Вднх выставка автомобилей павильон
Выставка «100 лет итальянского стиля. Автомобили Нуччо Бертоне»
С 12 августа в Музее Гаража особого назначения ФСО России открыта выставка «100 лет итальянского стиля. Автомобили Нуччо Бертоне». В рамках экспозиции представлена коллекция автомобилей 1950–2010-х годов производства кузовного ателье Bertone — законодателя итальянского автомобильного стиля ХХ века.
В экспозиции музея представлены экспонаты из Национального автомобильного музея в Турине, музея Bonfanti-Vimar и других частных собраний. В частности, посетители могут увидеть несколько моделей купе, созданных с период с 1950-х по 2012 год. Среди ключевых образцов стиля Bertone Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года, созданная Марио Боано и Франко Скальоне. Именно эта модель определила исходный код дизайна купе в годы экономического возрождения Италии.
Здесь же представлен так называемый Mascherone — деревянный макет этого автомобиля. Он помогает понять, как создавался и воплощался в металле дизайн купе. Этот экспонат Нуччо Бертоне лично передал Национальному музею автомобилей в Турине.
Невероятно плодотворным оказался союз Bertone с Lamborghini. Автомобили их совместной работы стали легендами в области дизайна и инженерии. Посетители увидят Lamborghini Espada, созданную Гандини в 1968 году. Эта модель являлась проводником новой для того времени идеи крупного четырехместного купе, гарантировавшего своим пассажирам высочайший уровень комфорта.
Выставочный автомобильный маршрут завершит концепт-кар Nuccio, созданный к столетию ателье Bertone и представленный на женевском автосалоне 2012 года. Футуристический автомобиль от дизайнера Майка Робинсона вобрал в себя всю историю кузовного ателье, но при этом уже по сложившейся традиции он устремлен и в будущее.
Экспозиция включает ряд рисунков и фотографий, предоставленных Государственным архивом Италии и историческим архивом Bertone. Например, наброски, сопровождавшие новые модели на презентациях, и проектные чертежи. Есть и несколько экспонатов, связанных с автоспортивными мероприятиями, для участия в которых ателье Bertone подготовило несколько моделей, включая легендарную Lancia Stratos.
2021 год объявлен годом сотрудничества музеев Италии и России. Выставка организована при поддержке посольства Италии в Москве, Итальянского института культуры в Москве, Фонда Нуччо Бертоне, Национального автомобильного музея в Турине, музея Bonfanti-Vimar, реестра Ancetres Club Italia.
Куратор выставки — итальянский архитектор Энцо Форнаро.
Посетителям музейно-выставочных площадок необходимо придерживаться социальной дистанции и носить маски.
Музейно-выставочные площадки ВДНХ продолжают работу в формате COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.
В историческом павильоне Музей транспорта Москвы открыл выставку «Мечта москвича». Выставка-байопик рассказывает историю марки «Москвич», самого народного советского автомобиля.
Музей транспорта Москвы впервые представил коллекцию серийных автомобилей, прототипов москвичей и гоночных болидов в кинематографическом жанре «байопик». На выставочной площади более 2 000 квадратных метров, в четырех залах выставки, как и в лучших в традициях этого киножанра, посетители проследят путь автомобильной марки от съемок в главных советских фильмах и участия в международных ралли до закрытия завода.
Экспозиция «Мечта москвича» представлена 30 экспонатами транспортной коллекции и более 300 редкими артефактами. Среди них «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, двигатель ГД-1 — первый советский двигатель, который был создан для участия страны в Формуле-1, и личные вещи главного конструктора завода А.Ф. Андронова, переданные его сыном.
Знакомство с историей автомобильной марки «Москвич» начинается со специально созданной инсталляции от художника Ирины Кориной «Рог изобилия», которая в качестве пролога к выставке символизирует расцвет эпохи индустриализации в СССР, подарившей стране в том числе и первый народный автомобиль.
В зале основной экспозиции посетители оказываются в кадрах-инсталляциях к фильмам «Москва слезам не верит», «Осторожно, бабушка!», «Сердца четырех», «Бриллиантовая рука» и «Зеленый огонек».
В зале «Ралли» расположилась объемная карта с отметками маршрутов ралли-марафонов, здесь можно послушать фрагменты из книги «Москвичи на Москвичах. Дневник гонщика» Юрия Клеманова, а в зале «Прототипы» — юные посетители могут посмотреть мультфильм про то, как создаются машины, узнать историю советского электрокара и как его дизайн связан с бутылкой кока-колы.
Сердце выставки — «Зал истории завода» дает возможность каждому гостю почувствовать себя исследователем и найти в картотеке чертежи, фотографии и книги, связанные с историей завода Ким/МЗМА/АЗЛК/АО «Москвич», посмотрев на них горящими глазами его сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие.
В финале выставки посетители попадут на киносъемочную площадку одного из культовых советских кинофильмов с «Москвичом» в главной роли — «Зеленый огонек», смогут сняться в одном из его эпизодов и скачать готовый ролик со своим участием для размещения в социальных сетях.
Когда построен, кто автор
Павильон построен в 1937 году, реконструирован в 1954 году по проекту П.П. Ревякина, А.М. Громова, В.Ф. Туканова, И.А. Игнатьевой.
Смена названия
До 1938 года — «Зерно», в 1938–1954 годах — «Хлопок», в 1954–1955 годах — «Земледелие», в 1956–1957 годах — «Геология, нефть, химия», в 1958–1966 годах — «Химическая промышленность». С 1967 года — «Транспорт СССР».
Статус
Портик павильона — объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
Открыт для посещения.
История создания
Летом 1936 года согласно генеральному плану ВСХВ началось строительство деревянного павильона по проекту М.Б. Шнейдера для экспозиции «Зерно». Позже проект был частично переработан архитектурной мастерской Выставки под руководством В.К. Олтаржевского при участии М.А. Минкуса и А.П. Ершова и реализован в 1937-м. А еще через год изменилось и наполнение павильона, куда была переведена экспозиция «Хлопок», ранее занимавшая здание на месте современной часовни святого Василия Великого.
Фасад павильона «Хлопок» был решен в стиле ар-деко. Парные колонны, образующие портик, придавали его архитектуре ритмическую строгость и покой.
В 1940 году входную группу украсили лепнина, орнаментальные узоры и живопись, покрывшая всю плоскость стены в глубине портика. В таком образе павильон прекрасно справлялся с ролью символа успеха советского хлопководства и независимости СССР от зарубежных поставок «белого золота».
В период послевоенного реформирования ВСХВ в здание поместили новую экспозицию — «Земледелие». Смена профиля потребовала иного внешнего облика павильона, что было также обусловлено значительным изменением площади Механизации и увеличением габаритов многих строений Выставки.
Над проектом реконструкции павильона №26 работали архитекторы П.П. Ревякин, А.И. Игнатьева, А.И. Громов и В.П. Туканов. Они создали строгий монументальный портик-лоджию вводной части в противоположность массивному фасаду не сохранившегося павильона «Животноводство». Новый головной объем позволил оборудовать вводный и лекционный залы, а также необходимые служебные помещения, практически не затрагивая часть довоенного здания.
История экспозиций
В октябре 1938 года экспозицию «Зерно» сменила в павильоне №26 выставка, посвященная достижениям советского хлопководства. В то время она охватывала также демонстрационный участок с моделью ирригационной системы, в составе которой среди прочих технических новинок был представлен прибор, учитывающий расход воды и автоматически передающий свои показатели на расстояние.
Экспозиция «Земледелие», размещенная в павильоне в середине 1950-х, знакомила посетителей со следующими тематическими направлениями: «Почвы СССР и способы повышения их плодородия», «Производство и применение удобрений и химических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорными растениями», «Передовые приемы обработки почв», «Семена и посев», «Освоение новых земель», «Передовые колхозы, совхозы и машинотракторные станции». Через нее можно было пройти в несколько посвященных растениеводству отраслевых павильонов, выстроившихся по обеим сторонам Мичуринского сада.
В 1956 году в связи с созданием на территории ВСХВ экспозиций Всесоюзной промышленной выставки павильон №26 вновь сменил тематический профиль. Практически все последующие 10 лет значительное место в нем занимали достижения химии, в частности в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.
В связи с оборудованием нового здания для экспозиции «Химическая промышленность» (павильон №20) в 1967 году павильон №26 был перепрофилирован для демонстрации достижений СССР в сфере транспорта. Они расположились не только в залах, но и на пяти открытых площадках. Множество искусно исполненных моделей основных видов магистрального транспорта — железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного — было представлено как в макетах, так и в натуральную величину (например, сохранившаяся модель «Як-42»). Также здесь можно было увидеть приборы и агрегаты, применяемые при эксплуатации транспортной техники. При создании экспозиции в большом количестве использовались диорамы, фотографии и витражи, динамические и электрифицированные карты, что делало ее одной из самых увлекательных на Выставке.
С 24 апреля 2014 года по 1 марта 2020 года в залах павильона располагалась экспозиция Государственного политехнического музея. Выставка была поделена на семь тематических блоков: «За пределами Земли», «Иллюзии», «Радио+», «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «Энергия ядра», «Энергия плазмы».
На ВДНХ постоянно проходят выставки автомобилей. Чаще всего это экспозиции ретро машин, демонстрирующие историю автопрома нашей страны. Автомобили демонстрировались в Москве на ВСХВ и ВДНХ СССР постоянно, практически с 1939 года.
Музей транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы открыл выставку «Мечта москвича» в павильоне 26 ВДНХ. Находится это историческое здание на Площади промышленности, на расстоянии примерно 1200 метров от Главного входа ВДНХ.
Чтобы сюда добраться, нужно идти по главной аллее от входа всё время прямо, держась левой стороны. Вы дойдёте так до ракеты Гагарина, а павильон 26 будет слева от павильона «Космос».
Выставка автомобилей рассказывает историю марки «Москвич», самого народного советского автомобиля.
На выставочной площади более 2 000 квадратных метров посетители смогут увидеть путь знаменитого автомобильного брэнда от участия в международных ралли, съемок в главных советских фильмах, до закрытия завода.
Так оформлен вход на экспозицию
Расписание работы: открыто все дни, кроме понедельника, с 11.00 до 21.00
Стоимость билетов
Стандартный билет 400 руб.
Льготный билет 250 руб.
Семейный билет 900 руб.
Автомобили на выставке в Музее транспорта ВДНХ
Официальный сайт музея транспорта Москвы: www.mtmuseum.com
Музей Гаража особого назначения ФСО на ВДНХ
Музей Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ открылся в начале июня 2021 Основу экспозиции составляют более 50 образцов уникальной автомобильной и мотоциклетной техники. Наряду с моделями из гаража последнего российского императора и автомашин, обслуживавших руководителей государства в советскую эпоху и в современной России, в коллекцию вошли машины сопровождения и мотоциклы почетного эскорта. Новым отечественным автомобилям представительского класса марки Aurus, которые используют в Гараже особого назначения сейчас, посвящен отдельный стенд.
Автомобиль представительского класса Aurus Senat S600
Фото: Бронированный ЗИС-115
Музей ФСО на ВДНХ открылся в год к 100-летия Гаража особого назначения, созданного 1 января 1921 года приказом №13 по Управлению делами Совнаркома РСФСР.
Он разместился в двух исторических павильонах Выставки. В павильоне №53 на площади 5,8 тысячи квадратных метров находятся музей и выставочная площадка. На базе второго объекта комплекса, павильона №54, создано многофункциональное пространство площадью 1,8 тысячи квадратных метров, которое объединяет развлекательную, познавательную и образовательную функции.
На этот раз экспозиция называется «Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома».
Цена входного билета — 500 рублей, цена льготного билета — 250 рублей для детей от 7 до 12 лет включительно и многодетных семей.
Вход бесплатный для следующих категорий граждан: ветераны ВОВ, неработающие инвалиды I и II групп, ветераны боевых действий, военнослужащие срочной службы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, престарелые граждане, находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых, дети в возрасте до 6 лет включительно.
Автомобили на выставке:
На выставке автомобилей можно увидеть довоенные «Мерседесы», «Опели», ДКВ в клееном деревянном кузове, первые советские автомобили массовой сборки ГАЗ-АА, символ эпохи советской школы автомобилестроения 1940-х годов — знаменитую «Победу». Эпоха 1950–1960-х годов представлена советскими автомобильными брендами ГАЗ-21 «Волга», «Москвич-408», «Запорожец-965».
Ещё выставки автомобилей:
О прошлой выставке:
В 2015 году первая такая выставка проходит с 16 февраля до 19 апреля в павильоне 2, только что открывшемся после ремонта.
Павильон 2 ВДНХ находится на площади у фонтана «Дружба народов», слева от Центрального павильона. (Если смотреть со стороны арки главного входа на ВДНХ)
Фото: Павильон ВДНХ № 2 в феврале 2015
На выставке автомобилей «Машины нашего двора» представлены около тридцати экспонатов: это автомашины, выпущенные в Советском Союзе в период с 30-х до 80-х годов прошлого века.
В залах павильона посетителей ждут мотоколяска СМЗ С-3А, прозванная «моргуновкой», ЗАЗ-965 «Запорожец», больше известный как «горбатый», «Москвич-400-420» — знаменитый «слон», ВАЗ-2101 «Жигули», он же «копейка». Также в павильоне представлены пожарный автомобиль ПМГ-1, санитарная машина по прозвищу «белочка», милицейский мотоцикл К-750 и советская «Волга».
Выставка ретро автомобилей работает ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 21:00.
Вход платный. Стоимость билетов: взрослые — 250 рублей, дети 3–7 лет, школьники, студенты, члены многодетных семей, инвалиды и ветераны ВОВ — 100 рублей.
Сергей Собянин открыл Музей транспорта Москвы на ВДНХ
Выставочная площадка Музея транспорта Москвы открылась в историческом павильоне ВДНХ «Транспорт СССР». Кроме того, для посетителей заработала новая экспозиция павильона «Цветоводство и озеленение». Открытие новых павильонов приурочено к Международному дню музеев, который отмечается 18 мая.
«Сегодня мы открываем сразу два музея. Первый — это Музей транспорта. Первая экспозиция посвящена историческому заводу АЗЛК и “Москвичу”, который стал, по сути дела, основой всей автомобильной промышленности страны, и москвичи могут гордиться тем, что на их территории существовал такой прекрасный завод. И площадка “Москвича” сегодня также продолжает работать на автомобилестроение и на высокие технологии. Здесь, конечно, можно увидеть уникальные образцы техники, образцы автомобилестроения», — отметил Сергей Собянин во время посещения ВДНХ.
Выбор автомобиля «Москвич» в качестве главного героя первой выставки неслучаен. Построенный в 1929 году столичный автозавод «Москвич» стал первым в истории страны, предназначенным для выпуска массового народного автомобиля.
Более пяти миллионов автомобилей
С 1930 по 1939 год предприятие называлось Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), с 1939 года до Великой Отечественной войны — Московский автомобильный завод имени КИМ, с 1945 по 1968 год — Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА, или МЗМА), с 1968 по 1992 год — автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), с 1992 по 2010 год — ОАО «Москвич».
АЗЛК можно по праву назвать пилотом-испытателем в отечественном легковом автопроме: он открыл для советских автомобилей массовый экспорт, международный автоспорт, контакты с зарубежными дизайн-студиями и инженерными бюро.
Без опыта АЗЛК в нашей стране, скорее всего, не было бы ни АвтоВАЗа, ни «Запорожца» с «Окой», ни современных автомобильных производств.
За время своего существования АЗЛК выпустил более пяти миллионов машин. В лучшие годы на заводе трудились свыше 30 тысяч человек.
Сергей Собянин пообщался с бывшими сотрудниками легендарного завода. «Вам спасибо огромное, конечно, за большую работу, творческую деятельность, которую вы вели в свое время. Вы можете гордиться тем, что вы делали. Действительно было удивительное производство, действительно был народный автомобиль, и вообще сам завод был, по сути дела, прародителем и “Жигулей”, и всех других машин — “Оки”, “Запорожца” и так далее. Если бы вашего завода не было, не было бы линейки массового автомобиля», — отметил Мэр Москвы.
Мечта москвича
Экспозиция «Мечта москвича» занимает четыре зала павильона № 26 общей площадью две тысячи квадратных метров.
«Приглашаю всех москвичей. Я думаю, что это будет интересная прогулка, интересное посещение ВДНХ и Музея транспорта, который приобрел здесь свое прекрасное помещение, впервые отреставрированное за последние десятки лет», — сказал Сергей Собянин.
Посетители могут увидеть 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 других артефактов из коллекций Музея транспорта Москвы (включая переданное ему собрание заводского музея АЗЛК), Политехнического музея и частных собраний. Среди них такие уникальные и редкие, как:
— первая послевоенная модель «Москвич-400», сошедшая с конвейера в 1946 году;
— «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — автомобиль с деревянным кузовом;
— миллионный автомобиль, сошедший с конвейера завода в 1967 году, «Москвич-408» — наиболее популярная модель 1960-х годов;
— оригинальный макет автомобиля Moskvich (1/5), выполненный фирмой Раймонда Лоуи и привезенный из США в 1974–1975 годах;
— двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1»;
— макеты перспективных моделей конца 1990-х годов;
— личные вещи главного конструктора завода Александра Андронова, переданные его сыном;
— архив документов (дорожные легенды, карты маршрутов, плакаты, статьи в СМИ и прочее) автомобильного ралли имени космонавта Волкова за 1971–1973 годы;
— наградная ваза призеру ралли «Москвич» с портретом Владимира Ленина и другие.
В зале главной экспозиции посетители попадут в кадры-инсталляции советских фильмов «Сердца четырех» (1941, режиссер Константин Юдин), «Осторожно, бабушка!» (1960, режиссер Надежда Кошеверова), «Зеленый огонек» (1964, режиссер Виллен Азаров), «Бриллиантовая рука» (1968, режиссер Леонид Гайдай) и «Москва слезам не верит» (1979, режиссер Владимир Меньшов).
Через призму исторических кинолент здесь выставлены шесть моделей «Москвича», включая «Москвич-408» из «Бриллиантовой руки».
Желающие могут посетить съемочную площадку фильма «Зеленый огонек» и сняться в одном из его эпизодов, а потом скачать видео со своим участием и разместить его в социальных сетях.
Дети могут посмотреть мультфильм о процессе создания автомобиля — от задумки прототипа до финальных испытаний, а также познакомиться с электрокаром «Москвич» и узнать, как знаменитый автомобиль связан с кока-колой.
Сердце выставки — зал истории завода — даст возможность каждому гостю найти в картотеке чертежи, фотографии и книги о «Москвиче». В зале собрана история предприятия и сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие. Большое внимание уделено биографии главного конструктора «Москвича» Александра Андронова. В годы его работы завод был ведущим в СССР производителем массовых легковых автомобилей, поставщиком продукции на рынки более 40 стран мира и участником автомобильных ралли мирового уровня.
В зале также выставлена уникальная серия черно-белых снимков фотографа ТАСС Валентина Хухлаева, чья репортажная съемка запечатлела трудовые будни АЗЛК.
В зале «Ралли» размещена объемная карта с отметками маршрутов двух международных ралли-марафонов, в которых принимал участие «Москвич»: Лондон — Мехико и Лондон — Сидней. Рядом с двумя гоночными болидами можно увидеть редкий экспонат — двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1».
В зале «Прототипы» представлен, например, прототип разработанной в 1985–1992 годах модели седана «Москвич “Истра”», комплектация которого впечатляет даже в XXI веке.
Последняя часть выставки, зал «Солнце», посвящена закату автомобильной марки «Москвич» и угасанию завода на фоне исторических событий, связанных с распадом СССР. Финальное испытание становится для «Москвича» последним — как и для главного героя фильма «Игла» (1988, режиссер Рашид Нугманов).
Для посетителей организован бесплатный трансфер от станции метро «ВДНХ» до парковки «Москвариума» (расположена недалеко от павильона № 26), который организован Мосгортрансом. Современные микроавтобусы оформлены в стиле выставки «Мечта москвича». Поездка займет 15–20 минут. Информацию о трансфере можно найти на сайте Музея транспорта Москвы и на странице павильона на сайте ВДНХ.
К сентябрю 2021 года планируется начать просветительские программы для детей и взрослых и открыть детскую студию автомобильного дизайна.
Выставка будет работать в течение года, а затем ее сменит другая экспозиция, посвященная транспорту Москвы.
Мэр Москвы отметил, что ВДНХ продолжает развиваться. В этом году будет открыто сразу 15 новых общественных пространств.
«Вообще на ВДНХ создается целый кластер транспортных музеев. Это музей “Российских железных дорог”, музей современного транспорта и спортивных машин, который строится рядом, это музей гаража особого назначения — то есть такой большой автомобильный кластер на ВДНХ», — добавил Сергей Собянин.
История и реставрация павильона № 26
Согласно генеральному плану ВСХВ, строительство деревянного павильона для экспозиции «Зерно» началось летом 1936 года по проекту М.Б. Шнейдера.
Позже проект был частично переработан архитектурной мастерской выставки под руководством В.К. Олтаржевского при участии М.А. Минкуса и А.П. Ершова и реализован в 1937 году. А еще через год изменилось и наполнение павильона, куда была переведена экспозиция «Хлопок».
Фасад павильона «Хлопок» был решен в стиле ар-деко. Парные колонны, образующие портик, придавали его архитектуре ритмическую строгость.
В 1940 году входную группу украсили резьба по ганчу, лепнина, орнаментальные узоры и живопись, покрывшая всю плоскость стены в глубине портика. В таком виде павильон прекрасно справлялся с ролью символа успеха советского хлопководства и независимости СССР от зарубежных поставок «белого золота».
В период послевоенного реформирования ВСХВ в здании поместили экспозицию «Земледелие». Смена профиля потребовала иного внешнего облика павильона, что было также обусловлено значительным изменением площади Механизации и увеличением габаритов многих других строений выставки.
Над проектом реконструкции павильона № 26 работали архитекторы П.П. Ревякин, А.И. Игнатьева, А.И. Громов и В.П. Туканов. Они создали строгий монументальный портик-лоджию вводной части в противоположность массивному фасаду несохранившегося павильона «Животноводство». Новый головной объем позволил оборудовать вводный и лекционный залы, а также дополнительные служебные помещения, практически не затрагивая часть довоенного здания.
Сегодня портик павильона — объект культурного наследия федерального значения. Глубокая лоджия с внешней стороны скрыта высокой двойной колоннадой. Внутри — аркада, окаймленная лепным растительным декором. Венчают фасад скульптуры тракториста и колхозницы с книгой и снопом работы Л.М. Писаревского. Они символизируют неразрывную связь науки с практикой. Между скульптурами расположен архитектурный элемент акротерий, в котором угадывается композиция из серпа и молота в окружении снопов. Углы портика завершают стилизованные вазы, продолжающие решение акротерия.
Внутри обновленный павильон стал одним из самых красивых на выставке. Центральная часть вводного зала, похожая на дворцовые палаты, отделена колоннадой от подчиненных ей боковых кулис. Лепные растительные композиции и изящные элементы архитектурного декора подчинены единому замыслу, завершает который большой живописный плафон. В этом памятнике эпохи соцреализма авторы отразили успехи сельского хозяйства. В четырех клеймах, заключенных в ложные арки, расположены тематические панно, посвященные растениеводству, животноводству, механизации обработки почвы и уборки урожая. Общее праздничное настроение залу придают люстры в стиле ампир.
В 1956 году в связи с созданием на территории ВСХВ экспозиций Всесоюзной промышленной выставки павильон № 26 вновь поменял тематический профиль. Следующие 10 лет значительное место в нем занимала демонстрация достижений химии — в частности, в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.
А когда в 1967 году для «Химической промышленности» оборудовали новое здание (павильон № 20), в павильоне и на нескольких открытых площадках разместили экспозицию о достижениях СССР в сфере транспорта. Здесь расположились модели тепловозов и электровозов, автомобилей, самолетов, речных и морских судов (как в виде макетов, так и в натуральную величину — например, сохранившаяся модель Як-42), приборы и агрегаты для эксплуатации транспортной техники, диорамы, фотографии и витражи, динамические и электрифицированные карты.
Павильон «Транспорт СССР» был одним из самых популярных. Детям и взрослым нравились работающие модели железных дорог и других объектов, которые в те годы невозможно было увидеть больше нигде.
В 1990-е годы экспозицию упразднили, а павильон стали использовать как рынок промышленных товаров и склад. В 2014–2020 годах здесь размещалась экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама», которая состояла из семи тематических блоков: «За пределами Земли», «Иллюзии», «Радио+», «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы».
В 2020–2021 годах по поручению Сергея Собянина была проведена комплексная реставрация фасадов павильона, благодаря которой ему вернули исторический облик. В ходе работ были заделаны трещины и расчищены поверхности фасадов от поздних слоев краски и штукатурки. Отреставрирован лепной декор — воссозданы утраченные элементы, бетонные скульптуры и заполнения витражей, оконных и дверных проемов. Реставраторы воссоздали скобяные изделия по сохранившимся аналогам и историческим источникам. Заменены покрытие кровли и металлические элементы (отливы, окрытия парапетов), отреставрированы площадки и ступени портика главного фасада (воссоздано тераццо). Старую водосточную систему заменили на новую из оцинкованной стали. На фасадах установили архитектурно-художественную подсветку.
Музей транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы был основан в 2003 году как музей ретроавтомобилей. Сегодня это самостоятельное подразделение городского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Его выставочные площадки находятся на ВДНХ и Северном речном вокзале, где работает инсталляция «Природа на остановке», посвященная экологии транспорта. В 2023 году музей планирует открыть постоянную экспозицию (собрание ретроавтомобилей и другой транспортной техники), которая разместится в здании гаража Мельникова на Новорязанской улице.
Фонды музея хранят более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, легендарные полуторки и трехтонки, вело- и мототехнику. В настоящее время на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) и в депо Московского метрополитена проходит реставрация части этой техники.
Павильон № 29 «Цветоводство и озеленение»
Исторический павильон № 29 «Цветоводство и озеленение» построили в 1972 году на месте оранжереи субтропических культур. Здание возвели по проекту архитекторов И.М. Виноградского, А.М. Рыдаева, Г.В. Астафьева и В.А. Никитина.
Павильон спроектирован в стиле советского модернизма: плоская крыша с шедовыми фонарями, узкие ленточные вертикальные окна, глухая поверхность стен, облицованных травертином. Фасад украшает декоративный рельеф «Флора» — кованный из меди ажурный женский силуэт с цветочными композициями. Скульптура является объектом культурного наследия регионального значения. Ее автор — художник Юрий Александров.
Историческая экспозиция павильона была посвящена достижениям озеленительных организаций, ботанических садов, проектных институтов Советского Союза и делилась по территориальному признаку. В отдельных залах находились оранжерея и кинолекционный зал. На площадке рядом с павильоном выращивали садоводческие культуры, которые дополняли экспозицию.