великий устюг храмы и монастыри

Церкви

Церкви города Великий Устюг
Город наш – вымоленный. Семьсот лет назад (Великий Устюг – ровесник Москвы) бродил по его бревенчатым улочкам первый на Руси Христа ради юродивый, пришлый человек Прокопий. Босой, оборванный, с невнятной речью, волоча за собой три кочерги. Терпел все: насмешки, побои, жару, мороз, голод… Кто мог узнать в городском дурачке, каким его видели и понимали устюжане, владетельного немецкого барона и богатейшего ганзейского купца. Одна черта его примиряла богобоязненных горожан с его «дурацкой» жизнью: дни и ночи он проводил в молитве на паперти соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. Стали жалеть: глядишь и милостыню подадут – да он не от всех и возьмет, если неправедным путем имение нажито. Стали примечать устюжане, что не простой это оборванец. Носит кочерги загогогулинами вверх – быть урожаю. Опустит вниз – непременно жди засухи. Примечать-то примечали, да только мало кто жизнь свою начинал провождать по заповедям Божиим. Иначе не случилось бы 8 июля 1290 года события, в летописях означенного – «Туча».

Три дня бегал по городу Прокопий в страшном смятении и, громко плача, взывал со слезами: «Покайтеся! Покайтеся! Иначе все погибнете огнем и водою!» Мало кто слушал юродивого: июль – пора сенокосная, огородная, вольно ему кричать, когда ни кола, ни двора. Но вот потемнело вдруг на улице, средь бела дня ночь наступила, жаром пахнуло, дышать нечем стало! Изумленные обыватели с ужасом следили за надвигающейся, закрывшей уже полнеба небывалой тучей, беспрестанно сверкавшей молниями, рокочущей громом так, что ни криков, ни воплей, ни рева скотины, ничего уже не было слышно. И все устремились в храм – все, кто мог идти на своих ногах, а грудных несли матери, все бежали под покров соборного храма Пресвятой Богородицы, и с плачем просили заступничества Девы, и каялись в своих неправдах пред Богом. А впереди, у иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, стоял на коленях Прокопий и слезно молился «за град и люди». И совершилось чудо – миро истекло от образа Пресвятой Богородицы до самого церковного порога, и тотчас переменился воздух, повеяло прохладой, а страшная каменная туча, повернула прочь от Устюга, и в 20 верстах, в безлюдном местечке, называемом Котовалово, извергла свой смертоносный груз в лесную чащу, «люди же и скоты не вреди», то есть не повредив.

Прокопий же дожил до преклонных лет, бегая народного почитания, усугубляя подвиги и молитву, и в 1303 году преставился к Богу, «пред враты обители Архангельския».

Святой Прокопий Устюжский в житии. икона 1602 г.

Как жил семь веков после преставления блаженного Прокопия вымоленный им город? Коротко не расскажешь. Это тема, пожалуй, для книги, да еще и не одной. Жили, торговали, отражали набеги племен диких, да и своих новгородцев, зарившихся на растущее богатство устюжан. Расцветали ремесла, сменялись поколения мастеров – кузнецов, резчиков, серебряников, жестянщиков… И строились дивной красоты белокаменные храмы. Устюжские тароватые купцы не жалели для Бога своего богатства. Особенно почетным считалось сделать вклад в Прокопьевский собор, который в сохранившемся до наших дней облике построен в XVII веке купцом Афанасием Гусельниковым. Деревянные же храмы над местом упокоения святого возводились несколькими веками раньше.

И молились, крепко молились Богу устюжане, и прибегали к помощи и заступничеству святого Прокопия Устюжского. Летописи сохранили рассказы о благодатной помощи святого. А в XVI веке стал рядом со святым Прокопием его ученик и подражатель многотрудного жития его – босой, в разорванной белой рубашке отрок Иоанн Праведный, устюжский чудотворец. Восемнадцати лет отошел он ко Господу, но так много успел, если по молитве к нему спасал Господь город и от страшного наводнения, и от нашествия поляков, которые, вступив на лед речки Стриги, были скованы невидимой силой и, бесполезно отхлестав плетками своих лошадей, были вынуждены отступить и убраться восвояси.

С давних пор они изображаются рядом на иконах – святые Прокопий и Иоанн, нищие, бессребреные предстатели за души зажиточных устюжских горожан и сказочно богатых купцов. Ибо трудно богатому войти в Царство Небесное. И за нас они предстатели – за нас, все знающих и ничего не выполняющих.

Мы стоим на берегу той самой речки Стриги, где почти 700 лет назад выпала каменная туча. Один берег очень крутой, это гора камней, теперь поросшая лесом, неизвестно как здесь оказавшаяся. Неизвестно – если не знать про тучу. Сегодня – 21 июля (8 июля по ст.ст. – Ред.), день паломничества к месту Божиего гнева и Божией милости. Вчера каждые полчаса по местному радио звучало предупреждение о надвигающемся урагане, и действительно, во время всенощной поднялся страшный ветер – но быстро утих. Потом мы узнали, что в Теплогорье, это километрах в двадцати, ураган поломал деревья и даже сбросил человека с лесов.

Раньше, до революции, крестным ходом ходили на «тучу» из самого Устюга, весь день шли. Мы же едем на автобусах и только последние несколько километров идем по лесу крестным ходом. После молебна отец Ярослав говорит слово о силе всенародного покаяния и о том, что только покаянием возродится Россия. Мы слушаем и в прозрачной воде сквозь мельтешение мальков высматриваем камешки с крестом – такие принято приносить с «тучи». Если приложить их с молитвой к больному месту, боль утихнет. Такой камень, только большой, подарил наш батюшка московскому мэру Ю.М. Лужкову, когда тот посетил наш город и был в Прокопьевском соборе. Камень этот по нашей просьбе вделан в алтарную стену храма Христа Спасителя – как залог единения всех верующих во Христа.

Прокопьевский собор… Главный храм города, несмотря на то, что статус кафедрального имел другой собор – Успенский. Почему-то вся духовная жизнь города сосредоточилась вокруг него. Может быть, из-за обилия чудотворных мощей – исцелений, избавлений от бед, записанных в хранящихся при мощах книгах. Или это ощущение близкого присутствия святых (храм Иоанна Праведного рядом, и мощи их лежат рядом, между ними только асфальтовая дорожка).

Если молился за них
В скорбной юдоли тесной,
Разве оставишь сих,
Полный любви небесной?
После октябрьского переворота, когда большинство (а было их около сорока) устюжских храмов было разрушено, из древних икон делали полы в клубах, двери в хлевах и мостики через ручей; когда колокол «Варлаам», мощный голос которого слышен был на десятки верст, был сброшен с колокольни и безгласные куски его увезены на переплавку, а в алтарях уцелевших храмов пытались устроить туалеты, как в Сретенском храме, – судьба Прокопьевского собора, где в двадцатых годах хозяйничали обновленцы, представляется еще завидной.

Обновленцы устюжанам не приглянулись. В 1939 году приход упразднили «за отсутствием священнослужителей», храм закрыли и по временам использовали как зернохранилище. Дивный резной иконостас, посмотреть на который приезжают даже из Америки и Японии, слава Богу, не пострадал. В 1946 году в соборе возобновились службы, а в 1964 году его снова закрыли – и на 30 лет Прокопьевский храм оказался в музейном плену.

Возвращение из этого плена – это тоже целая история, это борьба, даже война, верующих с музейщиками, это взаимное недоверие: с одной стороны – «безбожники!», с другой – «вы своими свечами погубите бесценные иконы!». И все это по молитвам святого Прокопия за те двенадцать земных поклонов, что день за днем, год за годом клали отец Ярослав со своими прихожанами, закончилось передачей всего собора верующим и полным взаимопониманием и всяческими уступками друг другу, взаимопомощью и сотрудничеством Прокопьевского собора с музеем-заповедником, и лично – настоятеля с директором Антониной Борисовной Андреевой. Нас теперь даже в пример другим ставят, ведь для многих до сих пор взаимоотношения музеев и Церкви – больной вопрос. А год назад музей передал нам бесценные иконы XVI–XVII веков. На самой древней – блаженный Прокопий Праведный молится Пресвятой Богородице. Он вечный за нас молитвенник, но особенно чувствуется его помощь в Прокопьев день, на литургии, да еще когда служба архиерейская. Но все же праздник это церковный, и ограничивался он всегда стенами храма, ну, в крайнем случае, границами крестного хода. А в этом году границы праздника расширились – да как! Весь город, верующие и неверующие, да еще сколько гостей из разных городов отмечали Прокопьев день.

И что интересно – как почитание святого Прокопия Праведного установил «некий человек из Москвы», построил часовню над мощами и заказал написать икону святого задолго до церковной канонизации, так и это необычайное торжество устроили москвичи.

Что же это было? Формально – фестиваль искусств, приуроченный к Прокопьеву дню и посвященный памяти Прокопия Праведного. Это спектакль московского духовного театра «Глас» «Видения на холме», который мы не смогли посетить, так как в это время шла всенощная. Это фильм «Гроза над Русью» в городском кинотеатре. Это выставка хорошо знакомого и любимого нами московского художника Виктора Демьянчука, многие годы творчески связанного с Великим Устюгом, а духовно – с Прокопием Праведным и нашим храмом. И кульминация праздника – большой концерт на стадионе. Ни много ни мало – в Устюг приехал Ярославский губернаторский симфонический оркестр! Последний раз симфонический оркестр слышали здесь в 1921 году, когда наш город имел статус губернского, так что для почти всех присутствующих это было впервые. Какое потрясение, какая мощь, красота! Бессмертная русская музыка – Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Свиридов. Солисты Большого театра – Петр Глубокий и Галина Борисова – у нас в Устюге! И над всем этим торжеством – огромная икона святого Прокопия Праведного, Устюжского чудотворца.

Владыке Максимилиану предоставляют слово, и он говорит о преемственности в духовной жизни и о невозможности жить без молитвенной помощи наших великих предшественников, каким был Прокопий Праведный. Владыка – архиерей Божий, и все его речи – о Божием.

Но когда объединенный хор исполняет написанный московским композитором Анатолием Киселевым кондак 13-й из акафиста святому Прокопию и светский человек, композитор, говорит о том, что надо всем нам объединиться вокруг Христа Спасителя во всенародном стоянии за Россию, мне делается… стыдно. Как много нам, церковным людям, дано – и как мала наша отдача… «Купаетесь в благодати», – часто говорит нам батюшка, замечая нерадение в чем-либо.

Как трогательно – до слез – было смотреть на всех этих музыкантов, которые сегодня приехали на автобусах, проведя ночь в пути, чтобы подарить нам этот праздник.

И мужской хор из вологодского храма Святителя Николая во Владычней слободе ничуть не потерялся на этом празднике. Верующие уже слышали его на литургии в Прокопьевском соборе, а песнопение о том, как «Бог у разбойника совесть в душе пробудил», тронуло всех. Чудесный хор; молодой, способный регент А. Минин. Дай вам Бог и жить, как поете…

Алексей Локтев, автор и исполнитель спектакля «Видения на холме», читал стихи Есенина и Рубцова и тоже говорил для светского человека необычное – о любви к Родине и о том, что все мы верующие – только не все из нас это понимают. Поймем, покаемся – и возродится Святая Русь.

И снова из уст высокого московского чиновника та же пронзающая душу мысль: в объединяющим всех нас нынешнем – 21 июля – действе сияет лик святого Прокопия Праведного. Это он промыслительно Божиим велением восстал над этим помостом, где почтительно стоит весь громадный состав симфонического оркестра и благоговейно внимает пению «Достойно есть», завершающему это торжество. Он, святой Прокопий, возвышается над этим городом, вымоленным им у Господа, и призывает нас всех, собравшихся на этом стадионе, к тому же – к покаянию и молитве за Россию, за нашу чудную Родину, Русь Святую.

Когда все закончилось, музыканты уложили в футляры свои инструменты, на грузовик погрузили стулья и пюпитры и стало ясно, что ничего больше не покажут – ни устюжане, ни гости еще долго не расходились. Все благодарили друг друга, знакомые беседовали так любовно и доверительно, как никогда раньше. Не хотелось никуда уходить, покидать это место, где непостижимым образом святой Прокопий Праведный соединил хоть на малое время многих людей: светских и церковных, верующих и считающих себя атеистами, старых и малых, богатых и бедных…

Все церкви Великого Устюга:
Монастыри Великого Устюга
Алексия на Соборном дворище, церковь
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей
Богоявления Господня на Соборном дворище, церковь
Вознесения Господня, церковь
Георгия Победоносца, церковь
Жен-Мироносиц, церковь
Илии Пророка, церковь
Иоанна Устюжского на Соборном дворище, собор
Иоанно-Предтеченский монастырь
Леонтия Ростовского, церковь
Михаило-Архангельский монастырь
Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Всех Святых
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Преполовения Пятидесятницы
Михаило-Архангельский монастырь. Часовня Иоанна Устюжского
Михаило-Архангельский монастырь. Часовня Прокопия Устюжского
Николая Чудотворца, церковь
Параскевы Пятницы, церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, часовня
Прокопия Устюжского на Соборном дворище, собор
Серафима Саровского, часовня
Симеона Столпника, церковь
Соборное дворище
Спаса Нерукотворного образа Всеградская, церковь
Спаса Преображения, церковь
Сретения Владимирской иконы Божией Матери, церковь
Сретения Господня, церковь
Стефана Пермского, церковь
Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, собор
Феодосия и Антония Печерских, церковь
Храмовый комплекс. Церкви Жен-Мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Чуда Михаила Архангела на Городище, церковь
Яиковский Филипповский монастырь

Источник

Церковь Иоанна Праведного (1656-63) была сильно перестроена в начале 19 века, став уникальным по своему виду гибридом всего со всем:

Вот так он выглядит сверху:

На колокольню можно подняться по очень крутой и узкой лестнице, больше похожей на лаз. Я бы не отнес ее к лучшим видовым площадкам России, но все-таки виды с колокольни тоже небезыинтересны. На смотровой площадке сидят художники, рисующие панорамы Устюга.

Соборное дворище с колокольни (за Сухоной видна Дымковская слобода, из которой снимался вводный кадр):

Монастырь стоит уже за пределами исторического центра, среди запущенной зелени. Вход красив из-за множества вертикалей

И барочных Святых ворот 18 века:

Внутри на первый взгляд тихо и пусто. Сразу упираешься в Владимирскую надвратную церковь, построенную в 1682 году.

Позднее монастырь расширился, но ворота под церковью остались:

И стоящая между двумя храмами маленькая и уютная церковь Препловения Пятидесятницы (18в.):

А справа вдруг видишь толпу пацанов совершенно не христианского вида. Стоят, матерятся, смотрят на путешественника недобро. Все потому, что в монастыре помещается автотехникум.

Между собором и техникумом помещается обезглавленная Введенская церковь с трапезной палатой (1653) в весьма неприглядном состоянии:

С собором церковь соединена галереей, состояние которой еще непригляднее:

Спасо-Преображенская (1689-96) и Сретенско-Преображенская (1730-е) церкви. Спасо-Преображенская примечательна своими изразцами:

Об «устюжском барокко» и многом другом будет следующий пост, посвященный прогулке по центру Великого Устюга.

Источник

Великий устюг храмы и монастыри

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[userinfo|livejournal userinfo]
[archive|journal archive]
Храмы и монастыри Великого Устюга. Часть V[Jul. 2nd, 2007|04:56 pm]

Храмы окраин Великого Устюга, щетино-щёточная фабрика
и Дымковская слобода:

Бывший Иоанно-Предтеченский женский монастырь
ныне превращён в Щетино-щёточную фабрику.
Территория застроена производственными корпусами.
Уродливый железобетонный храм 1911 г. постройки уничтожен:

великий устюг храмы и монастыри

великий устюг храмы и монастыри

великий устюг храмы и монастыри

Руины неизвестной церкви на ул. Луначарского (около пивзавода):

великий устюг храмы и монастыри

великий устюг храмы и монастыри

Неизвестная церковь на ул. Гледенской,
превращённая в конюшню:

великий устюг храмы и монастыри

Есть ещё действующая церковь Стефана Пермского на кладбище,
НО Я ТУДА С ФОТОАППАРАТОМ НЕ ДОБРАЛСЯ.

На другом берегу Сухоны расположена живописная Дымковская слобода:

великий устюг храмы и монастыри

Её храмовый комплекс

великий устюг храмы и монастыри

некогда был обнесён оградой, от которой сохранились
только ворота да руины угловой башенки:

Источник

Церкви Великого Устюга

Церковь Жен Мироносиц

великий устюг храмы и монастыри

Церковь Жен Мироносиц является одним из наиболее привлекательных архитектурных памятников Великого Устюга. Посетив ее, путешественники долго хранят в памяти сложившийся образ этой церкви с небольшими куполами и изящными белоснежными стенами. Она имеет действительно неповторимый вид, будучи храмом, на первый взгляд, неброским, но вполне изысканным.

Церковь была основана в XVI веке, когда был построен первоначальный деревянный храм. Что касается современного облика, то церковь обрела его в первой четверти XVIII века, когда была возведена каменная церковь. Средства на строительство храма выделил устюжский купец Худяков Петр Родионович, вписавший себя таким образом в историю города.

Архитектура здания церкви довольно своеобразна. Нижний этаж не имеет декора, что обусловлено старинными традициями, ведь подклет служил исключительно хозяйственным нуждам. А верхний этаж оформлен в стиле нарышкинского барокко, который является редкостью для архитектуры Великого Устюга.

Координаты: 60.75293300,46.31169500

Никольская церковь

великий устюг храмы и монастыри

В 1986 году по окончании реставрационных работ в Никольской церкви был открыт выставочный зал музея, с тех пор здесь проводятся просветительские мероприятия и экскурсии, посвященные традиционным ремеслам устюжского края.

Координаты: 60.75671200,46.30512900

Сретенско-Преображенская церковь

великий устюг храмы и монастыри

Сретенско-Преображенская церковь входит в комплекс построек Спасо – Преображенского монастыря. Впервые этот храм упоминается в исторических источниках, датированных 1630 годом. В 1679 году деревянная церковь была уничтожена пожаром, как и соседняя Преображенская церковь. Каменный храм был возведен лишь спустя несколько десятилетий.

Вплоть до 1764 года Сретенская церковь использовалась в качестве теплого храма располагавшегося здесь Спасо-Преображенского женского монастыря. После того, как монастырь был упразднен, церковь была обращена в приходскую.

Координаты: 60.76094100,46.30652400

Церковь Спасо-Преображения

великий устюг храмы и монастыри

Стены украшены разноцветной майоликой, а также живописными изразцовыми фризами. Изразцы обрамляют окна алтарной пристройки, опоясывают галерею, ими оформлены вставки между окнами.

В основном объеме пристального внимания заслуживает резной золоченый иконостас, поражающий своей пышностью. Он появился в 1697 году, спустя примерно год после окончания строительства храма. Заказчиком иконостаса был архиепископ Александр, инициатор строительства храма.

Координаты: 60.76094100,46.30652400

Церковь Вознесения

великий устюг храмы и монастыри

С тех пор церковь претерпела некоторые изменения, но сохранила свою сложную структуру и выразительность, являясь самой древней из сохранившихся в городе.

В XVII столетии храм был одиннадцатиглавым, но впоследствии несколько раз перестраивался и сейчас имеет пять глав. Наибольшую ценность представляет собой богатый декор, здесь можно проследить множество архитектурных элементов и приемов: и «ползучие» арки, и двойные барабаны с гранеными главками, и асимметрия объемов, и профилированные фронтоны, и кокошники на окнах. Фасады украшены кирпичом и резным белым камнем, а также цветными изразцами.

Все это делает церковь Вознесения подлинной архитектурной жемчужиной в ожерелье храмов Великого Устюга.

Координаты: 60.75545900,46.30990300

Источник

Заволочье: Великий Устюг, ч.2 (Михайло-Архангельский монастырь и другие окрестности центра)

Барочно-классицистический иконостас Михайло-Архангельского собора (1784 г)

Святые ворота монастыря (1732-1737 гг, часовни 1817-1820 гг.

Церковь Владимирской мконы Божией Матери (1682-1688 гг).

Владимирская церковь со стороны апсиды. Портал XVII в и росписи XVIII в.

Под апсидой изображен Деисус.

Еще один портал храма.

Церковь Преполовения Пятидесятницы (1711 г).

Рядом с этим храмом похоронен купец Н.Ф. Ревякин (XVII в), на чьи средства обитель отстраивалась в камне.

Михайло-Архангельский собор (1653-1656 гг) с выносным крыльцом и переходом.

Собор сохранил чудесные кованые кресты XVII в.

Собор переходами соединен переходом с Введенской церковью и трапезной палатой (1651-1653 гг).

Настоятельский корпус с домовой церковью Всех Святых (1695-1735 гг).

Местный ряд иконостаса (1784 г) и его боковые врата. Икона св. Леонтия Ростовского.

Фрагмент иконостаса (деисусный и праздничный ряды) XVIII в и царские врата нач. ХХ в.

Фрагменты царских врат (нач. ХХ в).

Венчает иконостас Распятие с предстоящими.

Притча о добром пастыре.

Епискоапская кафедра XVIII в и ее внутреннее оформление.

Парсуна архиепископа Иосифа (XVIII в). Эпитафия над надгробием архиепископа Варсонофия.

Росписи трапезной на сюжеты «Притч старческих» (XVII-XVIII вв). Экскурсовод весьма подробно истолковала нам ее смысл, иначе понять нам эти сюжеты было бы мудрено.

Эта часть росписи относится к XVIII веку. Монах, встретивший беса.

Натсавление монаха святым.

Трапеза мирская (слева) и трапеза монашеская (справав).

Наставление молодого инока старшими.

Монах, подвергающийся мирским искушениям со стороны бесов и дурных жен. Боковая дверь в трапезной.

Нравоучительные росписи трапезной Михайло-архангельского собора (XVII в). Монах-исихаст (молчальник), подвергающийся мирским и бесовским искушениям.

Чуть в стороне от центра находится городище XIII-XIV, которое сейчас представляет собой фрагмент земляного вала, внутри которого стоит поздняя церковь Чуда Михаила Архангела в Хонех (1888 г). За ним расположен городской парк, где наряду с полуразрушенной церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1685 г) стоит еще один музейный храм – церковь Жен Мироносиц (1714-1722 гг, сейчас музей новогодней игрушки).
В этой же части города на улице Шилова сохранились особняки купцов Захаровых (1777 г), землепроходца В.И. Шилова (1770-е гг) и т.д. Чуть дальше на запад среди обычной одноэтажной частной застройки можно обнаружить деревянное здание конторы пароходства «Котлас. Архангельск. Мурман» (1912 г), а на берегу Сухоны – великолепную церковь Симеона Столпника (1725 г, перестройка 1765 г), чьи пилястры украшены майоликовыми капителями. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII в, но мы его видели только через замочную скважину.

Основательный барочный особняк В. Шилова (1770-е гг) на одноименной улице.

Интересный декор дома Шилова.

Особняк К.Чебаевского (1889 г).

Дом купца Г.Ф. Захарова (1777 г).

. и его интересный барочный фронтон.

Теплая церковь вмч. Георгия (1735-1738 гг).

Вид на обезглавленную Владимирскую церковь (1685 г) и храм Мен Мироносиц (1714-1722 гг)

Перестроенная в советское время Владимирской иконы Божией Матери (1685 г).

Церковь Жен Мироносиц (1714-1722 гг), в которой сейчас разместился музей новогодней игрушки.

У церкви прекрасное выносное крыльцо.

Причем, птицы самые разнообразные.

Церковь Чуда св. Георгия в Хонех (1888 г) стоит внутри древнего земляного вала.

Здание конторы пароходства «Котлас. Архангельск. Мурман» (1912 г).

великий устюг храмы и монастыри
Чуть дальше на берегу Сухоны стоит нарядный храм Симеон Столпника (1725-1747 г).

Симеоновская церковь со стороны апсиды.

Паперть храма украшена колоннами с майоликовыми капителями.

майоликовые капители украшают также колокольню.

По пути в центр на улицы Покровского, можно осмотреть деревянные особняки К.Гартвана (1909 г) и промышленника Ноготкова (деревянный модерн, 1907 г). Там же в сквере от бывшего Спасо-Преображенского девичьего монастыря сохранились две церкви: Спасская (1689-1696 гг) и барочная Сретенская (1725-1749 гг), которые сейчас занимает Центральный городской архив. Спасский собор украшен полихромными изразцами с изображением райских цветов и птиц. В обоих храмах сохранились резные иконостасы XVIII в, но попасть внутрь проблематично.

Интересны также исторические промышленные здания (пивоваренный завод «Бавария» 1877 г и Казенный винный завод 1901 г постройки), которые находятся ближе к окраинам. Из-за удаленного положения и сложностей логистики, в Устюге до сих пор выгодно многое производить самостоятельно, так что оба эти предприятия работают до сих пор. Несмотря на то, что дорога до Устюга сейгод была весьма приличного качества (говорят, такой она бывает не всегда), она все равно занимает много времени: очень уж далеко расположен он от всех других крупных региональных центров. Честно говоря, это поражает само по себе: сотни километров неплохого шоссе сквозь тайгу, на протяжении которых после Тотьмы не встречается и десятка деревень – и вдруг перед вами встает город, большой и развитый, полный всяких признаков цивилизации. А в придачу еще и памятников архитектуры, о которых я и попыталась здесь рассказать.

Спасская церковь (1689-1696 гг), перед которым установлен памятник еще одному великому устюжанину Ерофею Хабарову.

Спасская церковь с бокового фасада.

Храм украшен чудесными изразцами XVII в.

Впрочем, не только птицы. Рядом со Спасским собором стоит Сретенский храм в стиле устюжского барокко (1725-1740 гг).

Особняк К.Гарвана (1857 г, перестроен в нач. ХХ в).

Особняк А.И. Ноготкова (нач. ХХ в).

У дома Ноготкова с другого фасада два этажа. Наличники и кронштейны дома З.Н. Гоголицына (1902 г).

великий устюг храмы и монастыри
Дом З.Н. Гоголицына (1902 г).

Еще прекрасный деревянный дом с ул. Покровского.

Деревянное зодчество Устюга больше сосредоточено не в самом центре.

Многие устюжане жили и до сих пор живут в деревянных домах.

Здание пивоваренного завода «Бавария» (1877 г), основанного баварцем Людвигом Зебальдом и работающего до сих пор.

Казенный винный завод (1901 г) также исправно функционирует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *