величание апостолам варфоломею и варнаве

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна.
Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству.

Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь.
На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать ее. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее.
Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля).
Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия.
В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении.
По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу.
Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IХ веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их.
В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную».
С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин.1, 45–51; 21, 2).
«Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее».

Апостол от 70-ти Варнава (Иосия)

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосия. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила.
Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосия уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним.
Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосия получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян.4,36–37).
Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск (Деян.9,26–28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: «Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян.11,23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим.
Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии.
И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян.13,2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие.
В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян.13,6–12).
Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян.14,8–18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, «что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян.14,27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого – воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян.15,19–20).
Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком – на Кипр (Деян.15,36–41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.
Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело.
Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей.
Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие.
С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

В день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы епископ Евфимий Усманский в своей проповеди говорит:
«Дорогие, братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском мы слышали, как Господь, наделив апостолов властью творить великие чудеса и знамения, повелел радоваться не исключительному их положению перед другими, но обетованию спасения.
Размышляя над этим текстом Святого Евангелия, святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели – дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению, не претерпеть страшного поражения по поводу самой победы».

Почему же Господь дал в первые времена христианства такую власть Своим Ученикам?
Из апостольских Деяний, мы знаем, что даже тень апостола Павла, падающая на болящих, исцеляла их. Господь даровал такую власть апостолам, чтобы явить величие Бога, утвердить истинную веру во всей вселенной.
Святое Благовестие открывает нам Правду Божию, открывает возможность духовного преуспеяния и возвращения утраченного блаженства путем исполнения Заповедей. Если мы откроем Евангелие, то увидим, что Заповеди Божии просты, доступны для каждого человека. Отчего же многим они представляются столь трудными? Вся сложность их исполнения заключается в нас самих, в нашем искреннем желании следовать Христу и понимании главного предназначения человека на земле.
Господь ведет нас к спасению простыми путями, учит жить в согласии с совестью (Мф16:26), в мире с окружающими людьми (Рим12:18). Но наша испорченная природа противится Закону Божию. Порой мы ведем себя подобно неразумным детям. Родители приводят их к врачу, а они противятся лечению, лукавят, пряча таблетки под подушкой. Не желая пить горькое лекарство, чтобы исцелиться от мучащей их болезни, они не сознают, что делают себе горькой жизнь.
Так и мы противимся исполнению Заповедей Божиих, не понимая, что тем самым умножаем свои страдания. Никто не может отменить действие духовных законов в мире. Они неизбежно вступают в силу при каждом нашем неверном шаге, несогласном с Волей Божией.

Сказано: «…благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф5:44). А мы не благословляем даже любящих нас, не сделавших нам никакого зла. Мы легко произносим злые, непотребные слова только из-за того, что у нас «нет настроения».
Эти необдуманные слова порождают цепную реакцию, приводят к ссорам на пустом месте. Начавшуюся ссору нетрудно прекратить, стоит только искренне попросить прощения, повиниться перед ближним. Но мы, будучи подвержены греху самооправдания, не желаем признать свою неправоту. Нам легче обвинять других, усугубляя конфликт, чем задуматься о своем внутреннем состоянии, понять, что это мы не нашли правильного подхода к ближним, мы обидели их, вывели из равновесия, ввели во грех. Не так поступали святые.
Святитель Тихон упал в ноги помещику, когда тот в гневе ударил его. И что вы думаете, – помещик высмеял его? почувствовал свое превосходство, удовлетворение? Нет. Он сам со слезами покаяния упал в ноги угоднику Божию, моля его о прощении.

А почему мы обижаем друг друга? Потому что считаем себя вправе это делать, осуждая ближнего. Дорогие, мы должны как огня беречься осуждения. Если мы не можем исполнить Заповеди Божии, то должны по крайней мере удерживаться от того, чтобы осуждать в этом других.
В Отечнике рассказывается про одного инока, который, будучи неусердным в молитве, на послушании вызывал осуждение братии. Когда он умирал все собрались вокруг него читать отходную молитву, переживая, как-то он будет отвечать на суде Божием за свою нерадивую жизнь. Но умирающий был радостен, спокоен и благодарил Бога.
Братия попросили сказать им на пользу души, как он, ведя жизнь невнимательную, умирает смертью праведника. «Да, братья, действительно, я жил нерадиво, небрежно жил, – ответил инок. Ангел представил предо мною все мои грехи. Я ожидал строгого возмездия. Но Ангел сказал: «Поскольку ты никого не осуждал и был незлобив, то и ты не будешь осужден». И братия поняли, что инок, которого все осуждали, превзошел их высотой жизни, исполнив Заповедь: «Не судите, да несудимы будете» (Матф.7:1).
Все мы знаем насколько трудно удержаться от осуждения. Привыкнув обсуждать поступки других, вместо того, чтобы внимать себе, мы в итоге выносим суд о людях, называя одного обманщиком, другого пьяницей, третьего блудником. Если мы желаем научиться избегать греха осуждения, то должны помнить, что не имеем права выносить приговор другому человеку, потому что единый Судия есть Бог. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его», – говорит нам Священное Писание (Рим. 14:4).

Жизнь апостолов учит нас исполнению Евангельских заповедей любви к Богу и ближним, на которых «утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40). Со многими трудностями и испытаниями было сопряжено служение учеников Христовых. Апостол Варфоломей дошел до Индии, апостол Варнава проповедовал в Малой Азии. Благовествуя Истину Христову язычникам, они встречали ненависть жрецов, боявшихся за свою власть над народом.
Апостолы меняли мир изнутри. Они не призывали к переворотам, революциям. Уча соблюдать Заповеди Божии, они преображали душу человека. Апостолы несли в мир свет Христов, радость о Духе Святом. Но далеко не все принимали Евангельское благовестие, вооружаясь против его проповедников, «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:20).
Своей мученической кончиной святые апостолы доказали любовь к Богу и утвердили в вере других. Апостол Варфоломей был распят на кресте, но даже с него продолжал учить Заповедям Божиим и был усечен мечом. Апостол Варнава дожил до преклонного возраста. На 76 году жизни его предали побиению камнями и бросили тело в костер, но оно осталось невредимым в пламени.

Сегодня читалось также Евангелие о человеке, построившем дом. Один строил на каменном фундаменте, другой – на песке. Когда «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» (Мф7:26), тот дом, основанный на камне устоял, а построенный на песке – рассыпался.
В этой притче Господь показывает, что жизнь человеческая строится на мировоззренческом фундаменте: на камне заповедей Божиих, или на песке человеческого мудрования, который легко разметает буря находящих испытаний, претерпевая которые человек может возроптать, ослабеть в вере. Но эти испытания как раз и открывают человеку, на каком фундаменте построена храмина его души, чтобы он успел его исправить. Ведь жизнь человека скоротечна. «Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь», – говорит Псалмопевец (Пс.89:10).
Человек, не испытывающий трудности в жизни, быстро забывает о Боге и становится похож на того жучка, который в солнечную погоду висит на веточке и напевает: «Мои леса, мои поля», а когда подует ветер, он хватается за листок и трепещет, чтобы его не сдуло.
Мы должны помнить, что Господь, промышляя о нашем спасении, не попускает испытания свыше силы человека, желая приуготовить его к жизни вечной, где «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор2:9)». Аминь.

Тропарь, глас 3-й
Апостоли святии, молите милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве, глас 3:
Язык огнедохновен в силе Духа приемше, во плоти пришедшее Слово проповедасте всюду, Его же ради ов во главу усечен, ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение, Варфоломее и Варнаво, темже память вашу почитаем и просим: молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостолу Варфоломею, глас 4-й
Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных световодя почитающия тя, Варфоломее, Господень апостоле.

Кондак апостолу Варнаве, глас 3-й
Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился еси седмидесятих первый, озарил еси и с Павлом проповедь твою, всем возвещаяй Христа Спаса: сего ради песнопении Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Величание
Величаем вас, апостоли святии Варфоломее и Варнаво, и чтим болезни и труды ваша, имиже трудилися есте во благовестии Христове.

Молитва апостолу Варфоломею

О, преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя.
Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего,
Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ ВАРФОЛОМЕЕ И ВАРНАВО, МОЛИТЕ БОГА О НАС.

Источник

Канон Святому апостолу Варфоломею.

величание апостолам варфоломею и варнаве

Тропа́рь Варфоломе́я (Нафана́ила) и Варна́вы (Иоси́и), гла́с 3:

Апо́столи святи́и, моли́те Ми́лостиваго Бо́га, да прегреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве, глас 3

Язы́к огнедохнове́н в си́ле Ду́ха прие́мше,/ во пло́ти прише́дшее Сло́во пропове́дасте всю́ду,/ Его́же ра́ди ов во главу́ усече́н,/ ов же ка́мением побие́н,/ и есте́ апо́стольскому ли́ку украше́ние,/ Варфоломе́е и Варна́во,/ те́мже па́мять ва́шу почита́ем и про́сим:// моли́те Христа́ Бо́га пода́ти нам грехо́в оставле́ние.

Кано́н свята́го апо́стола Варфоломе́я, гла́с 2.

Пе́снь 1.

Ирмос: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Прове́дец все́х и Бо́г, ума́ твоего́ богови́дно зря́, избра́ и тя́ сочета́ ли́ку апо́стольску, Варфоломе́е всехва́льне, благода́тию просвети́в се́рдце твое́.

Доброде́телей на высоту́ возше́д, язы́ком огнедохнове́нным огневи́дно разделе́нием обогати́лся еси́, я́ко Христо́в апо́стол, прише́ствием Уте́шителя, пребога́те, нече́стия хвра́стие пояда́я, и неразу́мия.

Богоно́сен у́гль вои́стинну, Боже́ственнаго Ду́ха заре́ю разжже́н, показа́лся еси́, пре́лести се́но попаля́я, Варфоломе́е прехва́льне, и просвеща́я ве́рою сердца́ пою́щих тя́.

Богородичен: Чи́стая, рцы́, ка́ко дои́ши? Ка́ко же Ма́ти была́ еси́, де́вственными печа́тьми сия́ющи? — Не пыта́й бе́здны, неприча́стна естество́м, испыта́яй еди́н все́х Бо́г и Госпо́дь, Его́же и пло́тию роди́х.

Пе́снь 3.

Ирмос: Процвела́ е́сть пусты́ня, я́ко кри́н, Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь, прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.

Яко до́ждь небе́сный, изсо́хшую, прему́дре, вселе́нную всю́ тмо́ю безбо́жия напои́л еси́, богови́дче досточу́дне.

Исто́чник изы́де спаси́тельнаго пи́ва, Варфоломе́е всече́стне, и многосугу́б пло́д прине́сл еси́ язы́ком спасе́ния, досточу́дне.

Со́лию благода́ти и́дольское уста́вил еси́ гное́ние, всему́дре, сла́дким сло́вом ве́ры сердца́ услажда́я чту́щих тя́.

Богородичен: Еди́ну Де́ву Тя́ и Ма́терь чти́м, я́ко спасе́ния Хода́таицу бы́вшую на́м, Непоро́чная, и ми́р избавля́ющую моли́твами Твои́ми.

Седа́лен, гла́с 8.

Мре́жею сло́ва возве́д из глубины́ неразу́мия, боголе́пно язы́ки приве́л еси́ ве́рою и, я́ко исто́чник сы́й во́д духо́вных, вселе́нную всю́ напои́л еси́ благода́тию. Те́мже и спа́сшиися тобо́ю, богогла́се, я́ко дру́га тя́ бли́жняго Христо́ва ублажа́ем, Варфоломе́е, вопию́ще ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Пе́снь 4.

Ирмос: Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни Ангел, но Са́м, Го́споди, вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка. Те́м зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Упраздни́л еси́, кресто́м Госпо́дним огражда́емь, де́монское свире́пство, Варфоломе́е преизря́дне, и си́х душегуби́тельную пре́лесть отгна́л еси́ пропове́данием.

Све́т ми́ра, сла́вы боже́ственныя сия́ние Христо́с тя́ показа́, Варфоломе́е богоприя́тне: всю́ бо просвети́л еси́ богоразу́мием тва́рь, всеблаже́нне.

Возмути́л еси́ язы́ческая моря́, апо́столе, я́ко ко́нь преизря́ден, колесни́ца Сло́ва бы́в, ве́рою же погаси́л еси́ го́рькаго безбо́жия концы́.

Богородичен: Исцеля́я Евино ве́тхое преступле́ние, в Тя́, непоро́чную, Пречи́стая, всели́ся, всего́ мя́ челове́ка обнови́ па́дшаго Пребоже́ственный.

Пе́снь 5

Ирмос: Хода́тай Бо́гу и челове́ком бы́л еси́, Христе́ Бо́же: Тобо́ю бо Влады́ко, к светонача́льнику Отцу́ Твоему́, от но́щи неве́дения, приведе́ние и́мамы.

Несозда́нну Све́ту, на́с ра́ди в зда́ниих я́вльшемуся Христу́, перводе́льно бесе́довал еси́, к Нему́ прише́д, апо́столе, и боже́ственными заря́ми от Него́ просвеща́емь.

Яко роса́ Бо́жия, челове́ком исцеле́ние подаю́щи, в ми́ре бы́л еси́, о Варфоломе́е преблаже́нне, и зе́млю нече́стия проро́чески опрове́ргл еси́.

К пе́рвому Све́ту присту́пль, бы́л еси́ све́т вторы́й: я́же отту́ду сия́нии и светоли́тии озаря́емь, я́ко самови́дец Сло́ва, Варфоломе́е всему́дре.

Богородичен: Глаго́лы Твоя́ по́мняще, Тя́ ны́не блажи́м: Тобо́ю бо, Непоро́чная, блаже́нство обрето́хом и жи́знию честно́ю и́стинною обогати́хомся.

Пе́снь 6.

Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Чуде́с благода́ть прие́м и исцеле́ний обога́щся де́телию, Варфоломе́е всему́дре, язы́к стада́ улови́л еси́.

Огненный тво́й язы́к, пресла́вне, вся́ку пре́лесть, я́ко се́но, попали́, ве́рных же просвети́ сердца́ боже́ственным пропове́данием.

Исто́чника прему́дрости учи́теля име́я, пресла́вне, Сло́ва Безнача́льнаго, мирску́ю обуи́л еси́, богопропове́дниче, му́дрость благода́тию.

Богородичен: Па́че естества́, Де́во, родила́ еси́ и ве́чнуеши Де́вою, явля́ющи и́стиннаго Божества́, Сы́на и Бо́га Твоего́, о́бразы.

Конда́к, гла́с 4.

Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных, световодя́ почита́ющия тя́, Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.

Яко не́бо, сла́ву Бо́жию веща́я, ви́ден бы́л еси́ Ду́хом Святы́м, апо́столе богови́дче, и, я́ко со́лнце све́тло, яви́лся еси́ ми́ру, преле́стное помраче́ние разгоня́я Боже́ственною благода́тию. Те́м молю́ ти ся и ми́л ся де́ю: боже́ственными твои́ми луча́ми, души́ моея́ ослепле́нныя, всебога́те, просвети́ зе́ницы и сло́во тя́ пе́ти да́ждь во отверзе́ние усто́м мои́м в твое́й дне́сь па́мяти, в ню́же вся́к ве́рный, веселя́ся, хва́лит тя́, Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.

Пе́снь 7.

Ирмос: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Вели́кое та́инство, Варфоломе́е, Боже́ственнаго воплоще́ния ми́ру яви́л еси́, е́же все́м невмести́мое и непостижи́мое, еди́нем же вмести́мо ве́рным, несказа́емо и ве́руемо.

Яко ка́мень, пресвяты́й Варфоломе́е, чи́сте валя́яся, пре́лести утвержде́ние кре́пко опрове́ргл еси́, Це́ркви же необори́мое основа́ние я́влься, сохраня́еши сию́ непоколеби́му.

Боже́ственное подо́бие, Варфоломе́е, доброде́телей ша́ром, преблаже́нне, написа́л еси́, отсю́ду апо́стол боже́ствен бы́в, все́м пропове́дал еси́ Христо́во прише́ствие многопе́тое.

Богородичен: Гро́зд созре́вший, Его́же невозде́ланно, Чи́стая, возрасти́ла еси́, на дре́ве я́ко узре́вши пове́шена, вопия́ла еси́: Ча́до сла́дкое, мсто́ иска́пи, и́мже страсте́й пия́нство оты́мется.

Пе́снь 8.

Ирмос: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Ве́лие и ма́ло, мно́го же и ума́лено, Спа́сово Ева́нгелие прему́дро научи́л еси́. Ве́лия и пресла́вная сложе́нными глаго́лы все́м назна́менал еси́, Варфоломе́е богому́дре.

Якоже река́, от Сио́на исходя́, церко́вныя со́нмы напоя́еши, пребога́те, и пото́к боже́ственныя пи́щи испусти́л еси́ явле́ннейше, зовы́й: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Боже́ственных даро́в я́ве светле́йшими и вели́кими я́ко апо́стол боже́ственне украси́лся еси́. Превосхо́дит са́н благосла́вия всего́, блаже́нне, су́щее во челове́цех зри́мое благода́тию.

Богородичен: Ум безстра́стен в ложесна́х Твои́х едини́тся челове́чу уму́, Всечи́стая, пло́ти же дебельство́м подле́тен бы́в, веко́в превы́шший. Те́м Тя́, Богоро́дице, ве́рою и любо́вию сла́вим.

Пе́снь 9.

Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Сло́ва бы́в самови́дец и служи́тель, учени́к же и пропове́дник богови́ден, иде́же ны́не е́сть Сло́во, ты́ жи́ти вои́стинну сподо́бился еси́, я́коже Са́м обеща́ нело́жно Преблаги́й.

Яко ны́не предстоя́ престо́лу Влады́ки твоего́ и отону́дными заря́ми осия́емь, о Варфоломе́е богому́дре, певцы́ твоя́ назира́я, страсте́й избавля́еши и разли́чных обстоя́ний.

Сы́н ве́ры ра́ди сподо́блься бы́ти Бо́гу, оте́ческих насле́дник сокро́вищ бы́л еси́. О, великода́рныя дла́ни! О, дарова́ния, ны́не превосходя́щаго, Христа́, просла́вльшаго тя́, богови́дче всеблаже́нне!

Богородичен: Разуме́вше издале́ча прозорли́выма очи́ма, проро́цы Тя́ вси́ провозгласи́ша, хотя́щую Ма́терь бы́ти Вседе́теля и все́х Влады́ки. Те́м Тя́, Всепе́тую Богоро́дицу, возвеща́ем.

Свети́лен.

Апо́столы Христо́вы прииди́те, лю́дие, воспои́м, боже́ственнаго Варфоломе́я и Варна́ву му́драго, пропове́дники ве́ры, я́ко моля́щияся Христу́ о душа́х на́ших.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Чи́стая Влады́чице Свята́я и еди́на Муженеиску́сная, спасе́ние и упова́ние Ты́, моли́ из Тебе́ рожде́ннаго Изба́вителя на́шего спасти́ ми́р от ле́сти, бе́д и скорбе́й.

Молитва апостолу Варфоломею

О, преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *