васильевский остров собор святого михаила
Евангелическо-лютеранская церковь святого Михаила
Участок на углу Среднего проспекта и 3-й линии Васильевского острова в середине XVIII века принадлежал англичанину В. В. Гому, затем купцу П. П. Шустину. Первоначально владение занимало большую территорию, а в начале 1820-х годов было разделено. Угловой участок выкупила купчиха В. Ф. Борисова (принадлежал ей до 1860-х годов). В 1872 году его приобрёл купец Я. Х. Пель. В это время здесь находился деревянный одноэтажный дом.
Изначально (с 1732 года), лютеранская часовня на Васильевском острове располагалась в здании Кадетского корпуса, организованного фельдмаршалом Минихом. Среди его воспитанников было много прибалтийский дворян, исповедовавших лютеранство. В 1839 году здание перестраивалось, а 12 мая 1842 года часовня была снесена, так как «загромождает двор». Николая I не устраивало частое присутствие гражданских лиц на территории воинской части. Поэтому из казны стали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме на углу Среднего проспекта и 3-й линии.
В июне 1872 года председатель совета евангелическо-лютеранского прихода церкви святого Михаила В. Лесгафт обратился в Генеральную консисторию с ходатайством о выкупе участка Пеля. 9 июня разрешение на такую покупку было дано.
В этом же году архитектором Р. Е. Бергманом был составлен проект храма в неоготическом стиле. Этот проект был отвергнут. 12 июля 1874 года Александром III была принята работа инженера К. К. Бульмеринга. Данный проект предусмотрел аналогичное стилевое оформление здания. Закладка храма на 800 человек состоялась 23 октября 1874 года. Церковь в формах немецкой неоготической архитектуры была освящена 19 декабря 1876 года. Строительные работы продолжались ещё год. Колокольня собора святого Михаила стала одной из высотных доминант Васильевского острова. Её высота равна 60 метрам.
Внутреннее пространство храма изначально было разделено на три нефа. Над входом находился орган и места для певчих. В 1886 году фасад здания был изменён по проекту Р. Б. Бернгарда. К 1909 году приход насчитывал 2 000 человек. Церковь содержала богадельню и два сиротских приюта.
Весной 1929 года здание передали лютеранской общине Иисуса Христа [2, с. 260]. Её пастором был Курт Мусс, которого 17 декабря арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в антисоветской пропаганде. Спустя год он был приговорён к 10 годам лагерей. Для дальнейших служб, которые проводились на русском языке, община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933 года был запрещён колокольный звон, а спустя несколько месяцев власти решили снять и переплавить «на нужды индустриализации» единственный колокол весом 640 килограммов. Он всё-таки уцелел и в 1946 году был передан православной церкви на Смоленском кладбище.
1 августа 1935 года президиум Леноблисполкома принял решение о закрытии кирхи святого Михаила и передаче её здания под библиотеку [2, с. 168]. Однако, из-за протеста верующих закрытие храма было отложено на две недели. 15 августа храм был закрыт, а остатки общины перебрались в Петрикирхе.
Библиотека в здании церкви так и не появилась. С 1947 года бывший храм использовали как склад табачной фабрики. В 1952-1992 годах здесь размещался завод «Спорт», внутреннее пространство здания было поделено на три этажа. Завод занимался производством спортивного инвентаря.
В 1993 году храм был передан Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению, после чего здесь возобновились богослужения. В настоящее время церковь святого Михаила реставрируется.
Васильевский остров собор святого михаила
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Церковь Святого Михаила
Originally published at С фотоаппаратом по Питеру. You can comment here or there.
В самом начале Среднего проспекта Васильевского острова над соседними зданиями, намного превышая их по высоте, возвышается церковь необычной для нашего города архитектуры. Это евангелическо-лютеранская церковь Святого Михаила. В середине XVIII века разрешение на её строительство много лет добивалась немецкая община, численность членов которой приближалась к 2000 человек. В конце-концов 12 июля 1874 года император Александр III собственноручно утвердил проект военного инженер-полковника Карла Карловича Бульмеринга. Заложенная 23 октября 1874 года, церковь строилась быстро. И уже 19 декабря 1876 года была освящена, хотя строительство продолжалось ещё год. В 1886 году фасад здания был перестроен по проекту архитектора Р.Б. Бернгарда. В таком виде здание и сохранилось до наших дней.
Построено здание в неоготическом стиле. Над входом в церковь возвышается высокий барабан с узкими готическими окнами, увенчанный остроконечным шпилем. Барабан украшен башенками-пинаклями. Интересной особенностью церкви Святого Михаила является отсутствие крестов в архитектурном оформлении. Вместо них используются характерные для готики крестоцветы. Крестоцвет — стилизованное изображение цветка, образованного ответвлениями от вертикального стержня четырех лепестков-краббов. Для зрителей, глядящих снизу, они имеют форму креста.
Примененные в большом количестве и разные по размеру, крестоцветы придают зданию церкви своеобразие и изящество. Главный крестоцвет, установленный на вершине шпиля, имеет полтора метра в высоту и около двух в диаметре, его вес достигает 100 килограммов. При последней реставрации его позолотили, впервые со времён строительства.
Как и многие другие, церковь Святого Михаила в 30-е годы прошлого века была закрыта. После Великой Отечественной войны в её здании действовал завод по выпуску спортинвентаря. При этом внутренность церкви была практически полностью перестроена.
В начале 90-х годов прошлого века здание церкви было передано Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению. В настоящее время в церкви проводятся богослужения различных протестанских конфессий, на которых собираются пожертвования на церковный колокол.
В 1960-1964 годах я учился в ЛЭТС — Ленинградском Электротехническом Техникуме Связи. Его здание по 3-й линии вплотную примыкает к зданию церкви. Так что мне она хорошо известна, помнится и проходная со стороны Среднего проспекта в завод «Спорт», который занимал её и близлежащую территорию.
Вот так выглядят сейчас здания церкви Святого Михаила и родного техникума — в настоящее время колледж телекоммуникаций Санкт-Петербургского Государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича — со стороны 2-й линии.
Адрес евангелическо-лютеранской церкви Святого Михаила: Средний проспект ВО, 18б, ближайшая станция метро «Василеостровская».
Васильевский остров собор святого михаила
В марте 1842 г. руководство прихода заключило контракт с Эмилией Тиблен на аренду второго этажа в принадлежавшем ей доме по 3-й линии (№8). Перестройку помещения под нужды церкви осуществил прихожанин – архитектор Генрих Штегеман. По этому адресу община находилась более 30 лет, вплоть до постройки собственного здания.
9 июня 1872 г. Император Высочайше разрешил церковному совету осуществить свой замысел.
Из представленных на конкурс проектов предпочтение было отдано варианту прихожанина – инженер-полковника К. Бульмеринга (1820-1888). Хотя он и был признан «самым неудовлетворительным», в его пользу говорила относительная дешевизна постройки – 80 000 рублей. Архитектор выполнил проект в готическом стиле, что соответствовало желанию совета, с характерными для готики элементами: фиалами, крестоцветами, контрфорсами, башенками-пинаклями и т.д. Многие элементы декора на фасаде были выполнены из чугуна. Здание было рассчитано на 720 человек. 12 июля 1874 г. проект получил одобрение императора Александра II.
23 октября 1874 г. на углу 3-й линии Васильевского острова и Среднего проспекта «с хвалой и благодарением Богу» состоялась торжественная церемония закладки церкви Св. Михаила. 19 декабря 1876 г. еще не завершенное здание было освящено епископом Юлиусом фон Рихтером. Богослужения начали проводиться в новой кирхе, возведение которой было закончено только год спустя.
Президент церковного совета фабрикант Якоб Паль подарил общине кафедру, чугунную ограду, 66 цинковых крестоцветов для обрамления декора крыши и металлический дровяной сарай.
Лютеранская кирха св. Михаила
Лютеранская кирха св. Михаила Псевд оготика
3-я линия ВО, 32
Пам. арх. (регион.)
Закладка церкви св. Михаила 23.10.1874,
гравюра О. Мая (с сайта церкви)
Добавил- IVa
1900-1903 pastvu.com
(добавил Nezoist)
Приложение
к Топ-плану 2004
Добавил- IVa
В середине XVIII в. участок входил в состав владения В. В. Гома, англичанина по происхождению. Затем владельцем стал П. П. Шустин.
В начале 1830-х гг. участок разделили, угловая часть до 1860-х гг. принадлежала купчихе В. Ф. Борисовой. К 1872 г. участком с деревянным домом владел купец Я. Х. Пель.
В 1872 г. участок перешел евангелическо-лютеранскому приходу. В том же году арх. Р. Е. Бергман представил проект церкви в неоготическом стиле. Окончательный вариан разработал инж. К. Бульмеринг. Храм был освящен 19 декабря 1876 г.
В 1935 г. кирху закрыли.
С 1947 г. здание использовалось как склад табачной фабрики.
В 1954-1992 гг. здесь размещался филиал экспериментального завода «Спорт».
Богослужения возобновились в 1993 г.
(по материалам [ 24 ]. сс.358-361, добавил Mary)
Новая лютеранская церковь св. Михаила в С.-Петербурге.
Что делается у нас в подобном случае? Можем ли мы хотя надеяться (а мы имеем на это право), что храм наш действительно будет представлять нечто художественное и законченное. Люди, в чьих руках находится решение этого вопроса, трудятся уже 13 лет над осуществлением его.
В продолжение этого времени они обращались то к одному, то к другому специалисту, прося во имя религии и искусства составить проект на сооружение церкви.
Из нескольких полученных таким образом проектов избран, как говорят некоторые авторитеты архитектурного мира, самый неудовлетворительный, при взгляде на который остается только пожать плечами и пожалеть город, долженствующий украситься подобным зданием, и деньги, которых будет стоить постройка.
Пишущий эти строки вовсе не льстит себя надеждой, что его заметка произведет какую-либо перемену в настоящем грустном ходе дела.- Цель показать только, насколько люди, которым близко к сердцу петербургское зодчество, желают выдвинуть нашу архитектурную деятельность на то место, которое подобает занимать ей в современной культурной жизни.»
(«Зодчий», 1874, Вып. 8-9, С. 115-116; добавил: miraru1 )
(«Листок архитектурного журнала „Зодчий»», 1877, № 9, С. 43-44 добавил: miraru1 )
Лютеранская Церковь Святого Михаила
|