великий устюг храмы и монастыри
Церкви
Церкви города Великий Устюг
Город наш – вымоленный. Семьсот лет назад (Великий Устюг – ровесник Москвы) бродил по его бревенчатым улочкам первый на Руси Христа ради юродивый, пришлый человек Прокопий. Босой, оборванный, с невнятной речью, волоча за собой три кочерги. Терпел все: насмешки, побои, жару, мороз, голод… Кто мог узнать в городском дурачке, каким его видели и понимали устюжане, владетельного немецкого барона и богатейшего ганзейского купца. Одна черта его примиряла богобоязненных горожан с его «дурацкой» жизнью: дни и ночи он проводил в молитве на паперти соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. Стали жалеть: глядишь и милостыню подадут – да он не от всех и возьмет, если неправедным путем имение нажито. Стали примечать устюжане, что не простой это оборванец. Носит кочерги загогогулинами вверх – быть урожаю. Опустит вниз – непременно жди засухи. Примечать-то примечали, да только мало кто жизнь свою начинал провождать по заповедям Божиим. Иначе не случилось бы 8 июля 1290 года события, в летописях означенного – «Туча».
Три дня бегал по городу Прокопий в страшном смятении и, громко плача, взывал со слезами: «Покайтеся! Покайтеся! Иначе все погибнете огнем и водою!» Мало кто слушал юродивого: июль – пора сенокосная, огородная, вольно ему кричать, когда ни кола, ни двора. Но вот потемнело вдруг на улице, средь бела дня ночь наступила, жаром пахнуло, дышать нечем стало! Изумленные обыватели с ужасом следили за надвигающейся, закрывшей уже полнеба небывалой тучей, беспрестанно сверкавшей молниями, рокочущей громом так, что ни криков, ни воплей, ни рева скотины, ничего уже не было слышно. И все устремились в храм – все, кто мог идти на своих ногах, а грудных несли матери, все бежали под покров соборного храма Пресвятой Богородицы, и с плачем просили заступничества Девы, и каялись в своих неправдах пред Богом. А впереди, у иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, стоял на коленях Прокопий и слезно молился «за град и люди». И совершилось чудо – миро истекло от образа Пресвятой Богородицы до самого церковного порога, и тотчас переменился воздух, повеяло прохладой, а страшная каменная туча, повернула прочь от Устюга, и в 20 верстах, в безлюдном местечке, называемом Котовалово, извергла свой смертоносный груз в лесную чащу, «люди же и скоты не вреди», то есть не повредив.
Прокопий же дожил до преклонных лет, бегая народного почитания, усугубляя подвиги и молитву, и в 1303 году преставился к Богу, «пред враты обители Архангельския».
Святой Прокопий Устюжский в житии. икона 1602 г.
Как жил семь веков после преставления блаженного Прокопия вымоленный им город? Коротко не расскажешь. Это тема, пожалуй, для книги, да еще и не одной. Жили, торговали, отражали набеги племен диких, да и своих новгородцев, зарившихся на растущее богатство устюжан. Расцветали ремесла, сменялись поколения мастеров – кузнецов, резчиков, серебряников, жестянщиков… И строились дивной красоты белокаменные храмы. Устюжские тароватые купцы не жалели для Бога своего богатства. Особенно почетным считалось сделать вклад в Прокопьевский собор, который в сохранившемся до наших дней облике построен в XVII веке купцом Афанасием Гусельниковым. Деревянные же храмы над местом упокоения святого возводились несколькими веками раньше.
И молились, крепко молились Богу устюжане, и прибегали к помощи и заступничеству святого Прокопия Устюжского. Летописи сохранили рассказы о благодатной помощи святого. А в XVI веке стал рядом со святым Прокопием его ученик и подражатель многотрудного жития его – босой, в разорванной белой рубашке отрок Иоанн Праведный, устюжский чудотворец. Восемнадцати лет отошел он ко Господу, но так много успел, если по молитве к нему спасал Господь город и от страшного наводнения, и от нашествия поляков, которые, вступив на лед речки Стриги, были скованы невидимой силой и, бесполезно отхлестав плетками своих лошадей, были вынуждены отступить и убраться восвояси.
С давних пор они изображаются рядом на иконах – святые Прокопий и Иоанн, нищие, бессребреные предстатели за души зажиточных устюжских горожан и сказочно богатых купцов. Ибо трудно богатому войти в Царство Небесное. И за нас они предстатели – за нас, все знающих и ничего не выполняющих.
Мы стоим на берегу той самой речки Стриги, где почти 700 лет назад выпала каменная туча. Один берег очень крутой, это гора камней, теперь поросшая лесом, неизвестно как здесь оказавшаяся. Неизвестно – если не знать про тучу. Сегодня – 21 июля (8 июля по ст.ст. – Ред.), день паломничества к месту Божиего гнева и Божией милости. Вчера каждые полчаса по местному радио звучало предупреждение о надвигающемся урагане, и действительно, во время всенощной поднялся страшный ветер – но быстро утих. Потом мы узнали, что в Теплогорье, это километрах в двадцати, ураган поломал деревья и даже сбросил человека с лесов.
Раньше, до революции, крестным ходом ходили на «тучу» из самого Устюга, весь день шли. Мы же едем на автобусах и только последние несколько километров идем по лесу крестным ходом. После молебна отец Ярослав говорит слово о силе всенародного покаяния и о том, что только покаянием возродится Россия. Мы слушаем и в прозрачной воде сквозь мельтешение мальков высматриваем камешки с крестом – такие принято приносить с «тучи». Если приложить их с молитвой к больному месту, боль утихнет. Такой камень, только большой, подарил наш батюшка московскому мэру Ю.М. Лужкову, когда тот посетил наш город и был в Прокопьевском соборе. Камень этот по нашей просьбе вделан в алтарную стену храма Христа Спасителя – как залог единения всех верующих во Христа.
Прокопьевский собор… Главный храм города, несмотря на то, что статус кафедрального имел другой собор – Успенский. Почему-то вся духовная жизнь города сосредоточилась вокруг него. Может быть, из-за обилия чудотворных мощей – исцелений, избавлений от бед, записанных в хранящихся при мощах книгах. Или это ощущение близкого присутствия святых (храм Иоанна Праведного рядом, и мощи их лежат рядом, между ними только асфальтовая дорожка).
Если молился за них
В скорбной юдоли тесной,
Разве оставишь сих,
Полный любви небесной?
После октябрьского переворота, когда большинство (а было их около сорока) устюжских храмов было разрушено, из древних икон делали полы в клубах, двери в хлевах и мостики через ручей; когда колокол «Варлаам», мощный голос которого слышен был на десятки верст, был сброшен с колокольни и безгласные куски его увезены на переплавку, а в алтарях уцелевших храмов пытались устроить туалеты, как в Сретенском храме, – судьба Прокопьевского собора, где в двадцатых годах хозяйничали обновленцы, представляется еще завидной.
Обновленцы устюжанам не приглянулись. В 1939 году приход упразднили «за отсутствием священнослужителей», храм закрыли и по временам использовали как зернохранилище. Дивный резной иконостас, посмотреть на который приезжают даже из Америки и Японии, слава Богу, не пострадал. В 1946 году в соборе возобновились службы, а в 1964 году его снова закрыли – и на 30 лет Прокопьевский храм оказался в музейном плену.
Возвращение из этого плена – это тоже целая история, это борьба, даже война, верующих с музейщиками, это взаимное недоверие: с одной стороны – «безбожники!», с другой – «вы своими свечами погубите бесценные иконы!». И все это по молитвам святого Прокопия за те двенадцать земных поклонов, что день за днем, год за годом клали отец Ярослав со своими прихожанами, закончилось передачей всего собора верующим и полным взаимопониманием и всяческими уступками друг другу, взаимопомощью и сотрудничеством Прокопьевского собора с музеем-заповедником, и лично – настоятеля с директором Антониной Борисовной Андреевой. Нас теперь даже в пример другим ставят, ведь для многих до сих пор взаимоотношения музеев и Церкви – больной вопрос. А год назад музей передал нам бесценные иконы XVI–XVII веков. На самой древней – блаженный Прокопий Праведный молится Пресвятой Богородице. Он вечный за нас молитвенник, но особенно чувствуется его помощь в Прокопьев день, на литургии, да еще когда служба архиерейская. Но все же праздник это церковный, и ограничивался он всегда стенами храма, ну, в крайнем случае, границами крестного хода. А в этом году границы праздника расширились – да как! Весь город, верующие и неверующие, да еще сколько гостей из разных городов отмечали Прокопьев день.
И что интересно – как почитание святого Прокопия Праведного установил «некий человек из Москвы», построил часовню над мощами и заказал написать икону святого задолго до церковной канонизации, так и это необычайное торжество устроили москвичи.
Что же это было? Формально – фестиваль искусств, приуроченный к Прокопьеву дню и посвященный памяти Прокопия Праведного. Это спектакль московского духовного театра «Глас» «Видения на холме», который мы не смогли посетить, так как в это время шла всенощная. Это фильм «Гроза над Русью» в городском кинотеатре. Это выставка хорошо знакомого и любимого нами московского художника Виктора Демьянчука, многие годы творчески связанного с Великим Устюгом, а духовно – с Прокопием Праведным и нашим храмом. И кульминация праздника – большой концерт на стадионе. Ни много ни мало – в Устюг приехал Ярославский губернаторский симфонический оркестр! Последний раз симфонический оркестр слышали здесь в 1921 году, когда наш город имел статус губернского, так что для почти всех присутствующих это было впервые. Какое потрясение, какая мощь, красота! Бессмертная русская музыка – Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Свиридов. Солисты Большого театра – Петр Глубокий и Галина Борисова – у нас в Устюге! И над всем этим торжеством – огромная икона святого Прокопия Праведного, Устюжского чудотворца.
Владыке Максимилиану предоставляют слово, и он говорит о преемственности в духовной жизни и о невозможности жить без молитвенной помощи наших великих предшественников, каким был Прокопий Праведный. Владыка – архиерей Божий, и все его речи – о Божием.
Но когда объединенный хор исполняет написанный московским композитором Анатолием Киселевым кондак 13-й из акафиста святому Прокопию и светский человек, композитор, говорит о том, что надо всем нам объединиться вокруг Христа Спасителя во всенародном стоянии за Россию, мне делается… стыдно. Как много нам, церковным людям, дано – и как мала наша отдача… «Купаетесь в благодати», – часто говорит нам батюшка, замечая нерадение в чем-либо.
Как трогательно – до слез – было смотреть на всех этих музыкантов, которые сегодня приехали на автобусах, проведя ночь в пути, чтобы подарить нам этот праздник.
И мужской хор из вологодского храма Святителя Николая во Владычней слободе ничуть не потерялся на этом празднике. Верующие уже слышали его на литургии в Прокопьевском соборе, а песнопение о том, как «Бог у разбойника совесть в душе пробудил», тронуло всех. Чудесный хор; молодой, способный регент А. Минин. Дай вам Бог и жить, как поете…
Алексей Локтев, автор и исполнитель спектакля «Видения на холме», читал стихи Есенина и Рубцова и тоже говорил для светского человека необычное – о любви к Родине и о том, что все мы верующие – только не все из нас это понимают. Поймем, покаемся – и возродится Святая Русь.
И снова из уст высокого московского чиновника та же пронзающая душу мысль: в объединяющим всех нас нынешнем – 21 июля – действе сияет лик святого Прокопия Праведного. Это он промыслительно Божиим велением восстал над этим помостом, где почтительно стоит весь громадный состав симфонического оркестра и благоговейно внимает пению «Достойно есть», завершающему это торжество. Он, святой Прокопий, возвышается над этим городом, вымоленным им у Господа, и призывает нас всех, собравшихся на этом стадионе, к тому же – к покаянию и молитве за Россию, за нашу чудную Родину, Русь Святую.
Когда все закончилось, музыканты уложили в футляры свои инструменты, на грузовик погрузили стулья и пюпитры и стало ясно, что ничего больше не покажут – ни устюжане, ни гости еще долго не расходились. Все благодарили друг друга, знакомые беседовали так любовно и доверительно, как никогда раньше. Не хотелось никуда уходить, покидать это место, где непостижимым образом святой Прокопий Праведный соединил хоть на малое время многих людей: светских и церковных, верующих и считающих себя атеистами, старых и малых, богатых и бедных…
Все церкви Великого Устюга:
Монастыри Великого Устюга
Алексия на Соборном дворище, церковь
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей
Богоявления Господня на Соборном дворище, церковь
Вознесения Господня, церковь
Георгия Победоносца, церковь
Жен-Мироносиц, церковь
Илии Пророка, церковь
Иоанна Устюжского на Соборном дворище, собор
Иоанно-Предтеченский монастырь
Леонтия Ростовского, церковь
Михаило-Архангельский монастырь
Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Всех Святых
Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Преполовения Пятидесятницы
Михаило-Архангельский монастырь. Часовня Иоанна Устюжского
Михаило-Архангельский монастырь. Часовня Прокопия Устюжского
Николая Чудотворца, церковь
Параскевы Пятницы, церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, часовня
Прокопия Устюжского на Соборном дворище, собор
Серафима Саровского, часовня
Симеона Столпника, церковь
Соборное дворище
Спаса Нерукотворного образа Всеградская, церковь
Спаса Преображения, церковь
Сретения Владимирской иконы Божией Матери, церковь
Сретения Господня, церковь
Стефана Пермского, церковь
Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, собор
Феодосия и Антония Печерских, церковь
Храмовый комплекс. Церкви Жен-Мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Чуда Михаила Архангела на Городище, церковь
Яиковский Филипповский монастырь
Церковь Иоанна Праведного (1656-63) была сильно перестроена в начале 19 века, став уникальным по своему виду гибридом всего со всем:
Вот так он выглядит сверху:
На колокольню можно подняться по очень крутой и узкой лестнице, больше похожей на лаз. Я бы не отнес ее к лучшим видовым площадкам России, но все-таки виды с колокольни тоже небезыинтересны. На смотровой площадке сидят художники, рисующие панорамы Устюга.
Соборное дворище с колокольни (за Сухоной видна Дымковская слобода, из которой снимался вводный кадр):
Монастырь стоит уже за пределами исторического центра, среди запущенной зелени. Вход красив из-за множества вертикалей
И барочных Святых ворот 18 века:
Внутри на первый взгляд тихо и пусто. Сразу упираешься в Владимирскую надвратную церковь, построенную в 1682 году.
Позднее монастырь расширился, но ворота под церковью остались:
И стоящая между двумя храмами маленькая и уютная церковь Препловения Пятидесятницы (18в.):
А справа вдруг видишь толпу пацанов совершенно не христианского вида. Стоят, матерятся, смотрят на путешественника недобро. Все потому, что в монастыре помещается автотехникум.
Между собором и техникумом помещается обезглавленная Введенская церковь с трапезной палатой (1653) в весьма неприглядном состоянии:
С собором церковь соединена галереей, состояние которой еще непригляднее:
Спасо-Преображенская (1689-96) и Сретенско-Преображенская (1730-е) церкви. Спасо-Преображенская примечательна своими изразцами:
Об «устюжском барокко» и многом другом будет следующий пост, посвященный прогулке по центру Великого Устюга.
Великий устюг храмы и монастыри
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[ | userinfo | | | livejournal userinfo | ] |
[ | archive | | | journal archive | ] |
|