вечное сияние чистого разума оригинальное название

Вечное сияние чистого разума

Энтони Брегмэн
Стив Голин

This Is That Productions
Focus Features
Anonymous Content

Выход фильма «Вечное сияние чистого разума» (оригинальное название — Eternal Sunshine of the Spotless Mind)

«Ве́чное сия́ние чи́стого ра́зума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind ) — романтическая драма с элементами фантастики, снятая Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана в 2004 году. Фильм удостоен «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа.Фильм занимает 75-е место в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb»

Содержание

Сюжет

Теглайн: Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история.

В день святого Валентина Джоэл (Джим Кэрри), как обычно, собрался идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале, он решил, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд до Монтока. На пляже он видит девушку, у которой синие волосы, а в поезде она проявляет инициативу и с ним знакомится. В путешествии они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. К примеру, Джоэл очень часто ходит в книжный магазин, в котором работает Клементина (Кейт Уинслет). Она представилась Клементиной, умоляя Джоэла не петь песню «Дорогая Клементина», которую обычно поет собака Гека Финна в мультфильме. За короткое время они достаточно сближаются и проводят вечер Святого Валентина лежа на льду замерзшего озера и глядя на темное звездное небо.

…Джоэл — мечтательный меланхолик, встречает весёлую и жизнерадостную Клементину. Их жизнь — это фейерверк ярких событий. Однажды Джоэл приходит в книжный магазин, где работает Клементина, с намерением извиниться перед ней и подарить валентинку, но Клементина не узнает его, а созванивается с неким Патриком, мило беседуя с ним. Этот факт очень удивляет Джоэла, пока его друзья — муж и жена — не показывают ему карточку из фирмы «Лакуна», которая предоставляет услуги по стиранию некоторых воспоминаний. Спустя некоторое время Джоэл понимает, что Клементина обратилась в эту самую компанию «Лакуна», которая занимается удалением воспоминаний о неприятных людях. Утром 12 февраля Джоэл приезжает в «Лакуну», чтобы ответить Клементине тем же самым и стереть все воспоминания о ней. Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) беседует с Джоэлом, который в конечном итоге решается на то, чтобы стереть все воспоминания о Клементине Кручински из своей памяти. Приготовления к операции включали в себя составление карты воспоминаний. Джоэл должен был принести абсолютно все предметы из своего окружения, которые хоть как-то напоминали бы ему о Клементине. Составив карту воспоминаний, Джоэла отпускают домой, ожидать прихода техников, Стена и Патрика, которые в домашних условиях должны были произвести процедуру стирания воспоминаний. Имя Патрик резануло слух Джоэлу, но он не смог вспомнить, где он слышал и почему это имя ему так неприятно.

Накануне Дня святого Валентина двое техников компании «Лакуна» — Стен (Марк Руффало) и Патрик (Элайджа Вуд) — наблюдают за процессом стирания воспоминаний. По ходу дела Патрик рассказывает, что когда он стирал воспоминания одной клиентке, он «влюбился» в неё, и даже украл пару её трусиков. У Стена это вызывает отвращение, и, после упоминания её имени, Стен сообщает Патрику, что это девушка Джоэла. Позже к ним присоединяется Мэри (Кирстен Данст) — секретарша доктора Мерзвияка. Внезапно Патрику звонит взволнованная Клементина и просит срочно приехать к ней. Он срывается и оставляет Стена с Мэри.

Мэри и Стен, отвлекшись на свои любовные игры прямо на кровати Джоэла, не замечают, что процесс стирания воспоминаний пошел не по плану. В своем подсознании Джоэл активно сопротивляется стиранию воспоминаний, которые как в кино прокручиваются одно за другим у него в голове, вызывая ностальгию и грусть. Джоэл переживает одно за другим романтические свидания с Клементиной, которая в его подсознании активно помогает ему бороться со стиранием, она преследует его в воспоминаниях и даже сподвигает на некоторые уловки, перенеся Клементину в детские воспоминания, Джоэл пытается сохранить её образ в своей памяти, чтобы, очнувшись, все вспомнить. Однако их план проваливается. Как только Стэн обнаруживает проблему, он немедленно вызывает доктора Мерзвияка. Тот приезжает, и наконец проблема устраняется, все следы воспоминаний о Клементине стерты из мозга Джоэла. Стэн выходит из комнаты, оставляя Мэри, секретаршу фирмы «Лакуна», и доктора Мерзвияка наедине. Мэри признается в любви доктору, однако тот просит её не озвучивать больше никаких признаний, но она целует его в губы, и свидетельницей поцелуя случайно становится жена доктора, которая видела все это через окно. Мэри извиняется перед женой доктора, однако та поступает неожиданно. Она рассказывает о том, что уже два раза воспоминания о любовных похождениях доктора с Мэри были стерты из её мозга. Мэри серьёзно обижается и покидает место событий. Мэри, секретарша «Лакуны», была шокирована вскрывшейся информацией и решила разослать всем клиентам фирмы все материалы, касающиеся их дел.

День Святого Валентина. Клементина, собираясь поехать к Джоуэлу, зашла к себе в дом за зубной щеткой и нашла свой конверт от Мэри, в котором была аудиокассета с записью её голоса и все подробности по делу о стирании воспоминаний, связанных с ней. Джоэл слышит её признание, оно было сделано в довольно резких тонах, просит Клементину оставить его и уезжает, расстроенный гневными словами Клементины в свой адрес, считая, что всё это какая-то нелепая и грубая шутка. Клементина дослушивает пленку дома и приходит к выводу, что у них был роман. Клементина в итоге решает извиниться перед ним, входит в его квартиру в тот момент, когда он прослушивает точно такую же кассету со своим признанием. Прослушав пленку с признанием Джоэла, в котором он раскрыл все её пороки и негативные стороны, она понимает, что конец их романа был довольно печален, раз Джоэл позволил себе высказываться подобным образом. Столкнувшись с тем, что были безумно влюблены, а потом не смогли вытерпеть друг друга, Клементина и Джоэл решают начать все сначала.

В ролях

АктёрРоль
Джим КерриДжоэл Джоэл
Кейт УинслетКлементина Клементина
Элайджа ВудПатрик Патрик
Кирстен ДанстМэри Мэри
Марк РуффалоСтэн Стэн
Том УилкинсонГовард Мерзвяк Доктор Говард Мерзвяк
Дэвид КроссРоб Роб
Джейн АдамсКэрри Кэрри

Название

В российский прокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти». Однако позднее издания картины на DVD и VHS были выпущены под заголовком «Вечное сияние чистого разума». Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:

Источник

«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри Журналист Артем Макарский — о фильме, в котором любовь проиграла

вечное сияние чистого разума оригинальное название

В рубрике «Новая классика» авторы The Village предлагают по-новому взглянуть на фильмы, вышедшие в течение последних 20 лет, но уже успевших стать классикой — иногда позабытой, иногда — не очень. В первом выпуске Артем Макарский рассказывает о «Вечном сиянии чистого разума» Мишеля Гондри — необычном романтическом фильме, в котором любовь, вопреки обыкновению, не побеждает обстоятельства. «Оскар»-2004 за лучший сценарий.

вечное сияние чистого разума оригинальное название

«Вечное сияние чистого разума»

вечное сияние чистого разума оригинальное название

Описание

Режиссер: Мишель Гондри

Сценаристы: Мишель Гондри, Чарли Кауфман, Пьер Бисмут

В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Раффало, Элайджа Вуд и другие

Где смотреть фильм

вечное сияние чистого разума оригинальное название

Джоэл Бэриш (Джим Керри), умеренно молодой человек с настолько скучной работой, что о его должности даже не упоминают, в канун дня Святого Валентина решается на нетипичный для него импульсивный поступок. Взяв отгул с работы, он прыгает в закрывающиеся двери поезда на Монток — что-то явно его туда тянет. В Монтоке, а потом и в обратном поезде в Нью-Йорк он встречает девушку с синими волосами, которую зовут Клементина (Кейт Уинслет). Джоэл иногда совсем не понимает, как реагировать на ее реплики, но вечером они уже едут на озеро смотреть на звезды, лежа на льду. Как выяснится, два года назад у них уже были отношения, а практически весь остальной фильм будет воспоминанием о том, как Джоэл в отместку попытался забыть Клементину так же, как она забыла его.

2004-й год — бум авторского кино. С успехом проходит огромное количество фильмов как от классиков, так и от молодых режиссеров. Француз Мишель Гондри в эту волну вписался — хотя он был больше похож на Софию Копполу и Уэса Андерсона, чем на Жене и остальных. Картина собрала в прокате 72 миллиона долларов (при бюджете в 30) и стала прорывом клипмейкера, получила «Оскар» за сценарий и окончательно утвердила Керри в статусе драматического актера. Это один из главных ромкомов века — но, как и все лучшие фильмы в жанре, с подвохом. Точнее, с целой кучей подвохов.

Другие авторские фильмы, вышедшие в 2004-м году

— «Дом летающих кинжалов» Чжана Имоу

— «Водная жизнь Стива Зиссу» Уэса Андерсона

— «9 песен» Майкла Уинтерботтома

— «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана

— «Долгая помолвка» Жана Пьера Жене

— «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы

— «Дурное воспитание» Педро Альмодовара.

вечное сияние чистого разума оригинальное название

Чарли Кауфман, человек, превративший концепт режиссера Мишеля Гондри и художника Пьера Бисмута в полноценный сценарий, вышел из себя, когда в 2000-м году узнал о выходе «Помни» Нолана — там тоже обыгрывалась тема постоянной потери памяти.

Кауфман даже пытался уговорить всех оставить работу над проектом, но у него, к счастью, ничего не вышло. До выхода «Вечного сияния» оставалось четыре года, но работа над ним началась еще в 1998 году, поэтому понять переживания Кауфмана довольно легко. А тем, кто смотрел фильм «Адаптация» Спайка Джонзи, их можно еще и представить. Нолан был не единственной проблемой съемочной группы — на работу соглашались не все, продюсеры пытались намекнуть, что Кейт Уинслет можно заменить на Джулию Робертс, только что получившей «Оскар» за «Эрин Брокович», Гондри никто не понимал из-за акцента, ну и так далее. Впрочем, вернемся к началу.

Художник Пьер Бисмут, с которым Гондри познакомился через парижскую арт-тусовку, возможно, является одним из немногих людей, получивших «Оскар» за то, что он чего-то не сделал. В конце девяностых у него никак не получалось воплотить в жизнь арт-проект, в котором он собирался раздавать случайным людям карточки «Вас стерли из памяти» и проследить за их реакцией. Замысел так и остался замыслом — и Бисмут отдал идею Гондри. Об участии Бисмута в разработке сценария известно мало, но в этот момент в истории появляется Кауфман, с которым Гондри уже работал над «Звериной натурой», совсем дурацкой версией «Собачьего сердца». Кауфмана привлекла идея стирания памяти и он погрузился в попытки понять, как работают человеческие отношения.

Трудности перевода

2004-й был проклятым годом для перевода названий фильмов на русский — «Водная жизнь» Уэса Андерсона шла в прокате как «Унесенные морем» (чтобы, не дай бог, не сравнили с «Водным миром»), а «Сияние» вышло как «Вечное сияние страсти». По такому вольному переводу прошлись практически все критики, а Кауфман в интервью «Афише» о нем отозвался совсем уж резко. Конечно, очень жаль, что никто не пошел бы на фильм «Невинностью лучатся их сердца» (хотя покупают же до сих пор «Под сенью девушек в цвету»), а ведь именно так переводится строчка из Александра Поупа, давшая название фильму. Но вкупе с довольно дурацким трейлером зрители ожидали увидеть романтическую комедию, а получили известно что. Одна радость: примерно такой же трюк был провернут в итальянском прокате, где фильм вообще назывался «Если ты меня оставишь, я тебя оставлю тоже». Конечно же, там фильм провалился.

вечное сияние чистого разума оригинальное название

То, как человеческие отношения работают по версии Кауфмана, можно узнать в «Аномализе», которой фирменный цинизм сценариста совсем не пошел на пользу, — в «Вечном сиянии» же Гондри удалось его уравновесить.

В изначальном сценарии мы видим тех же героев через пятьдесят лет — и выясняем, что они стирали друг друга уже пятнадцать раз; впрочем, раз в три с половиной года — уже неплохой для них результат. Один из персонажей стирает себе воспоминания об аборте. Джоэл договаривается о сексе с бывшей в день повторного знакомства с Клементиной. Все это в фильм не вошло.

Гондри умело очистил картину от лишнего: еще немного и все эти игры и спецэффекты начали бы раздражать, но режиссер не перегибает палку. История взаимоотношений вообще оттеняет все остальное, однако задний план ее подкрепляет и с ней контрастирует: друзья Джоэла хоть и кажутся необязательными, но у них тоже все не в порядке. Работники стирательной компании веселятся только лишь для того, чтобы мы поняли, что они тоже люди. Кирстен Данст, влюбленная в женатого доктора, который постоянно стирает ей память, отдувается за то, чтобы показать, что любовь может быть проклятием. Элайджа Вуд показывает, что взаимности и близости нельзя добиться благодаря избитым фразам и действиям по правилам. Марк Руффало слишком неуверенно показывает невзаимную любовь — и поэтому кажется немного лишним. И все-таки в центре истории — два человека, а остальное — неважно, нет.

вечное сияние чистого разума оригинальное название

«Мне всегда будет двенадцать», — так назывался автопортрет Гондри для DVD из серии Directors. Внутренний ребенок Гондри — его визитная карточка, его достояние, его кредо.

Можно легко списать все на его мальчишество и на этом успокоиться. Но что, если все не так просто? Мир аналоговых спецэффектов, в который большинство его героев убегает от реального мира, если задуматься, чуть ли не страшнее того, что вокруг. В «Сиянии» этот мир, в котором ты делаешь из одеяла палатку, точно враждебен для главного героя: он подминает Джоэла под себя, работает на то, чтобы тот принял происходящее в настоящем мире — и вот это уже настоящее предательство.

Гондри говорил о том, что не может пересматривать фильм, потому что во время монтажа с ним рассталась девушка и он сам прожил те эмоции, о которых снял фильм. В этом одновременно есть и правда, и лукавство. Одна из самых инфантильных вещей, которые могут быть — нежелание справляться с потерей, через которое проходят герои фильма. Гондри, который прошел через унизительную процедуру отправки чужих вещей бандеролью, тем не менее, не готов признать то, что он взрослее своих героев. Он также понимает, что снял честный фильм, которому не нужны никакие спецэффекты — машины сколько угодно могут падать с неба, а важнее все равно лежбище на льду озера. Лукавство же в том, что Гондри проиграл, не смог сделать трюки и спецэффекты обязательными и необходимыми, поэтому через антураж фантастического фильма, сделанного на коленке, постоянно прорывается настоящее чувство.

Но все же «Вечное сияние» — победа Гондри. Иные могут залезть в голову Джона Малковича, но в голову Мишеля Гондри не может залезть никто. Что для него было важнее в истории — чувства или блестящие фантики спецэффектов? До конца неясно. Понятно лишь, что весь цинизм Кауфмана Гондри сглаживает не ребяческим отношению к истории, а человечностью, большей эмпатией. Это чувство вообще присуще ему в фильмах: главные герои для него важнее, чем кто бы то ни было, им он сопереживает, как мало кто из коллег. Однако нельзя не отметить, что на пробах Гондри так понравилось состояние Кэрри, который тогда расстался с партнером, что то ли в шутку, то ли всерьез попросил его сохранить это настроение еще на год. Судя по фразе «вот настолько у нас двинутый бизнес», брошенной в документалке «Джим и Энди», Кэрри просьбу не оценил — зато Гондри явно добился своего.

Интересные факты со съемок фильма

— У Джима Кэрри в детстве был такой же велосипед, как в сцене флэшбэка из детства Джоэла, но об этом он узнал уже во время съемок;

— Камеры снимали все без остановки, но с почтительного расстояния, поэтому актерам было проще расслабиться;

— Всех кроме Кэрри на съемках просили импровизировать, чтобы он был более грустным;

— Сцену прохода цирка по городу снимали без сценария, просто всем понравилось, как ходят слоны.

вечное сияние чистого разума оригинальное название

Но «Вечное сияние» — редкий фильм, который интересные факты со съемок делают

не тем, чем он кажется.

Все эти вещи помогают забыть о том, что это — грустный фильм о проблеме коммуникации. Джоэл и Клементина обсуждают все, что угодно, кроме самих себя, скрываются от разговоров друг о друге в алкоголе, веселье, быту, чем угодно еще — лишь бы не поговорить о наболевшем. Самая душераздирающая сцена фильма — та, где до начала процесса стирания памяти они слушают, что наговорили друг о друге: обидные, делающие больно слова сразу отрицаются, а значит, необходимый разговор может так и не состояться.

И все-таки им, неудобным людям в удобном мире, друг с другом чаще всего хорошо — есть в их отношениях какая-то предначертанность, ради которой можно пожертвовать постоянным возвращением к началу, к нулевой точке. Джоэл и Клементина будут вместе, пока им не надоест — а потом начнут все заново. Если вернуться к первой версии сценария, где мы видим героев спустя 50 лет, то в начале 2018 года Клементина стерла Джоэла из памяти в четвертый раз. Все будет так, как должно.

Источник

Вечное сияние чистого разума
вечное сияние чистого разума оригинальное название

108 минут
СтранаСоединенные Штаты
Языканглийский
Бюджет20 миллионов долларов
Театральная касса74 миллиона долларов

СОДЕРЖАНИЕ

участок

вечное сияние чистого разума оригинальное название

Блаженны забывчивые: они «берут верх» даже в своих промахах.

После драки Джоэл Бариш обнаруживает, что его подруга Клементина Кручински стерла воспоминания о нем нью-йоркской фирмой Lacuna. Убитый горем, он решает пройти ту же процедуру. В процессе подготовки он записывает кассету для Lacuna, излагая свои воспоминания об их изменчивых отношениях.

Сотрудники Lacuna работают над мозгом Джоэла, когда он спит в своей квартире, так что он просыпается, не помня о процедуре. Один сотрудник, Патрик, уезжает к Клементине; после ее процедуры он использовал воспоминания Джоэла и Клементины в качестве ориентира для соблазнения ее. Пока процедура запускается в мозгу Джоэла, технический специалист Стэн и секретарь Мэри занимаются сексом.

В квартире Джоэла, пока Стэн на улице, Мэри говорит Говарду, что любит его, и они целуются. Приходит жена Ховарда и видит их через окно. В ярости она говорит Говарду сказать Мэри правду: что у Мэри и Ховарда ранее был роман, и что Мэри стерла свои воспоминания. С отвращением Мэри крадет записи Лакуны и отправляет их пациентам, включая Джоэла и Клементину.

Джоэл просыпается, его воспоминания о Клементине стираются. Он отправляется в Монток импульсивно и снова встречает Клементину в поезде домой. Они тянутся друг к другу и отправляются на свидание на замерзшую реку Чарльз в Бостоне. Джоэл отвозит Клементину домой, и Патрик видит их, понимая, что они снова нашли друг друга. Джоэл и Клементина получают свои записи Lacuna и слушают их записи. Они шокированы горькими воспоминаниями друг о друге, но соглашаются попробовать еще раз.

Бросать

вечное сияние чистого разума оригинальное название

вечное сияние чистого разума оригинальное название

Производство

Разработка

Кауфман не хотел превращать фильм в триллер и хотел преуменьшить научно-фантастические аспекты стирания памяти, сосредоточившись на отношениях. У него была «огромная борьба» при написании сценария, в частности, он столкнулся с двумя проблемами: отображением «воспоминаний, реакцией Джоэла на воспоминания и взаимодействием Джоэла с Клементиной вне воспоминаний в воспоминаниях» и тем фактом, что персонажи могли ссылаться в более поздние сцены к уже стертым воспоминаниям.

Съемки и пост-продакшн

Исландский редактор Валдис Оскарсдоттир отредактированный фильм, и она по сообщениям противоречили Гондри во время редактирования. Кауфман также принимал активное участие в монтаже фильма. Редактирование было долгим процессом, так как не было необходимости торопиться. Было проведено несколько тестовых просмотров фильма, которые вызвали положительные отзывы.

Музыка

Саундтрек Eternal Sunshine of the Spotless Mind получил в целом положительные отзывы. AllMusic охарактеризовал его как «почти такой же ловкий» и охарактеризовал музыку Брайона как «интимную» и «вызывающую воспоминания о любви и воспоминаниях». В других положительных рецензиях отмечался эмбиентный характер музыки и хвалили кавер Бека на «Everybody’s Got to Learn Sometime». Недоброжелатели саундтрека раскритиковали альбом за отсутствие идентичности и его депрессивную атмосферу. Даже недоброжелатели хвалили способность оценки вписаться в сюжет, что является общей оценкой для многих обзоров.

Анализ

Философ Кристофер Грау в «Журнале эстетики и художественной критики» обсудил, как он воспринимал фильм как имеющий свою собственную определенную философию, помимо рассмотрения идей философского характера.

Выпускать

Театральная касса

Продюсированный с бюджетом в 20 миллионов долларов, фильм « Вечное сияние чистого разума» открылся 19 марта 2004 года в США, заработав 8 175 198 долларов за первые выходные в 1353 кинотеатрах. Фильм занял седьмое место в прокате уик-энда и оставался в кинотеатрах в течение 19 недель, заработав 34 400 301 доллар в США и 39 636 414 долларов на международных рынках, в общей сложности 74 036 715 долларов по всему миру. «Вечное сияние чистого разума» по состоянию на июнь 2018 года является самым прибыльным фильмом Кауфмана и вторым по прибыльности фильмом Гондри.

Критический ответ

Роджер Эберт из Chicago Sun-Times в своем первоначальном обзоре 2004 года дал фильму 3½ из возможных 4. Он пересмотрел фильм в 2010 году, когда назвал Кауфмана «самым одаренным сценаристом 2000-х годов» и пересмотрел рейтинг до полной. четыре звезды, добавив его в свой список « Великих фильмов ». А.О. Скотт из The New York Times похвалил фильм за то, что он «интеллектуален, формально и концептуально сложен, полон литературных намеков и столь же беззастенчиво романтичен, как любой другой фильм, который вы когда-либо видели». Time Out подвел итог их обзора, сказав: «Громадная ось Гондри / Кауфман / Керри работает чудо за чудом, выражая ошеломляющую красоту и экзистенциальный ужас оказаться в ловушке в собственном запутанном уме, и в аллегориях самосохраняющей амнезии сломленного человека. но обнадеживающее сердце «.

Энн Хорнадей в обзоре для The Washington Post сказала: «Даже когда она вынуждена носить костюмы и парики, которые делают ее похожей на Пеппи Длинныйчулок после подпитываемой кислотой поездки на комиссионный рынок, Уинслет сохраняет обнадеживающее равновесие. Это требует от актера ее устойчивости. разыграть кого-то такого безумного «.

Похвалы

Домашние СМИ

Универсальный Home Entertainment выпустила Вечное сияние чистого разума на DVD 28 сентября 2004. Blu-Ray издание релиза произошел в США 25 января 2011 года.

Наследие

Сериал

В октябре 2016 года Anonymous Content объявили, что будут работать с Universal Cable Productions над созданием телесериала по фильму. Кауфман не участвует в написании шоу. Проект все еще находится на стадии планирования. По состоянию на 2021 год он так и не вышел, несмотря на пять лет работы над сценарием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *