обратное значение.
К примеру в одном из них продаются бутыли ПЭТ под святую воду по цене от 50 до 100 рублей, в зависимости от литража, что уже это является несовместимым с моим понятием о религии.
А поэтому возникает законный вопрос, ради этого ли разрушали древние славянские символы веры и строили церкви на капищах древних славян?
Начат мрак идольский от нас отходити… Уже не сотонинские капища сограждаем, но Христовы церкви зиждем… капища разрушась и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются
(Митрополит Илларион
«Слово о законе и благодати» 1043 г.)
К примеру на месте капища Велеса стоит Храм Христа Спасителя.
А значит и планировавшийся на этом месте Дворец Советов, в котором должны были располагаться помимо символов народовластия — Президиума Верховного Совета СССР ещё и Государственный архив, библиотека, музей мирового искусства, кинозалы, и т. д. был бы ближе к исторической памяти и духу славян, так как бог Велес, на капище которого построен Храм Христа Спасителя, кроме того, что в его ведении находится область искусства, поэзии ещё и:
Велес — бог достатка
Как бог достатка и богатства духовного, он обеспечивает материальный достаток, и в то же время наставляет, дабы не пошли мы по ложному Пути, не свернули со стези Прави, испытания он даёт, насколько чисты мы помыслами, как воспользуемся приобретёнными в мире явном благами — станет ли для нас «блеск золота» дороже совести.
Но скорее всего основная причина сноса храма — культурно-политическая. На другом берегу Москвы-реки, прямо напротив располагается кондитерская фабрика «Красный Октябрь», а рядом, по проекту, начатому:
16 марта 1928 года Президиум Моссовета принял постановление об организации на территории ВСХВ парка культуры и отдыха.
«Признать необходимым устройство в Москве парка культуры и отдыха на территории бывшей сельскохозяйственной выставки, Нескучного сада и Воробьёвых гор и приступить к началу работ по устройству этого парка в текущем году»
И идеологически Храм Христа Спасителя на этом месте был несовместим с новым понятием о труде и отдыхе.
Нет, в принципе можно было бы закрыть фабрику и разместить «Парк Горького» где-нибудь в другом месте, но тогда бы не было бы основного аргумента у моих оппонентов, язвительно реагирующим на этот документ:
СТРОГО СЕКРЕТНО
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
т. Менжинскому В.Р.
N 1037 / 19 12 сентября 1933 г.
Карпов Владимир Васильевич. Генералиссимус. Книга 1, стр. 23.
Чего НЕ сделали наши христианские священники, начисто разрушив символы веры древних славян.
А посему и закончить хочу, пусть не дословно, но всё же словами Иисуса Христа: » Кто из вас без греха, пусть первым бросит камень!«
Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели
Приблизительное время чтения: 5 мин.
А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.
Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:
Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:
Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:
А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:
Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:
А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:
Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:
12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:
Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:
После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825
В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:
А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:
Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:
Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:
Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:
Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.
Фото А. Евстюгова-Бабаева
На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:
А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».
Фото Жака Дюпакье, 1964 год
Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.
На этот раз храм построили всего за 6 лет:
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл: