великие кустики монастырь где находится
«Святые кустики»: монастырь в Благовещенском районе Башкирии, где воссоздали точную копию Гроба Господня
В Башкирию как в Иерусалим. Точную копию Гроба Господня воссоздали в мужском монастыре в Благовещенском районе. Об удивительном возрождении монастыря Святые кустики, стертого с лица земли в советские годы.
Ради этих кадров на фоне восходящего Солнца мы встали одновременно с монахами – в 5 утра. Затаив дыхание, записывали звуки живого церковного пения в храме. И всё равно едва ли нам удалось в полной мере передать невероятную красоту и величие этого места. Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики». Приезжая сюда, в первые минуты не можешь поверить, что это – Башкирия, Благовещенский район, в каких-то полутора часах езды от Уфы. Место с удивительной историей, архитектурой, людьми.
По признанию настоятеля монастыря архимандрита Варлаама, в эту монашескую келью впервые позволили зайти женщине – и то лишь потому, что здесь временно никто не живет. А двадцать лет назад в этих стенах жил и молился сам отец Варлаам. Здесь едва удается выпрямиться в полный рост, а в самой келье не сделаешь и трех шагов.
Тут маленький уголочек для молитвы, печка, вот такой столик очень миниатюрный, лежаночка. Монах сам отрекается от всего мира, всех желаний, удовольствий. Вот какая нужна сила веры – уйти в монастырь, полюбить такую убогую келью, лавку из досок. И даже эта келья кажется просторной для истинного монаха.
История этого места началась больше века назад. В 1901 году здесь был основан женский монастырь. Сохранились уникальные фотографии тех лет: хорошо видна деревянная Вознесенская церковь, рядом – строящийся кирпичный Успенский собор. О жизни монахинь в те годы, еще до революции, из первых уст знает Валентина Ивановна Попова. Сейчас ей 82, и она почти с рождения живет в небольшой деревне Ежовка, в нескольких километрах от монастыря. Вспоминает: когда-то здесь было 300 домов, сейчас едва насчитаешь три десятка. Мама Валентины Ивановны, ещё будучи ребенком, часто ходила в храм и мечтала стать монашкой, но родители не позволили.
Однако после революции женский монастырь был буквально стерт с лица земли. В советские годы часть построек снесли, остальное пытались приспособить под колхозную деятельность – здесь была создана коммуна «Октябрь».
Валентина Попова, жительница д.Ежовка:
Отец Варлаам пришел сюда в 98-м, после того, как случайно прочел старую книгу о монастыре.
Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:
О том, что было до монашества он вспоминать не любит, говорит: для той, мирской жизни он словно умер. Но для нас все-таки делает исключение. Священником он стал в 33, прежде работал зоотехником в колхозе в Мелеузовском районе, был председателем профкома. И все эти годы жизнь казалась ему как бы искусственной, ненастоящей.
Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:
Новая история «Святых кустиков» началась всего два десятилетия назад вот с этих деревянных домиков. В них располагались первая келья, трапезная и сарай. В это сложно поверить, но еще в конце 90-х здесь было чистое поле. Фундаменты старых храмов еще были скрыты под землей. А первые богослужения проводились в строительном вагончике.
С помощью местных жителей отцу Варлааму удалось отыскать и расчистить фундаменты храмов. Также случайно под землей был найден склеп с захоронением двух первых настоятельниц монастыря. Теперь на этом месте установлены мемориалы.
А на фундаменте Успенского собора – метр в метр возведен новый храм с таким же названием. Здание стоит на холме, и его купола, возвышаясь над лесом, встречают паломников издалека. Колокольный звон во время службы разносится на километры вокруг.
Здесь, наверху, вибрация от колоколов ощущается физически и буквально пронизывает все тело. Звонарь Валерий Волков – не монах, но ради жизни при монастыре оставил строительный бизнес в Уфе. Имея два высших образования – экономическое и техническое, он никогда не занимался музыкой. Но говорит: главное здесь не слух, а осознание того, что звон – это молитва.
Валерий Волков, звонарь:
Вот этот колокол весит около 2-х тонн, и у него есть собственное имя – Варлаам – в честь святого Варлаама Хутынского. Рядом – пятитонник, Благовест. Это колокола нижнего яруса, они отвечают за басы. Именно они первыми начинают призыв к службе.
На нижнем и верхнем ярусах колокольни одновременно работают два разных звонаря. За басы отвечает инок Зосима. Чтобы звон тронул сердца людей, их работа должна быть абсолютно синхронной.
Валерий Волков, звонарь:
Всего в братии 15 человек. Чтобы обеспечивать себя, содержат хозяйство: куры, пасека, теплица, огород. Обустроили здесь и святой источник, которым пользовались еще в женском монастыре.
Есть в монастыре и собственная пекарня, где ежедневно выпекают несколько сотен буханок хлеба для паломников. Тесто замешивают обязательно на святой воде и с молитвой.
Их обычная пища – щи на воде и каша. Здесь не едят мяса вообще. Это древняя традиция и ещё один пункт в списке того, от чего отрекаются монахи вместе с мирской жизнью. Отказываясь от телесных желаний, они достигают духовной высоты. При этом далеко не каждому удаётся стать монахом.
За 10 лет Отец Евфимий прошел все эти этапы и ни разу не пожалел о своем выборе. Хотя до 32-х лет даже не был крещёным. Сегодня он сам проводит службы в храме.
Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:
Сейчас в этом месте удивительно сочетаются и уединение монашеской жизни, и традиции гостеприимства. Для сотен паломников, которые приезжают сюда со всей России, ежедневно открыты двери, на столах всегда – бесплатные чай и выпечка.
Впечатления очень чистые, светлые. Мы первый раз, много слышали об этом месте, мечтали попасть. Здесь проходят ни с чем несравнимые службы, которые затрагивают душу. Уже на входе мы поняли, куда мы попали, что здесь благодать Божья! Есть, о чем задуматься в этих местах. Даже не ожидал, что в Башкирии такое есть, я под впечатлением сильным.
Народное название – «Святые Кустики» – произошло от группы деревьев, стоящих на возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь с середины ХIХ века местные жители начали наблюдать чудесные явления. Здесь видели икону Божьей Матери, светящийся крест, горящие свечи и даже слышали колокольный звон. По преданиям, многие, кто приходил сюда, излечивались от болезней. Те самые березы и ивы до нашего времени не сохранились, эти деревья посажены позже. И сейчас именно на этом месте строится часовня.
Сейчас «Святые кустики» – это целый комплекс из храмов и часовен, большинство построек – в византийском стиле. Эта культура лежит у истоков христианства. Такие здания можно встретить, например, на греческом полуострове Афон, где находятся 20 православных монастырей. Красоту этих линий отец Варлаам стремится передать в каждом камне. Именно поэтому для строительства привлекает коренных греков и албанцев.
Они родились с камнем в руках. Наши же с кирпичом работают, а они с камнем. Я хотел научить местных, деревенских, но не получается. Он же не просто каменщик, он должен быть художник. Это ручная работа, от сердца, от души идет. Это тоже как молитва через камень.
Бастиан Бруклахер – кандидат наук, в университете в Германии преподает историю Древнего Рима, Греции и Византии. Здесь, как профессионал, он был впечатлен тем, насколько точно воссоздается византийская культура.
Бастиан Бруклахер, преподаватель истории в университете г. Фрайбурга (Германия):
Византия здесь повсюду, в каждой детали: в орнаменте на стенах, в металлической ковке, в мозаике и художественной росписи стен. И даже светильники специально привезены из Средиземноморья. В этом же стиле – деревянная резьба в храме. Это тончайшая ручная работа, которую выполняли около 20 мастеров в течение 2-х лет. В их числе казак Олег Андриянов. Рассказывает: сначала приезжал сюда только на работу, затем поселился с семьей в деревне неподалеку. Три года назад поступил на службу в казачье войско, и в выходные дни следит за порядком в монастыре.
Олег Андриянов, урядник Оренбургского казачьего войска:
Илья Гизетдинов – крещеный татарин, по паспорту – Ильгиз. Профессиональный художник пишет иконы уже около 15 лет. Его путь к Богу был уникальным: сначала трое его сыновей стали православными священниками, и лишь потом, после клинической смерти, крещение принял он сам. Сейчас он восстанавливает иконы, чудом сохранившиеся со времен женского монастыря.
Илья Гизетдинов, иконописец:
По воскресеньям сюда одновременно приезжают около пятисот паломников, в праздники – больше тысячи. Один из самых впечатляющих моментов богослужения – раскачивание хороса – главного светильника в храме. Это ещё одна старинная традиция. Зрелище – незабываемое. Сопровождается очень необычным пением мужского хора с византийскими напевами.
Татьяна Антипина, прихожанка:
Обязательная часть службы – шествие монахов – так называемый «Чин о панагии». Вся братия следует в трапезный храм, где проходит ритуал. Его смысл в том, чтобы представить за трапезой присутствие самого Бога. Все это происходит при закрытых дверях, но для нас вновь делают исключение.
Кажется невероятным, что в таком виде монастырь возродился всего за 20 лет. Остаться равнодушным здесь почти невозможно. В планах у отца Варлаама – завершить роспись храма, достроить часовню, облагородить озеро с купелью и ещё много созидательных идей. Говорит: главное, чтобы на это хватило жизни.
Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:
С усердием и кротостью: как живут и служат монахи. Фоторепортаж из монастыря «Святые Кустики» в Башкирии
15 марта начнется Великий пост, к которому каждый верующий человек должен подготовиться. Чтобы набраться сил, люди совершают паломничество в святые места. Наш фоторепортер Андрей Бок не просто посетил один из известнейших монастырей Урала, но и прожил в нем целую неделю. И теперь делится своей историей.
Наша жизнь немыслима без любви, без доброты к ближним – ведь невозможно жить без души. И хотя мы заботимся о том, что есть, где жить и как заработать, но при этом часто забываем, что и душе нужно то же самое – есть, жить в чистом доме и работать. И в круговерти городской жизни душа особенно часто становится бесчувственной.
Поскольку я занимаюсь творческим делом, для меня особенно необходимо, чтобы душа трудилась, и чтобы сердце откликалось и сопереживало. В какой-то момент я стал бояться того состояния, когда все безразлично, когда умом ты переживаешь, а внутри камень. И в этом поиске ответов на сложные и простые вопросы, которые посещают каждого – «Зачем жить?», «Как остаться Человеком?» – я пришел в монастырь трудником. Пришел на одну неделю – чтобы прикоснуться к чистоте и силе этого места, удивиться подвигу монахов и рассказать вам, что всего в ста километрах от Уфы, прямо в сердце Урала существует удивительный монастырь, по духовной силе и отношению к делу, каких я еще не видел нигде.
Первые монастырские кельи и колокол, в который могут звонить гости монастыря
Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Башкирии. «Святые Кустики» — древнее народное название этого места. Оно произошло от группы деревьев, стоящих на некотором возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь с середины ХIХ века жителями окрестных сел и деревень наблюдались различные чудесные явления.
Благодаря труду верующих и помощи жертвователей за 23 года, под руководством игумена Варлаама был восстановлен монастырь, уничтоженный до основания в советское время. И сегодня сюда приезжают помолиться со всей России.
Служба и моя жизнь в монастыре
Не знаю, как описать состояние – трепет или тревога, но я очень волновался, когда ехал сюда, и волнуюсь до сих пор.
Служба здесь проходит совсем не как в городской церкви – и напоминает таинство. Все происходит в темноте, где-то рамы икон освещают свечи, тусклый сумрачный свет в оконцах. Голоса поющих, молитвы и песнопения серьезны, слаженны и проникновенны.
Посещать монастырь могут и женщины. Им положено надевать платки и юбки
Встают здесь в четыре часа утра, чтобы в пять, к началу службы, быть в храме. Служба длится около пяти часов и заканчивается только к десяти утра, а гости-паломники приезжают сразу после – меня поразил тот труд каждодневной молитвы, который для гостей остается в тайне. Но как он ощущается в атмосфере храма, наполненной благодатью!
Монах за чтением молитв на службе
Когда я смотрю на монахов, понимаю, что они для меня – неразгаданная тайна. Загадка – их кротость, доброта, тишина внутри: чистые качества, свойственные неиспорченным детям, притом что их лица уже украшены седыми бородами.
Интерьер Успенского собора
Стасидии – кресла в храме с откидным сиденьем и образующимся после откидывания небольшим местом для стояния. Помогает монахам пребывать стоя на долгих молитвах, которые часто длятся по 5 часов.
Выполнение любого труда должно совершаться с трудом духовным, усердием и кротостью. В первый день меня удивило, насколько аккуратно и тщательно должно быть выглажено и сложено постельное белье – вроде бытовая мелочь, но и здесь всё должно быть лучшим образом. И так во всем: я не видел в монастыре ни пыли, ни неубранного места. В трапезной всегда стол с разнообразной едой, блюдца и приборы аккуратно разложены к приходу монахов и трудников. На столе продукты своего приготовления – сыр и хлеб, вкуса которых я долго не забуду.
Архондарик служит для приема паломников и гостей монастыря. Здесь можно передохнуть с дороги, выпить чаю со сладостями.
На территории монастыря есть колодец с освященной водой
Внутри возникает некоторая радость от того, что окружило меня: эти люди и их образ жизни, храм, молитвы – все это очень красиво.
На службу и молитву уходит много душевных сил. Чувствуется, как внутри что-то начинает медленно двигаться, меняться, и оттого усталость. Приходится заставлять себя бодрствовать, слышать и впускать слова молитвы, сокрушаться, бороться с искушениями.
Маленькие чудеса. Морозом на стекло прилетел шестикрылый Серафим
Когда зажгли свечи на огромном, высоком паникадиле (подобный люстре большой светильник со множеством огней в православном храме) и раскачали их – это надо видеть! Какой восторг и радость это вызывает!
Беседа с Виктором: «Возвращаться нет смысла»
Общаясь с трудниками монастыря, я познакомился с энергичным человеком – Виктором. Мне стал интересен его жизненный путь, и он рассказал мне о себе, ответив на некоторые вопросы.
– Расскажи, как ты пришел в монастырь.
– Сначала я пришел в приходской храм в Уфе. Начал участвовать в богослужениях, каяться в согрешениях своих, стал в таинствах участвовать. Ну, и постепенно, постепенно начало открываться – для чего человек создан, куда дальше идет после смерти. Всё это интересно стало мне. Услышал о монастыре и решил посмотреть, что это такое – монастырь. Приехал сюда в 2014 году первый раз и решил остаться на Великий пост. Остался, посмотрел, как живут монахи. Потом начал ездить на посты. Так ездил в течение четырех лет, а уже в 2017 году приехал, и вот до сих пор здесь.
Так выглядит келья для трудников и паломников монастыря
Это необъяснимо, знаешь, я и сам не могу понять, почему я здесь нахожусь. Это нельзя объяснить, потому что каждое состояние душевное происходит у каждого человека по-своему, и у каждого – свое восприятие. Бог открывает каждому индивидуально. К чему человек стремится, то и открывает. Он откроет то, что тебе будет полезно, многое ещё и сокроет, потому что, если всё сразу откроет, с ума можно сойти. Бог открывает – и понимаешь, что грешный ты человек. Это самое главное, что ты понимаешь.
Строительные работы в соборе
Мне здесь всё нравится – и батюшка понравился, и все монахи, все трудники. Состояние не опишешь, в другом месте такого не бывает. И отношение людей, находящихся в сей обители, – каждый по-своему помогает, это как семья, большая семья. Хоть мы и разные все, разного возраста, положения, но у каждого цель одна – помочь ближнему, какому-то неизвестному даже тебе человеку, пришедшему в первый раз. Непросто это, конечно, – помогать, но стремление должно быть такое, это мое мнение. Сделать хотя бы малое, хотя бы сказать: «Добрый день», «Здравствуй, брат», то есть простые обычные слова, которых не хватает человеку в мирской жизни.
– Я говорил тебе, что прожил здесь неделю, и уже обратно не хочется ехать, а ты здесь три года… Были мысли вернуться, хотя бы повидаться?
– Да, как раз недавно я взял у батюшки благословение поехать домой. Два-три дня назад. А сегодня сказал – благословите меня не ехать. Я подумал, поразмыслил и понял, что нет смысла мне туда отправляться. Хотел повидаться с близкими, а потом думаю – и что это даст мне? Я же им нет-нет, да и звоню.
– Чем ты занимаешься в монастыре?
– Тут разные послушания бывают. Есть индивидуальное послушание, ты закреплен за ним – например, работать в трапезной. Я работал изначально в ней. А потом поменялось – сейчас в иконной мастерской работаю. Еще помогаю – и снег почистить, и полы помыть. Здесь разные работы, кому что ближе.
Работа в трапезной
– Когда я приезжал сюда еще в детстве, мне рассказали историю про мужчину, который много пил, курил – до того, что оказался в реанимации. И он сказал себе: если выживу, поеду в монастырь. И приехал. Ходить он практически не мог, а туалет был на улице и далеко от кельи. И Батюшка ему сказал, чтобы он самостоятельно без помощи ходил из кельи в туалет и обратно. Это для него занимало час времени. Таким образом он жил и преодолевал себя. Через определенное время он излечился и уехал в мир.
На твоей памяти много таких случаев?
– Много не много – тут разные люди приезжают, они не рассказывают. Но зная своих знакомых – да. Я и сам приехал сюда на исправление, тоже не от хорошей жизни. Но пришел сюда и понял, что вся наша жизнь имеет смысл, только когда ты идёшь с Богом. Хоть мы падаем, грешим, все равно можно всегда возвратиться к Богу: он никогда от нас не отлучается, а только мы от него отходим. Поэтому с Богом всегда хорошо.
Ну, а излечение – много тут приезжали, и знакомых много излечилось. Но это не говорит о том, что это навсегда, зависит от того, хочешь ты этого или нет. Бог показывает тебе направление, показывает инструменты – таинства, причастие, исповедь, как уврачевать эти страсти, болезни, которые в душе человека. А человек уже сам выбирает. Потому что, если ты излечился и перестал ходить в храм и исповедоваться, ты опять вернешься туда, откуда пришел. Это должна быть дорога только с Богом.
Через неделю
Многое я понял в монастыре, но пока это очень малая доля того, что предстоит ещё понять. Понял, что вся жизнь, как ни ищи смысла, устроена без него – если нет в ней движения к истине. Потому что ничего с собой не унесешь – только душу, а если на ней груз и оковы, то как ей подняться? Понял, что ничего не поможет – ни службы, ни молитвы, если нет сосредоточения ума – трезвения. Что ведет нас по жизни Высшая сила и если есть нужда, то даются как испытания, так и подарки.
Игумен Варлаам с паломниками