ведущая роль обучения в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.
Дети с отклонениями в развитии нуждаются с момента определения этого отклонения в особых условиях и методиках обучения. На данный момент известны две формы обучения детей с отклонениями: в домашних условиях и в специализированных учебных учреждениях. Обучение таких детей сводится к коррекционно-педагогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.
Значение и роль обучения детей с нарушениями в развитии более точно раскрыл В. С. Леднев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных детей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от одного поколения другому при определенных условиях.
Обучение людей с дефектами отличается от программы обучения нормальных детей формой, содержанием, которое основано на трех основных аспектах:
1) познавательном (обучение), который обеспечивает человека практическим опытом;
2) воспитательном (воспитание), при котором происходит воспитание физических, умственных и типологических свойств характера человека;
3) учебном (развитие).
Обучение в условиях нарушенного развития основано на процессе усвоения опыта, роль воспитания и дальнейшего развития второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Вся коррекционно-педагогическая работа направлена на исправление отклонений в развитии детей с аномальными дефектами.
На практике проведение учебно-воспитательной работы должно соответствовать только одному требованию: обучению и приспособлению аномальных людей к полноценной жизни в обществе путем преодоления психических и физических недостатков
развития и обучения применению новых знаний. Процесс адаптации в социальном обществе людей с аномальным развитием должен проводиться одновременно по всем направлениям: познавательному, эстетическому, трудовому и т. д. В процессе обучения людей с дефектами в развитии необходимо помнить о формировании нового характера такого человека, который стремится компенсировать свои недостатки и стать полноценным членом общества.
В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.
Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.
Работа с детьми с сенсорными наруш. должна закл:
1. В развитии оставшихся органов восприятия
2. В развитии активных форм детского опыта
Развитие ребенка с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка.
Но для успешного обучения и воспит. детей с ОВЗ требуется спец.(коррекционная) педагогическое воздействие, кот. учитывает специфику у имеющего ребенка дефекта.
Цель педагог воздействия и преодоление вторичных дефектов.
Чем теснее связь вторичного отклонения с первичным, тем труднее его коррекция. Например, у тедей с нар.слуха тесно связано с нар. звукопроизношения. Словарный запас приобретается не только за счет устного, но и за счет чтения и письма.
Спец. обуч. ивопсит. детей с ОВЗ требует разработки специфических, педагогических приемов и методов создания особых техник и технологий. Такие технологии и техники нужны для обуч. глухих детей устной речи.
Главный путь компенсации с ОВЗ по Выготскому — это включение их в трудовую деят-ть, кот обеспечивает возможность сотрудничества. Например, Выготский отмечал большие возможности физ. компенсации у лиц с сенсорными наруш. (зрение и слух), что им доступны многие виды трудовой дея-ти, кот.не связаны с первичными наруш.
Вовлечение в труд.деят-ть обеспечивает для лиц с ОВЗ возможность вступления в жизнь и создает условия для полноценной интеграции общества.
Компенсация дефекта наиболее успешна, если дефект становится осознанным. Также зависит от личных предпосылок — это воля, мотивация и самопознание. Проблема компенсации по Выготскому разрешается путем биологич. и соц. факторов.
39. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей
Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.
Дети с отклонениями в развитии нуждаются с момента определения этого отклонения в особых условиях и методиках обучения. На данный момент известны две формы обучения детей с отклонениями: в домашних условиях и в специализированных учебных учреждениях. Обучение таких детей сводится к коррекционно-педагогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.
Значение и роль обучения детей с нарушениями в развитии более точно раскрыл В. С. Леднев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных детей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от одного поколения другому при определенных условиях.
Обучение людей с дефектами отличается от программы обучения нормальных детей формой, содержанием, которое основано на трех основных аспектах:
1) познавательном (обучение), который обеспечивает человека практическим опытом;
2) воспитательном (воспитание), при котором происходит воспитание физических, умственных и типологических свойств характера человека;
3) учебном (развитие).
Обучение в условиях нарушенного развития основано на процессе усвоения опыта, роль воспитания и дальнейшего развития второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Вся коррекционно-педагогическая работа направлена на исправление отклонений в развитии детей с аномальными дефектами.
На практике проведение учебно-воспитательной работы должно соответствовать только одному требованию: обучению и приспособлению аномальных людей к полноценной жизни в обществе путем преодоления психических и физических недостатков развития и обучения применению новых знаний. Процесс адаптации в социальном обществе людей с аномальным развитием должен проводиться одновременно по всем направлениям: познавательному, эстетическому, трудовому и т. д. В процессе обучения людей с дефектами в развитии необходимо помнить о формировании нового характера такого человека, который стремится компенсировать свои недостатки и стать полноценным членом общества.
В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.
40. Психологические проблемы построения методов специального обучения
Психологические проблемы построения методов специального обучения Общепедагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы. Важным является взаимодополняемость методов. Так, на начальных этапах обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов [4]. Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов обучения детей с отклонениями в развитии существует в группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Как известно, в эту группу входят следующие подгруппы методов: перцептивные [методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы]; логические (индуктивный и дедуктивный); гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские). Все эти методы могут реализоваться в практике образования общего назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися. В условиях специального образования возможности обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать методы самостоятельной работы. Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
Статья «Коррекционная роль обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа № 5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Орехово-Зуево
Коррекционная роль обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
Бодрова Маргарита Анатольевна,
учитель русского языка
Сущность коррекционной работы. История вопроса.
Коррекционная работа на уроках русского языка и чтения.
Коррекционная работа в процессе трудового обучения.
Вооружение обучающихся с ОВЗ общеобразовательными и профессионально- техническими знаниями в единстве с развитием их познавательных возможностей является одной из главных задач обучения умственно отсталого ребенка. Успех решения этих задач находится в прямой зависимости от того, как организуется и протекает коррекционная работа в школе. Для успешной коррекционной роли в обучении необходимо прежде всего отметить единство процесса обучения основам знаний и формирования личности ребенка. В процессе обучения в строгом единстве должно осуществляться вооружение учащихся знаниями основных наук и преобразование их познавательной деятельности. Только при сочетании активного умственного развития и практической деятельности можно осуществлять коррекционную работу в обучении.
Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Еще в советские времена ведущие дефектологи провели ряд исследований по вопросам коррекции развития умственно отсталого ребенка в процессе общеобразовательного и трудового обучения. Общая черта этих исследований – доказательство ведущей роли обучения в коррекции недостатков познавательных процессов у детей и поиски педагогических условий, при которых коррекционное влияние обучения происходит наиболее эффективно.
Способ обучения, при котором учителя предлагают ученикам запоминать готовые ответы на те или иные вопросы, неэффективен как для усвоения материала, так и для развития мышления ученика.
В экспериментальных условиях обучающих знаний В.Н. Синев показывает, что при н некоторых условиях можно преодолеть трудности в обучении. Беседы с учениками показывают, что они владеют необходимыми представлениями, но активно использовать их не могут. Постоянная коррекционная работа по исправлению ответов учащихся приучает их к поиску правильного словесно-логического оформления своих наблюдений и обобщений.
С самого начала поступления ребенка в школу из-за отсутствия необходимых навыков он не способен к длительной устойчивой учебной работе. Поэтому в первые годы обучения коррекционно- воспитательная работа с ребенком является ведущей, главной.
В советской олигофренопедагогике под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Л.С. Выготский, Л. В. Занков, И.М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев и другие) выдвинут новый принцип коррекционно-воспитательной работы, основное значение которого заключается в том, сто исправление дефектов познавательных процессов у умственно отсталых детей не выделяется в особенные занятия, как это имеет место в системе сенсорной культуры Монтессори, а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Воспитание – это организация условий, и чем целесообразнее будут организованы условия, тем успешнее результаты воспитания и обучения. Обучение школьным знаниям и приобретение навыков в коррекционной школе также подчинено задаче коррекции умственного развития учащихся. Каждый новый шаг в усвоении знаний и навыков должен быть и новым шагом в умственном развитии и коррекции личности ребенка. В процессе обучения у учащихся воспитывается умение сравнивать, обобщать. Все это делается в период обучения грамоте, и при решении математических задач, и при чтении текста, и при рассматривании картинки.
Весь учебный процесс основан на решении коррекционно-развивающей задачи всемерно преодолевать умственную недостаточность ребенка. Коррекционная работа должна строиться на сочетании общих усилий педагога, психолога, логопеда, семьи. Только тогда ощутимы результаты обучения и воспитания, когда все условия, окружающие ребенка, изменяют и формируют его личность организованно и в одном направлении. И, наоборот, если влияния действуют бессистемно и направлены на достижение разных целей, то будут ощущаться большие затруднения в воспитании и обучении.
Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования личностных качеств учащихся является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях. Г.М. Дульнев показывает, что по мере возрастающего влияния обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными м эффективными компонентами личности. В начале обучения в школе аффективные проявления часто определяют весь характер поведения детей. Позднее характер поведения учащихся становится более осмысленным. Сущность коррекционно-развивающей работы избирается с учетом особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.
Коррекционная работа является стержнем всего педагогического процесса с 1 по 9 класс. С детьми, начинающими обучение, проводится значительный по срокам пропедевтический период работы. В этом периоде обучения особое внимание обращается на воспитание у детей фонематического слуха, обогащение их представлений об окружающем мире, воспитываются простые навыки самообслуживания, исправляются недостатки произвольных движений.
Так как я работаю учителем русского языка в 5-9 классах, остановлюсь на своем предмете. На протяжении всего процесса обучения на уроках русского языка вырабатываются навыки аккуратного разборчивого и грамотного письма. Учащиеся правильно и последовательно учатся излагать свои мысли в устной и письменной форме. Организуя прохождение с учащимися курса грамматики, учитель не должен ограничиваться только курсом упражнений, проводимых на уроках по данному разделу. Элементы грамматики должны входить в процесс работы по всем разделам этого учебного предмета. Использую разнообразные виды работ: письмо под диктовку, выполнение упражнений с пропуском букв, работа с деформированным текстом, словарная работа, выполнение упражнений творческого характера, работа с картинками. Каждый вид работы должен быть продуман учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Коррекционная работа на уроках чтения направлена на развитие мышления, творческих способностей учащихся, на формирование образных представлений об окружающем мире. Используя изучаемые произведения и осуществляя связь с жизнью, учитель целенаправленно воздействует на ученика. На уроках чтения и развития речи добиваюсь от детей выразительности при чтении текста, воспитывая любовь к чтению. Это способствует развитию кругозора детей, выработке навыка правильного, беглого, выразительного чтения. Считаю нужным разъяснять лексическое значение незнакомых слов, выражений. Большую роль играет наглядность на уроках, использование ИКТ.
Независимо от того, какой предмет преподает тот или иной учитель, считаю, что коррекционную работу надо строить так, чтобы на каждом уроке ученики имели возможность самостоятельного поиска, открытия. Только так можно заинтересовать их, пробуждая детский интерес и тем самым способствуя усвоению изучаемого материала. Только такие знания будут прочно усвоенными.Коррекционная школа обучает детей, у которых в силу различных причин нарушена высшая нервная деятельность. Отсюда в задачу школы входит коррекция недостатков развития ребенка на уроках трудового обучения. Длительные наблюдения показали, что труд в системе воспитания и обучения детей с ОВЗ имеет исключительно большое значение. В процессе трудового обучения решается ряд важнейших педагогических задач: подготовка учащихся к практической работе, формирование у них производственных навыков, воспитание умения планировать свою работу, социализация в обществе. Труд является верным средством коррекции целого ряда физических и психических недостатков учащихся. Выпускники по окончании обучения должны быть подготовлены к включению в социум. Это придает особую ответственность и важность делу воспитания у ребят таких качеств личности, которые соответствовали бы потребностям общества: пониманию доступных ученикам вспомогательных видов физического труда; пониманию необходимости соблюдения трудовой дисциплины, бережного отношения к общественным материальным ценностям. Использование труда в качестве средства коррекции физических недостатков детей идет по линии исправления органов восприятия и двигательной сферы ребенка. Работая, он действует, используя имеющиеся способности, и тем самым развивает их. В процессе работы им усваивается большое количество разнообразных знаний и навыков, способствующих общему развитию и необходимых в трудовой деятельности. На уроках трудового обучения дети практически знакомятся с техническими применениями и способами обработки различных материалов. Все полученные знания расширяют кругозор, развивают любознательность, корригируют все недостатки обучающихся с ОВЗ.
Коррекционная роль в обучении играет особенно эффективную роль в развитии учащихся, когда создаются необходимые условия для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Коррекционная работа будет плодотворна тогда, когда в тесной связи находятся задачи обучения и трудовой подготовки с вопросами формирования личности ребенка с ОВЗ.
Большое значение в формировании умственно отсталых школьников имеет практическая деятельность.
Трудовое обучение оказывает огромное корригирующее воздействие на смягчение недостатков физического и психического развития, способствует усвоению и закреплению полученных знаний.
Дульнев Г.М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1971.
Матвеева М.В., Станпакова С.Д. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательного учреждения, Форум, 2019.
Шамарина Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. М.: Книголюб, 2014.
Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России»
Татьяна Бабикова
Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад,Cветлячок,
c.Большеустьикинское муниципального района
Реферат по теме:
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.
Бабикова Татьяна Васильевна
2. Введение инклюзивного образования в Российской Федерации.
2.1 история образования
2.2 понятие инклюзивного образования и обучения.
2.3 цель и задачи инклюзивного образования.
В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно- признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной, сколько совместного мира жизни детей. На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного, так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ОВЗ на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде.
Введение инклюзивного образования в Российской Федерации.
2.1. История образования
— начало XX века – середина 60-х годов – «медицинская модель» – сегрегация;
— середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации» – интеграция;
— середина 80-х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия.
«Медицинская модель» – сегрегация рассматривала человека с ограниченными возможностями здоровья как больного; считалось, что ему необходим медицинский уход и лечение, а это лучше всего осуществляется в специальном учреждении. Концепция интеграции предполагала, что ребёнок должен быть подготовлен к принятию его дошкольным учреждением, школой и обществом. Однако в настоящее время за рубежом реализуется модель, в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе. Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе в большей степени отражает термин «включение» – инклюзия.
2.2 Понятия инклюзивное образование и обучение.
К сожалению, в данный момент, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного образования. До сих пор у нас отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития. бучение инклюзивное образование инвалид На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании:
1. Отсутствие гибких образовательных стандартов;
2. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
3. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
4. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
5. Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т. д.);
6. Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников;
7. Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления;
8. Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
9. Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО, учебно-производственные мастерские). Однако финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования. При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными и социальными факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно. Также нужно помнить, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.
1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М. : Просвещение, 2012.
Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.
Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО Сухомлинский В. А. : «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.
Реферат «Лекарства с грядки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ» ДИГОРСКИЙ РАЙОН Г. ДИГОРА Автор: Саламова.
Реферат «Особенно развития инклюзивного образования в России и за рубежом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» с. Большеустьикинское Муниципального района Мечетлинский.
Реферат на тему «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как основной вид деятельности детей» Содержание Введение 1. Основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре 2. Особенности сюжетно-ролевой игры Заключение Список литературы.
Реферат на тему: «Театр безопасности» ТЕАТР БЕЗОПАСНОСТИ Оглавление Введение….…3 Глава 1. Основы безопасности в жизни ребёнка дошкольного возраста….5.
Реферат «Роль воспитателя в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Содержание: 1. Музыкальное воспитание 2. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста 3. Роль воспитателя в организации.
Реферат Тема: «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей через проектную деятельность» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.
Сценарий развлечения «Русская берёзка-символ России» для детей старшей возрастной группы на день России Развлечение для детей старших групп «Русская берёзка-символ России». Под музыку в центр выходят ведущая и дети, читающие стихи Ведущая:.