великие храмы империи чола
Великие храмы империи чола
Ворота храма Брихадисвара в Танджавуре
Правление Чола в X–XII вв. ознаменовалось небывалым расцветом тамильской литературы и строительством крупных храмовых сооружений, которые внесены в число памятников всемирного наследия как «великие храмы империи Чола».
Большой храм Брихадисвара в Танджуре (Танджавуре) был сооружен между 1003 и 1010 гг., во времена правления царя Раджараджи, основателя империи Чола. Окруженный двумя стенами, имеющими в плане форму квадрата, этот храм (построенный из гранитных блоков и частично из кирпича) увенчан пирамидальной 13-ярусной башней – «виманой», имеющей высоту 61 м, с монолитом-луковкой на вершине. Стены храма богато украшены скульптурой.
В 2004 г. в объект наследия были включены еще два храма, также относящиеся к временам империи Чола: Гангайкондачолисварам и Айраватесвара в городе Дарасурам. Храм Гангайкондачолисварам, построенный Раджараджей I, был закончен в 1035 г. Его 53-метровая «вимана» имеет заглубленные углы и грациозные, устремленные вверх изогнутые формы, контрастирующие с прямой и суровой башней в Танджавуре. Шесть пар массивных монолитных статуй «дварапала» охраняют вход, а внутри находятся исключительно красивые предметы из бронзы.
Храмовый комплекс Айраватесвара, построенный Раджараджей II в Дарасураме, известен 24-метровой «виманой» и каменной скульптурой Шивы.
Все индийские храмы окружены каменными заборами. В зависимости от величины (или значимости) храма у него может быть несколько колец ограды.
Мы двигаемся по Танджавурскому храму и проходим ворота. Перед нами большой внутренний двор. В центре находится большое строение храма. По краям маленькие храмы. Круговая ограда представляет собой как бы крытый коридор с колоннами, где в углублениях стены также находятся альковы с разными богами.
Потихоньку начинает темнеть и включается подсветка. Обернемся и посмотрим на ворота с внутренней стороны. Посмотрите, какие они огромные!
Внутренний двор весь выложен плиткой. Очень чисто. Если кто-то устал – можно прилечь и отдохнуть. Кто-то отбивает поклоны перед маленькими храмами, кто-то просто спит, некоторые целыми семьями расположились на небольшой пикник у дальней стены храма.
Центральный храм Брихадисвара состоит из двух частей. Первая располагается в низком здании. Вторая – в высоком. К каждой части ведет своя лестница. А теперь представьте, что внутри лишь две маленькие комнатки, без единого окна размером 5 на 5 м, в высоту 4 м. В центре одной из комнат стоит статуя бога Шивы с 8 руками, вокруг горят свечки. Пол, стены и потолок сложены из больших каменных блоков.
Общая высота храма 65,4 м. Верхушка увенчана монолитным камнем весом в 80 т. Говорят, этот камень везли с расстояния 6 км.
А вокруг всего здания по основанию стены идет древняя письменность. И этим словам тоже около тысячи лет.
Когда обойдешь вокруг храма, то, подходя к выходу, встречаешь еще одно чудо этих краев, каменного быка – мифическое животное, верхом на котором разъезжала стража Шивы, охранявшая центральный вход в храм.
Это вторая по величине скульптура подобного типа из монолитного камня в Индии!
Захваченные подъемом религиозного движения шиваитов (найанмары) и вишнуитов (альвары) (VI–IX вв.), прокатившегося по всей стране, правители Чола не только реконструировали и расширили несколько сотен уже существовавших храмов и построили сотни новых, но и учредили новые культы и праздники, поддерживая их щедрыми дарами. Поэзия, искусство, музыка и танец достигли в это время вершины совершенства, и потому эта эпоха называется золотым веком империи Чола.
Великие храмы империи Чола
Величественные индуистские храмы, воздвигнутые в эпоху правления династии Чола и представляющие собой великолепные образцы архитектурного величия древнего государства на юге Индии.
Страна: Индия
Категория: архитектура
Храмы Чола, воздвигнутые во времена царствования династии Чола, расположены в южно-индийском штате Тамил-Наду. Храмы являют собой неоспоримое доказательство грандиозных достижений государства Чола в таких областях, как архитектура, живопись и скульптура.
Храмы империи Чола:
Самый большой из храмов Брихадисвара в Танджавуре был возведен в начале XI века, когда правил царь Раджараджа, основавший империю Чола, раскинувшуюся на всей южной части Индии и прилегающих островах. С 1987 года храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой величественное строение из гранитных блоков и кирпича, обнесенное двумя стенами, которое венчает тринадцатиярусная башня в форме пирамиды, равная по высоте шестидесяти одному метру, на вершине которой красуется монолит-луковка. Стены храма украшены роскошными скульптурами.
В список ЮНЕСКО в 2004 году были добавлены еще два храма эпохи Чола. Это Айраватесвара в городе Дарасурам и Гангайкондачолисварам, построенный Раджендрой I в середине тридцатых годов XI века. Храм Гангайкондачолисварам имеет пятидесятиметровую башню с округленными углами и грациозными формами, особенно контрастирующие с суровостью и прямотой линий башни Брихадисвара. Вход в храм охраняют двенадцать монолитных статуй дварапала, а его внутренние убранства дополнены великолепными бронзовыми предметами. Комплекс Айраватесвара, который строил уже Раджараджа II, может похвастать более скромной двадцатипятиметровой башней и скульптурой Шивы из камня.
Храмы Чола
Фото и описание
Изумительные древние храмы Чола, которые расположены на юге Индостана, строились на протяжении практически двух веков – в период с X по XII века. Комплекс представляет собой уникальнейший архитектурно-исторический памятник, на примере которого можно проследить процесс социально-культурного развития великой тамильской империи Чола.
Первый храм комплекса – Брихадешвара, был создан в городе Танджора в 1003-1010 годах во время правления короля Раджараджа. Это огромное, построенное в честь одного из главных индуистских божеств – Шивы – сооружение в дравидийском стиле, в «штат» которого входили несколько сотен священнослужителей, 400 девадаси – танцовщиц, исполняющих священные ритуальные танцы, и 57 музыкантов. Доходы храма были настолько огромными, что их хватало не только на его развитие, но и на то, чтобы предоставлять ссуды всем нуждающимся.
По всему периметру территории, принадлежащей Брихадешваре, была возведена высокая прямоугольная стена размерами 270×140 метров. Ворота были сделаны в виде массивной башни-гопурам, высота которой составляет 30 метров. За первой стеной следует вторая, более скромных размеров. Сам храм построен из гранитных плит и, частично, из кирпича. Своим пространственным расположением он похож на религиозные постройки времен династии Паллава. Внутри он представляет собой череду залов и вестибюлей, которые ведут в основное святилище храма – пирамидальную 13-тиуровневую башню-вимана. Ее высота составляет более 60 метров, а вершину венчает монолитный каменный «купол», весом около 70 тонн. Внешние стены Брихадешвары украшают резные колонны и панели, гранитные фигуры. А внутри здания можно увидеть прекрасные статуи, изображающие танцовщиц в 108 позах ритуального танца.
Храм в 1987 году получил статус места Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Индия – это страна, которая является настоящей колыбелью для народов разных культур, рас и вероисповеданий. Так, в некоторых городах Индии были построены храмы в период правления «Великих моголов», башни и минареты. А в период правления династии Чола были воздвигнуты целых три замечательных храма. Именно о них и пойдёт речь сегодня.
Общее понятие о храмах Чолы
Храмы Чолы – это комплекс индуистских храмов, расположенный в южно-индийскои штате, который называется Тамил-Наду. Всего было построено за время правления династии Чолы 3 храма: храм Брихадишвары (г. Танджавур), храм Гангайкондачолишварам (г. Дарасурам), храм Айраватещвары (г. Дарасурам). Все храмы были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Первым был записан храм Брихадишвары (запись состоялась в 1987 году), а немного позднее были вписаны и два других строения (в 2004 году).
Исторические сведения о храмах Чолы
Правление династии Чолы началось в 1 тысячелетии нашей эры и длилось оно до периода раннего средневековья. В долине реки под названием – Кавери было построено целое государство под предводительством Чолы I. Правитель славился своей военной закалкой и страстью к архитектуре. Он и положил начало не только династии Чолы, но и строительству храмов. В период с 1003-1010 г.г. был построен первй храм Чолы в Танджуре. Данное здание было возведено из кирпича и гранита. Форма строения напоминает собой квадрат, увенчанный высокой многоуровневой башней (количество уровней – 13). Эта башня называлась «виманой» и имела высоту, равную 61 метру. На вершине башни красовался монолит-луковка. Внутри храма было установлено много колон со скульптурами. В этом же 11 веке был построен и второй храм Гангайкондачолишварам. Его строительство завершилось в конце 1035 года. Длина её «виманы» составляла 53 метра и имела нетрадиционные округлые концы. Вход в храм был украшен шестью монолитными статуями, называемыми «дварапала», что переводится, как «охраняющие вход». Далее был построен в начале 12 века храм Айраватешвары в городе Дарасурам. Его уже возводили строители по приказу Чолы II. В этом храме была размещена статуя двадцатиметрового Шивы: первая часть комплекса расположена в невысоком здании, а вторая в высоком. Интересно, ч то в некоторых манускриптах есть сведения о легенде, согласно которой весь храмовый комплекс был увиден Чолой I во сне. И он был так впечатлён увиденным, что решил записать свой сон. Для этого он позвал своего лучшего придворного художника, собрал самых известных и талантливых архитекторов и начал строительство первого храма. Между тем, когда первый храм ещё не был до конца выстроен, Чола распорядился возвести фундамент второго. Но, к сожалению, он не успел достроить второй храм из-за скоропостижной кончины. Когда же Чола II подрос, и власть перешла в его руки, он решил завершить проект отца. Уже при его правлении храм второй. А потом уже и третьи были построены в сверхсжатие сроки.
Внешнее описание храмов Чолы
Вокруг всех трёх храмов есть забор. В Индии считают, что чем важнее храм, тем выше у него забор. Начнём с храма Танджавурского. К храму ведут большие ворота, пройдя которые можно зайти во внутренний двор. В центре двора находится сам храм, а вокруг него расположены небольшие домики, так сказать, «мини-храмы». Вокруг них – круговой забор, перекрывающий вход в узкий крытый коридор с колоннами. В коридоре по всему периметру стен помещены статуэтки различных божеств. Пол в храме и за его пределами выложен плиткой. Все желающие отдохнуть, могут прямо на него прилечь и поспать. Другой храм, который называется Брихадисвара, условно можно разделить на две части: В этом храме была размещена статуя двадцатиметрового Шивы: первая часть комплекса расположена в невысоком здании, а вторая в высоком. В первой и во второй части храма есть лестница, по которой можно спускаться и подниматься к святыне. Комнаты для поклонения Шиве находятся в обеих частях храма. Некоторые из них уж очень маленькие – 5 м*5м и с высотой всего 4 метра. В центре таких комнат стоит статуя божества с восемью руками. Вокруг ней устанавливаются свечи и гирлянды из цветов. Высота всего храма составляет 65,4 метра. Крыша изготовлена из монолитного камня, вес которого около 80 тонн. Согласно местным преданиям, этот камень был привезён за 6 км отсюда. Стены здания украшены иероглифами, многие из которых очень древние. Почти у самого выхода установлена статуя быка. Согласно древним мифам, именно на нём катались стражники, которые охраняли Шиву и вход в здание.
Что находится недалеко от храмов Чолы
Храмы Чолы сегодня
В настоящее время все три храма открыты для туристов. В них не проводятся реставрационные и другие виды работ. Однако часы посещения храмого комплекса лучше уточнить у туропретора или в любом другом бюро путешествий. Например, ваш маршрут будет выглядеть следующим образом: Приезд в Тенджор. Затем посещение храма Чидамбарам, построенного в честь бога Шивы. Далее по маршруту будет – Гангайкондачолишварам. После просмотра всех храмов, возвращение в Танджор.
Недалеко от каждого из храмов расположены сувенирные лавки, в которых можно купить открытки для себя, родственников и знакомых.
На чём доехать до храмов Чолы
Если вы путешествуете не самостоятельно, а с тургруппой, то проблем с дорогой у вас не будет. Ведь у вас всё будет оплачено и просчитано : прилёт, проживание, отлёт и т.д. Единственно за что вам придётся заплатить, это за оформление визы, которая обойдётся вам в 40 долларов. Оплачивается также отдельно незапланированный перелёт (то есть если по экскурсионной программе вам нужно перелететь из одного города в другой, в стоимость путёвки обычно входят лишь билеты в страну и из страны, в данном случае в Индию). Если же вы отправились на отдых самостоятельно, то вы можете на месте примкнуть к любой туристической группе. Или уже составлять самостоятельно весь свой экскурсионный маршрут. Тогда вам придётся заручиться поддержкой местного населения, которые будут вам подсказывать куда, во сколько, и когда можно доехать. Для этого вам достаточно знать английский язык, ведь в Индии многие его понимают и на нём говорят. Также следует прибрести путеводитель. Он всегда поможет вам разобраться в том, где вы находитесь. Предварительно желательно также просмотреть форумы и почитать отзывы туристов. Так вы можете найти недорогой отель и снять номер с удобствами или без. В отеле же также можно арендовать джип, который отлично подойдёт для любых путешествий. Расписание городского транспорта можно узнать на туристических сайтах.
В конце хотелось бы подвести итоги. Когда вы отправляетесь в Индию, или любую другую страну, государство, лучше всего брать с собой того человека. Который здесь уже неоднократно бывал. Тогда вам будет несложно найти все необходимые достопримечательности. А лучше всего покупать готовый туристический тур и вам не придётся искать место для ночлега и транспорт, на котором можно было бы доехать до той или иной достопримечательности.
Венцы славы Чолов
Раджараджа I правитель Чоланаду, или Страны Чолов, и ее заморских владений — славился своей набожностью, и его бесконечная вера в богов воплотилась в воздвигнутых им храмах. Был он также и воином, но не слишком тщеславным. Устремленные в небо храмы, которые повелел он построить во славу веры, и эпические сказания — все это осталось в память о нем. Традиции мастерства, завещанные нам его архитекторами и мастерами, остаются непревзойденными.
В молодости его звали Арулможидеваном — Богом мудрых слов. Он унаследовал трон своего дяди и принял корону, освященную касанием ног Шивы, — Шивападашекхарар. Получив имя Раджараджи I и вступив во владение царством, которое пришло в упадок, он создал империю, достойную называться Мумуди Чолан — Царство Чолов с тремя коронами (короны царств Чера, Чола и Пандья). Величайший царь династии Чолов, он правил с 985 по 1014 год н. э. и прославился также как Нитьявинодха Чолан — «знаток искусств». Именно он обнаружил утерянные ранее записи религиозных гимнов тхеварам и вернул тамилам то, чем они так гордились. Его имя не увековечено в камне, но всякий, кто пел эти гимны, и без того знает имя человека, вернувшего, казалось, навеки утраченное богатство. Ему не пришлось позировать скульпторам, чтобы обрести бессмертие.
В течение нескольких столетий Чолы правили большей частью территории нынешнего Тамилнаду и островами Индийского океана: от Малайского архипелага до Лаккадивских островов. Немногие царства в мире имели такую долгую и славную историю. Немногие народы были столь воинственны и в то же время столь набожны и художественно одарены. За тринадцать столетий, о которых повествуют хроники, только один раз — в период с VI по IX век — Чолы оказались в положении вассалов и их флаг с изображением тигра не реял гордо на мачте.
Срединные земли империи Чолов охватывали современные районы Тханджавур и Тиручирапали, а также часть Южного Аркота. Столицей страны был город Урайюр, ныне пригород Тиручи. Здесь, на берегах реки Кавери, Чолы создали цветущий оазис, и их ирригационные сооружения, сохранившиеся до сих пор, вызывают восхищение современных инженеров.
Закат первой империи Чолов начался с усилением царства Пандьев на юге и царства Паллавов на севере. Но многочисленные войны истощили эти государства, и, когда они вернулись в свои прежние границы, борьбу за власть в Чоланаду повели местные вожди. Победу в ней одержала династия Муттараяр. Однако в 850 году н. э. вождь Чолов Виджаялая отвоевал утраченные ранее владения и вновь создал империю Чолов, столица которой находилась теперь в городе Тханджай (Тханджавур), «городе-прибежище». Виджаялая вернул земли, принадлежавшие Чолам, и прибавил к ним новые.
Многим способствовал возрождению великой империи его сын и наследник Адитья I, который захватил Тондаимандалам, владение Паллавов. Сын Адитьи Парантака I (907—955) еще более возвеличил Чолов, одержав победу над Пандьями. Правда, в 949 году в битве при Такколаме Чолы были разбиты племенем Раштракутов, и их власть заметно ослабла. Наследники Парантаки едва сдерживали натиск врагов. Так продолжалось до тех пор, пока на престол не взошел праправнук Парантаки I Раджараджа I. Коронован он был в 985 году.
Свое славное правление Раджараджа начал с того, что вернул тамилам их исконные земли. Затем он расширил границы империи и к северу, и к югу и стал первым правителем второй империи Чолов, чья власть простиралась за пределы тамилоязычных областей на севере, а также первым из Чолов, кому удалось покорить Шри-Ланку.
Его сын Раджендра I (1014—1044) прославил себя еще более громкими победами и строительством новых храмов. Он завершил завоевание Илама, а его военные корабли захватили Андаманские, Никобарские и Лаккадивские острова и достигли Шри-Виджаи (Суматры). И на суше армии Раджендры не знали преград на своем пути и дошли до берегов Ганга. В ознаменование своих побед заложил новую столицу — Ганганкондачолапурам («Город Чолы, овладевшего Гангом») и Большой храм, который, правда, по размерам уступал тому, что построил его отец, и не принижал поэтому его славы.
Военная слава Чолов ныне забыта, как и превосходная система управления, которую ввел Раджараджа, ведь он сумел привить своим подданным чувство единства и чувство долга. Но нельзя забыть того, что достигнуто Чолами в архитектуре, особенно в строительстве храмов, а храм был единственным местом, где царь встречался с подданными.
Существует несколько объяснений того, почему храм Раджараджи в Тханджавуре, известный также как храм Брихадешварар, имеет такие гигантские размеры. По одной версии, царь хотел в величии храма отразить значение религии для человека. По другой версии, царь решил, что наилучший способ использовать сокровища, захваченные им в царствах Илама, Чера, Пандья и Паллава, — вложить их в строительство такого храма, который стал бы символом благодарности богам, памятником победы и источником работы для его подданных.
Но существует и более романтическое предание. Рассказывают, что император страдал от черной проказы, и его духовный наставник открыл ему тайну проклятия: Раджараджа прогневал богов своей жестокостью во время охоты. Чтобы вылечиться от этой болезни, царь должен был воздвигнуть величественный храм богу Шиве и водрузить в его святилище лингам (фаллическое изображение Шивы) из камня, взятого в русле далекой реки.
Царь так и поступил. Говорят далее, что, когда лингам был поднят со дна реки, он начал расти, и рос до тех пор, пока не принял огромных размеров. Перед людьми возник столб высотой 4,5 м.
Считается, что храм, где должен был стоять лингам, расположен там, где жил и предавался созерцанию великий отшельник Наймисрамая. Великий правитель построил величественный храм, или скорее храмовый комплекс, не забыв ни одной важной детали. На сооружение этого тщательно спланированного храма ушло двенадцать лет. Раджараджа увенчал его медным шпилем, который весит 9,25 килограмма и покрыт золотыми пластинами общим весом 800 граммов. На стенах храма он повелел высечь имена ста семи человек, пожертвовавших средства на «святой каменный храм Шри Раджараджешварар, который мы приказали вознести в Тханджавуре». Такая надпись — большая редкость в индусских исторических анналах.
После освящения храма правитель совершил омовение в храмовом пруду и излечился от своего недуга. Соответствует эта легенда истине или нет, но храм во всем его великолепии, несомненно, является одним из шедевров дравидийской архитектуры.
Однако было бы неверно говорить лишь о его великолепии, ибо он еще и уникален по строению. Обычно в дравидийских храмах надвратные башни гопурам превосходят по высоте виманим — башню над святилищем. Но при сооружении этого храма царь распорядился, чтобы башня над лингамом была выше гопурам. Так, в тамильской храмовой архитектуре появилось новое направление.
Примеру отца последовал Раджендра I, воздвигая храм в Ганганкондачолапураме, а также его наследники при строительстве храмов Дарасурам и Трибхуванам. После того как эти храмы были построены, Чолы вернулись к традиционному стилю, при котором виманам сооружается «приземленной», а гопурам высокой. Новые храмы были не сравнимы с теми четырьмя, что были построены по замыслу Раджараджи, и по уровню художественного совершенства они уступали тем, о которых Фергюссон написал: «Мастера эпохи Чолов планировали гигантские постройки, но при этом шлифовали их, как драгоценные камни».
Построенный на средства от захватнических войн, храм Раджараджеварар — достойный памятник военной славы, пишет Р. К. Дас, «величественный монумент благочестия и религиозного пыла». В великом храме все должно быть великим, а не только вера и тщеславие. Огромна по своим размерам виманам — 65 метров от основания до вершины. Его тринадцать ярусов украшены множеством гипсовых скульптур, четыре из которых, на фасаде, удивительно символичны и как бы предсказывают четыре периода истории страны Чолов — эпохи Чолов, Наяков, маратхов и англичан. Скульптурное изображение священного быка Нанди, которое помещено в храме, — второе по величине в Индии. Его высота — около 4 метров, длина — 6 метров, ширина — 2,5 метра. Вес этого огромного монолита — 25 тонн. В храме находится более 250 лингамов, не считая махалингама, расположенного в святилище.
О каждой из храмовых построек сложено множество легенд. Посетитель входит в эту обитель легенд и поразительной красоты с востока, через двое ворот, которые убранством не уступают друг другу. Башни над ними хоть и велики, но не могут сравниться с башней над святилищем. Вторые ворота открываются на главный двор, длина которого около 170 метров, а ширина — вдвое меньше. Здесь расположена основная часть храма. Ее длина примерно 55 метров. Через коридор пракарам, Нанди-мандапам (зал Нанди) и еще через три расположенных один за другим зала посетитель проходит в святилище Брихадешварара, расположенное в западном его конце. Над святилищем на каменной платформе площадью 9 кв. метров возвышается пирамидальная башня виманам, резной восьмигранный купол которой увенчан сверкающим шпилем.
В святилище храма находится махалингам — самое большое из подобных изображений в Индии. Его широкое основание и верхняя цилиндрическая часть соединены между собой особым составом. Когда храм был построен и священный символ установлен внутри, мастерам никак не удавалось соединить две его части, хотя для этого и использовался специальный освященный клей. Обеспокоенный царь не находил себе места, пока не услышал предсказания, что лингам удается закрепить только в присутствии божества по имени Карур Девар. Когда оно явилось в храм и совершило обряд поклонения, две части лингама соединились при помощи раствора из священной пасты и слюны божества.
Святилище окружено галереей, которая является настоящим музеем лучших образцов искусства эпохи Чолов. Стены ее украшены множеством резных скульптур. Среди представленных здесь шедевров выделяются рельефные панели, изображающие исполнителей танца бхаратнатьям. Живопись восхитительна. Фрески повествуют о смертных и бессмертных, о царях и отшельниках. На одной из них изображен великий царь Чолов с Карур Деваром. Часто встречается великолепная бронзовая скульптура, которой прославились Чолы. И в любом уголке храма словно звучат еще сладостные мелодии пышных концертов, которые устраивались здесь, слышится перезвон браслетов 400 девадаси (храмовых танцовщиц), прислуживавших в нем, и страстная речь героев драматических постановок, известных под названием «Раджешвара Натака».
Ни в одном храме Южной Индии вы не встретите столь богатой коллекции произведений искусства. Ни один храм не был задуман с таким размахом и построен с таким тщанием и любовью. Перси Браун отмечал в связи с этим, что «башня виманам в Танджоре, несомненно являющаяся лучшим образцом искусства дравидийских мастеров, может служить мерилом для всей индийской архитектуры». Благодаря «изящному равновесию» всех ее деталей создается впечатление, что башня висит в воздухе. Она построена столь искусно, что тень ее венца никогда не падает на землю. Ее великолепие и богатое убранство свидетельствуют о стремлении ее создателей не только к добротности.
Большой храм находится внутри крепости, окруженной рвом и могучими стенами, которые напоминают наружные стены самого храма. Над его сооружением трудились сотни каменщиков и архитекторов. Не менее, чем прекрасный итог их работы, поражает воображение тот факт, что гранит для строительства приходилось доставлять за многие мили.