ватопедская икона божией матери в ростове великом

ватопедская икона божией матери в ростове великомВладычица наша, Пресвятая Богородица, оказала России великую милость − из четырех уделов Божией Матери, существующих на земле, два находятся на Руси. Не случайно Россия именуется домом Пресвятой Богородицы. Множество святых икон Своих явила Она народу нашему, получающему от них благодатную помощь и исцеления в различных недугах и болезнях.

В Ростове Великом, как и в других прославленных русских городах, были свои чудотворные иконы Богородицы. С XII в. чтилась чудотворная икона кафедрального Успенского собора Богоматерь Владимирская (Ростовская). В XVIII–ХIX вв. особенно почиталась чудотворная икона Спасо-Яковлевского монастыря Богоматерь Ватопедская.

Икона Спасо-Яковлевского монастыря является одним из списков древнего чудотворного образа Богоматери, который находится на Афоне в Ватопедском монастыре, основанном в царствование Константина Великого. Название Ватопедской она получила от того, что в 395 г. близ этого монастыря чудесным образом был спасен царевич Аркадий, сын Феодосия Великого. Во время сильной бури на море царевич, путешествующий на корабле, упал в бушующие волны. Его спутники думали, что он погиб и оплакивали его. И вот, когда корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится Ватопедский монастырь, люди, сопровождавшие Аркадия, в одном из прибрежных кустарников, росших на берегу неожиданно нашли спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он рассказал о своем чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. Это событие и послужило причиной названия «Ватопед», что в переводе с греческого означает «куст отрока». Император Феодосий, в благодарность Богу за чудное спасение своего сына, щедро одарил и украсил Ватопедский монастырь. Алтарь нового соборного храма был устроен на том самом месте, где был найден царевич.

На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу. Ее Лик на этой иконе выражает сострадательную любовь, взор дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно, взор полон строгости, а движение гнева заметно во всех чертах. Такое изображение связанно с событием, случившимся в Ватопедском монастыре 21 января 807 г. В тот вечер шайка разбойников, высадившись на берег Афонской горы, скрылась до утра в растущем возле монастыря кустарнике, чтобы на рассвете, как только отворятся ворота, ворваться внутрь Ватопедской обители и разграбить ее. Но хранительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, не допустила свершиться злодейскому замыслу. На следующий день после утрени, когда вся братия разошлась по своим кельям, игумен монастыря преподобный Геннадий остался в церкви и занялся совершением своего утреннего правила, испрашивая обычное благословение Богоматери.

Вдруг он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Смутившись, игумен устремил взор на образ Пречистой и увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик Богомладенца на Ее руках. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого; пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына и Господа и уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников».

Пораженный, игумен сейчас же собрал братию и пересказал им все случившееся. Все с крайним изумлением заметили, что лицо Богоматери, Господа Иисуса Христа и вообще изображение этой иконы изменилось. Тогда они, вразумленные всем происшедшим, прославили Бога за Его промысел о них, выразившийся в таком заступничестве Пресвятой Богородицы, и, поспешив на монастырские стены, отразили нападение разбойников.

С той поры Ватопедская икона Богоматери сделалась известной еще под именем «Отрада» или «Утешение». Выражение ликов Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, какой они приняли при голосе, слышанном ватопедским игуменом, то есть Богоматерь, уклоняясь лицом вправо от простертой десницы Своего Предвечного Младенца и Господа, старается отвлечь эту десницу от Своих уст, чтобы вновь предсказать предстоящую опасность Своим избранным.

После этого чуда икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (по-гречески «параклис»), где она и пребывает доныне. В память о чудесном избавлении насельники Ватопедского монастыря совершают пострижение в монахи только в параклисе Божией Матери «Отрада» или «Утешение». Там же ежедневно совершается благодарственное молебное пение Богоматери перед Ее чудотворной иконой.

В образе Богородицы, хранящемся в Яковлевской обители есть одно отличие по сравнению с Афонской Ватопедской иконой: младенец сидит на правой руке Богоматери, тогда как на чудотворном афонском образе − на левой. Эту «зеркальность» можно объяснить тем, что ростовская икона создавалась с кальки еще недостаточно известной на Руси иконы.

Иконография Ватопедской Богоматери относится к редким. На сегодняшний день ростовская икона Божией Матери − самая ранняя икона на Руси такого редкого типа − список с чудотворной святыни Афонского Ватопедского монастыря. Как художественное произведение икона относится к произведениям московской живописи середины XVI в. Ее создание связано с жизнью и деятельностью монаха Ватопедского монастыря святого Максима Грека, память которого Церковь чтит в один день с Ватопедским образом Пресвятой Богородицы − 21января ( 3 февраля по новому стилю). Он приехал в Россию с Афона в 1517 г. по просьбе великого князя Василия III для перевода святых книг, привезя с собою множество греческих книг и списки с двух главных святынь Ватопедской обители: Богоматери Ватопедской и Богоматери Ктиторской.

Источник

Изюминка Ростова Великого: Спасо-Яковлевский монастырь

За время короткой самостоятельной поездки в Ростов Великий нам удалось посмотреть ряд достопримечательностей, среди которых был и Спасо-Яковлевский монастырь. Посещение этого место нам заполнилось особо, ведь прямо на месте мы договорились с гидом об экскурсии по монастырю. Вместе с экскурсоводом мы поднимались на смотровую площадку, спускались в подземную церковь, а затем снова поднимались под самый купол собора.

Спасо-Яковлевский монастырь — это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого. Это необыкновенно красивый монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.

В Ростове великом мы остановились в гостинице Царевна-Лягушка (о которой я писала вот тут). Чтобы за день охватить максимальное количество достопримечательностей, я набросала маршрут по центру города. Спасо-Яковлевский монастырь был одним из первых пунктов программы. По задумке, его мы должны были посетить до Кремля.

От нашей гостиницы мы побрели туда по центральной улице, мимо восстановленных купеческих усадеб.

Спасо-Яковлевский монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по монастырю было одно удовольствие. Оказавшись на территории монастыря, мы заглянули в сторожку и обнаружили там экскурсионное бюро. Гид был свободен, он и взялся за задачу познакомить нас с историей монастыря.

Основана обитель в 1389 году рядом со Спасо-Песоцким женским монастырем. Сегодня от этого монастыря остался один храм, а на его территории расположен монастырский хозяйственный двор.

Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговоренную к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию преподобный Иаков, расстелил плащ на воде, встал на него как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский Храм и стал жить. Естественно жить ведь в Песоцком женском монастыре он не мог. А вот горожане, увидев это чудо, прозрели и многие начали приходить, что бы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству, и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковленский монастырь.

Долгое время две обители существовали бок о бок. Интересно, что Песоцкий монастырь был более богатым, и помогал «младшему» собрату. Очень часто обители подвергались разорению во время татаро-монгольских набегов и польско-литовской интервенции, а затем отстраивались заново.
В середине XVII столетия, когда монастырь приписали к Ростовскому архиерейству и начали возводить уже каменные постройки. Первой такой постройкой стал Троицкий Храм, который поставили на месте старого Зачатьевского. Правда через сто лет Троицкая церковь снова стала Собором Зачатия Святой Анны.

В 1709 году в монастыре похоронили Дмитрия Ростовского, и это стало для монастыря поворотным моментом. Об этом легендарном человеке стоит рассказать отдельно.
Это был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но, главное дело его жизни стало написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви.
Через сорок лет мощи Дмитрия Ростовского признали святыми, а самого преподобного канонизировали. Этот факт спас монастырь от упразднения. Ведь именно в это время вышел Екатериненский указ, который упразднил и даже разорил многие монастыри. Не обошла эта участь Спасо-Песоцкий монастырь, его упразднили, а территорию отдали для нужд Яковлевского монастыря. Все бывшие монастырские постройки разобрали, и до наших дней дошел лишь Спасо-Преображенский храм, который стоит немного в стороне.
А вот Яковлевский монастырь удостоился чести стать ставропигиальным. То есть он вышел из подчинения архиерейства, и вошел в Синод. Стоит отметить, что такого положения удостаивались далеко не все монастыри, и что примечательно, Яковлевский получил такое звание одновременно с прославленной Соловецкой обителью.

Рубеж XVIII-XIX веков стал для обители началом расцвета. Все деревянные постройки заменились каменными, территория монастыря расширилась, приобрела форму квадрата и была обнесена стеной. Монастырь слал очень известным и пользовался покровительством известных семей. Интересно, что в XIX обитель посетили все представители царской фамилии. Особое покровительство монастырю оказывал граф Н.В. Шереметьев. Он жертвовал много средств на обустройство обители и даже инициировал постройку Димитриевского собора, который сегодня является визитной карточкой монастыря.
ХХ столетие оборвало стремительный взлет монастыря, вышедшим декретом, который упразднял все монастыри, а их имущество национализировалось. Но стоит отметить, обители очень повезло — большевики не разрушили ни красивые храмы, ни кельи. Во время Советской власти здесь располагались военные склады, и лишь в 1996 году здесь восстановилась монастырская жизнь.

Архитектура монастыря

Интересно, что все монастырские постройки как будто разделены на две половины. С одной стороны весь храмовый комплекс, а с другой кельи и административные постройки, а посредине святой источник.
Наиболее старый — собор Зачатия Святой Анны, туда мы и отправились вместе с гидом.. Построен он здесь еще в 17 веке. Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий цвет в христианстве символизирует Богородицу, и поэтому все храмы и монастыри, посвященные ей, имеют синие купола.

Гид специально для нас открыл церковь.. которая находится под землей. Это помещение закрыто для верующих из-за необходимости поддержания нужного уровня влажности.

Совсем вплотную к Затачьевскому пристроена Яковлевская церковь. Она несколько раз перестраивалась, и то, что мы видим сегодня, это уже результат работы мастеров середины XIX века. Храм построен в стиле классицизма, украшен колоннами с изысканными розетками и ступенчатыми портиками. Отличить где заканчивается Зачатьевский храм и начинается Яковлевский очень просто: сини купола сменяются зелеными.

В этом храме хранятся главные реликвии монастыря. Это мощи Авраамия — основателя одного из самых старейших монастырей России Авраамиевского, который находится здесь же в Великов Ростове. Также здесь находится гробница преподобного Иакова Ростовского, основателя обители.

Здесь же хранятся и мощи Димитрия Ростовского, которого по завещанию похоронили, а затем канонизировали именно в Яковлевском монастыре. Неподалеку от раки с мощами расположена Чудотворная Икона Божией Матери Ватопедской. Эта икона была келейным образом Димитрия Ростовского, и осталась здесь после его смерти. Меценаты города пожертвовали для образа богатый оклад и даже резной алтарь, где она хранилась.

Второе название этой иконы «Утеха». На ней изображена Богоматерь, с добрым, милостивым взглядом. А у нее на руках, сидит младенец с грозным видом, который пытается закрыть Матери уста. О том, почему образ именно такой существует легенда:
На Ватопедский монастырь неподалеку от Афона, где хранится оригинал иконы, однажды напали разбойники, но Богородица заступилась и не дала произойти бойне. На следующий день Богородица с иконы сказала настоятелю: «Двери не отворяйте, а выйдите на стены и разгоните разбойников». Младенец рассердился и попытался закрыть матери уста рукой, но она ласково отодвинула его руку и повторила эти слова еще два раза. С тех пор Ватопедская Икона именно такая: грозный младенец, который напоминает о Страшном Суде и Богоматерь, которая утешает своим заступничеством.

Но идем дальше. Неподалеку от Яковлевского храма воздвигнут Димитриевский собор. Этот собор привлекает своим вниманием и является доминантой всего архитектурного комплекса. Действительно где бы вы ни находились на подворье, этот великолепный храм притягивает к себе взгляд. Идея постройки этого рама возникла сразу после смерти преподобного Димитрия Ростовского. Деньги пожертвовал граф Шереметьев, он же и прислал зодчих. Храм получился очень светлый и величественный. В стилевом решении он напоминает Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, хотя был построен на несколько лет раньше.

Стиль храма смешанный: барокко, классицизм и ампир. Сооружение притягивает взгляд роскошным фасадом, крашенным колоннадой, резными портиками в древнегреческом стиле и украшенными балюстрадами. В нишах можно увидеть статуи архангелов и святых, а на стенах барельефы из «Жития Святых» что не свойственно православным храмам, и является изюминкой этого монастыря.

Скульптуры в нишах

Колокольня монастыря встроена в стену и в сравнении с соборами выглядит скромно, да и по высоте она не слишком высокая.

Как я уже говорила, посредине монастыря устроена небольшая часовенка над святым источником, который известен местным издавна.
Со всех сторон монастырь окружен белокаменными стенами с галереями, а по углам невысокие башенки.

На юг западной обустроена смотровая площадка с которой открывается великолепный вид на озеро Неро и, конечно, на монастырь. И, опять же, можно полюбоваться великолепным Димитриевским собором, но уж с другого ракурса.

От смотровой площадке можно пройти небольшой участок стены.

Вся территория обители ухожена. Видно, что ее реставрируют: разбиты клумбы, засеяны газоны, дорожки выложены плиткой, в общем, двор очень красивый, под стать храмам.

Дом настоятеля и монастырские кельи находятся немного в стороне, также побелены и гармонично вписываются в комплекс.
Время летит здесь не заметно, да и что такое время, в сравнении с этими старинными храмами, древними реликвиями и вечными ценностями, которые несет в мир Спасо-Яковлевский монастырь.

Источник

Прославлению образа способствовал случай, который произошел в Ватопедском монастыре 21 января/3 февраля 907 года, когда заступничеством Пресвятой Богородицы, явленном через этот образ, обитель была спасена от нападения и разорения разбойниками.

В Россию список с почитаемой афонской святыни попал в правление царя Иоанна Грозного. Список с чудотворного образа привез с собой ватопедский монах преподобный Максим Грек (1470-1556), вызванный на Русь для участия в «книжной справе», начатой в первой половине царствования Иоанна Грозного. Преподобный Максим скончался в Троице-Сергиевой Лавре, где и был погребен, а впоследствии здесь были обретены его мощи и он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Считается, что благодаря пребыванию в Лавре преподобного Максима список иконы «Отрада», или «Утешение» попал в эту обитель и остался в ней как память об известном книжнике XVI века.

ватопедская икона божией матери в ростове великом

Прошло более века и в Троице-Сергиеву Лавру приехало посольство малороссийского гетмана Ивана Мазепы. В составе этого посольства был игумен Димитрий, будущий святитель Ростовский. В своем дневнике он записал, как патриарх Московский Иоаким (Савелов) благословил его во время встречи в Лавре образом Пресвятой Богородицы. Это было патриаршее благословение на труды над Четьими-Минеями («Житиями святых»), над которыми уже семь лет работал игумен Димитрий. Так список с почитаемой афонской святыни перешел от одного известного книжника к другому.

ватопедская икона божией матери в ростове великом

После канонизации святителя Димитрия икона всегда находилась у его мощей. Поклоняясь святым мощам свт. Димитрия, паломники неизменно прикладывались и к почитаемому им образу Божией Матери, обращаясь к Ней с прошениями и молитвами. Со временем стали известны случаи помощи после молитв у этой иконы. Так келейный образ свт. Димитрия стал почитаемой святыней нашего монастыря и, в целом, города Ростова.

ватопедская икона божией матери в ростове великом

Выбранная тема дала возможность рассказать о том, что такое чудотворные иконы, для чего необходимо освящать иконы и нательные крестики, как исторически были выработаны основы иконопочитания, а также о том, какие различные иконографические особенности характерны для самых почитаемых в Православной Церкви икон Божией Матери.

Беседы подготовила и провела Мария Леонидовна Рубцова, референт наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря по научной работе.

11 февраля прошла встреча в Музее ростовского купечества (Доме Кекиных).

12 февраля беседа была проведена в Центре комплексной социальной помощи «Радуга» г. Ростова.

16 февраля слушателями стали читатели Библиотеки имени В.А. Замыслова г. Ростова.

Источник

Чудотворные иконы Божией Матери Ярославской и Ростовской епархии

Ватопедская икона Божией Матери

В Спасо-Яковлевском мужском монастыре города Ростова Великого почитается келейная икона святителя Димитрия Ростовского — Ватопедская икона Богоматери, с которой он никогда не расставался. После его кончины икона стала одной из главных святынь Ростова.

Яковлевский монастырь, в котором пребывала икона (возле мощей святителя), был закрыт в 1929 году, икону перенесли в церковь Успения Богоматери села Дивная гора, а после ее закрытия в 1963 году икона была вывезена в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом.

Икону владыке Никодиму передал один из последних насельников монастыря — архимандрит Иаков, завещавший вернуть ее в обитель, когда она вновь будет восстановлена. Впоследствии икона была передана митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

В августе 1997 года обитель посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сопровождении владыки Ювеналия, который и возвратил в монастырь Ватопедскую икону Божией Матери.

В честь этого события в монастыре установлено празднование 25 августа — «Возвращение чудотворной, келейной святителя Димитрия, Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы».

Икона Божией Матери Вратарница

Святыня древнего Алексеевского монастыря в Угличе — икона Божией Матери «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (в обители икону называют также «Свеча неугасимая Огня невещественного»). Эта икона была написана в период с 1864-го по 1872 год, когда настоятелем Алексеевского монастыря стал архимандрит Евангел, который сподобился видения Пресвятой Богородицы, стоявшей над обителью с горящей свечой в руке.

После первого чуда — излечения в 1894 году купца — пред иконой, по актам, составленным ярославской духовной консисторией, совершилось до начала XX века более сорока чудесных исцелений.

В 1930 году монастырь был закрыт. Церковное имущество частично было передано в музеи, частично разграблено или уничтожено. Но чудотворная икона Божией Матери была спасена верующими и все годы советской власти находилась в единственном действующем в Угличе храме царевича Димитрия, что на поле (построен на месте прощания жителей Углича с мощами убиенного царевича Димитрия во время перенесения их в Москву).

12 августа 2001 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского икона Божией Матери «Свеча неугасимая Огня невещественного» была перенесена из храма царевича Димитрия, что на поле, в возрожденный Алексеевский женский монастырь.

Сейчас икона снова пребывает в монастырском Успенском храме, который в народе за красоту называют «Дивным».

Икона Божией Матери Благодатное Небо

Икона Божией Матери Благодатное Небо почиталась в Вауловском ските, последнем монастыре, основанном святым праведным Иоанном Кронштадтским в 1903 году в бывшей дворянской усадьбе Ваулово (в двенадцати верстах от города Романова-Борисоглебска).

Эту усадьбу сенатор Владимир Мордвинов пожертвовал отцу Иоанну для устройства в ней женской обители. Отец Иоанн благословил устроить в усадьбе скит Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря.

Батюшка полюбил это уединенное место — короткое летнее пребывание в Ваулове было для него такой же необходимостью, как поездки на родину, в Суру. Но если там бесчисленные заботы не оставляли ему времени для отдыха, то в скиту все старались не беспокоить отца Иоанна, ослабленного неусыпными трудами и болезнями.

Вауловский скит был закрыт богоборческой властью в 1919 году. К 1930-м годам были полностью разрушены обе церкви, разобрана каменная ограда скита. Но икона Божией Матери «Благодатное Небо» сохранилась и сейчас пребывает в Воскресенском соборе в Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске). Почитателем этого образа был известный старец архимандрит Павел (Груздев), который последние годы жизни служил в этом храме.

Сейчас Вауловский скит возрожден, и в него с крестным ходом приносят из Воскресенского собора его главную святыню — икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть», которая сейчас находится в Казанской церкви города Рыбинска Ярославской области, раньше пребывала в Троицком храме села Верхне-Никульское (Некоузский район Ярославской области). В начале XX века эту икону Божией Матери привез в Троицкий храм села Верхне-Никульского со Святой горы афонский инок, иеромонах Иосиф (Мраморный), который был родом из этого села.

Долгое время в Верхне-Никульском храме служил старец архимандрит Павел (Груздев), отмечавший день памяти иконы Божией Матери «Достойно есть» как престольный праздник. В этот день сотни духовных чад великого старца съезжались со всей России в маленький сельский храм.

Отец Павел всегда поминал иеромонаха Иосифа, расстрелянного в годы гонений в застенках Петроградской тюрьмы, называл его «виновником торжества», а саму икону почитал как святыню.

Источник

ватопедская икона божией матери в ростове великомfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Келейная икона святителя Димитрия Ростовского «Богоматерь Вотопедская»

ватопедская икона божией матери в ростове великом

Среди чтимых святынь Ростова значительное место занимает келейная икона святого Димитрия Ростовского »Богоматерь Ватопедская», которая находилась в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

Согласно вышеназванным источникам, икона »Богоматерь Ватопедская» была привезена святителем Димитрием в Ростов при заступлении им на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. В молитве перед иконами, где был и Ватопедский образ, Димитрий умер в ночь на 28 октября 1709 г. Около месяца икона находилась рядом с гробом Димитрия в Успенском соборе, в похоронной процессии сопровождала его тело 25 ноября 1709 г., и в храме »Зачатия Праведной Анны» Яковлевского монастыря при могиле Димитрия была оставлена.

Мощи святителя Димитрия были обретены через 42 года. Все эти годы память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу. После обретения святых мощей святителя Димитрия, до появления в храме первых икон с изображением его, именно, перед келейным образом »Ватопедской Богоматери» совершались молебные ей пения и панихиды по преосвященном митрополите. При описании многочисленных чудес у мощей св. Димитрия, часто упоминался и образ »Богоматери Ватопедской», которой как и Димитрию, возносились горячие молитвы паломников.

Иконография иконы Водопецкой идет из Афона, из Bатопедского монастыря, основание которого восходит еще ко временам царя Константина. Предание гласит, что в 807 году в Ватопедском монастыре Богоматерь на иконе предупредила настоятеля монастыря о готовящемся нападении на обитель разбойников. Настоятель услышал голос от иконы и увидел ожившее лицо Богоматери и младенца Христа, который рукой прикрывал ее уста, требуя наказание монахам. Но Богоматерь, стараясь держать своею рукою руку сына, уклоняясь от него, снова произнесла настоятелю предупреждение, чем спасла обитель и иноков.

Иконография »Ватопедской Богоматери» относится к редким. В самых крупных иконных собраниях России иконы данной иконографии нам неизвестны.

В »Сказании. », созданном в 1850-е гг., т. е. через несколько лет, автор приводит событие появления у Димитрия иконы, которое подробно описано в его дневнике: 1700 год »Декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ пресвятая Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец ИОАСАФ Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе таковая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле. Митрополит Петр Могила (1596-1647) возглавлял Киевскую церковь 1633-1647 гг. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которые он не успел составить из-за смерти, и что исполнил Димитрий Ростовский. Петр Могила избран Киевским митрополитом (1633) с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царем Алексеем Михайловичем, после смерти Петра Могилы осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике святитель Димитрий называет икону »московской». Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). К тому же, буквально, за пять лет до этого события Киевская митрополия была присоединена к Московской церкви, до того она относилась к Константинопольскому патриархату. Присоединение к Москве было воспринято киевским духовенством без большой радости, и в литературе еще долго прослеживается противопоставление киевского и московского. Этим, видимо, объясняется название иконы »московской». И здесь тоже есть основания предполагать, что подарок царя, а затем благословение Димитрию могла быть икона »Ватопедская Богоматерь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *