васнецов крещение руси картина описание
Описание картины Виктора Васнецова «Крещение Руси»
Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания картин историко-былинной тематики, известен также работой над произведениями религиозного характера. Одним из таких творений стала фреска Владимирского собора, расположенного в Киеве.
Перед началом работы над данной фреской автор апробировал сюжет на картине, созданной в 1890 году. Работа над хорами во Владимирском соборе проходила в 1895—96 гг.
Помимо Васнецова, в работе над фреской были задействованы Котарбинский В. А и Нестеров М. В.
Основной идеей и картины, и фрески стало осмысление истории становления христианства на территории Древней Руси и включения посредством его принятия великой державы в общую мировую культуру. В данных творениях автор показал момент принятия православия жителями Киевской Руси в водах Днепра. В центре композиции расположена фигура Владимира Святославовича.
В отличие от многих религиозных картин того времени, образ правителя Древней Руси наделен индивидуализированными чертами. Его лик выражает торжественность и серьезное понимание столь серьезного шага: руки подняты вверх, к небу, брови серьезно нахмурены, одеяние празднично расшито золотыми нитками.
Князя окружают представители высшего духовенства, а также простые служители в белых одеждах. Позади него виднеется хор, воспевающий славу Божью, а также верная рать. На фоне белых ряс духовных лиц и золота Великого Князя резко выделяются фигуры представителей простого народа. Они стоят в очереди перед престарелым священником, который проводит обряд крещения.
Задний план представлен светлым облаком, из которого льётся лучами божественный свет. Жители небес, написанные размытыми красками, сверху радуются происходящему.
Год написания картины: 1890.
Размеры картины: 214 х 178 см.
Техника написания: масло.
Жанр: историческая живопись
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Сочинение по картине Крещение Руси Васнецова
На многих полотнах Виктора Васнецова отражены религиозные темы. Одной их таких картин, точнее фресок является «Крещение Руси».
Торжество и одухотворенность излучает эта картина, на переднем плане которой стоит сам князь Владимир – креститель Руси. Он воздел руки и глаза к небу с которого льется Божественный Свет. В этом молитвенном движении он просит у Бога благословения на совершение этого таинства, о защите и поддержке своей родной земли. Лицо князя серьезное и сосредоточенное одновременно, однако все в нем говорит о важности происходящего события.
Торжественность Крещения Руси подчеркивается окружением князя и большим скоплением людей. По обе руки от него на берегу реки Днепр стоят священнослужители: кто-то держит иконы, кто-то читает молитвы. По правую руку от князя стоит мальчик, держащий свечу, а за ним человек – с деревянным резным крестом. Стоят они все на берегу реки, в которую заходят люди для совершения над ними обряда крещения. Все пространство картины до самого горизонта заполнено людьми, как знатного происхождения, так и простым людом – это подчеркивает насколько важен было крещение для истории государства. Каждый ждет своей очереди для того, чтобы быть посвященным в таинство крещения. Многие люди держат свечки в руках – до самого горизонта на картине видны светлые точечки колышущегося пламени.
Князь Владимир стоит на небольшом постаменте, накрытом праздничными расписным коврами. Его нарядные парчовые одежды, шитые золотом, отражают падающий с небес свет. Это делает его фигуру, как бы объемной, выступающей на зрителя. Все складки и фалды его накидки кажется вот-вот зашевелятся.
Над всеми людьми простирается белое, как бы светящееся облако. Из-за него, за всем происходящим наблюдают ангелы. Это символизирует покровительство высших сил над землей, которую крестят и посвящают в христианскую веру. И хоть изображения ангелов слегка размыты, все же чувствуется их светлая радость от увиденного ими.
Смотря на картину (фреску) «Крещение Руси», созданную Виктором Васнецовым, охватывает возвышенное чувство от осознания важности происходящего события.
2 вариант
Русский художник Виктор Васнецов часто использовал в своих картинах религиозные сюжеты. Его знаменитая работа на теологическую тематику «Крещение Руси» была написана в далеком 1890 году. Этот шедевр до нашего времени сохраняется в Третьяковской галерее Москвы. Позже В.Васнецов, взяв за основу уже известную свою картину, сделал во Владимирском соборе Киева одноименную фреску. Ведь сюда художник был приглашен для росписи стен храма.
Как отмечалось, для своей картины «Крещение Руси» автор взял реальный исторический факт. Васнецов передал с помощью кисти события 988 года, когда великий князь киевский Владимир Святославич решил крестить свой народ. Этому его подвергла поездка в христианский Константинополь. Для становления своего государства на международном уровне князь пошел на такой шаг.
В центре картины художник изобразил самого князя Владимира. Он стоит на покрытом ковром повышении перед своим народом. Князь одет в красивую нарядную одежду, которая подчеркивает важность происходящего события. В свете солнечных лучей одевание Владимира сверкает золотом. А сам он, с серьезным выражением лица, направляет руки к небу, словно просит благословения высших сил. Черты его лица не похожи на канонические лики святых, они показывают земной внешний облик государя.
Вокруг князя стоит множество духовников и их помощников. Пожилой священник проводит таинство крещения на берегу Днепра под присмотром правителя. Людей так много, что и не видно и кусочка свободной земли. Масса испуганных полуголых жителей разных возрастов и пола стоят в ожидании церемонии. Ведь они были пригнаны сюда со всех уголков города под страхом смерти. Летопись говорит, что огнем и мечем крестил Владимир Русь. Людям тяжело проститься со старой верой, которую унаследовали от предков. Они не знают ничего о новой боге, и это вызывает в бедных страх и отторжение.
На небесах в этот момент ангелы наблюдают над происходящей картиной. А на окружающих людей сходят благодатные лучи света. Бог благословляет своих чад, которые теперь становятся на шаг ближе к нему.
Автор хотел передать зрителю важность происходящего события. Но подавленным видом горожан подчеркнул, что оно должно было бы происходить добровольно. Радость и страх присутствуют на полотне, как синоним вечной борьбы добра со злом. Ведь христианство здесь и является олицетворением добра, а язычество становится злом.
Описание настроения картины Крещение Руси
Популярные сегодня темы
На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью.
Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами
Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль
При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.
Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.
Описание картины Виктора Васнецова “Крещение Руси”
Название | Крещение Руси |
Страна, художник | Россия, Виктор Васнецов |
Год | 1890 |
Жанр | Религиозная сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Виктор Васнецов часто воплощал в своих картинах религиозные повествования. Данная фреска изображает особо важный момент в истории Древнерусского государства – Крещение Руси, произошедшее в 988 году. Князь Владимир был излюбленной фигурой художника, три работы показывают нам сюжет с этим государем. Центральное место фрески занято фигурой князя Владимира Святославовича, которая не наполнена иконописными чертами, несмотря на религиозный сюжет. Фреска поражает своей красочностью и эмоциональностью, подчеркивая значимость происходящего.
Золотая сияющая вышивка на роскошной, праздничной одежде князя сразу бросается в глаза. Сам Владимир стоит на возвышении, под ними лежит нарядный расшитый ковер, и, простирая руки к облакам, просит у Бога быть к русскому народу более милостивым. Лик князя является олицетворением сосредоточенности, серьезности и торжественности. Черты его вполне конкретны и индивидуализированы.
Совершаемое таинство подкрепляется четко прописанными эмоциями на лицах присутствующих. Центральный план контрастирует с теми, кто находится позади этого величия. Задний план изображает людскую массу, преимущественно состоящую из бедных крестьян. Сакральное таинство принятия новой веры одновременно и страшит, и радует людей. Наличие ветхой и рваной одежды указывает на их бедственное положение и страшную истерзанность. Люди испытывают недоверие и страх, но они хотят почувствовать на себе Божью благодать, и поэтому с покорностью идут к водной глади Днепра.
Общая атмосфера радости и значимости происходящего усиливается за счет света, идущего с неба, в котором отображаются лики лицезревших святых. Даже небеса разверзлись, чтобы посмотреть на все действо. Попы в белых одеяниях с деревянным крестом и иконой Пресвятой Девы помогают совершать обряд. Позади стоящий хор занят чтением молитвы, маленький мальчик, стоящий по правую руку от князя, держит свечу. Даже дети и те изображены с серьезностью на лицах.
Одноименное полотно, предшествующее фреске, находится в Третьяковской галерее, а данная фреска украшает вход на хоры Владимирского собора в Украине.
Описание картины Виктора Васнецова “Крещение Руси”
Описание картины Виктора Васнецова “Крещение Руси”
Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания картин историко-былинной тематики, известен также работой над произведениями религиозного характера. Одним из таких творений стала фреска Владимирского собора, расположенного в Киеве.
Перед началом работы над данной фреской автор апробировал сюжет на картине, созданной в 1890 году. Работа над хорами во Владимирском соборе проходила в 1895—96 гг.
Помимо Васнецова, в работе над фреской были задействованы Котарбинский В. А и Нестеров М. В.
Основной идеей и картины, и фрески стало осмысление истории становления христианства на территории Древней Руси и включения посредством его принятия великой державы в общую мировую культуру. В данных творениях автор показал момент принятия православия жителями Киевской Руси в водах Днепра. В центре композиции расположена фигура Владимира Святославовича.
В отличие от многих религиозных картин того времени, образ правителя Древней Руси наделен индивидуализированными чертами. Его лик выражает торжественность и серьезное понимание столь серьезного шага: руки подняты вверх, к небу, брови серьезно нахмурены, одеяние празднично расшито золотыми нитками.
Князя окружают представители высшего духовенства, а также простые служители в белых одеждах. Позади него виднеется хор, воспевающий славу Божью, а также верная рать. На фоне белых ряс духовных лиц и золота Великого Князя резко выделяются фигуры представителей простого народа. Они стоят в очереди перед престарелым священником, который проводит обряд крещения.
Задний план представлен светлым облаком, из которого льётся лучами божественный свет. Жители небес, написанные размытыми красками, сверху радуются происходящему.
Год написания картины: 1890.
Размеры картины: 214 х 178 см.
Техника написания: масло.
Жанр: историческая живопись
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Русский художник В. М. Васнецов
Виктор родился в небогатой семье сельского священника в 1848 году. Место его появления на свет – Вятская губерния – повлияло в дальнейшем на формирование его творческого мировоззрения. Там он окончил сначала духовное училище, а потом семинарию. Юноша с детства проявлял интерес к искусству, поэтому свою дальнейшую жизнь он захотел посвятить рисованию. В 1868 году Васнецов поступает в Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге.
По окончании учебного заведения в 1874 году молодой человек участвует в выставке передвижников, едет в Париж по приглашению И. Репина, а затем переезжает в Москву. Творчество художника постепенно наполняется сюжетами, взятыми из народного эпоса: былин, легенд и сказаний. В дальнейшем он получит всемирную известность, а его картины – «Аленушку», «Витязя на распутье», «Богатырей» − будут знать и любить не только русские люди, но и жители Европы.
Смотреть галерею
Во всем виновата женщина?
По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.
Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.
«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.
Популярные сочинения
Роспись В. М. Васнецова во Владимирском Соборе
Великий русский мастер перед началом работы подписал договор, в котором подтвердил, что обязуется сделать все необходимое за два года. Он не смог сдержать своего слова, однако роспись храма, длящаяся с 1885 по 1896 годы, получилась грандиозной. В соборе он оформлял главный неф и апсиду.
Васнецов изобразил события Нового и Ветхого Заветов, разных библейских персонажей на стенах церкви, украсил ее своды орнаментами. Он полностью реализовал главную идею внутренней отделки собора – духовное осмысление и созерцание религиозной истории России. Фреска «Крещение Руси» является подтверждением этих слов.
Смотреть галерею
Необходимость таинства Крещения
Этот обряд очищает человека от всех его грехов и позволяет ему в будущем войти в Царство Небесное. Детей крестят по вере их родителей. Люди появляются на свет с первородным грехом, который они получают в «наследство» от Адама и Евы, которые ослушались Бога. В ходе крещения человек очищается от этого.
Тот, кто принимает участие в обряде, находясь в зрелом возрасте, получает прощение всех грехов, сделанных до совершения таинства. Верующие люди сердцем чувствуют всю важность и глубину совершающегося события. Ведь недаром русский художник Виктор Васнецов написал картину «Крещение Руси». Фреска «Крещение Руси» детям будет особенно близка и понятна, если родители расскажут им, как они сами когда-то участвовали в этом спасительном для души таинстве.
Религиозные произведения в творчестве художника
Однажды в Абрамцевском содружестве, где состоял Васнецов, было принято решение построить в селе церковь. Виктор вызвался расписывать клиросы, кроме того, он написал образ Богородицы, а также Сергия Радонежского для церковного иконостаса. Знание православной символики помогало Васнецову в создании картин. Художник не просто расписывал стены храмов. Он смог объединить в своих работах языческие и христианские верования, воздействуя таким образом на сознание народа.
Виктор воспитывался в атмосфере глубокой религиозности, и это не могло не отразиться на его творчестве. В 1885 году Васнецов начинает расписывать Владимирский Собор в Киеве. Его фреска «Крещение Руси» создана на века и не перестает радовать взоры православных, посещающих храм. По эскизам художника были сделаны росписи для храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, а также для собора Александра Невского в Софии и многих других церквей.
Смотреть галерею
Поначалу Владимир делал ставку на язычество
Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.
«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.
картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор
Общие черты произведений В. М. Васнецова
Картины, носящие отпечаток кисти этого художника, всегда выделяются своим необычным колоритом, наполненным русским духом. Каждая деталь любого его произведения является продуманной и логично вписывается в общий сюжет. Пейзажи Васнецова отличаются своей выдержанностью.
На картинах нет обилия ярких красок, их цвета, напротив, прозрачны и чисты, что создает у зрителя ощущение полета и близости к чертогам Бога. Лица людей на его полотнах в основном лишены грубых и резких черт, им присуща определенная мягкость и нежность. «Крещение Руси» − фреска В. Васнецова, глядя на которую, можно понять, насколько верующим человеком был художник.
Фреска «Крещение князя Владимира»
После того как Великий киевский князь захотел, чтобы Константинопольская церковь крестила его, данный обряд был произведен и на Руси. В то время Византии требовалась военная помощь, и наше государство выразило готовность ее оказать. За эту услугу Владимир хотел взять в жены Анну – сестру императоров Василия и Константина. Для греков подобное предложение было унизительным, но им пришлось согласиться на него, правда, только в том случае, если киевский правитель сначала примет участие в таинстве.
Смотреть галерею
В памяти народа навсегда останется фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов изобразил его в каменной купели, где совершался чудесный обряд. Рядом находится священник. Представители местной знати и воины наблюдают за происходящим. Им предстоит креститься следом за князем. Вокруг головы Владимира художник изобразил нимб. Это означает, что его великая миссия Крещения Руси была отмечена Богом, и его возвели в ранг святых.
Описание картины Виктора Васнецова «Крещение Руси»
Картина известного художника В. М. Васнецова запечатлевает один из особенно важных моментов истории древней Руси. Она красочно изображает сцену крещения Руси в 988 году, когда великий князь Владимир провёл массовое крещение русского народа. Сам по себе Васнецов наиболее известен как автор картин на религиозную тематику. Несмотря на религиозный сюжет, эта картина написана совсем не в иконописном стиле, она красочна и эмоциональна. Он мастерски подчёркивает важность события, и хорошо прописал все эмоции на лицах всех участников совершаемого таинства.
Основное действующее лицо этого полотна, князь Владимир, он изображён в самом центре и привлекает внимание роскошной одеждой с золотой сияющей вышивкой. Он возвышается над окружающей его толпой, стоя на расшитом ковре, и простирает руки к небу, прося у Господа благодати и милости для всех. Свет, идущий с небес, в которых видны лики наблюдающих за происходящим ангелов, освещает Владимира, усиливая ощущения атмосферы важности и торжественности события. Рядом стоят служители церкви, облачённые в белое, они держат деревянный крест и икону Божьей Матери, помогая князю в совершении обряда. На нижнем плане изображена людская масса, в которой преобладают бедные крестьяне. Все они собрались, чтобы опуститься в воду для принятия обряда крещения. Эти люди бедны и измученны, их одежда ветхая и рваная, они покорно спускаются к водам реки и заходят в неё, принимая новую веру. Пожилой служитель с достоинством проводит духовный обряд, а на заднем плане можно увидеть сотни пришедших, терпеливо ожидающих своей очереди. На лицах крестьян преобладают эмоции недоверия и страха, но вместе с тем присутствует и надежда на улучшение жизни. Все они ждут Божьей благодати, несмотря на свои страхи и сомнения.