вечерние песнопения в храме
Всенощное бдение
Всенощное бдение. Хор Московского Сретенского монастыря
Избранные песнопения в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
Степенны — Хор Новокузнецкого православного духовного училища
Степе́нны – часть торжественной полиелейной утрени. Степенны являются подражаниями 15-ти так называемых степенных псалмов 18-ой кафизмы (119–133 псалмы).
Октоих: каноны утрени и полунощницы
Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование.
Осмогласие. Краткое учебное пособие (трехголосие)
Образцы напевов осмогласия в исполнении учащихся регентской школы при Курской православной духовной семинарии. Диск является приложением к краткому учебному пособию “Осмогласие” М. Сидоровой.
Всенощное бдение с разъяснением
Всенощное бдение (или Всенощная) — соединение трех служб (великой вечерни, утрени и первого часа). Древний обычай совершать Всенощное бдение основан на примере Спасителя и св. Апостолов.
Шестопсалмие
Шестопсалмие — это основа первой части утрени. Оно включает шесть избранных псалмов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Школа церковного пения. Осмогласие
Пособие для практического обучения церковному пению для смешанного четырехголосного хора.
Осмогласие
Пение мужского хора Минской Духовной семинарии под управлением протодиакона Андрея Скробота, 2003 год.
Божественная Литургия
Божественная Литургия (Песнопения Киево-Печерской Лавры)
Хор Киевской Духовной Академии и Семинарии. Записано в церкви Рождества Богородицы Киево-Печерской Лавры в июне 1997 года.
От Восток Солнца до Запад. Божественная литургия. Братский хор Киево-Печерской Лавры
Братский хор Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Регент иеродиакон Геронтий (Борисевич).
Божественная литургия. Хор Московского Сретенского монастыря
Песнопения Божественной литургии в исполнении хора Сретенского монастыря.
Божественная литургия св. Иоанна Златоуста (Валаам)
Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, регент иеродиакон Герман (Рябцев).
Литургия с пояснениями
Хор храма Вознесения Христова, г. Белово. Регент — Наталья Петровна Гутович. Настоятель — протоиерей Петр Гутович. Текст читает иерей Евгений Попов.
Литургия святителя Иоанна Златоустого
Литургия свт. Иоанна Златоустого, совершенная архиепископом Вениамином (Пушкарем), в исполнении архиерейского хора кафедрального собора св. Николая г. Владивостока под управлением Л. Макаренко.
Чтение Священного Писания на современном русском языке во время богослужения
Чтение Священного Писания на современном русском языке во время богослужения.
Литургия свт. Иоанна Златоуста. Хор братии Валаамского монастыря
Именуемый в прошлом Северным Афоном, Валаамский монастырь стоял у истоков отечественного Православия, был его центром на Северо-Западе России. Валаам имеет многовековую и богатую историю.
Беседы о Божественной Литургии
О главном христианском богослужении, его истории и смысле рассказывает преподаватель Института богословия и философии протоиерей Александр Глебов.
Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста
Музыка И.А. Ручкина — выпускника Ленинградской консерватории (хоровое дирижирование). В его творческом портфеле Литургия Св. Иоанна Златоуста, Месса (латинская), хоры на стихи Гумилева, Мандельштама, Трусенкова, Борейко и других авторов.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Музыка
—Статистика
I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел Руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Песнь Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/
Воскресная песнь после Евангелия
Песнь Пресвятой Богородицы
Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.
К каждому стиху припев:
Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без ис-
тления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.
ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
в некоторых храмах поют:
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.
Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
П. НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго
Во время причащения верующих Святых Христовых Тайн поется:
Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.
III. ПЕСНОПЕНИЯ, ПОЕМЫЕ НА МОЛЕБНАХ
Молитва Святому Духу
Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.
Благодарственный Спасителю, глас 4
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.
Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил до ныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Пречистая Дево./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.
Процитировано 64 раз
Понравилось: 24 пользователям
Всенародное пение
«Радуйся, Нико-о-лае», — звонко доносится из приоткрытых дверей храма. Сегодня у нас по расписанию пение акафиста. Не просто пение, а всенародное пение.
Феномен всенародного пения на богослужении ведет свою историю с первых веков христианства. В Древней Церкви на всех богослужениях пели все. Какие-то песнопения от начала до конца исполнялись сообща, какие-то звучали от лица канонарха, а последние строки либо повторяющиеся предложения в них пелись всеми молящимися. И тогда не вставал вопрос о профессионализме певчих, о том, насколько они религиозны и благочестивы. Как приобщение к Святым Таинам, так и всенародное пение, было знаком глубокой соборности Христианской Церкви.
Шло время, светская культура, вышедшая из монастырских стен и набравшаяся чисто мирских пониманий, оказала не только положительное влияние на развитие певческого церковного искусства, но и привнесла в него определенные трудности. Одной из этих трудностей и стало разделение молящихся на категорию поющих в хоре и просто «предстоящих и молящихся». Тем не менее, в наши дни наблюдается положительная тенденция заинтересованности верующих в возможности соучастия в богослужении в качестве «певчих из народа».
Следует сразу оговориться, что в разных храмах отношение к всенародному пению различное. Есть храмы, где любой вид пения народа находится под строжайшим запретом, есть храмы, где активно действуют так называемые «любительские хоровые коллективы», набранные из прихожан, есть храмы, где часть песнопений на богослужении исполняется всеми присутствующими под руководством диакона либо регента. Поэтому, если у вас появилось серьезное намерение послужить Богу своим пением, обойдите близлежащие храмы и наведите справки по этому вопросу.
Любительский хор, чаще всего, поет на литургии либо в будние, либо в субботние дни. Литургия – самое «простое» в уставном отношении богослужение. Данный факт обусловлен малым количеством изменяемых песнопений и стабильным последованием священнодействий.
Для того чтобы попасть в число «любителей», скорее всего, будет необходимо пройти предварительное прослушивание. В дальнейшем в обязательном порядке в обязанность вменится посещение репетиций, которые называются «спевки». На спевках хор разучивает новые произведения, повторяет особенности службы, возникающие в связи с двунадесятыми праздниками, знакомится с текстом тропарей, последование которых практически никогда не бывает одинаковым в течение многих лет.
Такой формат пения подразумевает повторение песнопений дома и наличие достаточно твердого намерения знать и понимать основные богослужебные тексты. «Новички» в любительском хоре должны прислушиваться к «бывалым любителям» и относиться к делу с удвоенным старанием.
Также следует на пороге храма раз и навсегда оставить желание делать замечания и исправлять тех, кто, на ваш взгляд, поет неверно. Любые замечания и внесение корректировок в пение находятся в полной компетенции одного-единственного человека в хоре – регента. В противном случае произойдет эффект «лебедь, рак и щука», который повредит общему делу и стабильным последованием священнодействий.
Во многих храмах выделено несколько песнопений, как на утреннем, так и на вечернем богослужении, предназначенных для всенародного пения. Зачастую перечень «репертуара» выглядит так:
2) на всенощном бдении:
Слова вышеперечисленных песнопений можно найти в книгах, специально предназначенных для всенародного пения в храме либо просто содержащих чинопоследование литургии и всенощного бдения.
В основном, пением народа на службе руководит либо диакон, либо псаломщик, стоя на солее, лицом к присутствующим. В редких случаях для дирижирования в эти моменты может выходить регент, либо «доверенный» певчий из хора.
Также бывают ситуации, когда настоятель готов рассмотреть, например, вариант общенародного пения молебна, но нет человека, который взял бы на себя ответственность непосредственно руководить процессом пения. Если у вас окончена музыкальная школа или есть хорошие музыкальные задатки и решительный характер, вполне возможно ваше служение в качестве «любительского регента-запевалы».
Первое правило, которое необходимо четко помнить при выполнении подобных функций: вы должны уверенно знать, что именно вы хотите спеть и показать рукой. В противном случае народ, как правило, преданно смотрящий на ваши малейшие движения, но не всегда верно понимающий их, «потянет» вас за собой. Темп будет либо замедляться, либо неимоверно разгоняться при пении слов на одной ноте, высотность звучания будет снижаться.
Второе правило: все дирижерские движения должны быть укрупненные, немного жесткие, хорошо понятные окружающим. Здесь абсолютно не пригодится жест профессионального дирижирования, загроможденный излишними изысками. В данной ситуации необходимо ясно показывать смену длительности и смену высотности, причем так, чтобы вас видели не только стоящие в первом ряду. При этом, конечно же, рука не должна «идти сзади» текста, жест должен совершаться чуть заранее.
Третье правило: при всей строгости не забывайте по-доброму относиться к вашему «хору». Постепенно сформируется «костяк» из приходящих постоянно людей, которые будут служить Богу и вам верой и правдой. Не погнушайтесь познакомиться с ними, ободряюще улыбнуться после богослужения. Все ваши доброжелательные действия по отношению к поющим, сторицей вернутся к вам и помогут вдохновенному служению на ниве Божией.
Четвертое правило: постарайтесь правильно расставить «опорных певчих». Из сформировавшегося «костяка» вам необходимо выделить на слух тех, кто поет более уверенно и чисто. Поставьте их рядом друг с другом и недалеко от себя – так будет создан ансамбль, держащий основную мелодию. Людям можете объяснить, что верная расстановка при пении – необходимая часть качественного исполнения песнопений, ведь в хоре все должны не только стремиться безошибочно петь, но и прислушиваться друг ко другу, не превращаясь «из хористов в солистов».
И пятое правило: ни в коем случае не допускайте даже мысли о том, что «такой-то поет фальшиво», «кроме меня, всем медведь на уши наступил». Как бы ни выглядела реальная обстановка в профессиональном музыкальном отношении, не забывайте об основной цели всенародного пения. Соборное служение Богу молитвой, выраженной в форме пения – вот то, ради чего люди приходят на такие службы. Именно поэтому в особой непередаваемой манере звонко звучат песнопения, укрепляя веру, помогая прочувствовать общность всех собравшихся и присутствие Самого Христа среди славящих Имя Его «единым сердцем и едиными усты».
Песнопения православной Церкви
Древность употребления священных песнопений
Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной. В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа, Который после тайной вечери воспел со Своими учениками.
Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап. Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном богослужении, а не частное.
С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол, указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраний христиан, вместе с тем замечает: Вся же благообразно и по чину да бывают ( 1Кор. 14. 40 ), что дает право думать, что пение не только входило в состав богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами порядку.
С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей христианского богослужения.
Различие христианских песнопений по их происхождению
Уже в богослужении времени апостольского различаются песнопения трех родов: псалмы, гимны и песни духовные.
Что касается псалмов Давида, то они имеют весьма обширное употребление в богослужении Православной Церкви.
Второй ряд составляют гимны. Под этим именем разумеются, так называемые, гимны ветхозаветных отцов, именно: песнь Израиля, воспетая по переходе чрез Чермное море ( Исх. XV, 1–19 ), обличительная песнь Моисея ( Втор. XXXII, 1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царст. II, 1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. XXVI. 9–17 ). Аввакума (III, 1–12), Ионы (II, 3–10), песнь трех вавилонских отроков ( Дан. III, 24–90 ). Сюда же относятся: песнь Богородицы ( Лук. I, 46–55 ), молитва Симеона Богоприимца ( Лук. II, 29–32 ), молитва Захарии ( Лук. I, 68–79 ).
Употребление всех этих гимнов при христианском богослужении современно началу употребления псалмов. В IV и даже в III веках встречаются толкования на эти гимны у св. Ипполита, Дидима, Евсевия и Феодора Ираклийского. Песни ветхозаветных праведников особенно замечательны в том отношении, что они были приняты св. Иоанном Дамаскиным за основание составленных им канонов. Причиною этого было, без сомнения, давнее их употребление при богослужении, в силу чего некоторые отшельники и по составлении тропарей употребляли эти песни вместо тропарей.
В состав канонов песни ветхозаветных праведников вошли в таком порядке: первая песнь канона составлена по образцу песни Моисея по переходе чрез Чермное море; вторая – по образцу обличительной песни Моисея пред его кончиною к народу израильскому, забывшему благодеяния Божии; третья – по образцу песни св. Анны, матери Самуила, и изображает Церковь прежде пришествия Христова не плодствовавшею, подобно матери Самуила, а ныне веселящеюся о многих чадах своих: четвертая – по образцу песни пророка Аввакума, провидевшего пришествие Христово; пятая – по образцу песни пророка Исаии, воспевающего избавление Церкви от врагов: шестая – по образцу песни пророка Ионы, боровшегося со смертью во чреве китове, и изображает состояние грешника, которого душа исполнися зол и живот аду приближися; седьмая и осьмая песни – по образцу песни трех отроков, исповедывавших суд Божий над ними и народом израильским и призывавших всю тварь к прославлению Господа за сохранение их невредимыми.
Содержание девятой песни, всегда предваряемой песнью Богоматери, заимствуется из пророчественной песни Захарии, отца Иоанна Предтеци.
Наконец, третий разряд – песни духовные. Этим именем обозначаются песни, составленные и составляемые самими христианами по вдохновению духа благодати.
Они суть плод собственного духа христианина и всецело проникнуты духом благодати и истины Христовой.
С принесением благодати и открытием истины Христовой Церковь должна была прославить Бога и изобразить славу Его более выразительно, точно и подробно, нежели это возможно было в песнях Ветхого завета.
В этом состоит существенное отличие песен духовных от песнопений двух первых разрядов.
Образчики этого рода песнопений мы находим уже в Священном Писании. Такова благодарственная песнь, воспетая верными по случаю чудесного спасения ап. Петра и Иоанна и темницы ( Деян. 6, 23–30 ).
Контекст речи, равно как ритмический размер, близкий к размеру ветхозаветных песен, дают право считать за отрывки из песнопений апостольских христиан еще следующие места:
восстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5,14 );
Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем. Аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас. Аще не веруем, Он верен превывае: отрещи бо Ся Себе не может ( 2Тим. 2, 11–12 ).
Основываясь на практике апостольского времени, Церковь впоследствии с особенною силою и разнообразием развивает и обрабатывает этот род песнопений.
Наименование церковных песней
Первый разряд составляют песни, заимствующие свое наименование от содержания:
Воскресен. Это песни, общим предметом или темой которых служит прославление воскресения Христова. А так как воспоминание об этом событии приурочивается к воскресному дню, то наименование указывает вместе с тем и на время употребления этих песен.
Крестовоскресен. Содержанием его служит воспонинание о страданиях и воскресении Спасителя;
Богородичен. Так именуются песни, составленные в честь Богородицы;
Крестобогородичен. Получил свое название оттого, что в нем воспоминается плач Богородицы при кресте Спасителя. Они поются по средам и пяткам;
Догматик. В этих песнях вместе с похвалами Богоматери содержится догматическое учение о лице Господа нашего Иисуса Христа, преимущественно о воплощении и соединении в Нем двух естеств. Составитель догматиков – св. Иоанн Дамаскин. Богородичны догматики поются после стихир на Господи, воззвах и после стихир на стиховне;
Светильны. Эти песнопения поются на утрени после канона и называются так потому, что в них большею частью содержится моление о просвещении свыше. Иногда этим именем обозначаются экзапостиларии. Светильны для всех гласов помещаются обыкновенно в конце октоиха отдельно. В других книгах они не имеют надписания гласа (в минеях и триодах);
Экзапостиларий. Эта песнь также поется после канона на воскресной утрени и заменяет собою будничный светилен. Воскресные экзапостиларии составлены императором Константином Багрянородным;
Троичны. Общее содержание их – прославление Пресвятой троицы. Они поются на утрени, когда после Шестопсалмия и ектении поется: аллилуиа, и не поется при пении: Бог Господь. Они имеют отношение к службе дня и поются на глас, который по ряду поется в седмицу;
Мученичны. Это песни в честь мучеников. Они поются по октоиху во все дни седмицы на вечерне – в стихирах на стиховне (в субботу – и на Господи воззвах), на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне, на литургии – в Блаженных;
Покаянные и умилительные. Общая тема этих песней – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях октоиха;
Мертвенные и покойны. В них содержится моление об усопших. Они положены только в службе субботы, так как в этот день Церковь воспоминает усопших. Сюда же принадлежат мертвенные тропари по непорочны, поющиеся при погребении.
Второй разряд составляют песнопения, в наименованиях которых указывается на объем их Таковы:
Стихира. Так называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанным одним размером и большею частью предваряемых стихами Священного Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний, которые у древних отцов Церкви называются стихирами, по образцу и для замены которых стали составляться христианские стихиры. По различию стихов Священного Писания, предваряющих стихиры, эти последние различаются на три вида:
1. стихиры на Господи, воззвах – это те, которые поются на вечерне и имеют пред собою стихи из 140 (Господи, воззвах), равно как из 129 и 141 псалмов;
2. стихиры стиховны или на стиховне. От первых стихир они отличаются тем, что имеют пред собою стихи не из указанных псалмов, а из разных других, равно как и вообще из книг Священного Писания, каковые стихи избираются соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются на вечерне и утрени;
3. стихиры на хвалитех – те, которые имеют пред собою стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150, в которых часто встречается слова: хвалите.
Кондак и икос. В этих песнопениях изображается сущность праздника или похвала святому с тем, однако, различием, что в кондаке это содержание изложено кратко, а в икосе – пространно. Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. По содержанию своему кондак и икос служат обыкновенно образцом для всего последования, к которому принадлежат: кондак представляет собой как бы тему последования, развитие которой предлагается в икосе. Потому икосы поставляются всегда после кондаков и никогда прежде. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос служат образцом для других песнопений последования.
Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.
Песни третьего разряда берут свои наименования из состава, размера и образа пения. Таковы:
Канон. Обширное песнопение, составленное по известным правилам из соединения нескольких песен или од, написанных одним стихотворным размером, в одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое название и самое песнопение. Канон состоит из девяти песен и служит изображением небесной иерархии и и ее песен. Такой канон называется полным. Но он может заключать в себе четыре, три и две песни. В целом каноне раскрывается одна какая-либо мысль, например, прославляется воскресение Господне, крест Господень, Богородица и т. д. На этом основании каждый канон имеет особые названия, например, Канон воскресный, Канон Животворящему Кресту Господню, Канон Богородидце и т. п.
Каждая отдельная песнь канона состоит из нескольких стихов. Первый стих каждой песни называется ирмосом. В основе ирмосов и лежат песни, заимствованные из Священного Писания. Вместе с тем, ирмос служит образцом и связью для последующих стихов, сообщает им порядок касательно числа стоп и строк и тон их пению. Последующие стихи называются тропарями. Особый ирмос, прилагаемый к концу каждой песни, называется катавасия (исполняется обоими ликами). Кроме того, весь канон делится на три части малыми ектениями. Каноны появляются в христианском богослужении очень рано, но в первованчальном своем виде они были рядом тропарей или стихир без ирмосов.
Первые ирмосы были составлены св. Иоанном Дамаскиным, он же привел тропари в стройное целое и сообщил канону его настоящий вид.
Антифоны. Это песни, которые поются на обоих клиросах попеременно. Антифоны бывают нескольких видов:
1. Антифоны кафизм. Так называются части или Славы кафизм, потому что устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам;
2. Антифоны изобразительные из псалмов 103 и 145, поющиеся на литургии вслед за великою ектениею. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо третьего антифона поются Блаженны и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени;
3. Антифоны повседневные, состоящие из псалмов 9, 92 и 94 и поющиеся вместо Блаженных и изобразительных псалмов, когда в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных;
4. Антифоны праздничные, поющиеся в двунадесятые праздники Господские;
5. Антифоны степенные. Это – утренние воскресные антифоны, названные так потому, что они составлены св. Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (от 119 до 133), называвшимся у евреев песнями степеней;
Подобны, самоподобны и самосогласны. Эти наименования усваиваются некоторым песням Минеи при указании гласа, на который они должны быть петы, для чего самые песни и надписываются указанными наименованиями.
Подобен. Песнь, которая по содержанию, но чаще по размеру или тону, или по тому и другому вместе, подобна другой песни Минеи или Октоиха, начальные слова которой и пишутся сразу после слова: подобен. Почти всегда песнь, подобная другой по размеру, подобна и по гласу.
Самоподобны и самогласны отличаются от подобных тем, что для них не служила образцом никакая другая песнь, ни по содержанию, ни по размеру, ни по гласу. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем: самоподобными называются две или три песни, которые, не будучи составлены по подобию других, сходны, однако, между собою по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания, и глас, на который они поются, назначен им применительно к их содержанию, независимо от других песен.
Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октиоха, на который они должны быть петы;
Косные. Своеобразные напевы, отличающиеся протяжностью, которыми поются некоторые песнопения, например, причастны и величания. Четвертый разряд составляют наименования указывающие на положение и состояние молящихся во время пения. Таковы:
Акафист. Во время пения акафиста возбраняется сидеть. Первоначально это наименование усвоено было благодарственным песням в честь Богоматери, воспетым в константинополе по случаю избавления от врагов в 626 г. Этот акафист состоит из 24 песен, по числу букв греческого алфавита. 12 из них – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Темой акафиста служит первый кондак: Взбранной воеводе победительная…
Весь акафист делится на две части, из которых содержание первой (до седьмого икоса) историческое, а второй – догматическое.
Впоследствии наименование акафиста было перенесено и на другие песнопения, составленные по такому же принципу: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю и другим угодникам.
Седален. Наименование, противоположное первому и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3-й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя.
Ипакои. Эта песнь поется на воскресном навечерии, также на полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Устав назначает петь ипакой всегда стоя.
К пятому разряду принадлежат песнопения, заимствующие свое наименование от времени исполнения их в порядке служб церковных. Таковы:
Светильничные. Поются после светильничных молитв (Блажен муж).
Прокимен. Так называется стих, предваряющий чтение Священного Писания: Апостола, Евангелия, паремии. Он заимствуется из Священного писания и кратко указывает или на содержание чтения, или на значение дня и молитвословий дня. Отсюда прокимны различаются на прокимны Апостола и прокимны дня. Прокимен дня произносится на вечерне, на литургии же произносятся прокимны апостола и дня. К каждому прокимну присоединяется стих, который находится в тесной связи с ним.
Кроме указанных, есть еще прокимны великие, поющиеся на вечернях недель Великого поста и Господстких праздников и отличающиеся от первых тем, что имеют не по одному, а по три стиха.
Аллилуарий. Стих, предваряющий чтение из Евангелия, для которого он служит как бы предисловием. Он полагается при пении аллилуиа, от которого и получил свое название. Называется также и просто аллилуиа. Кроме отношения к Евангельсому чтению, аллилуиарий может иметь отношение и к службе, и тогда называется: аллилуиа дня, аллилуиа гласа и аллилуиа праздника.
Причастен. Стих, который поется во время причащения священнослужителей.
Отпустительные. Песнопения, поющиеся в конце вечерни, утрени (на Бог Господь и по Благо есть). Отпустительными бывают тропари, кондаки и богородичны.
Шестой разряд составляют песнопения, получившие свои наименования от тех мест Священного писания, с которыми соединяется пение их. Таковы:
Благословенны. Тропари, поющиеся с припевом 12 ст. 118 псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим;
Непорочны. 17 кафизма в последованиях погребений и других: чаще – первая статия этой кафизмы в чинах погребения, так как остальные здесь имеют особые названия (2-я Заповеди Твоя и 3-я Имя Твое) от последних слов первого стиха;
Блаженны. Так называются известные евангельские стихи о блаженствах ( Мф. 5, 3 – 12 ) и те песнопения (обыкновенно тропари канона), которые поются на литургии за этими стихами. Всего чаще наименование Блаженны употребляется в последнем смысле и обозначает тропари канонов для пения со стихами о блаженствах;
Хвалитны. Хвалительные псалмы и соединенные с ним стихиры;
Полиелей. Пение псалмов 134 и 135. Название свое получило от частого повторения в указанных псалмах слова: милость и от обильного возжигания елея во время пения.
Источник: О церковном пении. Сб. статей. Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997