варенцова обучение дошкольников грамоте подготовительная группа

Планы занятий для подготовительной группы. Варенцова Н. «Обучение грамоте».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Планы занятий для подготовительной группы. Варенцова Н. «Обучение грамоте».

Занятие 1 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фишки-призы. Ход занятия Занятие проводится со всей группой детей.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, из чего состоит наша речь: она состоит из слов, слова – из звуков и слогов. Звуки бывают разные – гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие. Звуки обозначаются фишками соответствующих цветов (безударный гласный – красная фишка, ударный – красная и дополнительно черная, твердый согласный – синяя, мягкий согласный – зеленая).

Звуковой анализ слова «книга». На доске схема слова. Воспитатель по очереди вызывает пятерых детей, которые выполняют звуковой анализ. Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на второй слог и произносят получившееся слово. Потом произносят нормативный вариант слова. Игра «Назови слова со звуком ч». Например: чайка, мачта, мяч, читает, мечта, кулич и т. д. (согласный звук ч — всегда мягкий).

Занятие 2 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, зеленого, черного и синего цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «ручка». Проставление ударения. Перенос ударения. Чтение слова с перенесенным ударением. Чтение слова нормативно.

Игра «Живые звуки». Слово ручка.

Игра «Назови слова со звуком й». Например: яма, каюта, рой и т. д.

Занятие 3 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки, ставить ударение. Знакомство с гласными буквами А, Я (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Обучение умению строить звукобуквенную модель. Развитие способности подбирать слова к трех-, четырех-, пятизвуковой модели. Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я красного цвета (2 заглавные и 4 строчные); мел, трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, предметные картинки, на которых изображены шар, лес, кит, пила, ваза, юла, лампа, парта, груша. Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я красного цвета (2 заглавные и 4 строчные), указки.

Ход занятия Звуковой анализ слова «шар». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой а и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук я, то и пишется буква а». Дети заменяют фишку красного цвета буквой а.

Воспитатель знакомит ребят с заглавной буквой А, объясняет, что с заглавной буквы пишутся имена людей, клички животных, названия городов, рек, морей и т. д.

Звуковой анализ слова «Аня». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой я и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук я, то пишется буква я». Дети заменяют фишку красного цвета буквой я.

Игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу – трех-, четырех-, пятизвуковые модели слов. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Занятие 4 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Повторение правил написания букв А, Я после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Я. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трех звуков. Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки синего, зеленого, красного и черного цветов; карточки с буквами А, Я красного цвета. Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; указки; карточки с буквами А, Я красного цвета; фишки-призы.

Звуковой анализ слова «мяч». Дети повторяют правила написания буквы Я после мягких согласных звуков. (У доски работает один ребенок.) Воспитатель вместе с детьми вспоминает «секрет» звука ч (всегда мягкий согласный).

Звуковой анализ слова «яма». Воспитатель объясняет правило написания буквы я: «Если в слове рядом слышатся два звука—й и а, то пишется буква я. Например: яблоко, якорь, армия, маяк…»

Дети ставят ударение в слове яма. Читают слово и называют ударный гласный звук (первый звук а). У доски работает один ребенок.

Если дети затрудняются, педагог может предложить им отгадать загадку, например: из трубы идет… (дым), мы построили красивый… (дом), сидит ворона на суку и кричит… (кар), у Буратино был длинный-длинный… (нос) и т. д.

Занятие 5 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной (звукобуквенной) модели. Знакомство с гласными буквами О, Ё (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: доска, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); мяч. Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы; указки.

Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку, который называет мягкий звук и возвращает мяч. Затем игра проводится наоборот: ведущий называет мягкий согласный звук, а дети – его твердую пару.

Звуковой анализ слова «пол». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой о и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук о, то и пишется буква о». Дети заменяют красную фишку буквой о красного цвета. Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой О.

Звуковой анализ слова «клён». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой ё и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук о, то пишется буква ё». Дети заменяют красную фишку буквой ё красного цвета.

Игра «Назови слова со звуком ж». Дети вспоминают «секрет» звука ж (всегда твердый).

Занятие 6 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания букв А, Я, О, Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы.

Звуковой анализ слова «мята». Дети ставят ударение в слове и повторяют правила написания букв А, Я, О, Ё после согласных.

Звуковой анализ слова «ёлка». Воспитатель объясняет правило написания буквы ё: «Если в слове рядом слышатся два звука it и о. то пишется буква ё, например: ёжик, каёмка, ёрш, поёт, клюёт…»

Дети ставят ударение в слове ёлка. Читают слово и называют ударный звук (звук о).

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, твердый согласный звуки.

Например: лес, кит, мед, йод, тир, пир, пел, пил, мир, рис, вес, пес. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Звуковой анализ слова «лук». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой у и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук у, то и пишется буква у». Дети заменяют красную фишку буквой у красного цвета. Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой У.

Звуковой анализ слова «люк». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой ю и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук у, то пишется буква ю». Дети заменяют красную фишку буквой ю красного цвета. Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой Ю.

Игра «Назови слова со звуком ш». Дети вспоминают «секрет» звука ш (всегда твердый).

Занятие 8 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ю. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы.

Игра «Кто самый внимательный?». Воспитатель ставит на доску синюю фишку, а за ней гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного звука (а, о, у). Ниже он располагает зеленую фишку, а за ней – гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного звука (я, е, ю). Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами гласные буквы или фишки. Ребята открывают глаза и проверяют, правильно ли теперь расположены гласные буквы. Игра проводится 2–3 раза.

Звуковой анализ слова «юла». Воспитатель объясняет правило написания буквы ю: «Ели в слове рядом слышатся два звука – й и у, то пишется буква ю, например: Юра, каюта, юбка, компьютер, пою, рисую…»

Дети ставят ударение в слове юла. Читают слово и называют ударный звук (звук у).

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, мягкий согласный звуки. Например: конь, лось, боль, ноль, мой, май, моль, соль, рысь, корь, ночь, дочь. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 9 Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с гласными буквами Ы, И (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы. И (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Игра «Кто самый внимательный?». Роль ведущего можно предложить ребенку, хорошо знающему правила игры. (См. занятие 8, подготовительная группа.)

Звуковой анализ слова «дыня». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой ы и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук ы, то и пишется буква ы». Дети заменяют красную фишку буквой ы красного цвета. Воспитатель объясняет, что заглавной буквы ы в русском языке нет.

Звуковой анализ слова «лимон». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой и и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук и, то пишется буква и». Дети заменяют красную фишку буквой и красного цвета.

Педагог знакомит ребят с заглавной буквой И. Дети вспоминают, какие слова пишутся с заглавной буквы.

Воспитатель по очереди вызывает пятерых детей, которые разбирают слово лимон, ставят ударение. Затем педагог предлагает сделать из слова лимон слово лимоны.

Звуковой анализ слова «эхо». Воспитатель знакомит детей с гласной буквой Э (заглавной и строчной). Дети заменяют красную фишку буквой э красного цвета.

Звуковой анализ слова «печка». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой е и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук э, то пишется буква е». Дети заменяют красную фишку буквой е красного цвета.

Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой Е.

Дети вспоминают «секрет» звука ч (всегда мягкий).

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук о и твердый согласный звук. Например: бок, ток, рог, сом, сон, кот, рот, лоб, нос, воз, ром, том, бом, вон, лом, гол. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Звуковой анализ слова «енот». Воспитатель объясняет правило написания буквы е «Если в слове рядом слышатся два звука—й и э, то пишется буква е, например: ель, Егор, ехали, подъехали, съели, веер, колье…»

Игра «Кто самый внимательный?». (См. занятие 8, подготовительная группа.)

Игра «Назови слова со звуком ц».

Занятие 12 Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Игра «Найди свой домик». Воспитатель выбирает двоих детей на роль ведущих (они должны хорошо знать правила написания гласных букв после согласных звуков). Одному ребенку он дает синюю фишку, другому – зеленую. Остальным ребятам педагог раздает карточки с буквами.

Воспитатель предлагает детям-«буквам» пойти погулять. Дети-«бук-вы» свободно передвигаются по группе. Педагог говорит, что погода испортилась, пошел дождь и буквы, чтобы «не намокнуть», должны быстро спрятаться в свои «домики». Дети, у которых в руках карточки с буквами а, о, у, ы, э, подходят к ребенку с синей фишкой, дошкольники, у которых карточки с буквами я, ё, ю, и, е, подходят к ребенку с зеленой фишкой. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Игра повторяется 2–3 раза.

Звуковой анализ слова «ключи». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Проставление ударения. Повторение правил написания гласных букв ю, и после мягких согласных звуков.)

Звуковой анализ слова «тёрка». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Проставление ударения. Повторение правила написания буквы ё после мягкого согласного звука.)

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук у, твердый согласный звук. Например: лук, бук, сук, суд, тут, тук, шут, пух, луг, дул, мул, гул, Нуф-Нуф и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Игра «Найди свой домик». Дети сами выбирают ведущих. (См. занятие 12, подготовительная группа.)

Звуковой анализ слова «Таня». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Повторение правила написания буквы я после мягких согласных звуков.)

Звуковой анализ слова «Денис». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Повторение правил написания букв е, и после мягких согласных звуков.)

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный звук, звук и, твердый согласный звук. Например: пил, лил, вил, рис, лис и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 14 Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов[9]; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные буквы). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Звуковой анализ слова «брюки». У доски по очереди работают четверо детей. (Проставление ударения. Повторение правил написания букв ю, и после мягких согласных звуков.)

Игра «Живые звуки». Слово брюки.

Изменение слов. Воспитатель предлагает детям составить слово лук, пользуясь фишками серого цвета для обозначения согласных звуков и буквами для обозначения гласных звуков. Воспитатель работает у доски, а дети – на местах.

Затем педагог просит детей заменить букву у буквой ю и прочитать получившееся слово. (Люк.) Воспитатель напоминает, что в слове поменяли только одну гласную букву (у на ю), звук к не изменился (остался твердым согласным), а звук л стал звучать мягко – ль (стал мягким согласным).

Педагог заменяет букву ю буквой а (дети делают то же самое). Ребята читают новое слово—лак. Воспитатель обращает внимание детей на то, что первый согласный опять стал твердым (л). Воспитатель объясняет: «Меняем только одну гласную букву, а получаем новые слова».

Игра «Назови слова сначала со звуком ф, потом со звуком фь ».

Источник

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3 7 лет

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Подготовительная группа 3

Методические рекомендации 3

Планы занятий для младшей группы 8

Планы занятий для средней группы 9

Планы занятий для старшей группы 12

Планы занятий для подготовительной группы 17

Список литературы 25

Программа воспитания и развития детей раннего возраста 25

Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» 26

Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *