ведущий советский педагог практик разработчик методики трудового воспитания
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников
Екатерина Пронина
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. [Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. 6]
В энциклопеданическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменения переметов природы для удовлетворения свих потребностей» (энциклопедия)
Трудовое воспитание дошкольников является предметом внимания в педагогических системах ведущих педагогов, как прошлого, так и настоящего. Так ярким представителем гуманистической педагогики прошлого, чье педагогическое наследие в настоящее время не утратило свою актуальность, является И. Г. Песталоцци, провозгласивший труд стержнем всей воспитательной работы с детьми. Он высказывает идею, адекватную направлению, в котором идет перестройка воспитательно-образовательной работы в современном детском саду. Это переход к личностно-ориентированной модели обучения взрослого и ребенка, в русле которой является не только равноправным партнером детей в совместной деятельности, но и тем, кто признает ребенка личностью, воспринимая его, как равного, с его проблемами, желаниями, интересами. Большой интерес представляет высказывание Песталоцци об образовании, которое должно находиться в тесной связи и взаимодействии с умственным, нравственным и физическим развитием детей, вооружать их общей культурой ручного труда и разнообразными умениями и навыками, которые в последующем пригодятся в профессиональной деятельности.
Историко-педагогический аспект изучения исторически сложившихся педагогических систем трудового воспитания тесно перекрещивается с нравственным воспитанием. Б. Л. Каптерев, Я. А. Валинский обращали внимание на то, что «в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности» [12,с. 28]
Воспитания положительного отношения к труду детей дошкольного возраста рассматривается с учетом тех социальных, культурных образцов нравственного воспитания, которые отвечают задачам гармоничного воспитания, культурной цивилизации, являющихся объектом изучения той или иной педагогической системы трудового воспитания.
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30—80 годы XX века. Трудами таких педагогов и психологов, как Е. И. Радина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.
Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. А современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпи-зодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания [Буре Р. С., Ключников Е. А. Воспитание настойчивости у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности// Дошкольная педагогика]
В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитаниеакценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Высказанные вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей дошкольного возраста обосновывают актуальность проблемы и необходимость возврата к ее рассмотрению. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения,их поиск самостоятельных решений: не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предло-жение, совет, вовлечение детей в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений активности с их стороны. Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени готовности к обучению его в школе [Буре Р. С. Дошкольник и труд. – Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004 – с. 8»
Таким образом, рассматривая исторический вопрос о проблеме трудового воспитания следует отметить, что данный вопрос не утерял актуальности, и именно поэтому авторы современных программ для решения вопроса, связанного с трудовым воспитанием используют разнообразные методы и приемы, акцентируя внимание на возрастные особенности, интересы и возможности ребенка. Важно отметить, что авторы программы выделяют следующие виды детского труда: самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей, хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка, труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду, ручной труд (подтверждение порядка группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)
При реализации выделенных видов труда предусмотрены три формы организации трудовой деятельности детей: поручения (индивидуальные и совмещенные, дежурства (индивидуальные и совмещенные, коллективный труд
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания Подпроект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания» в рамках инновационного проекта «Гендерное воспитание.
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.
Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.
Консультация для педагогов «Трудовое обучение в ДОУ как средство трудового воспитания» Трудовое обучение в ДОУ проводиться с целью формировать навык у детей правильно организовывать и осуществлять различные виды труда. Поскольку.
Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж».
Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников Опыт проведения тематических недель, посвящённых профессиям родителей, как аспект гендерного воспитания дошкольников Все мы люди, людям.
Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.
Положение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.
История становления трудового воспитания в России
автор Дудкина Н. В История становления трудового воспитания начинается с 1919 года. Когда на первом съезде по дошкольному воспитанию и на втором съезде 1921 году впервые было определено в содержание труда дошкольников, требования к нему, поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. На протяжении времени вопросы трудового воспитания волновали педагогов, психологов.
В ходе труда дети знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с ними, работать с различными инструментами. В своих работах о том что детей с раннего возраста нужно приучать к труду говорила Крупская Н. К. Важное значение Крупская Н. К уделяла способам объединения детей в труде. Указывая на то, что совместную работу детей нужно ценить, так как она является зачатком коллективного труда.
Особое значение коллективного труда в формировании ответственности у детей к труду уделял замечательный педагог А. С. Макаренко. в одном из своих трудов он писал: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только они могут создавать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же что он хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».
Особенность детского труда и своеобразная связь его с игрой в своих трудах отмечала Крупская Н. К. многие педагоги считали что труд тесно связан с игрой.
А. С. Макаренко разработал рекомендации по организации детского труда. В рекомендациях уточнено содержание труда, дается постепенное усложнение, требования к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых поручений, обязанности в семье, отмечается роль участия в общих проблемах и заботах.
Таким образом Н. К. Крупская и А. С. Макаренко обосновали принципы трудового воспитания. Видные педагогические деятели разработали и изучила вопросы трудового воспитания.
Теоретически обосновали трудовое воспитание В. А. Полякова, С. Я. Батышева. В трудах ученых Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой раскрываются вопросы воспитания активности, нравственных качеств личности.
В работах психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Петровского отражена проблема значения трудовой деятельности в формировании личности. В. А. Петровский выступал против термина «трудовое воспитание», предлагал заменить его «воспитание в деле». Также философы и социологи, а именно М. М. Бахтин, Н. А. Бердяева в своих трудах рассматривались вопрос воспитания личности в трудовой деятельности. Не мало важное значение имеют исследования Т. А. Марковой, которые показали, что основным мотивом побуждающий к трудовой деятельности, является желание детей помогать взрослым.
Дошкольный возраст является первоначальной ступенью формирования личностных качеств. Происходящие в отечественной системе образования изменения, определяют концепцию непрерывного образования, определяют сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, который основывается на принципах вариативного содержания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд критериев направленных на формирование основ трудовой культуры дошкольников.
В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе дошкольного учреждения. В. Г. Нечаевой разработано содержание труда, Р. С. Буре выделены формы организации труда. А. Д. Шатова исследовала вопрос влияния труда на развитие волевых качеств, М. В. Крулехт изучался вопрос формирования положительного отношения к труду взрослых.
Анализ опыта трудового воспитания показывает положительные моменты. Учеными педагогами, психологами внесен огромный вклад в разработку проблемы трудового воспитания, раскрыта роль различных видов труда. В исследованиях раскрывается вопросы формирования самостоятельности, ответственности. Однако организация процесса трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях находиться в забытом состоянии. Не на должном уровне осуществляется взаимодействие детей и взрослых в трудовой деятельности, у детей не сформированы отдельные качества личности (трудолюбие, ответственность, настойчивость). Труд становиться забытым, второстепенным компонентом в жизни детского сада, снижаются представления о ценности труда. Трудовое воспитание стало занимать последнее место в воспитательно-образовательном процессе, так как на первом месте у педагогов и родителей стоит задача умственного, эстетического развития.
Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.
Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольниковТрудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших.
История дошкольного воспитания в России (город Томск) В советское время 1963-1970 год существовали круглосуточные сады. Моя мама отдала меня в ясли-сад№136 на станции Томск-2 Западно-Сибирской.
Консультация для родителей «История становления города Иркутска» «История становления города Иркутска.» (Консультация для родителей) Вся страна и, наверное, весь мир ассоциирует Иркутск с Байкалом и Ангарой,.
Методическая разработка. Проектная деятельность как средство нравственно-трудового воспитания детей Проектная деятельность, как средство нравственно – трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Взаимосвязь.
Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Содержание трудовой деятельности.
Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом.
Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир
Константин Ушинский |
Лев Выготский |
Антон Семенович Макаренко(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры». |
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Василий Сухомлинский |
Симон Соловейчик |