варлаамо хутынский женский монастырь официальный сайт требы
Монастырь требует самоотверженности
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских. Обитель, славная именами многих подвижников, в XХ веке была закрыта и разрушена. Молитвами преподобного игумена Варлаама, мощи которого пребывали в монастыре даже в годы запустения, за последние двадцать два года обитель восстала из руин.
Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его начальницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).
Сейчас в монастыре несут послушания пятьдесят пять сестер. Более половины из них живут в обители пятнадцать-двадцать лет, с первых лет восстановления. Многие сестры, как прежде, так и теперь, становятся послушницами, потрудившись вначале в числе монастырских паломников.
В обитель, по благословению Матушки, принимают всех, истинно желающих спасения. Матушка свято чтит завет прп. Варлаама, заповедавшего принимать странников и соблюдать любовь друг ко другу. Поэтому возможность «испытания» себя в монастырской жизни получают все, но не все в этой необычной жизни находят себе место.
Нередко у желавших поступить в обитель не оправдываются надежды на «тихую пристань», «упокоенную старость». Ведь возрождающийся монастырь неизбежно нуждается в сестрах, готовых и способных к физическому труду, без саможаления. И дело даже не в «хорошей физической форме», а именно в самоотверженности, жертвенности. И телесно слабый, но горящий любовью, заботой, усердием, конечно, будет рад жизни в обители, несмотря на многочисленные трудности.
Распорядок дня сестер таков.
6.30 Утренние молитвы, полунощница (по желанию сестры могут совершать утреннее правило келейно).
7.20 Часы. Божественная Литургия. Во время полевых работ не все сестры имеют возможность молиться на Литургии.
8.00 Завтрак для тех, кто несет послушание на огородно-полевых работах, на скотном дворе. После завтрака – послушания. Конечно, в дни двунадесятых праздников и празднования почитаемых икон Божией Матери, несмотря на «горячую пору», все сестры молятся на Литургии. Когда заканчиваются уборочные работы, все насельницы присутствуют на Литургии ежедневно (в период с ноября до Пасхи).
14.00 Обед. Далее продолжение послушаний.
18.00 Вечерняя служба (в зависимости от дня, совершается священником обители или вычитывается чередными чтецами). Участвуют в ней не все сестры – большинство продолжает трудиться.
20.00 (летом) / 19.00 (зимой) Ужин. Свободное время.
Послушания в монастыре благословляются Матушкой, в зависимости от способностей каждой сестры. Такие послушания, как певчая, швея можно назвать «пожизненными» – их несут насельницы, имеющие определенные дарования. Но это не означает, что швея только шьет, а певчая только поет. Все сестры, исключая самых пожилых, участвуют в общих работах. Весной, летом и осенью это полевые работы, зимой – уборка снега; также чистка рыбы, грибов и т. п.
Традиционные монастырские послушания: в храме, на кухне, на скотном дворе насельницы несут в течение продолжительного времени. Такие послушания требуют особой ответственности от старшей сестры, которую назначает Матушка. Старшей сестре нужно хорошо, досконально знать тонкости порученного ей дела. Для этого, конечно же, необходимы время и опыт.
В зимнее время способные к различным рукоделиям сестры занимаются поделками: шьют мешочки для просфор, лепят из глины, расписывают игрушки. Все изделия поступают в монастырскую церковную лавку.
Монастырь принимает множество паломников, для которых всегда открыта платная гостиница и общая паломническая келья. Сестры круглый год несут там послушание.
Еще одно послушание сестер – в монастырской канцелярии. Это обширная переписка – ответы на поданные в монастырь поминовения.
В обители действует своя пекарня – это отдельное послушание.
Все многоразличные труды, которые несут сестры, подчинены главной цели – через служение ближним работать над собой: ведь неизбежно сталкиваешься со своим «я», «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Стараясь очищать сердце от страстей, насельницы святой обители учатся всегда быть пред Богом, с Богом, стремятся к самосовершенствованию, чтобы достичь Царствия Небесного.
Осознать цель монашеского подвига нуждающейся сестре всегда поможет Матушка – игумения Алексия. К ее совету и помощи обращаются не только монахини и послушницы, но и многие прихожане Варлаамо-Хутынской обители. Отношения между Матушкой и сестрами не «регламентируются» часами приема и заданными темами. Со своим сомнением или вопросом сестра может обратиться к Матушке просто, например, встретив ее идущей из храма.
Все сестры, поступившие в монастырь, становясь послушницами, начинают исполнять келейное правило, назначенное игуменией, оставив те правила, что были в миру. Для послушниц это утренние, вечерние молитвы, глава Евангелия, глава Апостола, кафизма. Для монахинь добавляются три канона, акафисты Спасителю и Божией Матери, пятисотница. По усердию и желанию все сестры читают акафист прп. Варлааму Хутынскому.
Обитель прп. Варлаама Хутынского любима новгородцами и многочисленными паломниками из других городов, поэтому сестрам неизбежно, по послушанию, доводится общаться с мирянами. Сестры проводят экскурсии, принимают паломников в трапезной. В монастырь нередко приезжают гости светских властей Великого Новгорода, участники различных семинаров и конференций. Особым почитанием у представителей управления юстиции пользуется могила погребенного в монастыре Г.Р. Державина, поэта и первого министра юстиции России. Для помощи сестрам в организации приема «высоких гостей» Матушка привлекает помощников-мирян, много лет окормляющихся в обители. На средства благотворителей ведутся ремонтно-восстановительные работы. На монастырском подворье в деревне Быково Валдайского района на ферме с сестрами трудятся рабочие-миряне. Предоставляя местным жителям работу, монастырь помогает этим людям, не давая им пропасть в сложной жизненной ситуации. Духовную и материальную помощь обитель оказывает многим семьям прихожан. Уже несколько лет в Варлаамо-Хутынском монастыре существует традиция: совместные трапезы с прихожанами на Пасху, на Рождество Христово, на Преображение, в дни памяти святого основателя обители.
Монастырь преподобного Варлаама Хутынского стал родным домом не только для сестер, ищущих спасения в иноческом чине, но и для большой дружной общины верующих, составляющих сплоченную православную духовную семью.
Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его настаятельницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили.
В следующем столетии храм подвергался незначительным изменениям. В 1712-37 годах, при архимандрите Вениамине, был обновлен иконостас. В 1799-1802 годах в соборе настелили новый пол («путиловскою плитою», как указывает архимандрит Макарий) и растесали окна. В 1835 году сочли нужным до основания разобрать Покровский придел. Возобновлен и украшен он был на средства Д.А. Державиной, вдовы поэта.
Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою. На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками».
XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии.Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью.
Варлаамо-Хутынский монастырь, Великий Новгород. Расписание богослужений, фото, адрес, сайт
Варлаамо-Хутынский женский монастырь является местом паломничества к чудотворным мощам и активного посещения туристов. Это одна из главных достопримечательностей северо-западной части России, где покоится прах Гавриила Державина, известного русского поэта и государственного деятеля XVIII столетия.
Адрес Варлаамо-Хутынский монастыря
Варлаамо-Хутынский монастырь находится в Новгородской области в деревне Хутынь на Монастырской улице, 59.
Как добраться
Обитель расположена совсем недалеко от города Великий Новгород, где нужно сесть на регулярный рейсовый автобус № 121, который отправляется с городской автостанции 5 раз в день с 6-30 до 18-45 ч. Интервал движения около 3 ч. Время в пути занимает не более 25 мин. Стоимость проезда — 50 руб.
На личном автомобиле из центра города необходимо выехать на большую Московскую улицу и проехать до перекрестка с улицей Державина, затем сделать поворот направо и продолжить движение до нужного указателя, где следует повернуть налево и ехать до развилки, а затем по левой дороге до самого места назначения.
Можно вбить в навигатор для построения оптимального маршрута следующие координаты: 58.587600°N 31.394000°E.
История храма
Варлаамо-Хутынский монастырь ведет свою историю с XII столетия, когда чернецом Валаамом на заросшем дремучем лесом берегу реки Волхов, пользовавшемся у народа дурной славой месте, срубил себе уединенную келью по божественному указанию, сошедшему ему в виде яркого луча света. В память об этом событии построенная здесь деревянная церковь была освящена Преображенской.
К строгому подвижнику начали стекаться люди за помощью и молитвой, многие из которых остались с ним навсегда. Святой тайно носил тяжелые вериги и вел очень строгую постническую жизнь. Господь прославил своего угодника прижизненным даром прозорливости, чудотворения и воскрешения мертвых.
Позднее вместо обветшавшей церкви Варлаамом был заложен новый уже каменный храм. Вскоре после этого святой подвижник скончался, и был погребен братией у его стен. При прощании с телом подвижника случились многочисленные чудесные исцеления тяжелобольных со всей округи.
Но и позднее над его могилой долгое время продолжали совершаться исцеления и чудеса:
После смерти преподобного, его ученики продолжили его дело, и обитель росла и процветала. Из его стен вышло много святых и подвижников земли русской. Состоятельные новгородцы и приезжие почитатели Святого неустанно жертвовали на благоустройство монастыря.
Среди именитых благотворителей и посетителей можно особенно выделить следующих:
Наивысший расцвет пришелся со Смутных времен до периода XVIII столетия, когда обитель превратилась в одну из богатейших на северной земле. Здесь очень любил бывать Гавриил Державин, который завещал щедрые дары на помин своей души и просил себе здесь места упокоения.
Это было исполнено женой почившего, когда гроб с телом великого русского поэта и общественного деятеля был доставлен по реке Волхов от его имения в Званках. Могила поэта и его супруги была перенесена из стен обители в Новгород связи с разорением и запустением монастыря в середине прошлого века, но к 250-летнему юбилею останки вновь возвращены и перезахоронены в стенах обители.
Немало бедствий пришлось пережить обители за свою долгую историю. Были страшные опустошительные пожары, завоевание шведами, закрытие обители и размещение в ее стенах психоневрологической лечебницы в советское время, разрушение от бомбежки и артобстрелов в годы Великой Отечественной войны и период запустения.
В 1976 году в монастырских зданиях начались реставрационные работы, в 90-е годы обитель передана церкви, и вскоре здесь появляются первые насельницы. Сегодня женский монастырь представляет собой величественное зрелище, здания полностью восстановлены, в стенах храмов совершаются регулярные богослужения.
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Спасо-Преображенский собор был возведен взамен обветшавшего в начале XVI столетия. Белокаменное 5-главое здание в плане имеет квадратную форму с 3 полукружиями на восток и 4 внутренними массивными столбами опорами. Впоследствии храм подвергся небольшой перестройке, которая привела к замене кровли на 4-скатную взамен бывшей позакомарной крыши.
Вокруг здания выстроили низкие закрытые галереи, были достроены новые пределы Богородицы и Иоанна Богослова, а с запада появилась новая паперть.
Фасад здания украшают пилястры с ордерными формами. Оконные проемы нижнего яруса оформлены арками, верхних этажей вписаны в прямоугольные ниши. Средний ярус декорирован нишами-киотами с треугольным завершением. На углах здания можно увидеть своеобразное декоративное украшение с небольшими кокошниками.
Мощное шатровое крыльцо с подвесными арками на 4 столбах с декоративными изразцами украшает главный портал храма.
Архитектурный ансамбль монастыря
Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.
Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.
На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.
На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.
Внутреннее убранство
Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.
Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.
Святыни и мощи
Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.
Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.
Наставники
За свою долгую историю обитель сменила огромное число наставников, многие из которых были прославлены в лике святых.
Особо отмечены православной церковью:
Сегодня настоятельницей обители является монахиня Алексия Симдянкина.
Расписание служб, режим работы
Монастырь открыт для паломников и прихожан каждый день с 6 до 21-30 ч. Все желающие могут посетить ежедневные церковные богослужения, которые в Варлаамо-Хутынском храме начинаются по следующему расписанию.
Расписание:
После обедни в 12 ч. служится еженедельный молебен святому Варлааму. В субботние дни после утренней службы по предварительной договоренности совершается таинство крещения.
Правила посещения монастыря
При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:
Престольные праздники
Варлаамо-Хутынский монастырь особенно торжественно проводит церковные богослужения в дни престольных праздников:
Дата | Праздник |
19 августа | День Преображения Господа |
14 октября | Покрова Пресвятой Богородицы |
19 ноября и 28 июня | Память преподобного Варлаама |
В начале Петровского поста в пятницу принято совершать крестный ход в память о чудесном событии, заранее предсказанном преподобным, когда летом выпал снег, спасший урожай хлеба от нашествия вредителей.
Интересные факты про монастырь
Древнейшим новгородским официальным документом XII века является пергаментная грамота о вкладе Варлаама земель в имущество монастыря, сегодня хранится в государственном музее Новгорода. В ризнице монастыря долгое время хранились опаленная алтарная дверь и личный жезл царя Ивана III, с которыми связано удивительное событие.
При поклонении святым нетленным мощам царь стал донимать игумена монастыря, чтобы вскрыли раку святого для всеобщего открытого поклонения. Когда игумен уступил царским просьбам, и начали выкапывать могилу, из нее вышел мощный столб огня, опаливший церковные стены и деревянную дверь.
Иван Васильевич с ужасом выбежал из здания, но огонь продолжал его преследовать, вырываясь из земли при каждом ударе трости. Царь кинул свой посох и со страхом уехал из монастыря. Перед самым закрытием монастыря в нем был чтецом и пел на клиросе широко известный впоследствии Павел Груздев. Патриарх Алексий I был архиепископом Хутынским.
Информация для посетителей
В монастырской лавке можно приобрести экологически чистые продукты: молоко, творог, яйца, соленья и мед. Также продается свежий хлеб и очень вкусная выпечка. В церковной лавке можно купить религиозную литературу, сувенирную продукцию, свечи. Также можно заказать молебен, сделать пожертвование и подать записки на проскомидию о поминовении живых и усопших или на неусыпаемую псалтирь.
В святом источнике на территории монастыря можно умыться и набрать воды с собой. В паломнической службе обители по предварительной телефонной заявке предоставляется бесплатный ночлег всем желающим помолиться и потрудиться в монастыре. Телефон паломнического отдела 8-162-74-96-02.
Также можно остановиться в монастырской гостинице, которая предлагает 2 и 4-местные номера. Стоимость проживания от 300 руб. в сутки с человека. Забронировать место заранее можно по номеру телефона +7-921-201-56-41.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь всегда с радостью принимает посетителей и паломников со всех концов страны, предлагая не только молитвенно поучаствовать в жизни обители, но и насладиться щедрыми дарами своего богатого хозяйства.
Видео о Варлаамо-Хутынском монастыре
Варлаамо-Хутынский монастырь Великий Новгород: