важный фактор при выборе технологии обучения учебной дисциплины
Выбор образовательной технологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Критерии выбора образовательной технологии
Один из важнейших и наиболее трудных моментов в педагогической деятельности, является выбор образовательной технологии. Осуществляя процесс выбора, педагог должен исходить из того, что каждая образовательная технология ориентирована на решение конкретных дидактических задач.
В процессе выбора образовательной технологии необходимо творчески и обоснованно оценивать возможности каждой технологии, учесть ее «сильные» и «слабые» стороны. Исходя из этого, следует опираться на оптимальное сочетание технологии с темой учебного предмета или занятия.
При осуществлении выбора образовательной технологии их принято подразделять на два вида:
Механизм выбора индивидуален и вариативен по своему осуществлению. Это связано с тем, что часть педагогов подбирают технологии в зависимости от цели и конечного результата обучения. Для вторых важно содержание учебного материала и его обучающие возможности. Третьи опираются на используемые в технологии методы и способы. Кто-то учитывает реальный практический опыт и т.д.
Несмотря на индивидуальность и вариативность выбора, все педагоги обязаны учитывать следующие критерии выбора:
Алгоритм выбора образовательной технологии
Выбор педагогом образовательной технологии осуществляется согласно следующему алгоритму:
Готовые работы на аналогичную тему
Определение актуальной цели обучения и общих задач по изучению дисциплины, курса, раздела, темы и т.п.
Осуществление анализа возможностей и характера изучаемого учебного материала. Оценка материала осуществляется по следующим параметрам:
Осуществление анализа обучаемости и учебных возможностей учащихся.
Формулировка и постановка задач, исходя из цели. Задачи ставятся двух уровней развивающие и обучающие.
Предварительное определение предпочитаемой образовательной технологии.
Корректировка и конкретизация принятого решения о выбранной технологии. Осуществляется на основании учета имеющегося времени, методического и учебного материала, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.
Факторы выбора образовательной технологии
Для выбора образовательной технологии следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:
Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.
В случае, если цели изучаемой темы или раздела не превосходят уровня усвоения, то выбор педагога должен остановиться на репродуктивной образовательной технологии. Содержание данной технологии включает в себя:
В том случае, если цель изучение темы или раздела направлена на усвоение основных алгоритмов деятельности, то выбор останавливается на репродуктивно-алгоритмической технологии. Данная технология предполагает:
Если основной целью является формирование опыта эвристической и поисковой деятельности, то выбирается эвристическая технология, в которой преобладают дидактические методики (проблемное обучение, метод проектов, деловые игры и т.п.).
Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности (ТРИЗ – технологии, метод морфологического анализа и т.п.).
Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии (ИКТ, мультмедиа, автоматизированные обучающие системы и т.п.)
Факторы определяющие выбор технологии обучения
Факторы определяющие выбор технологии обучения
Выбор технологии обучения зависит от:
а) приоритетности целей образования;
б) специфики содержания обучения (учебного материала);
в) состава студентов (их уровня развития и подготовленности;
мотивации учебной деятельности и направленности интересов, количества обучающихся, их возраста и т. п.);
г) уровня развития технической оснащенности учебного процесса.
Покажем на примерах, как различные факторы определяют выбор (разработку) технологий обучения.
1. Приоритетность целей образования. В процессе обучения реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития систем образования тем или иным целям отдается предпочтение, что и обуславливает возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих.
Назовем разные цели и соответствующие им технологии обучения.
а) Подготовка эрудированного специалиста, владеющего
стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации.
Технологии: лекционно-семинарский метод; использование информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний.
б) Подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.
Технологии: моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; конкретное обучение; организация профессионально ориентированной НИР в учебном заведении; погружение в профессиональную деятельность (в различных вариантах); деловые игры.
в) Подготовка специалиста способного видеть, формулировать
проблемы, выбирать способы и средства для их решения.
Технологии: проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях); проблемные лекции; проблемные семинары; учебные дискуссии; поисковые лабораторные работы; научно-исследовательская работа, направленная на поиск решений принципиально новых проблем; организационно-деятельностные игры; организация КМД (коллективной мыслительной деятельности) в малых и больших группах.
г) Формирование активной личности в процессе обучения, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-
познавательную и профессиональную деятельность.
Технологии: установление соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней и выбор соответствующей организации учебного процесса, методов и средств обучения; установление соотношения обязательных и элективных курсов и работ в пользу вторых и выбор соответствующей организации учебного процесса; методов и средств обучения; опережающая самостоятельная работа (предшествующая лекциям и семинарам, основанная на использовании информационных технологий); индивидуализация обучения (более свободный выбор тем, работ, курсов; работа по индивидуальным учебным планам в своем темпе); индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования); программированное обучение; научно-исследовательская работа, организованная таким образом, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (применение информационных технологий); использование АОС в учебном процессе.
Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно различные цели, то, как правило, и технологии в процессе обучения используются разные. Кроме того, как говорилось ранее, выбор технологий определяется также и другими факторами.
2. Влияние содержания обучения на выбор технологии. Существенно важным при определении (выборе) технологии является
содержание учебной дисциплины. Так, все технологии обучения, основанные на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны только для учебных дисциплин специального цикла. Специфические технологии свойственны изучению гумаитарных дисциплин, иностранного языка и т. п. Перенос технологий обучения из одной дисциплины в другую не всегда эффективен и целесообразен.
3. Влияние оснащенности учебного процесса на выбор технологии. Уровень развития учебно-материальной базы влияет на вы
бор или разработку технологии. Моделирование профессиональной
деятельности в учебном процессе возможно только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию. Программированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего машинного и программного обеспечения. Применение информационных технологий в учебном процессе возможно лишь при
наличии соответствующей базы данных или включений в общую систему информации региона, страны. Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей эффективного их использования. Характерным в этом отношении является возникновение на определенном этапе так
называемой компьютерной технологии обучения. На современном
этапе идет активное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий.
Следует предостеречь, что нельзя принимать за новую технологию обучения создание (разработку) отдельных методов, приемов или средств обучения, которые могут быть применены как в разных технологиях, так и являться основой для создания новой технологии, ориентированной на достижение той или иной цели совокупностью форм, методов и средств обучения.
Какова роль органов управления средним профессиональным образованием в разработке технологий обучения?
Существенно важно, чтобы была обеспечена полнота разработки технологий как по основным целям образования, так и с учетом специфики содержания обучения, развития системы средств обучения, особенности контингента обучаемых. Определение приоритетных целей образования, требующих на данном этапе разработки соответствующих технологий, обеспечение всеохватности названных выше направлений, обобщение и систематизация разработок, адресность рекомендаций преподавателям должны стать заботой и центральных органов среднего профессионального образования. Разработанная технология только тогда представляет собой ценность, когда она взята на вооружение большинством преподавателей, принята ими в силу убедительности ее практической значимости, доступности пониманию, обобщенности (возможности переноса с одной учебной дисциплины на другую).
Изучение технологий обучения должно стать предметом содержания подготовки научно-педагогических кадров и повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений.
Как рождаются новые технологии?
Какие новые технологии нужны нам в современных условиях?
Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых: выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.
Сегодня есть научные предпосылки к разработке новых технологий. В центре внимания исследований зарубежных и отечественных психологов находятся проблемы личности. Начаты исследования в области конкретной личности студента (, и др.). В отличие от предыдущего примера о моделирования профессиональной деятельности уже приняты и административные решения: в образовательную работу студентов введены элективные курсы наряду с обязательными, причем доля элективных курсов составляет почти 20% в нормативах учебного плана. Таким образом, новые условия предлагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. Однако еще не разработаны соответствующие личностно-ориентированные технологии обучения, формирующие активность личности в учебном процессе, побуждающие к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения.
В рамках научно-технической деятельности создана мощная база средств, ориентированных на удовлетворение требований этой новой, рождающейся технологии обучения. Речь идет о научном и практическом решении проблемы информатизации общества и информатизации образования.
Под информатизацией образования мы понимаем комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательных систем информационными средствами, технологиями и продукцией. Однако новые информационные технологии являются ничем иным, как средствами обучения. Это средство будет востребовано и использовано студентами и преподавателями лишь тогда, когда будет создана соответствующая технология обучения, побуждающая и даже принуждающая студентов к пользованию новыми информационными технологиями. Мы можем затратить большие средства на их разработку, хотя они и так разрабатываются в рамках исследований по информатизации общества, но можем не достигнуть в процессе обучения сколько-нибудь значительных результатов в плане овладения студентами новыми информационными технологиями, если не будет соответствующих технологий обучения.
Занимается ли кто-нибудь проблемой личностно-ориентированных технологий сегодня?
Однако при более основательном знакомстве с материалами обнаруживается, что крен все-таки усилен в направлении разработки средств обучения, а не эффективности применения их в учебном процессе для достижения таких значимых целей, как повышения уровня интеллектуальной подготовки студентов (развитие проблемного мышления, обеспечение готовности решать нетиповые задачи на основе стандартных методов), индивидуализация обучения, формирование активности личности в процессе обучения.
Мы считаем, что именно в этих направлениях и должны быть усилены психолого-педагогические исследования и начаты разработки новых технологий обучения.
Факторы, определяющие выбор технологии обучения
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет учебные заведения пересмотреть как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для внедрения научно – технического прогресса в новые технологии обучения.
Термин «технология», имеющий технократическое значение, в течение длительного времени «пробивал себе дорогу» и признание применительно к педагогическому процессу. Он правомерно отторгался педагогами – сторонниками точки зрения, что педагогическая деятельность сродни искусству и поэтому не может быть жестко регламентирована.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.
Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технологии обучения могут выступать и как самостоятельные педагогические категории, связанные с реализацией тех или иных приоритетных целей образования. Поскольку технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то, следовательно, и процесс разработки технологии обучения начинается с определения (уточнения, выбора) цели (конечного результата) обучения, затем осуществляются организация в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой, и, наконец, выбор организационных форм, методов и средств обучения.
Выбор технологии обучения зависит от ряда факторов: приоритетности целей образования; специфики содержания обучения (учебного материала); состава студентов (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебного процесса. Рассмотрим эти основные факторы.
Приоритетность целей образования.
В процессе обучения реализуется несколько целей, однако на разных этапах развития систем образования тем или иным целям отдается предпочтение, что и обуславливает возникновение новых технологий обучения или модернизацию существующих. Назовем разные цели и соответствующие им технологии обучения.
Влияние содержания обучения на выбор технологии.
Существенно важным при выборе технологии является содержание учебной дисциплины. Все технологии обучения, основанные на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны только для учебных дисциплин специального цикла. Деятельностные технологии обучения применяются преимущественно в дисциплинах, связанных с формированием умений и навыков (иностранный язык, черчение, гуманитарные дисциплины и другие). Перенос технологий обучения из одной дисциплины в другую не всегда эффективен и целесообразен.
Влияние оснащенности учебного процесса на выбор технологии.
Уровень развития учебно-материальной базы влияет на выбор или разработку технологии. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе возможно только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию. Программированное обучение возможно лишь при наличии соответствующего машинного и программного обеспечения. Применение информационных технологий в учебном процессе возможно лишь при наличии соответствующей базы данных или включении в общую систему информации регион, страны. Возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей эффективного их использования.
Учет состава обучающихся при разработке технологии обучения.
Среди признаков, определяющих выбор технологии – особенности состава обучающихся: их возраст (степень самостоятельности в овладении содержанием и другие характеристики); их физическое состояние – здоровые люди или инвалиды, люди с ослабленным здоровьем (привлечение тех или иных средств с учетом физических возможностей); уровень подготовленности и развития (разные технологии обучения в средних специальных и высших учебных заведениях на первых этапах обучения, специфическая организация работы с одаренными студентами); количество обучающихся (различие в технологии индивидуального обучения, обучение малыми группами обучения в учебной группе; потоковое обучение, массовое обучение, дистанционное).
Нельзя принимать за новую технологию обучения разработку отдельных методов, приемов или средств обучения, которые могут быть применены как в разных технологиях, так и являются основой для создания новой технологии,ориентированной на достижение той или иной цели совокупностью форм, методов и средств обучения.
Как рождаются новые технологии?
Разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе предшествовала потребность в совершенствовании качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Важным условием и предпосылкой были исследования в область человеческой деятельности как философского, так и психологического плана (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, К.А. Абульханова-Славская, Э.Г. Юдин, М.С. Каган и др.). Работы об индивидуальном стиле деятельности, о психолого-педагогических основах профессиональной и учебной деятельности, о типах и месте задач в процессе обучения позволили вплотную приступить к разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Результаты исследований нашли документальное решение в виде квалификационных характеристик,введения новых учебных дисциплин,ориентированных на овладение профессиональной деятельностью («Основы педагогического мастерства», «Основы инженерной деятельности», «Основы изобретательства»и др.).
Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребности общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях.
Время, потраченное на внедрение интерактивных технологий обучения компенсируется значительным повышением уровня подготовки студентов к реальной жизни в информационном обществе, без чего сегодня немыслима адаптация к нему и полная самореализация выпускников образовательных учреждений.
6. Выбор технологии обучения
Выбор технологии обучения – один из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. Осуществляя его, следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на определенный круг дидактических задач, но не исключает при этом косвенного решения и других попутных задач, которые могут иметь собственное технологическое решение. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определенному занятию. В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерархия технологий выстраивается на длительное время и реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов [26].
Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения, прежде всего, исходят из цели, результатов обучения; другие – из содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей опирается преимущественно на житейский опыт, аналогии, непосредственно на интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя педагогические принципы, законы и подходы.
Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе технологии обучения учитывают следующие факторы:
ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;
содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;
уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;
уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;
возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;
наличие оборудования и дидактических средств;
лимит времени (продолжительность учебного занятия).
Приведем примерные этапы принятия решения о выборе технологии обучения, примерный алгоритм выбора (табл. 5) [12].
Алгоритм выбора технологии обучения
Содержание педагогической деятельности
Осознание или актуализация цели, общих задач изучения курса, раздела, темы
Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оценивается по разным параметрам:
а) по уровню значимости: мировоззренческий, общенаучный, межпредметный, тематический, локальный;
б) по характеру: теоретический или практический;
в) по уровню сложности: высокий, средний, низкий
Анализ учебных возможностей учащихся: уровень их знаний и умений, характер накопленного опыта, степень подготовленности и степень интереса к изучению соответствующего материала
Определение конкретных задач занятия: образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определенный уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность)
Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения
Корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя
Основными условиями применения технологий обучения на практике являются: последовательность действий, своевременность включения в учебныйпроцесс, адекватность целям и психолого-педагогическим условиям.
Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:
структурирования учебной информации;
образовательной, а также психологической готовности учащихся;
субъективности педагогических учебных действий;
комплиментарности действий преподавателя и учащихся;
синхронности учебного процесса;
применения системы дидактических средств обучения.
Следует при этом иметь в виду, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Необходимо, чтобы учащиеся принимали ее на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы должны восприниматься ими как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи – приносить удовлетворение.
При выборе новых технологий обучения необходимо учитывать критерии их эффективности. Предлагаемая О.Б. Хововым [43] система критериев оценки новых технологий обучения позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения в учреждениях профобразования. Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную технологию обучения не только на этапе оценки результатов, но и на этапах проектирования и функционирования:
1. Критерии оценки технологии на этапе проектирования:
– возможность разделения процесса обучения на связанные между собой процедуры, операции, этапы;
– технологическая последовательность выполнения операций и процедур;
– критерий управления процессом обучения.
2. Критерии оценки технологии обучения на этапе функционирования:
– оценка содержания обучения;
– оценка использования методов обучения;
– оценка используемой системы дидактических средств;
– оценка организации обучения.
3. Критерии эффективности результатов обучения:
– усвоение знаний: глубина, системность, осознанность знаний, объем усвоенных знаний, скорость усвоения учебного материала, прочность и точность усвоения учебного материала;
– сформированность ориентировочной основы деятельности: правильность составления учащимися учебно-инструкционной карты; полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах; самостоятельность заполнения учебно-инструкционных карт;
– сформированность профессиональных навыков и умений: направленность выполняемых действий; рациональность организации труда и рабочего места; самостоятельность в работе; соблюдение правил техники безопасности; применимость теоретических знаний при выполнении заданий; применение передовых методов труда новаторов; рациональность построения технологического процесса; точность работы (отклонения от норматива); время, отводимое на выполнение задания; процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания); выполнение норм выработки; соблюдение норм расхода материала; рациональный выбор оборудования и инструментов.
В целом эффективность новых технологий обучения определяется возможностью использовать всю совокупность приведенных критериев. Однако, прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо провести мысленный эксперимент, проследить влияние педагогических действий, определить эффективность технологии, ее полезность, а также интенсивность действия.
Реализация сформированных требований к выбору и применению технологий обучения возможна при высоком уровне профессионализма преподавателей профессионального образовательного учреждения, их интеллектуальной и педагогической культуры.