васнецов день крещения руси
Крещение князя Владимира
Кузнецов. Портрет В.М. Васнецова. 1891. Холст, масло. ГТГ
Одним из первых в ряду русских художников XIX века и, наверное, первым среди художников своего поколения он переступил границы искусства сугубо элитарного. Из мастерской, из музейных и выставочных залов, в то время доступных немногим, он вывел свое искусство в большой мир, к простым людям, к народу. В то время даже просветительская деятельность передвижников (среди которых начинал свой самостоятельный творческий путь и Васнецов), при всем внешнем демократизме, в классовом отношении была достаточно ограничена, так как апеллировала, прежде всего, к представителям русской интеллигенции, к кругам разночинцев. Да и передвижные выставки оставались доступными все же для публики в основном обеспеченной и культурной. И только Васнецову суждено было найти трибуну, с которой в итоге он оказался, если и не понят, то, по крайней мере, услышан всеми, от императора до простого мужика, – это церковь.
Более тридцати лет творческой деятельности художника было отдано созданию убранства православных храмов. Среди них Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге, не дошедший до нашего времени собор Александра Невского в Варшаве (за работу над которым художник был возведен в потомственное дворянство), церковь Марии Магдалины в Дармштадте и, конечно, первый по времени да, пожалуй, и по значению, в этом ряду Собор Святого Владимира в Киеве.
Владимирский собор в Киеве
Владимирский собор был построен к девятисотлетию крещения Руси и стал третьим по значимости храмом-памятником в Российской империи после Казанского собора в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве.
Более чем за десять лет, с 1885 по 1896 год, Виктор Михайлович практически самостоятельно расписал весь центральный неф колоссального сооружения и стяжал славу первого церковного мастера России.
Владимирский собор в Киеве. Интерьер
В. М. Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Холст, масло. НГХМ
В помещении баптистерия в каменной купели, окруженный клиром, византийскими послами и своей дружиной язычник Владимир обретает новое имя (в православии Владимир был наречен Василием), новое зрение (согласно «Повести временных лет» Владимир незадолго перед крещением ослеп) и новую жизнь. Композиция с четко обозначенным центром, приглушенный фресковый колорит, размеренный ритм арочных полукружий, увенчанных высоким куполом, – все это призвано передать ощущение таинственности и торжественности момента, атмосферу благоговейной тишины. В соборе эта композиция изображена в притворе над входом в крестильню.
В. М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Роспись в притворе Владимирского собора в Киеве
Помимо традиционного в храмовом оформлении священно-символического значения, росписи Васнецова в киевском соборе представляются еще и своеобразной живописной летописью истории зарождения русской веры и становления русской государственности. Таким образом, сцена Крещения Владимира при входе является как бы точкой отсчета в этом прочтении.
Оставаясь на позициях академического реализма в целом, в деталях Васнецов старается опираться на искусство Византии, восприемницей которой когда-то стала Русь. Перед началом работы в Киеве художник даже ненадолго поехал в Италию, где его особенно интересовали образцы раннехристианского искусства. Поэтому он с таким тщанием воспроизводит особенности культовой архитектуры и декора. Октогональная форма баптистерия, в зеркале купола композиция Крещения Господня, указывающая на назначение постройки, рельефные хризмы в нижнем арочном ярусе, своеобразные капители колонн, изображение византийского креста повсюду. Даже в облике самого князя проступают черты византийского канона: очень большие миндалевидные глаза, смелый разлет темных густых бровей, прямой, чуть удлиненный нос и маленький рот в обрамлении короткой бороды и усов.
Но дело не только во внешних признаках эпохи. Синтетичны сами художественные приемы Васнецова. Так, например, он пытается смягчить или вовсе нивелировать светотеневую моделировку формы, больше вывести изображение на плоскость, для чего активно пользуется темным контуром, активизирует звучание цветового пятна и т. д.
Нижегородский государственный
художественный музей
Виктор Васнецов.
1890 год.
Между тем вся эта история не так проста, как изобразил ее летописец. Вообще, выбор веры – распространенный средневековый книжный сюжет, как и вдумчивая беседа Владимира с греческим философом о преимуществах православия. Между тем к этому моменту в Киеве обосновались различные иноверческие общины, и общее представление о мировых религиях у Владимира и его окружения было. К тому же представшие перед ним послы были из соседних с Русью стран, с которыми Киев поддерживал тесные контакты, будь то Волжская Булгария, Хазария или Византия. Но и тогда Владимир долго еще оставался не просто закоренелым язычником, но и проводил религиозную реформу – объединял языческих богов в общий пантеон и даже в 983 году, после успешного похода, не воспротивился человеческому жертвоприношению. Этой жертвой стал православный юноша-варяг. Не прошло и пяти лет, как Владимир, убедившись в неудаче создания единого языческого пантеона, резко изменил свои религиозные представления и тогда-то и обратился к поиску новой веры, причем монотеистической, весьма удобной в обширной, но аморфной стране. При этом колебания Владимира и его советы с окружением можно рассматривать как тонкую политику, направленную на то, чтобы заручиться поддержкой дружины и бояр в этом важном государственном деле. Посылкой делегаций по окрестным землям он этого и добился. Большая часть ученых, не признающих в данном случае промысла Божия, склоняется к мысли, что на самом деле принятие православия было уже заранее предопределено тесными связями Руси с Византией. Особую роль тут играло создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки и системы православного богослужения на славянском языке, что и подготовило легкость перехода Руси к православию.
Вернувшись в Киев, Владимир действовал жестко и решительно, как типичный крестоносец. Он назначил определенный день всенародного крещения (по некоторым сведениям, это было 1 августа 988 года) на реке, и при этом, как сообщает автор Повести временных лет, киевлянам объявили не без угрозы: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом!» после таких угроз мало кто не собрался наутро купаться. Местом Крещения Руси считается берег притока Днепра реки Почайны, в месте ее слияния с Днепром. Первым совершил крещение киевский митрополит Михаил. Вот эту сцену и запечатлел на своем полотне Васнецов.
Одновременно Владимир начал разрушать языческие капища (не без театральных эффектов вроде расправы с идолом Перуна, которого таскали по улицам и били палками) и строить на их месте христианские храмы. После Киева православие начало свое «триумфально-насильственное шествие» по стране. Повесть временных лет и не скрывает принудительный характер распространения православия: «И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…» Матери этих детей «плакали о них, как о мертвых». Как уже сказано выше, новгородцы многие века помнили легенду о тысяцком Владимира Путяте, который, подобно конкистадорам и крестоносцам, их «крестил мечом». Новейшие раскопки в Новгороде показали относящийся как раз к этому времени толстый слой головешек и пепла, что подтверждает легенду о насильственном крещении Новгорода. Примечательно, что за несколько лет до этого тот же Добрыня по воле Владимира водрузил в Новгороде идола Перуна и заставлял приносить ему жертвы.
Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка». «Арка», Санкт-Петербург. 2013 год.
Описание картины Виктора Васнецова “Крещение Руси”
Название | Крещение Руси |
Страна, художник | Россия, Виктор Васнецов |
Год | 1890 |
Жанр | Религиозная сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Виктор Васнецов часто воплощал в своих картинах религиозные повествования. Данная фреска изображает особо важный момент в истории Древнерусского государства – Крещение Руси, произошедшее в 988 году. Князь Владимир был излюбленной фигурой художника, три работы показывают нам сюжет с этим государем. Центральное место фрески занято фигурой князя Владимира Святославовича, которая не наполнена иконописными чертами, несмотря на религиозный сюжет. Фреска поражает своей красочностью и эмоциональностью, подчеркивая значимость происходящего.
Золотая сияющая вышивка на роскошной, праздничной одежде князя сразу бросается в глаза. Сам Владимир стоит на возвышении, под ними лежит нарядный расшитый ковер, и, простирая руки к облакам, просит у Бога быть к русскому народу более милостивым. Лик князя является олицетворением сосредоточенности, серьезности и торжественности. Черты его вполне конкретны и индивидуализированы.
Совершаемое таинство подкрепляется четко прописанными эмоциями на лицах присутствующих. Центральный план контрастирует с теми, кто находится позади этого величия. Задний план изображает людскую массу, преимущественно состоящую из бедных крестьян. Сакральное таинство принятия новой веры одновременно и страшит, и радует людей. Наличие ветхой и рваной одежды указывает на их бедственное положение и страшную истерзанность. Люди испытывают недоверие и страх, но они хотят почувствовать на себе Божью благодать, и поэтому с покорностью идут к водной глади Днепра.
Общая атмосфера радости и значимости происходящего усиливается за счет света, идущего с неба, в котором отображаются лики лицезревших святых. Даже небеса разверзлись, чтобы посмотреть на все действо. Попы в белых одеяниях с деревянным крестом и иконой Пресвятой Девы помогают совершать обряд. Позади стоящий хор занят чтением молитвы, маленький мальчик, стоящий по правую руку от князя, держит свечу. Даже дети и те изображены с серьезностью на лицах.
Одноименное полотно, предшествующее фреске, находится в Третьяковской галерее, а данная фреска украшает вход на хоры Владимирского собора в Украине.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |