варган мелодии для обучения
Варган мелодии для обучения
Выложил на сайте varganist.ru несколько статей по освоению обертональной игры на варгане. В них описаны основные теоретические моменты и методика обучения.
Это третий вариант методики и по ней, мне удалось освоить и научится осмысленно брать первые двадцать обертонов (хотя до желаемой чистоты и уверенности надо ещё дорасти). Также я обучил этому варганистов, с которыми играю в квартете. Однако преподавал я лично, то есть подсказывал, показывал, когда не получалось, объяснял другими словами. Эта тема создана для того, чтобы поучиться дистанционно и здесь можно будет обсудить возникающие вопросы.
Выгружать сюда с сайта звук и картинки нет смысла. Лучше и удобнее практиковаться прямо перед страничкой сайта – ноты и звук в одном месте.
Также в группе выложено три видео ролика, по ним заниматься нельзя, но там очень кратко изложены основы.
По поводу авторства, принцип чередования открытых и закрытых звуков придуман не мной, он используется в некоторых народных традициях, например киргизской и норвежской.
В любом случае, как бы ни рождался звук, выводы (обертона) будут совпадать с Вашими выводами. 🙂
Спасибо на добром слове, рад, что статья заинтересовала.
«И если взять монохорд (одну струну) будет ли при разном объёме резонатора (гитароной деки, контрабаса, балалайки, электрогитара, например) различный тон?»
Насколько я знаю, в перечисленных инструментах резонатором является не сама «коробка» с конкретным объемом, а верхняя дека. Её кстати всегда делают из гораздо лучшего материала, чем стенки и нижнюю деку. Аналогично устроено озвучивание у рояля, там нет «коробки», а звук усиливает резонатор виде деревянной плиты стоящей сразу за струнами (в хороших инструментах её стоимость, говорят, превосходит цену всех остальных частей рояля вместе взятых). То, что работает не объем коробки, а одна плита не удивительно, ведь надо усилить не один конкретный звук, но любой звук в диапазоне инструмента. Кстати, например, гитара хорошо воспроизводит не только «ноты» с ладов, но и обертоны, когда на ней играют флажолетами. Конечно, процесс на самом деле более сложен и коробка тоже участвует в нюансах, но я слышал и такое мнение, что основное назначение нижней деки гитары, предохранять верхнюю от контакта с исполнителем 🙂
Наверное, говорить о чистом акустическом резонансе сложно, поскольку примерно одно и тоже положение рта усиливает один и тот же обертон у очень разных по высоте инструментов. Физика процесса тут сложнее, детально разобраться в ней мне пока скучно, но я планирую переработать всю серию статей про обертоны и сделать формулировки более точными.
Сыграть на варгане, чтобы освоить новый инструмент и почувствовать себя шаманом
Если вы не умеете играть ни на одном музыкальном инструменте, но хотите научиться, можно начать с варгана. Это старинный музыкальный инструмент, очень простой и по конструкции, и по освоению. Исполнить на варгане песню любимой группы с первого раза сложно, зато можно извлечь из него необычный звук, помедитировать или почувствовать себя немного шаманом.
Что такое варган
Инструмент варган относится к самозвучащим язычковым. Это значит, что у него нет ни струн, ни клавиш, а лишь язычок, благодаря которому и создаётся мелодия. Чтобы на нём играть, один конец варгана обхватывают губами и зубами и ударяют пальцем по язычку. Это вся теория, которую нужно знать новичкам. Остальное отрабатывается на практике.
Не существует какого-то единственно правильного способа играть на варгане. Чтобы освоить инструмент не нужна музыкальная теория — он издаёт всего одну ноту. При этом многие из тех, кто играет на варгане, приходят к своему неповторимому стилю.
Послушайте, на что способен варган
Как научиться играть на варгане
Проще всего учиться играть на варгане по урокам в Ютубе. Как и с любым музыкальным инструментом, для начала нужно научиться правильно его держать. Хорошая новость в том, что это очень просто.
Дальше можно начинать играть. Для начала просто ударяйте по язычку варгана и научитесь держать ритм. Затем усложняйте темп, добавляя новые элементы, например, ритмичное дыхание. Вы заметите, как будет меняться ваша мелодия.
Как извлечь первые звуки из варгана
Ошибки новичков
Какими бывают варганы
Варган — старинный инструмент. В разных вариациях он существовал у многих народов и назывался тоже по-разному: в Якутии — хомус, в Италии — маранзано, в Монголии — аман хуур.
Варганы различаются формой (дугообразные и пластинчатые), размером и тональностью мелодий. В качестве первого инструмента многие советуют выбирать алтайский комус. Он считается универсальным, и на нём можно освоить основные приёмы игры.
Алтайский комус отличается овальной петлей рамки. Ещё у него легкий язычок, что важно для начинающих
Где купить варган
Выбирая варган, лучше всего сходить в магазин музыкальных инструментов, чтобы подержать его в руках и понять, какой размер лучше подходит. Если такого магазина рядом нет, можно купить варган в специализированных интернет-магазинах. Стоит инструмент для начинающих до 1000 ₽.
Если от выбора в музыкальных магазинах разбегаются глаза, можно поискать варган в популярных интернет-магазинах. В них чаще всего продаются самые популярные модели.
Варган в красивом футляре можно купить в подарок
Кому понравится играть на варгане
Любителям этнической культуры. Мистические звуки варгана напоминают нам о северных шаманах. А игра на нём помогает расслабиться или даже войти в легкий транс. Ещё варган можно использовать для медитации.
Тем, кто умеет играть на других музыкальных инструментах. Наверняка у вас нет проблем с чувством ритма, а значит освоить варган будет очень просто. Сможете добавить ещё один инструмент в копилку навыков или объявить себя человеком-оркестром.
Любителям электронной музыки. Как ни странно, но многие, впервые услышав варган, вспоминают не национальную музыку, а электронную. Если вы любите техно и транс, прислушайтесь к звукам варгана, наверняка найдете что-то любопытное для себя.
Битбоксерам. Сочетание битбокса и варгана даёт удивительный результат. Если не знаете, что подарить другу битбоксеру, покажите ему это видео и отправляйтесь за варганом.
Главное об игре на варгане
Варган — это старинный музыкальный инструмент. Научиться играть на нем несложно, главное — чувство ритма.
Варган состоит из рамки и язычка. Когда вы ударяете пальцами по язычку, он издаёт звук, который можно изменять при помощи дыхания и артикуляции.
Существует множество версий инструмента: национальные, с разными формами рамки, разных размеров. Для начинающих лучше всего подходит алтайский комус.
Чтобы научиться играть на варгане, не нужно покупать дорогой инструмент. Самые простые модели стоят меньше тысячи рублей в музыкальных магазинах.
Клуб Варганистов: варган и музыка
* Торговая реклама и частные объявления на стене запрещены.
* Творческие люди могут предлагать свои работы к публикации один раз в 30 дней (см разъяснения в правилах).
* Реклама всего НЕварганного запрещена.
Показать полностью. * Торговая реклама и частные объявления на стене запрещены.
* Творческие люди могут предлагать свои работы к публикации один раз в 30 дней (см разъяснения в правилах).
* Реклама всего НЕварганного запрещена.
* Варган у нас только музыкальный инструмент.
Полностью ПРАВИЛА здесь: http://bit.ly/2c63jnp
Эта группа создавалась для объединения варганистов, заинтересованных в освоении необычных, редких техник игры на варгане, обмене информацией и практическом росте своего мастерства.
Тематика «Клуба Варганистов»:
— освоение всех доступных для варгана обертонов
— обучение игре на варгане
— обсуждение и здоровая критика аудио и видео материалов участников
— варган для новичков
— освоение сложных и специфических техник исполнения
— игра по нотам
— изучение национальных особенностей варганной музыки мира
— обзоры варганов
— изготовление варганов
— другие вопросы
Предполагается выбирать любые темы, интересные участникам, но оставаться тесно связанными скорее с музыкальной, чем с эзотерической стороной варгана.
Внимание! Мы публикуем только оригинальную информацию, поэтому при заимствованиях, пожалуйста, нажимайте кнопку «поделиться» и сохраняйте ссылки на нашу группу.
Как самостоятельно научиться играть на варгане
Варган – один из простейших и самых древних музыкальных инструментов, который сохранил популярность до наших дней. Небольшой по размеру, он очаровывает своим звучанием самых разных музыкантов. Особенно часто интересуются тем, как играть на варгане, любители походов и путешественники – инстумент умещается в кармане и помогает скрасить долгую дорогу. Обучение настолько простое, что можно научиться самостоятельно по инструкциям в интернете, даже наставник не понадобится.
Общая информация о варгане: что это такое
Варган – язычковый самозвучащий инструмент, который появился в глубокой древности. Его до сих пор используют шаманы, а особые вибрирующие звуки погружают в транс при медитациях. Однако им широко пользуются и профессиональные музыканты, а с недавних пор появились дуэты варганистов и битбоксеров. Важным фактором популярности инструмента является его компактность: максимальная длина варгана – 140 мм (14 см).
История происхождения
Предполагают, что первые варганы делали из бамбука; эта практика до сих пор сохраняется в Азии и Океании. Древнейшие образцы обнаружили в Монголии, они датируются 1-3 вв. до н.э., оттуда же варган попал на Алтай. В Европе древнейшая находка датируется 5-7 вв. н.э. В Россию инструмент проник через Польшу в 13-15 вв., а первые находки были сделаны в Великом Новгороде, куда варган скорее всего завезли купцы.
Этот инструмент известен под разными названиями. Так, в Италии это маранзано, на Алтае – комус, в Якутии – хомус, на Бали – генггонг.
Сегодня этот инструмент высоко ценится как часть этнической музыкальной культуры разных народов мира. Однако в середине 18 века австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер написал несколько концертов для варгана, мандолины и струнных. Таким образом, язычковые самозвучащие инструменты давно известны классическим музыкантам и авторам академической музыки.
Видовое разнообразие
Различают два вида варгана: дуговой и пластинчатый. Их принципиальное отличие, помимо формы, – материал, из которого они произведены. Дуговые инструменты, ввиду особенностей конструкции, делают только из металла. Материал пластинчатых инструментов гораздо разнообразнее: кроме металла, их делают из бамбука, тростника, кости, обычного дерева.
Также эти варганы различаются методом игры. Металлический варган приводится в действие движением руки по тонкой пластинке (языку), тогда как в пластинчатых для этого чаще используется нитка.
Как научиться играть на варгане: основные принципы и правила
Научиться играть на варгане не так сложно. Если следовать инструкции и правильно держать инструмент, это легко можно сделать даже дома.
При игре на варгане, помимо руки, в работе участвуют органы дыхания и речи: диафрагма, которая выступает в качестве опоры для звука, а также нос, рот и гортань, выполняющие роль резонаторов (отражателей звука). Поэтому, прежде чем разучивать или сочинять варганные мелодии, обязательно научитесь правильно дышать и поработайте над пластичностью гортани и губ.
С чего начать обучение
Начать обучение игре на варгане рекомендуется с освоения правил расположения инструмента во рту и методов извлечения звуков. Также стоит уделить время постановке дыхания и голоса. Чтобы мелодия не прерывалась и звучала плавно и красиво, научитесь дышать диафрагмой. Те, кто занимается битбоксом или читает рэп, уже знаком с техниками диафрагмального дыхания. Для остальных расскажем вкратце.
Работаем с диафрагмой
Лягте на ровную поверхность, поместите ладонь на подреберья и сделайте глубокий вдох животом. Грудная клетка должна оставаться неподвижной! Вы ощутите напряжение под ребрами: это и есть диафрагма.
Упражнения для укрепления диафрагмы:
Рекомендуется делать эти упражнения перед зеркалом. Для удобства можно свериться с картинкой.
Работаем с резонаторами (гортань, рот и нос)
Ротовая полость и голос непосредственно участвуют в исполнении мелодий на варгане, поэтому их нужно развивать и укреплять.
Важно: эти простые упражнения значительно помогут освоить варган и сделать игру многообразной.
Делаем голос громче
Несколько простых упражнений помогут сделать речевой аппарат пластичнее, а голос – громче.
Усиливаем голос
Сила голоса – важный фактор в игре на варгане.
Данных упражнений будет достаточно, чтобы подготовиться к игре на варгане.
Важные нюансы игры на музыкальном инструменте
Благодаря своей компактности и простоте, варган стал одним из самых любимых музыкальных инструментов. Однако существуют важные нюансы, без учета которых варган никогда не откроет музыканту богатство возможностей.
Как держать варган
Этот музыкальный инструмент удерживают ртом, а «играют» с помощью руки. Дальнейшие советы адресованы тем, кто осваивает игру на дуговом варгане.
Итак, чтобы правильно держать варган:
Большой палец должен свободно двигаться в процессе игры. При необходимости изучите схемы ниже, где показан правильный способ держать инструмент.
Положение при игре
Удерживают варган зубами или губами, от этого напрямую зависит громкость звука. Кончик язык варгана должен располагаться примерно посередине рта: именно в этом случае звучание будет чистым и открытым.
Прижимайте инструмент плотно к зубам! Вибрация центральной пластины вызывает колебания самого инструмента. Если не сжимать его плотно, он будет «биться» о зубы и действительно может их повредить.
Помимо ротовой полости, в игре на варгане участвует свободная рука исполнителя, которая приводит в движение язычок.
Способы извлечения звука
Существует несколько способов извлечь звук из этого инструмента. Музыкант может выбрать один, а может сочетать способы, что разнообразит звучание.
Даже просто прочитав описание техник извлечения звука, становится ясно: варган открывает широчайшие возможности для музыканта.
Изменение звучания
Когда вы научитесь уверенно держать варган и извлекать звуки, переходите к изменению тональности. Сам инструмент имеет только одну ноту, однако дыхание, нос и голос помогут значительно расширить возможности варгана.
Под имитацией понимается, что речевой аппарат принимает соответствующее положение, но звук не произносится (не оглашается).
Громкость и длина звука
Мы уже упоминали, что громкость звука напрямую зависит от положения губ и зубов. Если губы раскрыты, то звук получается громким. Смыкая губы, мы делаем звук тише. Аналогично, прижимая инструмент к зубам, мы можем сделать звук долгим, а, прижав к губам, – коротким.
Внимание: общее правило: зубы усиливают звук, делают его громче, звонче и дольше, губы смягчают, оглушают звук и делают его короче.
Остановить звучание можно тремя способами:
Рекомендуется освоить все три техники, так как затухание звука происходит по-разному и подходит не для всех мелодий.
Распространенные ошибки
Одни из самых распространенных ошибок начинающих варганистов – неправильное зажимание инструмента и неправильное дыхание.
Если музыкант не умеет правильно дышать и пользоваться резонаторами, добиться красивого, медитативного звучания не получится.
Полезные советы и общие рекомендации для начинающих
Помимо необходимости регулярно заниматься постановкой дыхания и развитием голоса, рекомендуем воспользоваться следующими советами.
Варган понравится многим меломанам. Любители этнической культуры оценят его богатую историю и специфическое «шаманское» звучание. Профессиональные музыканты и любители электронной музыки оценят композиционные возможности инструмента, а битбоксеры и рэперы наверняка захотят включить варганные мелодии в свой репертуар.
О варганном звуке и цели варганной импровизации
О ВАРГАННОМ ЗВУКЕ И ЦЕЛИ ВАРГАННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Прежде чем начнём рассмотрение этой темы, зададимся вопросами: Что есть звук для варганиста-импровизатора? Каковы особенности звуковой палитры варгана? Что является первоисточником варганной импровизации?
Первоисточник варганной импровизации:
Для варганиста-импровизатора ценность и красота звука определяется близостью к естественной Природе, умением передать её жизнь путём не только подражания, но и проникновения в её сущность. А так же способность передать ритмы и пульсации бытия. Варганист, долгое время проживший в непосредственной близости к Матери Природе, легко подражает её звукам, особенно те варганисты, которые провели своё детство в деревне, в горах, лесу. Звуки Природы с детства глубоко запечатляются в их сердце, уме, самом существе. Они хранятся во внутреннем существе исполнителя, как в библиотеке. И могут быть востребованны оттуда в любой, необходимый для этого, момент. Воспроизведению их в большой степени помогает вхождение в образ изображаемого животного или птицы, реки, ветра и т.д. Или вхождение в образ той, живописуемой звуком варгана картины, которую «рисует» варганист своим выступлением на сцене. И переживание во время игры на варгане того состояния Природы, которое хранится в глубинной памяти варганиста.
С помощью варганной импровизации можно передать не только звуки Природы, но и космическую гармонию. Раскрыть смысл человеческого существования, раскрыть культуру своего народа. Красота, выраженная в звуке варгана (из которого складывается язык музыки) помогает увидеть и услышать истинную гармонию Вселенной и всего Мироздания. Когда музыка варгана становится архетипической (затрагивающей глубинные струны души, так как затрагивает внутренние архетипы человека, лежащие в основании его), человек получает от неё не только эстетическое наслаждение, но и глубоко проникается ею, ощущая глубинное воздействие варганной мелодии или импровизации на своё внутреннее существо, психику, душу, дух. Подобно морской волне, варганная мелодия может обдать слушателей, то блаженством, то радостью, то добротой, то глубинным переживанием. Это зависит от мастерства варганиста и готовности аудитории слышать, внимать, переживать исполняемую мелодию или импровизацию. Спектр возможных переживаний может быть исключительно разнообразным и богатым.
Звучание варгана на Природе:
Во время игры на Природе, варган всегда звучит «по-особому», позволяя подражать любым её звукам: шуму или гулу ветра, шелесту травы, пению птиц, топоту лошадей, грохоту горной реки и т.д. Варган в руках варганиста на Природе виртуозно справляется с любой задачей, порой раскрывая перед варганистом новые возможности, новые приёмы игры и новую звуковую палитру. Когда варганист покидает её среду и играет например в городе, то всё звучит ощутимо беднее и слабее. Этот парадокс отмечают многие варганисты. В основе варганной импровизации в лоне Природы, лежит любование необыкновенным, таинственным, проявленным в нове. Подсмотренная у Природы тайна, явление, или прочувствованное состояние её, может быть озвучено и передано звуковыми вибрациями варгана. Этот накопленный багаж пережитых моментов помогает потом в концертных выступлениях. Пережив не раз такие вдохновляющие моменты, варганист невольно будет стремиться пережить их ещё и ещё. У него возникает желание обогатить ими свою внутреннюю «библиотеку»
Духовный настрой варганиста во время исполнения варганных импровизаций подобен состоянию художника рисующего картины или быстрые наброски. Особенно он похож на стиль художников-импрессионистов, которые ставили себе цель передать Природу в её подвижном состоянии, запечатлеть картины бытия в наиболее естественной, живой форме и вложить в них впечатление от натуры.
Духовная природа варганного звука:
Так же нельзя не отметить ещё одну особенность варганной музыки, связанную с духовной природой звука. Варганист гудя варганом, воспроизводя первозвук ГУ, рождает свет! Как писала в своих работах этнограф и искусствовед, кандидат исторических наук С.В.Жарникова: «…ГУ значит звучать и ещё ГУ означает движение. Он (гусляр, варганист примечание моё) гудит, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидает третий компонент – видимый свет, творящий всё проявленное во вселенной. Рождённый из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному и как образ (он является собственным свойством видимого света, поскольку всё рождено светом и все, что мы видим имеет образ) к миру проявленному – земному. Речь конечно о белом свете, свете Вселенском. При этом, например, солнце только вещественное воплощение света. Вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце (так говорится в текстах Упанишад)».
Вот и выпускает эту златоцветную птицу наружу, варганист творящий музыку, гудящий! Передавая и запечатляя свет в открытых сердцах слушателей, сам наполняется этим светом, умножает его, опять же вкладывая его в музыку. Это ещё одна сторона варганных импровизаций, привлекающая как самих варганистов, так и их слушателей и даже животных или птиц. Способность варгана рождать свет – ещё одна уникальная черта этого музыкального инструмента.
Наверняка чуткие люди замечали, как во время игры на варгане пространство окружающее тебя начинает как-бы светиться, сиять неким светом. Этот свет как раз рождает варган совместно с варганистом, его звуковые вибрации. При этом пространство становится волшебным, сакральным. В той степени, в которой сильно воздействие звуковых волн на варганиста или слушателя (хотя в последнем случае эффект проявляется не такой сильный, но ощутимый) в той степени происходит нагнетание света. Это как раз и используется в варгнотерапии (хомусотерапии). Особенно заметный свет изливается если исполняются архаические формы мелодий, напевов, или например сакральные тексты безмолвно проговариваются во время игры. Или исполняются обрядовые сакральные мелодии, гимнические (в смысле прославления древних божеств или героев). Все перечисленное дает максимальное светолитие. Получается что варганист играя на варгане постепенно становится солнечным! (Интересная мысль для размышления и практического осуществления).
А свет это огонь невещественный, следовательно духовный огонь передаёт варганист своим слушателям! Огонь преображающий, перерождающий, обновляющий и овевающий! При условии, что этот огонь, есть в нём самом! О…! Ткёт варганист световое полотно вселенной, вышивает золотой ниткой ковёр премудрости, сказывает, говорит посредством варгана! Вещает, бает! Создаёт космос, ткёт его! Узор чудной ткёт своей импровизацией! Живописует картины былого, картины эпоса. Вовлекает в его жизнь, открывает таинственные и сокровенные смыслы. Подпитывает светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия.
Можно сказать современным языком – структурирует пространство по закону золотого сечения. Эвон, какое действо-то совершается, глубинное и глубочайшее. Ткёт узор на нитке – язычке, срывает музыкальные цветы и опыляет пыльцой их сердца. А то возьмёт и мёдом накормит. Вроде и не ел медку-то, а сладостно на сердце, как от мёда. Дак ведь и говорить-то может варганист на божественном языке, понятном всему мирозданию. И все его понимают! Одно лишь условие – доброта и открытое сердце! А навыки и техники как-бы сами прийдут. В свой час. И ещё добавлю – варганисты из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения-экстаза повторяют акт рождения Вселенной!
Варганный язычок – струна Вселенной:
А заглядывая еще в глубокие тайны, можно сказать, что варганист играющий на варгане и приводящий в движение его язычок, заставляя его вибрировать и рождать звуковую волну, прикасается к струне Вселенной и воздействует на неё, гармонизирует Вселенную и все окружающее пространство. В таком случае можно сказать, что варганист творит музыку Космоса (космос в переводе с греческого – порядок), ткёт мировую гармонию! Во всяком случае все варганисты переживают гармонизацию своего существа, хотя до этого могли быть в состоянии дисгармонии, одолеваемы тяжелыми мыслями, унынием, апатией, раздражением и им подобными. Думаю в своём наивысшем проявлении варган может исцелить даже от зла, фундамента всех болезней и недугов. Можно сказать, что с помощью варгана происходит чудесная солнечная трансформация пространства и человеческого или иного существа, и даже духа, слышащего варган. Поэтому варганисты полны оптимизма, светлого, позитивного настроя и все вокруг них наполняется этой светлостью, позитивом, радостью переходящей в блаженство. А если обратиться к преданиям и сказкам разных народов, в которых присутствует варган, то мы можем обнаружить описанные действа победы героев этих сказок над злыми духами и сущностями. Ещё и ещё раз повторю – всё зависит от мастерства варганиста и что особенно важно, от его духовности. Думаю на такие действа, что описаны выше, способны единицы из единиц, а скорей всего таких сейчас и нет в земном мире. Но всё может неожиданно измениться. Зато любой ощутит на себе благотворное влияние варгана, что тоже ценно и приносит свои плоды.
Особый момент варганной импровизации:
И ещё отметим особенность: В определённый момент игры наступает такое состояние пространства, при котором варганист легко может передать свои мысли, образы, состояние сердца, души, сам дух слушателю.
А слушатель так же легко воспринимает это и понимает, что хочет передать ему мастер-варганист, варганист-импровизатор. В свою очередь слушатель передаёт варганисту своими вибрациями, своим сердцем, всем существом ответные переживание и чувствование, ощущения от игры варганиста. Это самый вдохновляющий момент во время импровизации или мелодирования. Варганист и слушатели становятся как-бы одним целым, единым организмом. И в какой-то момент происходит пик, резонанс – когда весь этот, общий организм, ликует, блаженствует, радуется, озаряется, восхищается духом! Происходит таинственное, мистическое делание радости! Этого-то резонанса и ищет мастер-варганных импровизаций, и конечно благодарный слушатель. Возможны даже экстатические переживание, состояние экстаза, т.е. наивысшие переживания человеческого существа. Все зависит от мастерства варганиста и готовности внемлющей аудитории.
Если рассматривать звукоизвлечение варгана (т.е. чисто технические приёмы) то оно зависит от характера и способа изготовления инструмента, в зависимости от традиций определённого этноса. В принципе можно сделать варган для любой традиции, любого этноса. Варган, который позволит максимально передать особенности определённого народа или языковой группы. Видимо поэтому варган получил очень широкое распространение по земному шару и его можно встретить у многих народов мира.
Ну и необходимо отметить, что исполняемая с помощью варгана мелодия или импровизация сильно зависит от языка определённого этноса. И соответственно конструкция и особенности варгана подбираются для выражения вибраций конкретного языка, его звуков, звучащих гласных букв, темперации речи, ритмики языка. Все эти серьёзные вопросы решает мастер, который делает варган. Будучи сам представителем своего этноса, он интуитивно и опираясь на опыт мастеров прошлого и настоящего, на собственные достижения и открытия в варганостроении, подбирает материал, форму язычка и пр. для решения такой задачи – выразить особенности родного этноса. И еще мастер может сделать варган настроенный на индивидуальные особенности самого человека, заказавшего изготовление варгана. Для этого мастер знакомиться с заказчиком, узнаёт его характер, существо, особенности игры, манеру игры и т.д. Желательно чтобы заказчик присутствовал во время изготовления. Образно говоря мастер достаёт варган из сердца и существа самого заказчика и проявляет его в металле или другом материале. Как результат появляется варган позволяющий конкретному исполнителю максимально выразить свой творческий замысел, максимально передать вибрации и образы, и все о чём было сказано выше.
Есть ещё одна особенность варгана: игра на варгане помогает осваивать недоступные для голоса варганиста тембры и интонации, совершать речевое интонирование, исполнение с сочетанием текста и напева, текста и мелодии. А с другой стороны горловое пение одновременно с игрой на варгане существенно расширяет звуковые возможности инструмента, обогащая исполнение невообразимыми звуками, порой очень необычными.
И в заключение скажу: возможности варгана и его сочетания с горловым, обертональным пением далеко не исчерпаны. Пробуйте, эксперементируйте, находите и открывайте новые интонации, тембры, обертоны, новые приёмы игры. Ищите максимально выразить свойства варганного звука, описанные в статье. И да поможет вам Вселенная и Мироздание! Сама Мать Земля и Матушка Природа! Дерзайте! Вдохновляйтесь! Творите! Гудите шмелями, рычите зверями, икайте, кашляйте, смейтесь, хохочите во время игры. И вы получите незабываемые моменты радости и блаженства от общения с этим удивительным музыкальным, а для кого-то и сакральным инструментом, имя которому – варган! И ещё сотни имён в разных этносах. Варганной вам лёгкой волны! Превосхищенной варганной импровизации! Сладких и вдохновляющих мелодий! Экстаза и блаженств от творения варганных импровизаций и мелодий! Осенённости духом знаменитых варганистов всех времён и народов! Их таинственной помощи в освоении варгана! И пусть их уста говорят вашими устами! И пусть их сердца говорят вашими сердцами! Их мысли осеняют ваш ум! И их переживания наполнят сердце! Пусть передастся их навык и мастерство! Также проявляйте то, что лежит на вашем сердце, чем живёте, о чём догадываетесь, что хотите выразить.
И самое главное – желаю вам вспомнить свою человеческую природу, понять самих себя, это очень поможет выражать свой творческий замысел с помощью варгана! Успехов вам на варганном поприще!