василеостровский монастырь черногория фото
Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
Монастырь Острог находится между Подгорицей и Никшичем, примерно в 8 километрах от дороги, которая соединяет эти города, недалеко от города Даниловграда. Он построен в горах, у подножия Острожской гряды, на высоте почти километра над уровнем моря.
Монастырь Острог
Черногорцы утверждают, что монастырь Острог занимает у православных паломников третье место по частоте посещения после Гроба Господня и горы Голгофы в Израиле. Хотя сам монастырь — не самый древний в Черногории. Он получил широкую известность в конце XVII века в связи с жизнью и деятельностью великого православного святого Василия Острожского, известного далеко за пределами Черногории. А каменные пещеры в Остроге служили прибежищем монахам с незапамятных времен.
Само слово «острог» происходит от старинной формы сербского слова «остар, остри» — «острый».
Добраться до Острожского монастыря можно с паломнической или экскурсионной группой. Но можно и самостоятельно. Именно так мы и сделали — запаслись картой, взяли в аренду машину — и поехали.
После того, как с магистральной трассы дорога повернула на Острог, перед нами открылось небольшое селение Богетичи. Увидев храм, мы вышли из машины. Оказалось, что церковь стоит на кладбище
Внутри храма было запущенно и пусто. Краска с иконостаса облупилась, двери в алтарь – открыты. Такое чувство, что праздные туристы заглядывают и туда
Окно в алтаре кладбищенского храма в Богетичах
От Богетичей мы проезжаем несколько километров по неуклонно ползущей вверх дороге и оказываемся у ворот Нижнего монастыря. Сразу от ворот видна Церковь Святой Троицы. Современное здание построено в 1824 году
Нижний монастырь стоит на краю утеса. Невысокое ограждение позволяет увидеть долину внизу и горы
Гостиница для паломников на скале над церковью Нижнего монастыря. Ее построил в 1742 году архимандрит Стефан (Павичевич)
Мозаичная икона Спасителя
Место, на котором сегодня находится Нижний монастырь, когда-то называлось Косьерадичи или Госерадичи. Когда здесь начали воздвигать монастырь, там было село, даже существовала сельская церковь
Мозаичная икона святителя Николая, выложенная в стене ограждения
Ограждение из прутьев позволяет увидеть долину внизу и горы
Церковь Святой Троицы в центре Нижнего монастыря выстроена острожским настоятелем архимандритом Иосифом (Павичевичем) с помощью прихожан из Белопавичей и Пешивца с благословения тогдашнего митрополита Черногории Петра Первого Петровича, известного как святой Петр Цетиньский, Морачский и «Острожской обители защитник»
Вход в храм – под колокольней. Она была построена в второй половине 19 века на средства одной благочестивой сербки из Приморья. Имя благотворительницы осталось неизвестным
Росписи над входом в храм
Свечи стоят 10 центов. Деньги за записки и свечи кладут либо в ящик для пожертвований, либо на стоящую рядом тарелочку. Никто не контролирует и не проверяет, сколько ты взял свечей и сколько положил денег
Свечи зажигают и ставят снаружи. Для этого с обеих сторон от входа есть специальные большие ящики с песком и водой
Современный иконостас церкви был создан в 70-е годы 20 века художником Наумом Андричем
Роспись храма была обновлена в 2007 году
Икона св. Василия Острожского
Василий Острожский
Василий Острожский (Стоян Петрович Йованович) родился в 1610 году в семье набожных родителей. Ранние годы провел в монастыре Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Постригся с именем Василий в монастыре Тврдош, стал сначала диаконом, а затем и священником. Служил в Цетиньском монастыре у печально известного черногорского митрополита Мардария.
Здесь произошел страшный случай: молодая служанка по неосторожности забеременела от митрополита, а тот не нашел ничего лучшего, как обвинить в этом молодого и привлекательного священника. Василия приговорили к повешению, но исполнение приговора удалось отсрочить до рождения ребенка. Взяв на руки новорожденного младенца, Василий спросил у него, чей он. Тот прилюдно и сказал всю правду.
После этого Василий был поставлен архимандритом монастыря в Тврдоше, в котором когда-то принимал постриг. В этом сане он отправился на Русь, откуда привез книги, церковную утварь и средства для строительства храмов. После паломничества на Святую Гору Афон 28-летний Василий был рукоположен в епископы сербским патриархом Паисием и поставлен сначала митрополитом Требиньским, а потом и Захолмским в Герцеговине.
Св. Петр Цетиньский, по благословению которого построен храм Нижнего Острога. Святой Петр часто останавливался в Остроге и писал здесь свои архипастырские послания и письма
Православные святители в алтаре храма святой Троицы
На подоконнике – поминальные записки и листок, на котором сообщается о смерти монахини Анисии. Именно на таких листках пишут в Сербии и Черногории о смерти близких. В каждом городке и деревне можно увидеть подобные записки на столбах или досках объявлений
Мы приехали в храм днем, время службы давно закончилось. Но в храме звучали слова молитвы
Женщина-паломница читает акафист Божией Матери
Все приготовлено для молитвы. В том числе, большая банка с маслом, в которой плавает лампадный поплавок: это масло для помазания
На улице, на столике, стоит кадильница
Мы отправляемся дальше. От Нижнего монастыря можно подняться к Верхнему пешком – по тропинкам. Говорят, этот путь занимает около 20 минут. Но мы едем на машине. Дорога очень узкая, извилистая и опасная. Но, как говорят местные, она находится под особым покровительством святого Василия Острожского. И ни разу еще не случалось, чтобы машины столкнулись, не смогли разъехаться или какая-то из них свалилась в пропасть
Серпантин, ведущий к монастырю Острог, местами идет прямо по краю пропасти
Ворота в монастырь
Монастырь построен в отвесной скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Многие его сравнивают с более известными греческими монастырями в Святых Метеорах. Верхнюю церковь, по благословению митрополита Василия, воздвиг в 1665 году иеромонах Исайя, родом из деревни Поп недалеко от Никшича. Церковь расписана в 1667 году
Под стеной монастыря, которой является скала, монастырские грядки
У входа в старую часть монастыря – доска с житием Василия Великого
Преподобный Исайя Оногоштский (Современное название Оногошта – Никшич) поселился и жил здесь во второй половине XVI века в небольшой пещере, на самом верху. Его святые мощи, как некогда мощи святого Саввы, были сожжены во время похода Чуприлича-паши в 1614 году. Но имя подвижника не забылось. Именно его пещеру освятил святой Василий, превратив ее в храм Честного Креста
Надпись над входом в старую часть монастыря: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите»
Фрагмент двери в один из коридоров внутри скалы
Именно по этой террасе паломники идут к храму Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно стараниями св. Василия она была расписана в 1665 году. Церковь была создана в результате расширения узкой пещеры в скале, которая на западе и на севере была закрыта стенами, а на востоке, как и положено, был построен алтарь. Церковь имеет длину 4,5 м, а в ширину 3,2 м. Узкие низкие ворота находятся на северной стороне
Снимать в храме нельзя – об этом нас предупреждает сразу же дежурный монах. Именно во Введенской церкви, крошечной по размерам, провел 15 лет в молитвах Василий Острожский. Здесь же он скончался в 1671 году и был похоронен во Введенской церкви. Его мощи были чудесным образом открыты в 1678 году. Сейчас здесь хранится ковчег с чудотворными мощами Василия Острожского
В соседней галерее можно написать записки
Мозаичная икона св. Недели
По внутренним ступеням поднимаемся еще выше, к Крестовоздвиженскому храму
Вход в Крестовоздвиженский храм
Церковь Честного и Животворящего Креста Господня построена в 1665 году, расписана в 1667, освящена самим митрополитом Василием
Церковь как бы врезана в скалу. Проскомидия совершается на специальном углублении в скале. Каменный свод потолка не одинаков по высоте в разных местах и необычно ориентирован: алтарь повернут к югу и занимает самую широкую часть церкви, а вход расположен в самом узком месте
В церкви сохранились оригинальные, исключительно ценные росписи, которые покрывают неровную поверхность стен: фрески были созданы в 1666-1667 году знаменитыми сербскими иконописцами Радулом и Йованом. На небольшой площади пещерных стен художники изобразили все великие праздники, а также святых
Рядом с церковью растет виноградная лоза, которая взошла на месте смерти святого Василия, несмотря на отсутствие там природной почвы. Лоза закрыта ограждением, на котором находится поклонный крест
Лоза разрослась, и её ветви сверху образуют сень
Во время турецкого ига монастырь Острог играл особо важную роль. Монахи Острога внимательно следили за движением турецкой армии в районе восточной Герцеговины и сообщали об этом в Митрополию и Цетине
Предание гласит, что в деле ведения борьбы за свободу острожские игумены брали пример со святого Василия, который советом и пожертвованиями помогал народу и его предводителям, всегда призывая их к христианскому чувству и героизму и наказывая за жестокость, если было нужно
Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 г., писал о мощах св. Василия: «Мощи эти — величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя»
В настоящее время в монастыре живет 12 монахов
Свечи за здравие и за упокой ставятся в специально отведенной для этого пещере
Православный монастырь в Остроге – место паломничества не только православных христиан, но и представителей других конфессий и религий (католиков, мусульман, буддистов), так как считается, что мощи святого Василия Острожского целительно помогают всем, кто обращается к нему с верой
13. Память святого Василия Острожского празднуется 12 мая (29 апреля по ст. стилю)
Монастырь Острог в Черногории
В Черногории недалеко от Даниловграда расположен православный монастырь Острог, который действует с XVll века. Этот монастырь является одним из самых почитаемых религиозных мест в мире. Его посещает около миллиона туристов и паломников каждый год. Острог посещают не только православные христиане, но католики и мусульмане.
Издалека монастырь Острог выглядит так, будто бросил вызов гравитации. Он построен прямо на отвесной скале, высоко над равниной. С расстояния в несколько километров можно увидеть как белая часть монастыря сияет высоко над равниной на темной скале. Считается, что монастырь Острог творит чудеса. Паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы приложиться к мощам Святого Василия и попросить здоровье.
Заказать такси от 18 евро из аэропорта в отель на Olimpus
Монастырь разделен на две части: Верхний и Нижний монастыри. Если вы едете на своём или арендованном автомобиле , можете припарковаться около Нижнего монастыря. В Верхнему монастырю придется идти пешком по тропе через лес около 30-40 минут. Также есть парковка выше, но даже оттуда придется идти около 10 минут к Верхнему монастырю. К главному входу монастыря можно подъезжать только если с вами маленькие дети, инвалиды или беременные женщины. Также подъехать к главному входу можно в вечернее время, когда посетителей в монастыре становиться значительно меньше.
Основание монастыря Острог
Датой основания монастыря Острог считается XVII век. Был основан Василием Острожским (28.12.1610-29.04.1671), митрополитом-епископом Герцеговинским. После смерти Василий был канонизирован и сейчас он один из самых почитаемых святых Сербии и Черногории.
Жизнь Василия Острожского
Василий Острожский (Стоян Петрович Йованович) родился 28 декабря 1610 года в Герцеговине, которая в те времена была частью Османской империи. Набожные родители опасались за жизнь мальчика, поэтому отправили его к дяде Серафиму в монастырь Завала, в котором он жил и учился. Позже дядя отправил подросшего Стояна в монастырь Тврдош в Требине (сейчас это территория Боснии и Герцеговины) для дальнейшего обучения. Здесь он и принял постриг с именем Василий, в честь Святого Василия Великого. Василий предпочитал жизнь аскета. Спустя несколько лет он нехотя согласился стать епископом. Он жил в монастыре Тврдош, но когда турки напали и разрушили его, переехал в Острог.
Строительство монастыря
Василий начал с трех пещер на скале. Он решил построить церковь в первой пещере, дом для паломников во второй пещере и в третьей пещере — часовню. Он продолжал строить монастырь на протяжении всей своей жизни, пока не умер в 1671 году в возрасте 61 года.
В 1678 году, спустя семь лет после его смерти, настоятелю монастыря Святого Луки приснился сон о Василии Острожском. Во сне Василий приказал ему отправиться в Острог и открыть его могилу. Сначала настоятель проигнорировал свой сон, но этот сон повторялся несколько ночей, после этого он принял совй сон как знак свыше и отправился с монахами в Острог.
Когда монахи пришли к могиле Василия, они постились и молились семь дней. И только на седьмой день они открыли могилу. Тело Василия Острожского хорошо сохранилось и пахло базиликом. Поэтому его мощи отнесли в Верхний монастырь, в Введенскую церковь, где они хранятся и по сей день.
Заказать такси от 18 евро из аэропорта Тиват в отель
Арендовать автомобиль от 15 евро/сутки в аэропорту
Территория монастыря Острог
Нижний монастырь возведен лишь в XIX веке. Он включает в себя несколько келий, церковь Святой Троицы (1824 г.) и гостевой дом, где паломники могут найти себе ночлег. Стоимость койки около пяти евро, разбудят вас рано, в 5 часов утра.
В церкви Святой Троицы хранятся мощи двенадцатилетнего мальчика Станко, которому во времена гонений турки отрубили руки за то, что он держал православный крест. Станко отказался с ним расстаться, за что и был наказан. Позже его причислили к лику святых.
Верхний монастырь находится в трех километрах от Нижнего. Дорога к нему очень трудная и довольно опасная, хотя есть и более короткий путь через лес, которым чаще всего пользуются верующие. В Верхнем монастыре расположены Крестовоздвиженская и Введенская церкви. В Веденской церкви и провел в молитвах 15 лет Василий Острожский. Примечательно размеры святыни – 3 на 3 метра. У входа на скале вырезана икона святого. К реликвиям этой церкви относятся подсвечник из серебра и молитвослов XVIII столетия.
В 1923 году монастырь серьезно пострадал в результате пожара. Огонь уничтожил большую часть Верхнего монастыря, но был отремонтирован 1923 — 1926 гг. Две церкви в пещерах сохранились, так как в них отсутствовали деревянные конструкции, сейчас они являются главными местами в монастыре. Кельи монахов пришлось заново отстроить.
Введенская церковь
В Введенской церкви находятся мощи Василия Блаженного. Все жалающие могут подойти и приложиться к его мощам. По выходным дням в монастырь приезжают много местных жителей, паломников и туристов, поэтому, чтобы очередь к мощам двигалась быстро, монахи монастыря вводят и выводят людей. Вы можете пройти около святыни и поцеловать крест. Фрески в Введенской церкви были написаны в конце XVll века.
Крестовоздвиженская церковь
Эта церковь была названа Крестовоздвиженской, потому что считают, что часть креста, на котором был распят Христос, была подарена церкви, когда её построили.
Церковь находится в пещере на верхнем этаже монастыря. Фрески были расписаны сербским мастером Радулом, они хорошо сохранились, несмотря на сырость внутри церкви. Самое впечатляющее в этих фресках то, что они были нарисованы прямо на скале. Они изображают Святого Василия, Святого Савву, сцены из жизни Христа и религиозные праздники.
Виноградная лоза
Поднявшись на верхний этаж Верхнего монастыря, вы выйдете на балкон с видом на равнины. Этот потрясающий вид заставляет всякого задуматься, как же Василию Острожскому удалось построить в этом месте монастырь в XVll веке. Здесь же, на балконе, вы увидите виноградную лозу, которая растет прямо из скалы. Местные жители говорят, что это настоящее чудо, ведь уже почти 400 лет эта лоза растет на голой скале, без земли, на месте смерти Василия Острожского.
Экскурсии в монастырь Острог
Правила посещения монастыря Острог
Для входа в монастырь женщинам необходимо быть в платье или юбке, прикрывающей колени, мужчины должны быть в штанах или джинсах. Также нужно, чтобы плечи были покрыты, подойдет обычная футболка. Многие женщины покрывают свои головы платком, но это не обязательно.
Монастырь Острог. Найти то, что искал.
Как добраться до монастыря Острог? И стоит ли вообще туда ехать? В путешествиях мы часто задаемся подобными вопросами.
Главный вопрос, разумеется, — второй. Зачем мы посещаем культовые сооружения? Чего мы ждем от визита? Нас с мужем, людей не особо религиозных, привлекают прежде всего история и архитектура. Зачастую еще и красивая природа.
Однако, нельзя не признать: у многих святых мест есть особая аура. Аура тишины и покоя. Здесь человек отрешается от страстей. Находит мир в душе. Становится ближе к Богу. Именно такие места называют «намоленными». Считается, что таким местом является знаменитый черногорский монастырь Острог. Свидетельство тому — восторженные отзывы паломников и туристов, число которых ежегодно достигает ста тысяч.
Монастырь Острог был основан святым Василием Острожским в XVII веке. Это было тяжелое время для православных жителей Герцеговины. С одной стороны притесняли османы, вынуждая перейти в ислам. С другой стороны — Ватикан подталкивал к принятию католицизма. Православный люд находился, по выражению сербских священников, между «турецкой свирепостью и латинским лукавством». Назначенный в 1638 году митрополит Василий искал безопасное место для обители. Пещеры в отвесных скалах на высоте девятисот метров в свое время служили домом святому отшельнику Исайе. Здесь митрополит Василий решил разместить монастырь. Обитель стала оплотом православия не только в Герцеговине, но и во всей Черногории. Святого Василия Острожского можно сравнить со святым Сергием Радонежским. Их трудами православная вера выжила в тяжелейшие времена.
Итак, ответ на вопрос «ехать-не ехать» очевиден. Ехать! Остается решить, как туда добраться. Монастырь Острог расположен в центральной части Черногории, примерно на полпути от Никшича до Даниловграда. Летом до него можно доехать с морских курортов на экскурсионном автобусе. Экскурсия из Будвы или Бара стоит 12–15 евро, но проводится только в сезон. Как-то раз, в начале октября, я чуть не съездила в Острог таким образом. Но группа не набралась и поездку отменили. Следующую попытку я предприняла, находясь в Подгорице. Монастырь расположен всего в пятидесяти километрах от столицы. В инфотуристическом бюро мне посоветовали взять такси за 20–25 евро. Цена не устроила и я отложила экскурсию.
Бог любит Троицу. Этим летом я снова оказалась в Подгорице. Несколько неожиданным образом, но оказалась. И снова встал вопрос о поездке в знаменитый монастырь. Желательно общественным транспортом. Наш турист Виктор (grau59) посоветовал сесть на автобус, идущий в Никшич, доехать до селения Богетичи и оттуда пройти пешком. Сразу скажу: вариант возможный. Но придется идти восемь километров по узкой горной дороге с интенсивным движением. Перспектива не вдохновляла. Был и другой путь: на поезде. Железнодорожная станция Острог находится гораздо ближе к монастырю, чем поселок Богетичи. Вот только не люблю я югославские железные дороги! Поезда старые, грязные, вечно опаздывают. Иногда вообще не доходят до цели, сломавшись на полпути. Совсем недавно из-за этих особенностей экскурсия в македонский город Битола превратилась в настоящее приключение. Нет, не люблю я здешние поезда. Однако хозяин нашего апартамента не разделял скепсиса. Уверял, что местные поезда в Черногории — хорошие и ходят точно.
Я поверила. Уж очень хотелось посмотреть Острог.
Поезд Подгорица-Никшич, на котором предстояло ехать, ходит несколько раз в день. Утром можно уехать в 8.00. Следующий поезд — в 12.55. Билет до станции Острог стоит 1,8 евро. Мы выбрали восьмичасовой поезд. О чудо! Он отправился вовремя. Через пятьдесят минут мы были на месте.
Станция Острог — совсем маленькая. Зал ожидания имеется, но нет ни кафе, ни киосков.
Найти начало дорожки к монастырю не составило проблем: она отмечена на популярных электронных картах Maps.me, Cyckle/Hike Map и CityMaps2Go. Хотя ее почему-то нет на Google map. Вдоль тропы кое-где стоят большие желтые стрелки-указатели.
Тропа довольно круто поднимается вверх. Хорошая, широкая. Но, все же, это — горная тропа, с острой щебенкой и валунами. Настоятельно советую идти в кроссовках.
Какое-то время мы шли по лесу. Потом дорога вывела на большую поляну. Я подняла голову и впервые своими глазами увидела монастырь Острог. Он выглядел точно так, как на рекламных открытках — белое здание, высеченное в отвесной скале. Рассмотреть его как следует я не могла: обитель была далеко и на нее падала густая тень от скалы.
Вскоре мы вышли на асфальтовую дорогу.
Стали встречаться вспаханные делянки, огороды, хозяйственные постройки. После основания монастыря Острог митрополит Василий задумался о снабжении братии. Были выкуплены участки земли под скалой. Монахи начали обрабатывать землю. Монастырское хозяйство функционирует и сегодня. Мы не стали рвать зеленые гранаты, растущие вдоль дороги.
Зато полакомились инжиром из монастырского сада. Благо ветки с плодами свисали через забор.
Очень фотогенично смотрелись сетчатые домики «на курьих ножках», где сушилась кукуруза.
Впереди показалась ограда нижней церкови — храма Святой Троицы. Под ней, возле дороги, мы заметили источник. Старинный. Выложенный камнем. Рядом — лавочки. Жаль только, воды нет. Все же мы решили присесть и перекусить перед финишным подъемом к верхнему храму. И правильно сделали. Потому, что дальше стало очень шумно и людно.
Монастырь Острог — место суперпопулярное. В первую очередь все стремятся попасть в верхнюю его часть, вырубленную в скале. От нижней церкви туда полчаса хода по крутой каменистой тропинке, местами больше похожей на лестницу. Паломникам полагается идти босиком. Не все способны на такие подвиги. В наши дни проложили асфальтовую дорогу. Она поднимается серпантином к площадке перед скальным храмом. Мы выбрали золотую середину: пойти по исторической тропе, но в обуви.
Возле церкви Святой Троицы широкие каменные ступени вели куда-то вверх. Мы решили, что это и есть начало подъема. Порадовались отличному качеству дороги. Однако ступеньки привели к зданию монастырской гостиницы. Отель работал. Похоже, там можно переночевать. Впрочем, изучать этот вопрос мы не стали. Продолжили поиски паломнической тропы.
Искать долго не пришлось. За поворотом шоссе показался храм Святого Мученика Станко.
Слева от дороги уходили вверх каменные ступени с железными перилами. Ну вот. Путь найден. Теперь только вверх, к святой обители.
Дорога паломников — это обычная каменистая горная тропа, где местами вырублены ступени.
Тем удивительнее было видеть босых людей. Босиком шли не только дядьки и тетки крестьянского вида. Городские красотки робко переступали своими нежными ножками с педикюром. Маленькие дети хныкали, но тоже шли босиком. Впрочем, большинство, все же, было обуто. Часть женщин носила длинные юбки или платья. На перилах кое-где были привязаны платки и косынки. Я забеспокоилась: может там дресс-код? Пропустят ли меня в брюках (хотя и длинных)? В большинстве балканских храмов нравы весьма либеральные: женские брюки разрешены, голову покрывать не требуется. Но бывают исключения. На всякий случай я захватила с собой большой кусок ткани.
Чем выше мы поднимались, тем больше становилось народа. Тропа взбирается вертикально вверх и режет петли дорожного серпантина. Некоторые проезжают часть пути на машине и выходят на тропу ближе к верху. Увы, становилось не только больше людей, но и больше мусора. Вдоль тропы валялись рваные грязные носки. Часть паломников поднимается не босиком, а в носках. В коце пути носки выбрасывают. Дополняли «красоту» использованные маски. В наши дни эти изделия загрязняют планету не хуже пластиковых бутылок. В Черногории маски непопулярны. Однако на паломнической тропе попадались и они. Все это несколько смазало впечатление от дороги к святыням.
Наконец подъем закончен. Неспешный путь от станции занял ровно два часа. Я не успела осмотреться, как на нас набросились таксисты с предложениями отвезти вниз. Спасибочки! Я только что залезла. Протиснувшись через таксистов, мы оказались на большой террасе.
Отсюда открывается прекрасный вид вниз, на долину Белопавличи.
Но главное — белый храм в скалах был совсем близко.
Все эти красоты я разглядела не сразу. Первое, что бросилось в глаза — обилие народа. Людей было не просто много. Очень много. Они стояли, гуляли, фотографировались, собирались группами… Возле ограды на земле валялись одеяла. Некоторые паломники ночуют здесь под открытым небом. Говорят, это незабываемо. Охотно верю. Ночью гораздо меньше народа. Но одеяла лучше приносить с собой. И не забывать уносить.
Через всю террасу змеилась длинная очередь. По старой советской привычке я сразу в нее встала. Что дают? «Давали» святыни. Динамик на стене хрипло сообщал на сербском и английском, что, мол, «граждане, вставайте в очередь и проходите, не задерживайтесь. Вас тут много, а святыни одни».
Я огляделась и сразу успокоилась насчет дресс-кода: его не было. Люди были одеты по-разному. Слышалась немецкая и итальянская речь. В Острог традиционно приходят за исцелением верующие разных конфессий. Но большинство говорило по-сербски или по-русски. За нами стояли земляки-москвичи, перед нами — русскоговорящие украинцы и симпатичная пара: русская женщина из Донецка и ее муж-серб. Постепенно мы придвинулись ко входу в храм.
Если быть точным, то храм не один. Их два. Верхнюю пещерную церковь Честного Креста Господня построил в 1605 году святой отшельник Исайя. Создание нижней пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы приписывают самому святому Василию. После смерти святого Василия в 1671 году игумену близлежащего монастыря Святого Луки приснился сон. Ему явился покойный митрополит и приказал открыть свою гробницу. Игумен не поверил и был наказан. Ему снова приснился сон: разгневанный Василий замахнулся на недоверчивого монаха горячим кадилом. Игумен проснулся с обожженным лицом и поспешил в монастырь Острог — сообщить братии волю покойного. Гробницу открыли и обнаружили нетленное тело святого Василия. Мощи поместили в алтарной части церкви Введения. Вскоре там стали происходить чудеса: люди исцелялись от болезней и получали помощь в беде. Поток паломников к мощам святого Василия не иссякает и поныне.
Прикладываться к мощам мы с мужем не собирались. Но выбора не было: нас захватил плотный поток людей. На полках возле входа в церковь стояли корзины. В них полагалось класть подарки монахам: мыло, одеяла и т. д. Ни мыла, ни одеял мы не захватили. Я полезла в сумку за деньгами. В давке никак не могла нащупать кошелек. Наконец извлекла монетку: пол-евро. Маловато будет. Но шарить в сумке не было никакой возможности. Меня уже втянуло внутрь пещерной церкви.
Сначала я не увидела ничего. Темнота. Потом различила спины людей. Никаких росписей разглядеть не удалось. Двигаться нужно было быстро. Скоро я подошла к батюшке с крестом в руке. Что полагается делать? Пройти мимо? Поцеловать крест? Я просто перекрестилась и оказалась возле гроба с мощами святого Василия. Человек передо мной прижался к гробу лицом и обнял его руками. Надо бы помолиться, попросить помощи… Мысли разбегались, сзади напирали люди. Поспешно перекрестившись и положив пол-евро на специальное блюдо, я отошла в сторону. Мой муж-атеист поджидал возле выхода, выгребая руками против людского потока. Нас буквально вынесло наружу.
Отдышавшись, мы обнаружили себя в крытом помещении. Оно соединяло храм Честного Креста с колокольней. Войти в храм оказалось довольно легко. Какое-то время мы любовались прекрасными фресками, созданными в 1667 году мастером Радулом. Примечательно, что росписи сделаны не по штукатурке, а по голому камню. Композиции учитывают рельеф пещерных сводов. Жаль, что фотографировать было запрещено и за этим зорко следил служитель у входа.
Колокольня в монастыре Острог — особенная. Она стоит в неглубокой каменной нише, украшенной мозаиками.