ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Почему приемному ребенку сложно в школе?

Читайте также

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Подводим итоги опроса родителей о школьных проблемах кровных и приемных детей

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Родителей – в школу?

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

«Теперь у наших детей списывают контрольные, а не наоборот»

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

2 минуты на опрос о школе

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

«В проекте «Фоксфорд» сыну понравилось, что учителя преподают легко, с юмором»

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Откаты у ребенка и восприятие времени

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

«Я говорю о самом сложном»: Саша из детского дома — как приспособиться к жизни без семьи

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

«Балуюсь и нуждаюсь в воспитании, учитель со мной не справляется»

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Как объяснить приемному подростку, зачем нужна школа?

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Найти «своего» учителя

Замещающие семьи из разных уголков нашей страны звонят и сообщают психологам фонда о том, что детям тяжело учиться

Приемные родители рассказывают, что ребенок на уроках невнимателен, отвлекается, не запоминает материал, ему сложно справляться с домашними заданиями (семья делает их вместе до глубокой ночи), в классе возникают конфликты, ребенок становится объектом травли или, наоборот, сам ведет себя агрессивно.

Психолог фонда «Измени одну жизнь» Джессика Франтова разбирается с тем, что происходит, и как помочь семье и ребенку в такой непростой ситуации.

Поход в школу — испытание не только для приемной семьи. В семейной психологии время, когда ребенок идет в 1 класс, называется кризисным периодом развития семьи.

Дело в том, что школа – это первый большой социальный институт, который будет оценивать, но не только ребенка, а всю семью – кого вы нам привели, справляетесь ли вы. Кроме того, школа «проникает» внутрь семьи – чатами, домашними заданиями, требованиями определенных успехов, соблюдения правил и порядка.

Часто мы можем слышать от семей такое определение: «Живем от каникул до каникул». И ждут каникул, в первую очередь, сами уставшие родители.

Кроме того, в школе появляется оценка. Ребенок сталкивается с тем, что теперь, чтобы быть успешным ему необходимо соответствовать определенным критериям, и это непростое осознание.

К сожалению, в настоящий момент у нас не сформировано представление о том, что для того, чтобы ставить оценку есть позиция Учителя, а Родитель при этом продолжает оставаться тем, кем и был – поддерживающим взрослым, любящим безусловно (т.е. безоценочно).

Родители начинают включаться в ситуацию с уроками, начинают так же требовать от ребенка результатов. Ребенок, чувствуя потерю безусловности, начинает саботировать процесс, в результате тема школы и всего, что с ней связано, становится очень заряженной.

Когда же все вышеперечисленное начинает происходить с приемным ребенком, ситуация принимает драматический оборот. Дело в том, что для ребенка, в истории которого есть потеря, крайне важно наличие взрослого, принимающего безусловно и безоценочно. «Исчезновение» этих качеств у родителей вызывает очень сильную реакцию протеста – и ребенок начинает воевать со школой — ведь она же отняла у него любовь и принятие родителей.

Кроме того, сама по себе ситуация оценки для детей с опытом жестокого обращения, пренебрежения нуждами и т.п. – травматична. Там, где есть сравнение, там, где есть возможность чувствовать себя «лучше других» или «хуже других», зачастую начинаются проблемы.

Ощущение себя как плохого, испорченного, отверженного, к сожалению, частое последствие пережитого опыта. И плохие оценки воспринимаются как подтверждение этого факта.

И в этой ситуации зачастую наступает саботаж по принципу «ну и пусть, ну я так и знал, ну и не получится ничего». Другая реакция – бросить кучу сил на то, чтобы соответствовать любой ценой, быть принятым — тоже оборачивается потерей сил и срывами.

Довершает эту картину тот факт, что пережитая травма имеет влияние на развитие когнитивных функций – мышления, памяти, внимания. Ребенок «выпадает» во время урока и ничего не может с этим поделать – просто перестает понимать, что происходит. Наличие шума, большого количества людей, типичная для казенного учреждения планировка и запахи – есть много причин, которые могут запустить эту реакцию.

Результат один – ребенок не здесь, не на уроке, он проваливается в свои травматические переживания или просто в пустоту – ведь сейчас становится очень небезопасно.

Помогите приемным детям получить помощь в обучении

Для ребенка, который пережил потерю близких, жил в детдоме, а теперь привыкает к новой семье, школа часто становится непростым испытанием. Чтобы справиться с программой и не стать объектом насмешек для одноклассников и учителей, ему необходима помощь.

Благодаря онлайн-формату, дети смогут получать бесплатную помощь опытных репетиторов, независимо от места проживания. И уже скоро смогут почувствовать себя увереннее в школе.

7 способов помочь детям

1. Обеспечьте ребенку максимально маленькую и комфортную школу

Из всех возможных вариантов выбрать тот, который будет предъявлять минимальные требования и уделять максимальное внимание ребенку. К сожалению, зачастую происходит прямо противоположная история – выбирается школа «посильнее», т.к. родители действуют из идеи «наверстать упущенное», и ребенок не выдерживает нагрузки.

2. Поймите, что готовность к школе это больше, чем умение читать, писать, считать

Готовность к школе — умение высидеть урок, выслушать взрослого, спокойно принять неудачу, умение договариваться.

Этим качествам ребенка учат не репетиторы, а опыт общения и игр с другими детьми. Лучшая подготовка к школе — возможность для ребенка наиграться и побыть как можно дольше в безопасной, принимающей семейной обстановке.

Довольно распространенная ошибка – начать ребенка развивать сразу после того, как он приходит в семью. Драгоценный ресурс психики тратится на учебу (хотя и в нормальном развитии учебная деятельность является ведущей только после 7 лет), какое-то время ребенок дает успехи, а потом начинается откат – в самое неподходящее время.

3. Предложите ребенку какую-то иную деятельность, кроме школы, в которой он может быть успешным

Все что угодно: петь, рисовать, играть, лепить.

Нужно место, где ребенок будет чувствовать «у меня получается» и сохранит мотивацию узнавать, исследовать, достигать нового.

И саму жизнь семьи максимально от школы отделить – сохранить свои традиции, свои увлечения и свое время друг для друга. Для обсуждения школьных вопросов оставить оговоренное время и только в него их и обсуждать.

4. Откажитесь от идеи помощи ребенку с уроками

Если ребенок не справляется – пригласите педагога, тьютора. Важно понимать, задача родителей — принимать ребенка, контейнировать его переживания, позитивно отражать, быть рядом. Именно это то уникальное, что может происходить только в семье, это никто не сможет заменять. Учить — это задача учителя. С тьютором ребенок будет именно учиться, а не проверять на прочность отношения, ища ответа на вопрос: «А будут ли меня любить, если я буду получать плохие оценки?»

5. Откажитесь от амбиций

Это сложный, но важный пункт истории — если родителям тяжело от неуспешности ребенка, им не удастся это скрыть, и ребенок это почувствует. Вспомните важных и значимых для вас людей, у которых были сложности с обучением.

Вспомнить, что развитие возможно только из точки покоя – возможно, ситуация изменится, но сейчас она вот такая, и на кону сейчас самое важное — отношения с ребенком. Школа все-таки имеет свойство заканчиваться, а вот ее влияние на отношения внутри семьи огромно.

6. Вспомните себя в школьные годы

Что помогало, что мешало, чего бы хотелось от взрослых? Возможно, ответы помогут лучше понимать ребенка и появятся новые точки соприкосновения. Можно спросить и своих родителей – как им было в это школьное время, что помогало справляться им, а если им тоже было сложно- что бы они изменили сейчас.

7. Обратитесь к специалистам – тематическим психологам для проработки травм ребенка

Зачастую проблемы могут решиться, если проработать травматический опыт.

Ребенку станет проще находиться в некомфортной для него среде (или он перестанет ее таковой ощущать), и он получит дополнительные силы, которые сможет потратить на исследование открывающегося перед ним мира.

Вы также можете получить бесплатную консультацию специалистов фонда «Измени одну жизнь»

Источник

Школьные проблемы приемных детей

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Школа – стресс для самых обычных детей, что уж говорить о приемных. Замещающие семьи постоянно сталкиваются с проблемой неуспеваемости в школе. Но и это не так важно, как трудности с поведением, невниманием и агрессией по отношению к одноклассникам.

В чем же причины этих проблем? Давайте разберемся.

Проблемы с успеваемостью

Родители сами программируют ребенка на неуспешность. Звучит странно, но это так. Родители говорят: «У тебя не получится», и у ребенка не получается. Важно мотивировать школьника. Это не обязательно должны быть деньги и подарки. Достаточно радоваться любым успехам, а неудачи принимать в позитивном ключе. У тебя двойка? Ну, ничего, я уверена ты выучишь параграф и закроешь плохую оценку – хорошей.

Ребенок действительно не может усвоить программу, по медицинским показаниям. В этом случае не стоит паниковать. Современная школьная система очень гибкая – вы можете оформить документы для домашнего обучения. А пресловутая социализация, которую так ждут от школы, легко организуется в дополнительных секциях и кружках.

Психолог Людмила Петрановская в одном из интервью рассказывала, что она часто просит родителей провести эксперимент. Представить, что вышел закон, по которому свободный выбор профессии отменяется. Теперь работу выбирает комиссия, и отказаться от неё нельзя. На службе раздражает начальник, а дома говорят: «А нам твой начальник уже звонил и все рассказал. Опять ты документацию не подготовил. Теперь неделю без сериала будешь. А отчет переписывай три раза подряд!»

Неуютно становится, правда? А тем временем, ребенок именно так себя и чувствует. Его отправили в школу, ему не нравится процесс обучения, школьных правил и рамок, но и дома теперь не до отдыха – нужно наверстывать то, что не сделал в ненавистной школе.

Многих приемных детей школа действительно травмирует. Если отношения совсем не складываются – учебное заведение лучше поменять, или учить ребенка дома. И все-таки домашнее обучение – это последний выход. Для начала нужно постараться наладить сотрудничество со школой. Не ждите, что это будет легко. Ведь это вы прошли «Школу приемного родителя», а учителя в образовательном заведении, возможно, никогда не сталкивались на практике с приемными детьми. Важно объяснить педагогу, что приемный ребенок не такой как все.

Проблемы с поведением

Трудное поведение чаще всего не связано с желанием приемного ребенка «довести» педагога или одноклассников. Просто приемные дети более уязвимы для стресса, плохо справляются со своими эмоциями. Их поведение – защитная реакция, которая помогала им выжить в неблагополучной семье, или, затем, в социальном учреждении. Такое поведение нужно регулировать, переключать внимание ребенка на учебу, на более важные задачи, чем драка или истерика, к примеру. И это задача педагога.

Поведение ребенка в школе может быть также реакцией на поведение одноклассников. Конечно, сами родители вместе с ребенком должны решить, должны ли одноклассники знать о тайне усыновления. Но практика показывает, что так или иначе все равно узнают. Поэтому педагог должен подготовить почву. Объяснить школьникам, что дети появляются на свет и живут в разных обстоятельствах. При этом не стоит переходить на личности.

Задача родителей – задавать педагогу правильные вопросы, которые помогут выяснить, с какими конкретно проблемами ребенок столкнулся в школе. Например, так:

Какие сильные и слабые стороны моего ребенка вы можете отметить?

Какие задания мой ребенок не выполнил вовремя? Что он еще может сдать и доделать?

Есть какие-то специфические проблемы, о которых я должна знать?

Какие пособия по подготовке к экзаменам мы можем приобрести, чтобы помочь ребенку во внеучебное время?

Список можно продолжать бесконечно. В силах родителей создать для приемного ребенка команду, защитный барьер, которые помогут его развитию и становлению личности. Естественно, что в этой команде должен быть и учитель.

Источник

Важен не бег за знаниями, а помощь: трудности адаптации к школе приёмных детей

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Приёмный ребёнок идёт в новую школу, но он не готов учиться. Что делать в такой ситуации, объясняет Алёна Синкевич, клинический психолог, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам».

Одна моя знакомая сказала, что отдать ребёнка в первый класс — всё равно что родить его ещё раз. Так же трудно и ответственно. Я хорошо понимаю, о чём она говорит. Когда ребёнок рождается, родителям ещё только предстоит узнать, какой он будет — больной или здоровый, требовательный или покладистый, легко ли ему будет освоиться в мире, или каждый шаг будет идти через преодоление. А отдать в школу — это ещё раз ответить на все эти вопросы, только теперь применительно к социуму.

Если нам предстоит впервые отдать в школу приёмного ребёнка, то волнений ещё больше. Даже если в семью пришёл подросток, который уже учился несколько лет в школе до этого, по уровню стресса это как отдать первоклассника. Потому что ребёнок впервые идёт в школу из вашей семьи, из той новой жизненной ситуации, в которой он оказался, а ситуация, поверьте, очень влияет на готовность учиться.

Главная задача любого ребёнка — выжить и вырасти. Эта программа заставляет его следовать той или иной стратегии поведения и в её рамках принимать решения, как себя следует вести.

Приёмные дети в большинстве случаев — дети с травмой депривации, то есть дети, которые в какой-то период жизни не получали родительского ухода, поддержки и защиты. Какой вывод сделает ребёнок из этого опыта? Часто в трудные времена выживания ребёнок решает, что на взрослых положиться нельзя, так как они вечно подводят (не кормят или не забирают из детского сада, или не открывают дверь, когда приходишь домой, а иногда ещё и совершают насилие), и тогда надо всё контролировать самому и выживать без взрослого.

Расслабиться нельзя ни на минуту, так как жизненный опыт научил ребёнка, что от его алёртности зависит его жизнь

Значит, в школе надо каждую минуту контролировать поведение учителя и всех детей, которые есть в классе. В такой ситуации он может просто не заметить, что на уроках объясняют новый материал. Знания в этой ситуации — не то, что важно для выживания прямо сейчас. От постоянного напряжения ребёнок может очень уставать и падать обессиленным после возвращения из школы. Иногда он может не выдерживать нервного напряжения и устраивать истерики прямо в школе. Он же всё-таки ребёнок, которому не под силу быть на посту 24/7.

Иногда, чтобы удобнее было контролировать всех людей в классе, ребёнок выбирает роль хулигана или шута, чтобы внимание класса и учителя было постоянно приковано к нему, и тогда ребёнок может быть уверен, что не пропустит ничего важного для выживания. Тут не до дробей.

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Пунктуальность, чёткие правила и терпение: как вести себя с приёмным ребёнком

Может пройти много лет, пока ребёнок успокоится и поверит, что ему ничего не угрожает, что он под защитой родителей. Тогда, хоть и с большим опозданием, он начнёт впитывать материал, который раньше не задерживался у него в голове.

Я знаю детей, которые по пять раз учили и выучивали таблицу умножения, но немедленно её забывали, так как не видели смысла держать её в голове. Я знаю девочку, которая проявляла все признаки умственной отсталости, когда речь шла об академических знаниях, и только спустя пять лет в семье смогла наконец услышать то, что ей до этого сотни раз говорили впустую. Страшно даже представить, сколько родительских усилий, нервов и слёз стоит за такими задержками.

Так что же делать?

Часто нарушение привязанности у приёмного ребёнка скорректировать нелегко. Важно понимать, что это нарушение возникло не потому, что он «бракованный» или с вами что-то не так. Эта его нарушенная привязанность и была тем приёмом взаимодействия со взрослыми людьми и миром, которая помогла ему выжить. В его прежней уродливой жизни она была функциональной. Попав в совершенно другой мир, ребёнок не может быстро поменять свои стратегии выживания.

Нужно много времени, чтобы он понял: сейчас функциональнее иное поведение

Порой потеря прошлой жизни, даже если эта жизнь, на наш взгляд, была небезопасна, становится такой тяжёлой психологической травмой для ребёнка, что он находится в непрерывном эмоциональном стрессе, который делает обучение невозможным. Это как если бы вам в горящем самолёте предложили пройти английские неправильные глаголы. Смогли бы вы?

Так или иначе, цель воспитания — вырастить социально адекватного человека. Такой человек сам сможет восполнить пробелы в своих знаниях, если и когда захочет. Ваша задача — научить учиться и помочь ребёнку поверить в себя.

Материал подготовлен фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Мы помогаем детям-сиротам в детских домах и больницах, ищем им приёмных родителей и поддерживаем кровные семьи в трудной жизненной ситуации, чтобы дети не попадали в детдома. Мы работаем, чтобы менять будущее для детей, а значит, и для всех нас. Присоединяйтесь! Вы можете поддержать работу фонда, сделав пожертвование или став волонтером.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (Miminor)

Источник

А если он будет плохо учиться? Страхи родителей накануне учебного года

Чего боятся приемные родители: плохая наследственность и трудности с учебой

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемойТатьяна Панюшева психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, работает с детьми-сиротами и приемными семьями

Мало что так выбивает из колеи приемных родителей, как поступление ребенка в школу. Перед началом учебного года волнуются все, но именно обучение приемных детей часто требует от родителей вкладывать больше сил — и проявлять меньше амбиций. А это очень трудно на фоне образовательной гонки, которая наблюдается в последние годы. Продолжаем разбирать типичные страхи приемных родителей — поговорим о наследственности и обучении приемного ребенка.

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Что такое наследственность

«Плохая наследственность» — самое распространенное и самое опасное объяснение при возникновении любых трудностей в процессе воспитания приемного ребенка. «Наследственность» — это то, что изменить нельзя. Это не дает шанса ни ребенку, ни родителям. Между тем, точно известно, что генов «воровства» и «проституции» не существует. Ссылаясь на плохую наследственность, родители, по сути, отталкивают ребенка от себя, отказывая ему в возможности изменения и развития в лучшую сторону.

Строго говоря, «наследственность» — это потенциал. Согласно научным данным, соотношение факторов среды и наследственности в среднем «50 на 50». В каких-то областях оно сдвинуто в сторону «заданности»: например, цвет волос, цвет глаз, рост и пр. В основном это касается физических характеристик. Но то, что составляет основу жизни человека — способность любить и заботиться, желание и умение работать, ценности, — зависит не от «наследственности». На эти способности в значительной степени влияют социальная среда и отношения с близкими людьми.

Проблемы в развитии детей-сирот связаны в гораздо большей степени с травмой отрыва от семьи и родительской депривацией, чем с наследственностью. Именно отсутствие достаточной заботы и эмоционального контакта с близким взрослым в раннем детстве являются основной причиной диспропорционального развития таких детей, а не пресловутая «генетика».

У покинутого, лишенного родителей ребенка с самого раннего возраста подорвана жизнеспособность. У ребенка, который в течение первого года жизни растет не «на руках», затормаживается и нарушается нормальный ход развития. Последствия этого достаточно серьезны, но обратимы тем легче, чем раньше изменится ситуация (та самая «среда»). Дети, попадающие в любящую семью, неузнаваемо меняются и «расцветают», хотя все гены остаются прежними. И обратная ситуация: иногда дети, которые с рождения росли в собственных семьях в достатке и внимании, выбирают не самый лучший жизненный путь.

Бояться генов, с одной стороны, естественно — ведь они не в нашей власти, с другой стороны, бессмысленно — по той же самой причине. Отрицать их тоже нет смысла, стремление игнорировать отличия ребенка ничем хорошим не кончается.

Что могут сделать родители, чтобы «не бояться генов»?

Отдавать себе отчет в своих мотивах: «Чего я хочу? Помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить „идеального“ ребенка?».

Собрать достоверную информацию по особо пугающим вопросам, например, о генетически передающихся болезнях.

Обратить особое внимание на положительные черты, которые изначально нравились в ребенке — это тоже наследственность. Сам факт ее наличия не означает преобладание плохого и его решающей роли.

Подумать о своем супруге, о самых близких друзьях. У них совсем «чужие» гены, но это не мешает ни любви, ни близости, ни взаимопониманию.

ваш приемный ребенок испытывает проблемы в обучении как помочь ребенку справиться с данной проблемой

Приемный ребенок и учебные трудности

Так сложилось, что у многих людей стоит как бы знак равенства между понятиями «высшее образование» и «хороший человек». Времена и ценности общества меняются, но важность образования для многих родителей актуальна по-прежнему. Логика примерно такова: «Образование обеспечивает интеллектуальное и душевное развитие, а также среду общения для ребенка, и тем самым служит фундаментом его будущего». Звучит разумно, но лишь отчасти.

Душевное и моральное развитие связано не столько с интеллектом, сколько с воспитанием чувств, с отношениями, в том числе и внутрисемейными, в которых растет ребенок. На формирование личности ребенка влияет то, во что верят родители; во что верит и кого любит сам ребенок. От этого действительно зависит, каким человеком он вырастет. И большинство родителей (и вообще взрослых людей) понимают это вполне отчетливо.

В чем же тогда дело? Что заставляет здравомыслящих родителей тянуть приемного ребенка «за уши» в институт, нередко вопреки не только желанию, но и объективным способностям чада? Наверное, подобное происходит в тех случаях, когда уровень образования ребенка рассматривается как признак «достойного родительства». В самом деле, ведь образование — это то, что можно реально предъявить окружающим. И уж тем более если ребенок — из детского дома.

Образование нужно и важно. Но так же важно не перейти хрупкую грань, по одну сторону которой — то, что психологи называют «зона ближайшего развития» (потенциал человека, который требуется развивать, прикладывая усилия), а по другую — усталость от чрезмерного напряжения, взаимное раздражение и отчуждение.

Никакое образование не стоит того, чтобы отношения родителей с ребенком были разрушены. Такое может, к сожалению, произойти, если для родителей образовательные успехи ребенка являются условием принятия и любви. Как же быть приемным родителям, чтобы найти баланс между объективными возможностями ребенка и своими амбициями?

Что могут предпринять родители, чтобы помочь ребенку получить образование?

Обратиться к специалистам, которые проведут грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний; разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую конкретному ребенку; дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.

Создавать дома «развивающую среду», много общаться с ребенком, поддерживать его начинания, разрешать пробовать новое; самим относиться к занятиям как делу увлекательному, а не как к «обязаловке».

Помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка («аффект тормозит интеллект»). Когда ребенок в семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.

Не сравнивать с другими детьми. Любое сравнение подкрепляет неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Сравнивать ребенка можно только с ним самим прежним: «Раньше не умел, а теперь получилось».

Терпеливо ждать. Получить все и сразу невозможно. Ускорить процесс раскрытия цветка, расковыряв бутон, — неудачное решение. Все раскрывается в свое время в благоприятных условиях. Хорошие взаимоотношения с родителями, разумная помощь и поддержка и есть самые хорошие условия для раскрытия естественного потенциала ребенка.

Разумно определять нагрузки. Они должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным.

Всегда искать позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Важно научиться самим и научить ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения, двигаться от одного маленького успеха к другому. Успех — лучший мотив в обучении.

Хвалить за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребенка этой жизненной мудрости — наверное, основная задача. Приемным детям она дается сложнее. Во-первых, опыт отвержения кровными родителями и социумом подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством). Во-вторых, именно воля и терпение — качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».

Верить в ребенка. Вера родителей в своего ребенка — это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *