ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой
Почему приемному ребенку сложно в школе?
Читайте также
Подводим итоги опроса родителей о школьных проблемах кровных и приемных детей
Родителей – в школу?
«Теперь у наших детей списывают контрольные, а не наоборот»
2 минуты на опрос о школе
«В проекте «Фоксфорд» сыну понравилось, что учителя преподают легко, с юмором»
Откаты у ребенка и восприятие времени
«Я говорю о самом сложном»: Саша из детского дома — как приспособиться к жизни без семьи
«Балуюсь и нуждаюсь в воспитании, учитель со мной не справляется»
Как объяснить приемному подростку, зачем нужна школа?
Найти «своего» учителя
Замещающие семьи из разных уголков нашей страны звонят и сообщают психологам фонда о том, что детям тяжело учиться
Приемные родители рассказывают, что ребенок на уроках невнимателен, отвлекается, не запоминает материал, ему сложно справляться с домашними заданиями (семья делает их вместе до глубокой ночи), в классе возникают конфликты, ребенок становится объектом травли или, наоборот, сам ведет себя агрессивно.
Психолог фонда «Измени одну жизнь» Джессика Франтова разбирается с тем, что происходит, и как помочь семье и ребенку в такой непростой ситуации.
Поход в школу — испытание не только для приемной семьи. В семейной психологии время, когда ребенок идет в 1 класс, называется кризисным периодом развития семьи.
Дело в том, что школа – это первый большой социальный институт, который будет оценивать, но не только ребенка, а всю семью – кого вы нам привели, справляетесь ли вы. Кроме того, школа «проникает» внутрь семьи – чатами, домашними заданиями, требованиями определенных успехов, соблюдения правил и порядка.
Часто мы можем слышать от семей такое определение: «Живем от каникул до каникул». И ждут каникул, в первую очередь, сами уставшие родители.
Кроме того, в школе появляется оценка. Ребенок сталкивается с тем, что теперь, чтобы быть успешным ему необходимо соответствовать определенным критериям, и это непростое осознание.
К сожалению, в настоящий момент у нас не сформировано представление о том, что для того, чтобы ставить оценку есть позиция Учителя, а Родитель при этом продолжает оставаться тем, кем и был – поддерживающим взрослым, любящим безусловно (т.е. безоценочно).
Родители начинают включаться в ситуацию с уроками, начинают так же требовать от ребенка результатов. Ребенок, чувствуя потерю безусловности, начинает саботировать процесс, в результате тема школы и всего, что с ней связано, становится очень заряженной.
Когда же все вышеперечисленное начинает происходить с приемным ребенком, ситуация принимает драматический оборот. Дело в том, что для ребенка, в истории которого есть потеря, крайне важно наличие взрослого, принимающего безусловно и безоценочно. «Исчезновение» этих качеств у родителей вызывает очень сильную реакцию протеста – и ребенок начинает воевать со школой — ведь она же отняла у него любовь и принятие родителей.
Кроме того, сама по себе ситуация оценки для детей с опытом жестокого обращения, пренебрежения нуждами и т.п. – травматична. Там, где есть сравнение, там, где есть возможность чувствовать себя «лучше других» или «хуже других», зачастую начинаются проблемы.
Ощущение себя как плохого, испорченного, отверженного, к сожалению, частое последствие пережитого опыта. И плохие оценки воспринимаются как подтверждение этого факта.
И в этой ситуации зачастую наступает саботаж по принципу «ну и пусть, ну я так и знал, ну и не получится ничего». Другая реакция – бросить кучу сил на то, чтобы соответствовать любой ценой, быть принятым — тоже оборачивается потерей сил и срывами.
Довершает эту картину тот факт, что пережитая травма имеет влияние на развитие когнитивных функций – мышления, памяти, внимания. Ребенок «выпадает» во время урока и ничего не может с этим поделать – просто перестает понимать, что происходит. Наличие шума, большого количества людей, типичная для казенного учреждения планировка и запахи – есть много причин, которые могут запустить эту реакцию.
Результат один – ребенок не здесь, не на уроке, он проваливается в свои травматические переживания или просто в пустоту – ведь сейчас становится очень небезопасно.
Помогите приемным детям получить помощь в обучении
Для ребенка, который пережил потерю близких, жил в детдоме, а теперь привыкает к новой семье, школа часто становится непростым испытанием. Чтобы справиться с программой и не стать объектом насмешек для одноклассников и учителей, ему необходима помощь.
Благодаря онлайн-формату, дети смогут получать бесплатную помощь опытных репетиторов, независимо от места проживания. И уже скоро смогут почувствовать себя увереннее в школе.
7 способов помочь детям
1. Обеспечьте ребенку максимально маленькую и комфортную школу
Из всех возможных вариантов выбрать тот, который будет предъявлять минимальные требования и уделять максимальное внимание ребенку. К сожалению, зачастую происходит прямо противоположная история – выбирается школа «посильнее», т.к. родители действуют из идеи «наверстать упущенное», и ребенок не выдерживает нагрузки.
2. Поймите, что готовность к школе это больше, чем умение читать, писать, считать
Готовность к школе — умение высидеть урок, выслушать взрослого, спокойно принять неудачу, умение договариваться.
Этим качествам ребенка учат не репетиторы, а опыт общения и игр с другими детьми. Лучшая подготовка к школе — возможность для ребенка наиграться и побыть как можно дольше в безопасной, принимающей семейной обстановке.
Довольно распространенная ошибка – начать ребенка развивать сразу после того, как он приходит в семью. Драгоценный ресурс психики тратится на учебу (хотя и в нормальном развитии учебная деятельность является ведущей только после 7 лет), какое-то время ребенок дает успехи, а потом начинается откат – в самое неподходящее время.
3. Предложите ребенку какую-то иную деятельность, кроме школы, в которой он может быть успешным
Все что угодно: петь, рисовать, играть, лепить.
Нужно место, где ребенок будет чувствовать «у меня получается» и сохранит мотивацию узнавать, исследовать, достигать нового.
И саму жизнь семьи максимально от школы отделить – сохранить свои традиции, свои увлечения и свое время друг для друга. Для обсуждения школьных вопросов оставить оговоренное время и только в него их и обсуждать.
4. Откажитесь от идеи помощи ребенку с уроками
Если ребенок не справляется – пригласите педагога, тьютора. Важно понимать, задача родителей — принимать ребенка, контейнировать его переживания, позитивно отражать, быть рядом. Именно это то уникальное, что может происходить только в семье, это никто не сможет заменять. Учить — это задача учителя. С тьютором ребенок будет именно учиться, а не проверять на прочность отношения, ища ответа на вопрос: «А будут ли меня любить, если я буду получать плохие оценки?»
5. Откажитесь от амбиций
Это сложный, но важный пункт истории — если родителям тяжело от неуспешности ребенка, им не удастся это скрыть, и ребенок это почувствует. Вспомните важных и значимых для вас людей, у которых были сложности с обучением.
Вспомнить, что развитие возможно только из точки покоя – возможно, ситуация изменится, но сейчас она вот такая, и на кону сейчас самое важное — отношения с ребенком. Школа все-таки имеет свойство заканчиваться, а вот ее влияние на отношения внутри семьи огромно.
6. Вспомните себя в школьные годы
Что помогало, что мешало, чего бы хотелось от взрослых? Возможно, ответы помогут лучше понимать ребенка и появятся новые точки соприкосновения. Можно спросить и своих родителей – как им было в это школьное время, что помогало справляться им, а если им тоже было сложно- что бы они изменили сейчас.
7. Обратитесь к специалистам – тематическим психологам для проработки травм ребенка
Зачастую проблемы могут решиться, если проработать травматический опыт.
Ребенку станет проще находиться в некомфортной для него среде (или он перестанет ее таковой ощущать), и он получит дополнительные силы, которые сможет потратить на исследование открывающегося перед ним мира.
Вы также можете получить бесплатную консультацию специалистов фонда «Измени одну жизнь»
Школьные проблемы приемных детей
Школа – стресс для самых обычных детей, что уж говорить о приемных. Замещающие семьи постоянно сталкиваются с проблемой неуспеваемости в школе. Но и это не так важно, как трудности с поведением, невниманием и агрессией по отношению к одноклассникам.
В чем же причины этих проблем? Давайте разберемся.
Проблемы с успеваемостью
Родители сами программируют ребенка на неуспешность. Звучит странно, но это так. Родители говорят: «У тебя не получится», и у ребенка не получается. Важно мотивировать школьника. Это не обязательно должны быть деньги и подарки. Достаточно радоваться любым успехам, а неудачи принимать в позитивном ключе. У тебя двойка? Ну, ничего, я уверена ты выучишь параграф и закроешь плохую оценку – хорошей.
Ребенок действительно не может усвоить программу, по медицинским показаниям. В этом случае не стоит паниковать. Современная школьная система очень гибкая – вы можете оформить документы для домашнего обучения. А пресловутая социализация, которую так ждут от школы, легко организуется в дополнительных секциях и кружках.
Психолог Людмила Петрановская в одном из интервью рассказывала, что она часто просит родителей провести эксперимент. Представить, что вышел закон, по которому свободный выбор профессии отменяется. Теперь работу выбирает комиссия, и отказаться от неё нельзя. На службе раздражает начальник, а дома говорят: «А нам твой начальник уже звонил и все рассказал. Опять ты документацию не подготовил. Теперь неделю без сериала будешь. А отчет переписывай три раза подряд!»
Неуютно становится, правда? А тем временем, ребенок именно так себя и чувствует. Его отправили в школу, ему не нравится процесс обучения, школьных правил и рамок, но и дома теперь не до отдыха – нужно наверстывать то, что не сделал в ненавистной школе.
Многих приемных детей школа действительно травмирует. Если отношения совсем не складываются – учебное заведение лучше поменять, или учить ребенка дома. И все-таки домашнее обучение – это последний выход. Для начала нужно постараться наладить сотрудничество со школой. Не ждите, что это будет легко. Ведь это вы прошли «Школу приемного родителя», а учителя в образовательном заведении, возможно, никогда не сталкивались на практике с приемными детьми. Важно объяснить педагогу, что приемный ребенок не такой как все.
Проблемы с поведением
Трудное поведение чаще всего не связано с желанием приемного ребенка «довести» педагога или одноклассников. Просто приемные дети более уязвимы для стресса, плохо справляются со своими эмоциями. Их поведение – защитная реакция, которая помогала им выжить в неблагополучной семье, или, затем, в социальном учреждении. Такое поведение нужно регулировать, переключать внимание ребенка на учебу, на более важные задачи, чем драка или истерика, к примеру. И это задача педагога.
Поведение ребенка в школе может быть также реакцией на поведение одноклассников. Конечно, сами родители вместе с ребенком должны решить, должны ли одноклассники знать о тайне усыновления. Но практика показывает, что так или иначе все равно узнают. Поэтому педагог должен подготовить почву. Объяснить школьникам, что дети появляются на свет и живут в разных обстоятельствах. При этом не стоит переходить на личности.
Задача родителей – задавать педагогу правильные вопросы, которые помогут выяснить, с какими конкретно проблемами ребенок столкнулся в школе. Например, так:
Какие сильные и слабые стороны моего ребенка вы можете отметить?
Какие задания мой ребенок не выполнил вовремя? Что он еще может сдать и доделать?
Есть какие-то специфические проблемы, о которых я должна знать?
Какие пособия по подготовке к экзаменам мы можем приобрести, чтобы помочь ребенку во внеучебное время?
Список можно продолжать бесконечно. В силах родителей создать для приемного ребенка команду, защитный барьер, которые помогут его развитию и становлению личности. Естественно, что в этой команде должен быть и учитель.
Важен не бег за знаниями, а помощь: трудности адаптации к школе приёмных детей
Приёмный ребёнок идёт в новую школу, но он не готов учиться. Что делать в такой ситуации, объясняет Алёна Синкевич, клинический психолог, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам».
Одна моя знакомая сказала, что отдать ребёнка в первый класс — всё равно что родить его ещё раз. Так же трудно и ответственно. Я хорошо понимаю, о чём она говорит. Когда ребёнок рождается, родителям ещё только предстоит узнать, какой он будет — больной или здоровый, требовательный или покладистый, легко ли ему будет освоиться в мире, или каждый шаг будет идти через преодоление. А отдать в школу — это ещё раз ответить на все эти вопросы, только теперь применительно к социуму.
Если нам предстоит впервые отдать в школу приёмного ребёнка, то волнений ещё больше. Даже если в семью пришёл подросток, который уже учился несколько лет в школе до этого, по уровню стресса это как отдать первоклассника. Потому что ребёнок впервые идёт в школу из вашей семьи, из той новой жизненной ситуации, в которой он оказался, а ситуация, поверьте, очень влияет на готовность учиться.
Главная задача любого ребёнка — выжить и вырасти. Эта программа заставляет его следовать той или иной стратегии поведения и в её рамках принимать решения, как себя следует вести.
Приёмные дети в большинстве случаев — дети с травмой депривации, то есть дети, которые в какой-то период жизни не получали родительского ухода, поддержки и защиты. Какой вывод сделает ребёнок из этого опыта? Часто в трудные времена выживания ребёнок решает, что на взрослых положиться нельзя, так как они вечно подводят (не кормят или не забирают из детского сада, или не открывают дверь, когда приходишь домой, а иногда ещё и совершают насилие), и тогда надо всё контролировать самому и выживать без взрослого.
Расслабиться нельзя ни на минуту, так как жизненный опыт научил ребёнка, что от его алёртности зависит его жизнь
Значит, в школе надо каждую минуту контролировать поведение учителя и всех детей, которые есть в классе. В такой ситуации он может просто не заметить, что на уроках объясняют новый материал. Знания в этой ситуации — не то, что важно для выживания прямо сейчас. От постоянного напряжения ребёнок может очень уставать и падать обессиленным после возвращения из школы. Иногда он может не выдерживать нервного напряжения и устраивать истерики прямо в школе. Он же всё-таки ребёнок, которому не под силу быть на посту 24/7.
Иногда, чтобы удобнее было контролировать всех людей в классе, ребёнок выбирает роль хулигана или шута, чтобы внимание класса и учителя было постоянно приковано к нему, и тогда ребёнок может быть уверен, что не пропустит ничего важного для выживания. Тут не до дробей.
Пунктуальность, чёткие правила и терпение: как вести себя с приёмным ребёнком
Может пройти много лет, пока ребёнок успокоится и поверит, что ему ничего не угрожает, что он под защитой родителей. Тогда, хоть и с большим опозданием, он начнёт впитывать материал, который раньше не задерживался у него в голове.
Я знаю детей, которые по пять раз учили и выучивали таблицу умножения, но немедленно её забывали, так как не видели смысла держать её в голове. Я знаю девочку, которая проявляла все признаки умственной отсталости, когда речь шла об академических знаниях, и только спустя пять лет в семье смогла наконец услышать то, что ей до этого сотни раз говорили впустую. Страшно даже представить, сколько родительских усилий, нервов и слёз стоит за такими задержками.
Так что же делать?
Часто нарушение привязанности у приёмного ребёнка скорректировать нелегко. Важно понимать, что это нарушение возникло не потому, что он «бракованный» или с вами что-то не так. Эта его нарушенная привязанность и была тем приёмом взаимодействия со взрослыми людьми и миром, которая помогла ему выжить. В его прежней уродливой жизни она была функциональной. Попав в совершенно другой мир, ребёнок не может быстро поменять свои стратегии выживания.
Нужно много времени, чтобы он понял: сейчас функциональнее иное поведение
Порой потеря прошлой жизни, даже если эта жизнь, на наш взгляд, была небезопасна, становится такой тяжёлой психологической травмой для ребёнка, что он находится в непрерывном эмоциональном стрессе, который делает обучение невозможным. Это как если бы вам в горящем самолёте предложили пройти английские неправильные глаголы. Смогли бы вы?
Так или иначе, цель воспитания — вырастить социально адекватного человека. Такой человек сам сможет восполнить пробелы в своих знаниях, если и когда захочет. Ваша задача — научить учиться и помочь ребёнку поверить в себя.
Материал подготовлен фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Мы помогаем детям-сиротам в детских домах и больницах, ищем им приёмных родителей и поддерживаем кровные семьи в трудной жизненной ситуации, чтобы дети не попадали в детдома. Мы работаем, чтобы менять будущее для детей, а значит, и для всех нас. Присоединяйтесь! Вы можете поддержать работу фонда, сделав пожертвование или став волонтером.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Miminor)
А если он будет плохо учиться? Страхи родителей накануне учебного года
Чего боятся приемные родители: плохая наследственность и трудности с учебой
Татьяна Панюшева психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, работает с детьми-сиротами и приемными семьями
Мало что так выбивает из колеи приемных родителей, как поступление ребенка в школу. Перед началом учебного года волнуются все, но именно обучение приемных детей часто требует от родителей вкладывать больше сил — и проявлять меньше амбиций. А это очень трудно на фоне образовательной гонки, которая наблюдается в последние годы. Продолжаем разбирать типичные страхи приемных родителей — поговорим о наследственности и обучении приемного ребенка.
Что такое наследственность
«Плохая наследственность» — самое распространенное и самое опасное объяснение при возникновении любых трудностей в процессе воспитания приемного ребенка. «Наследственность» — это то, что изменить нельзя. Это не дает шанса ни ребенку, ни родителям. Между тем, точно известно, что генов «воровства» и «проституции» не существует. Ссылаясь на плохую наследственность, родители, по сути, отталкивают ребенка от себя, отказывая ему в возможности изменения и развития в лучшую сторону.
Строго говоря, «наследственность» — это потенциал. Согласно научным данным, соотношение факторов среды и наследственности в среднем «50 на 50». В каких-то областях оно сдвинуто в сторону «заданности»: например, цвет волос, цвет глаз, рост и пр. В основном это касается физических характеристик. Но то, что составляет основу жизни человека — способность любить и заботиться, желание и умение работать, ценности, — зависит не от «наследственности». На эти способности в значительной степени влияют социальная среда и отношения с близкими людьми.
Проблемы в развитии детей-сирот связаны в гораздо большей степени с травмой отрыва от семьи и родительской депривацией, чем с наследственностью. Именно отсутствие достаточной заботы и эмоционального контакта с близким взрослым в раннем детстве являются основной причиной диспропорционального развития таких детей, а не пресловутая «генетика».
У покинутого, лишенного родителей ребенка с самого раннего возраста подорвана жизнеспособность. У ребенка, который в течение первого года жизни растет не «на руках», затормаживается и нарушается нормальный ход развития. Последствия этого достаточно серьезны, но обратимы тем легче, чем раньше изменится ситуация (та самая «среда»). Дети, попадающие в любящую семью, неузнаваемо меняются и «расцветают», хотя все гены остаются прежними. И обратная ситуация: иногда дети, которые с рождения росли в собственных семьях в достатке и внимании, выбирают не самый лучший жизненный путь.
Бояться генов, с одной стороны, естественно — ведь они не в нашей власти, с другой стороны, бессмысленно — по той же самой причине. Отрицать их тоже нет смысла, стремление игнорировать отличия ребенка ничем хорошим не кончается.
Что могут сделать родители, чтобы «не бояться генов»?
Отдавать себе отчет в своих мотивах: «Чего я хочу? Помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить „идеального“ ребенка?».
Собрать достоверную информацию по особо пугающим вопросам, например, о генетически передающихся болезнях.
Обратить особое внимание на положительные черты, которые изначально нравились в ребенке — это тоже наследственность. Сам факт ее наличия не означает преобладание плохого и его решающей роли.
Подумать о своем супруге, о самых близких друзьях. У них совсем «чужие» гены, но это не мешает ни любви, ни близости, ни взаимопониманию.
Приемный ребенок и учебные трудности
Так сложилось, что у многих людей стоит как бы знак равенства между понятиями «высшее образование» и «хороший человек». Времена и ценности общества меняются, но важность образования для многих родителей актуальна по-прежнему. Логика примерно такова: «Образование обеспечивает интеллектуальное и душевное развитие, а также среду общения для ребенка, и тем самым служит фундаментом его будущего». Звучит разумно, но лишь отчасти.
Душевное и моральное развитие связано не столько с интеллектом, сколько с воспитанием чувств, с отношениями, в том числе и внутрисемейными, в которых растет ребенок. На формирование личности ребенка влияет то, во что верят родители; во что верит и кого любит сам ребенок. От этого действительно зависит, каким человеком он вырастет. И большинство родителей (и вообще взрослых людей) понимают это вполне отчетливо.
В чем же тогда дело? Что заставляет здравомыслящих родителей тянуть приемного ребенка «за уши» в институт, нередко вопреки не только желанию, но и объективным способностям чада? Наверное, подобное происходит в тех случаях, когда уровень образования ребенка рассматривается как признак «достойного родительства». В самом деле, ведь образование — это то, что можно реально предъявить окружающим. И уж тем более если ребенок — из детского дома.
Образование нужно и важно. Но так же важно не перейти хрупкую грань, по одну сторону которой — то, что психологи называют «зона ближайшего развития» (потенциал человека, который требуется развивать, прикладывая усилия), а по другую — усталость от чрезмерного напряжения, взаимное раздражение и отчуждение.
Никакое образование не стоит того, чтобы отношения родителей с ребенком были разрушены. Такое может, к сожалению, произойти, если для родителей образовательные успехи ребенка являются условием принятия и любви. Как же быть приемным родителям, чтобы найти баланс между объективными возможностями ребенка и своими амбициями?
Что могут предпринять родители, чтобы помочь ребенку получить образование?
Обратиться к специалистам, которые проведут грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний; разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую конкретному ребенку; дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.
Создавать дома «развивающую среду», много общаться с ребенком, поддерживать его начинания, разрешать пробовать новое; самим относиться к занятиям как делу увлекательному, а не как к «обязаловке».
Помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка («аффект тормозит интеллект»). Когда ребенок в семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.
Не сравнивать с другими детьми. Любое сравнение подкрепляет неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Сравнивать ребенка можно только с ним самим прежним: «Раньше не умел, а теперь получилось».
Терпеливо ждать. Получить все и сразу невозможно. Ускорить процесс раскрытия цветка, расковыряв бутон, — неудачное решение. Все раскрывается в свое время в благоприятных условиях. Хорошие взаимоотношения с родителями, разумная помощь и поддержка и есть самые хорошие условия для раскрытия естественного потенциала ребенка.
Разумно определять нагрузки. Они должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным.
Всегда искать позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Важно научиться самим и научить ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения, двигаться от одного маленького успеха к другому. Успех — лучший мотив в обучении.
Хвалить за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этой жизненной мудрости — наверное, основная задача. Приемным детям она дается сложнее. Во-первых, опыт отвержения кровными родителями и социумом подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством). Во-вторых, именно воля и терпение — качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».
Верить в ребенка. Вера родителей в своего ребенка — это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха.