ваши пожелания по совершенствованию обучения
Обучаем – оцениваем
Алена Симонова, консультант консалтинговой компании ITeam
Могут ли представители компании, прошедшие обучение, сами оценить его качество?
Какие показатели важны при оценке обучающего курса, как их рассчитать?
Е.Н. Ветлужских, заместитель директора по персоналу ООО «ТК «ЛИНКОТ», г.Екатеринбург
Комментарий эксперта ITeam: Измерение результативности отдельных учебных курсов – только один из возможных подходов к оценке качества обучения в организации. Он наиболее актуален, когда целью учебы является развитие «технических» умений и навыков.
Как правило, при этом сотруднику отводится достаточно пассивная роль в обучающем процессе – определили потребности в обучении, подобрали вариант обучения, посетил обучение, измерили результат.
Существует альтернативный подход к обучению и, соответственно, к измерению его эффективности. Перед человеком очерчивается контур корпоративных стандартов, и оценивается общее соответствие этим стандартам. Такой подход актуален прежде всего в компаниях, где успех зависит от свойств личности в целом, а не от владения узким функционалом. В этом случае вполне адекватным выглядит, например, решение выделить определенный бюджет и передать каждому специалисту полную ответственность за составление и реализацию собственной учебной программы.
В ООО «ТК “ЛИНКОТ”» обучение разделяется на краткосрочное (от 1 до 5 дней) и долгосрочное (несколько модулей по 3 дня). В зависимости от формы обучения используются различные методики оценки его результативности и эффективности.
Особенности организации процесса обучения
На начальном этапе исходя из целей предприятия и подразделения определяются задачи обучения. Далее в компании предпринимаются следующие шаги:
Заместитель директора по персоналу осуществляет контроль и координацию всех стадий организации процесса.
Оценка результативности обучения
Критерии результативности краткосрочного обучения
1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение.
Для оценки сотрудники после обучения заполняют специальные анкеты (см. прил. 1) и сдают их в службу управления персоналом, в которой проводится анализ и расчет результативности по данному критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы.
2. Эффективность внесенных обучившимся предложений по усовершенствованию его профессиональных навыков, повышению эффективности деятельности сотрудника, отдела, подразделения или выполнение данным работником специального задания.
Сотрудник, прошедший обучение, выносит на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных знаний, которое оценивается с точки зрения эффективности. Другой вариант: служба персонала совместно с руководителем разрабатывает специальное задание в соответствии с целями пройденного обучения. Устанавливается срок его выполнения и далее оцениваются результаты.
3. Удовлетворенность руководителя результативностью обучения.
Непосредственный руководитель заполняет анкету результативности обучения (см. прил. 2), проводит оценку в баллах. Желательно это делать через 2–3 недели или месяц после обучения.
Подведение итогов оценки
Далее проводится анализ полученных данных (возможно сравнение результатов удовлетворенности обучившегося и руководства) и делаются выводы о качестве обучения. На заключительном этапе происходит анализ всех данных и дается окончательная оценка эффективности проведенного краткосрочного обучения.
Для подведения итогов оценки сотрудника можно использовать следующую последовательность действий:
*Затраты на обучение оцениваются исходя из его стоимости, суммы командировочных расходов и т. д.
Степень общей эффективности обучения устанавливается в результате оценки по всем критериям. Пример расчета результативности краткосрочного обучения приведен в таблице.
Таблица. Расчет результативности краткосрочного обучения
Критерий | Вес* | Выполнение | Результат |
1.Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение, приобретением необходимых знаний, навыков и качеств (данные по результативности обучения по первому критерию из прил.1). | 0,30 | 90% | 27 |
2.Эффективность предложения по усовершенствованию деятельности отдела/подразделения или выполнения специального задания работника, прошедшего обучение. | 0,30 | 80% | 24 |
3.Удовлетворенность руководства сотрудником, прошедшим обучение (данные из прил.2). | 040 | 80% | 32 |
Общая результативность | 1,00 | 83% |
*Вес критериев определяется для каждой организации индивидуально. Сумма весов не должна превышать 1.
В будущем в компании ООО «ТК “ЛИНКОТ”» планируется проводить сравнение полученных показателей с общей результативностью деятельности сотрудников и по результатам вносить коррективы в методику оценки обучения и разработанные критерии.
Критерии результативности долгосрочного обучения
При долгосрочном обучении, помимо вышеописанных критериев краткосрочного обучения, дополнительно используются следующие.
1. Приобретение обучающимся необходимых знаний, навыков и качеств.
Для оценки приобретенных сотрудниками знаний возможно проведение экзамена. Лучше всего использовать профессиональные тесты (часто в организациях они разрабатываются непосредственными руководителями или ведущими специалистами в данной области деятельности). Оценка навыков и качеств вызывает определенные трудности. Во-первых, она должна проводиться через определенный период времени, например, через 1–2 месяца после обучения (в зависимости от должности и вида обучения). Во-вторых, для этого необходимо планировать финансовые и временные ресурсы (она довольно трудозатратна). Прежде чем оценивать навыки и качества после обучения, необходимо выявить степень их развитости до него и сравнить результаты. Кроме этого, важно определить сроки проведения оценки (через какой период времени после обучения).
В этих целях могут применяться оценка по методу “360 градусов” или обычные методики: кейсы, групповые и индивидуальные упражнения, наконец, ассессмент-центр.
2. Эффективность деятельности сотрудника, прошедшего обучение.
По этому критерию в компании оценивается результативность (эффективность) деятельности сотрудника после обучения, которая выражается:
Новым для компании стал расчет следующих показателей по оценке эффективности обучения за год:
1. Общая результативность обучения сотрудников предприятия:
где К1 – количество работников, обучение которых оценено как результативное, равное или выше установленного норматива (определяется по вышеперечисленным критериям); К2 – общее количество работников, прошедших обучение за данный период.
2. Эффективность обучения сотрудников предприятия:
где К1 – количество работников, обучение которых оценено как результативное; З – затраты на обучение в год.
Для того чтобы установить норматив эффективности обучения, показатели оценивались в течение нескольких кварталов. Важно анализировать их в динамике. Показатели ниже нормативных свидетельствуют о необходимости анализа и выявления причин такой результативности.
3. Для некоторых групп обучаемых можно посчитать возврат инвестиций в обучение. Для менеджеров по продажам это могут быть показатели роста прибыли, объема реализованной продукции (рассчитываются при отсутствии изменений во внешней среде, например, появления нового конкурента на рынке, резкого изменения спроса на продукцию), отнесенные к затратам на обучение.
Отчет об оценке результатов обучения может включать:
Приложение 1
Анкета оценки обучения
Участник обучения (Ф.И.О.) __________________________________________________
Подразделение, должность ___________________________________________________
Тема обучения ______________________________________________________________
Место проведения (город, учебное заведение)____________________________________
1. Оцените результативность обучения по 10-балльной шкале (1 – неудовлетворительно, 10 – отлично)
*Результативность обучения сотрудника (Рс, %) рассчитывается по формуле:
2. Ваши предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных при обучении знаний: ____________________________________________________________________
3. Оценка качества преподавания:
4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения:
Дата __________________ Подпись________________
Приложение 2
Анкета оценки обучения
Участник обучения (Ф.И.О.) ______________________________________________
Тема обучения (семинара)________________________________________________
1. Оцените результативность обучения по 10-балльной шкале (1 – неудовлетворительно, 10 – отлично)
2. Какие еще знания, умения необходимы сотруднику для успешного выполнения его должностных обязанностей (ваши предложения по улучшению деятельности подразделения с учетом полученных на семинаре знаний): ____________________________________________________________
3. Какое еще обучение необходимо сотруднику (по какой тематике):
4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения в организации:
Дата __________________ Подпись________________
25 способов улучшить качество образования
Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.
Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.
За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.
Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).
25 способов улучшить результаты образования
Учителя и педагогика
Помощь обучающимся
Учебный план и учебные материалы
Школы и ресурсы
Менеджмент образовательной системы
Пути совершенствования кадровой политики предприятия
4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения: Обучение по теме: «Рабочий режим сборочного цеха» необходимо проводить непосредственно на практике, пользуясь не только теоретическим материалом, но и наглядными средствами: станками, инструментами.
Дата _19.03.2009 Подпись _Смирнов А.Н._
Анкета оценки обучения
Муравьев Геннадий Андреевич
частник обучения (Ф.И.О.)
Смирнов Александр Николаевич
Должность участника рабочий сборочного цеха
Тема обучения (семинара)
Рабочий режим сборочного цеха
1. Оцените результативность обучения по 10-балльной шкале (1 – неудовлетворительно, 10 – отлично)
1. Практическая ценность знаний, полученных при обучении для отдела, подразделения
2. Степень выполнения целей, поставленных перед сотрудником до обучения
3. Удовлетворенность руководителя от внесенных сотрудником предложений по улучшению деятельности сотрудника/отдела
4. Удовлетворенность руководителя полученной информацией и материалами
5. Насколько обучение способствовало развитию у работника необходимых для работы личных качеств, каких именно?
Обучение непосредственно способствовало на развитие личных качеств работника: целеустремленность, заинтересованность в работе.
6. Насколько обучение способствовало развитию у работников необходимых для работы навыков, каких именно?
После обучения у работника улучшились навыки работы со станком, сборочными инструментами.
7. Результативность обучения для выполнения задач подразделения
Результат обучения Рс*
2. Какие еще знания, умения необходимы сотруднику для успешного выполнения его должностных обязанностей (ваши предложения по улучшению деятельности подразделения с учетом полученных на семинаре знаний):
Необходим практический опыт работы в цехе и в коллективе
3. Какое еще обучение необходимо сотруднику (по какой тематике): О работе в коллективе, работа на фрезерном станке,
4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения в организации: Обучение должно быть систематическим, актуальным, специализирующемся на каждом цехе отдельно.
Совершенствования системы образовательных услуг в системе повышения квалификации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Совершенствования системы образовательных услуг в системе повышения квалификации
Макитова Мара Жумабековна,
начальник отдела аналитики
филиала АО НЦПК «Өрлеу»
«ИПК ПР по Акмолинской области»
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование и развитие компетентностей учителя. Это повлекло за собой и изменения в системе повышения квалификации. Институты повышения квалификации играют связующую роль между потребностями общества, возможностями базового профессионально-педагогического образования и требованиями постоянно изменяющегося социально-образовательного заказа к уровню профессиональной компетентности работников образования Повышение квалификации педагогов – это, прежде всего повышение профессионального уровня учителя, постоянный процесс обновления знаний, умений и навыков педагога, совершенствование педагогической культуры, соответствующей запросам усовершенствования образования.
Основной формой повышения квалификации, конечно же, будет прохождение курсовой подготовки с получением документа государственного образца. Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации строится с учетом специфики его профессиональной деятельности, сущностными чертами которой являются: практико-ориентированная, индивидуальная и творческая направленность личностно-профессиональных особенностей их деятельности. А также органического соединения теоретических знаний и собственного практического опыта педагогов на основе использования исследовательских, проектных, диалоговых форм курсовой подготовки; адекватности программно-методического обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов целям и содержанию повышения квалификации. В рамках обновления содержания образования вводятся изменения и в системе повышения квалификации педагогических работников. А именно преподавателями кафедр разрабатываются новые образовательные программы краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников в соответствии профессиональному стандарту «Педагог», в основе которого лежит модель современного педагога и служит основой для разработки оценочного материала при сертификации педагогов, выработки критериев их квалификаций по уровням соответствия. Реализуются образовательные программы курсов повышения квалификации педагогических работников в рамках обновления содержания образования. Современная курсовая подготовка педагогов требует поиска новых подходов к организации обучения, разработке инновационных образовательных программ, использованию современных образовательных технологий. От качества и эффективности образовательного процесса в рамках курсового обучения зависит направленность педагогов на инновационную деятельность.
При проведении курсов преподаватели обучают учителей постановке целей, методам активного обучения, методам дифференцирования, критериальному оцениваниванию. Совершенствуются формы проведения занятий со слушателями, используются различные технологии, методы, приемы обучения, система контроля и оценки знаний слушателей. Большое внимание уделяется практической направленности проведения курсов. Это практикумы, тренинги, мастер-класссы, круглые столы, дискуссии, обеспечивающие эффективность и результативность курсов. Проводятся конференции и семинары соответствующие тематике курсов. Слушатели курсов повышения квалификации активно занимаются научно-методической деятельностью, педагогическими исследованиями, выполняют самостоятельные работы, готовят проектные работы, тем самым у педагогов есть возможность совершенствовать свой профессионализм, развивать профессиональную компетентность, распространять инновационный педагогический опыт.
Очень важным и актуальным на сегодняшний день является системная работа в профессиональных сообществах, в том числе сетевых. Больше того, открываются новые возможности для их использования: они плотно входят в сферу образования и становятся его неотъемлемой частью. Еще в ходе обучения учителя стремятся быть друг для друга критическими друзьями и во время общения в он-лайн быть готовыми к конструктивной оценке, опубликованных материалов, вести критическую дискуссию и т.д. Социальные сети в интернете продолжают находиться на пике популярности и уже стали объектом настойчивого внимания исследователей. На данный момент педагоги области принимают участие в республиканском конкурсе видеоуроков и видеолекций «Панорама педагогических идей». Данный конкурс привлекает внимание всей общественности, дает педагогам возможность реализовать творческий потенциал, стать активными в трансляции педагогического опыта. Конкурс проводится с целью выявления, обобщения лучшего инновационного педагогического опыта на использование современных педагогических технологий, соответствующего тенденциям 21 века. Ведь это видеолекции и видеоуроки лучших преподавателей, средних школ, колледжей и вузов, который позволяет получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям.
Организованная на завершающе м этап е обучени я обратна я связ ь со слушателями позволила определить, какие профессионально-личностные изменения произошли к завершению обучения. Данные выходного анкетирования свидетельствуют об удовлетворенности качеством курсов и высоком уровне их организации: 100% слушателей испытывают «творческий подъем» к концу обучения на курсах. Все слушатели считают цель курсов достигнутой, при этом без малого 100% отмечают изменения взгляда на современную организацию процесса обучения в общеобразовательной школе и новизну курсов. Все перечисленные параметры помогают оценить качество образовательного процесса и отследит ь педагогические эффект ы, качество работы профессорско-преподавательского состава на курсе и помоч ь слушателя м в организаци и дальнейшей работ ы п о самообразованию в межкурсовой период.
Процесс оказания образовательных услуг в институте идет по инновационному пути развития. Сохраняя все положительное в накопленном опыте, преподаватели вводят все новшества, которые стимулируют инновационное развитие образовательного пространства нашего филиала.
Таким образом, от позиции оказания услуг потребителям в системе повышения квалификации мы должны перейти к активной, наступательной позиции в направлении инновационного характера развития.
Отзывы слушателей об обучении в Центре корпоративного обучения и переподготовки научно-педагогических кадров
►Хочу выразить Вам свою бесконечную благодарность за проведение курсов повышения квалификации «Активное и интерактивное обучение в вузе: вопросы эффективности инновационных подходов». На каждое занятие курса, я ходила с большим удовольствием, так как черпала новые идеи для дальнейшей работы. Спасибо Вашему руководству и всей команде, кто разработал методику преподавания лекций в рамках курса!
С уважением, восхищением к Вашей работе, Аделя Саттарова!
►Данный курс отличается от всех ФПК, на которых я была ранее. Полный восторг. Во-первых, очень четкая организация. Во-вторых, сама тематика подобрана с большим знанием проблем учебного процесса. Форма проведения в виде тренингов, особенно для преподавателей, наверное, самая подходящая. Спасибо за учебу, было очень интересно и познавательно, несмотря на мой 30-летний стаж работы в вузе.
Астафьева Л.К. (профессор Институт управления, экономики и финансов),
►Хочется выразить благодарность за курсы «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе». Ведущим преподавателям курса Сидельниковой Т.Т. и Темникову Д.А., которые неформально подошли к организации занятий. Занятия были насыщенные и интересные. Организация курсов – отличная: не было ни одного срыва, изменения расписания занятий. Преподаватели на курс подобраны грамотно. Спасибо организаторам и всем преподавателям курса.
Габитов Р.Ф. (Институт управления, экономики и финансов)
►Благодарность от имени слушателей курсов по программе «Метод проектов и повышение качества образования»
►Наша группа выражает огромную благодарность организаторам курсов повышения квалификации преподавателей вузов за высокий профессиональный уровень ведения лекций, прекрасные практические занятия, помощь и поддержку в создании проекта.
Особая благодарность – модератору Петрову С.И. за индивидуальную помощь и рекомендации слушателям курсов.
Мы получили знания, компетенции, необходимые в нашей повседневной работе, научно-исследовательской деятельности.
С уважением и благодарностью, слушатели курсов
Камалова Л.А., Фардеев А.Р., Зиновьева А.А.
►Особая благодарность за качество проведения лекций и практическую содержательность программы. Хотелось бы отметить модератора Аюпова А.А.
Слушатели курсов:
Максимкина Н.Ю., Семенова Е.А., Мокеева Н.А., Абдуллина А.М., Белова Н.В., Костина И.Г., Литвин И.Ю., Дубровная С.А.
►Коллектив слушателей сердечно благодарит вас за организованные занятия по программе «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях». Знания, полученные нами, навыки и умения значимы, актуальны, практически применимы, необходимы в повседневной преподавательской деятельности. Особую признательность выражаем декану ФПК за организацию и осуществление обучения, а также преподавателям Калацкой Н.Н., Костюниной Н.Ю., Сидельниковой Т.Т.
Асс. кафедры управленческого учета и контроллинга ИУЭиФ КФУ
Хапугина Л.С.
►Всему коллективу ФПК выражаем огромную благодарность за четко организованную программу «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях» и подбор преподавательского состава. Желаем больших творческих успехов, крепкого здоровья и процветания института кураторства в Казанском федеральном университете
Асс. кафедры теории и методики географического и экологического образования ИУЭиФ КФУ
Фархуллин Р.Ш.
►Программа «Современные технологии организации и обеспечения образовательного процесса». Выражаем искреннюю благодарность коллективу ФПК КФУ и лично Темникову Д.А. – модератору нашей группы за интересную творческую организацию подготовки выпускного проекта.
С уважением,
Соколов М.П., профессор кафедры химии и экологии НЧИ (филиала) КФУ
Камахина Р.С., доцент кафедры ботаники и физиологии растений
Закирова А.Р., доцент кафедры управления качеством
►Программа «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе». Замечательные курсы! Новые идеи, новые знания, новые подходы и дополнительные ресурсы для преподавателей.
Рубцов В.А., зав.кафедрой сервиса и туризма, профессор
Соколова М.Г., доцент кафедры астрономии и космической геодезии
Назаров Р.Р., ст.преподаватель кафедры астрономии и космической геодезии
►Спасибо большое за курс и за тренинг! Очень полезно, актуально и интересно!
Симкачева М.В., доцент кафедры журналистики
Майкова Е.В., к.б.н., кафедра биохимии и биотехнологии
Нугаев Ф.Ш., ассистент кафедры налогооблажения
Батталова А.Р., ассистент кафедры экономической теории
Бикмухаметова Ч.З., ассистент кафедры финансового учета
►Искренняя благодарность за квалифицированный подход к организации и проведению курсовых занятий. Темы актуальны, однозначна практическая направленность.
Сайдашева В.А., доцент кафедры маркетинга
►Выражаю огромную признательность за столь важное дело. Надеюсь на встречу через 3 года!
Астраханцева Е.А., доцент кафедры финансового учета
►Хочется выразить большую благодарность за проведенные курсы! Отдельное спасибо за лекции Щелкунову М.Д., Алишеву Б.С.; за тренинги Темникову Д.А., Сидельниковой Т.Т., Головановой И.И.
До новых встреч! Успехов в работе!
С уважением,
Куваева М.М., доцент кафедры теории и методики обучения технологии,
Файзуллина Л.Р., зав кафедрой педагогики и методики начального образования, доцент
Башкирский государственный университет (филиал в г.Сибай)
►Выражаем благодарность коллективу преподавателей ФПК по программе «Современная биология и основы индивидуального здоровья человека» за содержательные, познавательные лекции и теплую, душевную обстановку на занятиях.
Зефиров Т.Л., профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и охраны здоровья человека;
доценты кафедры ботаники и физиологии растений: Воробьев В.Н., Демина Г.В., Идрисова Г.И., Кадырова Л.Р., Прохоренко Н.Б.
►Дорогие, уважаемые и ставшие за такой короткий промежуток времени любимыми (!) преподаватели курсов повышения квалификации по истории и философии науки. Это погружение в философию, авторские взгляды, удивительные зарисовки, тонкие этюды и сложные, но понятные системы стали смыслом жизни не только на 10 дней занятий, они открыли потрясающее состояние, которое хотелось бы сохранить надолго. Взрослый человек весьма самодостаточен. Но даже к этой самодостаточности Вам удалось добавить, вдохнуть, смотивировать, вдохновить, направить, увлечь и гармонизировать. Самые добрые и искренние пожелания каждому преподавателю (хотелось внимать и внимать – настолько увлекательные были лекции)! В некоторых было невозможно не влюбиться. Вы раззадорили нас! Спасибо огромное за удовольствие быть снова студентом, жадным до знаний! P.S. Отдельное спасибо организаторам курсов за качественное сопровождение! Процветания Вам, благоденствия, энергии и всегда быть!
Михайлова А.С., доцент кафедры дизайна архитектурной среды КГАСУ
►Выражаем огромную благодарность коллективу ФПК и ведущим программы-тренинга «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса» за отличную организацию тренинга и чрезвычайно насыщенную, информативную и практико-ориентированную программу работы, индивидуальный подход в обучении столь непростой аудитории, блестяще организованную работу групп-творческих коллективов, детальную рефлексию и внимание к саморефлексии, обмен опытом и множество самых разных импульсов к профессиональному самосовершенствованию.
Доцент РГГУ (г.Москва),
►От имени коллег выражаю благодарность за проведение курса «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе»! Очень выражен профессионализм всех преподавателей и руководителей. Получил много интересного, знания отчасти применимы и в естественных науках.
С уважением и благодарностью. В.Д. Тудрий, к.г.н., доцент Института экологии и природопользования
►Замечательные, очень увлекательные занятия! Особенно понравились тренинги. На них мы смогли почувствовать себя настоящей командой. Не менее интересными были и теоретические занятия. Интересный, разноплановый материал, а также мастерство педагогов явились слагаемыми нашего успешного освоения курса «Инновационные формы и методы обучения в высшей школе»
Команда преподавателей «Вектор»,
►Выражаем восхищение и благодарность всем преподавателям ФПК за очень увлекательные, полезные и глубокие занятия. Это было незабываемое время, кода мы несмотря на свой большой педагогический опыт, узнали много-много нового. Полученные знания мы обязательно внедрим в учебный процесс на благо наших студентов и нашего любимого КФУ.
►Выражаю огромную благодарность организаторам тренинга, особенно Темникову Д.А. очень теплое отношение преподавателей, много положительных факторов, влияющих на качество образовательного процесса. Спасибо большое.
От ассистента кафедры ТГП юридического факультета Окриашвили Т.Г.
►Большую благодарность выражаю организаторам ФПК. Занятия были очень насыщенными и работа была организована так, что практически никто из слушателей не пропускал занятия. Просто не хотелось пропускать, тот теоретический материал и тренинги, которые давались на занятиях.
С признательностью, Ф.Б. Михайлов, к.э.н., доцент кафедры управления человеческими ресурсами
►Было все хорошо, все занятия, лекции и тренинги очень понравились. Посмотрели на себя с другой стороны. Здорово! Спасибо всем преподавателям!
С уважением, Р.Р. Закирова, к.фил.н., каф английского языка
►Все слушатели курсов (более 30 человек) повышения квалификации (каф. физвоспитания) от всего сердца благодарят организаторов ФПК за безупречно проведенные курсы. Все четко, понятно, интересно, здорово! Удачи Вам!
Слушатели курсов ФПК кафедры физвоспитания КФУ по программе «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях «
►Уважаемые коллеги! От всей души благодарю Вас за прекрасно организованные курсы ФПК. Я 44 года проработала в КГУ и много раз посещала такие курсы, но впервые с таким интересом бежала каждый день на занятия.
Доброжелательное, уважительное отношение к каждому слушателю. Спасибо Вам огромное! Удачи!
Ст. преп. каф. физвоспитания, Арсланова Т.Л.
►Впервые была на ФПК. Все очень понравилось. Очень дружный коллектив. Все организовано на «отлично».
Ст. преподаватель каф. теории и методики обучения праву, Баширова С.Г.
От лица отделения истории ИТОИиВ К(П)ФУ выражаем благодарность за хорошую возможность реально повысить уровень своей квалификации.
Предложенные формы и методы работы были оптимально подобраны к конкретным условиям.
Разработанный нашей группой проект, надеемся, окажется полезным не только нам, но и коллегам со всех факультетов и институтов.
Зайцев А.А., Файзуллина А.Р.
►Кафедра маркетинга выражает благодарность за великолепную организацию обучения по программе. Это позволило нам успешно совмещать обучение и текущую работу. Большое спасибо!
Рольбина Е.С., Ахметшин Р.М., Новикова Е.Н, Хаметова Н.Г.
►Хочется выразить большую благодарность организаторам и преподавателям курса «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса». Все очень понравилось и будет полезным в моей педагогической деятельности.
Чмутова Г.А., профессор кафедры органической химии,
Бахтиева Л.У., доцент кафедры прикладной математики
►Курс «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса» стимулирует рефлексию, как профессиональную, так и личностную. Очень ценно общение с коллегами других направлений и специальностей. Огромное спасибо организаторам
Даутова Р.В., доцент кафедры телевещания и телепроизводства
►Выражаю огромную благодарность за столь интересную и организованную практику визуализации информации. Для себя отметила очень много важного для дальнейшей деятельности в преподавательской работе.
С уважением, Ибрагимова Г.М., ассистент кафедры менеджмента социальной сфере
►Я прослушала курс «Визуализация информации при планировании и осуществлении образовательного процесса». Данный курс позволяет преподавателю обратить внимание и получить навыки использования средств визуализации в своей профессиональной деятельности. Лекторами были затронуты вопросы о том, как способствовать усилению внимания студентов к лекциям и практическим занятиям с помощью интонации, голоса, визуальных средств, жестов и т.д. Проведенные тренинги способствовали более внимательному отношению преподавателей к структурированию и способам подачи учебного материала. Полученные нами знания и материалы, несомненно, окажут помощь при совершенствовании преподавательских навыков. Особенно хочется отметить креативность подходов и новизну информации, полученные в ходе тренингов Сидельниковой Т.Т., Темникова Д.А. и Зелеевой В.П.
Бикеева Н.Ю., доцент кафедры всеобщей истории
►Огромная благодарность коллективу ФПК и центра «Аналитическая микроскопия» за огромное удовольствие и ценный опыт работы на уникальной приборной базе! Спасибо!
Заботин Я.Н., к.б.н., кафедра зоологии и общей биологии; Программа «Современные методы микроскопии в биомедицине и экологии»
►Уважаемые организаторы курсов «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях»!
Спасибо за школу кураторов! Мне, как начинающему куратору, было познавательно узнать методы, формы и принципы работы со студентами.
Яхина Д.А., кафедра ФУ ИУЭиФ
►Кафедра налогообложения ИУЭиФ выражает огромную благодарность коллективу ФПК и Департаменту молодежной политики за разработку и возможность обучения по программе «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях». В процессе обучения мы приобрели много качественных теоретических и практических знаний, которые безусловно найдут свое применение в работе со студентами.
Сбоева И.М., Салмина С.В., Балабанова Ю.Н., Орлова И.Е.
►Многоуважаемые Дмитрий Алексеевич, Гульшат Нурулловна, Алсу Фатыховна!
Благодарю вас за организацию и проведение курса обучения кураторов. Мне лично очень понравилось: и теоретически и практически обогатился я. Желаю вам крепкого здоровья, научных успехов и всего наилучшего.
С большим уважением,
Ильгам Фаилевич Фаттахов,
доцент кафедры татарской журналистики.
Я впервые прохожу курсы повышения квалификации. От этих курсов для себя получила очень много полезного и нужного, для применения в своей профессиональной деятельности. Выражаю огромную благодарность вам!
Пожелания: еще больше увеличить практические занятия, тренинги и опыт преподавателей в том числе теоретиков (профессоров).
Гусейнова А.А., кафедра телевещания и телепроизводства, ИСФНиМК
►Выражаю огромную благодарность организаторам курса повышения квалификации!
Узнала много нового, познакомилась с методикой работы с группой, тренингами на сплочение и установление доверительных отношений, дружеской атмосферы; переняла опыт коллег, преподавателей других институтов.
Ильдарханова Г.Р., асс. ИУЭиФ
►Выражаем большую благодарность организаторам курсов ФПК-2016! Получили много нового, полезного. Особенно понравились лекции Щелкунова М.Д., Костюниной Н.Ю., Афанасьевой Н.Н. Наши пожелания: организовать (в рамках курсов) занятия по иностранным языкам и больше круглых столов с целью обсуждения практических вопросов образования и воспитания в вузе. Очень понравилась лекция Шарафеевой А.Ф. о молодежных субкультурах. Интересными были выступления кураторов. Желаем всем дальнейших творческих успехов.
Преподаватели английского языка ИМОИиВ
►Уважаемые организаторы, выражаю благодарность за курсы. Особенно полезными были лекции Фахрутдиновой Л.Р. и Костюниной Н.Ю.
С уважением, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
►Благодарю организаторов ФПК за интересные и полезные лекции по работе с молодежью в условиях современности. К сожалению, в рамках многих вузов, в том числе и СамГТУ, этой проблеме уделяется недостаточное внимание. Надеюсь, что полученные мною знания и информация помогут мне убедить кафедру и факультет важность этого направления работы в учебном процессе.
Лисов Н.И., доцент кафедры «общая и неорганическая химия», СамГТУ, Самара.
►Уважаемые организаторы курсов повышения квалификации!
Несмотря на большой педагогический стаж, получила очень много новых знаний, интересных фактов, концепций, встреч с интересными людьми, квалифицированными лекторами. Курс выстроен прекрасно, звучит очень современно; это нужно знать и использовать в работе каждому преподавателю.
Спасибо Темникову Д.А., Шарафеевой А.Ф., Яруллиной Г.Н. за организацию курсов!
доцент кафедры педагогики и методики начального образования КФУ
►Большое спасибо за организацию и проведение курсов. Тематика курсов очень актуальна: и философские вопросы, и особенности психологии и педагогики воспитания студентов, профилактика девиантного поведения, лекции по здоровому образу жизни и множественные тренинги. Получила кладезь нужной, полезной и высокопрофессиональной информации!
Большое спасибо организаторам: Темникову Дмитрию Алексеевичу, Шарафеевой Алсу Фатыховне, Яруллиной Гульшат Нурулловне за такую тематику курсов! Всем советую их пройти.
Журавлева Ю.И., доцент кафедры неорганической химии КФУ
Мы, слушатели ФПК по программе «Аналитико-информационные компетенции и повышение публикационной активности преподавателя» (72 часа) выражаем Вам искреннюю благодарность за цикл лекций и практических занятий, позволивших нам повысить свою грамотность в области использования электронных библиотечных систем, аналитических систем поиска и обработки информации, социальных медиа и научных сетей. Следует отметить доступность, информационную насыщенность, содержательную наполненность и практическую полезность курса. Хотелось бы особо подчеркнуть коммуникативную культуру, открытость, внимание к слушателям со стороны всех преподавателей данной программы: Елизарова А.М., Чижановой Е.А., Фомичевой И.К., Амерхановой Э.И., Лексиной Ю.А., Байрамовой М.А., Трегубова А.А., Александровой И.С., Панфилович М.В., Кузьминой В.Ю.
Благодарные слушатели ФПК,
Благодарим всех лекторов и организаторов курсов за высокий уровень организации и ведения лекционных и практических занятий. Особая благодарность Щелкунову Михаилу Дмитриевичу, Сидельниковой Татьяне Тимофеевне, Темникову Дмитрию Алексеевичу, ну и конечно, Яруллиной Гульшат Нурулловне за постоянную заботу и внимание!
►Безумно благодарна Вам за интереснейший курс лекций, тренингов и семинаров. Очень порадовал уровень подготовки: качественная программа, высококвалифицированные преподаватели, отличный курс в целом и позитивный настрой коллег! Все это создало атмосферу трудолюбия и дружелюбия! Огромное спасибо хочется сказать Яруллиной Гульшат Нурулловне! Прекрасный организатор и мастер своего дела.
С уважением, А.М. Имамутдинова,
Институт международных отношений, истории и востоковедения
- богоявленский храм в менделеевске
- Цепной двигатель на каких машинах