венев женский монастырь тульская область

«ВЕНЕВ-МОНАСТЫРЬ Во имя святого Николая Чудотворца женский монастырь» Кондратьева Н.

(Тульская область, Веневский район, село Венев-монастырь)

В настоящее время в монастыре 15 насельниц. На их попечении скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, фруктовый сад. И всё это на хрупких плечах небольшой монашеской общины.

Монастырь является одним из самых древних монастырей. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в борьбе с язычеством на земле славянского племени вятичей. В XI-XII веках здесь уже были поселения, где проповедовал православие монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Он был замучен язычниками и ныне причислен к лику святых земли Тульской.

венев женский монастырь тульская областьПо легенде, монастырь был основан в XIII веке на месте, где останавливался греческий священник Евстафий из города Корсуни (Херсонес), на которого была возложена трудная миссия святителем Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Три раза являлся во сне свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал. Трудным был его путь, но встречен был с почестями и препровождён был в нынешний город Зарайск. Была заложена церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона. Так икона свт. Николая, доставленная из города Корсуни, пронесённая по нашей земле и осветившая её, обрела свою обитель.

Сейчас эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

Драматичной историей в XVI веке для Венева-монастыря стала встреча с архиепископом Великоновгородским и Псковским Пименом (Чёрным), который был талантливым пастырем и умел примерять враждебные стороны. Но Иван Грозный поучил донос на архиепископа, что якобы тот злоумышляет отколоться от Москвы и перейти к польскому королю. Его обвинили в предательстве прилюдно, сняли облачение, одели в ветхую одежду и провезли с позором по городу. В Москве осудили на вечное заточение в «каменном мешке» Венева-монастыря.

венев женский монастырь тульская областьЕго замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 куб. метра с маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. Пимен Новгородский прожил в мучениях один год и два месяца и в 1517 году скончался. Но не роптал на Бога, а молился и принимал всё как нисполанное Богом. Вскоре после его кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена.

Теперь прихожанам разрешается войти в этот мешок, положение и состояние мученика, посидеть на узеньком приступочке, помолиться, попросить святого о помощи в своих нуждах.

Много испытаний перенёс Веневский монастырь, но с 1999 года начал своё возрождение. Сохранился Успенский храм, службы в нём не прекращались даже в советские годы; и только осенью 1941 года, после оккупации Венева немцами храм был закрыт на два года. Храм состоит из верхней и верхней церквей. Он хорошо сохранился и сейчас обновляется и благоустраивается.

На кладбище монастыря находятся рядом две могилы почитаемых в Тульской епархии старцев: священника отца Афанасия Реутова и схиархимандрита Христофора. Прихожане на этих могилах части зажигают свечи, служат молебны, возлагают цветы, просят помолиться о них. К отцу Афанасию шли люди из многих городов за духовным советом и по его молитвам получали исцеления. Старец Христофор был известен как мудрый советчик, но главный его духовный подвиг состоял в участии обретения покровительства великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Ефросинии Колюпанской, несший подвиг юродства и прожившей 120 лет. Предполагают, что в миру она была княжной Вяземской и фрейлиной Екатерины Великой. Старец Христофор предсказал, что Венев-монастырь будет женской обителью.

В верхней Успенской церкви находится местночтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Избавление от бед».

венев женский монастырь тульская область( Дни почитания – 21 октября и 24 декабря ).

Источник

Свято-Никольский монастырь Венева

венев женский монастырь тульская область

венев женский монастырь тульская область

Свято-Никольский монастырь в Венёве — самая старая обитель в Тульской области. Его история началась в 13 веке, когда в эти населенные язычниками места прибыл проповедовать греческий священник Евстафий. Впоследствии монастырь не раз перестраивали, а с 1999 г. венёвская Свято-Никольская обитель стала женской. Несмотря на небольшой размер и некоторую удаленность от Тулы (40 км), здесь всегда много паломников. Люди едут сюда, что насладиться природой, подышать свежим воздухом, купить свежие продукты в церковной лавке и, возможно, вспомнить детство с его каникулами в деревне.

Что посмотреть

От некогда масштабного монастырского комплекса до сегодняшнего дня сохранилась лишь Николо-Успенская церковь с колокольней. На каждом из двух этажей каменного храма 17 века устроена отдельная церковь: теплая внизу и холодная вверху. Стены, дополненные каменными оконными наличниками, когда-то были богато расписаны. Сегодня же внешняя часть храма покрашена в розовый цвет, а внутренняя — побелена. Остатки фресок сохранились лишь в ризнице и на стенах ведущего к ней лестничного проема.

Царские врата и иконостас типичны для конца 18 века, эпохи расцвета московского барокко. Остальные здания монастырского комплекса — три келейных корпуса и подсобные помещения — построены совсем недавно. Насельницы держат свое хозяйство, в местной лавке можно купить хлеб, сыр, молоко.

Неподалеку от монастыря находятся скальники с пещерами, к которым, по воспоминаниям старожилов, от монастыря вел подземный ход. В пещерах были устроены монашеские кельи. В советское время, чтобы избежать случайных обвалов, пещеры якобы взорвали — остался лишь один вход, пользуются которым только опытные спелеологи. Об этих и других интересных фактах из жизни монастыря и окрестностей с удовольствием расскажут сами монахини.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Веневский р-н, 301334. Координаты GPS: 54.337452, 38.034086.

До соседней деревни Дедиловские Выселки от автостанции Венева (17 км) регулярно ходят маршрутки.

Источник

Свято-Никольский женский Венев-монастырь

Уникален Венев-Никольский монастырь, старейший из монастырей на Тульской земле. Весьма возможно, что первоначально он возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. И хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV в., монастырь существовал и до этого времени.

По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.

В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696-1701 г.г. Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.

Обнажения представлены высокими (до 12 м.) и протяженными (до 300 м.) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения р. Осетра, пересекающего здесь полосу лесов «Тульские засеки». Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого. В обнажениях виден и доступен для изучения разрез тарусского и веневского горизонтов нижнего карбона, сложенный органогенными известняками с остатками фауны и флоры.

Веневский район, Обнажения расположены в 2 км к северо-востоку от д. Венев-Монастырь, в 1 км к юго-западу от пос. лесничества Осетровского. Подъезд по шоссе Тула-Венев до остановки Дедиловские выселки, далее 1 км по шоссе на лесничество Осетровское до д. Венев-Монастырь. Затем 2 км по грунтовой дороге вдоль посадки по направлению к реке Осетр.

Источник

Свято-Никольский монастырь Венева

Свято-Никольский монастырь Венева (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Никольский монастырь в Венёве — самая старая обитель в Тульской области. Его история началась в 13 веке, когда в эти населенные язычниками места прибыл проповедовать греческий священник Евстафий. Впоследствии монастырь не раз перестраивали, а с 1999 г. венёвская Свято-Никольская обитель стала женской. Несмотря на небольшой размер и некоторую удаленность от Тулы (40 км), здесь всегда много паломников. Люди едут сюда, что насладиться природой, подышать свежим воздухом, купить свежие продукты в церковной лавке и, возможно, вспомнить детство с его каникулами в деревне.

Свято-Никольский женский Венев-монастырь

Уникален Венев-Никольский монастырь, старейший из монастырей на Тульской земле. Весьма возможно, что первоначально он возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. И хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV в., монастырь существовал и до этого времени.

По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.

В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696-1701 г.г. Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.

Но все остальное — стены, 6 башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века.

Были отобраны и обширнейшие угодья монастыря, селения Анишино, Волынцево, Бортники — ныне Богоявленка, Бурдуково, Хавки, Медведки, Сливки и другие села и деревни, а также тысячи крепостных крестьян. В конце XVIII в. храм был передан приходу с. Богоявленского. В XX в. с 30-х до 50-х г.г. он был закрыт, а в начале 50-х г.г. вновь открыт.

Недалеко от монастыря находятся скальники. По рассказам местных жителей, от монастыря к пещерам в скальниках шел подземный ход. В пещерах находились монашеские кельи. В советское время, во избежание несчастных случаев, пещеры были взорваны — остался один вход, которым пользуются только опытные спелеологи.

Обнажения представлены высокими (до 12 м.) и протяженными (до 300 м.) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения р. Осетра, пересекающего здесь полосу лесов «Тульские засеки». Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого. В обнажениях виден и доступен для изучения разрез тарусского и веневского горизонтов нижнего карбона, сложенный органогенными известняками с остатками фауны и флоры.

Веневский район, Обнажения расположены в 2 км к северо-востоку от д. Венев-Монастырь, в 1 км к юго-западу от пос. лесничества Осетровского. Подъезд по шоссе Тула-Венев до остановки Дедиловские выселки, далее 1 км по шоссе на лесничество Осетровское до д. Венев-Монастырь. Затем 2 км по грунтовой дороге вдоль посадки по направлению к реке Осетр.

Его история началась еще в пещерном монастыре.

Группа Тульского епархиального паломнического центра побывала в старинном Никольском женском монастыре, который больше известен, как Венев-монастырь. А также в месте паломничества сотен верующих – святом источнике Двенадцать ключей.

В полукилометре от тульской дороги, в 18-ти километрах от Венева у Дедиловских выселок находится этот старейший на Тульской земле Венев-Никольский монастырь. Сквозь деревья увидели подлинную жемчужину народного русского зодчества – двухэтажный Николо-Успенский храм.

Ученые предполагают, что первоначально Венев-монастырь возник по образцу Киево-Печерской Лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. Первое письменное упоминание о нем относится к началу XV века, но монастырь существовал и раньше.

— Меня волнует тайна происхождения Венева-монастыря, — говорит паломница Ирина Комарова. – Ведь история его началась почти десять веков назад. Эта такая старина! Его история началась еще в пещерном монастыре. Представляете, как там было все необычно и таинственно!

Очень интересно рассказала нам историю монастыря монахиня Елизавета, и показала все святыни.

— Ее рассказ запомнился мне на всю жизнь, — говорит Ольга Гренкова. – Матушка рассказывает с такой любовью к своей обители, с такой верой!

Первые упоминания о монастыре относятся к 1407 году. По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. В монастыре долго хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежал монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.

Никольский храм был освящен в 1696 году и сохранил все характерные черты своего времени, которые дошли и да наших дней. В храме самый древний иконостас в Тульской области, там находится место заточения новгородского архиепископа Пимена (1571 г.) и рака с его мощами.

В верхнем Успенском храме много чтимых икон, но очень запомнилась почитаемая икона Божией Матери «Избавление от бед». Паломники поклонились святыням и поставили свечи к иконам, заказать молебны. В нижней Никольской церкви находятся чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская», которой ежедневно читается акафист. Икона большая, намоленная и очень красивая.

— Я знаю, здесь очень намоленное место, и все испрошенное в этом храме обязательно сбывается, особенно просьбы о рождении детей, — делится своим впечатлением Раиса Иванова.

В 1570 году Иван Грозный по ложному доносу сослал сюда новгородского архиепископа Пимена. Свт. Пимена Новгородского замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 куб. метра с маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. Пимен Новгородский прожил в мучениях один год и два месяца и в 1517 году скончался. Но не роптал на Бога, а молился и принимал все как ниспосланное Богом. Вскоре после его кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена.

Теперь прихожанам разрешается войти в этот мешок, в положение и состояние мученика, посидеть на узеньком приступочке, помолиться, попросить святого о помощи в своих нуждах.

Много испытаний перенес Веневский монастырь, но с 1999 года начал свое возрождение. Сохранился Успенский храм, службы в нем не прекращались даже в советские годы; и только осенью 1941 года, после оккупации Венева немцами храм был закрыт на два года. Храм состоит из верхней и верхней церквей. Он хорошо сохранился и сейчас обновляется и благоустраивается.

Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм. Кирпичная кладка Венева монастыря свидетельствует о талантливости древнерусских зодчих, об их умении различными нетрафаретными способами передавать красоту в камне.

Но все остальное — стены, шесть башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века.

На кладбище монастыря находятся рядом две могилы почитаемых в Тульской епархии старцев: священника отца Афанасия Реутова и схиархимандрита Христофора. Прихожане на этих могилах части зажигают свечи, служат молебны, возлагают цветы, просят помолиться о них. К отцу Афанасию шли люди из многих городов за духовным советом и по его молитвам получали исцеления.

Старец Христофор был известен как мудрый советчик, но главный его духовный подвиг состоял в участии обретения покровительства великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Ефросинии Колюпанской, несший подвиг юродства и прожившей 120 лет. Предполагают, что в миру она была княжной Вяземской и фрейлиной Екатерины Великой. Старец Христофор предсказал, что Венев-монастырь будет женской обителью.

У храма рядом есть могилка очень почитаемой монахини Анны, помогающей чадородию. Вся могилка ее в живых цветах от благодарных почитающих.

Распрощавшись с настоятельницей монастыря матушкой Алексией, с огромной благодарностью за такой радушный прием, мы отправились к святому источнику. Недалеко от Венева находятся чудотворные ключи, воды которых опоясывают «поляну невест». Сюда стремятся девушки, мечтающие удачно выйти замуж.

При посещении Святого источника Двенадцать ключей паломники узнали об удивительной истории его появления и преобразования. В завершении каждый желающий окунулся в освещенные воды, набрали живительной воды

Святой источник в Веневском районе, по легенде, появился в XIV веке. Сегодня территория благоустроена, здесь есть купальня, часовня, «Поляна невест».

Двенадцать ключей, – это одно из красивейших мест в окрестностях города Венева, со Свиридовой горы открывается вид на излучину реки Веневки и урочище.

В настоящее время источник освящен и благоустроен, выстроена купальня, поставлен памятный крест часовни Всех Святых.

По преданию, в деревне Свиридово на Свиридовой горе, между Веневкой и Осетром жил мужик Свирид, у которого с женой родилось 12 сыновей. Старостой в деревне выбирали тех у кого сыновей больше. Когда младший в семье стал помощником отца, избрали Свирида старостой. В 1380 году князь Дмитрий Донской собирал войска для сражения с Мамаем. Из каждой деревни забирали каждого десятого мужчину в возрасте от 16 до 40 лет. В Свиридово таких было 120 душ. Долго спорили, решили тянуть жребий. Сыновья тянули последними и жребий выпал им. Из уважения к старосте хотели сделать новую жеребьевку, но он отказался. Во время сражений все они погибли, а младший пронзенный копьем прикрыл знамя. Узнав об этом князь приказал отправит их тела на родину.

Их похоронили, на высоком холме, где русло реки Веневки встречается с Сухим Осетром. Вскоре у подножья холма забил источник, в котором насчитали двенадцать ключей.

Небольшое расстояние прошли пешком. И вот уже виднеются символичные ворота комплекса. До святого источника паломников провожают черные плиты с высеченными на них добродетелями: Любовь, Правда, Послушание и тд.

Ключи бьют из высокого холма при слиянии двух рек — Осетреца (ныне Сухой Осетр) и Веневки. Удивителен природный феномен, уникальная православная святыня всей России – знаменитый источник целебной святой воды Двенадцать ключей. Великие чудеса исцеления даровали и даруют воды источника по вере и молитве. Известны даже случаи исцеления от онкологических заболеваний!

Сегодня уникальные ключи – место паломничества сотен верующих. Все могут и получают благодать святой воды в купальне над источником и набирают воду с собой.

Территория источника очень живописна: есть купель, часовенка, поляна, именуемая Поляной невест (и, правда, среди молодоженов место очень популярно), лавочки и большие качели. На склоне, противоположному источнику, под березовой рощей установлен резной каменный крест.

Православный экскурсовод Виктория Резаева рассказала, что судя по записям первого веневского краеведа Даниила Гедеонова, на этом месте была установлена часовня во имя Иоанна Предтечи, каждый год 24 июня (7 июля по новому стилю), на престольный праздник сюда стекались окрестные жители и устраивали гулянья.

Это традиция сохранялась до 1917 года. Гедеонов так же связывал название расположенного неподалеку сельца Предтечево с этим урочищем. В 2005 году возрождены традиционные гуляния под названием фольклорный фестиваль «Двенадцать ключей».

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото Виктории Резаевой

Что посмотреть

От некогда масштабного монастырского комплекса до сегодняшнего дня сохранилась лишь Николо-Успенская церковь с колокольней. На каждом из двух этажей каменного храма 17 века устроена отдельная церковь: теплая внизу и холодная вверху. Стены, дополненные каменными оконными наличниками, когда-то были богато расписаны. Сегодня же внешняя часть храма покрашена в розовый цвет, а внутренняя — побелена. Остатки фресок сохранились лишь в ризнице и на стенах ведущего к ней лестничного проема.

Несмотря на такой аскетичный внешний вид, в церкви много старинных икон: святой Елизаветы 18 века, преподобного Пафнутия 19 столетия, Успения Богоматери, «Тайная вечеря».

Царские врата и иконостас типичны для конца 18 века, эпохи расцвета московского барокко. Остальные здания монастырского комплекса — три келейных корпуса и подсобные помещения — построены совсем недавно. Насельницы держат свое хозяйство, в местной лавке можно купить хлеб, сыр, молоко.

Неподалеку от монастыря находятся скальники с пещерами, к которым, по воспоминаниям старожилов, от монастыря вел подземный ход. В пещерах были устроены монашеские кельи. В советское время, чтобы избежать случайных обвалов, пещеры якобы взорвали — остался лишь один вход, пользуются которым только опытные спелеологи. Об этих и других интересных фактах из жизни монастыря и окрестностей с удовольствием расскажут сами монахини.

Источник

Венёв-Монастырь. Никольско-Успенский женский монастырь.

Венёв-Никольский монастырь

Карта и ближайшие объекты

венев женский монастырь тульская область

Статьи

До середины XVII века монастырь играл видную роль в защите южных рубежей Московского государства, находясь почти в центре Веневской Веркушской засеки и имея достаточно мощные оборонительные сооружения.

Венев-монастырь в XV веке вместе с Веневом вошел в состав московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI века, Венев также находился в Засечной черте. Город Венев в церковном отношении в первое время своего существования зависел от Рязанской епархии, с 1662 г. и до открытия Тульской епархии причислялся к Коломенской кафедре, а после открытия Тульской епархии в 1799 г. вошел в ее состав. Первое упоминание о монастыре встречается в «Книге степенной царского родословия» в 1407 г. в рассказе о кончине и погребении в Венев-монастыре смоленского князя Юрия. А по легенде, записан¬ной в середине XIX века Д. Г. Гедеоновым, монастырь был основан в XIII веке на ме¬сте, где остановились греческий священник Евстафий и его спутники, перено¬сившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. В начале XV столетия здешняя обитель была в особенном уважении московского князя, за благоденствие иноков и просвещенную ревность к пользам земли русской. Надо заметить, что первоначально монастырь был мужским, но в 1782 г. был упразднен. Монастырский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского и использовался как приходской. И только в начале 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, 1 ноября того же года обращенного в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в Свято-Никольский женский монастырь.

В отличии от основного объема, колокольня храма – восьмигранный ярус звона на четверике с парадной лестницей – несколько скромнее и также завершена фонариком и главкой. Колокольня пристроена к северо-западному углу и, составляя нижним ярусом паперть для входа в верхнюю церковь, соединяется с северными и западными дверьми двумя просторными галереями. Первоначально храм и колокольня имели синие со звездами купола. Такие купола, венчающие храмы, посвящены Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Своды в церкви опираются на одном столбе, в котором сделана ниша для стояния настоятелю. Под папертью выходы, род усыпальниц, в третьем этаже колокольни настоятельская келья, под западной галереей келья затворника. Между северной галереей и настоящей церковью в стене открыта в 1820 году пустота, по догадкам, служившая кладовою для монастырских драгоценностей. Внешнему облику храма присущи многие отличительные черты архитектуры конца XVII века: отсутствие страха перед асимметрией, свобода планировочных и пространственных решений, смелые контрасты, богатое кирпичное узорочье – и в то же время – следование духу более древних форм и деталей. Любопытен крест главного купола. Это якорный четырехконечный крест. Средокрестие украшено медальоном, от которого отходят по три луча с каждой стороны, заканчивающиеся шариками. Концы креста оканчиваются кругами с прикрепленными сердечками. В нижней части креста – якорь, также оканчивающийся сердечками. Якорь сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, символом спасения, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие. Богатство творческой фантазии зодчего особенно хорошо видно, когда смотришь на храм с его восточной стороны: из основного объема храма выступают двумя последовательными уступами апсиды сперва верхней, а затем нижней церкви, создавая впечатление ниспадающего каскада. И все это насыщено сочным и пластичным декором. Имени зодчего храма неизвестно. Но судя по непосредственности, подкупающей свежести, смелости архитектурных изысканий и творческих находок, трудно не высказать предположение, что творцом его был зодчий, наделенный недюжинным архитектурным дарованием и большим опытом.

Севернее храма расположен участок ограды с въездными воротами. Первоначально территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с угловыми башнями, служившими в оборонительных целях. Западнее – за оградой кладбища, окружающего храм (в монастыре имеются старинные надгробные плиты, где похоронено более пятисот монахов), под слоем земли, сохранились остатки фундаментов древней монастырской ограды и угловых башен. Что касается внутреннего убранства церкви, надо заметить, что изображения, предусмотренные каноном, отсутствовали. Все стены были расписаны растительными орнаментами, являющиеся типично русским явлением. Такими же орнаментами были расписаны своды и стены паперти, к сожаленью, на сегодняшний день утраченными.

В 1-й пол. XIX в. академическое иконописание стало играть все более заметную роль. К тому времени уже значительная часть общества, в т. ч. духовенство и сами иконописцы, воспринимала его как «более правильное» по сравнению с традиционной иконописью. Развитие культурно-исторического сознания требовало точной передачи реалий евангельской истории — от этнических типов до ботанических видов растительности Палестины.

Следует заметить, что это отнюдь не противоречило установлениям Церкви: судя по описаниям некоторых иконных изображений в деяниях VII Вселенского Собора, отцы Церкви не отвергали эллинистическую живопись с ее натурализмом и психологизмом. В монастыре сохранилось много древних икон: «Св. Елизавета», к. XVIIIв., «Архангел Рафаил», сер. XIX в, «Преподобный Пафнутий», сер. XIXв., «Покров Богоматери», 2пол.XVIIIв., «Вседержитель» XIXв., «Св. арх. Михаил», XVIIIв., «Св. арх. Гавриил», сер. XIXв., «Успение Богоматери», XVIIIв., «Тайная вечеря», к.XIXв., «Вседержитель на престоле», XVIIIв., «Поклонение апостолов», XVIIIв., «Преп. Макарий Унжинский чудотворец», XVIIIв. Все они выполнены темперой, покрыты левкасом и позолотой, и требуют срочной реставрации, т.к. наблюдаются многочисленные осыпи красочного слоя, потемнение олифы, потертости позолоты, трещины между досками.

В книге «Памятники искусства Тульской губернии» говорится о поле Успенской церкви, сделанным из толстых дубовых брусьев, положенных в елку. Далее там говорится, что пол современен постройке храма и в таком случае представляет редкий образец деревянного пола конца XVII века. На сегодняшний день пол в своем первоначальном виде не сохранился. В южной части, в особой каменной нише Никольской церкви в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пи¬мена, над ними нахо¬дится икона с изображением святителя. Пимен возглавлял Новгородскую кафедру, но в 1570г. Иван Грозный получил на Пимена ложный донос, что тот собирается служить Польше. Пимена низвели до положения шута, лишили в сана и отправили в заточение в Венев-монастырь. Его замуровали в «каменный мешок», высотой в 1,5м, где нельзя было выпрямиться. Прожил Пимен в том мешке чуть больше года. В отношении монастырских заточений Венев-монастырь не был одинок: многие русские монастыри бывали в старину не только пристанищем для смиренной молитвы и тихого уединения, но и местами заточения государевых и патриарших ослушников. В северной части нижнего храма перед алтарем предполагается захоронение Смоленского князя Юрия, закончившего свою жизнь в монастыре. Эти немногочисленные известия говорят нам о том, что монастырь не жил обособленно, а был тесно связан как с отдельными историческими лицами, так и со многими духовными центрами России.

Венев-монастырь, хотя и входит в список исторических и архитектурных памятников, не имеет помощи ни от Российской Федерации, ни от муниципалитета, Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №6-1327 Венев-монастырь и его росписи поставлены на учет как памятники архитектуры и живописи. Это памятники федерального значения. К северной стене колокольни прикреплена охранная доска с надписью: «Памятник архитектуры. Церковное здание. 1696г. Охраняется государством».

Уклеин В.Н. След времен минувших. Тула: Приокское книжное издательство Венев монастырь //Тульские епархиальные ведомости, №12(62), 2006 Правосл. энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. VII. М., 2004. Памятники искусства Тульской губернии. М., синодальная типография, Вып. I, 1914

Успенский Иверский монастырь, общежительный, при селе Борщевом, в 12 верстах от города Венева. Учрежден в 1898 году из Крестовоздвиженской женской общины, основанной в 1892 году. При нем богадельня и школа грамоты.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Венёв Никольско-Успенский храм и его росписи Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. №6-1327 поставлен на учёт как памятник архитектуры федерального значения. На северной стене колокольни имеется охранная доска с надписью: «Памятник архитектуры. Церковное здание. 1696 г. Охраняется государством». 19 июля 1999 года Священный Синод благословил преобразование Никольского прихода в селе Венёв-Монастырь в Никольский женский монастырь.

Из журнала: «Автомобили и цены» №33 (117) 22-28 августа 2005/Автопутешествие/Москва-Венёв

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *