великово ковровский район храм
Великово ковровский район храм
В Ковровском районе в 16 км южнее районного центра находится старинное село Великово. Чтобы отличить его от другого ковровского Великова на Тальше (ныне это село входит в состав посёлка Краснознаменский Камешковского района), издавна к его названию прибавляли «в Медушах» или «при речке Нерехте». На самом высоком месте села возвышается Благовещенская церковь.
Происхождение названия села неизвестно. Очевидно, это был довольно крупный, «великий» населённый пункт.
Есть предположение, что деревянная церковь в «Великом» стояла ещё в XVI веке. Во времена Смуты церковь сгорела и восстановлена к 1628 году. Именно тогда она упоминается в окладных книгах патриаршего приказа впервые: «церковь Благовещенье Пречистые богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены Ростовского Бахтеярова».
В 1643 году князь И.К.Юсупов выстроил новую Благовещенскую церковь. Следующее упоминание о великовском храме датируется 1653 годом и находится также в писцовых книгах по Владимирскому уезду: «церковь Благовещения Пресв. Богородицы да в приделе Николы чудотворца, да Леонтия ростовского чудотворца, да Ильи пророка». Тогда же упоминается поп Михайло Флоров и приход в 94 двора.
К 1688 г. церковь в селе Великово была в честь Воскресения Христова. Но менее, чем через 100 лет (не позднее 1770 года), вновь появился Благовещенский храм (время упразднения Воскресенской церкви неизвестно). Эта деревянная церковь с приделом в честь святителя и чудотворца Николая простояла до момента постройки каменного храма в самом начале XIX века.
Новая каменная церковь строилась на средства местных помещиков и на многочисленные пожертвования прихожан. В июне 1808 года был освящён тёплый придел в честь святителя и чудотворца Николая. А в 1810 году возвели холодный храм, который освятили 6 июня. Построенная церковь была с просторным приделом, о пяти куполах и с шатровой колокольней. Несколько позже выстроили и кирпичную ограду со Святыми воротами в западной её части. Практически в таком виде храм просуществовал до самого закрытия.
Церкви принадлежали 2 каменные часовни и несколько торговых лавок. Каждый год в Великово в день престольного праздника проходила ярмарка, которая так и называлась – Благовещенская. Накануне праздника Святой Троицы проходила ещё одна ярмарка. Её «отголоски» в Великово можно услышать и ныне – местные жители считают праздник Святой Троицы: престольным, даже не ведая, что приходская церковь Благовещенская.
Ярмарка в Благовещенье имела более широкий размах, чем Троицкая. В этот день на продажу привозилось разного товара на общую сумму до 10 тысяч рублей. А лавки, принадлежавшие церкви, сдавались в аренду и приносили доход церковному причту.
Изначально причт Благовещенской церкви состоял из священника, диакона, дьячка и псаломщика. В 1867 году диаконское место было сокращено. А потом и вовсе остались священник и псаломщик. В конце XIX века на двоих они получали 632 рубля в год. Причём основную часть (600 рублей) священнослужители именно зарабатывали, исправляя требы (заказываемые, «требуемые» прихожанами службы). Дома причта стояли на церковной земле. Интересно, что два дома священнослужителей сохранились до сих пор.
Приход церкви состоял из близлежащих деревень: Тарханово, Черноситово, Горожаново и Медынцево. По данным 1898 года, в приходе великовской церкви проживало 659 душ «мужеского» пола и 762 души женского в 249 дворах.
В 1877 году в Великово было открыто земское народное училище. На средства ковровского земства и его главы Н.П.Муратова был выстроен дом для училища. На долгие годы Муратов стал попечителем училища, ремонтировал здание училища, приобретал нужные книги и учебники за свой счёт. Закон Божий преподавали священники Благовещенской церкви. В первые годы в училище обучалось около 50 человек, а к началу XX века количество учащихся превысило 70.
Участь многих других разорённых храмов разделил в годы Советской власти и Благовещенский храм. В 1922 году из церкви была изъята часть церковной утвари. Прихожан и причт новая власть обложила зверскими налогами, которые следовало платить за каждое богослужение, а количество служб максимально сократила. 3 ноября 1939 года была поставлена точка в многовековой истории храма села Великово. Постановлением Ивановского облисполкома (Ковровский район тогда состоял в Ивановской области) здание церкви было закрыто и передано для культурно-просветительских целей. В дальнейшем оно использовалось под склад.
Благовещенский храм в наши дни пустует. Все главы и кресты его с течением времени обрушились. Колокольня изувечена во время сбрасывания с неё колоколов. Ограда полностью уничтожена и лишь огромная заросшая куча показывает, где раньше стояли Святые ворота. Внутри храм изгажен, в центре придела огромная яма, забитая мусором и битым кирпичом.
От церковного кладбища осталось несколько каменных памятников, вся его территория превращена в свалку. Старинные надгробия пошли на хозяйственные нужды. Часть их была использована при строительстве мельницы на реке Нерехте в полутора километрах от села. Мельницу давно уже разобрали, а надгробные камни до сих пор валяются на том месте.
Из четырёх бывших приходских деревень на картах Владимирской области не сыскать уже деревни Тарханово. Дачники и относительная близость к районному центру не дают окончательно умереть остальным трём деревням, а побелённые часовни-столбики в Горожаново и Черноситово напоминают, что эти деревни некогда принадлежали приходу церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы села Великово, что в Медушах.
Текст и фото: Владимир УШАКОВ.
Ковровский район
Владимирский край Фотоблог Владимирской области
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (с. Великово)
с. Великово, Ковровский район, Владимирская область
В Ковровском районе в 16 км южнее районного центра находится старинное село Великово. Чтобы отличить его от другого некогда ковровского Великова на Тальше (ныне это село не существует, находясь в составе посёлка Краснознаменский Камешковского района), издавна к его названию прибавляли «в Медушах» или «при речке Нерехте». На самом высоком месте села возвышается Благовещенская церковь.
Происхождение названия села неизвестно. Очевидно, это был довольно крупный, «великий» населённый пункт.
Есть предположение, что деревянная церковь в «Великом» существовала ещё в XVI веке. Во времена Смуты этот храм был сожжён и возобновлён к 1628 году. Именно тогда он упоминается в книгах патриаршего приказа впервые: «церковь Благовещенье Пречистые богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены Ростовского Бахтеярова».
В 1643 г. князь И.К Юсупов выстроил новую Благовещенскую церковь. Следующее упоминание о великовском храме датируется 1653 годом и находится также в писцовых книгах по Владимирскому уезду: «церковь Благовещения Пресв. Богородицы да в приделе Николы чудотворца, да Леонтия ростовского чудотворца, да Ильи пророка». Тогда же упоминается поп Михайло Флоров и приход в 94 двора.
К 1688 церковь в селе Великово была в честь Воскресения Христова. Но менее, чем через 100 лет (не позднее 1770 г.) вновь появился Благовещенский храм (время упразднения Воскресенской церкви неизвестно). Эта деревянная церковь с приделом в честь святителя и чудотворца Николая простояла до момента постройки каменного храма в самом начале XIX века.
Новая каменная церковь строилась на средства местных помещиков и на многочисленные пожертвования прихожан. В июне 1808 года был освящён тёплый придел в честь святителя и чудотворца Николая. А в 1810 году возвели холодный храм, который освятили 6 июня. Построенная церковь о пяти куполах была с просторным приделом и с шатровой колокольней. Несколько позже была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами; практически в таком виде храм просуществовал до самого закрытия.
Церкви принадлежали 2 каменные часовни и несколько торговых лавок. Каждый год в Великово в день престольного праздника проходила ярмарка, которая так и называлась – Благовещенская. Накануне праздника Св. Троицы проходила ещё одна ярмарка. Её «отголоски» в Великово можно услышать и ныне – местные жители считают праздник Св. Троицы престольным, даже не ведая, что приходская церковь Благовещенская. Ярмарка в Благовещенье имела более широкий размах, чем Троицкая. В этот день на продажу привозилось разного товара на общую сумму до 10 тысяч рублей. А лавки, принадлежащие церкви, сдавались в аренду и приносили доход церковному причту.
В 1877 году в Великово было открыто земское народное училище. На средства ковровского земства и его главы Н.П. Муратова был выстроен дом для училища. На долгие годы Муратов стал попечителем училища, производя ремонт училищного здания, приобретая нужные книги и учебники за свой счёт. Закон Божий преподавали священники Благовещенской церкви. В первые годы в училище обучалось около 50 человек, а к началу XX века количество учащихся превысило 70.
В годы Советской власти Благовещенский храм разделил участь многих других разорённых храмов. В 1922 г. из церкви была изъята часть церковной утвари. Прихожан и причт новая власть обложила зверскими налогами, которые следовало платить за каждое богослужение, а количество служб максимально сократила. 3 ноября 1939 года постановлением Ивановского облисполкома (Ковровский район тогда состоял в Ивановской области) здание церкви было закрыто и передано для культурно-просветительских целей. В дальнейшем оно использовалось под склад.
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь не использовалась под какие-либо нужды, планировалось использовать под клуб и водонапорную башню.
Долгое время Благовещенский храм пустовал, все главы и кресты его обрушились. Ограда полностью уничтожена и лишь огромная заросшая куча показывает – где раньше стояли Святые ворота. От церковного кладбища осталось несколько каменных памятников, вся его территория была превращена в свалку. Старинные надгробия пошли на хозяйственные нужды. Часть их была использована при строительстве мельницы на реке Нерехте в полутора километрах от села. Мельницу давно уже разобрали, а надгробные камни до сих пор валяются на том месте.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Великово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
В Ковровском районе в 16 км южнее районного центра находится старинное село Великово. Чтобы отличить его от другого некогда ковровского Великова на Тальше (ныне это село не существует, находясь в составе посёлка Краснознаменский Камешковского района), издавна к его названию прибавляли «в Медушах» или «при речке Нерехте». На самом высоком месте села возвышается Благовещенская церковь.
Происхождение названия села неизвестно. Очевидно, это был довольно крупный, «великий» населённый пункт.
Есть предположение, что деревянная церковь в «Великом» существовала ещё в XVI веке. Во времена Смуты этот был сожжён и возобновлён к 1628 году. Именно тогда он упоминается в книгах патриаршего приказа впервые: «церковь Благовещенье Пречистые богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены Ростовского Бахтеярова».
В 1643 г. князь И.К Юсупов выстроил новую Благовещенскую церковь. Следующее упоминание о великовском храме датируется 1653 годом и находится также в писцовых книгах по Владимирскому уезду: «церковь Благовещения Пресв. Богородицы да в приделе Николы чудотворца, да Леонтия ростовского чудотворца, да Ильи пророка». Тогда же упоминается поп Михайло Флоров и приход в 94 двора.
К 1688 церковь в селе Великово была в честь Воскресения Христова. Но менее, чем через 100 лет (не позднее 1770 г.) вновь появился Благовещенский (время упразднения Воскресенской церкви неизвестно). Эта деревянная церковь с приделом в честь святителя и чудотворца Николая простояла до момента постройки каменного храма в самом начале XIX века.
Церкви принадлежали 2 каменные часовни и несколько торговых лавок. Каждый год в Великово в день престольного праздника проходила ярмарка, которая так и называлась – Благовещенская. Накануне праздника Св. Троицы проходила ещё одна ярмарка. Её «отголоски» в Великово можно услышать и ныне – местные жители считают праздник Св. Троицы престольным, даже не ведая, что приходская церковь Благовещенская. Ярмарка в Благовещенье имела более широкий размах, чем Троицкая. В этот день на продажу привозилось разного товара на общую сумму до 10 тысяч рублей. А лавки, принадлежащие церкви, сдавались в аренду и приносили доход церковному причту.
Изначально причт Благовещенской церкви состоял из священника, диакона, дьячка и псаломщика. В 1867 г. диаконское место было сокращено. А потом и вовсе остались священник и псаломщик. В конце XIX века на двоих они получали 632 рубля в год. Причём основную часть (600 рублей) священнослужители именно зарабатывали, исправляя требы (заказываемые, «требуемые» прихожанами службы).
Приход церкви состоял из близлежащих деревень: Тарханово, Черноситово, Горожаново и Медынцево. По данным 1893 года в приходе великовской церкви проживало 659 душ «мужеского» пола и 762 души женского в 249 дворах.
В 1877 году в Великово было открыто земское народное училище. На средства ковровского земства и его главы Н.П. Муратова был выстроен дом для училища. На долгие годы Муратов стал попечителем училища, производя ремонт училищного здания, приобретая нужные книги и учебники за свой счёт. Закон Божий преподавали священники Благовещенской церкви. В первые годы в училище обучалось около 50 человек, а к началу XX века количество учащихся превысило 70.
В годы Советской власти Благовещенский разделил участь многих других разорённых храмов. В 1922 г. из церкви была изъята часть церковной утвари. Прихожан и причт новая власть обложила зверскими налогами, которые следовало платить за каждое богослужение, а количество служб максимально сократила. 3 ноября 1939 года постановлением Ивановского облисполкома (Ковровский район тогда состоял в Ивановской области) здание церкви было закрыто и передано для культурно-просветительских целей. В дальнейшем оно использовалось под склад.
Долгое время Благовещенский пустовал, все главы и кресты его обрушились. Ограда полностью уничтожена и лишь огромная заросшая куча показывает – где раньше стояли Святые ворота. От церковного кладбища осталось несколько каменных памятников, вся его территория была превращена в свалку. Старинные надгробия пошли на хозяйственные нужды. Часть их была использована при строительстве мельницы на реке Нерехте в полутора километрах от села. Мельницу давно уже разобрали, а надгробные камни до сих пор валяются на том месте. Из четырёх бывших приходских деревень на картах Владимирской области не сыскать уже деревни Тарханово. Дачники и относительная близость к районному центру не дают окончательно умереть остальным трём деревням, а побелённые часовни-столбики в Горожаново и Черноситово напоминают о принадлежности к приходу церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы села Великово, что в Медушах.
Храм Грузинской иконы Божией Матери Великово
Камешковское благочиние Владимирской митрополии РПЦ МП
Из Истории:
По легенде, в речке Тальше напротив церкви была найдена и спасена икона Грузинской Божьей Матери.
в 1831 г. в Великове вместо деревянной была выстроена и освящена каменная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери с теплыми приделами во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя св. мученицы Параскевы.
В советское время храм сильно пострадал. В настоящее время частично восстановлен. Службы проводятся с 2017 года.
13 ноября СУББОТА | Всенощное бдение | 16 час. |
14 ноября ВОСКРЕСЕНЬЕ Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. | Часы, Божественная литургия | 8 час. |
Храм Грузинской иконы Божией Матери Великово запись закреплена
НЕТ НА ЗЕМЛЕ НИЧЕГО ДРАГОЦЕННЕЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.
Если собрать драгоценности всего мира, выкопать все золото, драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов,
а на другую — Литургию, совершенную простым священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной Литургией перетянет.
священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ЕСТЬ ОСЬ МИРА, как колеса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мир может двигаться, имея Божественную Литургию Ради Божественной Литургии солнце на небе светит днем, луна – ночью, и звезды небесные – тысячи их – свой свет издают; и земля плод дает, и потому мы можем питаться хлебом.
Иоанн Кронштадтский
Храм Грузинской иконы Божией Матери Великово запись закреплена
Храм Грузинской иконы Божией Матери Великово запись закреплена
Храм Грузинской иконы Божией Матери Великово запись закреплена
Храм Грузинской иконы Божией Матери Великово запись закреплена
Престольный праздник в честь Параскевы Пятницы прошел сегодня по-особенному душевно.
Святая вмч. Параскева, моли Бога о нас.
Храм Грузинской иконы Божией Матери Великово запись закреплена
В среду, 10 ноября храм отметил свой престольный праздник.
Православные христиане в этот день чтят память великомученицы Параскевы Иконийской, названной Пятницей.
Житие святой великомученицы Параскевы
Показать полностью.
Святая Великомученица Параскева родилась в III веке в городе Конья, что находится на территории нынешней Южной Турции. В её житии сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница».
Ещё в младенчестве Параскева приняла крещение, а повзрослев, дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой вере. Поскольку ей выпало жить во времена жестокого преследования христиан (В то время, когда нечестивый царь Диоклитиан (римский император в 284-305 гг) воздвиг гонение на христианскую веру) – её мучили, истязали, но не добились отречения от веры.
Родители ее, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Божиих, отошли ко Господу. Они оставили своей блаженной дочери в наследство большое имение.
Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она не стала тратить своё имущество на наряды и украшения, на роскошную жизнь,а всё, что у неё было, раздавала нуждающимся: помогала нагим, голодным, странникам.
Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся супружества с нею: она скоро соделалась невестою единого бессмертного Жениха, Единородного Сына Божия, для Которого и жила в святости и праведности. Пресвятое имя Его она исповедовала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.
Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедовала пред ними слово Божие и изобличала суетность веры в бездушных идолов. Не желая слушать от нее обличений, язычники схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.
В то время в Конью пришел некий военачальник, присланный императором Диоклитианом с целью истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали:
— Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятого Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца.
Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все непоклоняющиеся богам, мы схватили эту девицу и держим ее в темнице.
Выслушав это, военачальник приказал представить святую Параскеву к себе на суд. Когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святой Дух, и лицо ее сделалось светлым, так что все взиравшие на нее удивлялись и говорили:
— Посмотри! Она нисколько не удручена печалью, лицо ее даже как будто сияет.
Когда святая Параскева предстала перед судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ее лица, сказал предстоящим:
— Вы напрасно оклеветали эту прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту.
И он сказал ей:
— Девица, скажи нам твое имя!
Святая Параскева отвечала:
— Я христианка, раба Христова.
Военачальник сказал:
— Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души; я не желаю слышать таких речей!
Святая отвечала:
— Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду, радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался.
Мучитель на это сказал:
— Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала.
Святая отвечала:
— Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по Вечной Жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по Жизни Вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевой, так как родилась в пятницу (Параскева по-гречески означает ).
— Родители мои, — продолжала святая, — шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда чтили постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот
день Он излил Свою кровь и положил за нас на Кресте Свою жизнь. Бог и даровал им плод честного их супружества — меня, недостойную Свою рабу, — в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, вот я и именуюсь Параскевой, я — общница страстям Христовым.
Военачальник сказал:
— Перестань говорить безумные слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, ты сделаешься обладательницей большого богатства, и многие тебя будут величать на земле.
На это святая Параскева ответила:
— Я имею Жениха на Небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь.
Тогда военачальник сказал:
— Я помилую твою красоту и пощажу твою юность.
— Не щади временной красоты, — сказала святая, — ныне она цветет, а наутро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение.
Военачальник разгневался, приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время, как били святую, она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту святой Параскевы, приказал перестать бить ее и стал кротко говорить:
— Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам — и ты будешь жива и удостоишься от нас большого почета.
Параскева ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал:
— Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?
И вот мученица восстала как бы ото сна, а явившийся Ангел, приступив, отер губой все раны святой мученицы, и все тело ее стало крепким и здоровым, а красота ее лица стала еще более поразительной. Она с благоговением облобызала орудия Христовых страстей и прославила Бога. После этого небожитель стал невидим.
С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровой и стоявшей на молитве; на ее теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровой, удивился: он не ожидал, что она останется живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ее красоте, он сказал:
— Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь.
Святая на это сказала:
— О военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь!
Военачальник послал ее в храм своих богов, чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народу; все думали, что Параскева желает поклониться идолам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала:
— Я тебе, бездушному, и вместе с тобой находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос — падите все вы на землю и превратитесь в прах.
И вот, по слову святой, пали и рассыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольского храма и стали взывать:
— Велик Бог христианский!
И внезапно явился Ангел, прикоснулся к свечам, и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество беззаконников. А народ взывал:
— Велик Бог христианский!
И уверовало во Христа множество народу; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как бы народ не восстал на него, и поспешно приказал усекнуть святую мечом. В то время как отсечена была ее голова, некоторые слышали голос на небе, произносящий:
— Радуйтесь, праведники, так как венчается мученица Параскева!
Христиане с благоговением погребли тело святой в ее доме.
Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в Чертоге Христовом.
На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг: упав, военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.
Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа.
Со временем имя святой великомученицы Параскевы Пятницы для православных людей приобрело огромное значение. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Иконы святой великомученицы Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. Святая Параскева — покровительница полей, скота и торговли, а также водных источников. По молитвам святой великомученицы совершаются исцеления от самых тяжелых душевных и телесных недугов.
На Руси Параскева-Пятница почиталась преимущественно женской частью населения. Её считали суровой, твёрдой, волевой женщиной. Существует поверье, что Пятница ходит по земле в образе молодой красивой крестьянки или монашки, и примечает, кто как живёт, как соблюдает христианские правила и обычаи.
Русские иконописцы изображали Параскеву-Пятницу высокой, стройной, в белом одеянии с лучезарным венцом на голове.
В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Крестьяне говорили: «Прасковья – баба святая». В день её памяти не работали, даже если этот день приходился на пятницу, а не на другой рабочий день недели.
Параскевы пречистые родники почитаемы у русского народа в наших северных захолустных районах. К родникам приносили и приводили матери своих хворых детей, умывали их святой водой и хвори все уходили.
Память Параскевы Пятницы празднуется 28 октября /10 ноября.