вечерние песнопения в храме

Всенощное бдение

вечерние песнопения в храме

Всенощное бдение. Хор Московского Сретенского монастыря

Избран­ные пес­но­пе­ния в испол­не­нии хора Мос­ков­ского Сре­тен­ского монастыря.

Степенны — Хор Новокузнецкого православного духовного училища

Степе́нны – часть тор­же­ствен­ной поли­е­лей­ной утрени. Сте­пенны явля­ются под­ра­жа­ни­ями 15-ти так назы­ва­е­мых сте­пен­ных псал­мов 18-ой кафизмы (119–133 псалмы).

Октоих: каноны утрени и полунощницы

Име­нем Окто­иха, или Ось­мо­глас­ника, обо­зна­ча­ется бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая в себе после­до­ва­ние с изме­ня­е­мыми молит­во­сло­ви­ями для каж­дого дня сед­мич­ного круга. Она раз­де­лена на 8 глав. Отсюда и сама книга полу­чила свое наименование.

Осмогласие. Краткое учебное пособие (трехголосие)

Образцы напе­вов осмо­гла­сия в испол­не­нии уча­щихся регент­ской школы при Кур­ской пра­во­слав­ной духов­ной семи­на­рии. Диск явля­ется при­ло­же­нием к крат­кому учеб­ному посо­бию “Осмо­гла­сие” М. Сидоровой.

Всенощное бдение с разъяснением

Все­нощ­ное бде­ние (или Все­нощ­ная) — соеди­не­ние трех служб (вели­кой вечерни, утрени и пер­вого часа). Древ­ний обы­чай совер­шать Все­нощ­ное бде­ние осно­ван на при­мере Спа­си­теля и св. Апостолов.

Шестопсалмие

Шесто­псал­мие — это основа пер­вой части утрени. Оно вклю­чает шесть избран­ных псал­мов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Школа церковного пения. Осмогласие

Посо­бие для прак­ти­че­ского обу­че­ния цер­ков­ному пению для сме­шан­ного четы­рех­го­лос­ного хора.

Осмогласие

Пение муж­ского хора Мин­ской Духов­ной семи­на­рии под управ­ле­нием про­то­ди­а­кона Андрея Скро­бота, 2003 год.

Источник

Божественная Литургия

вечерние песнопения в храме

Божественная Литургия (Песнопения Киево-Печерской Лавры)

Хор Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии и Семи­на­рии. Запи­сано в церкви Рож­де­ства Бого­ро­дицы Киево-Печер­ской Лавры в июне 1997 года.

От Восток Солнца до Запад. Божественная литургия. Братский хор Киево-Печерской Лавры

Брат­ский хор Свято-Успен­ской Киево-Печер­ской Лавры. Регент иеро­ди­а­кон Герон­тий (Бори­се­вич).

Божественная литургия. Хор Московского Сретенского монастыря

Пес­но­пе­ния Боже­ствен­ной литур­гии в испол­не­нии хора Сре­тен­ского монастыря.

Божественная литургия св. Иоанна Златоуста (Валаам)

Хор бра­тии Спасо-Пре­об­ра­жен­ского Вала­ам­ского мона­стыря, регент иеро­ди­а­кон Гер­ман (Ряб­цев).

Литургия с пояснениями

Хор храма Воз­не­се­ния Хри­стова, г. Белово. Регент — Ната­лья Пет­ровна Гуто­вич. Насто­я­тель — про­то­и­е­рей Петр Гуто­вич. Текст читает иерей Евге­ний Попов.

Литургия святителя Иоанна Златоустого

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­устого, совер­шен­ная архи­епи­ско­пом Вени­а­ми­ном (Пуш­ка­рем), в испол­не­нии архи­ерей­ского хора кафед­раль­ного собора св. Нико­лая г. Вла­ди­во­стока под управ­ле­нием Л. Макаренко.

Чтение Священного Писания на современном русском языке во время богослужения

Чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния на совре­мен­ном рус­ском языке во время богослужения.

Литургия свт. Иоанна Златоуста. Хор братии Валаамского монастыря

Име­ну­е­мый в про­шлом Север­ным Афо­ном, Вала­ам­ский мона­стырь стоял у исто­ков оте­че­ствен­ного Пра­во­сла­вия, был его цен­тром на Северо-Западе Рос­сии. Валаам имеет мно­го­ве­ко­вую и бога­тую историю.

Беседы о Божественной Литургии

О глав­ном хри­сти­ан­ском бого­слу­же­нии, его исто­рии и смысле рас­ска­зы­вает пре­по­да­ва­тель Инсти­тута бого­сло­вия и фило­со­фии про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов.

Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста

Музыка И.А. Руч­кина — выпуск­ника Ленин­град­ской кон­сер­ва­то­рии (хоро­вое дири­жи­ро­ва­ние). В его твор­че­ском порт­феле Литур­гия Св. Иоанна Зла­то­уста, Месса (латин­ская), хоры на стихи Гуми­лева, Ман­дель­штама, Тру­сен­кова, Борейко и дру­гих авторов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Музыка

Статистика

вечерние песнопения в храме

I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел Руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/

вечерние песнопения в храме

Воскресная песнь после Евангелия

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

К каждому стиху припев:

Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без ис-

тления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

в некоторых храмах поют:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

П. НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Во время причащения верующих Святых Христовых Тайн поется:

Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

III. ПЕСНОПЕНИЯ, ПОЕМЫЕ НА МОЛЕБНАХ

Молитва Святому Духу

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

Благодарственный Спасителю, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил до ныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Пречистая Дево./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

вечерние песнопения в храме

Процитировано 64 раз
Понравилось: 24 пользователям

Источник

Всенародное пение

«Радуйся, Нико-о-лае», — звонко доно­сится из при­от­кры­тых дверей храма. Сего­дня у нас по рас­пи­са­нию пение ака­фи­ста. Не просто пение, а все­на­род­ное пение.

Фено­мен все­на­род­ного пения на бого­слу­же­нии ведет свою исто­рию с первых веков хри­сти­ан­ства. В Древ­ней Церкви на всех бого­слу­же­ниях пели все. Какие-то пес­но­пе­ния от начала до конца испол­ня­лись сообща, какие-то зву­чали от лица кано­нарха, а послед­ние строки либо повто­ря­ю­щи­еся пред­ло­же­ния в них пелись всеми моля­щи­мися. И тогда не вста­вал вопрос о про­фес­си­о­на­лизме певчих, о том, насколько они рели­ги­озны и бла­го­че­стивы. Как при­об­ще­ние к Святым Таинам, так и все­на­род­ное пение, было знаком глу­бо­кой собор­но­сти Хри­сти­ан­ской Церкви.

Шло время, свет­ская куль­тура, вышед­шая из мона­стыр­ских стен и набрав­ша­яся чисто мир­ских пони­ма­ний, ока­зала не только поло­жи­тель­ное вли­я­ние на раз­ви­тие пев­че­ского цер­ков­ного искус­ства, но и при­внесла в него опре­де­лен­ные труд­но­сти. Одной из этих труд­но­стей и стало раз­де­ле­ние моля­щихся на кате­го­рию поющих в хоре и просто «пред­сто­я­щих и моля­щихся». Тем не менее, в наши дни наблю­да­ется поло­жи­тель­ная тен­ден­ция заин­те­ре­со­ван­но­сти веру­ю­щих в воз­мож­но­сти соуча­стия в бого­слу­же­нии в каче­стве «певчих из народа».

Сле­дует сразу ого­во­риться, что в разных храмах отно­ше­ние к все­на­род­ному пению раз­лич­ное. Есть храмы, где любой вид пения народа нахо­дится под стро­жай­шим запре­том, есть храмы, где активно дей­ствуют так назы­ва­е­мые «люби­тель­ские хоро­вые кол­лек­тивы», набран­ные из при­хо­жан, есть храмы, где часть пес­но­пе­ний на бого­слу­же­нии испол­ня­ется всеми при­сут­ству­ю­щими под руко­вод­ством диа­кона либо регента. Поэтому, если у вас появи­лось серьез­ное наме­ре­ние послу­жить Богу своим пением, обой­дите близ­ле­жа­щие храмы и наве­дите справки по этому вопросу.

Люби­тель­ский хор, чаще всего, поет на литур­гии либо в будние, либо в суб­бот­ние дни. Литур­гия – самое «про­стое» в устав­ном отно­ше­нии бого­слу­же­ние. Данный факт обу­слов­лен малым коли­че­ством изме­ня­е­мых пес­но­пе­ний и ста­биль­ным после­до­ва­нием свя­щен­но­дей­ствий.

Для того чтобы попасть в число «люби­те­лей», скорее всего, будет необ­хо­димо пройти пред­ва­ри­тель­ное про­слу­ши­ва­ние. В даль­ней­шем в обя­за­тель­ном порядке в обя­зан­ность вме­нится посе­ще­ние репе­ти­ций, кото­рые назы­ва­ются «спевки». На спев­ках хор разу­чи­вает новые про­из­ве­де­ния, повто­ряет осо­бен­но­сти службы, воз­ни­ка­ю­щие в связи с дву­на­де­ся­тыми празд­ни­ками, зна­ко­мится с тек­стом тро­па­рей, после­до­ва­ние кото­рых прак­ти­че­ски нико­гда не бывает оди­на­ко­вым в тече­ние многих лет.

Такой формат пения под­ра­зу­ме­вает повто­ре­ние пес­но­пе­ний дома и нали­чие доста­точно твер­дого наме­ре­ния знать и пони­мать основ­ные бого­слу­жеб­ные тексты. «Новички» в люби­тель­ском хоре должны при­слу­ши­ваться к «быва­лым люби­те­лям» и отно­ситься к делу с удво­ен­ным ста­ра­нием.

Также сле­дует на пороге храма раз и навсе­гда оста­вить жела­ние делать заме­ча­ния и исправ­лять тех, кто, на ваш взгляд, поет неверно. Любые заме­ча­ния и вне­се­ние кор­рек­ти­ро­вок в пение нахо­дятся в полной ком­пе­тен­ции одного-един­ствен­ного чело­века в хоре – регента. В про­тив­ном случае про­изой­дет эффект «лебедь, рак и щука», кото­рый повре­дит общему делу и ста­биль­ным после­до­ва­нием свя­щен­но­дей­ствий.

Во многих храмах выде­лено несколько пес­но­пе­ний, как на утрен­нем, так и на вечер­нем бого­слу­же­нии, пред­на­зна­чен­ных для все­на­род­ного пения. Зача­стую пере­чень «репер­ту­ара» выгля­дит так:

2) на все­нощ­ном бдении:

Слова выше­пе­ре­чис­лен­ных пес­но­пе­ний можно найти в книгах, спе­ци­ально пред­на­зна­чен­ных для все­на­род­ного пения в храме либо просто содер­жа­щих чино­по­сле­до­ва­ние литур­гии и все­нощ­ного бдения.

В основ­ном, пением народа на службе руко­во­дит либо диакон, либо пса­лом­щик, стоя на солее, лицом к при­сут­ству­ю­щим. В редких слу­чаях для дири­жи­ро­ва­ния в эти моменты может выхо­дить регент, либо «дове­рен­ный» певчий из хора.

Также бывают ситу­а­ции, когда насто­я­тель готов рас­смот­реть, напри­мер, вари­ант обще­на­род­ного пения молебна, но нет чело­века, кото­рый взял бы на себя ответ­ствен­ность непо­сред­ственно руко­во­дить про­цес­сом пения. Если у вас окон­чена музы­каль­ная школа или есть хоро­шие музы­каль­ные задатки и реши­тель­ный харак­тер, вполне воз­можно ваше слу­же­ние в каче­стве «люби­тель­ского регента-запе­валы».

Первое пра­вило, кото­рое необ­хо­димо четко пом­нить при выпол­не­нии подоб­ных функ­ций: вы должны уве­ренно знать, что именно вы хотите спеть и пока­зать рукой. В про­тив­ном случае народ, как пра­вило, пре­данно смот­ря­щий на ваши малей­шие дви­же­ния, но не всегда верно пони­ма­ю­щий их, «потя­нет» вас за собой. Темп будет либо замед­ляться, либо неимо­верно раз­го­няться при пении слов на одной ноте, высот­ность зву­ча­ния будет сни­жаться.

Второе пра­вило: все дири­жер­ские дви­же­ния должны быть укруп­нен­ные, немного жест­кие, хорошо понят­ные окру­жа­ю­щим. Здесь абсо­лютно не при­го­дится жест про­фес­си­о­наль­ного дири­жи­ро­ва­ния, загро­мож­ден­ный излиш­ними изыс­ками. В данной ситу­а­ции необ­хо­димо ясно пока­зы­вать смену дли­тель­но­сти и смену высот­но­сти, причем так, чтобы вас видели не только сто­я­щие в первом ряду. При этом, конечно же, рука не должна «идти сзади» текста, жест должен совер­шаться чуть зара­нее.

Третье пра­вило: при всей стро­го­сти не забы­вайте по-доб­рому отно­ситься к вашему «хору». Посте­пенно сфор­ми­ру­ется «костяк» из при­хо­дя­щих посто­янно людей, кото­рые будут слу­жить Богу и вам верой и прав­дой. Не погну­шай­тесь позна­ко­миться с ними, обод­ря­юще улыб­нуться после бого­слу­же­ния. Все ваши доб­ро­же­ла­тель­ные дей­ствия по отно­ше­нию к поющим, сто­ри­цей вер­нутся к вам и помо­гут вдох­но­вен­ному слу­же­нию на ниве Божией.

Чет­вер­тое пра­вило: поста­рай­тесь пра­вильно рас­ста­вить «опор­ных певчих». Из сфор­ми­ро­вав­ше­гося «костяка» вам необ­хо­димо выде­лить на слух тех, кто поет более уве­ренно и чисто. Поставьте их рядом друг с другом и неда­леко от себя – так будет создан ансамбль, дер­жа­щий основ­ную мело­дию. Людям можете объ­яс­нить, что верная рас­ста­новка при пении – необ­хо­ди­мая часть каче­ствен­ного испол­не­ния пес­но­пе­ний, ведь в хоре все должны не только стре­миться без­оши­бочно петь, но и при­слу­ши­ваться друг ко другу, не пре­вра­ща­ясь «из хори­стов в соли­стов».

И пятое пра­вило: ни в коем случае не допус­кайте даже мысли о том, что «такой-то поет фаль­шиво», «кроме меня, всем мед­ведь на уши насту­пил». Как бы ни выгля­дела реаль­ная обста­новка в про­фес­си­о­наль­ном музы­каль­ном отно­ше­нии, не забы­вайте об основ­ной цели все­на­род­ного пения. Собор­ное слу­же­ние Богу молит­вой, выра­жен­ной в форме пения – вот то, ради чего люди при­хо­дят на такие службы. Именно поэтому в особой непе­ре­да­ва­е­мой манере звонко звучат пес­но­пе­ния, укреп­ляя веру, помо­гая про­чув­ство­вать общ­ность всех собрав­шихся и при­сут­ствие Самого Христа среди сла­вя­щих Имя Его «единым серд­цем и еди­ными усты».

Источник

Песнопения православной Церкви

Древность употребления священных песнопений

Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной. В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа, Который после тайной вечери воспел со Своими учениками.

Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап. Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном богослужении, а не частное.

С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол, указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраний христиан, вместе с тем замечает: Вся же благообразно и по чину да бывают ( 1Кор. 14. 40 ), что дает право думать, что пение не только входило в состав богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами порядку.

С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей христианского богослужения.

Различие христианских песнопений по их происхождению

Уже в богослужении времени апостольского различаются песнопения трех родов: псалмы, гимны и песни духовные.

Что касается псалмов Давида, то они имеют весьма обширное употребление в богослужении Православной Церкви.

Второй ряд составляют гимны. Под этим именем разумеются, так называемые, гимны ветхозаветных отцов, именно: песнь Израиля, воспетая по переходе чрез Чермное море ( Исх. XV, 1–19 ), обличительная песнь Моисея ( Втор. XXXII, 1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царст. II, 1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. XXVI. 9–17 ). Аввакума (III, 1–12), Ионы (II, 3–10), песнь трех вавилонских отроков ( Дан. III, 24–90 ). Сюда же относятся: песнь Богородицы ( Лук. I, 46–55 ), молитва Симеона Богоприимца ( Лук. II, 29–32 ), молитва Захарии ( Лук. I, 68–79 ).

Употребление всех этих гимнов при христианском богослужении современно началу употребления псалмов. В IV и даже в III веках встречаются толкования на эти гимны у св. Ипполита, Дидима, Евсевия и Феодора Ираклийского. Песни ветхозаветных праведников особенно замечательны в том отношении, что они были приняты св. Иоанном Дамаскиным за основание составленных им канонов. Причиною этого было, без сомнения, давнее их употребление при богослужении, в силу чего некоторые отшельники и по составлении тропарей употребляли эти песни вместо тропарей.

В состав канонов песни ветхозаветных праведников вошли в таком порядке: первая песнь канона составлена по образцу песни Моисея по переходе чрез Чермное море; вторая – по образцу обличительной песни Моисея пред его кончиною к народу израильскому, забывшему благодеяния Божии; третья – по образцу песни св. Анны, матери Самуила, и изображает Церковь прежде пришествия Христова не плодствовавшею, подобно матери Самуила, а ныне веселящеюся о многих чадах своих: четвертая – по образцу песни пророка Аввакума, провидевшего пришествие Христово; пятая – по образцу песни пророка Исаии, воспевающего избавление Церкви от врагов: шестая – по образцу песни пророка Ионы, боровшегося со смертью во чреве китове, и изображает состояние грешника, которого душа исполнися зол и живот аду приближися; седьмая и осьмая песни – по образцу песни трех отроков, исповедывавших суд Божий над ними и народом израильским и призывавших всю тварь к прославлению Господа за сохранение их невредимыми.

Содержание девятой песни, всегда предваряемой песнью Богоматери, заимствуется из пророчественной песни Захарии, отца Иоанна Предтеци.

Наконец, третий разряд – песни духовные. Этим именем обозначаются песни, составленные и составляемые самими христианами по вдохновению духа благодати.

Они суть плод собственного духа христианина и всецело проникнуты духом благодати и истины Христовой.

С принесением благодати и открытием истины Христовой Церковь должна была прославить Бога и изобразить славу Его более выразительно, точно и подробно, нежели это возможно было в песнях Ветхого завета.

В этом состоит существенное отличие песен духовных от песнопений двух первых разрядов.

Образчики этого рода песнопений мы находим уже в Священном Писании. Такова благодарственная песнь, воспетая верными по случаю чудесного спасения ап. Петра и Иоанна и темницы ( Деян. 6, 23–30 ).

Контекст речи, равно как ритмический размер, близкий к размеру ветхозаветных песен, дают право считать за отрывки из песнопений апостольских христиан еще следующие места:

восстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5,14 );

Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем. Аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас. Аще не веруем, Он верен превывае: отрещи бо Ся Себе не может ( 2Тим. 2, 11–12 ).

Основываясь на практике апостольского времени, Церковь впоследствии с особенною силою и разнообразием развивает и обрабатывает этот род песнопений.

Наименование церковных песней

Первый разряд составляют песни, заимствующие свое наименование от содержания:

Воскресен. Это песни, общим предметом или темой которых служит прославление воскресения Христова. А так как воспоминание об этом событии приурочивается к воскресному дню, то наименование указывает вместе с тем и на время употребления этих песен.

Крестовоскресен. Содержанием его служит воспонинание о страданиях и воскресении Спасителя;

Богородичен. Так именуются песни, составленные в честь Богородицы;

Крестобогородичен. Получил свое название оттого, что в нем воспоминается плач Богородицы при кресте Спасителя. Они поются по средам и пяткам;

Догматик. В этих песнях вместе с похвалами Богоматери содержится догматическое учение о лице Господа нашего Иисуса Христа, преимущественно о воплощении и соединении в Нем двух естеств. Составитель догматиков – св. Иоанн Дамаскин. Богородичны догматики поются после стихир на Господи, воззвах и после стихир на стиховне;

Светильны. Эти песнопения поются на утрени после канона и называются так потому, что в них большею частью содержится моление о просвещении свыше. Иногда этим именем обозначаются экзапостиларии. Светильны для всех гласов помещаются обыкновенно в конце октоиха отдельно. В других книгах они не имеют надписания гласа (в минеях и триодах);

Экзапостиларий. Эта песнь также поется после канона на воскресной утрени и заменяет собою будничный светилен. Воскресные экзапостиларии составлены императором Константином Багрянородным;

Троичны. Общее содержание их – прославление Пресвятой троицы. Они поются на утрени, когда после Шестопсалмия и ектении поется: аллилуиа, и не поется при пении: Бог Господь. Они имеют отношение к службе дня и поются на глас, который по ряду поется в седмицу;

Мученичны. Это песни в честь мучеников. Они поются по октоиху во все дни седмицы на вечерне – в стихирах на стиховне (в субботу – и на Господи воззвах), на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне, на литургии – в Блаженных;

Покаянные и умилительные. Общая тема этих песней – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях октоиха;

Мертвенные и покойны. В них содержится моление об усопших. Они положены только в службе субботы, так как в этот день Церковь воспоминает усопших. Сюда же принадлежат мертвенные тропари по непорочны, поющиеся при погребении.

Второй разряд составляют песнопения, в наименованиях которых указывается на объем их Таковы:

Стихира. Так называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанным одним размером и большею частью предваряемых стихами Священного Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний, которые у древних отцов Церкви называются стихирами, по образцу и для замены которых стали составляться христианские стихиры. По различию стихов Священного Писания, предваряющих стихиры, эти последние различаются на три вида:

1. стихиры на Господи, воззвах – это те, которые поются на вечерне и имеют пред собою стихи из 140 (Господи, воззвах), равно как из 129 и 141 псалмов;

2. стихиры стиховны или на стиховне. От первых стихир они отличаются тем, что имеют пред собою стихи не из указанных псалмов, а из разных других, равно как и вообще из книг Священного Писания, каковые стихи избираются соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются на вечерне и утрени;

3. стихиры на хвалитех – те, которые имеют пред собою стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150, в которых часто встречается слова: хвалите.

Кондак и икос. В этих песнопениях изображается сущность праздника или похвала святому с тем, однако, различием, что в кондаке это содержание изложено кратко, а в икосе – пространно. Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. По содержанию своему кондак и икос служат обыкновенно образцом для всего последования, к которому принадлежат: кондак представляет собой как бы тему последования, развитие которой предлагается в икосе. Потому икосы поставляются всегда после кондаков и никогда прежде. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос служат образцом для других песнопений последования.

Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.

Песни третьего разряда берут свои наименования из состава, размера и образа пения. Таковы:

Канон. Обширное песнопение, составленное по известным правилам из соединения нескольких песен или од, написанных одним стихотворным размером, в одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое название и самое песнопение. Канон состоит из девяти песен и служит изображением небесной иерархии и и ее песен. Такой канон называется полным. Но он может заключать в себе четыре, три и две песни. В целом каноне раскрывается одна какая-либо мысль, например, прославляется воскресение Господне, крест Господень, Богородица и т. д. На этом основании каждый канон имеет особые названия, например, Канон воскресный, Канон Животворящему Кресту Господню, Канон Богородидце и т. п.

Каждая отдельная песнь канона состоит из нескольких стихов. Первый стих каждой песни называется ирмосом. В основе ирмосов и лежат песни, заимствованные из Священного Писания. Вместе с тем, ирмос служит образцом и связью для последующих стихов, сообщает им порядок касательно числа стоп и строк и тон их пению. Последующие стихи называются тропарями. Особый ирмос, прилагаемый к концу каждой песни, называется катавасия (исполняется обоими ликами). Кроме того, весь канон делится на три части малыми ектениями. Каноны появляются в христианском богослужении очень рано, но в первованчальном своем виде они были рядом тропарей или стихир без ирмосов.

Первые ирмосы были составлены св. Иоанном Дамаскиным, он же привел тропари в стройное целое и сообщил канону его настоящий вид.

Антифоны. Это песни, которые поются на обоих клиросах попеременно. Антифоны бывают нескольких видов:

1. Антифоны кафизм. Так называются части или Славы кафизм, потому что устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам;

2. Антифоны изобразительные из псалмов 103 и 145, поющиеся на литургии вслед за великою ектениею. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо третьего антифона поются Блаженны и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени;

3. Антифоны повседневные, состоящие из псалмов 9, 92 и 94 и поющиеся вместо Блаженных и изобразительных псалмов, когда в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных;

4. Антифоны праздничные, поющиеся в двунадесятые праздники Господские;

5. Антифоны степенные. Это – утренние воскресные антифоны, названные так потому, что они составлены св. Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (от 119 до 133), называвшимся у евреев песнями степеней;

Подобны, самоподобны и самосогласны. Эти наименования усваиваются некоторым песням Минеи при указании гласа, на который они должны быть петы, для чего самые песни и надписываются указанными наименованиями.

Подобен. Песнь, которая по содержанию, но чаще по размеру или тону, или по тому и другому вместе, подобна другой песни Минеи или Октоиха, начальные слова которой и пишутся сразу после слова: подобен. Почти всегда песнь, подобная другой по размеру, подобна и по гласу.

Самоподобны и самогласны отличаются от подобных тем, что для них не служила образцом никакая другая песнь, ни по содержанию, ни по размеру, ни по гласу. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем: самоподобными называются две или три песни, которые, не будучи составлены по подобию других, сходны, однако, между собою по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания, и глас, на который они поются, назначен им применительно к их содержанию, независимо от других песен.

Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октиоха, на который они должны быть петы;

Косные. Своеобразные напевы, отличающиеся протяжностью, которыми поются некоторые песнопения, например, причастны и величания. Четвертый разряд составляют наименования указывающие на положение и состояние молящихся во время пения. Таковы:

Акафист. Во время пения акафиста возбраняется сидеть. Первоначально это наименование усвоено было благодарственным песням в честь Богоматери, воспетым в константинополе по случаю избавления от врагов в 626 г. Этот акафист состоит из 24 песен, по числу букв греческого алфавита. 12 из них – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Темой акафиста служит первый кондак: Взбранной воеводе победительная…

Весь акафист делится на две части, из которых содержание первой (до седьмого икоса) историческое, а второй – догматическое.

Впоследствии наименование акафиста было перенесено и на другие песнопения, составленные по такому же принципу: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю и другим угодникам.

Седален. Наименование, противоположное первому и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3-й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя.

Ипакои. Эта песнь поется на воскресном навечерии, также на полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Устав назначает петь ипакой всегда стоя.

К пятому разряду принадлежат песнопения, заимствующие свое наименование от времени исполнения их в порядке служб церковных. Таковы:

Светильничные. Поются после светильничных молитв (Блажен муж).

Прокимен. Так называется стих, предваряющий чтение Священного Писания: Апостола, Евангелия, паремии. Он заимствуется из Священного писания и кратко указывает или на содержание чтения, или на значение дня и молитвословий дня. Отсюда прокимны различаются на прокимны Апостола и прокимны дня. Прокимен дня произносится на вечерне, на литургии же произносятся прокимны апостола и дня. К каждому прокимну присоединяется стих, который находится в тесной связи с ним.

Кроме указанных, есть еще прокимны великие, поющиеся на вечернях недель Великого поста и Господстких праздников и отличающиеся от первых тем, что имеют не по одному, а по три стиха.

Аллилуарий. Стих, предваряющий чтение из Евангелия, для которого он служит как бы предисловием. Он полагается при пении аллилуиа, от которого и получил свое название. Называется также и просто аллилуиа. Кроме отношения к Евангельсому чтению, аллилуиарий может иметь отношение и к службе, и тогда называется: аллилуиа дня, аллилуиа гласа и аллилуиа праздника.

Причастен. Стих, который поется во время причащения священнослужителей.

Отпустительные. Песнопения, поющиеся в конце вечерни, утрени (на Бог Господь и по Благо есть). Отпустительными бывают тропари, кондаки и богородичны.

Шестой разряд составляют песнопения, получившие свои наименования от тех мест Священного писания, с которыми соединяется пение их. Таковы:

Благословенны. Тропари, поющиеся с припевом 12 ст. 118 псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим;

Непорочны. 17 кафизма в последованиях погребений и других: чаще – первая статия этой кафизмы в чинах погребения, так как остальные здесь имеют особые названия (2-я Заповеди Твоя и 3-я Имя Твое) от последних слов первого стиха;

Блаженны. Так называются известные евангельские стихи о блаженствах ( Мф. 5, 3 – 12 ) и те песнопения (обыкновенно тропари канона), которые поются на литургии за этими стихами. Всего чаще наименование Блаженны употребляется в последнем смысле и обозначает тропари канонов для пения со стихами о блаженствах;

Хвалитны. Хвалительные псалмы и соединенные с ним стихиры;

Полиелей. Пение псалмов 134 и 135. Название свое получило от частого повторения в указанных псалмах слова: милость и от обильного возжигания елея во время пения.

Источник: О церковном пении. Сб. статей. Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *