вегетативные примитивные безусловные рефлексы у детей и взрослых в клинической практике
Вегетативные примитивные безусловные рефлексы у детей и взрослых в клинической практике
Академии медицинской кинезиологии и мануальной терапии проф. Л.Ф.Васильевой
20 лет научной деятельности в сфере примитивных рефлексов у детей и взрослых, богатый практический опыт применения прикладной кинезиологии для лечения детей (с рождения) и взрослых, в спорте, кинезиофитнесе.
Автор 7 учебных пособий, более 30 научных статей по прикладной киезиологии.
30 лет опыт в мануальной терапии.
23 года опыт в прикладной кинезиологии.
Авторские диагностические и лечебные техники успешно используют на практике специалисты, прошедшие обучение на семинарах В.Л. Крашенинникова.
При помощи мануального мышечного тестирования установлено, что нередуцированные (дезинтегрированные) примитивные безусловные (вегетативные) рефлексы могут выявляться не только у детей, но и взрослых на функциональном и органическом уровнях.
Вегетативные (примитивные безусловные) рефлексы могут оставаться сверх положенных сроков у детей, а также появляться и у взрослых, вследствие дисфункции отделов и уровней нервной системы, отвечающих за интеграцию примитивных рефлексов.
Это вызывает состояние нейрологической дезорганизации и клинически проявляется вегетативными, эмоциональными нарушениями, дисбалансом тонуса мышц и болевыми синдромами.
Нередуцированные (дезинтегрированные) примитивные безусловные (вегетативные) рефлексы могут быть скрытой приоритетной причиной гипотонии и гиповозбудимости любой скелетной мышцы, в том числе у взрослого.
1. Современные данные о значении и распространенности нередуцированных (неинтегрированных) примитивных безусловных вегетативных рефлексов в нарушении физического и психического здоровья детей, проблемах поведения и обучения. Роль прикладной кинезиологии в изучении и коррекции примитивных (вегетативных безусловных) рефлексов у детей и взрослых.
2. Краткие данные о строении и рефлекторном принципе работы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Виды рефлексов, безусловные и условные рефлексы. Соматические и вегетативные рефлексы. Висцеро-моторные рефлексы (М.Р. Могендович).
3. Вегетативные (примитивные, безусловные) рефлексы – это врожденные рефлексы, которые обеспечивают рождение и жизнедеятельность организма ребенка в первые месяцы жизни. Роль примитивных безусловных рефлексов в биомеханике родов. Примитивные (вегетативные, безусловные) рефлексы как программа жизнеобеспечения организма ребенка в период созревания ЦНС. Они обеспечивают нормальное психомоторное развитие ребенка, являются основой сложных двигательных актов и интегрируются в двигательный стереотип.
4. Соответствие этапов развития нервной системы ребенка и активности примитивных рефлексов. Конвертация примитивных рефлексов: последовательная смена периодов активности и редукции (угасания) примитивных рефлексов, интеграции в осознанные движения и двигательный стереотип.
7. Соответствие патологической активности примитивных безусловных рефлексов уровню поражения нервной системы. Значение выявления дисфункции примитивных безусловных рефлексов у ребенка для топической диагностики нарушений в нервной системе.
8. Патологическая активность примитивных безусловных рефлексов как причина в задержке моторного, психического и речевого развития ребенка. Значение патологической активности рефлекса паралича при страхе для поддержки патологической активности всех последующих примитивных рефлексов, формирования вегетативных и эмоциональных нарушений, дисбаланса тонуса мышц, неоптимального двигательного стереотипа, функционального сколиоза, плоскостопия, болевых мышечных синдромов.
9. Причины патологической активности примитивных безусловных рефлексов: нарушения внутриутробного развития, родового и послеродового периодов, заболевания в течение жизни, механические повреждения, травмы, интоксикации, инфекции, недостаток веществ для нормальной работы нервной системы, психо-эмоциональные стрессы ребенка и матери, влияние системных семейных связей. Методы кинезиологической диагностики.
10. Роль дисгармонизации биологической связи мать – ребенок (семейно-приоритетных связей) в поддержке патологической активности примитивных безусловных рефлексов у детей.
Патологическая активность примитивных рефлексов у матери (бабушки) как провокатор патологической активности таких же примитивных рефлексов, вегетативных дисфункций, эмоциональных нарушений и нарушений тонуса мышц у ребенка.
14. Принципы кинезиологической диагностики и коррекции патологической активности вегетативных (примитивных безусловных) рефлексов (по Т. Гейтс, по В.Л. Крашенинникову).
15. Кинезиологическая коррекция (реедукация) патологической активности примитивных безусловных рефлексов – двигательная активация отделов центральной нервной системы (головного и спинного мозга) для интеграции и торможения патологической активности конкретного примитивного (вегетативного) рефлекса и переобучение нарушенного движения в поражённом регионе мышечно-скелетной системы. Упражнения для интеграции (двигательной коррекции) 26 примитивных безусловных рефлексов.
Семинар 2.5
Таким образом, ПБР – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. В норме они проявляются и угасают у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы.
На их основе формируются сложные сознательные координированные двигательные акты. После развития ЦНС теряют свою значимость, не вызываются, интегрируются в постуральные рефлексы. Включение активности примитивных безусловных рефлексов происходит при неблагоприятных условиях для работы нервной системы (травмы, тяжелые заболевания, инсульты).
Это называется диссолюцией – возвратом нервной системы к примитивным формам реагирования. Примитивные безусловные рефлексы не исчезают, а тормозятся соответствующими отделами коры. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны.
Таким образом, примитивные безусловные рефлексы – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. Для их регресса и торможения необходимо достаточная стимуляция нервной системы посредством двигательной афферентации.
Периферическая нервная система. Методы её диагностики и методы и провокации. Функция нервной системы. Этапы родового акта. Особенности развития нервной системы. Примитивные безусловные рефлексы. Примитивные рефлексы. Перечень примитивных рефлексов. Примитивные рефлексы (уровень замыкания, методы диагностики у детей и взрослых. Рефлекс паралича при страхе. Рефлекс Моро. Поисковый рефлекс. Хоботковый рефлекс. Сосательный. Галанта. Рефл.переворачивания. Рефлекс гомолатерального ползания на животе. Рефлекс гетеролательного ползания на животе. Рефлекс гомолательного колено-локтевого ползания. Рефлекс гетеролательного колено-локтевого ползания. Рефлекс Ландау. Ладонно-ротовой рефлекс. Рефлекс Робинзона. Хватательный рефлекс. Асимметричный шейно-тонический. Симметричный шейно-тонический. Защитный рефлекс. Р. Переза. Рефлекс Опоры. Шаговый рефлекс. Рефлекс ползания. Нижний хватательный рефлекс. Тонический лабиринтный рефлекс. Рефлекс сегментарного вращения. Амфибийный рефлекс. Приобретённые рефлексы. Особенности формирования патологической активности примитивных рефлексов у взрослых. Причины патологической гипо– или гиперактивности примитивных рефлексов. Нейрологическая дезорганизация. Нейрологическая дезорганизация. Соответствие наличия примитивных рефлексов уровню развития нервной системы. Варианты формирования нейрологической дезорганизации, возникающие в зависимости от уровня патобиомеханических изменений. Алгоритм диагностики недостаточной или патологической активности примитивных рефлексов структурного, химического и эмоционального генеза. Этапы восстановления функции нервной системы. Алгоритм лечения вертебральная мануальная терапия висцеральная терапия. Кранио-сакральная терапия. Реедукация нервной системы. Эмоциональная коррекция. Меридианный дисбаланс.
Внезапный толчок в любом месте тела. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Раздражение кисточкой или пальцем кожи в области рта по направлению от носа к наружному углу рта. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Раздражение красной каймы губ и кожи над верхней губой кисточкой или пальцем. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Переход из положения пациента на спине в положение на живот. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
В положении пациента на животе, пассивные гетеролатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
В положении пациента на спине, пассивные гетеролатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Тракция рук. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперёд, кисти свободно висят. Далее он производит пассивный поворот головы вправо и влево с закрытыми глазами. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
После выполнения шаговых гетеролатеральных движений рукой и ногой или при наклоне туловища вперёд (в положении стоя или лежа). Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Раздражение подошвы вдоль и поперёк. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперёд или в стороны, кисти опущены, голова в экстензии, глаза закрыты. Врач пассивно отклоняет больного назад. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Постукивание пальцем над верхней губой. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Пациент в коленно-локтевой позе, врач раздражает мышцы по паравертебральной линии. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
В положении пациента на животе, пассивные гомолатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
В положении пациента на спине, пассивные гомолатеральные движения. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
В положении на животе пациент 1 раз отжимается руками от пола и фиксирует это положение, таз прижат к кушетке (полу). Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
- Защитный Ландау Опоры Хватательный Хоботковый
Раздражение ладони вдоль и поперёк. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Поколачивание по подошвам стоп в положении лежа на спине. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Ребенок располагается на животе, врач слегка давит на подошвы. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Пассивная флексия и экстензия головы с закрытыми глазами. Данный метод провокации используется при выявлении следующего примитивного рефлекса:
Безусловные рефлексы новорожденного
Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.
Какими бывают рефлексы
Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.
Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.
Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.
Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.
Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.
Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.
Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.
Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.
Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!
Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».
Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.
Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.
Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.
Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.
Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.
Вегетативные примитивные безусловные рефлексы у детей и взрослых в клинической практике
Приглашаем в нашу команду специалистов, владеющих оздоровительными практиками в сферах: массажа, психологии, прикладной кинезиологии, остеопрактики, реабилитации
Связаться возможно по телефону (8412) 39-42-01, email info@kinezio58.ru или в соц. сетях
С.В. Вишневский, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Институт физической культуры и спорта, Россия, г. Пенза
ВВЕДЕНИЕ
Примитивные рефлексы – это рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности (коры головного мозга). Они носят название витальных рефлексов. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны. Таким образом, ПБР – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. В норме они проявляются и угасают у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы. На их основе формируются сложные сознательные координированные двигательные акты. После развития ЦНС теряют свою значимость, не вызываются, интегрируются в постуральные рефлексы.
Включение активности примитивных безусловных рефлексов происходит при неблагоприятных условиях для работы нервной системы (травмы, тяжелые заболевания, инсульты). Это называется диссолюцией – возвратом нервной системы к примитивным формам реагирования. Примитивные безусловные рефлексы не исчезают, а тормозятся соответствующими отделами коры. Каждый примитивный рефлекс имеет психогенную (эмоциональную), вегетативную и двигательную составляющие, которые функционально и анатомически связаны. Таким образом, примитивные безусловные рефлексы – результат интегративной координированной деятельности тех уровней нервной системы, на которых он замыкается. Для их регресса и торможения необходимо достаточная стимуляция нервной системы посредством двигательной афферентации [1].
Активация примитивного рефлекса сопровождается выработкой избыточного количества гормонов, ферментов. При этом данная реакция происходит мгновенно, для того чтобы “ выжить сию секунду”. Организм взрослого человека работает более экономно. Примитивные рефлексы регулирует вегетативная нервная система, которая делится на две составляющих: симпатическую и парасимпатическую. Это означает или массовый выброс адреналина или массивный выброс ацетилхолина. Для взрослого человека сохраняется активность вегетативной нервной системы, но большее регулирующее влияние оказывает соматическая нервная система. Вегетативная нервная система осуществляет висцеро-моторные связи, висцеро-дермальные и отвечает за вегетативную регуляцию функции внутренних органов. [9]
Когда у взрослого человека снижается активность нервной системы, возникают условия для патологической активности примитивных рефлексов и пожилой человек напоминает маленького ребенка. Он начинает реагировать на окружающую ситуацию с избыточной эмоциональностью. Такой человек повышенно обидчив, повышенно возбужден, повышенно настроен, у него появляются различные варианты страха, тем самым еще больше истощаются защитные механизмы.
Активизация примитивных рефлексов у взрослых возникает как компенсаторная реакция на сильный раздражитель и происходит дезорганизация нервной системы.
Существуют рефлексы движения, из которых в будущем формируется ходьба:
Если на этапе шаговых рефлексов произошел сбой в центральной нервной системе, то организм вынужден приспосабливаться к нарушениям, избыточно стимулируя одни двигательные паттерны, другие оставляя в недостатке внимания, формируя тем самым несимметричный патологический тонус мышц и связок, который в итоге приводит к искажению паттерна шага, вегетативным сколиозам.
Автором предлагается классификация сколиозов, из которой в данной аботе рассматривается вегетативный:
Рефлексы орального автоматизма показывают зрелость мозга. Если они не активны, значит – или не раздышалась кора головного мозга, или есть постоянный стресс для коры. Тест – поднести руку ко рту, который открывается в сторону поднесенной руки (сопоставимо также для рефлексов – поискового и хоботкового).
Когда у человека снижается активность корковой регуляции нервной системы, возникают условия для патологической активности примитивных рефлексов, и человек в поведении напоминает маленького ребенка. Он начинает реагировать на окружающую его ситуацию с избыточной эмоциональной активностью. Формируется психовегетативный синдром: развивается выраженный вегетативный дисбаланс, проявляющийся нарушением вегетативной регуляции внутренних органов (синдром вегетативной дистонии) с полиорганными клиническими проявлениями.
В случае нарушения корковой активности из-за избыточного влияния шаговых примитивных рефлексов: гомо- и гетеролатерального ползания на животе, гомо- и гетеролатерального ползания на четвереньках у человека не сможет сформироваться нормальный гомо – и гетеролатеральный шаг. А, следовательно, будет нарушаться биомеханика шага, бега, прыжков. Будут страдать суставы, получающие избыточную нагрузку в движении. В результате – травмы, корректировка режима тренировок и, впоследствии – прекращение спортивной карьеры.
В данной статье рассматривается подход, использующий диагностические методики обнаружения патологической активности рефлексов движения и применение простых физических упражнений для коррекции патологии развития двигательного паттерна.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Применяя методы визуальной диагностики определить, имеется ли у испытуемого патологическое смещение точек симметрии – в положении сидя и стоя – медиальные углы лопаток и высота гребней подвздошных костей. При наличии точек асимметрии, определить к какому типу относится найденная деформация: С или S-образная. Рис. 1
МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения работы была отобрана группа из 40 пациентов, среди них 20 мужчин и 20 женщин, возраст 12-45 лет. Группа испытуемых состояла из людей, активно занимающихся спортом (плавание, легкая атлетика, бокс, пауэрлифтинг), а также обычных, неспортивных людей. Всем испытуемым было проведено тестирование активности примитивных рефлексов движения на предмет поиска патологической активности двигательной деятельности. Диагностика проводилась с применением методики мышечно-мануального тестирования, применяемого в прикладной кинезиологии.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Применение визуальной диагностики (ВД) помогало найти ведущий регион. Оценивалось положение стоя, лежа, в шаге.
В положении лежа пассивно воспроизводим движение, соответствующее примитивному рефлексу и контролируем тонус центральной нервной системы на такую провокацию. Проверяем следующие рефлексы [5]:
Используется мышечно-мануальное тестирование. Выбираем любую индикаторную нормотоничную мышцу. Во время тестирования тонус индикаторной мышцы, по которой проводим тестирование не должен измениться. В ином случае, можно сказать, что это как раз тот рефлекс, который нервная система «не видит». Избыточным будем считать предыдущий рабочий. [8]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Все пациенты хорошо переносили тесты и тренировки, не было неприятных субъективных ощущений, болей.
Так, все 40 из 40 человек сообщили о:
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Физические упражнения под контролем методов и подходов, используемых в прикладной кинезиологии, таких, как мануально-мышечное тестирование и визуальная диагностика, позволяет существенно повысить результативность и работоспособность как спортсмена так и обычного человека, а также снизить травм в будущем за счет выстраивания правильного паттерна шага, и уменьшения или даже полного исчезновения болевых синдромов в различных участках тела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя наши результаты с точки зрения данных литературы, можно выделить несколько ключевых моментов влияния комплекса «Рефлекторная гимнастика» на функции головного мозга.
Таким образом, в работе обосновывается применение оригинального и простого метода физической реабилитации, который может целенаправленно усилить приток сенсорной информации для уменьшения функционального разобщения и дезинтеграции мозга как системы.
Учитывая полученные нами результаты, целесообразно изучение влияния «Рефлекторной гимнастики» на состояние больных не только при сосудистой патологии мозга, но и при других заболеваниях нервной системы, например, при деменции различного типа, при отдалённых последствиях травматических и воспалительных заболеваний, а также в детской неврологии. Нам представляется перспективным также использование этого комплекса для тренировки памяти и внимания у здоровых людей с целью профилактики нарушений высших мозговых функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вишневский Сергей Владимирович
Спортивный кинезиолог, член Межрегиональной ассоциации прикладных кинезиологов (МАПК) г. Москва, педагог-психолог, массажист.