вечное сияние чистого разума волосы
О чем на самом деле фильм «Вечное сияние чистого разума»?
Все, кто посмотрел «Вечное сияние чистого разума», делятся на две части. Первая и большая часть отзывается о фильме восторженно, вторая — намного меньшая — пожимает плечами. Меж тем есть основания утверждать, что обе категории зрителей не поняли фильм Мишеля Гондри до конца, потому что если одни видят в нем восхитительную романтическую историю, то другие — скучную и в чем-то вторичную романтичную историю. Но действительно ли «Вечное сияние…» — несколько запутанный рассказ о любви двух противоположностей?
О чем фильм?
В сюжете «Вечного сияния…» тесно переплетаются два темы: любви и памяти. Заставляя Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друга друга из своей памяти, а потом снова встретиться и влюбиться, создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе. Оригинальность этой, в общем-то, простой истории придает обращение героев в «Лакуну» — небольшую компанию, занимающуюся стиранием памяти. Если с Клементиной у сотрудников компании все прошло гладко, то Джоэл оказывается сложным клиентом, и только вмешательство доктора Мерзвияка позволяет довести процедуру стирания памяти до конца. Налаженная технология дает сбои, когда человек внутренне сопротивляется манипуляциям с его сознанием, а любовь все равно остается жить где-то глубоко в подсознании.
Но что тогда любовь, и, шире — наша жизнь, если, с одной стороны, память можно откорректировать, а с другой — происходящее в сознании может восприниматься как реальность? Как не запутаться в хаосе эмоций, конфликте сознательного и подсознательного, как понять, что тебе нужно? После просмотра фильма ответ напрашивается сам собой: оставить в покое прошлое и жить здесь и сейчас. Среди цитат, приводимых Мэри, явно не хватает мысли Льва Толстого: ничто не важно, кроме того, что ты делаешь в настоящую минуту. И именно это есть жизнь и любовь.
Таким образом, «Вечное сияние чистого разума» — фильм не только о природе любви, но и о природе жизни. Любые рефлексии, копания в себе, — даже без всяких фантастических технологий — несовместимы с этой природой, и наоборот: тот, кто умеет воспринимать жизнь как чудо, которое каждый день творишь заново, получит шанс стать счастливым.
В чем смысл названия?
Объясняя название фильма, обычно указывают, что это цитата из поэмы известного английского поэта А.Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), и что на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind». В фильме Мэри вспоминает четверостишие, в котором содержится эта строка «Как счастливы невест Христовых свиты…», но чтобы понять до конца, что стоит за названием, нужно вспомнить сюжет поэмы.
Герои Поупа — реальные исторические персонажи, пылкие влюбленные с трагической судьбой. По мнению критиков, поэт в этой поэме превзошел себя, передавая скорбь Элоизы, насильно разлученной с мужем и тоскующей по нему в монастыре. Смысл поэмы в том и состоит, что подлинную любовь невозможно забыть, даже если ты отрекся от мирской жизни.
Что же делает Мэри, знающая мировую культуру по сборникам афоризмов? Она берет цитату из поэмы, посвященной силе любви, чтобы доказать, что без любви (и с промытыми мозгами) намного лучше. Что называется: слышала звон, да не знает, где он. Таким образом, в названии фильма заложена ирония, его нельзя воспринимать буквально: чистый разум не сияет, и с промытыми мозгами не очень радостно жить.
Почему титры появляются лишь на 18-й минуте фильма?
Фильм начинается необычно: сценой якобы первого знакомства главных героев, и лишь через 17 минут зрителю напоминают, что он смотрит фильм. Подобный прием связан и с главной идеей фильма (важно то, что происходит сейчас, титры подождут), и с его хронотопом: чтобы лучше показать чувства героев и происходящее с ними, действие постоянно переносится в разные временные пласты вплоть до далекого детства Джоэла.
Почему Джоэла и Клементину так тянуло друг к другу?
Создатели фильма приложили немало усилий, чтобы подчеркнуть несходство персонажей: Джоэл — вялый, Клементина — активна; Джоэл придерживается правил, Клементина любит их нарушать; Джоэл — серый, невзрачный, Клементина — яркая, запоминающаяся, и т.д. Можно сказать, что герои являются полными противоположностями друг другу, и именно потому они никак не могут расстаться: даже «забыв» все, они обречены на встречу и новый виток отношений.
Но в то же время противоположности всегда имеют больше общего, чем им кажется. Не только Джоэл, но и Клементина живет вполне обычной жизнью без грандиозных событий, она такой же винтик в огромном мире, как и он. Они принадлежат к одному социальному слою и поколению, не говоря о том, что все люди: яркие, и серые, конформисты, и неформалы — одинаково нуждаются в любви.
В чем смысл линии Мэри?
Мэри — живое доказательство того, что никакие манипуляции с человеческим сознанием не остаются безнаказанными: они одинаково печально заканчиваются и для тех, кем манипулируют, и для тех, кто манипулирует. В то же время ее повторная, так сказать, влюбленность в доктора Мерзвияка еще раз подтверждает: противоположности притягиваются, и пока эти противоположности находятся рядом, они будут притягиваться снова и снова.
Почему у Клементины разноцветные волосы?
Многие поклонники (а еще сильнее) поклонницы Кейт Уинслет были разочарованы экзотическими цветами ее волос в фильме — зеленым, красным и синим. Мало того, что такие оттенки не идут актрисе: в кадрах с синими волосами бросаются в глаза еще и отросшие корни. И хотя лицо Кейт Уинслет — вопреки кошмару на голове — все равно сохраняет привлекательность, напрашивается логичный вопрос: зачем этот кошмар понадобился?
Самый простой и логичный ответ: необычный цвет шевелюры подчеркивает необычность личности Клементины, ее бунтарский дух и пренебрежение правилами. Но возможно еще одно объяснение, согласно которому каждый цвет волос имеет свое значение: зеленый — надежда, красный — эмоции, агрессия, синий — стабильность, переходящая в рутину.
Что было дальше с Джоэлом и Клементиной?
Финал фильма можно назвать открытым: мы знаем, что герои остались вместе, но надолго ли? Сумели ли они извлечь уроки из всего, что произошло, или опять разругались? Как ни странно, это не имеет значения. Они были счастливы, пока были вместе — и это главное.
15 незабываемых фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»
«Вечное сияние чистого разума» заняло прочное место в сердцах киноманов, не говоря уже о списке «Лучших фильмов 21 века». Ошеломляющая романтическая трагикомедия с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях стала плодом необычного союза сценариста Чарли Кауфмана и режиссера Мишеля Гондри, чье уникальное видение нашло воплощение в таких фильмах как «Наука сна» и «Перемотка». Предваряя ваш следующий просмотр «Вечного сияния чистого разума», mentalfloss.com подготовил для вас подборку из некоторых деталей о фильме, которых вы скорее всего знали, или знали до того, как заплатили кому-нибудь, чтобы стереть их.
1. Стоит сказать спасибо матери природе за классическую сцену на замерзшем озере
Эта сцена могла быть убрана из сценария в виду неблагоприятных погодных условий, но, к счастью, зима в штате Нью-Йорк в тот год была суровой и озеро замерзло, как и планировалось. Кадр с Керри и Уинслет, лежащими возле трещины во льду, стал одним из культовых в этом фильме.
2. Мишелю Гондри нравится, когда его заставляют импровизировать
В отличие от большинства режиссеров, которые любят держать каждый аспект фильма под контролем, Гондри нравится, когда проблемы с погодой заставляют его придумывать решение на ходу. Он комментирует: «Это заставляет всех работать быстрее, вкладывать больше энергии».
3. Гондри позаимствовал идею у своего французского друга-художника
Художник Пьер Бисмут считается со-сценаристом «Вечного сияния чистого разума». Гондри сообщил в одном из интервью, что у Бисмута «была идея отправить человеку письмо, сообщавшее, что тот, кого он знал стер его из памяти. Ему было интересно изучить реакцию на этот эксперимент». Бисмут в результате отказался от опыта, но Гондри понравилась идея, которую он и воплотил в фильме с помощью Чарли Кауфмана. Все трое получили «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
4. Большинство визуальных эффектов было достигнуто «дедовскими методами»
На 57 минуте фильма есть сцена, где Джоэл видит себя на приеме у доктора Говарда Мерзвяка. Камера направлена на Джоэла, наблюдающего за собой, затем она переключается на доктора, говорящего с Джоэлом, пришедшим на прием, затем снова на первого Джоэла. Здесь не было никакой цифровой обработки: Гондри заставил Джима Керри бегать взад-вперед, меняя одежду и играя различные версии самого себя.
5. «Мементо» заставил Кауфмана понервничать
6. По сценарию офис «Лакуны» должен был располагаться в том же здании, что и в фильме «Быть Джоном Малковичем»
Кауфман добавил эту деталь просто для себя. Но использовать то же здание для «Вечного сияния» не получилось, поэтому идею пришлось свернуть.
7. По сценарию действие начинается через 50 лет в будущем
И начинается оно с попытки старой женщины – оказывающейся впоследствии Мэри, героиней Кирстен Данст – опубликовать рукопись под названием «Вечное сияние чистого разума», в которой она собирается рассказать все о «Лакуне». В конце сценария мы узнаем, что Мэри до сих пор работает на Говарда (который очень-очень стар, и что Клементина стирала Джоэла из памяти по меньшей мере 15 раз за прошедшие десятилетия.
8. Во время съемок Кейт Уинслет носила парики, чтобы показать различные оттенки волос Клементины
9. Гондри хотел, чтобы в главной роли был Николас Кейдж
По словам Гондри, «Каждый независимый режиссер, который хотел снять коммерческий фильм, хотел заполучить Николаса Кейджа в свой фильм, но он соглашался на один из 10 таких проектов». Приятно осознавать, что когда-то Николас Кейдж был более разборчивым.
10. В вырезанной сцене появляется бывшая девушка Джоэла – Наоми
В вырезанной сцене появляется бывшая девушка Джоэла – Наоми В вырезанной сцене появляется бывшая девушка Джоэла – Наоми
11. Гондри не осознавал, насколько реалистичен его фильм, пока его не бросила девушка
Она ушла от него в процессе монтажа (упс!), и он говорит, что поэтому ему слишком грустно смотреть фильм. Но этот опыт также позволил ему увидеть то, насколько близок фильм к реальности. Гондри думал, что момент, где Джоэл выкидывает вещи Клементины типичен. После того, как девушка бросила его, он говорит: «Я пережил это! Мне пришлось сложить все свои вещи в коробку и отправить обратно в Лос-Анджелес, и подумал: «Теперь я понимаю, что имелось ввиду в фильме».
12. Этот фильм вдохновил Канье Уэста на «Gold Digger»
Композитор Джон Брайон никогда не делал ничего в стиле хип-хоп, пока Канье Уэст, впечатленный его музыкой к «Вечному сиянию» не предложил сотрудничество. Так появилась песня «Gold Digger».
13. Всем разрешили импровизировать – всем, кроме Джима Керри
14. Они создали впечатление волны, наступающей на пляжный домик, построив домик на пляже и позволив приливу затопить его
Иногда самое простое решение – самое лучшее. Большинство эффектов в фильме созданы вручную, а не с при помощи обработки, и это касается и прилива, затопившего пляжный домик.
15. Возможно, это скоро перестанет быть выдумкой
В 2014 году ученые сообщили, что провели успешные манипуляции с памятью мышей или, по крайней мере, с эмоциональной составляющей воспоминаний. Видите ли, мы формируем информационную составляющую воспоминаний – факты и события – в гиппокампе нашего мозга. Эмоции, связанные с ними – то, как мы чувствуем себя по поводу этих фактов и событий – хранятся в миндалевидном теле. Ученые покопались в миндалевидном теле мышей и изменили их чувства по отношению к проведенным в лаборатории экспериментам – они заменили неприятные ассоциации на приятные и наоборот.
Ученые сообщили, что стереть негативные эмоции человека, связанные с определенными переживаниями, может быть полезно, в то время как полное удаление воспоминаний о событии может быть плохой идеей. Что означает, что они ухватили идею «Вечного сияния чистого разума».
Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.
10 фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»
Едва ли найдется много фильммейкеров, по креативности сравнимых с Мишелем Гондри. Его работы полны эффектных и эксцентричных мелочей, которых большинство режиссеров сторонится, но Гондри удается собрать эти детали воедино, добавив лишь несколько сюрреалистичных мазков. В 1993 году склонность француза к визуальным новациям привлекла внимание Бьорк, попросившей режиссера снять клип для ее первого сольного сингла. Видео стало хитом, и Гондри продолжил сотрудничество с исландской певицей, параллельно работая с другими представителями музыкальной индустрии. Переход постановщика в мир кино был лишь вопросом времени, но если дебютная работа Гондри, драма «Звериная натура», не пользовалась успехом, то последовавшее за ней «Вечное сияние чистого разума» оставило свой след в истории кинематографа и в сердцах зрителей.
Картина получила премию «Оскар» за сценарий, не раз попадала в списки лучших фильмов XXI века по версии различных изданий и, невзирая на затронутую в ней тему разрыва отношений, часто входит в число лент, обязательных к просмотру влюбленными парочками. Сегодня для «Вечного сияния чистого разума» наступила очередная знаменательная дата — 15 лет с момента мировой премьеры, и чтобы никто не посмел стереть столь прекрасный фильм из вашей памяти, LostFilm.INFO собрал подборку интересных фактов о фильме, покорившем не одно поколение зрителей.
1. Изначально Гондри не планировал погружаться в научную фантастику
«Мы определенно не хотели снимать что-то в этом жанре, — утверждает режиссер. — Процедура, которую предлагает компания «Лакуна», — способ добраться до неконтролируемого чувства ностальгии. Из книги, посвященной работе мозга, я узнал, что это чувство проявляется в момент какого-то воспоминания, поскольку мозг знает, что он, этот момент, больше не повторится. Мне всегда было интересно, как воспоминания приносят нам радость или причиняют боль, хотя на самом деле они не существуют. Моему другу, художнику Пьеру Бисмуту, пришла в голову идея — посылать людям карточки, где было бы написано, что их стер из памяти знакомый человек. Он хотел посмотреть на реакцию адресатов в качестве художественного эксперимента, но в итоге не решился. А мне задумка так понравилась, что мы вместе с Пьером набросали историю, которую Чарли Кауфман впоследствии трансформировал в сценарий».
2. Фильмы «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» происходят в одной Вселенной
Кауфман работал вместе с Гондри над уже упомянутой «Звериной натурой», но большую известность ему принесли фильмы «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Оба они отличались оригинальностью и творческим подходом, эмоциональной и интеллектуальной утонченностью, но были не так сложны с визуальной точки зрения, как «Вечное сияние чистого разума». Кауфман не был бы собой, если бы не включил в сценарий драмы любопытную деталь. В первоначальном варианте текста офис «Лакуны» находился в том же здании, что фигурировало и в «Быть Джоном Малковичем». Еще одна идея, оставшаяся на бумаге, касалась сюжета: события начинали разворачиваться через 50 лет в будущем. Зрители бы увидели пожилую женщину (как позже выяснялось — Мэри), пытавшуюся опубликовать рукопись, разоблачающую деятельность «Лакуны». В финале же оказывалось, что Мэри все еще работает на Говарда, и что за прошедшие десятилетия Клементина стирала воспоминания о Джоэле как минимум 15 раз.
3. Кристофер Нолан чуть всё не испортил.
Кауфман и Гондри впервые попытались найти поддержку со стороны киностудий в 1998-м, но через два года в прокат вышла картина Кристофера Нолана «Помни», тоже затрагивавшая темы памяти и потери. Кауфман запаниковал, позвонил Гондри и отказался работать над «Вечным сиянием». Тот его поддержал, но, к радости зрителей, продюсер Стив Голин не поддался всеобщей панике и настоял на продолжении работы.
4. Память ценна
Если упрощать донельзя, то «Вечное сияние чистого разума» — это фильм о разрыве, но Кауфмана и Гондри мало интересовал именно этот аспект истории Джоэла и Клементины. Они хотели показать ценность воспоминаний, то, каким человек становится без сожалений. И главная идея ленты заключается в том, что терапевтическое стирание памяти не есть хорошо, так что Гондри изобразил эффект лечения в виде ночного кошмара.
5. Реальность лучше спецэффектов
Чтобы ода эмоциональной травме заработала на больших экранах, Гондри пришлось идти на визуальные хитрости. Режиссер не стал полагаться на компьютерные эффекты и предпочел им практические. На 58-й минуте Джоэл видит в воспоминаниях свою встречу с доктором Говардом Мерзвяком. Сначала камера показывает наблюдающего Джоэла, затем переключается на письменный стол, за которым сидят Говард и второй Джоэл, а потом снова возвращается к первому Джоэлу. Даже здесь Гондри не стал обращаться к цифровым спецэффектам. Он заставил Джима Керри бегать туда-сюда, быстро снимать пальто и шапку и надевать их обратно, чтобы сыграть две версии Джоэла. Еще одна запоминающаяся сцена из фильма — кадры в доме на пляже, когда его начинает затапливать океан. Никаких компьютерных уловок нет и здесь: команда «Вечного сияния чистого разума» просто построила дом на берегу океана и дождалась прилива.
6. Волшебнику благоволит даже природа
Благодаря различным приемам, вроде измененной перспективы, прожекторного освещения и несинхронизированного звука, Гондри добавил фактурности воспоминаниям Джоэла и создал необходимый для подобного фильма сюрреалистичный мир. Не зря Кейт Уинслет называла режиссера волшебником, а им даже погода порой благоволит. Культовой сцены на замерзшем озере могло и не быть, если бы та самая погода подкачала. Сценарий требовал снега и льда, но Гондри готов был опустить сцену, если бы условия на улице не соответствовали. К счастью, зима в Нью-Йорке выдалась суровая, и озеро все-таки замерзло. Лежащие рядом с трещиной на его поверхности Джим Керри и Кейт Уинслет стали одним из символичных кадров фильма.
7. К чёрту амплуа!
Величия «Вечному сиянию чистого разума» добавила игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Оба они к тому моменту были известны, но фильм Гондри позволил им показать себя с другой стороны. Керри и Уинслет будто бы поменялись местами: он сыграл скромного Джоэла, а она — необузданную и живую Клементину. Задумчивый и романтичный Джоэл — это далеко не сумасшедшие герои Керри из лент «Эйс Вентура» и «Тупой и еще тупее». Чтобы помочь актеру войти в роль, Гондри немного хитрил и порой давал Керри инструкции, шедшие вразрез с тем, что он говорил остальным участникам актерского состава. Гондри из тех фильммейкеров, кто поощряет импровизацию, но если Марк Руффало и Кирстен Данст могли дурачиться на площадке и отходить от сценария, то Джиму он такого не позволял.
8. Николас Кейдж чуть всё не испортил.
Сегодня Джоэл Бэрриш ассоциируется у киноманов исключительно с Джимом Керри, но изначально Гондри предложил главную роль Николасу Кейджу.
«После «Покидая Лас-Вегас» каждый независимый режиссер, надеявшийся снять коммерческий хит, приглашал Кейджа, а он из десятка проектов выбирал всего один», — вспоминает Гондри.
Могли зрители увидеть в фильме и Сета Рогена: он пробовался на роль Патрика, но она досталась Элайдже Вуду. Не вошли в финальную версию картины и сцены с Эллен Помпео — именно она сыграла Наоми, бывшую Джоэла, которую он упоминает несколько раз.
9. Радуга Уинслет
Тех, кто до «Вечного сияния чистого разума» видел Кейт Уинслет лишь в «Разуме и чувствах» и «Титанике», Клементина приводила в шок. Спонтанная и веселая, с прической, цвет которой менялся от синего до оранжевого, Уинслет открылась с новой стороны. Актриса после прочтения сценария согласилась на участие в съемках без раздумий, и риск оказался оправданным: ее номинировали на премию «Оскар». Цвет волос Клементины на протяжении фильма постоянно меняется, позволяя зрителям отслеживать хронологию событий, и, как настоящий профессионал, Уинслет готова была красить волосы. Однако съемки ленты проходили в хаотичном порядке, и потому актриса ограничилась париками. Красный, к слову, ей нравился больше остальных.
10. Помни о памяти!
Когда «Вечное сияние чистого разума» попало на большие экраны, идея со стиранием воспоминаний казалась фантастической. Но наука не стоит на месте, и ученые постоянно экспериментируют с памятью. Так, после проведения опытов на различных животных выяснилось, что можно манипулировать негативными эмоциями, связанными с определенными травмирующими событиями в жизни человека. При этом специалисты утверждают, что заставить человека забыть о том, что эти события имели место, — плохая идея, а значит, главный посыл «Вечного сияния чистого разума» не забыт.
Снимаясь в фильме «Вечное сияние чистого разума», Джим Керри был в депрессии
Страна: США
Жанр: фантастика, мелодрама
Год производства: 2004
Режиссёр: Мишель Гондри
Актёры: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд и другие
Вряд ли смысл фильма «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), пронзительной фантастической драмы Мишеля Гондри с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях, остался совсем непонятен тем, кто его посмотрел. Ведь о нём говорит даже официальный слоган: «Можно стереть любовь из памяти, другое дело — выкинуть её из сердца». И всё же есть детали, которые могут дополнить и, возможно, в чём-то переосмыслить идею картины.
О чём фильм
Джоэл Бериш, замкнутый меланхолик, просыпается и собирается ехать на работу, но уже на вокзале резко меняет маршрут и отправляется на холодный пляж. На обратном пути в поезде он знакомится с экспрессивной и жизнерадостной Клементиной Кручински.
Далее нас возвращают в прошлое главного героя. Оказывается, Джоэл и Клементина не просто уже были знакомы, а находились в отношениях. Их жизнь была наполнена яркими эмоциями, но всё чаще происходили скандалы. В итоге Клементина бросила Джоэла. Тот пришёл к девушке в магазин, где она работала кассиром, чтобы извиниться. Однако Клементина не узнала его. Выяснилось, что она стёрла воспоминания о Джоэле в компании «Лакуна». Герой решает ответить ей тем же.
Сотрудники «Лакуны» приезжают домой к Джоэлу, чтобы по его заказу стереть все воспоминания о Клементине и приступают к процедуре. Мы видим главного героя в мире сновидений-воспоминаний, наблюдаем за эпизодами его взаимоотношений с Клементиной — среди них есть и тяжёлые, и счастливые моменты.
В конце концов Джоэл осознаёт, что, несмотря на всё плохое, что было между ним и девушкой, он не хочет забывать её. Он пытается спрятать воображаемую Клементину в воспоминаниях о событиях своего детства, к которым та не имеет отношения, в результате чего техникам «Лакуны» приходится стереть и их.
Также нам показывают истории других несчастных влюблённых — второстепенных персонажей. Мы видим, что техник «Лакуны» Патрик пытается очаровать Клементину, используя вещи и информацию, предоставленную компании Джоэлом, но та ближе к финалу раскрывает обман.
Сотрудники «Лакуны» Мэри и Стэн кажутся влюблёнными друг в друга людьми, но выясняется, что Мэри любит своего начальника — доктора Мерзвияка. Она пытается сблизиться с ним, свидетелем чего становится жена доктора. Под давлением супруги Мерзвияк признаётся, что у них уже был роман, но он стёр воспоминания Мэри об этом. Девушка понимает, что технология «Лакуны» уничтожает память о любви, но не в состоянии убрать саму любовь.
Мэри отправляет Джоэлу и Клементине посылки с информацией о деле по стиранию памяти и аудиокассетами с записями, на которых они подробно рассказывают, чем именно не устраивают друг друга и почему хотят уничтожить воспоминания о своей любви. Герои понимают, что, испытывая сильное притяжение поначалу, к концу своих забытых отношений они уже испытывали злость, расставание было неизбежным. Несмотря на это, Джоэл и Клементина решают начать всё с чистого листа.
Смысл фильма
Режиссёр и сценаристы не пытались сделать тайны из сюжета «Вечного сияния чистого разума». Никакого особенного скрытого смысла здесь искать не стоит.
Суть, состоящая в том, что настоящую любовь невозможно стереть, читается почти сразу, даже если зритель не понял слоган фильма.
Объяснение игры со временем (эпизоды из будущего персонажей, постепенное возвращение в прошлое, затем в память о прошлом и снова в будущее) тоже быстро становится понятным. Специального разбора тут, пожалуй, не требуется.
Глубины фильму придаёт не сюжет, а уникальный режиссёрский подход Мишеля Гондри и великолепная актёрская игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Именно благодаря этому сочетанию фильм ни на йоту не скатывается в пошлую, хоть и поучительную, мелодраму.
Мишель Гондри известен своим видением, который можно охарактеризовать как реализм сюрреализма. Смысл его в том, чтобы изобразить что-то фантастическое или даже бредовое, но так, чтобы зритель почувствовал себя наблюдателем за событиями с очень близкого расстояния.
«Вечное сияние чистого разума» снято на ручную камеру, которую часто используют в документальных и псевдодокументальных фильмах. Играет свою роль и особое освещение в сценах в воспоминаниях Джоэла. Во время работы над монтажом Гондри бросила девушка, что уже на этой стадии добавило ещё больше реализма картине.
Один из главных сценаристов «Вечного сияния чистого разума» Чарли Кауфман также известен своим весьма оригинальным подходом к кинокартинам. Критики в рецензиях на его фильмы часто говорят, что он снимает всё исключительно про себя и про нерадостные события и переживания в своей собственной жизни, заставляя и зрителя сливаться с личностью режиссёра. Некий реалистичный и бытовой сюр в его фильмах тоже присутствует в большом количестве.
Джим Керри, приступая к съёмкам, был опустошён и близок к депрессии. Гондри, видя это его состояние, попросил актёра оставаться в нём до конца работы над фильмом. Так что можно сказать, что мы увидели не просто Джима Керри без его обычных ужимок и кривляний (почти), а в принципе настоящего Керри, играющего самого себя в тяжёлый период жизни.
Все эти элементы, добавляющие реализма в фантастический фильм, заставляют его воспринимать как драму, которая имела место быть на самом деле. Даже название «Вечного сияние чистого разума» – это отсылка к реальным событиям. Точнее, это цитата из поэмы английского поэта восемнадцатого века Александра Поупа. В фильме эти строки звучат из уст Мэри, благодаря поступку которой Джоэл и Клементина в конце, по сути, вновь обрели друг друга.
Поэма повествует о несчастной любви французского философа и богослова двенадцатого века Петра Абеляра и его ученицы Элоизы. Абеляр известен тем, что провозгласил разум единственным инструментом познания божественного, что, разумеется, в те времена было немыслимо, и его учение было предано суду. Влюблённые были разлучены, но могли переписываться друг с другом. Эта переписка наполнена болью и тоской двух несчастных людей.
Элоиза, которую принудили стать монахиней, в поэме Поупа скорбит и говорит о том, что подлинную любовь невозможно забыть, даже будучи полностью отрешённым от всего мирского. Строка «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), которую исходя из контекста следует перевести как «Молитвы приняты — усмирены желания» — как раз об отрешённости.
Концовка
В концовке фильма зрителя ждёт катарсис — герои остаются вместе, несмотря на то что знают неприглядную правду и даже на то, что, возможно, их отношения снова обречены на провал. И здесь есть интересный перевёртыш.
Режиссёр и сценаристы «Вечного сияния чистого разума» ходили по тонкому льду: если бы они хотели подсунуть нам банальное объяснение «просто любовь оказалась сильнее», то финал бы получился предельно слащавым и совсем не жизненным. Однако герои решаются быть вместе не под влиянием необъяснимой силы. Это поступок в духе «была не была», но осознанный поступок, что заставляет нас уважать и ещё больше любить этих персонажей.
Здесь мы в первую очередь понимаем, как изменился Джоэл — в отличие от открытой и свободной Клементины он всё время был замкнутым и погружённым в свои переживания. Для своей возлюбленной, часто ведущей себя как ребёнок, которому интересно всё яркое и новое, он пытался быть здравомыслящим родителем. Но наступил момент, когда Джоэл понял, что иногда нужно просто отдаться любви и нырнуть в объятия тёплого солнечного света, в противовес «вечному сиянию чистого разума» подразумевающему открытость жизни и миру.