важность функции в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой факта знания

Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе

Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой факта знания, но также помогает управлять учебным процессом с точки зрения возможности его оценки и корректировки.

Выделяют несколько видов контроля знаний:

традиционный контроль. Наиболее часто используемая форма контроля в современных образовательных учреждениях. В этом случае, для оценивания уровня знаний обучающихся применяются такие формы контроля как самостоятельные, курсовые и контрольные работы.

контроль с использованием не компьютерных средств. Для проведения подобной формы контроля преподаватели используют специальные бланки, в которых содержаться тестовые вопросы. Проверка осуществляется с использованием таблиц с правильными ответами или трафаретов.

контроль с использованием компьютера. В этом случае контроль знаний производится с помощью специальных компьютерных программ. Для каждого ученика может быть сформирован индивидуальный набор тестовых заданий. Удобство такого вида контроля знаний обеспечивается за счет возможности быстрого анализа правильности ответов и хранения результатов о работе учеников.

удаленный контроль. Данный вид контроля качества обучения особенно интенсивно развивается в последнее время в связи с широким использованием сети Internet в школах. Главной особенностью удаленного контроля знаний является относительная свобода в выборе подходящего времени и места для прохождения тестирования.

В последнее десятилетие четко прослеживается переход от традиционных форм контроля знаний к компьютерной их оценке. Эффективность применения компьютеров для этих задач в значительной мере зависит от особенностей изучаемого предмета и целей обучения. Коме того, важно понимать насколько уместно использование компьютерной проверки знаний для каждой конкретной дисциплины.

С точки зрения использования компьютера как инструмента контроля знаний акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов.

При создании педагогических тестов необходимо учитывать, что задания должны быть составлены таким образом, чтобы это позволило проверить степень освоения учащимся знаний. Можно выделить несколько уровней владения материалом:

знание основных понятий и определений по изучаемой теме;

возможность применять полученные знания при решении стандартных задач;

способность к анализу нестандартных проблем;

умение обобщать изученный материал и находить связь с уже имеющимися данными.

Основные свойства компьютерных тестов

При создании программ для проверки знаний с помощью компьютерного технологий необходимо обозначить ряд свойств, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:

универсальность. Под универсальностью имеется ввиду возможность абстрагирования от теоретического содержания, уровня сложности, типа задаваемых вопросов, особенностей контента и т.д. Такого рода универсальность комплексов тестирования позволяет учителю с легкостью создавать разнообразные тестовые задания без обращения к услугам специалистов. Постепенно освоившись в системе, преподаватель может без труда наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;

модульность. Это свойство обеспечивается наличием в системе определенных взаимосвязанных блоков для создания тестовых заданий. Можно выделить следующие основные модули: проектирование тестов, проверка и хранение результатов, проведения тестирования;

централизованность. Под этим свойством подразумевается то, что все данные, которые обеспечивают работу программы хранятся централизованно ну удаленном сервере;

защищенность. Работа программы должна быть построена таким образом, чтобы мог осуществляться контроль прав пользователей. В основном эта функция системы необходима для предотвращения доступа учащихся к верным ответам теста;

адаптивность. Программа для создания компьютерных тестов должна иметь возможность использоваться в условиях различных моделей диагностики знаний;

возможность автоматической обработки результатов тестов.

Кроме того, необходимо отметить ряд важных особенностей компьютерных программ по созданию тестов, которые могут значительно облегчить, как и само проектирование заданий, так и непосредственное тестирование:

интерфейс программы должен быть интуитивно понятен как учителю, так и ученику;

возможность ввода различных форм ответов позволит сделать тестовые задачи более ясными;

легкость в создании тестовых заданий;

различные режимы работы при выполнении тестирования(локально независимый или сетевой);

статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;

создание возможности отсроченного ответа на вопрос при тестировании;

Источник

Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся

Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. С точкии зрения использования компьютера как инструмента контроля знаний акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся»

1.1 Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе

Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой факта знания, но также помогает управлять учебным процессом с точки зрения возможности его оценки и корректировки.

Выделяют несколько видов контроля знаний:

традиционный контроль. Наиболее часто используемая форма контроля в современных образовательных учреждениях. В этом случае, для оценивания уровня знаний обучающихся применяются такие формы контроля как самостоятельные, курсовые и контрольные работы.

контроль с использованием не компьютерных средств. Для проведения подобной формы контроля преподаватели используют специальные бланки, в которых содержаться тестовые вопросы. Проверка осуществляется с использованием таблиц с правильными ответами или трафаретов.

контроль с использованием компьютера. В этом случае контроль знаний производится с помощью специальных компьютерных программ. Для каждого ученика может быть сформирован индивидуальный набор тестовых заданий. Удобство такого вида контроля знаний обеспечивается за счет возможности быстрого анализа правильности ответов и хранения результатов о работе учеников.

удаленный контроль. Данный вид контроля качества обучения особенно интенсивно развивается в последнее время в связи с широким использованием сети Internetв школах. Главной особенностью удаленного контроля знаний является относительная свобода в выборе подходящего времени и места для прохождения тестирования.

В последнее десятилетие четко прослеживается переход от традиционных форм контроля знаний к компьютерной их оценке. Эффективность применения компьютеров для этих задач в значительной мере зависит от особенностей изучаемого предмета и целей обучения. Коме того, важно понимать насколько уместно использование компьютерной проверки знаний для каждой конкретной дисциплины.

С точки зрения использования компьютера как инструмента контроля знаний акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов. 1

При создании педагогических тестов необходимо учитывать, что задания должны быть составлены таким образом, чтобы это позволило проверить степень освоения учащимся знаний. Можно выделить несколько уровней владения материалом:

знание основных понятий и определений по изучаемой теме;

возможность применять полученные знания при решении стандартных задач;

способность к анализу нестандартных проблем;

умение обобщать изученный материал и находить связь с уже имеющимися данными.

1.2. Основные свойства компьютерных тестов

При создании программ для проверки знаний с помощью компьютерного технологий необходимо обозначить ряд свойств, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:

универсальность. Под универсальностью имеется ввиду возможность абстрагирования от теоретического содержания, уровня сложности, типа задаваемых вопросов, особенностей контента и т.д. Такого рода универсальность комплексов тестирования позволяет учителю с легкостью создавать разнообразные тестовые задания без обращения к услугам специалистов. Постепенно освоившись в системе, преподаватель может без труда наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;

модульность. Это свойство обеспечивается наличием в системе определенных взаимосвязанных блоков для создания тестовых заданий. Можно выделить следующие основные модули: проектирование тестов, проверка и хранение результатов, проведения тестирования;

централизованность. Под этим свойством подразумевается то, что все данные, которые обеспечивают работу программы хранятся централизованно ну удаленном сервере;

защищенность. Работа программы должна быть построена таким образом, чтобы мог осуществляться контроль прав пользователей. В основном эта функция системы необходима для предотвращения доступа учащихся к верным ответам теста;

адаптивность. Программа для создания компьютерных тестов должна иметь возможность использоваться в условиях различных моделей диагностики знаний;

возможность автоматической обработки результатов тестов.

Кроме того, необходимо отметить ряд важных особенностей компьютерных программ по созданию тестов, которые могут значительно облегчить, как и само проектирование заданий, так и непосредственное тестирование:

интерфейс программы должен быть интуитивно понятен как учителю, так и ученику;

возможность ввода различных форм ответов позволит сделать тестовые задачи более ясными;

легкость в создании тестовых заданий;

различные режимы работы при выполнении тестирования(локально независимый или сетевой);

статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;

создание возможности отсроченного ответа на вопрос при тестировании;

1.3. Обзор возможностей программ для создания компьютерных тестов

Анализ существующих компьютерных программ, которые дают современному учителю создавать тесты, позволит пользователю выбрать нужный программный пакет, наиболее подходящий для конкретных учебных целей.

На настоящий момент имеется много тестирующих программ, которые содержат уже готовые вопросы для контроля. Однако их использование не всегда актуально, поскольку такие комплексы, очень часто, не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.

С этой точки зрения, предпочтение отдается программам, которые позволяют конструировать свои собственные тесты. Существует большое множество таких конструкторов тестов. Рассмотрим основные из них.

MyTestэто система программ, состоящая изпрограммы тестирования учащихся, редактора тестов и журнала результатов.

MyTestимеет интуитивно понятный интерфейс, благодаря сему может с легкостью быть использована не только опытными пользователями, но и учениками. программа легка и удобна в использовании.

Программа позволяет создавать семь различных типов заданий:

выбор одного варианта ответа

выбор нескольких вариантов ответа

установление правильного порядка следования каких-либо фактов. Актуально использование таких видов теста при, например, при необходимости расположить в хронологическом порядке даты

ввод текста или числа

выбор места на изображении

Важной особенностью программы MyTestявляется возможность создания тестов, обеспечивающих не только контроль учащихся, но и их обучение. В этом случае ученик получает информацию о своих ошибках и правильных ответах.

Другая программаTesterслужит для создания контрольных тестов различного уровня сложности. Программа достаточно проста в использовании.

Mastertest. Программа включает в себя редактор тестовых заданий, саму программу для проведения контроля и просмотр результатов. Количество вопросов в Mastertestне ограничено, хотя, с другой стороны, количество вариантов ответа для одного задания не должно превышать шести. Тип заданий здесь также используется только один: выбор одного варианта ответа.К плюсам этой программы можно отнести возможность сопровождать вопросы изображениями и комментариями.

В программеMastertestвы можете обозначить время на прохождение одного теста и последовательность вывода вопросов на экран. По завершению тестирования автоматически открывается окно результатов.

Также, для создания тестов могут быть использованы: PowerPoint иFlash редактор. В этих программах предусмотрены заранее подготовленные шаблоны, которые помогут учителю создать учебные тесты различного уровня сложности.

При подготовке тестов в программе PowerPointимеется возможность добавлять в них всевозможные мультимедийные файлы (изображения, видео, аудио), а также оформить тест в более приятной для ученика форме.

Использование Flash редактора с целью создания тестов позволяет добавлять в них анимацию, что значительно облегчает восприятие информации.

1.4. Возможности использования компьютерного тестирования в оценке качества обучения

Случайный выбор параметров вопроса. Эта функция позволяет создавать вопросы индивидуально для каждого ученика. В этом случае суть остается одной и той же, меняется лишь содержание задачи. Например,случайным образом могут подбираться исходные данные.

Появление сетевой базы данных, которая обеспечивает хранение всех вопросов. В этом случае организуется коллективная среда, обеспечивающая доступ учителей к различным тестовым программам. С развитием средств коммуникации каждый заинтересованный педагог может участвовать в пополнении тестами этой единой базы. Таким образом, отпадает необходимость каждый раз создавать новые продукты.

Использование автоматической системы для регистрации и анализа оценки. Хранение информации о предыдущих оценках учеников создает возможность для подведения своего рода итогов. Таким образом, можно вовремя скорректировать учебный процесс. Автоматический анализ итога тестирования исключает влияние «человеческого» фактора в оценке результатов обучения.

Вопросы безопасности.При разработке компьютерных программ для тестирования, разработчики обычно предусматривают определенные средства защиты: доступ к базе данных с вопросами теста осуществляется по паролю, который обновляется по прошествии определенного промежутка времени.

Оценка психологического статуса ученика. С использование компьютерного тестирования позволяет не только оценить качество образования, но и диагностировать психологическое состояние ученика.

В заключение отметим, что использование компьютерных программ позволяет избежать возможности списывания и подсказок, повысить объективность в оценке результата, усилить мотивацию и интерес учащихся.

Источник

Реферат «Функции оценки в современном учебном процессе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Кафедра информатики и вычислительной техники

ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор работы _______________________________________ В. Р. Тажимуратова

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль Информатика. Математика.

Руководитель работы
канд. физ. мат. наук, доцент __________________________ Т. В. Кормилицына

Введение

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков.
Контроль способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся.
Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.
Целью данной работы является – изучить сущность контроля и оценки, роль контроля в учебном процессе, выяснить основные функции контроля, пути решения проблемы объективизации оценки.
Для рассмотрения данной темы, были поставлены следующие задачи:
1. изучить современную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и форм контроля и оценки знаний, умений и навыков.
2. Выявить особенности различных методов, видов и форм организации контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
3. Выявить роль контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся.
4. Ознакомится с традиционными видами контроля.
5. Рассмотреть тесты как одну из форм проверки.
В первом разделе были рассмотрены теоретические аспекты контроля такие как: диагностика обученности, принципы диагностирования, функции оценки (социальная, образовательная,воспитывающая,эмоциональная,информационная,функция управления, контролирующая, обучающая), виды контроля (предварительный, текущий, тематический, повторный, итоговый, комплексный), методы контроля (устный опрос, письменный опрос, проверка домашних работ, программированный контроль, контрольная работа, самостоятельная работа, практические работы, повседневное наблюдение).
Второй раздел включает в себя практическую часть, а именно вопрос без отметочного обучения (Амоношвили), применение тестов, виды тестов, преимущество тестов, рекомендации по составлению тестов, способы внедрение компьютерного тестирования, рекомендации по оцениванию.
В работе используются различные виды тестов, схемы. Были использованы различные источники, позволившие рассмотреть проблемы оценивания, их решения.
Методы исследования: обзорно аналитическое исследование (подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала), теоретическое, диагностирование (схемы, тесты).
Контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса, и потому рассмотрение вопроса объективизации является необходимым в системе образования. Только комплексное применение всех методов и видов контроля может принести положительный результат.

1.1 Диагностика обученности

Диагностика – это проявление всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. Внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. Определение пробелов в обучении, подтверждение успешных результатов обучения;
3. Планирование последующих этапов учебного процесса;
4. Мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
5. Улучшение условий учебы.
Принципы диагностирования – объективность, систематичность, наглядность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.

1.2 Оценка результатов учебно-познавательной деятельности

Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда, когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся.

1.3 Функции оценки

1.4 Виды контроля

1. Предварительный контроль
Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку.
Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее – ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся.
2. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы
Опыт показывает, что доминирующую роль в классе должно иметь текущее оценивание. Хороший учитель постоянно оценивает учеников, следит за их прогрессом, отмечает пробелы в обучении. Оценка не должна служить инструментом наказания учеников. Текущая оценка, как неотъемлемая часть Учебно-воспитательного процесса, влияет на образ мышления и тип деятельности, как учителей, так и учеников: Учитель определяет способ оценки, а ученик активно действует в соответствии с этим способом.
3. Тематический (периодический) контроль
Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель – установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, знаков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний тесно связанную с проблемным обучением.
Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля
1. Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку.
2. При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.
3. Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
4. Повторный контроль
Как и текущий должен быть тематическим. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторный контроль способствует упрочению знаний, но не даёт возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такой контроль даёт лишь при сочетании его с другими методами диагностирования.
5. Итоговый контроль
Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеников за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся.
При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценке ставится чисто контрольная функция (например, экзамены, четвертные или другие контрольные работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные отметки за них выставляются всем ученикам без исключения.
6. Комплексный контроль
С помощью его диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения, для решения практических задач (проблем). Главная функция комплексной проверки – диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

1.5 Методы и формы организации контроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *