важеозерский монастырь официальный сайт есть ли гостиница
Паломникам. Трудникам
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.
Монасты́рь (греч. μοναστήριον) — религиозная община (см. также монашество) монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Типы:
Важеозерский монастырь открыт для посещения с 4.30 до 20.00
По всем вопросам по посещению монастыря, организации приема групп, экскурсий и питания необходимо связаться с благочинным монастыря иеромонахом Симеоном.
Телефоны: +7 921 451 86 51
Заявки на обслуживание паломников можно присылать по адресу: monastery.vazhe@mail.ru
Будем рады Вашей помощи монастырю в виде труда во Славу Божию!
Вниманию трудников, желающих потрудиться в монастыре во Славу Божию:
Ближайшие монастыри:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
ПОЛОЖЕНИЕ О ТРУДНИКАХ
I. О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ ТУРИЗМОМ, ПАЛОМНИЧЕСТВОМ И ТРУДНИЧЕСТВОМ.
Каждый человек приезжает в монастырь для решения своей внутренней задачи, пусть даже и не всегда в полной мере осознаваемой. Для ТУРИСТА в первую очередь важно с комфортом отдохнуть, познакомиться с удивительной северной природой. ПАЛОМНИК мечтает поклониться Важеозерским святым, принять участие в неповторимом по красоте храмовом богослужении, получить духовную помощь и поддержку у монастырского духовника, помолиться. Некоторые паломники хотят совместить участие в богослужении и экскурсии с посильным трудом на благо обители.
Помимо паломников работают в монастыре во Славу Божию и ТРУДНИКИ. Трудники заняты на различных монастырских послушаниях (работах). Трудники-мужчины питаются в братской трапезной. Фактически трудник на время своего пребывания в монастыре становится членом монастырской семьи или монашеского братства. Поэтому требования, предъявляемые к трудникам, в первую очередь к цели его посещения монастыря, существенно разнятся от требований к паломникам.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДНИКАМ.
2.1. В качестве трудников, принимаемых на срок не менее 2-х недель, монастырь ждет тех людей, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепиться в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада Монастырской жизни, который, в свою очередь, восходя путем Смирения, Послушания и Молитвы, конечной своей целью имеет стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского Совершенства.
2.2. Трудник должен быть православным христианином или искренне желать им стать, приняв Крещение в Православной Церкви.
2.3. Трудник должен быть воцерковлен или до приезда в монастырь, регулярно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Таин, начать процесс своего воцерковления.
2.4. Перед тем, как обратиться в монастырь за благословением на свое трудничество, трудник должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или у священника, у которого он преимущественно исповедуется.
2.5. Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать пенсионного.
2.6. Возможности монастыря по размещению трудников ограничены. Поскольку в поселке отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобиться стационарная медицинская помощь. Трудники занимаются напряженным физическим трудом. Поэтому монастырь принимает в первую очередь трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующих исполнению монастырских послушаний.
2.8. Ни монастырь, ни поселковая администрация не располагают помещениями, персоналом, оборудованием и медикаментами для лечения или реабилитации лиц, страдающих наркоманией, алкоголизмом, психическими заболеваниями. Поэтому лиц, страдающих отмеченными недугами, в качестве трудников монастырь принять не может.
2.9. Трудник может привезти с собой рабочую одежду и обувь для работы в помещении и на улице при любых погодных условиях (в Карелии даже летом бывает прохладно), необходимые ему средства гигиены и лекарства.
2.10. У трудника должна быть с собой сумма денег, достаточная для оплаты проезда до монастыря и обратно.
2.11. Трудник, прибывающий на срок более 2-х недель, должен по прибытии в монастырь предоставить справки о прохождении флюорографии (на отсутствие туберкулеза) и результаты анализов крови на ВИЧ и гепатит, справка (выписка) из КВД.
2.12. Трудник, однажды досрочно покинувший монастырь из-за нарушений монастырского устава (самочинно или по инициативе руководства монастыря), может быть повторно принят трудником только при наличии письменной рекомендации из другого монастыря о безукоризненном прохождении в нем послушания в течение не менее полугода (при грубых нарушениях режима устанавливается более продолжительный срок индивидуально в каждом случае). При этом со дня выдачи такой рекомендации до дня прибытия трудника в монастырь должно пройти не более 2-х недель.
2.13. Благословение священника является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для приезда в монастырь трудником. Необходимо также получить благословение Игумена или Благочинного монастыря.
III. ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРИНИМАЕМЫХ ТРУДНИКОВ.
Как уже было отмечено, возможности монастыря по размещению трудников ограничены. Поэтому труднику может быть отказано в пребывании в монастыре из-за отсутствия свободных мест, если свое пребывание он не согласовал заранее со священноначалием монастыря.
IV. УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ ТРУДНИКОВ.
4.1. Трудники проживают в различных монастырских гостиницах в комнатах (келлиях) на 2 – 6 человек.
4.2. Выбор конкретной комнаты (келлии) для размещения трудника осуществляет Благочинный монастыря или Гостинник.
4.3. Для трудников организовано еженедельное посещение монастырской бани.
4.4. Использование для стирки монастырских стиральных машин допускается только с разрешения священноначалия и только трудниками, срок пребывания которых в монастыре превышает две недели.
V. РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ТРУДНИКОВ В МОНАСТЫРЕ.
5.1. Гостинник помогает труднику в соблюдении им монастырского режима. Трудник должен неукоснительно и без пререканий исполнять требования Гостинника.
5.2. Подъем – за 30 минут до начала утреннего богослужения (в воскресенье или бденные праздники), в остальные дни – в 7:00.
5.3. Трудник должен участвовать в храмовом богослужении и Церковных таинствах.
Минимальный уровень участия для трудника-мужчины:
— суббота и накануне двунадесятых праздников – вечерня (малая вечерня) с 16:45 до отпуста;
— воскресенье и двунадесятые праздники – утреня (Всенощное Бдение) с начала и до отпуста и Литургия с 9:30 и до отпуста;
— первая и последняя недели Великого Поста – все храмовые богослужения в полном объеме (с учетом графика послушания);
5.4. Трудник должен участвовать в совместных утренних и вечерних молитвах в храме св. Иоанна Кронштадтского. Время начала молитв – 07:30 и 19:30.
5.5. Трудник должен не менее одного раза в две недели исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, если иное не определит духовник. Трудники могут исповедоваться и чаще по мере необходимости.
5.6. Отбой — в 23:00. В период от отбоя до подъема трудник должен находиться в своей келье, соблюдая тишину. Прием пищи, стирка вещей, разговоры, чтение вслух в указанный период не благословляется.
5.7. Не благословляется посещение трудником чужой кельи, в которой проживают другие трудники, паломники, мирские работники монастыря.
5.8. Посещение трудниками братских келий не допускается.
5.9. В гостиницах монастыря не благословляется самостоятельное приготовление трудниками пищи, кроме чая. Не благословляется брать еду из трапезной в кельи, кроме разумного количества хлеба.
5.10. В гостиницах монастыря не благословляется игра на любых музыкальных инструментах, использование компьютеров, любых устройств для воспроизведения видеоматериалов, не благословляется игра в любые игры, включая шахматы и шашки.
5.11. В гостиницах монастыря без разрешения Гостинника не благословляется перемещение мебели, инвентаря из одной комнаты гостиницы в другую, произведение ремонтных работ, замена электропроводки, лампочек и т.п.
5.13. Не благословляется курение во время нахождения трудников на территории монастыря, в любых монастырских помещениях, а также во время выполнения ими монастырских послушаний.
5.14. Купание, загорание, разведение костров в любых местах монастыря запрещено; посещение монастырского скита, природных объектов (леса) допускается только по благословению Игумена или Благочинного монастыря. При этом трудник должен уведомить Гостинника о получении соответствующего благословения и предполагаемом времени возвращения в монастырь.
5.15. Назначение трудника на конкретное послушание, изменение послушания, назначение трудников на дополнительные общие послушания осуществляет Нарядчик в соответствии с текущими потребностями монастыря. Соответствующую информацию о месте, времени начала, руководителе послушания Нарядчик доводит до трудника лично. Самостоятельное изменение трудником послушания, в т.ч. по согласованию с руководителями послушаний, не благословляется.
5.16. Трудники начинают работу на послушаниях на следующий день после прибытия в монастырь.
5.17. График послушания трудников:
— будни: с 9:00 до 13:30, с 14:30 до 17:30;
— время перекуров не должно превышать 10 минут, количество – один раз в час; курение разрешено в специально отведенном для этого месте; кроме необходимости курения запрещено покидать место послушания;
— суббота и дни накануне бденных праздников: с 9:00 до 13:30;
— воскресенье и дни бденных праздников: выходной;
— ряд монастырских послушаний осуществляется по особому графику, составляемому Нарядчиком и утверждаемому Игуменом или Благочинным монастыря.
5.18. Если в силу своего физического состояния трудник не способен исполнять режим в части послушания и/или посещения богослужения, он должен уведомить об этом Гостинника.
5.19. При возникновении у трудника необходимости во время пребывания в монастыре совершить краткосрочную поездку куда-либо, трудник должен получить благословение на такую поездку у Игумена или Благочинного монастыря.
5.20. Во всех случаях досрочного выезда трудника из гостиницы монастыря, в т.ч. и для краткосрочных поездок, о желании продлить срок своего пребывания в монастыре трудник должен заблаговременно уведомить Гостинника и Благочинного монастыря.
VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА.
6.1. При однократном нарушении трудником положений пунктов 5.12 и 5.19 Режима пребывания трудника, или при совершении трудником любого противоправного деяния, квалифицируемого в соответствии с законодательством РФ как административно или уголовно наказуемое, или при выявлении факта сокрытия трудником информации о своих недугах, указанных в п. 2.8 Требований к трудникам, труднику будет предложено покинуть монастырь и поселок в скорейшее возможное время.
6.2. При неоднократном нарушении трудником положений пунктов 5.1, 5.3, 5.4, 5.6, 5.10, 5.13, 5.17, 5.20 Режима пребывания трудника труднику будет предложено в ходе беседы с Благочинным монастыря изложить причины, побудившие его нарушить требования Режима.
6.3. Во всех остальных случаях мера ответственности трудника за нарушение Режима пребывания трудника определяется Благочинным монастыря по результатам беседы с трудником-нарушителем.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Монастырь
Тишина, покой и благодать. Важеозерский монастырь не похож на многие другие. Ни прайса на свечи, ни толп паломников. Братия встречает каждого как родного. И делится самым главным.
Фото: ИА «Республика»/Леонид Николаев
Именно в Важеозерье стоит ехать, чтобы понять, что такое настоящий монастырь. И не просто разобраться, как он устроен, а на себе ощутить особый дух монастырской жизни. И еще здесь можно увидеть людей, для которых служение — суть каждого прожитого дня. И ты это точно знаешь, потому что чувствуешь: сам бы так не смог.
— Смотрите, какие черные! Как монахи в рясах, — умиляются паломницы. У ограды монастыря нас встречает кошачья семья. Ранним утром здесь кроме котов мало кого встретишь — все на службе или на послушаниях.
В узком смысле слова монастырское послушание — это некая работа, которую возлагают на каждого здесь живущего. Послушание отца Ионы — встречать гостей и проводить экскурсии. Он уже ждет нас у келейного корпуса.
— Много у вас паломников бывает? — спрашиваю.
— Летом автобуса два-три в неделю приезжает, — отвечает монах, — а зимой, если грейдер по дороге не пройдет, к нам и не добраться.
Отец Иона. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Отец Иона в монастыре почти десять лет. Пришел сюда сразу после армии. Постриг принял через два с половиной года. Кроме общения с паломниками, печет просфоры, пономарит на утреней службе, работает в монастырских библиотеке и канцелярии, ведет сайт обители и группы в соцсетях. В миру — фотограф.
В 2020 году Важеозерский монастырь отпразднует 500-летие со дня основания. Но история его началась еще раньше, когда инок Геннадий из обители Александра Свирского пришел на берег озера Важе. Здесь он прожил отшельником в пещере до конца своих земных дней, «своим подвигом духовным, своей молитвой освятил это место».
После себя преподобный Геннадий оставил последователей. Среди них был монах Никифор — также ученик преподобного Александра Свирского. Никифор начал строить на этом месте общежительный монастырь.
Общежитие, или киновия (с греческого — «общая жизнь»)
— начальная ступень иноческой жизни. В общежительстве братия по определению Брокгауза и Ефрона «не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря». Насельники общежития испытывают свою волю. Их жизнь строго определена уставом и волей игумена: общая трапеза, общие послушания, общая молитва.
— Я сюда попал не просто мирским человеком, — рассказывает отец Иона. — Собственно, здесь в первый раз в церковь-то пришел. Вообще никакого отношения к церкви не имел. Просто так вот, как батюшка говорит, благодатью шарахнуло.
В монастыре не надо объяснять, кто такой батюшка. И насельники, и паломники знают игумена Илариона. Настоятель Важеозерского монастыря — митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, а отец Иларион — наместник. Он непосредственно заведует жизнью обители: и хозяйственной, и духовной.
Батюшка. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
— Какой он, отец Иларион?
— Батюшка — человек крайне мягкий, настолько мягкий, что это иногда даже кажется неправильным, — говорит отец Иона. — Казалось бы, иногда можно и пожестче. Он всегда очень спокойный: никогда не выходит из себя, никогда голос не повышает. Но оказывается достаточно даже его спокойного тона. Он аккуратно подойдет, покажет, как надо. Причем иногда ситуации бывают, что кажется, что он показывает какой-то бред — ну, не делается так вообще. А в результате оказывается, что именно так и надо было.
Обычно в монастырях игумен и духовник — разные люди. В Важеозерском обе функции исполняет отец Иларион. Духовник — это человек, который исповедует братию.
Братья не перестают удивляться: батюшка на все руки мастер! И лук посадить, и фруктовый сад развести, и с электрикой умеет обращаться. Однажды поехал в город освящать квартиру какого-то силовика, а жена его в это время решила исповедаться. Но так, чтобы муж не понял. И на ломаном французском говорила что-то. Батюшка походил, поосвящал и, собравшись уходить, к ней повернулся и на чистом французском ответил, как быть.
Первая служба в монастыре начинается в 4:30 утра. Она самая длинная, около трех часов. Потом небольшой перерыв. В 8:30 — литургия. Ее длительность зависит от количества людей, которые будут причащаться. Если приезжает группа паломников, может и до трех часов растянуться. Если вообще никого нет, в полтора часа укладывается.
После литургии — время послушаний. Обед в час, полчаса перерыв, и до вечерней службы — послушания и личное время. В 16:45 — вечерняя служба. После нее, в семь часов, ужин. Затем небольшое повечерие, братское правило: отдельно для братии, отдельно — для трудников. Потом уже частные правила в кельях. В 10 вечера — отбой.
Братское правило
— это набор молитв, которые иноки вычитывают ежедневно сверх положенных служб. Часть из них — совместно с другими монахами. Кроме того, молитвы читают в течение дня — каждый сам. Объем и содержание братского правила устанавливает духовник.
Летом служат в деревянном Спасо-Преображенском соборе, зимой — в более теплом, каменном храме Всех Святых. Обе церкви XIX века. Икон на два храма не хватает, поэтому со сменой сезона их переносят.
Под спудом храма Всех Святых, в каменной пещере, покоятся мощи преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Храмы монастыря — это то немногое, что осталось здесь от прежней пятисотлетней монастырской жизни. После революции иноков разогнали. Перед Зимней войной сюда ссылали финских репатриантов строить Интерпоселок. В 1937 году почти всех их расстреляли. С началом войны в поселке создали колонию для несовершеннолетних. Позже сюда назначили психиатрическую лечебницу, которая в 1991 году перебралась в Матросы. В Спасо-Преображенском соборе был спортзал, а в храме Всех Святых — клуб.
— Когда батюшка сюда приехал в 1995 году, говорит, уже зимний храм просто как сеновал использовался, — рассказал отец Иона.
Не уцелели и старые могилы. Братское кладбище перепахали на глубину почти полметра. Не сохранилось и архивных данных. Понять, сколько на территории монастыря захоронено людей, невозможно. На месте предположительного кладбища поставили часовню Новомучеников и исповедников российских.
Часовню Новомученников (слева) сделали в одном стиле с летним храмом. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
— Приехали тут женщины из Канады. Одна из них показывает на наш братский корпус и говорит: «А я здесь родилась», — вспоминает отец Семеон. — После советско-финской сюда интернировали украинцев, белорусов, итальянцев и других иностранцев. Всех, кто был неугоден, — сюда.
У отца Семеона есть пес — Дружок. Говорит, сам прибежал год назад. И хотя по негласным правилам собакам в монастыре не место, Дружок остался, куда ж его.
— У нас все по-простому. Но запросы — заоблачные, — улыбается отец Семеон. — И исполняются ведь.
Отец Семеон. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Отец Семеон — благочинный. Второй в монастырской иерархии после настоятеля. Он, как и отец Иларион, не живет в общем братском корпусе, у него отдельная келья — домик больше похожий на картонный. Одно из его послушаний — пчеловодство, другое — организация приема гостей.
Еще один храм Важеозерского монастыря — двухэтажный — в прошлом служил в качестве Святых врат монастыря. Церковь на первом этаже освящена в честь Иоанна Кронштадтского. В конце XIX века он особо покровительствовал Важеозерскому монастырю: во многом обитель после пожара 1885 года восстанавливали за его счет и по его молитвам. В 1892 году он приезжал в монастырь, чтобы освятить Преображенский храм.
Трудами Иоанна Кронштадтского было также устроено Успенское подворье монастыря в Санкт-Петербурге. Сейчас там удалось с трудом возобновить службы. А тогда, 100 лет назад, при подворье был организован еще и большой Дом трудолюбия. Такие дома, нововведения святого праведного Иоанна Кронштадтского, в свое время давали жителям рабочих окраин Петербурга работу, крышу над головой и пищу.
У стен летнего храма — могилка блаженного инока Владимира. Его мощи перенесли сюда в 2000 году. Духовное чадо Иоанна Кронштадтского подвизался здесь с его благословения. Года полтора прожил в монастыре, потом был вынужден уехать на подворье монастыря в Санкт-Петербурге. После закрытия подворья скитался. Погиб мученически: матросы, увидев человека в подряснике, избили его и вытолкали на полном ходу из трамвая. Сегодня многие паломники специально приезжают в монастырь к могилке инока Владимира: знают о чудесах и помощи, приходящей по его молитвам. Но, к сожалению, рассказывать о заступничестве важеозерского мученика пока не спешат.
— Мы сейчас собираем документы на канонизацию, — говорит отец Иона. — Для прославления нужно не просто историю записать, нужны контактные данные того, кто ее рассказал. А их люди не хотят давать: рассказать мы расскажем, но не называйте нас. 70 лет безбожия даром не прошли: люди пока не привыкли, видимо, что можно свободно об этом говорить.
Приезжающих в первый раз Важеозерский монастырь поражает тем, что здесь нет никаких «цен». Ни на свечи, ни на иконы, ни на обед в монастырской трапезной, ни на номер в гостинице. Все действительно за добровольные пожертвования. И никто не следит, сколько ты бросил в коробку.
Пожертвования — это не только деньги. Монастырям помогают продуктами, стройматериалами, мебелью посудой, одеждой, тканями. Тем, что есть. Нужды Важеозерского монастыря публикуют на сайте обители.
Важеозерский сыровар Владимир. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Владимир — трудник. В 17 лет стал юнгой в траловом Мурманском флоте. Семь лет путешествует, пытается найти уединение и покой. В Важеозерском монастыре почти год. Его послушания — «шкерить» рыбу, кормить котов (взрослых здесь около 18, а еще котята) и варить сыр.
— В чем секрет рецепта монастырского сыра?
— Ноу-хау — в закваске. Я с ней экспериментирую. А остальное — по рецепту сулугуни. Взял из интернета.
— Вы хотите стать монахом?
— Этого я недостоин… Хотя бы послушником. Уже достаточно. Хотя можно спастись и в миру. Но лучше — трудником, так легче. На территории монастыря меньше мирских соблазнов.
Среди трудников есть верующие, а есть те, кто сюда приезжает (или привозят родственники) справляться с проблемами. По-церковному такие проблемы называют страстями.
— Привозят, — говорит отец Иона. — Но для работы с алкоголиками и наркоманами нужен специалист. У нас ни психологов, ни наркологов нет. У нас также нет жесткого контроля над трудниками: если у них есть желание, найдут и выпивку, и наркотики. «Отходить» здесь можно только в том случае, если у человека у самого есть сила воли, если он осознает, что ему это надо и действительно хочет бросить.
Монастырь, как и в старину, живет натуральным хозяйством: огороды, теплицы, пять коров, пасека. Недавно батюшка решил высадить сад. Монахов здесь немного — 12 человек. В делах помогают послушники и трудники.
— Зачем люди едут в монастырь?
— Сложный вопрос на самом деле. Вы и от братии на него ответа не получите. Я так до сих пор не отвечу. Я здесь больше девяти лет, но до сих пор толком не знаю, как так получилось, как я вообще здесь оказался.
Трудники и паломники приезжают, помогают монастырю, насыщаются благодатью и возвращаются в мирскую жизнь. Те же, кто хочет остаться, пишут прошение о вступлении в братию и начинают испытывать себя — стремятся в послушники. Однако вступить на тропу монашества дано далеко не каждому.
— Для кого-то тяжелый устав, для кого-то тяжело само по себе нахождение в закрытом сообществе. Кто-то пытался убежать от каких-то мирских проблем, но этого делать нельзя, потому что эти проблемы все равно тебя найдут и все наружу вылезет, и только еще хуже будет. Выгоняем мы только в двух случаях: либо алкоголь, либо наркотики. Любые другие проблемы можно решить.
Послушником трудник может стать по благословению батюшки. Тогда он уже считается членом братии. Послушнику выдают и часть монашеского облачения — подрясник и головной убор — скуфью. Этап послушничества предшествует постригу и может длиться долго — от трех лет до нескольких десятилетий.
— Он тяжелый психологически. Физически здесь ничего трудного нет: и работа несложная, и нагрузок как таковых мало, — делится своим опытом отец Иона. — А вот психологически — да, тяжело. И если нет внутреннего настроя, мало кто задерживается. За то время, что я здесь, приходили и пытались вступить в братию человек, наверное, 20, если не больше. Остались только трое.
— Братья общаются с родственниками?
— Кто-то общается, кто-то, бывает, что и нет. У нас нет строгих установок на этот счет. Уход от мирской жизни — это понятие духовное. Можно жить в городе и оставаться монахом. А можно уйти на болото, но монахом никогда не стать. Уход от мирской жизни — это отказ от душевных привязанностей к этой мирской жизни. А в какой мере с мирской жизнью общаться — это личное дело каждого.
Если послушник проявил стойкость в своих намерениях, опять же по благословению духовника, его стригут в монахи. Здесь тоже все непросто. Сначала стригут в рясофорные иноки (это чисто русское понятие, нигде больше института иночества нет). При этом нарекают новое имя. Инок — это, по сути, тот же послушник, но он уже дает предварительные монашеские обеты. Его одежда — это подрясник и ряса, на голове — клобук.
Главные монашеские обеты
— это целомудрие, послушание и нестяжание. Целомудрие — синоним воздержания. Послушание означает неукоснительное следование уставу — внутренним правилам монастыря и воле духовника, а нестяжание, говоря простыми словами, — это отказ от собственности и стремления к ней.
Затем, спустя еще какое-то время, инок снова проходит таинство пострига, на этот раз в основной — мантийный постриг. Снова меняется имя. Внешне такого монаха отличает черная мантия. Высшая ступень на монашеском пути — постриг в Великую схиму. Его удостаиваются немногие и иногда уже на смертном одре.
Отец Иона терпеливо водил нас по монастырю часа два. Прощаемся в просфорной — ему пора браться за выпечку. На столе замечаю книгу про масонов.
— Кто это у вас тут масонами интересуется?
— Я интересуюсь. Врагов надо знать в лицо.
На все вопросы, даже неудобные, монах отвечает так же: просто и открыто.
— Иноки, соцсети и мобильные телефоны — это совместимо?
— Я занимаюсь монастырским сайтом, у меня компьютер и интернет есть. И батюшка иногда ездит куда-то, нужна связь. Не у всех, конечно, но есть телефоны. Если определенное послушание есть — представлять церковь в соцсетях, то почему бы и нет. Сам по себе интернет — это просто инструмент. Это как нож: можно хлеб нарезать, а можно горло перерезать.
— Как оформлена земля, на которой находится монастырь?
— Есть юрлицо — «Важеозерский монастырь». Если поднять дарственную Ивана Грозного, то тут на версту — на все четыре стороны — монастырские земли. Но сейчас, конечно, возвращать это довольно сложно.
— Есть ли у монахов деньги?
— Трудники у нас почти все пенсию получают, монастырь ни у кого ничего не забирает. Родители, родственники помогают часто. В некоторых других монастырях это не позволяется. А у нас — лишь бы это не мешало самой монашеской жизни. Мне заработка фотографией хватает выше крыши — такие здесь места. Могу сам себе все купить.
— Можно ли сказать, что монастырь либеральный?
— Нет, — смеется отец Иона. — Скорее, демократичный.
На этом мы расстаемся с нашим экскурсоводом. Мы едем на территорию бывшего монастырского скита, где сейчас обосновалась женская монашеская община. Именно женские руки начали в начале 90-х годов ХХ века возрождать древнюю Важеозерскую обитель. Но это уже повод для новой истории, ее мы расскажем в следующем выпуске проекта «Православная Карелия».