веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Как стать веб дизайнером с нуля самостоятельно и бесплатно — 5 шагов

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Веб дизайн — это весьма востребованное направление в цифровой индустрии. Хорошим специалистам готовы платить неплохие зарплаты, а на рынке фриланса веб дизайн входит в ТОП популярных услуг. И как вы понимаете хороший веб дизайнер — это далеко НЕ бедный человек. В этой статье я расскажу, как стать веб дизайнером с нуля самостоятельно, исходя из сегодняшних реалий, и занять свое место «под солнцем».

Эта статья будет вам полезна, потому что она позволит структурно подойти к решению данного вопроса. После прочтения у вас будет четкий алгоритм действий, по которому вы сможете двигаться вперед.

Как сказал великий философ Конфуций: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага»… И я вас поздравляю, первый шаг вы уже сделали, открыв данную статью. Сейчас вам нужно ее прочитать, вникнуть в суть того, о чем я буду рассказывать и начать применять мои рекомендации в жизни. Только в этом случае вы получите результат и приблизитесь к своей цели.

Базовая подготовка

Если вы совсем новичок и не имеете представления кто такой веб дизайнер, чем он занимается и какие у него обязанности, то первым делом я рекомендую вам углубиться именно в суть профессии. Для этого можете прочитать мою подробную стать на эту тему:

Далее если вы не имеете представления что такое сайты, как они функционируют, что из себя представляют и в чем их отличия, то я рекомендую вам почитать про сайты, поскольку веб дизайнер работает именно с сайтами.

Чтобы немного упростить вам эту задачу можете прочитать еще одну мою статью, в которой я рассказываю про один из типов сайтов — это лендинги. Переходите, читайте, думаю вам будет это полезно.

Как стать веб дизайнером с нуля самостоятельно — 5 шагов

После того, как вы разобрались кто такой веб дизайнер и что такое сайты, самое время переходить непосредственно к стратегии вашего старта в новую для вас профессию. Здесь сделаю небольшое уточнения.

Самое важное — это как можно БЫСТРЕЕ начать, потому что чем дольше вы будете откладывать, тем вероятнее всего вы перегорите этой затеей и забросите начатое дело. Поэтому все следующие рекомендации будут базироваться на том, чтобы как можно быстрее начать действовать.

Шаг 1 — Изучите основную теорию веб дизайна

Я рекомендую начинать обучение именно с теории, а не с изучения программ, как многие советуют это делать. Объясню свою позицию. Освоить графический редактор можно за 2-3 дня, максимум за неделю. Но какой в этом смысл, если вы еще не знаете, что и как там нужно делать. Это все равно что начинать играть в настольную игру, без знания правил. То есть получится ерунда.

К тому же, если вы начнете именно с теории, то уже на первых этапах вы сможете для себя понять, нравится ли вам то, что вы изучаете или нет.

Ваша задача изучить лишь 20% всей ОСНОВНОЙ теории дизайна, которая в итоге даст вам 80% результата.

Это правило Паретта и суть его в том, чтобы сконцентрироваться на самом главном и в перспективе получить максимальный результат.

Что входит в основу теории дизайна, которую вам нужно в первую очередь изучить:

1. Композиция. Это в большей степени о том, как работать с модульной сеткой и направляющими, чтобы композиция вашего дизайн выглядела хорошо.

2. Компоновка. Это о том, как взаимодействовать с элементами дизайна и компоновать их таким образом, чтобы это было удобно и понятно для пользователей.

3. Типографика. Умение работать с текстами — это важный навык, который должен присутствовать у каждого веб дизайнера, потому что на любом сайте есть текстовый контент.

4. Принципы иерархии и контраста. Это одни из самых важных элементов дизайна, потому что с их помощью можно отделять главное от второстепенного и тем самым упрощать восприятие дизайна для пользователей.

5. Цвет. Сочетание цветов и умение грамотно их применять также является важным навыком веб дизайнера.

Я оставлю ссылку на свою статью, в которой рассказываю об основах веб дизайна. Туда как раз входит часть из того, о чем я писал выше. Настоятельно рекомендую вам прочитать, потому что это весьма полезная информация для новичков.

Шаг 2 — Изучите программу Figma для веб дизайна

На этом этапе вам нет смысла изучать все графические редакторы, которыми пользуются дизайнеры. Вам будет достаточно изучить всего одну программу — Figma. Это та программа, которая покроит большинство ваших потребностей в разработке дизайна. Она бесплатная и достаточно проста в освоение.

Не пытайтесь начать свое обучение с изучение фотошопа. Это достаточно сложный графический редактор и вам на первых этапах она уж точно ни к чему. Сконцентрируйтесь на фигме.

Шаг 3 — Начните практиковаться в веб дизайне

Любые знания бесполезны без практики, поэтому важно как можно быстрее начинать практиковаться и набивать руку. Поскольку вы новичок, то у вас вероятнее всего нет никаких заказов, на которых вы могли бы тренироваться.

Поэтому у вас есть 2 способа, как исправить эту ситуацию:

1. Придумывать себе задания. Станьте сами себе заказчиком и придумайте себе задания на разработку дизайна. Например, разработать дизайн для лендинга по аренде строительной техники.

2. Делать редизайн уже существующих сайтов. В рунете огромное количество сайтов с отвратительным дизайном и этим можно пользоваться. Заходите в Яндекс, ищите сайты компаний или небольших организаций и начинаете их перерисовывать и делать свою, улучшенную версию дизайна.

Оба этих способа идеально подходят для начинающих дизайнеров и именно с помощью них я в свое время практиковался сам.

В процессе практики развивайте в себе НАСМОТРЕННОСТЬ.

Ваша задача — создать СВОЙ вариант дизайна, основываясь на ЧУЖОМ ОПЫТЕ, а НЕ придумывать дизайн с нуля.

Для этого смотрите и анализируйте работы других дизайнеров. В этом вам поможет сервис behance — это площадка, на которой собрано огромное количество дизайнерских работ, на любой вкус и цвет.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Почему важна насмотренность? Потому что если вы будете пытаться выдумывать что-то свое, то скорее всего вы сделаете нечто далекое от реальности, поскольку у вас еще очень мало практического опыта.

Дело в том, что у пользователей в интернете есть определенные паттерны поведения и их нужно учитывать. И лучший способ это сделать — смотреть на работы более опытных дизайнеров, анализировать и применять их дизайн решения в своих работах.

Здесь хочу заметить, что насмотренность это НЕ копипаст. То есть да, вы должны смотреть на чужие работы, но вы НЕ должны слепо их копировать. Перерабатывайте чужие решения, адаптируя их под свои задачи, и тогда у вас будет получаться уникальный дизайн, который будет работать на реальных проектах.

Шаг 4 — Составьте портфолио веб дизайнера

Портфолио для дизайнера — это архиважная вещь, поскольку без него вас не существует как дизайнера. Если у вас нет портфолио, то для новичков это приговор, потому что в этом случае вам никто не предложит работу.

Отбирайте самые удавшиеся на ваш взгляд работы и формируйте из них портфолио.

Пусть оно у вас будет «так себе», но это лучше, чем ничего.

Как должны выглядеть работы в портфолио? Здесь опять же я рекомендую вам зайти на behance и посмотреть, как другие дизайнеры оформляют свои работы.

Если вкратце, то каждая ваша работа должна представлять из себя кейс. То есть вам нужно описать весь процесс работы над дизайном: о чем проект, какие были задачи, какие были проблемы, как вы их решили, показать различные артефакты вроде прототипов, показать готовый дизайн и так далее. То есть не просто выложить макет одной страницы сайта (это будет плохо работать), а продемонстрировать процесс вашей работы.

Заводить портфолио я рекомендую тоже на behance. Это и удобно, и бесплатно.

Шаг 5 — Найти первую работу по веб дизайну

Когда у вас уже есть теоретическая база, немного «набита рука» и собрано портфолио, то самое время начинать искать свою первую работу. На старте я рекомендую вам попытаться устроиться в компанию или веб студию, а не идти во фриланс.

В компании вы гораздо быстрее сможете вырасти как специалист, особенно если над вами будет хороший арт-директор, который будет давать вам правильный вектор развития. К тому же в компании вы будете работать с другими дизайнерами и перенимать их опыт.

Потом вы всегда сможете уйти на фриланс, если вам близка философия фриланса, либо же совмещать основную работу с подработками.

Как получить первую работу? Нужно понимать, что никаких секретов здесь нет и прежде всего у вас должно быть огромное желание и упорство. Идете на hh.ru и начинаете отправлять отклики на все дизайнерские вакансии. В отклике пишите сопроводительное письмо с ссылкой на ваше портфолио и небольшой текст о себе. Это хоть немного, но выделит вас среди других кандидатов.

Запаситесь терпением и будьте готовы к огромному количеству отказов. Это морально сложно, и я это прекрасно понимаю, потому что сам через это прошел. Но здесь главное не опускать руки, продолжать искать и верить в свои силы. Параллельно с поиском работы продолжайте практиковаться и улучшать свои навыки.

Это нелегкий путь, но дорогу осилит идущий. В какой-то степени это хорошо, что есть такой фильтр на новичков, потому что в итоге в профессию попадают действительно замотивированные специалисты, которые горят дизайном. Но, с другой стороны, это морально сложно.

Заключение

В этой статье я рассказал вам о том, как стать веб дизайнером с нуля самостоятельно и получить свою первую работу. Спасибо за внимание и успехов вам!

Не забудьте подписаться на мой YouTube и Telegram. Там еще больше полезного материала про дизайн интерфейсов.

Источник

Создание веб-сайта. Курс молодого бойца

Как-то меня попросили провести небольшой семинар в лицее, где я когда-то учился, по созданию веб-сайта. В процессе написания речи я подумал, что она может вылиться в материал, который, возможно, будет полезен многим начинающим в области веб-дизайна, вёрстки веб-страниц и пр. Я не претендую на истину в первой инстанции и всё изложенное носит чисто личностный взгляд на работу с дизайном и кодом. Статья даёт поверхностный взгляд на понятия и средства, которые, на мой взгляд, могут стать неплохим стартом для того, кто готов идти дальше.

Условно процесс создания сайта (web-проекта) можно разделить на 3 этапа:

Планирование

Данный этап можно разделить на несколько подэтапов:

Создание идеи

На данном этапе нам необходимо определиться с тематикой проекта (сайта, сервиса). Далее, в соответствии с выбранной темой, необходимо собрать соответствующие материалы: текстовые, графические.

Разработка структуры проекта

Когда мы определились с темой проекта, подобрали необходимый материал, следующим этапом будет разработка структуры проекта. Структура проекта подразумевает под собой разделы сайта, в соответствии с которыми будет формироваться навигационное меню и строиться дизайн проекта. На данном этапе можно классифицировать материал по темам и разделам.

Проработка макета проекта

После того, как мы определились со структурой проекта можно составить макет проекта (схематично).

Для отрисовки наброска можно использовать бумагу и ручку, Photoshop, любой другой редактор графики (раньше часто использовали Adobe Fireworks). Важно отметить, что данный этап – это не отрисовка готового дизайн-макета, а всего лишь схематичный набросок, выполненный для понимания того, как на сайте будут располагаться основные информационные блоки, графика и прочие элементы дизайна.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Основные элементы страницы

Зачастую основными элементами страницы являются: содержащий блок (wrapper, container), логотип, навигация, контент, футер (нижний колонтитул), свободное пространство (по сути свободное пространство — это не элемент дизайна, но понятие, помня о котором при составлении макета страницы, наш проект не будет выглядеть как нагромождение блоков).

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Содержащий блок (контейнер)

Роль контейнера на странице может выполнять непосредственно элемент body или же div. Ширина содержащего блока может быть резиновой (fluid), а может быть фиксированной (fixed).

Логотип

Текстовая или графическая составляющая проекта и выделяющая его среди других. Логотип чаще всего располагается в верхнем левом углу страницы или же посередине (в зависимости от идеи, макета).

Навигация

Основная навигационная панель содержит ссылки на основные разделы сайта. Навигационная панель часто располагается в верхней части страницы (в независимости от того вертикально или горизонтально располагаются элементы навигации).

Контент

Контент – это основная составляющая веб-страницы. Он занимает главенствующую роль в дизайне страницы, поэтому занимает большее пространство, подкреплён, помимо текста, графикой.

Нижний колонтитул (footer)

Данный элемент располагается внизу страницы и обычно содержит информацию о правообладателе, контактные и юридические данные, ссылки на основные разделы сайта (зачастую дублирует основную навигацию), ссылки на социальные сети, форму обратной связи и пр.

Резиновый и фиксированный макет

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Фиксированный макет

Фиксированный макет подразумевает под собой, что в независимости от разрешения экрана пользователя ваш сайт всегда будет занимать одинаковую ширину.

Резиновый макет

«Резиновый» макет подразумевает, что страница сайта будет стараться занять всё доступное ей пространство на экране пользователя, подстраиваясь под разрешение.

В данном контексте стоит уяснить такие понятия, как отзывчивый веб-дизайн (Responsive Web Design aka. RWD) и адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Desing aka. AWD). Первое понятие укладывается в концепцию «резинового» и означает, что при изменении размера экрана ваш сайт подстраивается под него, второе понятие подразумевает, что при разработке вы определяете основные разрешения (размеры экрана), под которые будет подстраиваться (адаптироваться) ваш контент. В обоих случаях следует разрабатывать не один, а несколько макетов, которые будут соответствовать разным разрешениям экрана. Часто создаётся 3 макета под разрешения iPhone (Android Phone), iPad (Android Tablet) и Desktop.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

На данном изображении показаны оба подхода. Сверху блок «отзывается» на любые изменения размера контейнера, снизу «адаптируется» под определённую ширину

Полезные ссылки по теме:

Почему при «резиновом» дизайне создаётся несколько макетов, а не используется один?

При разработке макета мобильной версии сайта стараются на первый план выносить основной контент, поэтому навигационное меню часто прячется, скрываются большие баннеры и декоративные элементы, блоки контента обычно располагают друг под другом. На заранее составленном макете как раз можно определиться какие элементы мы оставляем на мобильном, а какие прячем.

Модульная сетка

Перед составлением схемы проекта так же необходимо уяснить понятие модульной сетки. Модульная сетка подразумевает под собой разделение страницы на отдельные колонки по вертикали и выстраивание контента, при разработке дизайн макета, именно по этой сетке.

Наиболее популярной системой является модульная сетка 960 Grid System (http://960.gs), которая максимально делит страницу на 12, 16 и 24 колонки. Максимум в ширине сетка имеет 960 пикселей. Данное решение основано на том, что большинство современных мониторов, на момент создания сетки, имели разрешение не меньше 1024 на 768 пикселей. Создание макета на основе данной сетки, в дальнейшем, поможет ускорить процесс разработки (вёрстки).

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Так же стоит отметить, что при разработке «резинового» макета страницы существует понятие максимальной ширины. Данное утверждение основывается на удобстве восприятия информации. Если предположить, что наш сайт не имеет максимального значения по ширине, то на больших мониторах информация будет сильно растягиваться и её неудобно будет читать. Чаще всего ограничиваются шириной в 1280 пикселей.

Модульная сетка 960GS отвечает концепции «фиксированного» дизайна, для «резинового» дизайна можно обратить внимание на адаптацию этой же сетки на сайте http://www.designinfluences.com/fluid960gs/ или воспользоваться сеткой, которую предлагает фрэймворк Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid).

Благодаря модульной сетке блоки контента и элементы будут располагаться на определённом расстоянии друг от друга, будут иметь удобоваримую ширину, что в дальнейшем визуально будет приятно пользователю и не будет вызывать у него какие-либо неудобства в восприятии сайта.

Модульная сетка, по сути, – это некая визуальная абстракция, визуальное деление страницы на равные по ширине столбцы с равными отступами между ними. Визуализировать данную модель можно посредствам направляющих или отдельного слоя, на котором будут изображены эти столбцы. Именно такое решение вы найдёте в шаблонах сетки 960gs.

Полезные ссылки и материалы:

Макеты веб-страниц

Среди всего многообразия составления макета веб-страницы можно выделить четыре наиболее распространённых:

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Но данный список типов макетов нельзя назвать исчерпывающим, поэтому перед разработкой макета и дизайна страницы так же можно погулять по различным сайтам с примерами других работ, а так же по сайтам схожей с вашей тематикой:

Mobile First

С учётом тенденций последних лет данный подход плотно занимает свою нишу в разработке и дизайне сайтов. Тенденция такова, что практически около 60% пользователей интернета используют для доступа в сеть мобильные устройства, поэтому правилом хорошего тона становится разработка не только десктопной версии сайта, но и мобильной версии. При использовании данного подхода разработка макета сайта, дизайна и вёрстки начинается с мобильной версии, а затем уже прорабатываются макеты для других разрешений: добавляются блоки, баннеры, дополнительные элементы дизайна и пр.

Данный подход учитывает практически весь цикл разработки, поэтому мы ещё к нему вернёмся.

Усвоив всё вышесказанное можно переходить к следующему этапу – Дизайн.

Дизайн

После создания макета проекта можно переходить непосредственно к созданию дизайн-макета. На данном этапе начать стоит с определения цветовой гаммы проекта.

Один из способов определения основного цвета в проекте – это составление mood board. Для этого необходимо выписать себе все синонимы, связанные с темой проекта, а затем каждый синоним набрать в поиске по картинкам Google или Yandex. На основе найденных изображений выписать себе цвета, которые чаще всего встречаются на них (каких цветов больше). Найденные цвета будут составлять визуальное восприятие нашего проекта и вызывать у пользователя соответствующие чувства.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Для работы с выбранным цветом и составлением палитры цветов нашего сайта можно использовать следующие инструменты:

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

При работе над дизайном главной и внутренних страниц стоит помнить о некоторых основных принципах.

Элементы Call to Action

Понятие призыва к действию относится к интерактивным элементам сайта: кнопки, баннеры и пр. Данные элементы оформляются таким образом, что пользователю должно хотеться непременно на них нажать. Например, это может быть кнопка с призывом к действию (Нажми, Купи, Сэкономь), яркий баннер с заманчивым предложением, яркой картинкой и пр.

Данное понятие хорошо вписывается в принцип AIDA (Attraction Interest Desire Action).

Данное понятие применяется чаще при дизайне главных страниц, страниц акций и пр., где необходимо подтолкнуть пользователя к тому или иному действию: подписка, покупка и пр. Если перевести данный акроним на русский, то мы получим следующие понятия:

Таким образом становится понятен принцип построения дизайна, опирающегося на данное понятие: например, яркая картинка, баннер должны привлечь внимание пользователя, сопутствующий посыл в тексте должен вызвать в нём интерес и желание, а завершающим аккордом должна стать, например, кнопка с призывом к действию.

Но и данный принцип не работает сам по себе без некоторых других: схема просмотра страницы (наиболее, естественный путь движения глаз по странице), визуальные направляющие.

Схема просмотра страницы

Довольно часто встречается Z-схема просмотра страницы. В соответствии с этим элементы страницы обычно располагают следующим образом: логотип слева вверху, меню справа вверху, информационные блоки, картинки слева внизу, кнопка с призывом к действию справа внизу.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Визуальные направляющие

Визуальными направляющими называют декоративные элементы страницы, которые перенаправляют взгляд пользователя на те или иные элементы дизайна, формы, кнопки и пр. В качестве визуальных направляющих могут выступать стрелка, направление взгляда человека на изображении, направление указательного пальца, в общем всё, что может как-то указывать в ту или иную сторону.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

На первом изображении взгляд невольно следует за указательным пальцем мужчины, а его прямой взгляд невольно привлекает внимание к себе при первом взгляде на страницу.

Тот же эффект продемонстрирован на втором изображении с наложенной тепловой картой: в первом случае нас привлекает в основном прямой взгляд ребенка (прямо в глаза), во втором случае направление взгляда ребенка и его поза невольно обращают взгляд пользователя на блок справа.

Фрэймворки

Стоит так же отметить, что иногда, при разработке дизайна страницы, используют фрэймворки Bootstrap, Foundation, Material Design Lite, которые, помимо готовых элементов дизайна (кнопки, формы ввода и пр.), предлагают свою модульную сетку, CSS сниппеты (часть кода, разметки, которая может неоднократно использоваться) для вставки элементов в страницу (тех же кнопок, элементов форм и пр.) и классы разметки, а так же JS скрипты для соответствующих интерактивных элементов.

Использование данных библиотек может в значительной мере сэкономить время при разработке проекта (дизайне, вёрстке), правда в то же время может сделать ваш сайт похожим на другие, если использовать элементы дизайна фрэймворков как есть. На основе каждого фрэймворка можно найти огромное количество платных и бесплатных тем и страниц, а так же разработать свои.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно
Готовые элементы дизайна из Bootstrap, Foundation и Material Design Lite (MDL)

Трэнды

Нельзя не упомянуть о некоторых наметившихся трендах последнего времени в качестве компоновки и дизайна страниц.

Во-первых, стоит упомянуть о так называемых лэндинговых страницах, которые подразумевают под собой длинную страницу, разделённую на соответствующие секции и знакомящие пользователя с основным контентом сайта. Часто лэндинг является единственной страницей, на которой сразу удаётся показать всю необходимую информацию, не заставляя пользователя переходить по страницам. Лэндингам обычно сопутствует хороший дизайн, выверенная и продуманная подача информации, элементы call-to-action, интерактивность (счётчики, анимация и пр.).

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Стоит так же сказать о внешнем виде страниц и вспомнить такие понятия как скевоморфизм и плоский дизайн.

Скевоморфизм

Скевоморфизм уже продолжительное время уступает свои позиции плоскому дизайну. Данное понятие означает наделение интерактивных элементов качествами реальных. Например, оформление страницы с книгами в виде книжной полки, оформление кнопки на подобии настоящей с соответствующей имитацией нажатия, использование реальных текстур и пр. Данный принцип активно использовался при создании страниц буквально пару лет назад, но затем тенденции сменились и на первый план вышел плоский дизайн (Flat, Material).

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Плоский дизайн

Плоский дизайн использует минимум текстур и оформление, создание дизайна базируется на понятиях контраста, соотношения цветов и размеров.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Не маловажную роль на тренды в веб-дизайне оказало развитие мобильных операционных систем. Чаще всего двигателем прогресса становятся решения от компании Apple, которая в своих дизайн-решениях iOS сначала использовала имитацию реальных объектов, а затем всё упростила до плоского дизайна (Flat UI). Сейчас в вебе главенствует Flat дизайн и Material дизайн, который активно развивает Google.

Неплохой сайт-сравнение двух концепций: http://www.flatvsrealism.com/

По основам веб-дизайна и прототипированию неплохим подспорьем может стать данная книга: Джейсон Берд: Веб-дизайн. Руководство разработчика.

Разработка

Итак, процесс дизайна макета страницы плавно перетекает в процесс «оживления» сделанного на предыдущих этапах. Прежде чем сразу начинать писать HTML, CSS и JS стоит немного поговорить о редакторах кода и структуре проекта.

Редакторы кода

Из наиболее популярных редакторов кода на сегодня можно выделить три:

От части, все эти редакторы похожи по принципу работы, когда при установке мы получаем редактор, в который затем можем «доставить» необходимые модули и плагины, так сказать, «редакторы на стероидах». Разница лишь в технологиях, которые были использованы при написании редакторов, если Sublime Text написан при помощи C++ и Python, то 2 других используют JavaScript, HTML, CSS (Less). За счёт этой разницы Sublime Text может работать чуть быстрее своих коллег.

Существуют так же более продвинутые IDE (студии) такие, как Web Storm, PHP Storm и пр., но для вёрстки проекта вполне подойдёт редактор кода, а не целая студия (IDE).

Чтобы определиться, что подходит лично вам для разработки, стоит самим покопаться в многообразии средств и выбрать то, что больше всего удовлетворяет вашим потребностям.

Обзоры текстовых редакторов:

Структура проекта

Под структурой проекта понимается хранение файлов проекта в его директории. Часто приходится видеть, когда все файлы «свалены» вместе, названия файлам даны «капсом», цифрами или русскими буквами и пр. Во-первых, это банальное неуважение к тому, кто будет работать с вашим проектом далее, во-вторых, чем больше будет ваш проект, тем больше будет становиться файлов и, в конце концов, вы просто запутаетесь, что к чему относится и что нужно, а что нет.

Лучше всего отдельные категории файлов помещать в свои папки: картинки в папку images или img, css в папку css, javascript в папку js. В корне будет лежать только index.html и страницы сайта, либо только index.html, а страницы в отдельной папке pages. Соблюдая эти правила вы никогда не запутаетесь в проекте.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Работа над проектом

Итак, определившись с редактором кода, структурой мы можем приступать к разработке. Прежде всего стоит отметить, что вёрстка страницы делается поэтапно: сначала пишется HTML-структура (HTML-код), затем добавляются стили, а после, если необходимо, пишутся скрипты (JS), добавляются необходимые плагины и библиотеки.

Учитывая вышесказанное, мы можем условно разделить работу над проектом на следующие этапы:

Написание HTML

Сейчас при написании HTML кода уже смело можно использовать тэги и элементы разметки, которые появились вместе с стандартом HTML5, если вам необходимо поддерживать старые браузеры, то можно использовать, например, плагин html5shiv (https://github.com/afarkas/html5shiv), который обеспечивает поддержку новых стандартов в старых браузерах или библиотеку Modernizr (https://modernizr.com/) (html5shiv входит в сборку Modernizr), которая определяет возможности браузера, с помощью которого просматривается сайт.

При вёрстке сайтов в настоящее время, априори, используется блочный подход, никаких таблиц, iframe’ов и пр. Таблицы выполняют только свою прямую роль – представление информации в виде таблицы. В вёрстке таблицы используются лишь при работе с электронными письмами.

На этапе написания HTML мы, как бы, создаём скелет страницы, её абстрактную модель при помощи тэгов (языка разметки HTML). Стоит отметить, что структуру может быть проще написать, если у нас есть прототип, составленный на первом этапе или же, если мы сами, глядя на дизайн-макет, на бумаге схематично разрисовали себе все блоки страницы.

При написании разметки мы так же сразу можем прописывать элементам классы и идентификаторы.

Правила именования классов

На сегодняшний день есть один популярный подход, который касается принципов построения проекта в целом, но на данном этапе нас интересует именно именование классов. Подход называется БЭМ и расшифровывается, как Блок Элемент Модификатор.

Вкратце можно описать данный подход, как некое соглашение по именованию классов и представлению разметки страницы. Каждый элемент страницы являет собой сущность, которая может существовать независимо от контекста, тогда мы говорим о Блоке (.block) или же только в контексте другой сущности, тогда мы говорим об Элементе (.block__element). Каждый Блок или Элемент могут иметь различные модели представления: цвет, форму, прозрачность и пр. За подобные свойства будет отвечать Модификатор (.block__element_mod).

Таким образом мы представляем наш код, как композицию блоков, элементов и их модификаций.

Более полная информация о методологии: https://ru.bem.info/

SMACSS

Так же существует подход SMACSS (расшифровывается данный акроним как Scalable and Modular Architecture for CSS – Масштабируемая и Модульная Архитерктура для CSS), который разделяет понятие о классах и разметке на несколько уровней: базовый, макет, модуль, состояние, тема.

Информация о методологии и онлайн книга: https://smacss.com/
Русскоязычный перевод книги по SMACSS: https://github.com/andrew—r/smacss

Важно помнить, что любое соглашение по именованию призвано создать определённый уровень абстракции, благодаря которому работать с проектом будет удобно и он не будет перегружен излишним кодом и прочими артефактами.

Небольшой курс по основам HTML: Смотреть

Написание CSS

Правила именования классов подводят нас к следующему этапу. Когда написана html структура проекта, определены классы можно переходить к написанию CSS стилей и нарезке макета.

Стоит упомянуть о 2-х CSS файлах-дополнениях: normalize.css и reset.css.

Reset.css

Изначально в проектах повсеместно использовался reset.css, написанный Эриком Мейером. Цель данного свода правил – сбросить стили браузера, которые он по умолчанию использует для отображения элементов разметки. Таким образом при использовании reset.css нам не нужно переписывать стили браузера, по сути мы работаем с «чистым листом» и можем сосредоточиться на написании собственных стилей с нуля.

Normalize.css

Normalize.css наоборот, не сбрасывает все стили «в ноль», а нормализует их, приводит отображение стилей проекта к более-менее однообразию во всех современных браузерах.

У обоих сводов правил есть свои плюсы и минусы, на данный момент популярен normalize.css. Популярность данного свода правил обусловлена ещё и тем, что вам не приходится при разработке заново прописывать основные свойства для базовых элементов страниц, а лишь модифицировать их по необходимости.

Так же стоит упомянуть о, так называемом, «быстром сбросе», когда мы абсолютно для всех элементов страницы с помощью селектора * прописываем свойства . Таким образом мы сбрасываем все внутренние и внешние отступы для всех элементов страницы. Но данную технику не рекомендуется использовать, так как она замедляет процесс отрисовки страницы, да и по сути имеет мало смыла (на мой взгляд).

Так же стоит отметить, что все размеры и отступы берутся непосредственно из дизайн-макета. Для получения данных значений нам необходимо использовать инструмент «линейка» и направляющие (речь про инcтрументарий Adobe Photoshop), а затем переносить полученные значения в код. Если мы работаем с фиксированным макетом, то значения переносятся в пикселях как есть, если же у нас «резиновый», то значения нужно переводить в проценты. Основная формула – это ширина элемента, делённая на ширину контекста (ширина содержащего блока). Например, если блок, содержащий текст и картинку имеет на макете ширину 400px, а блок с текстом в нём должен иметь ширину 340px, то в процентном выражении это будет (340 / 400) * 100%, то есть 85% будет занимать блок с текстом.

веб дизайн с чего начать обучение самостоятельно

Не стоит перегружать ваши стили чрезмерной специфичностью, например, если мы хотим, чтобы ссылка внутри списка имела красный цвет, то не обязательно записывать всю линейку классов и тэгов: .main –nav ul li a, достаточно просто указать .main-nav a. Слишком «специфичные» правила делают правила контекстно зависимым и заставляют вас писать лишний код, а так же влияют на скорость отрисовки страницы, так как при разборе правил CSS парсер читает их справа налево и ему сначала, если брать описанный выше пример, нужно взять все ссылки (a), затем отбросить все ссылки, которые не лежат в li и т.д. пока он не доберётся до содержащего класса.

Ещё один пример контекстной зависимости кода – это использование имен тэгов вместе с именами классов, например, div.block . Если мы захотим тот же класс применить к span, то нам придётся написать опять span.block или span.block, div.block , что в любом случае приведёт к увеличению кода на лишнюю строчку.

Почему это важно? Во-первых, вы не делаете лишнюю работу, во-вторых, вам не нужно потом среди 10000 строк искать нужное правило и, наконец, чем больше строк кода, тем больше размер файла, а большие по объему файлы медленнее передаются по сети, что в свою очередь может быть причиной долгой загрузки, а излишняя специфичность причиной долгой отрисовки вашей страницы.

Если, вы используете правила, относящиеся к спецификации CSS3, то не поленитесь проверить необходимость использования браузерных префиксов на сайте http://caniuse.com.

Возвращаясь к Mobile First, стоит сказать, что при работе в данной концепции написание стилей стоит начинать с мобильной версии, а затем с помощью медиа запросов добавлять правила, которые будут работать на других разрешениях. Зачастую, при расширении правил от мобильной версии к десктопной, приходится писать гораздо меньше кода, чем при работе наоборот: от десктопной версии к мобильной.

Полезные ссылки и материалы:

Написание JS

Итак, заключительным этапом является написание JS скриптов. При создании веб страниц стало, практически, стандартом использование библиотеки jQuery, которая позволяет с лёгкостью манипулировать элементами web-страницы (DOM узлами), навешивать прослушку событий, отправлять запросы на сервер, обрабатывать результат выполнения и пр. Но не стоит слепо доверять трендам, на сегодняшний день нативный JavaScript достиг такого уровня, что вам возможно уже не нужен jQuery. Поэтому, прежде чем слепо прикреплять jQuery, стоит задуматься, так ли он нужен для ваших задач и не достаточно ли встроенных возможностей языка JavaScript.

Есть неплохой ресурс, который приводит альтернативы одних и тех же манипуляций на языке JavaScript и с помощью библиотеки jQuery: http://youmightnotneedjquery.com/, так же неплохим подспорьем является сайт https://developer.mozilla.org/ru/, на котором, помимо описания методов и свойств JavaScript, можно найти полифиллы для тех или иных методов (библиотека или часть кода, которая добавляет в старые браузеры поддержку возможностей современных функций и методов JavaScript).

Важно отметить, что не рекомендуется использовать JavaScript для стилизации, то есть не стоит для того или иного объекта DOM (элемента страницы) добавлять портянку CSS свойств с помощью JavaScript, чтобы выделить его состояние и пр. Рекомендуется использовать классы, то есть заранее в CSS определить классы-состояния (активный, не активный, скрытый, использованный и пр.) и при манипуляции элементами просто добавлять или убирать соответствующие классы.

Например, у нас есть элемент списка с классом .list__item, для того, чтобы показать активный элемент в данный момент (выбран пользователем) или нет, можно просто добавить класс (.list__item—active), а не прописывать все стили, присущие этому классу в JS:
и т.д.
Небольшой пример с возможными способами присваивания класса (присвоение модификатора происходит при нажатии на зелёный квадрат): http://jsbin.com/.

Не рекомендуется решать задачи, которые явно относятся к уровню CSS с помощью JavaScript, пытаясь как-то выровнять объект или добавить ему стили при наведении и пр.

Опять-таки, возвращаясь к теме Mobile First, нельзя не упомянуть о 2-х концепциях, которые коррелируют с данной техникой. Progressive Enhacement и Graceful Degradation, что переводится как прогрессивное улучшение и последовательное ухудшение. Данные принципы описывают 2 разных подхода к разработке: в первом случае мы разрабатываем наш сайт, пишем скрипты с учётом старых браузеров и систем или же определяем поведение при невозможности запуска скриптов, а затем постепенно улучшаем скрипт, вводя современные функции и методы, таким образом мы получаем сайт, который будет одинаково хорошо работать в старых и новых браузерах и средах (то же касается и css).

При Graceful Degradation подход противоположный – мы разрабатываем для современных браузеров и, лишь, потом начинаем вносить доработки и изменения с учётом старых версий.

Подход Mobile First чем-то схож с Progressive Enhacement.

Проверка кода

После написания html, css и js для нашей страницы необходимо проверить всё ли сделано верно. Для этого можно использовать online средства:

Статьи с рекомендациями по написанию JS, HTML и CSS:

Средства автоматизации

На сегодняшний день практически все рутинные процессы разработки (за исключением дизайна) можно в той или иной степени автоматизировать.

960GS

Мы уже говорили об этом средстве разработки в разделе про модульные сетки и дизайн. Нужно сказать, что 960GS предлагает не только макеты для создания дизайна, но и свою систему именования классов. Используя предлагаемые классы при вёрстке и при подключении css файла системы в проект, блоки сайта будут выстроены по этой сетке, что сэкономит время на написании практически того же самого самостоятельно.

Emmet

Emmet – это средство работы с html и css (http://emmet.io/). Плагин для работы с данным средством можно установить, например, в Sublime Text, тогда у вас появляется возможность не писать громоздкие куски кода на html и css, а записывать их в строчку, раскрывая затем в полноценную разметку. Например, строка .block>ul.list>li.list__item*3, может быть раскрыта в полноценный код:

Затем вам просто необходимо вписать текстовые значения в элементы списка. То же касается и css: строка w:100px+h:150px+bgc:#ff0 раскрывается в:

Благодаря данным средствам писать код становится быстрее и приятнее, так как вы меньше времени тратите на написания закрывающих блоков, переходам по строчкам, а так же уменьшается возможность, касательно html, не закрыть тот или иной элемент разметки. В плане CSS, например, становится легче работать с браузерными префиксами, так как одна строчка с CSS3 свойством может быть раскрыта в несколько с добавлением необходимых префиксов.

Далее стоит упомянуть и о таком языке работе с шаблонами, как jade (http://jade-lang.com/). Опять-таки, с помощью jade писать html становится быстрее и удобнее, а так же появляется возможность создания переиспользуемых блоков кода и миксинов, передавая которым на вход те или иные параметры мы будет получать нужную нам разметку. Благодаря jade в проекте, касательно разметки и написания страниц, может поддерживаться модульность, а часто используемые названия и блоки кода могут выноситься в качестве переменных (названия, имена страниц и пр.) или миксинов в отдельные файлы настроек и файлы, соответственно. Для работы с jade, а точнее для преобразования написанного кода из jade в html, необходимо использовать командную строку, а так же установить на ваш компьютер платформу nodejs (https://nodejs.org/en/, http://nodejs.ru/).

Командная строка

Работа в командной строке так же может ускорить некоторые этапы работы над проектом, например, создание папок и файлов. Запустив консоль в директории проекта и набрав в ней всего лишь одну строку:

После нажатия enter мы получим папку project в которой будут находиться папки css, images, js, в папках css и js файлы styles.css и app.js, соответственно, а в корне project лежать файл index.html. Таким образом мы сэкономили время на создание папки, написание её названия, создание файлов и пр. Так же командная строка используется для работы с остальными средствами автоматизации.

Далее стоит поговорить о таком языке как Sass (http://sass-lang.com/). Данный язык упрощает работу с css. Благодаря Sass можно записывать вложенные классы, проводить математические вычисления прямо в коде, выносить переиспользуемые величины в качестве переменных в отдельные файлы или в начало файла, что в значительной степени упрощает дальнейшую работу со стилями и упрощает изменение тех или иных величин, так как они все будут храниться в одном месте и не нужно будет «ходить» по всему проекту и вносить соответствующие правки. Так же, благодаря Sass в проекте можно придерживаться принципа модульности, храня части разметки в соответствующих файлах и подключать их все в основной, затем с помощью консольной команды можно собрать весь код в один css файл, так же поддерживается сборка результирующего файла на лету по мере написания стилей. Опять-таки для работы с Sass потребуется командная строка. Процесс установки пакета можно изучить здесь: http://sass-lang.com/install.

HTML5Boilerplate

HTML5Boilerplate (https://html5boilerplate.com/) представляет собой заранее скомпонованный проект, в котором уже есть index.html, normalize.css и пр. В index.html, например, уже заранее прописаны основные куски кода, которые необходимы при написании html страницы. Проект позволяет скачать архив со всеми файлами как есть или же использовать кастомную сборку: http://www.initializr.com/. Опять-таки, принцип прост: зачем тратить время на написание одних и тех же строк или на проделывание одних и тех же манипуляций, если мы сразу можем сосредоточиться непосредственно на работе с проектом.

Gulp и Grunt

Gulp (http://gulpjs.com/) и Grunt (http://gruntjs.com/) представляют собой сервисы запуска задач, которые описываются в основных файлах данных сервисов, выполняются с помощью совместимых модулей и запускаются на выполнение с помощью консоли.

Данные сервисы помогают использовать в разработке, например, вышеописанные средства Jade и Sass, автоматически преобразовывать их в соответствующие файлы html и css, сжимать их, если необходимо, а так же проверять, например css свойства, на необходимость использования браузерных префиксов и подставлять их в автоматическом режиме.

Оба сервиса используют различный подход в описании выполнения задач, но суть их работы одинакова. Полезным будет данное сравнение: http://frontender.info/gulp-grunt-whatever/

Так же многие сервисы вроде autoprefixer (автоматическая простановка браузерных префиксов), jshint (проверка JS кода на валидность) могут быть установлены как сторонние плагины в текстовом редакторе (Sumblime Text, Atom, Brackets) и инициализированы при нажатии определённого сочетания клавиш.

Bootrstrap, Foundation, Material Design Lite

Данные фрэймворки уже упоминались в разделе про дизайн. Но стоит опять вспомнить о них, так как они, в определённой степени, помогают автоматизировать процесс разметки веб-страницы и работы с ней.

При подключении файлов фрэймворков в проекте мы можем использовать определённые в них классы и сниппеты разметки, которые будут работать по уже описанным правилам и иметь установленный внешний вид (например, кнопки, поля ввода, таблицы и пр.). Таким образом мы экономим время, например, на описание расположения блоков дизайна, их размеров в зависимости от разрешения, внешний вид полей формы, кнопок и их состояния.

Со всеми возможностями и примерами можно ознакомиться на соответствующих сайтах:

Надеюсь, что все описанные вещи будут полезны вам в изучении темы веб-дизайна и фронтенд разработки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *