ведущий прием обучения правильному произношению это
Консультация для воспитателей. «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, использовать все языковые средства. Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитательдолжен решать следующие задачи:
Воспитывать речевой слух детей,постепенно развивая его основные компоненты:
— восприятие темпа и ритма речи.
Формировать произносительную сторону речи:
— учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
— развивать артикуляционный аппарат;
— работать над речевым дыханием;
— вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
— вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
— формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
— фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Работа по звуковойкультуре речи проводится в различных формах:
на занятиях: по количеству участников можно выделить занятия фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
По дидактическим целям (предложенная А. М. Бородич):
— занятия по сообщению нового материала;
— занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
— занятия по обобщению и систематизации знаний;
— итоговые, или учетно-проверочные, занятия;
— комбинированные занятия (смешанные, объединенные).
вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.
В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппками детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.
Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком ш, но специально выделяю этот звук, произношу его долго,протяжно: ш-ш-шутка.»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!», или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д., так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).
Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова
«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче.
Конспект логопедического занятия по формированию правильного произношения звука [р] в слогах и словах для детей 5–6 лет Цель: Формирование правильного произношения звука [р] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • формировать представления.
«План-конспект НОД закрепление правильного произношения звука [с] (по лексической теме «Птицы»)» Тема: «Закрепление правильного произношения звука [с] (по лексической теме «Птицы»)» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие,.
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами).
Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения «Дифференциация звуков [К]–[Г]» Тема: «Дифференциация звуков «К – Г». Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки «К» и «Г» в слогах, словах и фразах;.
Консультация для родителей «Нетрадиционные средства и приемы по автоматизации звуков в домашних условиях» Трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает.
Консультация для родителей «Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения в семье с детьми 3-х лет» Уважаемые родители! В последнее время наблюдается явление,когда речь детей не соответствует их возрасту. И мы взрослые должны помочь своему.
Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития.
Пособие для формирования правильного произношения «Звуковка и Звукарик». Мысли о создании данного пособия были в голове долгое время. Но образ и название не хотели воплощаться в жизнь. Чего-то всё время не хватало.
Рекомендации для родителей «Как помочь формированию у детей правильного произношения звука [Л]» РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Л». Одни дети правильно произносят звуки родного.
Консультация для воспитателей «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Наталия Другова
Консультация для воспитателей «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, использовать все языковые средства. Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитательдолжен решать следующие задачи:
Воспитывать речевой слух детей,постепенно развивая его основные компоненты:
— восприятие темпа и ритма речи.
Формировать произносительную сторону речи:
— учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
— развивать артикуляционный аппарат;
— работать над речевым дыханием;
— вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
— вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
— формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
— фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Работа по звуковойкультуре речи проводится в различных формах:
на занятиях: по количеству участников можно выделить занятия фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
По дидактическим целям (предложенная А. М. Бородич):
— занятия по сообщению нового материала;
— занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
— занятия по обобщению и систематизации знаний;
— итоговые, или учетно-проверочные, занятия;
— комбинированные занятия (смешанные, объединенные).
вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.
В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппками детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.
Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком ш, но специально выделяю этот звук, произношу его долго,протяжно: ш-ш-шутка.»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!», или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д., так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).
Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.
Консультация «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией» Уважаемые родители, помните! Автоматизация (закрепление) поставленных звуков при дизартрии – это сложный и длительный процесс, поэтому.
Картотека чистоговорок для закрепления правильного произношения звуков у детей КАРТОТЕКА ЧИСТОГОВОРОК Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Чистоговорки.
Консультация для воспитателей «Организация работы по воспитанию у детей сознательного отношения к своему здоровью» Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Для чистого звукопроизношения нужны сил0ные, упругие и подвижные органы.
Консультация для воспитателей ГБДОУ «Формы работы по совершенствованию двигательных навыков у детей дошкольного возраста» Формы работы На данный момент существует великое множество средств для совершенствования двигательных умений и навыков. 1. К организованным.
Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи» С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и.
Проект «Развитие мелкой моторики рук для правильного произношения звуков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Пути коррекционно-педагогической работы по развитию навыков мелкой моторики у детей раннего возраста с ЗРР Известно, что у детей с задержкой речевого развития наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения.
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего семинара – практикума «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Сроки усвоения в произношении звуков речи
0-2 года –А О Э П Б М
2-3 года – И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
Для формирования правильного произношения звуков важно:
• Развивать артикуляционный аппарат
Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.
Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т. п. Для развития речевого дыхания используют такие игры и упражнения для дыхательной гимнастики. Для вас я тоже подготовила игры для дыхания, которые в дальнейшем можете использовать в своей работе.
Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.
I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т. д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т. д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т. д.Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).
II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т. д.
I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т. д., воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т. д., развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)
III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т. д.)
IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т. д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.
Для воспитания звуковойкультуры речи типичны следующие методы:
— дидактические игры («Чей домик?»)
— подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»)
— дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)
— метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей:
— образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
— краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
— утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
— хоровые и индивидуальные повторения;
— обоснование необходимости выполнить задание педагога;
— индивидуальная мотивировка задания;
— совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
— оценка ответа или действия и исправления;
— показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Примыкает к этому и другой приём-мотивировка задания, указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, колыбельная может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь быть ласковым, заботливым».
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, чётко.
Традиционны такие приёмы, как оценка ответа или действия и исправление. Но нельзя делать это слишком часто, назойливо, так как это нервирует ребёнка.
Игры и игровые упражнения, которые помогут автоматизировать (закрепить) звук, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.
«Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.
«Доскажи словечко». «Угадай,какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т. д., чу… (до, жой, кча, лан). Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых,например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребёнком ролями. Когда он задумывает слово, попросите его записать так, чтобы вы не видели. Проверив правильность вашей отгадки, вы сможете оценить не только графические навыки ребёнка, но и уровень сформированности звуко-буквенного анализа. Если слово не понятно из-за пропусков и перестановок букв, значит необходима тщательная работа в этом направлении.
Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук [Р] (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком.При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад. Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка,а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия,которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший слово последним.Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком [Р] ([Л], [С], [Ж] и др.,относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета. Кроме того, рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребёнку назвать предметы, героев и т. д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.
При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе, сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком.Например:
Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.
Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.
Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.
Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии
Дидактические игры для произношения звуков [м]-[м’], [б]-[б’] МБДОУ «Детский сад № 7». Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Дидактические игры на произношение.
Формирование правильного произношения у детей Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать.
Игры по коррекции произношения шипящих звуков Игры по коррекции произношения шипящих звуков Игры подготовительного этапа 1. «Веселый язычок» Цель: развивать подвижность органов артикуляции,.
Консультация для молодых логопедов «Приемы автоматизации звуков у детей» МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля Приемы автоматизации звуков у детей Подготовила учитель-логопед Елисеева Т. К. 11 марта 2019 В логопедической.
Консультация для родителей «Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста». Подготовила:Учитель-логопед Я. С.
Планирование работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Режимные процессы Содержание навыков Методические приемы Первый квартал Питание Совершенствовать умение держать вилку большим и средним.
Подвижные игры, направленные на воспитание правильного, чёткого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании …) Подвижная игра «Дождь и солнышко» Цель: Автоматизация звука «Ш». Дети сидят на стульчиках, которые в ходе игры служат им «домиками». Воспитатель:.
Совершенствование педагогической работы по патриотическому воспитанию дошкольников Актуальность темы. Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения.
Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка «АБВГДЕЙКА». Буква М и звук [М]1. В программе «Буквария» познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.