великий пророк ветхого завета

Пророки Ветхого Завета — значение, история, учение

Кто такие пророки Ветхого Завета

Бог в ветхозаветные времена избирал людей для служения. Господь через них возвещал Свою Волю, предостерегал от греха, давал толкование совершенным поступкам и снам, предрекал пришествие в мир Спасителя (Мессии). Таких людей называли пророками (тот, кто произносит слова Божьи) или прорицателем. Однако Израиль, знать и простой народ, далеко не всегда готовы были услышать обличительные слова пророков или предсказание бед и несчастий. Поэтому пророки Ветхого Завета нередко были гонимы своими соплеменниками, их жизни часто угрожала опасность.

Пророк Иеремия точно выразил свое положение среди народа:

“Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние” (Иер. 20:7-8).

Учение пророков

Невозможно представить ветхозаветную историю религиозную жизнь израильского народа без пророков. Именно пророки Ветхого Завета предостерегали правителей от серьезных ошибок, обличали народ в грехах и преступлениях.

Учение библейских пророков сводится к трем основным составляющим:

монотеизм. Пророки старались оградить богоизбранный народ от языческого влияния. Ветхозаветная история повествует о многократном отступничестве израильского народа от Бога. Это красная линия исторического пути Израиля, в спасении от впадения в идолопоклонства заключалась главная «функция» пророков.

морализм. Пророческая проповедь была направлена на обличение морального облика людей, призывала их к чистоте жизни и подлинной, не формальной, нравственности. Пророки призывали к внутренней чистоте и святости и лишь потом к соблюдению внешних обрядов.

Пророки Ветхого Завета

Пророки условно делятся на больших (великих) и малых. Это не говорит о их “пророческой силе” или о величине их личности. Большие и малые пророки классифицируются таким образом по количеству и объему оставленных после себя посланий и пророческих книг.

Великие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил.

Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.

Пророки были совершенно разными людьми и их служение также было в каждом случае уникальным. Кто-то был внезапно предопределен Богом и вовлечен в самую гущу событий из заурядной повседневности (Амос). Некоторые вышли из учеников великих пророков – например, Елисей много лет был помощником пророка Илии. Но объединяла их всех миссия нести слово Божье и Его Волю народу.

Исаия

Пророк был избран Богом знаменательным образом. Он видел Бога сидящего на престоле, а вокруг парили серафимы и взывали к Господу. Его пророчества не были таинственными и замысловатыми, как у многих ветхозаветных пророков. Пророк Исаия точно описывал рождение Мессии и Его страдания, поэтому пророка часто называют “ветхозаветным евангелистом”.

Иеремия

Жил в VII-VI веке до Р.Х. Его служение выпало на тяжелый и мрачный период истории израильского народа. Он взывал к людям, чтобы они покаялись в своих грехах и разврате. Но жители не слушали его, всячески преследуя пророка. Иеремия предсказал разрушение Иерусалима вавилонский плен в течение семидесяти лет. Благодаря горькому тону книги Иеремии этот пророк называется «плачущим».

Иезекииль

Жил в VII-VI веке до Р.Х., происходил из семьи священников. Пророчества Иезекииля занимают одно из основных мест в новозаветном богословии: он повествует о видении Славы Божией, пророчествует о будущем воскресении мертвых, предсказывает восстановление Храма и Рождество Христа.

Даниил

Жил в эпоху вавилонского пленения израильского народа. Занимал важные посты при дворе сначала вавилонских, а затем персидских царей. Его пророчества о Христе занимают важное место в христианском богословии и богослужении.

Осия

Уличал израильтян в отступлении от Истинного Бога, призывал их к покаянию. Свидетельствовал о будущем Пришествии Мессии (Христа). Предсказал пришествие к Богу язычников, которые займут в Царстве Небесном место иудеев.

Иоиль

Книга пророка Иоиля, обращенная к Иудину колену, содержит пророчества о Христе и сошествии Святого Духа на людей. Апостол Петр в своем обращении к народу ссылался на слова пророка Иоиля.

Амос

Был современником пророка Иоиля происходил из бедной семьи. Его проповедь касалась подлинной нравственности, а не внешнего исполнения закона и ритуалов. Также он обличал язычников и идолопоклонников.

Авдий

Жил в IX веке до Рождества Христова. Предрекал суд Божий над народами.

Иона

На рубеже IX-VIII веков до Рождества Христова получил от Бога повеление идти проповедовать в языческую Ниневию. Ослушался Господа, за что три дня находился внутри огромной рыбы. После раскаяния и упорных молитв был спасен и выполнил миссию проповеди в Ниневии. Пророчествовал о пришествии Мессии.

Михей

Жил в VIII веке до Рождества Христова открыл народу Божью волю о падении Северного и Южного Царства. Пророчествовал о рождении Мессии. Осуждал формальный подход к вере, утверждая, что нравственность превыше исполнения закона.

Наум

Был современником Исаии. Предрек гибель Ниневии по причине развращенности ниневитян и отступлении от веры от истинного Бога. Проводил параллели с Израилем и предупреждал соотечественников о грядущем наказании за отступление от Бога.

Аввакум

Жил в VII-VI веке до Р.Х. Пророчествовал о плене, разрушении Иерусалимского храма и о последующем освобождении пленных. В книге пророка Аввакума поднимаются сложные этические вопросы (страдания праведных), предсказывается Пришествие Мессии.

Софония

Призывал израильтян эпохи царя Иосии (VII век до Р.Х.) к изменению жизни и покаянию. Предрек разрушение Иудейского Царства.

Аггей

Время его земной жизни пришлось на VI век до Р. Х. Его проповедническая миссия заключалась в призыве к покаянию. Он сокрушался, что люди больше заботились о своем достатке и домах, а не о доме Божием.

Захария

Жил в одно столетие с пророком Аггеей. Бог открыл для него знания о пришествии Мессии. Предостерегал иудеев от неверного понимания миссии Христа как военного и политического деятеля. Раскрывает значение Пришествия Мессии для Израиля и всего мира.

Малахия

Указывал священникам и народу на их нерадивое отношение к вере. Предрекал суд Божий над ними и кару за распущенность и греховную жизнь. Говорил о скором явлении Христа. После Малахии у евреев не было пророков и Богом данные откровения прекратились.

Моисей

Освободил израильтян из египетского рабства. Получил от Бога Закон (10 заповедей и другие установления), определявший жизнь израильского народа. Сотворил множество чудес и великих знамений. 10 заповедей стали фундаментальными основами нравственности человечества.

Самуил

Родился в XI веке до Р.Х. С юных лет получил от Бога благоволение и заручился поддержкой и доверием у народа. Он был судьей израильского народа и пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. По­мазал на цар­ство пер­вых ев­рей­ских ца­рей: Са­ула, а пос­ле – свя­то­го Да­вида.

Нафан

Занимал высокое положение при дворе царя Давида. Нафан сообщал царю волю Божью: запретил Давиду строить Храм, обличил того в тяжелом грехе и помог раскаяться.

Давид

Израильский царь, особо любим Богом. Во время его правления царство значительно расширилось и процветало. Показал пример непоколебимой веры в Господа и искреннего покаяния в совершенных грехах. Составил основную часть песнопений Псалтири – одной из важнейших книг Священного Писания.

Илия

Жил в IX веке до Рождества Христова, во времена идолопоклонства Израиля. Боролся за чистоту веры, открыто обличал в язычестве правителя и народ, за что подвергался гонениям. Совершил много чудес и знамений. Был взят живым на Небо, то есть не познал физической смерти.

Елисей

Ученик пророка Илии. Прославился многими чудесами. Обличал правителя в язычестве и поклонении идолам.

Молитвы пророкам

Молитва пророку Илие

О, святы́й проро́че Бо́жий Илие́, моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам, рабам Божиим (имена), дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших, и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам пути́ нече́стия оста́вити, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, и в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими да укрепи́т нас; да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности ко сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние.

Отврати́ от нас предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий, да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ во Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь пророка Исаии, глас 2

Проро́ка Твоего́ Иса́ии па́мять, Го́споди, пра́зднующе, тем Тя мо́лим: спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак пророка Исаии, глас 2

Проро́чества дарова́ние прие́м, пророкому́чениче, Иса́ие Богопропове́дниче, всем изъясни́л еси́ вочелове́чение Госпо́дне, возгласи́в велегла́сно конце́м: се Де́ва во чре́ве прии́мет.

Молитва царю Давиду

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели.

Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.

Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Источник

Четыре Великих пророка христианской Библии

Исаия, или Исайя (ивр. Йешаяhу; буквально «спасение с Господом») – один из больших библейских пророков, сын Амоца, выходец из знатной иудейской семьи (талмудисты даже считали Амоца братом царя Амасии), родился в Иерусалиме около 765 днэ. Исаия примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии, а также идеями социальной справедливости и всеобщего равенства (сходные с книгами Амоса и Осии), что даёт основания считать Исаию предтечей социалистических мыслителей последующих веков.

Пророк Исайя, достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис 8:3) и имел сына Иасува (Ис 7:3).

Пророк Исайя упоминается в 2Цар 19–20 и 2Хр 26:22; 32:20, 32.

Его пророческая деятельность началась в возрасте 20 лет с видения Бога Саваофа на престоле и ангелов, окружавших его. Пророк Исайя начал передавать свои сообщения в 747 днэ, во времена царя Озии. Начало пророческой деятельности Исаии пришлось на период правления царей Азарии (785-733 днэ, включая соправление), Иоафама (759-743 днэ), Ахаза (743-727 днэ) и Езекии (727-698 днэ).

Согласно еврейской традиции, жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя иудейского Манассии (698-643 днэ), известного своими беззакониями и гонениями на пророков.

Исайя прожил около 80 лет ≈ 765-685 днэ.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, одна из 11 девтероканонических книг Библии Исторических Церквей библейская книга «Послание Иеремии» содержит 66 глав, 1 291 стих, 25 734 слова и 123 022 буквы.

Ирмеяhу, Иеремия (Ирмеяху, `да возвысит Господь`; родился, видимо, в 645 днэ – умер в начале VI в. днэ), еврейский пророк.

Книга Иеремии является второй в разделе поздних пророков ТАНАХа.

Иеремия родился в левитском городе Анатоте в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстранённой царем Соломоном от служения в Иерусалимском храме.

Уже в ранней юности Иеремия чувствует себя призванным Богом к пророчеству. Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства.

Северное (Израильское) царство уже было разрушено Ассирией, и его территория присоединена к Ассирийской империи, границы которой проходили теперь несколько севернее Анатота. Царствование Манассии (ивр. Менаше, Менашше) ознаменовалось распространением в Иудее языческих культов из западных областей Ассирийской империи. Пророческое движение усматривало в падении Израильского царства Божью кару за служение чужим богам и за упадок нравов.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, Книга пророка Иеремии содержит 52 главы, 1 364 стиха, 30 410 слов и 142 839 букв.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, библейская книга «Плач Иеремии» содержит 5 глав, 154 стиха, 2 363 слова и 11 594 буквы.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, одна из 11 девтероканонических книг Библии Исторических Церквей библейская книга «Послание Иеремии» содержит 1 главу, 72 стиха, 1 278 слов и 5 957 букв.

Всего пророк Иеремия как автор библейских книг написал 3 таких книги, состоящие из 58 глав, 1590 стихов, 34 951 слово и 160 390 букв.

Иезекиил, Иезекииль (ивр. ‎ Йехезкель – «Господь укрепит»).

Сведения о личности пророка крайне скудны. Йехезкель сын Бузи родился (≈ в 622 днэ) в Иудее и был коэном (коheном). Его жена умерла во время осады Иерусалима войсками Навуходоносора, а сам он первым караваном пленных в 597 днэ был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии.

В пятом году пленения Иоакима Йехезкель был призван Богом к пророческому служению: пророку были явлены от Бога несколько видений, с которых в 592 днэ началось его пророческое служение. В это время Йехезкелю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). 22 года спустя, в 27-м году пленения, он всё так же оставался в служении, как мы читаем далее в книге (Иез 1:1, 2; 29:17).

Время и обстоятельства смерти пророка неизвестны, по преданию, его гробница находится в центральном Ираке, в селении, расположенном в 32 км от города Хилла.

Содержащиеся в книге Йехезкеля пророчества относятся ко времени между 593 и 571 гг. днэ, то есть к периоду, когда после почти 10 лет покорности иудейский царь Цидкияhу, надеясь на помощь Египта, восстал против вавилонского ига (588 днэ). Восстание закончилось страшным разгромом Иудеи и, после двухлетней осады, взятием Иерусалима в 586 днэ Навуходоносором; Храм был разрушен, и большинство населения страны угнано в Вавилонию.

В число пленных попала царская семья и князья; всё храброе войско; плотники и кузнецы. С тяжёлыми чувствами пленённые израильтяне завершили своё утомительное путешествие, оставив позади гористую местность с природными источниками вод и долинами и оказавшись на одной из необъятных равнин. Теперь они жили у реки Ховар, в самом сердце могущественной державы, в окружении народа, который имел чуждые им обычаи и поклонялся языческим божествам. Навуходоносор разрешил израильтянам владеть собственными домами, держать слуг и заниматься ремёслами и торговлей.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, Книга пророка Иезекииля содержит 48 глав, 1 273 стиха, 28 355 слов и 130 269 букв.

Даниил (ивр. Даниэль, что означает «Бог — мой судья»), знатный иудей (1:3,6), уведённый подростком в 607 днэ, в третий год правления Иоакима в Вавилон (1:1,3-6), где воспитывался при царском дворе (1:4,17-18). Был возведён за истолкование сна Навуходоносора в высокое придворное звание (2:48-49), которое сохранил до третьего года царствования Кира (10:1).

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет: «Окончив жизнь, говорит он, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность его пророчеств» (Древн. 10:7). В тех же Древностях (10:12) Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном в 169 днэ точным исполнением пророчества Даниила (11:31), «произнесённого за 408 лет».

Приведённое свидетельство нисколько не ослабляется замечанием Талмуда, что книга Даниила написана мужами Великого Собрания. И прежде всего в состав членов этой последней талмудисты включали и пророка Даниила, а в таком случае и книга его имени могла быть составлена им самим. Во-вторых, деятельность членов Великого Собрания заключалась, по талмудическому преданию, в пересмотре, очищении и разделении священных книг, точнее, составлении канона. Сообразно же с этим книга пророка Даниила «написана» ими лишь в том смысле, что после предварительного пересмотра включена в канон.

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 90 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Впрочем, его могилы показывают также в Мосуле и Самарканде.

Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверие гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зелёные побеги. Считается также, что останки святого привёз в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.

В 2007 террористами была взорвана ещё одна иракская могила, приписывавшаяся Даниилу. В 2014 году экстремистская исламская организация, захватившая Мосул, разрушила тамошнюю гробницу.

Пророк Даниил выдаёт себя за современника Вавилонского плена. В соответствие с этим его книга носит следы вавилонского происхождения: на ней, как на подлинном произведении современника плена, лежит отпечаток данной эпохи. Показателем его является прежде всего язык книги, – еврейский 1—2:3 — 8-12 гл. и арамейский 2:4 — 7:28 гл. Как иудей по происхождению, автор знает свой родной язык, а как вавилонянин по местожительству, – общенародный в Вавилоне арамейский. Такое же точно знакомство с обоими наречиями он предполагает и в читателях своей книги – иудеях. Народной же массе арамейский язык сделался доступным лишь в период плена; до тех пор он был достоянием одних образованных (4 Цар 18:26; Ис 36:11). Но употребляя в период плена арамейское наречие, народ не забыл и свой родной язык (Ездра пишет по-еврейски), как то видим впоследствии, – при Маккавеях.

«Даниэль» – 9-я книга раздела «Писаний» («Кетувим», «Ктувим») еврейской Библии («ТаНаХа»). В греко-славянской Библии Книга пророка Даниила занимает четвёртое место в ряду пророческих книг Ветхого Завета.

Согласно русскому переводу Библии по Синодальному изданию 1876 года, Книга пророка Даниила содержит 12 главы, 424 стиха, 9 371 слово и 45 160 букв.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Пророки Ветхого Завета

Про­рокВре­мя служения
(до Р.Х.).
Правитель.
Мис­сия пророкаДухо­в­­но-нрав­ствен­­ные уроки
НОЙСоглас­но Септу­а­гин­те Ной родил­ся в 1662 от Сотво­ре­ния мира.Нече­стие меж­ду людь­ми дошло до того, что из всех людей на зем­ле остал­ся вер­ным Богу толь­ко один пра­вед­ный Ной со сво­им семей­ством. Тогда Гос­подь опре­де­лил очи­стить зем­лю водою от погряз­ших в гре­хе наро­дов, а Ноя сохра­нить на зем­ле, для даль­ней­ше­го раз­мно­же­ния людей. Про­жил 950 лет.Челове­ку все­гда сле­ду­ет оста­вать­ся вер­ным Богу, быть пра­вед­ным и непо­роч­ным, в любых обсто­я­тель­ствах, даже если он живет в окру­же­нии раз­вра­щен­ных людей. Прояв­ле­ние непо­чте­ния к сво­е­му отцу есть тяж­кий грех.
АВРААМОриен­ти­ро­воч­но пери­од мож­но огра­ни­чить рам­ка­ми пер­вой поло­ви­ны II тыся­че­ле­тия до Р.Х.; Авра­ам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.Бог избрал пра­вед­но­го Авра­ама, что­бы сохра­нить истин­ную веру, через его потом­ство, для все­го чело­ве­че­ства. Благо­сло­ве­ние Авра­ама и завет с ним испол­ни­лись в Иису­се Христе.Вера в Бога есть не толь­ко вера в бытие Божие, но и лич­ное дове­рие Богу: Богу есть до меня дело; Он обра­ща­ет Свое сло­во и ко мне лич­но; я лич­но при­зван верить это­му сло­ву и пола­гать­ся на него. Истин­ная вера при­зна­ет Бога Тем, Кто Он есть; Бог зна­ет, что гово­рит – неле­по пола­гать, что Всебла­гой вво­дит нас в заблуж­де­ние или что Всеве­ду­щий чего-то не учел. Все что угод­но может ока­зать­ся заблуж­де­ни­ем, ложью и ошиб­кой, но сло­во Божие оста­ет­ся непо­ко­ле­би­мой истиной.
Когда Гос­подь спа­са­ет нас от гре­ха, нуж­но убе­гать от него, не огля­ды­вать­ся на него, т. е. не задер­жи­вать­ся и не жалеть о нем.
ИАКОВXVIII-XVII века до Р.Х.Являет­ся родо­на­чаль­ни­ком 12 колен Израиле­вых. Сподо­бил­ся виде­ния таин­ствен­ной лест­ни­цы, соеди­няв­шей небо с зем­лею, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь.Если чело­век стре­мит­ся к Богу, в конеч­ном сче­те, он най­дет свой путь к Нему. Бед­ствия сле­ду­ет пере­но­сить с непо­ко­ле­би­мою вер­но­стью Богу, с твер­дым тер­пе­ни­ем и пре­дан­но­стью Промыс­лу Божие­му и с неиз­мен­ным упо­ва­ни­ем на Него во всех обсто­я­тель­ствах сво­ей жизни.
МОИСЕЙXVI-ХV века до Р.Х.

Рам­зес II, Мер­нептах (еги­пет­ские фара­о­ны); пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го наро­да являл­ся сам Моисей.

Возгла­вил осво­бож­де­ние сво­е­го наро­да. Был чело­ве­ком, кото­ро­му Бог открыл тай­ны бытия: сотво­ре­ние мира и чело­ве­ка. При­нял от Бога Его Десять запо­ве­дей. Кро­ме того, Гос­подь дал Мои­сею и дру­гие зако­ны цер­ков­ные и граж­дан­ские. Пове­лел Он так­же устро­ить ски­нию. Силой Божи­ей Мои­сей тво­рил вели­кие зна­ме­ния и чудеса.Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере и послу­ша­нии. Чело­век дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Госпо­да. Идоло­по­клон­ство и мало­ве­рие явля­ют­ся тяж­ким гре­ха­ми про­тив Бога.
ИИСУС НАВИНХV век до Р.Х.

Мои­сей; позд­нее Иисус Навин сам являл­ся пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го народа.

Являл­ся пред­во­ди­те­лем и вое­на­чаль­ни­ком еврей­ско­го наро­да в пери­од заво­е­ва­ния Ханаа­на. Через него Гос­подь явил вели­кие чуде­са. Во вре­мя одно­го сра­же­ния с непри­я­те­лем Иисус Навин по пове­ле­нию Божию про­дол­жил день, оста­но­вив солн­це до тех пор, пока не пора­зил вра­гов. Вве­дя еврей­ский народ в Зем­лю Обето­ван­ную после окон­ча­ния вой­ны, раз­де­лил ее меж­ду коле­на­ми израильскими.Гос­подь мило­стив к тем, кто име­ет страх Божий и слу­жит Ему в чисто­те и искренности.
САМУИЛXI век до Р.Х.

Стал пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. Пома­зал на цар­ство пер­вых еврей­ских царей – Сау­ла, а после – свя­то­го Давида.В слу­чае гре­хов­но­го паде­ния чело­век (народ) дол­жен при­не­сти Богу искрен­нее пока­я­ние и встать на путь исправления.
НАФАНXI век до Р.Х.

Не допу­стил стро­и­тель­ство Дави­дом хра­ма; воз­ве­стил Дави­ду суд Божий за совер­шен­ные им пре­ступ­ле­ния; содей­ство­вал пома­за­нию Соломо­на на царство.Бог строг к тем, кто совер­ша­ет гре­хов­ное паде­ние, но мило­стив к тем, кто вста­ет на путь пока­я­ния и исправления.
ДАВИДXI‑Х века до Р.Х.

Саул; позд­нее сам Давид являл­ся правителем

Проро­че­ство­вал о Хри­сте. Пока­зал при­мер непо­ко­ле­би­мой веры в Бога, пока­зал при­мер истин­но­го пока­я­ния. Поко­рил Иеруса­лим и сде­лал его сто­ли­цею цар­ства еврей­ско­го. Поста­вил новую ски­нию и пере­нес в нее ков­чег завета.Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере, кро­то­сти и послу­ша­нии. Бог про­ща­ет даже тяж­кий грех при усло­вии искрен­не­го пока­я­ния у грешника.
СОЛОМОНХ век до Р.Х.

Давид; позд­нее сам Соло­мон являл­ся правителем

Проро­че­ство­вал о Мес­сии. Постро­ил пер­вый иеру­са­лим­ский храм. Являл­ся самым муд­рым еврей­ским царем, одна­ко впал в идолопоклонство.Идоло­по­клон­ство есть тяж­кий грех про­тив Бога.
ИЛИЯIX век до Р.Х.

Был рев­ност­ным побор­ни­ком чисто­ты веры, гроз­ным обли­чи­те­лем идо­ло­по­клон­ства и вся­ко­го нече­стия. Совер­шил нема­ло чудес, был взят на Небо живым, являл­ся Хри­сту на горе Фавор, будет пред­те­чею вто­ро­го при­ше­ствия Спаси­те­ля на землю.Гос­подь мило­стив, Он не толь­ко гроз­ный кара­ю­щий Судия. Чело­век дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Господа.
ЕЛИСЕЙIX век до Р.Х.

Ахав, Охо­зия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израиль­ские ( 4Цар.2:1–9:1; 13:10–21 )

Показы­вал, как необ­хо­ди­мо помо­гать нуж­да­ю­щим­ся. Бестре­пет­но гово­рил царям прав­ду, обли­чая их нече­стие и наклон­ность к идо­ло­по­клон­ству. С име­нем про­ро­ка свя­зы­ва­ет­ся мно­же­ство чудес.Богу нуж­но отво­дить пер­вое место в жиз­ни. Бог забо­тит­ся о повсе­днев­ных нуж­дах людей.
АВДИЙ (малый пророк)IX век до Р.Х.

Проро­че­ство­вал о пред­сто­я­щей гибе­ли Едо­ма; про­воз­ве­стил суд над все­ми наро­да­ми и обе­то­ва­ние о спа­се­нии Израиля.Гор­дость – один из наи­бо­лее опас­ных гре­хов, пото­му что она побуж­да­ет стре­мить­ся к вла­сти над дру­ги­ми. За этот грех чело­век (народ) не избе­жит Божи­его возмездия.
ИОНА (малый пророк)IX-VIII века до Р.Х.

Иерово­ам II Израильский

Проро­че­ство­вал о судь­бах изра­иль­ско­го наро­да, «при­ра­ще­ние» тер­ри­то­рии Израи­ля, стра­да­ни­ях Спаси­те­ля, запу­сте­нии Иеруса­ли­ма Преду­пре­дил Нине­вию, сто­ли­цу Асси­рии, о необ­хо­ди­мо­сти покаяния.Бог хочет, что­бы все наро­ды обра­ти­лись к Нему. Он любит все наро­ды и каж­до­го чело­ве­ка в отдельности.
ИОИЛЬ (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Предска­зал о наступ­ле­нии все­об­ще­го суда и отда­лен­ных вре­ме­нах Мес­сии. Предска­зал о том, что Дух Свя­той изо­льет­ся на вся­кую плоть без раз­ли­чия пола, воз­рас­та и состояния.Бог судит все наро­ды за их гре­хи, а веч­ное спа­се­ние полу­ча­ет толь­ко тот, кто верит в Него. Нико­гда не сле­ду­ет падать духом, но нуж­но упо­вать на Господа.
АМОС (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Иерово­ам II Израильский
( Ам.1:1 )

Возве­щал при­бли­же­ние Суда Господ­ня. Обли­чал недо­стат­ки обще­ства: соци­аль­ную неспра­вед­ли­вость и нера­вен­ство, при­зы­вал к мило­сер­дию в отно­ше­нии бед­ных и уни­жен­ных. Избран­ни­че­ство Израи­ля пони­мал как высо­кую меру ответ­ствен­но­сти перед Богом.Вера в Бога – не толь­ко лич­ное дело. Бог при­зы­ва­ет всех веру­ю­щих бороть­ся с неспра­вед­ли­во­стью в обще­стве и помо­гать нуждающимся.
ОСИЯ (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Иерово­ам II Израиль­ский ( Ос.1:1 )

Проро­че­ство­вал о Хри­сте. Обли­чая без­за­ко­ния изра­иль­тян, воз­ве­щал им вели­кие бед­ствия от ино­пле­мен­ни­ков и пере­се­ле­ние в плен асси­рий­ский. Предска­зал, что пре­кра­тит­ся вет­хо­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние и не будет Аароно­ва свя­щен­ства и что по всей зем­ле рас­про­стра­нит­ся истин­ное Богопознание.Когда чело­век гре­шит, он нару­ша­ет отно­ше­ния с Богом, пре­да­ет Его. Все отве­тят перед Богом за свои гре­хи, но те, кто про­сит у Него про­ще­ния, не будут осуждены.
МИХЕЙ (малый пророк)VIII век до Р.Х.

Иоафам, Ахаз, Езе­кия Иудей­ские ( Мих. 1:1 )

Предска­зы­вал паде­ние Север­но­го и Южно­го Царств. Это будет Божье нака­за­ние, пока­зы­ва­ю­щее, как Бог забо­тит­ся о Сво­ем наро­де. Объ­явил о пред­сто­я­щем рож­де­нии Мессии.Чело­век, живу­щий вда­ли от Бога, живет во гре­хе. Толь­ко Бог пока­зы­ва­ет людям путь к веч­но­му миру. Его нака­за­ние часто настав­ля­ет на путь истинный.
ИСАИЯ (вели­кий пророк)VIII-VII века до Р.Х.

Озия, Иоафам, Ахаз, Езе­кия и Манас­сия Иудей­ские ( Ис. 1:1 )

Проро­че­ство­вал о Мес­сии, Небес­ном Иеруса­ли­ме, еврей­ском и дру­гих наро­дах. Совер­шил ряд чудес.Бога невоз­мож­но постиг­нуть разу­мом. Ино­гда нам при­хо­дит­ся пере­не­сти нака­за­ние, что­бы мы вер­ну­лись к Богу. Каж­дый народ досто­ин вла­сти, кото­рая над ним. Судь­ба чело­ве­ка зави­сит от него само­го и опре­де­ля­ет­ся его поступ­ка­ми. Бога нуж­но чтить серд­цем, а не словами.
НАУМ (малый пророк)VIII-VII века до Р.Х.

Предска­зы­вал поги­бель Нине­вии, заслу­жив­шей такую участь сво­им идо­ло­по­клон­ством, осо­бен­но же раз­вра­том и кол­дов­ством, чрез кото­рое она пора­бо­ща­ла народы.Тех, кто совер­ша­ет зло и угне­та­ет дру­гих, одна­жды тоже постиг­нет пла­чев­ная участь.
СОФОНИЯ (малый пророк)VII век до Р.Х.

Проро­че­ство­вал о раз­ру­ше­нии Иудей­ско­го цар­ства, при­зы­вал к покаянию.Бог будет судить нас за непо­ви­но­ве­ние, но, если мы будем вер­ны Ему, Он про­явит к нам милость.
ИЕРЕМИЯ (вели­кий пророк)VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудей­ские ( Иер. 1:1–3 )

Через про­ро­ка Иере­мию Бог ясно пред­ска­зал, что за свое нече­стие иудей­ский народ будет поко­рен и отве­ден в плен вави­ло­ня­на­ми, и что иудеи будут нахо­дить­ся в пле­ну семь­де­сят лет. Пла­кал о нече­стии сво­е­го наро­да на раз­ва­ли­нах Иеруса­ли­ма и про­дол­жал учить доб­ру остав­ших­ся жителей.Скор­би могут быть посы­ла­е­мы чело­ве­ку (наро­ду) как нака­за­ние за его гре­хи, за отступ­ни­че­ство от веры. Единствен­ным спо­со­бом изба­вить­ся от бед­ствия явля­ет­ся пока­я­ние, исправ­ле­ние и молит­ва к Богу. Покая­ние в без­нрав­ствен­ном мире про­сто необходимо.
АВВАКУМ (малый пророк)VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудейские

Пред­рек раз­ру­ше­ние Иеруса­лим­ско­го хра­ма, Вавилон­ское пле­не­ние и воз­вра­ще­ние плен­ных на родину.Вме­сто того что­бы сомне­вать­ся в Божи­их путях, мы долж­ны пони­мать: Он совер­шен­но спра­вед­лив, и мы долж­ны верить, что Он руко­во­дит всем и одна­жды зло будет окон­ча­тель­но уничтожено.
ДАНИИЛ (вели­кий пророк)VII-VI века до Р.Х.

Навухо­до­но­сор II, Валта­сар, Дарий I, Кир II

Сподо­бил­ся виде­ния сла­вы Божи­ей. Проро­че­ство­вал о вос­кре­ше­нии из мерт­вых, Мес­сии, воз­об­нов­ле­ния бого­слу­же­ний в хра­ме. Так­же пред­ре­кал духо­в­­но-нрав­ствен­­ное паде­ние евре­ев, разо­ре­ние дру­гих народов.Бог вос­пи­ты­ва­ет Свой народ, что­бы люди ста­ли бли­же к Нему. Гос­подь жела­ет не гибе­ли без­за­кон­ни­ков, но их покаяния.
АГГЕЙ (малый про­рок)VI век до Р.Х.

Призы­вал народ к пока­я­нию. Обли­чал народ, забо­тя­щий­ся о сво­их жили­щах, а не о доме Божи­ем. Обли­чал высо­ко­ме­рие стро­и­те­лей вто­ро­го Иеруса­лим­ско­го хра­ма, пола­гав­ших, что рабо­та на свя­том месте уже дела­ет их святыми.На пер­вом месте в жиз­ни чело­ве­ка дол­жен быть Бог. Нечи­стое, кос­нув­шись чисто­го, не освящается.
ЗАХАРИЯ (малый про­рок)VI век до Р.Х.

Подроб­ные про­ро­че­ства о гря­ду­щем Мес­сии (буду­щее явля­ет­ся аре­ной ново­го мес­си­ан­ско­го века, но народ не дол­жен увле­кать­ся обман­чи­вой надеж­дой на Мес­сию, как на поли­ти­че­ско­го заво­е­ва­те­ля – для это­го про­рок воз­ве­ща­ет о Его стра­да­ни­ях на земле).День Госпо­день – это не толь­ко день гне­ва, но и день дол­го­ждан­но­го осво­бож­де­ния и радости.
МАЛАХИЯ (малый про­рок) *V век до Р.Х.

Обли­чал народ за недо­ста­ток усер­дия в жерт­вах, свя­щен­ни­ков – за укло­не­ние от веры, угро­жал им судом Божи­им за поро­ки и бого­хуль­ство; в то же вре­мя про­ви­дел сла­ву вто­ро­го хра­ма и ясно пред­ска­зы­вал при­ше­ствие Мес­сии, явле­ние Предте­чи и гря­ду­щий Суд Божий.Служе­ние Богу долж­но сопро­вож­дать­ся обра­ще­ни­ем серд­ца. Жерт­вы Богу долж­ны совер­шать­ся с усер­ди­ем и благоговением.

* Одни свя­тые назы­ва­ли послед­ним Про­ро­ком Вет­хо­го Заве­та и пер­вым Про­ро­ком Ново­за­вет­ной Церк­ви Иоан­на Пред­те­чу, но вме­сте с тем, по мыс­ли дру­гих отцов, послед­ний про­рок Вет­хо­го Заве­та — Мала­хия, поэто­му они назы­ва­ли его «Печать Про­ро­ков». Ему же при­над­ле­жит послед­няя кни­га Вет­хо­го Заве­та. Иоанн Пред­те­ча — это не толь­ко про­рок, но и сви­де­тель, т.е. не гово­ря­щий по слу­ху уха и по вну­ше­нию серд­ца от Бога, но уже видя­щий Гос­по­да и гово­ря­щий, что видит: он уже сви­де­тель, от сло­ва «видеть». По сути, он совер­ша­ет осо­бое избран­ни­че­ское слу­же­ние, о кото­ром про­ро­че­ство­вал, в свою оче­редь, про­рок Мала­хия ( Мал.3:1–2 ; 4:5–6). При этом Мала­хию цити­ро­вал Сам Спа­си­тель ( Мф.11:10 ; 17:10–12; Мк.1:2 ; Лк.1:16–17 и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *