вчера было рождество христово
Это Рождество будет для вас последним
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Что позволяет назвать это Рождество последним для каждого человека в колонке отца Стивена Фримана. Отец Стивен – настоятель храма святой Анны в г. Оук Ридж, штат Теннесси, создатель популярного православного блога Glory To God For All Things (Слава Богу за все), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Universe (Вездесущий: Христианство в одноэтажной вселенной), ведущий подкаста Glory to God на радио Ancient Faith Radio.
Это Рождество будет последним Рождеством в истории человечества.
Христос — это Альфа и Омега, Начало и Конец. Где бы Он ни был, там же находится начало и конец всех вещей. Если Христос по-настоящему присутствует в Рождестве в этом году, тогда это последнее Рождество — и первое Рождество одновременно. И если от подобных заявлений у вас зашевелились волосы на голове, то продолжайте читать.
Наш привычный способ думать о мире характеризуется линейным течением времени (оно движется от прошлого к настоящему и к будущему) и причинно-следственными связями (все вызвано чем-то еще). И в нашем мышлении оба этих параметра связаны (причина всегда возникает до следствия). Мы никогда не скажем: то, что кто-то собирается сделать завтра вызвало то, что произойдет вчера. Я надеюсь, это кажется очевидным.
Но это совсем не очевидно, когда мы слышим Божественную литургию, где говорится нечто противоположное подобной условности. В литургии Иоанна Златоуста есть такой фрагмент:
«Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее».
Здесь какая-то путаница во временах: «даровал Царство Твое будущее». То есть Господь даровал нам что-то в прошлом, что-то, что еще не наступило. И это не уникальный случай такого употребления языка. Оно встречается и в ходе литургии Василия Великого:
«Второе и славное Его пришествие» входит в число событий, которые уже произошли…
Фрагмент, о котором говорилось выше, это не «изобретение» св. Иоанна. Он просто следует языку, который можно найти уже в Новом Завете:
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе… (Еф 2:4–6)
Бога и Отца …, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего… (Кол 1:12–13).
Нечто, что совершенно ясно, как кажется, относится к будущему, однако о нем говорится в прошлом, а адресовано оно нам в настоящем. Что это? Здесь настоящая суть эсхатологии — учении о конце света.
Для одной части современных христиан эсхатология относится к вопросам о том, что произойдет в конце света. Они касаются войн и политических лидеров, преследований Церкви и подобных тем. Они ставят последние времена на последнее место, тем самым подстраиваясь к нормальному миру причинно-следственных связей и течению времени. Но все это не несет способа понять странный язык св. Павла или св. Иоанна Златоуста и, по сути, теряет весь смысл последних дней.
Первое обращение Христа (и Иоанна Крестителя) было: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Современные богословы, потеряв достойное понимание эсхатологии, зачастую неправильно интерпретируют послание как объявление о немедленном наступлении конца света в линейном, причинно-следственном понимании. Точно так же они думают, что Иисус «ошибался» в этом и что Его последователи должны «отредактировать» послание, чтобы убрать противоречие.
Но это еще не все ошибки в интерпретации. Для многих «пришествие Царствия Небесного» сделалось этическим событием, в то время как остальные просто сдаются и «переделывают» миссию Иисуса во что-то другое. Например, «судейская» модель искупления сводит роль Иисуса к цене Его крови на Кресте. Его учения, исцеления и чудеса становятся неважными (вновь сводимыми по большей части к этическим учениям).
Только «странный» мир традиционной эсхатологии видит жертву Христа и всю совокупность Его труда как целостное явление, постоянно присутствующее в наших жизнях сейчас, в настоящий момент времени. Описанный странный мир можно найти в литургической и сакральной жизни Православия — и в действительности это самое важное.
Царствие Отца и Сына и Святаго Духа, провозглашенное Христом, не было ожиданием грядущего в скором времени политического образования. Это было объявлением непосредственного присутствия Царствия, которым был Сам Христос. Когда св. Иоанн Предтеча послал своих учеников спросить Иисуса, был ли он Мессией, ответ был дан на языке Царствия:
И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Лк 7:22).
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (Ис 58:6–8).
Христос говорит то, что Он говорит, и делает то, что делает, потому что Он Сам — пришествие Царствия Небесного. И там, где есть Царствие, случаются такие чудеса. Царствие Небесное — это провозглашение в настоящем времени реальности будущего времени (которая на самом деле — вечная реальность, которая формирует будущее, предназначение всего творения, соединенного с Богом).
И все это в самом сердце Божественной литургии. На ней мы вспоминаем что-то, что само по себе, в настоящем времени являлось провозглашением Новозаветной трапезы, которую достаточно точно называют Последней вечерей. Мы едим пищу, бывшую вкушением пищи, которую еще не ели.
Подобные мысли на письме оказываются очень своеобразными для прочтения. Но вслушайтесь в эти слова, тихо произносимые священником, когда он разламывает Тело Христово в алтаре:
«Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй» (Литургия Василия Великого).
То есть, сколько бы людей ни причащалось Агнца, Его не становится меньше. Литургия полна таких внутренних противоречий. И это вершина опыта православной литургии.
И это глубоко отличается от тех, кто превратил христианство в «историческую» религию. Для них исторические события смерти Христа и Его Воскресения представляют собой условие, сделку, которой были оплачены их грехи. Время после Христова Воскресения только ознаменует начало благовествования и ожидания Его Второго Пришествия. Ничего особенно не изменилось в то время, в которое мы живем. Наше время все еще рассматривается как линейное, со свойственной ему причинно-следственной связью, никоим образом не отличающееся от времен языческих. Настоящей эсхатологии не остается места.
Мы живем в последние времена. Во веки веков.
Рождество Христово — 7 января 2021 года (история, традиции и обычаи)
Одним из самых светлых и радостных православных праздников считается Рождество Христово. День, в который по традиции отмечается появление на свет младенца Иисуса.
Празднику предшествует длительный сорокадневный пост, на протяжении которого православные христиане не едят скоромного, проводят время в смирении и молитве. А некоторые девушки, мечтающие узнать судьбу, в гаданиях.
Отмечается Рождество в ночь с 6 на 7 января ежегодно, без переноса из года в год. Рождество Христово – это праздник, который ассоциируется у православных людей с радостью, торжеством, обновлением, началом новой жизни.
Кроме того, именно от данного события ведется наше летоисчисление. В 2021 году праздник припадает в ночь со среды на черверг.
Православные христиане не отмечают Новый год, поскольку этот праздник приходится на самый пик Рождественского строгого поста. Как раз за неделю до окончания которого, постящиеся переходят на особо строгий режим воздержания от скоромных продуктов и веселых гуляний. Поэтому в церкви Рождество отмечается как собственный Новый год.
Любой из календарей ведет начало от Рождества Христова. Таким образом, с момента появления Иисуса на свет прошло уже более двух тысяч лет.
Рождество Христово — история праздника
В этот день дома и храмы украшаются хвойными деревьями, сосновыми и еловыми ветвями, возводится вертеп – тот самый хлев, в котором родился младенец Иисус, проводятся торжественные богослужения.
Верующие разговляются, готовят богатый стол со всевозможными продуктами, напитками. Этот день проводится в кругу близких людей, семьи, пожилых родственников или же в храме.
Служба идет без остановки весь день 6 января, плавно перетекая в ночную и утреннюю. Прямо в церкви накрывается большой стол, за которым собираются верующие после службы, вместе разговляются, кормят бедных и стариков и поздравляют друг друга с великим торжеством.
Любой православный христианин знает эту историю. Непорочная дева Мария явила миру истинного бога Иисуса Христа, во хлеву, среди животных.
По неудачному стечению обстоятельств, а именно из-за переписи населения, беременная женщина и ее земной муж – Иосиф были вынуждены идти в Вифлием.
Но поскольку все дома были битком набиты людьми, несчастной паре не нашлось другого места для ночлега, кроме хлева животных. Именно здесь, под светом Вифлиемской звезды родился Иисус Христос.
Богу пришли поклониться волхвы, которые нашли пристанище Марии и Иосифа по свету той самой звезды. И именно с появлением небесного светила на небосклоне принято начинать праздновать великое событие.
Во всех храмах начинается торжественная служба, православный мир встречает Бога хвалебными песнопениями и ликованием.
Как празднуют Рождество в России (кратко для детей и взрослых)
В предшествующий Рождеству день 6 января лучше всего находиться в храме, где служат Всенощное бдение. Служба посвящена таинству Рождения Христа, на ней читаются проповеди и пророчества, связанные с данным праздником.
Всенощное бдение переходит в Великое повечерие, вслед за которым идет утреня, около полуночи. Именно в этот великий праздник в церкви можно услышать торжественный и прекрасный канон «Христос Рождается».
Многие христиане праздную Рождество дома. Это событие лучше всего отмечать в кругу семьи, с детьми, чтобы приобщить малышей к традициям, которым насчитывается несколько сотен лет.
Первую половину дня лучше провести в молитве и смирении, а после начать готовить стол, за которым вся семья соберется после появления вифлиемской звезды.
Во главе стола ставится традиционное блюдо кутья, приготавливаемое из крупы.
Традиции и обычаи на Рождество Христово
Существует большое количество обрядов, традиций и обычаев на Рождество. Большинство из них касается праздничного стола:
Дом к Рождеству украшают еловыми ветвями или живой елью, сосной. А также устраивают тематический вертеп с животными, девой Марией и младенцем Иисусом, чтобы выделить данный праздник среди другим и напомнить о его истинном значении.
Перед Рождеством все обитатели дома должны помыться, а лучше сходить в баню, сменить все постельное белье, убрать атрибуты поста и украсить дом.
Именно с рождеством связана традиция колядовать. Дети и взрослые наряжаются в шубы, платки, красивую одежду, разукрашивают лицо, румянят щеки и начинают петь веселые песни, ходить в гости к соседям, плясать, играть на музыкальных инструментах, и, разумеется, собирать дань в виде конфет и сладостей.
К колядующим испокон веков относились с почтением и юмором. Ведь они всегда приходят с радостными поздравлениями и добрыми напутствиями.
Что такое рождественский сочельник
В канун Рождества Христова или по-другому «сочельник», православные христиане начинают готовиться к великому событию. Это слово происходит от славянского «сочево», которое означает крупу, ячмень, из которой приготавливается традиционное рождественское блюдо кутья.
Именно каша с сухофруктами или сладостями возглавляет праздничный стол, неизменно в соответствии древнему обычаю.
В сочельник лучше всего находиться в храме, воздержаться от еды и молиться, раскаиваясь во всех своих прегрешениях. И именно в этот день начинается празднование Рождества Христова, когда в небе начинает сиять яркая и величественная вифлиемская звезда.
Тогда православные христиане собираются со столом и с радостью, торжественностью разговляются, отмечая великое событие.
Почему на стол ставят сочиво или кутью (что это такое)
Сочиво или кутья – это традиционное Рождественское блюдо, изготавливаемое из пшена или риса. Раньше использовались и другие крупы, но в современном мире сложно представить себе просяную или полбяную кашу.
Почему именно кутья, доподлинно неизвестно. Но скорее всего данная традиция связана с сытностью и дешевизной блюда, чтобы можно было накормить большое количество людей.
А также с тем, что сочиво предназначалось преимущественно для того, чтобы накормить бедных и уважить стариков. А кашу легко прожевать и переварить как детям, так и взрослым.
У каждой хозяйки свой рецепт кутьи. Но самым простым способом приготовления является замачивание крупы на ночь. Наутро в готовую кашу добавляют фрукты, цукаты, сладости, изюм или курагу по вкусу. Как правило, кутья готовится без использования соли и сахара.
Приметы на Рождество
Рождество окутано целым ворохом примет, пришедших к нам от наших предков. Так, считается что в сочельник необходимо устраивать гадания, загадывать желания и делать простые и безобидные обряды.
Наши предки верили, что все запрошенное в канун Рождества непременно сбудется, а все гадания будут верными и прозорливыми. Существуют приметы, связанные с загадыванием желаний, которые известны на протяжении нескольких сотен лет:
Также существуют приметы, связанные с гостями на Рождество:
Животные в Рождественскую ночь также имеют сакральное значение:
Помимо всех вышеперечисленных примет, главной является почтение к старикам. В этот день необходимо позвать за свой стол всех дедушек и бабушек, а также других пожилых родственников.
Если такой возможности нет, обязательно нужно нанести визит старикам, захватить с собой кутью и вкусности со стола, чтобы уважить самых старых членов семьи. Рождество – семейный праздник.
И почтение к пожилым людям соблюдается в этот день с особым трепетом. Тот, кто проявил уважение к старикам в Рождество, будет жить счастливо и не будет ни в чем нуждаться. Тот, кто проигнорирует данную традицию, обречен на нищету и лишения.
Какие блюда приготовить и подать в рождественский вечер
Главным блюдом на праздник является кутья, готовится она из риса, пшена, гречки, пшеницы, и прочих круп, заправляем сладкой водой или узваром, по вкусу можно добавить сухофрукты и орехи.
Кушать можно начиная с кутьи, ее не обязательно есть до конца, достаточно съесть 1 чайную ложечку, а затем начинать основную трапезу. Традиционную кашу разделяют на богатую и бедную. Богатая сдобрена медом, орехами и сухофруктами, в отличие от бедной. Считается, чем богаче она будет, тем весь год семья не будет знать нужды ни в чем. Вот почему все стараются приготовить ее повкуснее.
В рождественский сочельник лучше всего подавать блюда из мяса или птицы. Традиционными для рождественского стола являются утка или индейка. Также, вы можете приготовить и подать на стол кролика, вот здесь, можно посмотреть разные рецепты приготовления.
Мясо разрешается кушать 7 января, так как 6 постный день, и должно быть на столе 12 постных блюд. Но эта традиция для тех кто соблюдал пост, если вы не постились, и до этого если мясо, вы его можете кушать и 6.
Можно приготовить блюда с использованием овощей, фруктов, специй, а также, поставить на стол нарезки и бутерброды.
На рождественском столе должно быть 12 блюд. Считается, что должно быть 12 постных блюд. Считается что это соответствует числу апостолов, а также, количеству месяцев в году.
Также в Рождество принято подавать пироги с различной начинкой, блины с творогом, мясом или пустые, вареники с кислой капустой.
Из напитков традиционным для данного праздника является узвар из сухофруктов.
Итак, теперь можно перечислить то, что вы можете подать и приготовить в домашних условиях, это можно взять за идеи.
1. Сочиво (кутья или каша с медом, орехами и сухофруктами).
2. Борщ или капустняк.
3. Голубцы с грибами.
4. Вареники с кислой капустой.
5. Блины со сладкой или несладкой начинкой.
6. Винегрет и прочие постные салаты.
8. Постный пирог и пирожки.
9. Рыба, считается, что ее можно подавать в святой вечер.
10. Картофель с луком и морковью.
12. Узвар (готовится из сушенных яблок, груш, слив и пр.) Считается традиционным напитком, им заливают рождественскую кашу.
Почему нельзя кушать до первой звезды
До появления первой звезды пост считается незавершенным. Это время лучше всего посвятить молитве и при возможности, вообще не употреблять пищу.
6 января необходимо вернуться мысленно к тому великому дню, который предстоит отпраздновать православным христианам, почитать библию, почувствовать каково пришлось деве Марии беременной скитаться по неприветливому чужому городу, помолиться об отпущении грехов.
Перед Рождеством православные христиане добровольно соглашаются на 40 дней поста, лишая себя плотской радости, скоромной пищи и веселья.
Чтобы очиститься и подготовиться к великому торжеству. После долгого смирения и воздержания, праздник станет еще радостнее и величественнее.
А в последний день, 6 января, следует и вовсе не принимать пищу, за исключением просфоры и святой воды, как положено истинному православному человеку.
Что нельзя делать на праздники
Существует несколько народных примет и поверий, которые воздерживают православных от определенных действий в праздник Рождества:
Церковь также рекомендует православным христианам не есть до появления вифлиемской звезды, находиться в сочельник в храме и не думать о греховном, проводя время в молитве и покаянии.
Elena
Друзья, понравилась статья! Поделитесь ею с друзьями! Всего один клик по кнопке соц. сетей, и готово! Это поможет мне сделать сайт еще более полезным и интересным для Вас!
Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?
Приблизительное время чтения: 13 мин.
О Рождестве Христове упоминают два евангелиста, Матфей и Лука. Но рассказы их поразительно непохожи! У Матфея Младенцу Христу поклоняются волхвы, а у Луки – пастухи… Согласно Луке, через сорок дней после рождения Христа приносят в Иерусалим, а у Матфея Иосиф и Мария вынуждены бежать с Младенцем в Египет сразу после явления волхвов… Не слишком ли много несоответствий? Как же всё было на самом деле?
Согласовать евангельские рассказы о Рождестве Иисуса Христа не так уж и трудно. Матфей и Лука друг другу не противоречат, они просто рассказывают о разных событиях, происходивших в разное время.
Непосредственно о событии Рождества Христова говорит, как легко убедится внимательный читатель, только евангелист Лука. Матфей же – сперва о том, что Рождеству предшествовало, а затем о случившемся некоторое время спустя.
Впрочем, обо всем по порядку.
Что говорит о Рождестве святой евангелист Матфей?
Очень немногое. Рождению Господа у него посвящен всего-навсего один стих: И родила [Мария] Сына Своего первенца, Иосиф же нарек Ему имя: Иисус (Мф 1:25).
Никаких подробностей, связанных с обстоятельствами появления Спасителя на свет, мы в этом Евангелии не отыщем. Зато найдем перечень прародителей Иисуса Христа (Мф 1:1-17) и узнаем, как Иосиф, расстроенный неожиданной для него беременностью Девы Марии, обрученной ему, хотел было тайно отпустить ее, но передумал, получив во сне откровение от Ангела. Иосиф, сын Давидов! – обратился к нему Ангел. – Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19, 20-21).
Оба эти фрагмента важные и богословски значимые. Но непосредственно с Рождеством ни тот, ни другой не связаны.
Значит, о самом Рождестве рассказывает только святой Лука?
Да. А Евангелие от Матфея только уточняет некоторые детали его рассказа.
Что же именно сообщает о Рождестве евангелист Лука?
Согласно Луке, Христос родился после того, как вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк 2:1-2).
Многие историки сомневаются, что такая перепись вообще проводилась. Не осталось, за исключением Евангелия, никаких сведений об общегосударственной переписи населения по указу императора Октавиана Августа (27-23 до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.). В отдельно взятой Иудее перепись действительно проводили, но, судя по всему, уже после Рождества Христова. Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, это произошло, когда Квириний начал править римской провинцией Сирия (к которой Иудею как раз тогда и присоединили). То есть примерно через 10 лет после смерти иудейского царя Ирода Великого.
Но Христос, согласно Евангелию от Матфея, родился еще при Ироде! Так кто же ошибся – евангелист Лука или Матфей? А, может быть, Иосиф Флавий?
Русский богослов и историк Церкви Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) считал, что дело тут не в ошибках, а в недосказанностях. Перепись, о которой упоминает Иосиф Флавий, могла быть не первой. Известно, например, что пограничный с Палестиной Египет подсчитывал свое население каждые 14 лет, и Иудея могла действовать так же. А если принять предположение, что Квириний правил Сирией дважды (так можно истолковать один из документов, обнаруженный в XVIII веке), то легко допустить, что перепись могла проводиться и в первое его правление, еще при жизни Ирода. Не случайно евангелист Лука подчеркивает, что имеет в виду именно первую перепись.
Другое объяснение предложил архиепископ Аверкий (Таушев): Август мог издать указ о переписи еще задолго до Рождества Христова – возможно, даже в 27-23 гг. до н.э., когда в его руках только сосредоточилась вся полнота власти в Риме. Но исполнение этого указа в Иудее затянулось, в том числе из-за смерти Ирода: перепись приостановили и довели до конца лишь 10 лет спустя.
Установить время Рождества точнее помогает Евангелие от Матфея (об этом мы еще поговорим). Но какие-то ориентиры дает и Лука.
Евангелист Лука сообщает, что Рождество Христово произошло в Вифлееме, городе Давидовом. Там, в Вифлееме, Деве Марии наступило время родить… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:6-7).
По преданию, местом Рождества стала пещера (вертеп), но в самом Евангелии этого не говорится: там только сказано, что во временном пристанище святого семейства имелись ясли, то есть кормушка для животных. Может быть, это был даже сарай для скота, который на время переписи, ввиду нехватки мест в гостиницах, был спешно приспособлен для ночлега пришедших из других городов.
Вообще Мария и Иосиф жили в Назарете. Именно там Пречистой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Она обрела благодать у Бога, зачнет во чреве и родит Сына Иисуса, Который наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:26-33). Но записаться Иосиф и Мария должны были, согласно правилам, в том городе, откуда брал начало их род. То есть в Вифлееме.
Место рождения Господа Иисуса исключительно важно. Ведь все иудеи хорошо знали предсказание пророка Михея о том, что долгожданный Мессия – потомок царя Давида – родится в его родном городе Вифлееме: И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2).
Ефрафа – древнее название города Вифлеем. В переводе с древнееврейского значит плодородный. Возможно, так же звали и основателя Вифлеема, жителей которого Библия иногда именует Ефрафянами (Руфь 1:2, 1 Цар 17:12)
Но о том, что Христос действительно родился в Вифлееме, знали, очевидно, только Его Мать и праведный Иосиф обручник. Все прочие считали родиной Господа Иисуса галилейский город Назарет, где Он провел большую часть детства и юность. И это Его мнимое галилейское происхождение многих сбивало с толку. В Евангелии от Иоанна мы видим, например, как смущается будущий апостол Нафанаил, узнав, что Иисус родом из Назарета: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46) А позже первосвященники и фарисеи попытаются убедить Никодима, одного из членов Синедриона (верховного иудейского судилища), что Иисус никак не может быть истинным Мессией: рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин 7:52).
Но благодаря первым главам Евангелия от Луки (написанным, очевидно, со слов Богородицы) мы точно знаем, где родился Христос. Там, где и было предсказано, – в Вифлееме.
Они известны благодаря тому же евангелисту Луке:
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи (Лк 2:8-18).
Первыми, кто узнал о Рождестве Спасителя – причем в высшей степени необычным образом, от Ангелов, – оказались не высокопоставленные вельможи, не старейшины иудейского народа, не книжники и не первосвященники, а самые что ни на есть простые люди, пастухи. И в ближайшие ученики Господь тоже взял людей простых и неученых – рыбаков. Этим простецам, не отягощенным разными богословскими концепциями и соображениями политической целесообразности, оказалось легче принять Господа, увидеть в Нем Сына Божия. Сам Христос воскликнул однажды: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф 11:25-26).
А как же тогда быть с волхвами, которых привела к Младенцу Христу Вифлеемская звезда?
В самом деле, история о волхвах уже давно и прочно ассоциируется с Рождеством Христовым. Настолько, что сложились даже традиции украшать храмы к Рождеству вертепами с фигурками святого семейства и волхвов, а детям дарить рождественские подарки – так же, как волхвы принесли дары Младенцу Христу.
Но давайте внимательнее перечитаем рассказ о волхвах в Евангелии от Матфея:
Обратите внимание: волхвы приходят в Вифлеем, но – не в загон для скота, а в дом…
И другой важный момент: когда Ирод понял, что волхвы не известят его, где находится Младенец, то весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16; выделено автором статьи).
Что за время Ирод выведал от волхвов? Очевидно, время появления той чудесной звезды, которая зажглась на небе в момент рождения Спасителя – или, может быть, в преддверии Его рождения. Звезды, увидев которую и разгадав ее значение, волхвы (жившие, как думают многие толкователи Евангелия, в Персии) тронулись в путь. Ясно, что этот путь занял время – возможно, те самые два года. И, значит, от момента Рождества до прихода волхвов в Вифлеем прошло никак не меньше нескольких месяцев, а может быть, и около двух лет!
Скорее, все-таки несколько месяцев. Стих Евангелия от Матфея, с которого начинается история о волхвах, гласит: Когда же Иисус родился в Вифлееме. (Мф 2:1). По-гречески (на языке подлинника) это звучит так: Τοῦ δὲ Ἰησοῦ γεννηθέντος ἐν Βηθλέεμ, буквально: Иисусу родившемуся…, – что, скорее всего, указывает на относительно недавний факт рождения Младенца, возможно, всего лишь за месяц или два до описываемого события. Если бы прошло уже два года, евангелист Матфей наверняка выразился бы иначе: все-таки двухлетний – отнюдь не новорожденный. Так что, очевидно, во время визита волхвов Иисус был нескольких месяцев отроду. И все же визит этот состоялся явно не в день самого Рождества.
Отсюда следует и еще один интересный вывод: родился Спаситель по крайней мере за несколько месяцев до смерти царя Ирода, которую обычно датируют 4 годом до н. э. Да-да, исследователи Библии говорят о том, что наше летоисчисление «от Рождества Христова» не вполне точно. Реально Христос родился не в «первом году нашей эры», а примерно в 5-6 гг. до н. э. Подробно о том, как это выяснили и как верующие к этому факту относятся, мы рассказали в отдельном материале.
И все-таки, почему два рассказа о Рождестве такие разные?
Здесь остается простор для разных версий. Но мы можем предположить, что апостол Матфей, который, скорее всего, писал свое Евангелие первым, хотел выделить прежде всего моменты, особенно значимые для читателей, на которых он ориентировался, – иудеев. Поэтому он сосредоточился не на самом Рождестве, а на происхождении Спасителя от царя Давида; на явлении волхвов, проведавших о рождении Царя Иудейского; и на других подобных вещах.
Лука же, писавший позже и, вероятно, имевший перед глазами Евангелие от Матфея, постарался дополнить его рассказ тем, что слышал от Богородицы.
Так как же развивались рождественские события?
Если сопоставить данные Евангелий от Матфея и Луки с известными сегодня историческими фактами, то вырисовывается примерно следующая картина.
За какое-то время до Рождества – может быть, даже двумя десятилетиями ранее – правитель Рима и будущий император Октавиан Август поручает своим подданным провести перепись населения по всем подконтрольным Риму землям. Примерно в 6 или 5 году до н. э. это поручение добирается и до одной из самых дальних окраин Римской империи – Иудеи, царь которой Ирод сохранял номинальную самостоятельность, но де-факто подчинялся Риму.
Повинуясь указу, иудеи идут записываться – каждый в ту местность, откуда происходит его род. Иосифу и Марии приходится предпринять путешествие из Назарета в Вифлеем. Мария пускается в путь, уже нося под сердцем Ребенка. И Она, и Иосиф знают: это не обычный ребенок, а Сын Божий.
В Вифлееме им не сразу удается отыскать гостиницу. Временным пристанищем для них становится помещение, в обычное время используемое как загон для скота. Именно здесь рождается будущий Мессия и Спаситель. Именно сюда в самую ночь Рождества приходят пастухи, извещенные Ангелами, чтобы поклониться Сыну Человеческому. Вскоре после этого Иосиф и Богородица, очевидно, находят в Вифлееме какое-то более пригодное для человека жилище и перебираются с Младенцем Иисусом туда. В восьмой день над Младенцем совершают, как и полагалось по закону Моисееву, обряд обрезания, а в сороковой Мать и названный отец приносят Его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить первенца Богу (Вифлеем находится всего в 10 км от Иерусалима, так что это путешествие не заняло много времени).
В Египте святое семейство остается все время, пока жив Ирод. А после его смерти Иосиф, Мария и маленький Иисус возвращаются в Палестину и селятся в Назарете…
Такой вариант расположения событий, может быть, и не разрешает окончательно всех вопросов. Неясными остаются, например, слова евангелиста Луки о том, что, совершив в Иерусалиме все положенные обряды, Мария, Иосиф и Младенец Иисус возвратились в Галилею, в город свой Назарет (Лк 2:39). Ведь волхвы, пришедшие позже, нашли их по-прежнему в Вифлееме! Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852-1904) предполагал, что евангелист вольно или невольно пропустил тут ряд событий, описанных Матфеем. «После принесения в храм Иисуса, родители Его не сразу пошли в Назарет, а сначала возвратились в Вифлеем и оттуда удалились в Египет, – уточняет Лопухин. – Только после смерти Ирода (Мф 2:19 и сл.) Иосиф и Мария вернулись в Назарет».
Но в любом случае ясно, что рассказы евангелистов Матфея и Луки о Рождестве и связанных с ним событиях не вступают ни в какое противоречие друг с другом. Скорее, они друг друга взаимно дополняют.
Редакция «Фомы» благодарит заведующего кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Димитрия Юревича за помощь и советы при подготовке материала.